№ 11 (78) 2014
BRASIL AND RUSSIA: THE NEW BRICS DEVELOPMENT TRENDS
Interview with Antonio Jose Vallim Guerreiro, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Federative Republic of Brazil to the Russian Federation.
Визитная карточка:
Антонио Жозе Валлим Геррейро родился 4 августа 1954 г. в г. Мадриде, Испания. Окончил факультет экономики Католического университета г. Рио-де-Жанейро. Во время обучения в университете выполнил программу подготовки для дипломатической карьеры Института «Рио Бранко».
С 1975 по 1978 г. работал в Департаменте международных организаций Министерства иностранных дел Бразилии. 12 июня 1975 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Второго секретаря. С 1979 по 1984 г. работал в Представительстве при ООН в Нью-Йорке. 23 июня 1981 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Первого секретаря.
С 1984 по 1987 г. — Первый секретарь Посольства Бразилии в Каире. С 1987 по 1990 г. руководил Отделом по вопросам морей, Антарктиды и космоса МИД Бразилии. 17 декабря 1987 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Советника.
С 1990 по 1992 г. — Советник Посольства Бразилии в Париже.
В 1992 г. получил высшее образование в Институте «Рио Бранко», защитил диссертацию на тему «Значение переговоров об использовании антарктических минеральных ресурсов».
С 1993 по 1994 г. возглавлял Отдел по вопросам интеллектуальной собственности МИД Бразилии. 30 июня 1994 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Министра второго класса.
С 1994 по 1998 г. руководил Отделом по вопросам разоружения и чувствительных технологий МИД Бразилии. В 1996 г. возглавлял делегацию на Пленарном заседании Режима контроля за ракетными технологиями в Токио. В 1997 г. был руководителем делегации при Комитете Бразилия — США по безопасности и военным вопросам в Вашингтоне.
28 августа 1998 г. назначен Директором Департамента специальных вопросов МИД Бразилии. В 2000 г. возглавлял правительственную делегацию Бразилии на Конференции ООН по борьбе с опустыниванием в Бонне.
В 2001 г. назначен Генеральным директором Департамента международных организаций МИД Бразилии. 22 июня 2001 г. за заслуги присвоен дипломатический ранг Министра первого класса. В этом же году руководил официальной делегацией на Пленарном заседании Режима контроля за ракетными технологиями в Оттаве. В 2002 г. был Председателем Рабочей группы ООН по всем аспектам ракетных вопросов в Нью-Йорке. В 2003 г. возглавил делегацию на Пленарном заседании Режима контроля за ракетными технологиями в Буэнос- Айресе.
28 ноября 2006 г. назначен главой Представительства Бразилии при МАГАТЭ. Возглавлял Представительство в ранге Посла до 2012 г.
3 февраля 2012 г. назначен главой Постоянного представительства при Конференции по разоружению в Женеве, Швейцария.
13 декабря 2013 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Бразилии в Российской Федерации.
Награды: 13 июня 1988 г. — медаль «Тамандаре», Бразилия. 09 октября 1988 г. — орден «За морские заслуги», Бразилия. Офицер. 20 августа 1991 г. — орден «За военные заслуги», Бразилия. Офицер. 29 апреля 1996 г. — орден «Рио Бранко», Офицер. 30 ноября 1999 г. — орден «За заслуги в аэронавтике», Бразилия. Офицер. 8 ноября 2002 г. — орден «За заслуги в обороне», Бразилия. Офицер. 27 апреля 2003 г. — медаль «СантосДюмон», Бразилия.
Женат на г-же Элиане Корреа да Силва Амарал.
***************************************************************
— Уважаемый господин Антонио Жозе Валлим Геррейро, сегодня Бразилия проводит очень активную независимую внешнюю политику на международной арене. Этому способствует то, что Ваша страна является державой, выступающей самостоятельной геополитической и экономической силой в постбиполярном мироустройстве. Еще в середине прошлого столетия она была исключительно региональной державой, связи которой замыкались на соседях по Южной Америке и США. Однако уже к концу прошедшего века Федеративная Республика Бразилия стала последовательно и планомерно расширять дипломатические и торговые отношения практически со всеми, особенно крупнейшими государствами мира, чему во многом способствовало усиление ее экономических позиций... В первую очередь по этим причинам ЕврАзЮж решил в последнем номере уходящего 2014 г. начать свою серию материалов о странах БРИКС именно с Бразилии. А теперь наш первый вопрос.
Традиционно одной из приоритетных тем «Евразийского юридического журнала» является освещение роли международного права в современных международных отношениях. Поэтому предлагаем начать нашу беседу именно с основополагающих начал обустройства международного сообщества. Какую позицию занимает в своей независимой внешней политике Бразилия относительно нарушения со стороны западных стран в последнее время принципов и норм международного права?
— Основы внешней политики Бразилии заложены в ее Конституции, которая в свою очередь зиждется на основных принципах и нормах международного права. Наше государство на международной арене глубоко чтит и четко придерживается всех 11 основных его принципов, заложенных в Уставе ООН 1945 г., которые позже были конкретизированы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г., а также в Хельсинском заключительном акте 1975 г. Бразилия на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполняет свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности, закрепленных в данных актах.
Внешнеполитическая стратегия Бразилии с соблюдением международного права направлена на единую цель — всемерное наращивание международного авторитета и влияния Бразилии, приведение ее политического веса в мировых делах в соответствие с ее экономическим потенциалом, становление страны как политически и экономически влиятельной державы, поддержание ее статуса регионального центра силы.
В международно-нормативной системе действует согласованная между государствами и другими субъектами международного права совокупность правовых норм, правил, процедур, которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы международных отношений. Такой внешнеполитический подход способствует становлению нашей страны в качестве одного из крупнейших игроков также и на международной политической арене. С середины 1990-х годов руководство страны стало активно выступать за многополюсное мироустройство, укрепление многосторонней дипломатии и роли ООН как уникального центра гармонизации интересов всех государств мирового сообщества, за укрепление международной и региональной безопасности. Для поддержания своей позиции оно занято активным поиском и привлечением союзников и сторонников практически во всех регионах. Вес и влияние Бразилии в международных делах существенно возрастают. Огромная территория, богатые природные ресурсы, культурное и этническое разнообразие влияют на внешнюю политику Бразилии, обуславливая широкий круг ее интересов и устремлений и расширяя естественным образом возможности диалога и сотрудничества с самыми разными государствами на основе международного права.
Мы считаем, что основополагающие общепризнанные нормы обладают высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно- значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов. Основные принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.
Бразилия, традиционно проводя свою миролюбивую политику в соответствии с принципом неприменения силы и угрозы силой, считает, что все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким- либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Кстати, Бразилия отказалась от ядерного оружия, подписав Договор Тлателолько о создании безъядерной зоны в Латинской Америке (1967 г.) и Договор о нераспространении ядерного оружия (1997 г.)..
В последние два десятилетия Бразилия стала развивать находившиеся прежде на достаточно низком уровне политические контакты в международном сообществе, искать поддержку одной из главных идей своей внешней политики — реформы ООН и расширения Совета Безопасности.
— Как можно было бы вкратце охарактеризовать основные направления внешней политики Бразилии в сегодняшней глобальной политике?
— Сразу оговорюсь, одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства в последнее десятилетие стало тесное сотрудничество в рамках БРИКС. 15-16 июня 2014 г. в бразильских городах Форталеза и Бразилиа состоялся шестой саммит стран БРИКС, который дал новый импульс нашему движению. Впереди встреча БРИКС в верхах — 2015 в городе Уфе, столице Республики Башкортостан, в одном из экономически ведущих регионов России.
Статус активно развивающейся региональной державы, который получила страна 10-15 лет назад, способствовал четкой расстановке внешнеполитических приоритетов Бразилии. Основными целями правительства стали: превращение Бразилии в центр региональных интеграционных процессов, в первую очередь, развитие МЕРКОСУР (исп. Mercado Comun del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Nemby Nemuha, англ. Southern Common Market — общий рынок стран Южной Америки), недопущение чрезмерного влияния США в Латинской Америке, вывод страны в один ряд с развитыми державами мира, играющими ведущую роль на международной арене посредством развития независимых дву- и многосторонних отношений с государствами во всех частях света — Европе, Африке, Азии и т.д.
Концепция внешней политики Бразилии опирается на то, что наряду с традиционным лидером США, при снижении его роли в мировой экономике, сильный голос на международной арене за счет интенсивного экономического развития обрели наиболее успешные развивающиеся государства. Бразилию также можно считать одним из новых центров влияния, а также наиболее соответствующей роли естественного ядра латиноамериканского региона.
Бразилия имеет большое политическое и экономическое влияние в Латинской Америке, а также является важным игроком на мировой арене. Политика Бразилии составляет сильную конкуренцию США в отношениях с другими странами Латинской Америки. Бразилия участвует в многосторонней дипломатии в рамках Организации американских государств, Организации Объединенных Наций, а также улучшает связи с развивающимися странами Африки и Азии. Бразилия участвует в 73 международных организациях. Наиболее репрезентативными в этом плане, проясняющими квинтэссенцию кардинальных принципов бразильской внешнеполитической линии, являются такие внеконтинентальные направления внешней политики Бразилии, как связи со странами ЕС, Южной Африки, АТР и Россией.
В дополнение к ее традиционным связям с США и европейскими странами, Бразилия стремилась наладить отношения с большими развивающимися странами. С Индией и Южной Африкой был создан Трехсторонний форум для диалога (IBAS), приспособленный к проектам сотрудничества и глобальным инициативам. Фонд IBAS был создан для финансирования социальных проектов в развивающихся странах.
На современном этапе бразильская внешняя политика характеризуется усилением активности в этом направлении. Особую важность приобрели контакты с португалоязычными странами, составляющими Сообщество португалоязычных стран, в частности Анголой и Мозамбиком, а также с ЮАР — одной из крупнейших стран континента.
Бразилия традиционно имеет особые отношения со странами Африки, в первую очередь Южной, которая воплотила в цивилизационном аспекте вектор развития бразильской нации, что самым непосредственным образом влияет на выстраивание современных отношений. Бразилия является страной, имеющей в населении значительную долю потомков выходцев из Африки. Как известно, Южно-Африканская республика участвует в группе БРИКС.
Как уже отмечалось ранее, Бразилия, будучи региональным центром, стремится уравновесить влияние США в Латинской Америке и расширить свои связи и контакты до уровня, соответствующего статусу крупной державы. Внешнеполитический курс Бразилии направлен на диверсификацию круга своих партнеров, а также партнеров по МЕРКОСУР, неоспоримым лидером которого она является. Действия Бразилии, как несомненного лидера МЕРКОСУР, направлены на активизацию взаимоотношений со странами Западной Европы в условиях договоренности двух интеграционных блоков о формировании зоны свободной торговли.
Происходит нарастающее взаимодействие Бразилии с крупнейшими государствами АТР в целях получения большей автономии на международной арене и новых экспортных рынков. Отношения со странами АТР, в первую очередь с такими развитыми, как Япония и Южная Корея, используются в целях диверсификации торгово-экономических связей — основы сотрудничества.
Динамично развиваются отношения Бразилии с Китаем — крупнейшей державой АТР. КНР является одним из ведущих азиатских торговых партнеров Бразилии, что остается пока приоритетом в отношениях двух стран.
Оба государства имеют колоссальные природные и человеческие ресурсы, оба постепенно, хоть и разными темпами, наращивают свое влияние в международных делах, в мировой политике и экономике. КНР является партнером Бразилии по «Группе 20» в переговорах с индустриально развитыми странами в рамках ВТО. Перед Бразилией стоит задача не допустить намечающегося перекоса в сторону использования страны как огромного рынка сбыта дешевых китайских товаров массового потребления и сырьевого придатка.
— Господин Посол, два месяца назад в Бразилии прошли президентские и парламентские выборы. Многие называли борьбу за пост главы государства самой напряженной и непредсказуемой за всю историю страны. Действующий президент Дилма Руссефф и ее главный соперник в предвыборной гонке — социалистка Марина Силва — шли вровень. По словам политологов, основное отличие между кандидатами заключается в позиции по вопросам внешней политики. В итоге лидер Партии трудящихся Дилма Руссефф выиграла 26 октября президентские выборы в Бразилии. Как Вы оцениваете ее победу с точки зрения дальнейшего развития вашего государства, общества и экономики?
— Прежде всего, хотелось бы сказать, что эти выборы стали торжеством демократии в Бразилии. Дилма Руссефф победила с небольшим отрывом. Исходя из нашего избирательного законодательства, набрав более 50 процентов голосов, она получила убедительную победу. Инаугурация состоится 1 января 2015 г.
Как вы знаете, в последнее время темпы экономического развития Бразилии несколько замедлились в силу объективных обстоятельств, сложившихся в мировой экономике. Поэтому сейчас перед Президентом будет стоять задача выполнения своих обещаний по повышению темпов развития, по улучшению социального положения населения. Избиратели сделали свой выбор. Они многого от нее ожидают. Уверен, что не все будет просто, но, надеюсь, она вместе с другими органами исполнительной власти, в частности, с верхней палатой, конгрессом примут первые решения для грамотного руководства страной в плане выполнения предвыборных обещаний по ускорению темпов экономического развития.
— Думается, время остановиться отдельно на российско-бразильских отношениях. Считается, что изучение всего комплекса отношений Бразилии не только с государствами Западной Европы, Южной Африки, АТР, но и Россией способствует лучшему пониманию основных направлений бразильской внешней политики и аспектов внешнеполитической концепции.
— Динамика развития двухсторонних отношений России и Бразилии наглядно прослеживается при рассмотрении этапов исторического развития международных связей двух стран. Дипломатические отношения между Россией и Бразилией установлены 3 октября 1828 г. В конце XIX в. Бразилия была единственной латиноамериканской страной, с которой Россия поддерживала регулярные торговые связи. После октября 1917 г. Бразилия прервала официальные контакты с Советской Россией, которые были восстановлены только 2 апреля 1945 г.
Активные двусторонние обмены стали осуществляться с 80-х годов ХХ в. Приход в марте 1985 г. к власти в Бразилии гражданского правительства во главе с Президентом Ж. Сар- неем ознаменовался пересмотром бразильским руководством концептуального подхода к развитию сотрудничества с Вашей страной. 26 декабря 1991 г. Бразилия одной из первых латиноамериканских стран признала Российскую Федерацию в качестве государства — продолжателя СССР. Начиная с 1994 г. российско-бразильские отношения характеризуются позитивной динамикой политических контактов на высоком и высшем уровнях. В июне 2000 г. подписан базовый Договор о партнерских отношениях между Россией и Бразилией (вступил в силу в январе 2002 г.).
Регулярный характер приобрела практика встреч на высшем уровне, а также обмена посланиями между президентами России и Бразилии по наиболее актуальным вопросам двусторонних отношений.
Позиции наших государств совпадают относительно основных вопросов международной повестки дня реформирования ООН и ее Совета Безопасности, борьбы с международным терроризмом, международного взаимодействия в решении глобальных экологических проблем.
— Господин Посол, не могли бы вкратце остановиться на договорно-правовой основе регулирования торговоэкономического сотрудничества между Россией и Бразилией?
— Договорно-правовой базой российско-бразильского торгово-экономического сотрудничества являются международные соглашения, подписанные Бразилией с бывшим СССР и с Российской Федерацией. Правовой основой регулирования российско-бразильского торгово-экономического сотрудничества являются более десятка двусторонних договоров и документов. Основным является Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией от 22 июня 2002 г. Действие Договора продлено Декретом № 4379 от 17 сентября 2002 г. Статья 8 содержит договоренность сторон о содействии расширению торгово-экономического сотрудничества в таких отраслях взаимного интереса, как агропромышленный комплекс и другие, ориентированные на потребителя отрасли: металлургия, машиностроение, энергетика, транспорт.
— Как скажется переизбрание Дилмы Руссефф на бразильско-российских торгово-экономических связях и технологическом сотрудничестве, особенно в сфере высоких технологий?
— На мой взгляд, кто бы ни стал Президентом, в любом случае, сохранение и развитие партнерства Бразилии и России — это стратегическая политическая задача для нас. Дилма Руссефф, безусловно, будет продолжать данную линию. На двустороннем уровне наши отношения отличаются высоким взаимопониманием. Могу сказать, что это настоящее стратегическое партнерство, которое позволяет нам сближать позиции и вместе противостоять вызовам и решать те вопросы, которые возникают на международной арене.
Для развития торгово-экономических отношений сторонам необходимо предпринять ряд мер, главными из которых являются государственная поддержка экспортных отраслей, изменение структуры экспорта в сторону повышения в ней доли высокотехнологичной продукции и наращивание инвестиционной составляющей российской внешней торговли. Российские компании сегодня все активнее выходят на бразильский рынок.
Бразилия, пожалуй, одно из самых географически удаленных от России государств. Тем не менее, я считаю, что это не повод для отсутствия контактов.
— Современная бразильская дипломатическая линия во многом носит ярко выраженный экономический характер; внешнеполитический инструментарий служит обеспечению экономических интересов страны (и в этом она следует бразильской дипломатической традиции всего XX в.), наращиванию ее присутствия на мировых рынках, продвижению и защите национальных интересов в международных экономических и финансовых организациях. Согласитесь ли Вы с таким тезисом: несмотря на то, что Россия и Бразилия неизменно выражают заинтересованность и намерение развивать взаимовыгодные связи, до сих пор в любой области сотрудничества, в частности, в политической, сохраняется несоответствие между огромным потенциалом и достигнутым уровнем?
— Согласен, что не все возможности и ресурсы используются в полной мере. У наших стран колоссальные ресурсы. Российская и бразильская экономики могут быть сопоставимы по объему и достигают 2 трлн долларов. Мы занимаем 7-8 место в списке стран с крупнейшими экономиками. Что касается взаимоотношений, то перспективы у нас очень значительные, так как еще до недавнего времени бразильская экономика не была на политическом горизонте перспектив у России. Но и Россия, в свою очередь, не воспринималась Бразилией настолько серьезно. В последний год все поменялось, наши возможности и перспективы на самом деле многообещающие, и обе страны должны активно работать над воплощением потенциала в реальность.
— Господин Посол, расскажите, пожалуйста, велика ли роль инвестиций российских компаний в экономику Бразилии и заинтересованы ли бразильские бизнесмены в инвестировании в экономику РФ?
— С точки зрения интересов бразильских инвесторов здесь в России, могу сказать, что взаимодействие и сотрудничество может быть очень плодотворным и выгодным. Именно в этом ключе в Москве работает Представительство Правительственного агентства по продвижению экспорта и инвестиций. Оно вплотную и успешно работает с бразильскими экспортерами и компаниями, которые хотят выйти на российский рынок. Уверен, что внутри Бразилии наше правительство ведет ту же политику по отношению к российским компаниям, которые заинтересованы в нашем национальном рынке, и для них созданы благоприятные и оптимальные условия работы в Бразилии.
Нефтяная сфера является одной из передовых отраслей нашего сотрудничества. Львиная доля инвестиций России в Бразилию сделана именно в этой отрасли. Флагманом здесь выступает компания «Роснефть». Представлять ее не имеет смысла. Достаточно сказать, что из публичных компаний, которые показывают свои активы и операции, а также проводят публичную работу, это компания номер один в мире по обороту. Добыча, транспортировка, коммерциализация нефти и газа являются сильными сторонами «Роснефти».
— Сейчас в России сложилась непростая ситуация с импортом продовольствия из-за внешних санкций со стороны европейских стран и ответных мер России. Насколько Бразилия, как крупный экспортер сельхозпродуктов, готова увеличить поставки продовольствия и предпринимаются ли шаги в этом направлении?
— Я хотел бы отметить, что основные сельхозпроизводители и вообще производители продовольствия в Бразилии — это, в первую очередь, частные компании. При этом на бразильском государственном уровне взаимодействие с частными производителями выстроено таким образом, что каждое посольство в зарубежной стране имеет отдел по содействию торговле, который занимается подбором наиболее подходящих секторов на рынке, помогает решать вопросы и повышать их представительство. Это касается и российского рынка. Поэтому с точки зрения частного бизнеса, безусловно, бразильские производители видят очень большие перспективы и рассматривают текущий момент как удобный для расширения своего присутствия на российском рынке. В то же время хотел бы особо подчеркнуть, что на правительственном уровне не существует какой-либо стратегии по вытеснению других иностранных партнеров с российского рынка и правительство, поддерживающее частных производителей, не стремится заместить кого-бы то ни было. На данный момент еще преждевременно давать точные оценки того, насколько увеличился экспорт бразильской продукции в Россию, но мы можем сказать, что по произведенным нами подсчетам, поставки свинины выросли на 41% и более- менее схожий рост отмечается в поставках мяса птицы.
Касательно мяса крупного рогатого скота, я считаю, здесь у Бразилии есть еще очень большие резервы. И сейчас более половины всего российского импорта замороженного мяса крупного рогатого скота идет из Бразилии.
— Господин Посол, какие еще сферы российско-бразильского сотрудничества Вы хотели бы выделить?
— Помимо торгово-экономических отношений, сегодня мы стараемся активно развивать и другие сферы нашей деятельности. В прошлом году прошли дни российской культуры в Бразилии, а в этом году должны пройти дни бразильской культуры в России. Нам безумно интересна и колоритная история этой страны, и те виды искусства, которые здесь достигли мировой славы. В 2013 г. в Большом зале Московской консерватории прошел фестиваль — босса-новы. Показателен он, кроме прочего, тем, что его спонсировал российско-бразильский деловой совет.
— В то же время специалисты отмечают низкий уровень развития отношений между нашими странами в области культуры, особенно с учетом культурного разнообразия двух стран...
— Соглашаясь частично с высказанной выше точкой зрения, хочется обратить внимание читателей «Евразийского юридического журнала» на то, что как российская, так и бразильская культуры вызывают в обеих странах взаимный живой интерес. В этом смысле достигнутый уровень двустороннего сотрудничества в сфере культуры в широком смысле этого слова пока не отвечает реальным потребностям наших народов. И это уже само по себе представляет собой хорошую основу для того, чтобы придать гораздо больший динамизм развитию взаимодействия в области науки, культуры и образования.
— Не так давно Россия была включена в бразильскую программу «Наука без границ». Сколько студентов бразильцы намереваются направить в российские вузы? Существует ли возможность для российских студентов попасть в бразильские университеты по программам обмена?
— Сегодня в российских вузах уже учится множество студентов из Бразилии. И как отметили наши железнодорожники, было бы интересно не просто направлять молодежь на обучение, а делать это применительно к дальнейшему участию в совместных проектах. То есть обучать железнодорожников, специалистов в сфере мирного атома и энергетики. И замкнуть эти программы на целевое обучение с учетом создания или гарантирования рабочих мест в совместных проектах. Мне кажется, это одно из направлений нашего сотрудничества. Кроме того, не так давно на базе одного из известнейших вузов Бразилии — Федерального университета Флуминенсе в Рио-де- Жанейро прошла конференция, в которой приняли участие 14 ведущих российских вузов, которые заявили о своем желании подключиться к программе «Наука без границ». Среди них МГУ имени М. В. Ломоносова и Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина.
— 21 октября сего года Вы, как представитель страны — председателя БРИКС, выступили с основным докладом на Международной конференции «БРИКС: место и роль в изменяющемся мире», организованной по инициативе МОД «Российская служба мира» на базе Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук при поддержке Посольства Бразилии. Как Вы оцениваете этот форум и что бы Вам хотелось особенно подчеркнуть из сказанного Вами в ходе этой конференции?
— Я хотел бы выразить свое большое удовлетворение от участия в Конференции по теме: «БРИКС: место и роль в изменяющемся мире». Это была очень приятная и полезная возможность для меня поделиться моими взглядами о роли БРИКС с российским научным сообществом и общественностью. Дискуссии, которые состоялись в рамках Конференции, показали высокий интерес, в том числе российских ученых и общественности, к обсуждению перспектив седьмого саммита БРИКС в июле 2015 г. в Уфе. Я уже сейчас могу сказать, что Президент Д. Руссефф приедет в Уфу, безусловно. И одна из задач, которая, как мне видится, будет стоять перед этим саммитом — обсудить возможности не только диверсификации и разнообразия аспектов нашего сотрудничества, которое на данный момент уже развивается в разных сферах, но и выполнить основную задачу по углублению и укреплению сотрудничества во всех сферах, которые представляют для нас взаимный интерес. С учетом того, что позиции стран БРИКС в мире с каждым годом становятся все более прочными, их экономический и политический вес также становится все большим.
— Как уже говорилось в начале нашего разговора, в бразильских городах Форталеза и Бразилиа состоялся шестой саммит стран БРИКС. Было подписано много официальных документов, в том числе соглашение о создании Нового банка развития стран БРИКС с общим капиталом в 100 млрд долларов. Господин Посол, как Вы считаете, сможет ли Новый банк стать реальным конкурентом ныне существующим международным кредитным организациям, в первую очередь, Международному валютному фонду? Не секрет, что МВФ представляет, прежде всего, интересы США и европейских стран, и не всегда условия кредитования выгодны другим государствам.
— Считаю, что создание Нового банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС — это не цель, а видимый результат сотрудничества. Как вы знаете, суммарный капитал банка составляет 100 млрд долларов — это серьезная сумма, которая должна быть направлена на четко определенные цели, как сказано в Уставе банка, а именно на финансирование проектов в странах БРИКС, но при этом особо отмечается, что возможность финансирования проектов третьих стран не закрыта. Мы такой вариант не исключаем. Политика Управляющего совета банка должна быть гибкой и подстраиваться под текущие реалии БРИКС.
На Конференции 21 октября я отметил один момент и хочу повторить его сейчас, потому что он ключевой для понимания роли БРИКС. Наша группа стран не противостоит чему-либо или кому-либо. Мы считаем, что политика противостояния вредна, и только политика созидания может принести пользу. Поэтому мы работаем на благо наших общих интересов, а не в противовес каким-либо другим вещам и объединениям.
В то же время необходимо отметить, что наша группа выступает, в том числе, за реформирование нынешней системы международных отношений, за придание ей более справедливой формы. В частности, если мы говорим о Международном валютном фонде, то Северо-Американская сторона опасается того, что эта организация потеряет свою главенствующую экономическую роль в мире и старается сохранить ее в неизменном виде. Мы же придерживаемся мнения, что, в частности, МВФ должен быть реформирован для того, чтобы перераспределить полномочия, в первую очередь в экономической сфере, и для того, чтобы организация более эффективно работала на пользу населения крупных и небольших государств.
— Господин Посол, государства БРИКС, обладая важными для мировой экономики природными и людскими ресурсами, оказывают большое влияние на глобальный и региональные рынки. По Вашему мнению, может ли БРИКС в будущем претендовать на роль гаранта мировой безопасности?
— Безусловно, БРИКС в плане укрепления мировой безопасности действует в рамках Устава ООН, а именно отличается приверженностью к решению конфликтов мирными способами, невмешательством во внутренние дела государств и так далее. Недавно наш Министр иностранных дел принял участие в совещании в Нью-Йорке, где поднимались эти вопросы. Мы выступаем в таком ключе, чтобы роль БРИКС в плане содействия укреплению мировой безопасности возрастала, чтобы наша позиция была слышна в мире и к ней все больше прислушивались, но при этом повторю, что БРИКС не претендует замещать собой кого-бы то ни было.
Как вы знаете, согласно Уставу ООН, именно Объединенные Нации и Совет Безопасности в частности являются на данный момент гарантом мировой безопасности. Эту схему нужно сохранять и дальше. В то же время общеизвестно, что Бразилия имеет определенные надежды на реформу Совета Безопасности, в том числе стремится обсудить такую возможность и получить статус постоянного члена Совета Безопасности.
— Ваше Высокопревосходительство, по Вашему мнению, можно ли сейчас рассматривать БРИКС не только как формирующийся экономический союз, но и как геополитический клуб Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР?
— Страны БРИКС образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако со временем появились признаки, что пять стран БРИКС стремятся сформировать политический «клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое «влияние"». Если мы скажем, что группа БРИКС — это исключительно экономический форум, то это, безусловно, будет недооценка. На текущем этапе наша группа уже превзошла первоначальный формат. Если мы внимательно почитаем итоговый документ саммита в Форталезе в текущем году, подписанный главами наших государств, мы увидим, что в нем выражается мнение не только по экономическим вопросам, но и по вопросам политической повестки дня. Даются оценки как регионального, так и мирового масштаба. Это оценки институционального состояния различных секторов БРИКС.
— Господин Посол, в 2014 г. из-за драматических событий в Украине разгорелось новое глобальное противостояние между США и ЕС, с одной стороны, и Россией и ее союзниками — с другой. Какую позицию здесь занимает Бразилия?
— Отношения Бразилии и с Россией, и с Украиной дружественные. Мы выступаем исключительно за решение конфликта мирным и дипломатическим путем, методом переговоров. Мы считаем, что пусть не сразу, но все противоречия должны решаться политиками и дипломатами, чтобы достичь главной цели — не должна больше литься кровь, и должно быть прекращено насилие. В то же время хотел бы отметить, что все страны БРИКС воздержались при вынесении на голосование Генеральной Ассамблеи ООН украинской резолюции. В этом плане группа БРИКС была солидарна и едина в своем решении воздержаться при голосовании.
— Летом наступающего года Россия в городе Уфе принимает лидеров стран БРИКС. Какие надежды возлагает Бразилия на БРИКС-2015? На Ваш взгляд, насколько реален прогноз экспертов, которые утверждают, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР таков, что они могут стать пятью доминирующими экономическими системами к 2050 г.?
— Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов. В частности, высокая численность населения стран (43% населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.
По результатам уходящего года страны БРИКС действительно озабочены спадом своих экономик, но саммит в Уфе, полагаю, поможет сплотить ряды, нарастить товарооборот и поднять значимость организации на международной арене.
Наиболее ощутимую выгоду от создания финансовых институтов БРИКС получит, прежде всего, Россия. И дело не в том, что Россия нуждается в стабилизационных кредитах, а в том, что России крайне необходима диверсификация своих рынков и укрепление отношений со странами-партнерами.
Уверен, что значительные размеры экономик всем странам БРИКС в будущем позволят трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведет к утрате лидирующей позиции современной западной экономической элиты и к переходу на другую модель экономического управления, не нуждающуюся в наличии элиты как таковой.
— Что Вы могли бы пожелать России, как будущему председателю БРИКС в 2015 г.?
— Хочу пожелать России успехов. Уверен, что саммит БРИКС в Уфе, столице Республики Башкортостан, пройдет на высшем уровне и будет полезен во всех отношениях, как для России, так и для всех наших партнеров по группе БРИКС.
— Что Вы хотели бы пожелать читателям, авторам, сотрудникам «Евразийского юридического журнала»?
— Для меня большая честь быть опубликованным в вашем журнале, имеющем высокую репутацию и хорошо узнаваемом в широкой евразийской аудитории, а также в экспертном сообществе не только в России, но и в других странах СНГ.
Большое спасибо и мои лучшие пожелания всем сотрудникам вашей редакции, авторам и читателям. Уверен, что в дальнейшем «Евразийский юридический журнал» будет радовать читателей и давать на своих страницах широкую объективную профессиональную информацию.
Пользуясь случаем, я хочу от имени граждан Бразилии поздравить всех россиян, в особенности жителей города Уфы и всей Республики Башкортостан, где в июле следующего года будет проходить шестой саммит БРИКС, с Новым 2015 годом! Успешного проведения новой встречи на верхах стран БРИКС!
С Новым 2015 годом Евразия!
Желаю всем процветания и счастья!
С Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Бразилия в Российской Федерации Антонио Геррейро беседовали:
Фархутдинов Инсур Забирович — Главный редактор Евразийского юридического журнала, Заместитель Председателя Международного общественного движения «Российская служба мира».
Шуванов Станислав Александрович — Председатель Международного общественного движения «Российская служба мира», ветеран дипломатической службы.
Кухтин Геннадий Витальевич — Первый заместитель Председателя Международного общественного движения «Российская служба мира», ветеран государственной службы.
Антонио Геррейро, Станислав Шуванов, Геннадий Кухтин, Инсур Фархутдинов (слева направо)