Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
Бразилия и Россия: новые тенденции развития БРИКС
Интервью с Антонио Жозе Валлимом Геррейро, Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Бразилия в Российской Федерации

Интервью с Антонио Жозе Валлимом Геррейро

№ 11 (78) 2014

BRASIL AND RUSSIA: THE NEW BRICS DEVELOPMENT TRENDS


Interview with Antonio Jose Vallim Guerreiro, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Federative Republic of Brazil to the Russian Federation.

Визитная карточка:

Антонио Жозе Валлим Геррейро родился 4 августа 1954 г. в г. Мадриде, Испания. Окончил факультет экономики Католического университета г. Рио-де-Жанейро. Во время обучения в университете выполнил программу подготовки для дипломатической карьеры Института «Рио Бранко».

С 1975 по 1978 г. работал в Департаменте международных организаций Министерства иностранных дел Бразилии. 12 июня 1975 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Второго секретаря. С 1979 по 1984 г. работал в Представительстве при ООН в Нью-Йорке. 23 июня 1981 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Первого секретаря.

С 1984 по 1987 г. — Первый секретарь Посольства Бразилии в Каире. С 1987 по 1990 г. руководил Отделом по вопросам морей, Антар­ктиды и космоса МИД Бразилии. 17 декабря 1987 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Советника.

С 1990 по 1992 г. — Советник Посольства Бразилии в Париже.

В 1992 г. получил высшее образование в Институте «Рио Бранко», защитил диссертацию на тему «Значение переговоров об использо­вании антарктических минеральных ресурсов».

С 1993 по 1994 г. возглавлял Отдел по вопросам интеллектуальной собственности МИД Бразилии. 30 июня 1994 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Министра второго класса.

С 1994 по 1998 г. руководил Отделом по вопросам разоружения и чувствительных технологий МИД Бразилии. В 1996 г. возглавлял делегацию на Пленарном заседании Режима контроля за ракетными технологиями в Токио. В 1997 г. был руководителем делегации при Комитете Бразилия — США по безопасности и военным вопросам в Вашингтоне.

28 августа 1998 г. назначен Директором Департамента специальных вопросов МИД Бразилии. В 2000 г. возглавлял правительственную делегацию Бразилии на Конференции ООН по борьбе с опустыниванием в Бонне.

В 2001 г. назначен Генеральным директором Департамента международных организаций МИД Бразилии. 22 июня 2001 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Министра первого класса. В этом же году руководил официальной делегацией на Пленарном заседании Режима контроля за ракетными технологиями в Оттаве. В 2002 г. был Председателем Рабочей группы ООН по всем аспектам ракетных вопросов в Нью-Йорке. В 2003 г. возглавил делегацию на Пленарном заседании Режима контроля за ракетными технологиями в Буэнос- Айресе.

28 ноября 2006 г. назначен главой Представительства Бразилии при МАГАТЭ. Возглавлял Представительство в ранге Посла до 2012 г.

3 февраля 2012 г. назначен главой Постоянного представительства при Конференции по разоружению в Женеве, Швейцария.

13 декабря 2013 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Бразилии в Российской Федерации.

Награды: 13 июня 1988 г. — медаль «Тамандаре», Бразилия. 09 октября 1988 г. — орден «За морские заслуги», Бразилия. Офицер. 20 ав­густа 1991 г. — орден «За военные заслуги», Бразилия. Офицер. 29 апреля 1996 г. — орден «Рио Бранко», Офицер. 30 ноября 1999 г. — орден «За заслуги в аэронавтике», Бразилия. Офицер. 8 ноября 2002 г. — орден «За заслуги в обороне», Бразилия. Офицер. 27 апреля 2003 г. — ме­даль «СантосДюмон», Бразилия.

Женат на г-же Элиане Корреа да Силва Амарал.

***************************************************************

— Уважаемый господин Антонио Жозе Валлим Геррей­ро, сегодня Бразилия проводит очень активную независимую внешнюю политику на международной арене. Этому способ­ствует то, что Ваша страна является державой, выступающей самостоятельной геополитической и экономической силой в постбиполярном мироустройстве. Еще в середине прошлого столетия она была исключительно региональной державой, связи которой замыкались на соседях по Южной Америке и США. Однако уже к концу прошедшего века Федеративная Республика Бразилия стала последовательно и планомерно расширять дипломатические и торговые отношения практи­чески со всеми, особенно крупнейшими государствами мира, чему во многом способствовало усиление ее экономических позиций... В первую очередь по этим причинам ЕврАзЮж ре­шил в последнем номере уходящего 2014 г. начать свою серию материалов о странах БРИКС именно с Бразилии. А теперь наш первый вопрос.

Традиционно одной из приоритетных тем «Евразий­ского юридического журнала» является освещение роли международного права в современных международных отношениях. Поэтому предлагаем начать нашу беседу именно с основополагающих начал обустройства между­народного сообщества. Какую позицию занимает в своей независимой внешней политике Бразилия относительно нарушения со стороны западных стран в последнее время принципов и норм международного права?

— Основы внешней политики Бразилии заложены в ее Конституции, которая в свою очередь зиждется на основных принципах и нормах международного права. Наше государ­ство на международной арене глубоко чтит и четко придержи­вается всех 11 основных его принципов, заложенных в Уставе ООН 1945 г., которые позже были конкретизированы в Де­кларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государ­ствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г., а также в Хельсинском заключитель­ном акте 1975 г. Бразилия на основе общепризнанных принци­пов и норм международного права добросовестно выполняет свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности, закрепленных в данных актах.

Внешнеполитическая стратегия Бразилии с соблюдением международного права направлена на единую цель — все­мерное наращивание международного авторитета и влияния Бразилии, приведение ее политического веса в мировых делах в соответствие с ее экономическим потенциалом, становление страны как политически и экономически влиятельной дер­жавы, поддержание ее статуса регионального центра силы.

В международно-нормативной системе действует согласо­ванная между государствами и другими субъектами между­народного права совокупность правовых норм, правил, про­цедур, которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы международных отношений. Такой внешнепо­литический подход способствует становлению нашей страны в качестве одного из крупнейших игроков также и на между­народной политической арене. С середины 1990-х годов ру­ководство страны стало активно выступать за многополюсное мироустройство, укрепление многосторонней дипломатии и роли ООН как уникального центра гармонизации интересов всех государств мирового сообщества, за укрепление между­народной и региональной безопасности. Для поддержания своей позиции оно занято активным поиском и привлечением союзников и сторонников практически во всех регионах. Вес и влияние Бразилии в международных делах существенно воз­растают. Огромная территория, богатые природные ресурсы, культурное и этническое разнообразие влияют на внешнюю политику Бразилии, обуславливая широкий круг ее интересов и устремлений и расширяя естественным образом возможно­сти диалога и сотрудничества с самыми разными государства­ми на основе международного права.

Мы считаем, что основополагающие общепризнанные нормы обладают высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно- значимые действия субъектов должны соответствовать положениям ос­новных принципов. Основные принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-пра­вовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Бразилия, традиционно проводя свою миролюбивую политику в соответствии с принципом неприменения силы и угрозы силой, считает, что все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким- либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Кстати, Бразилия отказалась от ядерного оружия, подписав Договор Тлателолько о создании безъядерной зоны в Латинской Аме­рике (1967 г.) и Договор о нераспространении ядерного оружия (1997 г.)..

В последние два десятилетия Бразилия стала развивать находившиеся прежде на достаточно низком уровне политиче­ские контакты в международном сообществе, искать поддерж­ку одной из главных идей своей внешней политики — рефор­мы ООН и расширения Совета Безопасности.

— Как можно было бы вкратце охарактеризовать ос­новные направления внешней политики Бразилии в се­годняшней глобальной политике?

   — Сразу оговорюсь, одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства в последнее десятиле­тие стало тесное сотрудничество в рамках БРИКС. 15-16 июня 2014 г. в бразильских городах Форталеза и Бразилиа состоялся шестой саммит стран БРИКС, который дал новый импульс нашему движению. Впереди встреча БРИКС в верхах — 2015 в городе Уфе, столице Республики Башкортостан, в одном из экономически ведущих регионов России.

Статус активно развивающейся региональной державы, который получила страна 10-15 лет назад, способствовал чет­кой расстановке внешнеполитических приоритетов Бразилии. Основными целями правительства стали: превращение Брази­лии в центр региональных интеграционных процессов, в пер­вую очередь, развитие МЕРКОСУР (исп. Mercado Comun del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Nemby Nemuha, англ. Southern Common Market — общий рынок стран Южной Аме­рики), недопущение чрезмерного влияния США в Латинской Америке, вывод страны в один ряд с развитыми державами мира, играющими ведущую роль на международной арене посредством развития независимых дву- и многосторонних отношений с государствами во всех частях света — Европе, Африке, Азии и т.д.

Концепция внешней политики Бразилии опирается на то, что наряду с традиционным лидером США, при снижении его роли в мировой экономике, сильный голос на международной арене за счет интенсивного экономического развития обрели наиболее успешные развивающиеся государства. Бразилию также можно считать одним из новых центров влияния, а так­же наиболее соответствующей роли естественного ядра лати­ноамериканского региона.

Бразилия имеет большое политическое и экономическое влияние в Латинской Америке, а также является важным игро­ком на мировой арене. Политика Бразилии составляет силь­ную конкуренцию США в отношениях с другими странами Латинской Америки. Бразилия участвует в многосторонней дипломатии в рамках Организации американских государств, Организации Объединенных Наций, а также улучшает связи с развивающимися странами Африки и Азии. Бразилия уча­ствует в 73 международных организациях. Наиболее репре­зентативными в этом плане, проясняющими квинтэссенцию кардинальных принципов бразильской внешнеполитической линии, являются такие внеконтинентальные направления внешней политики Бразилии, как связи со странами ЕС, Юж­ной Африки, АТР и Россией.

В дополнение к ее традиционным связям с США и европей­скими странами, Бразилия стремилась наладить отношения с большими развивающимися странами. С Индией и Юж­ной Африкой был создан Трехсторонний форум для диалога (IBAS), приспособленный к проектам сотрудничества и гло­бальным инициативам. Фонд IBAS был создан для финансиро­вания социальных проектов в развивающихся странах.

На современном этапе бразильская внешняя политика ха­рактеризуется усилением активности в этом направлении. Особую важность приобрели контакты с португалоязычными странами, составляющими Сообщество португалоязычных стран, в частности Анголой и Мозамбиком, а также с ЮАР — одной из крупнейших стран континента.

   Бразилия традиционно имеет особые отношения со стра­нами Африки, в первую очередь Южной, которая воплотила в цивилизационном аспекте вектор развития бразильской на­ции, что самым непосредственным образом влияет на выстра­ивание современных отношений. Бразилия является страной, имеющей в населении значительную долю потомков выходцев из Африки. Как известно, Южно-Африканская республика участвует в группе БРИКС.

Как уже отмечалось ранее, Бразилия, будучи региональным центром, стремится уравновесить влияние США в Латинской Америке и расширить свои связи и контакты до уровня, соот­ветствующего статусу крупной державы. Внешнеполитический курс Бразилии направлен на диверсификацию круга своих партнеров, а также партнеров по МЕРКОСУР, неоспоримым лидером которого она является. Действия Бразилии, как не­сомненного лидера МЕРКОСУР, направлены на активизацию взаимоотношений со странами Западной Европы в условиях договоренности двух интеграционных блоков о формировании зоны свободной торговли.

Происходит нарастающее взаимодействие Бразилии с крупнейшими государствами АТР в целях получения боль­шей автономии на международной арене и новых экспортных рынков. Отношения со странами АТР, в первую очередь с та­кими развитыми, как Япония и Южная Корея, используются в целях диверсификации торгово-экономических связей — ос­новы сотрудничества.

Динамично развиваются отношения Бразилии с Китаем — крупнейшей державой АТР. КНР является одним из ведущих азиатских торговых партнеров Бразилии, что остается пока приоритетом в отношениях двух стран.

Оба государства имеют колоссальные природные и чело­веческие ресурсы, оба постепенно, хоть и разными темпами, наращивают свое влияние в международных делах, в мировой политике и экономике. КНР является партнером Бразилии по «Группе 20» в переговорах с индустриально развитыми странами в рамках ВТО. Перед Бразилией стоит задача не до­пустить намечающегося перекоса в сторону использования страны как огромного рынка сбыта дешевых китайских товаров массового потребления и сырьевого придатка.

— Господин Посол, два месяца назад в Бразилии прош­ли президентские и парламентские выборы. Многие назы­вали борьбу за пост главы государства самой напряженной и непредсказуемой за всю историю страны. Действую­щий президент Дилма Руссефф и ее главный соперник в предвыборной гонке — социалистка Марина Силва — шли вровень. По словам политологов, основное отличие между кандидатами заключается в позиции по вопросам внешней политики. В итоге лидер Партии трудящихся Дилма Руссефф выиграла 26 октября президентские вы­боры в Бразилии. Как Вы оцениваете ее победу с точки зрения дальнейшего развития вашего государства, обще­ства и экономики?

— Прежде всего, хотелось бы сказать, что эти выборы стали торжеством демократии в Бразилии. Дилма Руссефф победила с небольшим отрывом. Исходя из нашего избирательного за­конодательства, набрав более 50 процентов голосов, она полу­чила убедительную победу. Инаугурация состоится 1 января 2015 г.

Как вы знаете, в последнее время темпы экономического развития Бразилии несколько замедлились в силу объективных обстоятельств, сложившихся в мировой экономике. Поэтому сейчас перед Президентом будет стоять задача выполнения сво­их обещаний по повышению темпов развития, по улучшению социального положения населения. Избиратели сделали свой выбор. Они многого от нее ожидают. Уверен, что не все будет просто, но, надеюсь, она вместе с другими органами испол­нительной власти, в частности, с верхней палатой, конгрессом примут первые решения для грамотного руководства страной в плане выполнения предвыборных обещаний по ускорению темпов экономического развития.

— Думается, время остановиться отдельно на россий­ско-бразильских отношениях. Считается, что изучение всего комплекса отношений Бразилии не только с государ­ствами Западной Европы, Южной Африки, АТР, но и Рос­сией способствует лучшему пониманию основных на­правлений бразильской внешней политики и аспектов внешнеполитической концепции.

— Динамика развития двухсторонних отношений России и Бразилии наглядно прослеживается при рассмотрении эта­пов исторического развития международных связей двух стран. Дипломатические отношения между Россией и Бразилией установлены 3 октября 1828 г. В конце XIX в. Бразилия была единственной латиноамериканской страной, с которой Рос­сия поддерживала регулярные торговые связи. После октября 1917 г. Бразилия прервала официальные контакты с Советской Россией, которые были восстановлены только 2 апреля 1945 г.

Активные двусторонние обмены стали осуществляться с 80-х годов ХХ в. Приход в марте 1985 г. к власти в Бразилии гражданского правительства во главе с Президентом Ж. Сар- неем ознаменовался пересмотром бразильским руководством концептуального подхода к развитию сотрудничества с Вашей страной. 26 декабря 1991 г. Бразилия одной из первых латино­американских стран признала Российскую Федерацию в ка­честве государства — продолжателя СССР. Начиная с 1994 г. российско-бразильские отношения характеризуются позитив­ной динамикой политических контактов на высоком и высшем уровнях. В июне 2000 г. подписан базовый Договор о партнер­ских отношениях между Россией и Бразилией (вступил в силу в январе 2002 г.).

Регулярный характер приобрела практика встреч на выс­шем уровне, а также обмена посланиями между президентами России и Бразилии по наиболее актуальным вопросам двусто­ронних отношений.

Позиции наших государств совпадают относительно ос­новных вопросов международной повестки дня реформирова­ния ООН и ее Совета Безопасности, борьбы с международным терроризмом, международного взаимодействия в решении глобальных экологических проблем.

— Господин Посол, не могли бы вкратце остановиться на договорно-правовой основе регулирования торгово­экономического сотрудничества между Россией и Бра­зилией?

— Договорно-правовой базой российско-бразильского торгово-экономического сотрудничества являются между­народные соглашения, подписанные Бразилией с бывшим СССР и с Российской Федерацией. Правовой основой регу­лирования российско-бразильского торгово-экономического сотрудничества являются более десятка двусторонних догово­ров и документов. Основным является Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией от 22 июня 2002 г. Действие Договора продлено Декретом № 4379 от 17 сентября 2002 г. Статья 8 содержит договоренность сторон о содействии расширению торгово-экономического сотрудничества в таких отраслях вза­имного интереса, как агропромышленный комплекс и другие, ориентированные на потребителя отрасли: металлургия, ма­шиностроение, энергетика, транспорт.

— Как скажется переизбрание Дилмы Руссефф на бра­зильско-российских торгово-экономических связях и тех­нологическом сотрудничестве, особенно в сфере высоких технологий?

— На мой взгляд, кто бы ни стал Президентом, в любом случае, сохранение и развитие партнерства Бразилии и Рос­сии — это стратегическая политическая задача для нас. Дил­ма Руссефф, безусловно, будет продолжать данную линию. На двустороннем уровне наши отношения отличаются вы­соким взаимопониманием. Могу сказать, что это настоящее стратегическое партнерство, которое позволяет нам сближать позиции и вместе противостоять вызовам и решать те вопросы, которые возникают на международной арене.

   Для развития торгово-экономических отношений сторо­нам необходимо предпринять ряд мер, главными из которых являются государственная поддержка экспортных отраслей, изменение структуры экспорта в сторону повышения в ней доли высокотехнологичной продукции и наращивание ин­вестиционной составляющей российской внешней торговли. Российские компании сегодня все активнее выходят на бра­зильский рынок.

Бразилия, пожалуй, одно из самых географически уда­ленных от России государств. Тем не менее, я считаю, что это не повод для отсутствия контактов.

— Современная бразильская дипломатическая линия во многом носит ярко выраженный экономический ха­рактер; внешнеполитический инструментарий служит обеспечению экономических интересов страны (и в этом она следует бразильской дипломатической традиции все­го XX в.), наращиванию ее присутствия на мировых рын­ках, продвижению и защите национальных интересов в международных экономических и финансовых орга­низациях. Согласитесь ли Вы с таким тезисом: несмотря на то, что Россия и Бразилия неизменно выражают заин­тересованность и намерение развивать взаимовыгодные связи, до сих пор в любой области сотрудничества, в част­ности, в политической, сохраняется несоответствие между огромным потенциалом и достигнутым уровнем?

— Согласен, что не все возможности и ресурсы исполь­зуются в полной мере. У наших стран колоссальные ресурсы. Российская и бразильская экономики могут быть сопостави­мы по объему и достигают 2 трлн долларов. Мы занимаем 7-8 место в списке стран с крупнейшими экономиками. Что касается взаимоотношений, то перспективы у нас очень значи­тельные, так как еще до недавнего времени бразильская эконо­мика не была на политическом горизонте перспектив у России. Но и Россия, в свою очередь, не воспринималась Бразилией настолько серьезно. В последний год все поменялось, наши возможности и перспективы на самом деле многообещающие, и обе страны должны активно работать над воплощением по­тенциала в реальность.

— Господин Посол, расскажите, пожалуйста, велика ли роль инвестиций российских компаний в экономику Бра­зилии и заинтересованы ли бразильские бизнесмены в ин­вестировании в экономику РФ?

— С точки зрения интересов бразильских инвесторов здесь в России, могу сказать, что взаимодействие и сотрудничество может быть очень плодотворным и выгодным. Именно в этом ключе в Москве работает Представительство Правительствен­ного агентства по продвижению экспорта и инвестиций. Оно вплотную и успешно работает с бразильскими экспортерами и компаниями, которые хотят выйти на российский рынок. Уверен, что внутри Бразилии наше правительство ведет ту же политику по отношению к российским компаниям, которые заинтересованы в нашем национальном рынке, и для них соз­даны благоприятные и оптимальные условия работы в Бра­зилии.

Нефтяная сфера является одной из передовых отраслей нашего сотрудничества. Львиная доля инвестиций России в Бразилию сделана именно в этой отрасли. Флагманом здесь выступает компания «Роснефть». Представлять ее не имеет смысла. Достаточно сказать, что из публичных компаний, ко­торые показывают свои активы и операции, а также проводят публичную работу, это компания номер один в мире по обо­роту. Добыча, транспортировка, коммерциализация нефти и газа являются сильными сторонами «Роснефти».

— Сейчас в России сложилась непростая ситуация с импортом продовольствия из-за внешних санкций со сто­роны европейских стран и ответных мер России. Насколь­ко Бразилия, как крупный экспортер сельхозпродуктов, готова увеличить поставки продовольствия и предпри­нимаются ли шаги в этом направлении?

— Я хотел бы отметить, что основные сельхозпроизводите­ли и вообще производители продовольствия в Бразилии — это, в первую очередь, частные компании. При этом на бразиль­ском государственном уровне взаимодействие с частными про­изводителями выстроено таким образом, что каждое посоль­ство в зарубежной стране имеет отдел по содействию торговле, который занимается подбором наиболее подходящих секторов на рынке, помогает решать вопросы и повышать их представи­тельство. Это касается и российского рынка. Поэтому с точки зрения частного бизнеса, безусловно, бразильские произво­дители видят очень большие перспективы и рассматривают текущий момент как удобный для расширения своего при­сутствия на российском рынке. В то же время хотел бы особо подчеркнуть, что на правительственном уровне не существует какой-либо стратегии по вытеснению других иностранных пар­тнеров с российского рынка и правительство, поддерживающее частных производителей, не стремится заместить кого-бы то ни было. На данный момент еще преждевременно давать точные оценки того, насколько увеличился экспорт бразильской про­дукции в Россию, но мы можем сказать, что по произведенным нами подсчетам, поставки свинины выросли на 41% и более- менее схожий рост отмечается в поставках мяса птицы.

Касательно мяса крупного рогатого скота, я считаю, здесь у Бразилии есть еще очень большие резервы. И сейчас более половины всего российского импорта замороженного мяса крупного рогатого скота идет из Бразилии.

— Господин Посол, какие еще сферы российско-бра­зильского сотрудничества Вы хотели бы выделить?

— Помимо торгово-экономических отношений, сегодня мы стараемся активно развивать и другие сферы нашей дея­тельности. В прошлом году прошли дни российской культуры в Бразилии, а в этом году должны пройти дни бразильской культуры в России. Нам безумно интересна и колоритная исто­рия этой страны, и те виды искусства, которые здесь достигли мировой славы. В 2013 г. в Большом зале Московской консерва­тории прошел фестиваль — босса-новы. Показателен он, кро­ме прочего, тем, что его спонсировал российско-бразильский деловой совет.

— В то же время специалисты отмечают низкий уро­вень развития отношений между нашими странами в об­ласти культуры, особенно с учетом культурного разноо­бразия двух стран...

— Соглашаясь частично с высказанной выше точкой зре­ния, хочется обратить внимание читателей «Евразийского юридического журнала» на то, что как российская, так и бра­зильская культуры вызывают в обеих странах взаимный живой интерес. В этом смысле достигнутый уровень двустороннего сотрудничества в сфере культуры в широком смысле этого слова пока не отвечает реальным потребностям наших народов. И это уже само по себе представляет собой хорошую основу для того, чтобы придать гораздо больший динамизм развитию взаимодействия в области науки, культуры и образования.

— Не так давно Россия была включена в бразильскую программу «Наука без границ». Сколько студентов бра­зильцы намереваются направить в российские вузы? Суще­ствует ли возможность для российских студентов попасть в бразильские университеты по программам обмена?

— Сегодня в российских вузах уже учится множество сту­дентов из Бразилии. И как отметили наши железнодорожники, было бы интересно не просто направлять молодежь на об­учение, а делать это применительно к дальнейшему участию в совместных проектах. То есть обучать железнодорожников, специалистов в сфере мирного атома и энергетики. И замкнуть эти программы на целевое обучение с учетом создания или гарантирования рабочих мест в совместных проектах. Мне кажется, это одно из направлений нашего сотрудничества. Кроме того, не так давно на базе одного из известнейших вузов Бразилии — Федерального университета Флуминенсе в Рио-де- Жанейро прошла конференция, в которой приняли участие 14 ведущих российских вузов, которые заявили о своем желании подключиться к программе «Наука без границ». Среди них МГУ имени М. В. Ломоносова и Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина.

— 21 октября сего года Вы, как представитель страны — председателя БРИКС, выступили с основным докладом на Международной конференции «БРИКС: место и роль в изменяющемся мире», организованной по инициативе МОД «Российская служба мира» на базе Института на­учной информации по общественным наукам Россий­ской академии наук при поддержке Посольства Бразилии. Как Вы оцениваете этот форум и что бы Вам хотелось особенно подчеркнуть из сказанного Вами в ходе этой конференции?

— Я хотел бы выразить свое большое удовлетворение от участия в Конференции по теме: «БРИКС: место и роль в изменяющемся мире». Это была очень приятная и полезная возможность для меня поделиться моими взглядами о роли БРИКС с российским научным сообществом и общественно­стью. Дискуссии, которые состоялись в рамках Конференции, показали высокий интерес, в том числе российских ученых и общественности, к обсуждению перспектив седьмого сам­мита БРИКС в июле 2015 г. в Уфе. Я уже сейчас могу сказать, что Президент Д. Руссефф приедет в Уфу, безусловно. И одна из задач, которая, как мне видится, будет стоять перед этим саммитом — обсудить возможности не только диверсифика­ции и разнообразия аспектов нашего сотрудничества, которое на данный момент уже развивается в разных сферах, но и вы­полнить основную задачу по углублению и укреплению со­трудничества во всех сферах, которые представляют для нас взаимный интерес. С учетом того, что позиции стран БРИКС в мире с каждым годом становятся все более прочными, их экономический и политический вес также становится все большим.

— Как уже говорилось в начале нашего разговора, в бразильских городах Форталеза и Бразилиа состоялся шестой саммит стран БРИКС. Было подписано много офи­циальных документов, в том числе соглашение о создании Нового банка развития стран БРИКС с общим капиталом в 100 млрд долларов. Господин Посол, как Вы считаете, сможет ли Новый банк стать реальным конкурентом ныне существующим международным кредитным организа­циям, в первую очередь, Международному валютному фонду? Не секрет, что МВФ представляет, прежде всего, интересы США и европейских стран, и не всегда условия кредитования выгодны другим государствам.

— Считаю, что создание Нового банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС — это не цель, а ви­димый результат сотрудничества. Как вы знаете, суммарный капитал банка составляет 100 млрд долларов — это серьезная сумма, которая должна быть направлена на четко определен­ные цели, как сказано в Уставе банка, а именно на финанси­рование проектов в странах БРИКС, но при этом особо от­мечается, что возможность финансирования проектов третьих стран не закрыта. Мы такой вариант не исключаем. Политика Управляющего совета банка должна быть гибкой и подстраи­ваться под текущие реалии БРИКС.

На Конференции 21 октября я отметил один момент и хочу повторить его сейчас, потому что он ключевой для понимания роли БРИКС. Наша группа стран не противо­стоит чему-либо или кому-либо. Мы считаем, что политика противостояния вредна, и только политика созидания может принести пользу. Поэтому мы работаем на благо наших об­щих интересов, а не в противовес каким-либо другим вещам и объединениям.

   В то же время необходимо отметить, что наша группа вы­ступает, в том числе, за реформирование нынешней системы международных отношений, за придание ей более справедли­вой формы. В частности, если мы говорим о Международном валютном фонде, то Северо-Американская сторона опасается того, что эта организация потеряет свою главенствующую эко­номическую роль в мире и старается сохранить ее в неизмен­ном виде. Мы же придерживаемся мнения, что, в частности, МВФ должен быть реформирован для того, чтобы перераспре­делить полномочия, в первую очередь в экономической сфере, и для того, чтобы организация более эффективно работала на пользу населения крупных и небольших государств.

— Господин Посол, государства БРИКС, обладая важ­ными для мировой экономики природными и людскими ресурсами, оказывают большое влияние на глобальный и региональные рынки. По Вашему мнению, может ли БРИКС в будущем претендовать на роль гаранта мировой безопасности?

— Безусловно, БРИКС в плане укрепления мировой без­опасности действует в рамках Устава ООН, а именно отли­чается приверженностью к решению конфликтов мирными способами, невмешательством во внутренние дела государств и так далее. Недавно наш Министр иностранных дел принял участие в совещании в Нью-Йорке, где поднимались эти вопро­сы. Мы выступаем в таком ключе, чтобы роль БРИКС в плане содействия укреплению мировой безопасности возрастала, чтобы наша позиция была слышна в мире и к ней все больше прислушивались, но при этом повторю, что БРИКС не пре­тендует замещать собой кого-бы то ни было.

Как вы знаете, согласно Уставу ООН, именно Объединенные Нации и Совет Безопасности в частности являются на данный момент гарантом мировой безопасности. Эту схему нужно со­хранять и дальше. В то же время общеизвестно, что Бразилия имеет определенные надежды на реформу Совета Безопас­ности, в том числе стремится обсудить такую возможность и получить статус постоянного члена Совета Безопасности.

— Ваше Высокопревосходительство, по Вашему мне­нию, можно ли сейчас рассматривать БРИКС не только как формирующийся экономический союз, но и как геополи­тический клуб Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР?

— Страны БРИКС образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако со временем появились признаки, что пять стран БРИКС стремятся сформировать политический «клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую эко­номическую власть в большее геополитическое «влияние"». Если мы скажем, что группа БРИКС — это исключительно экономический форум, то это, безусловно, будет недооценка. На текущем этапе наша группа уже превзошла первоначаль­ный формат. Если мы внимательно почитаем итоговый доку­мент саммита в Форталезе в текущем году, подписанный глава­ми наших государств, мы увидим, что в нем выражается мнение не только по экономическим вопросам, но и по вопросам по­литической повестки дня. Даются оценки как регионального, так и мирового масштаба. Это оценки институционального состояния различных секторов БРИКС.

— Господин Посол, в 2014 г. из-за драматических со­бытий в Украине разгорелось новое глобальное противо­стояние между США и ЕС, с одной стороны, и Россией и ее союзниками — с другой. Какую позицию здесь занимает Бразилия?

— Отношения Бразилии и с Россией, и с Украиной друже­ственные. Мы выступаем исключительно за решение конфлик­та мирным и дипломатическим путем, методом переговоров. Мы считаем, что пусть не сразу, но все противоречия должны решаться политиками и дипломатами, чтобы достичь главной цели — не должна больше литься кровь, и должно быть пре­кращено насилие. В то же время хотел бы отметить, что все страны БРИКС воздержались при вынесении на голосование Генеральной Ассамблеи ООН украинской резолюции. В этом плане группа БРИКС была солидарна и едина в своем решении воздержаться при голосовании.

— Летом наступающего года Россия в городе Уфе при­нимает лидеров стран БРИКС. Какие надежды возлагает Бразилия на БРИКС-2015? На Ваш взгляд, насколько реален прогноз экспертов, которые утверждают, что экономиче­ский потенциал Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР таков, что они могут стать пятью доминирующими эко­номическими системами к 2050 г.?

— Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов. В частности, высо­кая численность населения стран (43% населения планеты) об­условливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

По результатам уходящего года страны БРИКС действи­тельно озабочены спадом своих экономик, но саммит в Уфе, по­лагаю, поможет сплотить ряды, нарастить товарооборот и под­нять значимость организации на международной арене.

Наиболее ощутимую выгоду от создания финансовых институтов БРИКС получит, прежде всего, Россия. И дело не в том, что Россия нуждается в стабилизационных кредитах, а в том, что России крайне необходима диверсификация своих рынков и укрепление отношений со странами-партнерами.

Уверен, что значительные размеры экономик всем странам БРИКС в будущем позволят трансформировать экономиче­ский рост в политическое влияние, что приведет к утрате лиди­рующей позиции современной западной экономической эли­ты и к переходу на другую модель экономического управления, не нуждающуюся в наличии элиты как таковой.

— Что Вы могли бы пожелать России, как будущему председателю БРИКС в 2015 г.?

— Хочу пожелать России успехов. Уверен, что саммит БРИКС в Уфе, столице Республики Башкортостан, пройдет на высшем уровне и будет полезен во всех отношениях, как для России, так и для всех наших партнеров по группе БРИКС.

— Что Вы хотели бы пожелать читателям, авторам, сотрудникам «Евразийского юридического журнала»?

— Для меня большая честь быть опубликованным в вашем журнале, имеющем высокую репутацию и хорошо узнаваемом в широкой евразийской аудитории, а также в экспертном со­обществе не только в России, но и в других странах СНГ.

Большое спасибо и мои лучшие пожелания всем сотрудни­кам вашей редакции, авторам и читателям. Уверен, что в даль­нейшем «Евразийский юридический журнал» будет радовать читателей и давать на своих страницах широкую объективную профессиональную информацию.

Пользуясь случаем, я хочу от имени граждан Бразилии поздравить всех россиян, в особенности жителей города Уфы и всей Республики Башкортостан, где в июле следующего года будет проходить шестой саммит БРИКС, с Новым 2015 го­дом! Успешного проведения новой встречи на верхах стран БРИКС!

С Новым 2015 годом Евразия!

Желаю всем процветания и счастья!

С Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Бразилия в Российской Федерации Антонио Геррейро беседовали:

Фархутдинов Инсур Забирович — Главный редактор Евразийского юридического журнала, Заместитель Председателя Международного общественного движения «Российская служба мира».

Шуванов Станислав Александрович — Председатель Международного общественного движения «Российская служба мира», ветеран дипломатической службы.

Кухтин Геннадий Витальевич — Первый заместитель Председателя Международного общественного движения «Российская служба мира», ветеран государственной службы.


Антонио Геррейро, Станислав Шуванов, Геннадий Кухтин, Инсур Фархутдинов (слева направо)

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях