№ 11 (78) 2014г.
Bakhtizin R. N. THE IMPORTANT OF RUSSIA’S OIL AND GAS POLICY FOR GLOBAL ECONOMY
Interview with Ramil Nazifovich Bakhtizin, President of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortstan, Acting Rector of Ufa State Petroleum Technical University, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor..
Визитная карточка:
Рамиль Назифович Бахтизин - доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, президент Академии наук Республики Башкортостан, и. о. ректора Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Рамиль Назифович Бахтизин родился 30 марта 1955 в г. Уфе. Окончил в 1977 г. математико-механический факультет Ленинградского государственного университета (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет) по специальности «Математика»; в 1983 г. - аспирантуру, в 1992 г. - докторантуру Азербайджанского института нефти и химии им. М. Азизбекова. По окончании Ленгосуниверситета распределен в Уфимский нефтяной институт (с 1993 г. - Уфимский государственный нефтяной технический университет), где начал профессиональную деятельность на кафедре высшей математики инженером, продолжив по завершении учебы в аспирантуре в должностях преподавателя, старшего преподавателя, доцента, с декабря 1992 г. - профессора кафедры. В 1995 г. организовал и возглавил кафедру математического моделирования. С 1999 г. был одновременно деканом факультета экономики и менеджмента, с 2001 г. - проректор по учебной работе. В 2007-2014 гг. одновременно занимал должность заведующего кафедрой математики. В 2011 г. избран президентом Академии наук Республики Башкортостан.
Автор более 150 научных трудов, в том числе 6 монографий. Часто публикуется в научно-популярной литературе (журнал «Наука и жизнь»). Участник многих международных конференций. Является членом диссертационных советов по защитам докторских диссертаций. Подготовил 20 кандидатов наук. Член экспертного совета по проблемам нефти и газа ВАК РФ. Главный редактор научно-технического журнала «Нефтегазовое дело» и электронного научного издания «Нефтегазовое дело».
Сфера научных интересов - применение математических методов и математического моделирования к процессам нефтегазодобычи, транспорта, переработки нефти и в экономике нефтегазового комплекса. Научные разработки внедрены на предприятиях топливной промышленности, энергетики РФ. Научная и преподавательская деятельность неизменно связана (исключая период пребывания в аспирантуре и докторантуре) с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом.
Лауреат премии Башкирского комсомола в области науки и техники - за работы по гидродинамике реологически сложных сред (1985 г.). Удостоен звания «Почетный работник газовой промышленности» (1998 г.). Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2001 г.). Награжден медалью академика П. Л. Капицы (2005 г.).
*************************************************************
— Уважаемый Рамиль Назифович, нефтегазовая отрасль является ведущей бюджетообразующей отраслью нашей страны. Каково Ваше мнение, как руководителя одного из ведущих университетов России по подготовке специалистов для ТЭК, относительно влияния добычи нефти и газа на современное геополитическое и экономическое положение нашей страны?
— Я, как и многие эксперты нефтегазовой отрасли, считаю, что от правильной диверсификации топливных потоков в немалой степени зависит экономическое благополучие, политическая стабильность и экологическое состояние России в XXI в. Топливно-энергетические ресурсы России приобретают общемировой характер и с точки зрения ответов на вызовы глобализма и неолиберализма и необходимости перехода к устойчивому развитию мировой цивилизации. Тем более что масштабы ресурсов нашей страны не только не убывают, но и могут радикально увеличиться. В первую очередь это касается Арктической зоны, где на роль главного собственника ресурсов (углеводородных, биологических, коммуникационных) претендует Россия.
Геополитический замысел Америки направлен на создание монополярного мира путем нового передела энергетических ресурсов планеты, чему препятствуют, прежде всего, Россия и Китай. Мощный военно-политический инструмент США, имеющийся в Европе, — НАТО дает Вашингтону возможность оказывать политическое и военное давление на страны, расположенные в самой Европе, а также и в Евразии. Свержение законного правительства Януковича и развязывание гражданской войны в Украине помогли США привязать страны ЕС к своей агрессивной национальной геополитике. Для этого Америкой потрачены громадные финансовые средства. Они путем экономического диктата разрушают государственное устройство и экономику развивающих стран, тем самым внося нестабильность в отдельные регионы. Об этом красноречиво свидетельствуют агрессивные действия США и их союзников при свержении законных правительств в Ираке и Ливии. Режим санкций, введенный Евросоюзом и США против России, также, на наш взгляд, является демонстрацией политики «разделяй и властвуй».
Эта политика за упрочнение своего лидерства со стороны США и Евросоюза вполне логически понятна, так как нефть и газ являются важным и бесспорно стратегическим товаром в геополитическом и геоэкономическом плане.
В евразийской глобальной экономике Россия действительно заняла весьма высокое место как поставщик природных энергоносителей. Китай, как ни одна страна в мире, нуждается в экспорте энергетических ресурсов, являясь мировой производственной базой. Все это и определяет особую роль этих крупнейших соседних стран в глобальной экономике. Обострение международной обстановки на евразийском континенте прежде всего вызвано далеко идущими планами США, которые, находясь на территории заокеанского континента, откровенно и нагло претендуют на роль новой сверхдержавы в мире, хозяина Евразии.
— Рамиль Назифович, современная Россия является ведущей мировой державой по экспорту углеводородов в различные страны мира (от Европы до Китая). Но страна шла к этому непростым путем, особенно в начале своего становления. Как развал Советского Союза повлиял на состояние нефтедобывающего комплекса страны? И какие геополитические и геоэкономические процессы происходили на постсоветском пространстве?
— После распада Советского Союза Россия пережила геополитический кризис и оказалась окружена странами или коалициями государств с превосходящим потенциалом обеспечения безопасности. Из всех материальных параметров, на которые может опираться страна, стремящаяся стать одним из мировых полюсов, Россия располагает энергетическими и сырьевыми ресурсами, экспортные потоки которых в основном и обеспечивают ей встраивание в систему мирового хозяйства, а также ядерным оружием.
На постсоветском пространстве сосредоточены огромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных металлов. В недрах регионов Центральной Азии и бассейна Каспийского моря хранятся запасы природного газа и нефти, по оценкам отдельных специалистов, превосходящие месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря.
— Рамиль Назифович, расскажите, пожалуйста, какую роль играет Россия в деле транспортировки углеводородов в мировом масштабе?
— В настоящий момент Россия контролирует наземные пути, связывающие Евро-Атлантический и Азиатско-Тихоокеанский регионы — функционирует Транссибирская железная дорога и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Протяженность российской автодорожной сети сопоставима с американской — 1036 и 1358 тыс. км соответственно. Россия унаследовала 57% морского торгового флота СССР, заняв второе место в мире по количеству кораблей и четвертое — по тоннажу.
Россия имеет магистральные трубопроводы протяженностью 210 тыс. км. Осуществляются крупные проекты по развитию газпромовской инфраструктуры, в том числе экспортные проекты — строительство газопровода Ямал — Западная Европа, проект «Голубой поток» (транспортировка газа по дну Черного моря в Турцию) и целый ряд других. На трубопроводный транспорт приходится 52,5% общего грузооборота в стране по сравнению с 16,1% в США, 4,4% во Франции, 2% в Китае. Основными районами доставки российской нефти являются: Восточная Европа (Чехия, Словакия, Польша, Германия) — около 25%; Великобритания и Ирландия — 25%; Средиземноморье (Греция, Кипр, Турция, Болгария) — 25%; материковые страны Западной Европы (Австрия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия) — 20%. Нефть Каспия, как и в XIX в., в основном предназначается для европейских потребителей, а ее доставка осуществляется, как правило, либо через Грузию (западное или юго-западное направление, с участием Турции как транзитного государства), либо через Россию.
— Какие геополитические вызовы сейчас существуют у России в области нефте- и газодобычи?
— В нефтегазовой отрасли помимо соотношения спроса и предложения чрезвычайно важную роль играет фундаментальный фактор нерыночного характера — геополитический. Уже после Первой мировой войны нефть стала неотъемлемым компонентом международной политики. Тем не менее в мире так и не достигнут хотя бы принципиальный консенсус по поводу проблем регулирования международной торговли таким стратегическим товаром, как углеводороды. Это не позволяет достичь какого-то всеобщего компромиссного решения, которое удовлетворяло бы и поставщиков, и потребителей энергоносителей, обеспечив устойчивое и сбалансированное развитие отрасли в глобальном масштабе.
Стремление России сохранить свое влияние на постсоветском пространстве сталкивается сегодня с интересами крупнейших мировых держав: Европейского союза и США — на западе, Турции, Ирана и Китая — на востоке. В это соперничество все больше вовлекаются Пакистан и Индия.
Все более сильным фактором в постсоветском пространстве выступает Китай. Несмотря на то, что новые государства Закавказья и Средней Азии служат буфером между российскими и китайскими интересами, как отмечают эксперты (например, Н. А. Баранов), энергоресурсы постсоветского пространства выглядят необычайно привлекательными для Пекина, а получение прямого доступа к ним — без какого бы то ни было контроля со стороны Москвы — является перспективной геополитической целью Китая. Китайская дипломатия добилась значительных успехов в этом вопросе в последние годы: уже подписаны договоры о сотрудничестве в области нефти и газа и о прокладке двух нефтепроводов. Китай планирует вложить значительные средства в освоение нефтяных богатств Казахстана и Центральной Азии. Практическое воплощение ориентации Казахстана на Китай нашло свое выражение в строительстве трубопровода Актюбинск — Синьцзян.
Одно из средств противодействия развитию событий по такому сценарию — учет и использование того факта, что через евразийское постсоветское пространство проходят важные транспортные сети, которые способны соединить наиболее коротким путем промышленно развитые районы Запада с богатыми полезными ископаемыми, но удаленными евразийскими просторами.
Известный апологет американских гегемонистских устремлений Збигнев Бжезинский в этой связи подчеркивает: первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы евразийское геополитическое пространство, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ.
Россия на настоящий момент является одним из ключевых производителей нефти и газа в мире, способным влиять на мировые рынки, регулировать и контролировать потоки нефти и газа в Европу и Азию, включая нефть и газ из стран Центральной Азии и Каспия, что во многом обуславливает геополитический курс России по отношению к этим странам и наоборот. Такое положение мало устраивает другие государства, которые сами хотели бы стать ключевыми игроками в этой области.
— Рамиль Назифович, как известно, интерес к использованию транспортно-коммуникационных возможностей Евразии в обход России страны Запада начали проявлять сразу после распада СССР. Расскажите, пожалуйста, о некоторых из этих проектов.
— С 1993 г. началась разработка программы создания транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕ- КА), направленного, согласно официальным формулировкам, на создание альтернативы российскому Транссибу, присоединение региона к европейским транспортным сетям и поддержку независимости новых государств СНГ. Проект ТРАСЕКА — это возрождение евроазиатского шелкового пути, которое расшифровывается как ТРАнспортный Коридор Европа — Кавказ — Азия. В настоящее время государствами — участниками ТРАСЕКА являются Армения, Болгария, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Румыния, Таджикистан, Туркмения, Турция, Украина.
Цель проекта развития Евразийского транспортного коридора — повернуть товарные потоки с северных магистралей, через Россию, на южные маршруты, разорвать сложившиеся коммуникационные связи между Россией, странами Кавказа и Центральной Азии. В перспективе новый магистральный путь должен связать столицы Западной Европы с Токио, Пекином и Сеулом. Пройдет он через Украину, Грузию, Азербайджан и республики Центральной Азии.
Этот проект увязывают с освоением нефтяных месторождений Каспия и Прикаспия и с предполагаемыми нефтепроводами, альтернативными нефтепроводу Баку —Новороссийск. То есть проект ТРАСЕКА бросает явный геополитический вызов России, поскольку экономически он вряд ли целесообразен из-за множества таможенных рубежей, необходимости многократных перегрузок с наземного транспорта и наоборот.
В 2000-е годы Грузия стала важной транзитной страной, через территорию которой пролегли трубопроводы, связавшие Азербайджан с черноморскими портами Грузии и Турцией, прежде всего, нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), проложенный в обход России и Армении по территории Азербайджана, Грузии и Турции до побережья Средиземного моря. В 2007 г. нефтепровод был введен в эксплуатацию. Протяженность трубы составила 1773 км, в том числе по территории Грузии — 235 км, а максимальная пропускная способность — 50 млн тонн нефти в год.
— Уважаемый Рамиль Назифович, многие известные российские специалисты по геополитике считают, что США и Европейский союз заинтересованы в ослаблении позиций России на постсоветском пространстве. Как Вы считаете, какова основная стратегия этих стран в данном направлении?
— Стратегическая цель США и Европейского союза заключается в том, чтобы обеспечить свободный доступ крупнейших западных нефтегазовых корпораций к углеводородным ресурсам «Большого Каспия». Для этого им предстояло решить ключевую проблему транзита, которая возникла в результате развала СССР и превратилась теперь в ключевой геополитический и геоэкономический фактор в Закавказье и Прикаспийском регионе. Это один из главнейших рычагов, благодаря которому США получили возможность более эффективно осуществлять стратегию дальнейшей дезинтеграции СНГ, изоляции других республик от России. Главным субъектом и первым звеном в реализации стратегии «Большого Каспия» стал Азербайджан, запустивший в обход России нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) и южнокавказский газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум (БТЭ). То есть трубопроводы должны были стать связующим звеном единых трансстрановых трубопроводов, к которым предполагается добавить центральноазиатские углеводородные ресурсы (казахстанскую нефть и туркменский газ) и транзитный трубопровод из Турции в Евросоюз.
Неудивительно, что с точки зрения Европейского союза и США основное преимущество газопровода «Набукко» (из Туркмении через Азербайджан в страны Европейского союза) заключается в том, что он будет проложен в обход России (что неоднократно подчеркивалось в официальных документах Евросоюза) и поможет снизить весомую зависимость Европы от российского газа. В настоящее время, по экспертным оценкам, импорт российского газа в Европу составляет порядка 40% и покрывает 25% потребления газа в регионе. Но даже в случае воплощения в жизнь проекта «Набукко», он все равно не сможет удовлетворить потребности европейских стран. Ежегодная потребность стран Европейского союза — 600-700 млрд кубометров газа, а мощность трансстранового трубопровода «Набукко», по самым оптимистическим прогнозам, составит всего около 30 млрд кубометров в год.
После распада Советского Союза Грузия оказалась единственной республикой, транзитом через которую Европа могла получить транспортный коридор из стран Южного Кавказа и Центральной Азии «в обход России». Грузия граничила со всеми государствами Южного Кавказа, а также большинством северокавказских республик Российской Федерации — Дагестаном, Чечней, Ингушетией, Северной Осетией, Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией, что делало ее удобным плацдармом для поддержки сепаратистских движений.
По единодушному мнению российских и зарубежных аналитиков, конфликт на Кавказе поставил под сомнение надежность грузинского транспортного коридора и перспективы его дальнейшего расширения. Большую обеспокоенность на Западе вызывает также судьба Южнокавказского газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум, потенциал которого Европа рассматривает в качестве своего «четвертого коридора» наряду с существующими системами поставки газа из России, Норвегии и Северной Африки. В настоящий момент трубопровод рассчитан на транспортировку 8 млрд кубометров азербайджанского газа в год, большую часть которого покупает Турция и частично Греция. В перспективе число потенциальных потребителей должно расшириться за счет Израиля, Италии, Македонии и других стран Южной Европы: к 2014 г. мощность Баку — Тбилиси — Эрзурум планируется довести до 20 млрд кубометров в год. Обсуждается также возможность присоединения к проекту Туркменистана. Поскольку действующих газопроводов между Туркменией и Азербайджаном нет, на начальном этапе туркменский газ будут доставлять на другой берег Каспия в сжиженном виде на танкерах.
— Какие шаги принимаются в России для упрочнения геополитического и экономического положения страны?
— Руководство нашей страны осознает все эти потенциальные опасности. С начала первого срока президентства В. В. Путина можно говорить о появлении политической стратегии использования российского энергетического и транзитного потенциала для обеспечения национальных интересов на международной арене.
В мае 2009 г. Д. А. Медведев утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу стала энергетическая безопасность. В документе отдельно подчеркивается роль инфраструктурных, то есть, в том числе, и трубопроводных проектов для национальной безопасности России.
В Энергетической стратегии России на период до 2030 года, принятой 13 ноября 2009 г., отмечается особая значимость крупных инфраструктурных проектов, ориентированных на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки, такие как нефтепроводные системы ВСТО и БТС-2, нефтепровод Бургас -Александрополис, газопровод «Северный поток», газопровод «Южный поток» (потерявший актуальность в связи с последними политическими событиями), Прикаспийский газопровод.
Помимо России ведущие постсоветские государства, во многом осознавая общность интересов, ищут пути к экономическому сближению. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная в 2000 г. в Астане главами Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана. Основной целью ЕврАзЭС являлась региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. В Договоре об учреждении сообщества заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества, предусматривающая создание Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В октябре 2014 г., как известно, на основе ЕврАзЭС был создан Евразийский экономический союз, что, на наш взгляд, также будет способствовать развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Необходимо и далее развивать инфраструктуру для обеспечения топливно-энергетических поставок за границу, что в настоящий момент особенно важно, так как более 20% нефти и более 40% импортируемого газа имеют российское происхождение. Другими словами, развитие инфраструктуры нефтяного и газового экспорта России имеет абсолютно самостоятельную геополитическую значимость, связанную с изменением роли нашей страны в глобальной экономике.
Нужно также отметить взвешенную и здравомысленную внешнюю политику, проводимую руководством нашей страны. Примером может послужить отказ от крупного проекта «Южный поток» в связи с деконструктивной позицией Евросоюза. Как известно, в ответ на отказ от строительства «Южного потока» 1 декабря 2014 г., в ходе государственного визита в Турцию президента России В. В. Путина между российской корпорацией «Газпром» и турецкой корпорацией Botas Petroleum Pipeline Corporation был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода
через Черное море в направлении Турции. Предполагается, что формально «Газпром» не будет участвовать в дальнейшем строительстве газопровода от «точки сдачи», а продолжение газопровода будут строить европейские компании в каждой заинтересованной стране по отдельности (по примерному маршруту «Южного потока» — по территории Греции, по территориям стран Балканского полуострова, в Италии, в Венгрии и в Австрии).
— Рамиль Назифович, что Вы хотели бы пожелать читателям, авторам, сотрудникам «Евразийского юридического журнала»?
— Хочу выразить слова благодарности за предоставленную возможность высказаться на страницах такого известного международного русскоязычного научного издания, как «Евразийский юридический журнал». Считаю, что проблемы, поднимаемые на страницах вашего авторитетного издания, являются чрезвычайно злободневными и актуальными и отражают современные российские и общемировые реалии и тенденции не только в области права, но и в политике, экономике и культуре.
Читателям я хотел бы пожелать активного научного поиска, а сотрудникам издания — творческого успеха и энтузиазма в вашей нелегкой и очень нужной просветительской и образовательной деятельности.
Беседу вели: