№ 1 (104) 2017г.
P. N. BIRYUKOV:
CONTEMPORARY INTERNATIONAL LAW: A VIEW FROM RUSSIA
Interview with Ph.D. in Law, professor, Head of international and european law sub-faculty of the Voronezh State University Biryukov Pavel Nikolaevich
Визитная карточка:
Бирюков П. Н. в 1988 г. окончил с красным дипломом Воронежский государственный университет. В 1991 г. закончил аспирантуру Свердловского юридического института по специальности 12.00.10 - международное право. Под руководством д.ю.н., профессора, заведующего кафедрой иностранного государственного и международного права Г. В. Игнатенко в 1991 г. П. Н. Бирюков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Юридический механизм реализации в СССР норм международного гуманитарного права».
В 1991 г. поступил на работу в Воронежский государственный университет. В 2001 г. защитил докторскую диссертацию «Международное уголовно-процессуальное право и правовая система Российской Федерации: теоретические проблемы».
После защиты докторской диссертации трудами Бирюкова П. Н. в Воронежском государственном университете была создана кафедра международного и европейского права, которую он и возглавил в 2006 году. На кафедре была открыта сначала магистерская программа «Международное и европейское право», а затем и программа «Международное право и бизнес». Начато активное сотрудничество с вузами стран ЕС по подготовке «двойных дипломов». На кафедре используется дистанционное образование, функционируют включенное обучение иностранных студентов в формате E-learning, действуют программы повышения квалификации.
В 2012 г. профессор П. Н. Бирюков участвовал в составе российской делегации в качестве представителя отечественной науки в работе Саммита по верховенству международного права на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
П.Н. Бирюков активно занимается научной работой. Он является автором свыше 300 научных и 120 учебных работ. Учебник «Международное право» выдержал восемь изданий (выходит девятое). Можно также отметить учебник «Право интеллектуальной собственности» (два издания), учебники под его редакцией «Валютное право», «Право ЕС: учебник для магистров» (на английском языке). Трудно найти такое направление в юриспруденции, по поводу которого у П.Н. Бирюкова не было бы написано, как минимум, статьи. Круг его научных интересов чрезвычайно широк: соотношение международного и национального права, конституционное право, вопросы международного уголовного и уголовно-процессуального права, европейское право, правовое регулирование туризма, перевозки, банковская деятельность, гражданский и арбитражный процессы, медиация, международное частное право и т.д.
Заметим, что в нашем журнале он ведет постоянную рубрику - «Полиции мира». В различных изданиях за последние пять лет опубликована серия из 40 статей о зарубежных юридических лицах, порядке их регистрации и уголовной ответственности, а также три монографии на эту тему, одна из которых вышла на английском языке. П. Н. Бирюковым также написан ряд работ об иностранных судах, прокуратурах и таможенных службах.
Павел Николаевич поддерживает тесные связи с учеными Бельгии, Бразилии, Ирландии, Канады, Польши, Словении, США, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии и ряда других государств.
В настоящее время Бирюков П.Н. является членом диссертационного совета при Казанском федеральном университете. Она регулярно выступает в качестве официального оппонента по кандидатским и докторским диссертациям в различных диссертационных советах (в Академии интеллектуальной собственности, Дипакадемии МИД, ИГП АН, МГИМО, МГЮА, РУДН, СПбГУ, зарубежных университетах). Под руководством П.Н. Бирюкова защитили кандидатские диссертации 12 соискателей. Бирюков П.Н. является членом редакционных советов и редакционных коллегий в 16 научных журналах.
**************************************************************************************************
- Уважаемый Павел Николаевич, насколько я знаю, Вы активно разрабатываете проблематику имплементации в РФ общепризнанных принципов международного права?
- Да, действительно. Как известно, понятие «общепризнанные принципы международного права» используются в ст. 15 Конституции РФ, во многих ФКЗ, ФЗ, иных юридических документах. Возникает вопрос, а что это такое?
Первое, что приходит на ум (и что чаще всего используют в литературе, описывая данную проблему), это ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и ст. 53 Конвенции 1986 г.
Однако, указанные Конвенции говорят об императивных нормах общего международного права. По конвенциям императивная норма - это норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Казалось бы, все понятно. Вот и наши высшие суды (Конституционный, Верховный, а ранее и ВАС) считают так же.
Однако необходимо помнить, что: во-первых, данные Конвенции регулируют заключение, исполнение и прекращение международных договоров. Иными словами, конвенции писались в 60-80-е годы и отнюдь не для целей определения общепризнанных принципов МП; поэтому не стоит искать его там. Никто, в том числе и наше государство, не думало его там закреплять;
во-вторых, в конвенциях говорилось об императивных нормах ОБЩЕГО международного права, а не общепризнанных принципах МП. В момент создания конвенций действительно общие для всех нормы МП, существовали в форме обычаев, а отнюдь не договоров. Лишь основные принципы МП были закреплены в Уставе ООН. Попытки ссылаться исключительно на Декларацию о принципах МП 1970 г., на мой взгляд, не продуктивны. Декларация, как известно, является резолюцией ГА ООН, которая в силу Устава носит рекомендательный характер. Она лишь отражает некие существующие в международном общении правила. А уж являются они общепризнанными нормами, надо выяснять отдельно;
в-третьих, далеко не все общепризнанные нормы МП являются принципами; некоторые из них - нормы, не имеющих общего характера.
Поскольку иного определения общепризнанных норм МП в РФ нет, суды РФ неоднократно «попробовали на зуб» эту категорию.
Так, если выяснить позицию Конституционного Суда РФ, то, по его мнению, общепризнанные принципы МП содержатся и в международных договорах, и в актах органов международных организаций, в частности, ООН. По мнению КС РФ, в числе документов, содержащих принципы, Судом: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г., Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов 1989 г. и др.
Все бы ничего, но указанные документы не является нормами МП, поскольку, как уже говорилось, носят рекомендательный характер. Кроме того, нужно учитывать и обстоятельства их принятия, а также круг государств, в этом участвовавших. Например, Всеобщая декларация принималась в 1948 году, когда в ООН было менее 50 стран. При этом СССР, как известно, воздержался при голосовании. Следовательно, указывать их в качестве принципов МП, да еще и общепризнанных, на мой взгляд, не обоснованно. Формально наше государство не имеет к Декларации никакого отношения.
Встречаются и ссылки на Европейскую конвенцию 1950 г. (менее 50 государств), на конвенции Международной организации труда (разное количество участников от 70 до 120), на документы СБСЕ.
При этом Конституционный Суд РФ рассматривал в качестве «общепризнанных» положения, зафиксированные и в документах региональных организаций, в частности, Совета Европы. В их числе: Рекомендации Комитета Министров и Резолюции ПАСЕ. Однако и эти документы по уставу СЕ носят рекомендательный характер. Встречались и ссылки на документы Венецианской комиссий, которая вообще не является уставным органом Совета Европы.
Ссылался Конституционный Суд РФ на документы, которые к России не имеют никакого отношения. Можно назвать, в частности, акты Евросоюза (постановления и резолюции Европарламента, директивы и резолюции Европейской комиссии и др.). Интересно отметить, что если регламенты и директивы ЕС хотя бы обязательны, то часть других документов ЕС носит рекомендательный характер. Они не обязательны даже для самого Евросоюза и государств-членов, не говоря уже про РФ. Вряд ли в этих случаях можно говорить об «общепризнанности» положений указанных документов, тем более для России. Очевидно, что они использованы для придания большего авторитета постановлениям КС РФ («вот и Европа считает также»).
Верховный Суд РФ подходит к этой проблеме также неосторожно. Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивал, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, пактах правах человека).
Вторую попытку дать определения «общепризнанных принципов и норм» предпринял Верховный Суд РФ в 2003 г. Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 (в ред. 2013 г.) под «общепризнанными принципами» МП понимает основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Очевидно, тут ВС РФ использует нормы Конвенций 1969 г. и 86 г., о чем мы уже говорили.
Далее. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума 2003 г. указывает, что содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.
В Обзор нормативных актов и судебной практики, касающихся обеспечения прав человека на свободу и личную неприкосновенность, сделанном ВС РФ в 2008 году закреплен перечень документов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере обеспечения прав человека на свободу и личную неприкосновенность. В их числе как рекомендательные акты, так и международные договоры (универсального характера и Совета Европы). Число участвующих в них государств различно - от 160 в пактах, до 40-50 в европейских конвенциях. Во многих конвенциях не участвуют ведущие государства мира. Можно ли говорить в таких условиях об общепризнанности? Так что ВС РФ в данном случае ничуть не прояснил ситуацию, а ее еще больше запутал. Тем более, что в своих постановлениях ВС не разграничивал «общепризнанные принципы» и «общепризнанные нормы» МП, чем окончательно запутал дело.
Так что ВС РФ общепризнанными принципами МП считает основные принципы МП, а нормами - любые нормы, признаваемые «международным сообществом государств в целом».
Однако по-прежнему остается неясно: что такое «сообщество государств»; сколько государств и каких должны входить в это «сообщество». Верховный Суд РФ этого не пояснил. Между тем проблема серьезная. Надо выяснять, участвуют ли в этом «Сообществе» Россия, США, Китай, Индия и другие крупные государства?
Далее. Ссылка Верховного Суда на документы ГА ООН не может считаться корректной, поскольку, как уже говорилось, Генассамблея не вправе издавать юридически обязательные документы.
То же самое можно сказать и про специализированные учреждения ООН (например, органы ВОИС вообще не издают документов - источников МП; они лишь утверждают тексты международных договоров, разработанных в рамках ВОИС).
Кроме того, далеко не все государства участвуют во всех этих организациях, что тоже не добавляет им «общепризнанности». К примеру, Россия не является членом Международного фонда сельскохозяйственного развития.
ВАС РФ аккуратнее относился к указанному понятию. Однако и тут не обходилось без проблем. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ к общепризнанным принципам и нормам МП были отнесены нормы региональных договоров (например, в рамках ЕврАзЭС) и даже двухсторонние соглашения. Вряд ли с такой позицией можно безоговорочно согласиться.
Интересное положение было закреплено в Постановлении Пленума ВАС РФ 2013 г. «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде». В нем заявителям было предложено указывать, какие, по их мнению, конкретные общепризнанные принципы и нормы нарушены незаконными действиями ответчиков. То есть, «Вы нам укажите, что нарушено, а мы решим, общепризнанное это или нет».
Лично я думаю, что по-настоящему «общепризнанные принципы МП» (в точном значении этого слова): во-первых, существуют в виде международных обычаев (США, Великобританию, Канаду, Австралию и другие страны англо-саксонской системы права не спишешь со счетов). Устав ООН, на которые мы традиционно ссылаемся в учебниках, писался в 1945 году и аккумулировал общие на тот момент подходы к МП. Те принципы (семь штук), которые в нем закреплены, отражают существовавшие на тот момент обычные нормы. Ситуация не поменялась и сейчас. А если и поменялась, то, как видим, не в лучшую сторону.
Конечно, МП развивается, но нельзя «выдавать желаемое за действительное» и наполнять нормы МП тем содержанием, которое в них не вкладывалось создателями.
Таким образом, общепризнанные принципы МП остались, на мой взгляд, «вещью в себе» для российской правовой системы.
Очевидно, что выход тут только один - постановление КС РФ, разъясняющее ч. 4 ст. 15 Конституции. А перед этим неплохо бы организовать широкую научную дискуссию на этот счет.
- Какие еще проблемы имплементации норм МП Вы считаете нерешенными в РФ?
- Я полагаю, что следующая по сложности неотложная проблема - имплементация в РФ норм документов международных организаций.
Как известно, ч. ст. 15 Конституции составной частью правовой системы России были объявлены лишь: а) общепризнанные принципы МП; б) общепризнанные нормы МП; в) международные договоры РФ.
Возникает вопрос: а входят ли в правовую систему России нормы МП, закрепленные в иной (недоговорной) форме, в частности, в документах органов международных организаций? Прямого-то указания в Конституции нет.
Между тем, Россия участвует в сотнях международных организаций, многие из которых издают акты, являющиеся юридически обязательными. В их числе резолюции СБ ООН, резолюции ГА Интерпола, решения Высшего совета ЕАЭС и ЕЭК, документы ИМО, ИКАО, МАГАТЭ и других.
При этом надо понимать, что нормы международных организаций регламентируют статус органов власти РФ, расширяя или сужая их компетенцию. Например, в связи с возникновением Евразийского Союза часть компетенции российских органов власти была передана органам ЕАЭС (таможенное регулирование, ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический контроль и др.). В таких случаях институты ЕАЭС замещают внутригосударственное регулирование международным в соответствующей сфере отношений; соответственно, сфера внутригосударственного национального правотворчества сокращается.
Возникает вопрос, какую силу имеют эти документы и как их исполнять?
Оценивая ситуацию в целом, можно заметить, что в РФ нет юридического механизма по реализации актов органов международных организаций. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ и Закон 1995 г. рассчитаны на международные договоры.
На практике имплементация документов организаций осуществляется всеми государственными органами. При этом используются различные методы.
1) Крайне редко используется общие решения. Так, согласно ст. 4. Федерального закона «О таможенном регулировании» решения органов Таможенного союза действуют в России непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством ТС (ныне часть ЕАЭС), Правительство РФ вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства ТС в РФ в соответствии с законом. Если таможенным законодательством ТС установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяется таможенное законодательство ТС.
Статья 185 НК РФ, в частности, регламентирует особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
2) Однако так повезло далеко не всем организациям. Например, ж/д перевозки осуществляются на основании как международных договоров, так и актов Совета по ж/д транспорту. Совет принимает документы как «пирожки», «печет» их сотнями. Его решения подробно регулируют перевозки, замещая национальное законодательство РФ. Интересно заметить, что акты Совета даже отменяют или изменяют международные договоры.
Вместе с тем, ни в ФЗ о железнодорожном транспорте, ни в Уставе железнодорожного транспорта нет даже упоминания об этих документах, не говоря уже об определении их юридической силы. Хотя про международные договоры РФ в сфере железнодорожного транспорта упоминания имеются.
Есть лишь указание в одном Постановлении Правительства РФ: правовое регулирование деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками осуществляется в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии с актами Совета по железнодорожному транспорту. Иными словами, документ Совета, по мнению Правительства РФ, - это международный договор. Из этого исходят и суды (особенно арбитражные), применяя правило «если, то».
Однако Решение Совета по железнодорожному транспорту - это не международный договор (если, конечно, недопустимо расширительно толковать ФЗ о международных договорах). Приоритет решений Совета основан на другом правовом базисе. Суды, на мой взгляд, безосновательно ссылаются на ч. 4 ст. 15 Конституции и соответствующие нормы законов.
3) Чаще всего имплементация документов организаций носит «разовый» характер. Проблемы, так сказать, решаются по мере их возникновения. Можно приводить десятки примеров. Имплементация осуществляется на всех уровнях (и законы, и указы, и постановления правительства, и приказы министров) и во всех сферах отношений.
Очевидно, что необходим закон об исполнении и прекращении документов международных организаций.
- Павел Николаевич, что Вы думаете о приоритете норм МП перед национальным?
- Сразу после принятия Конституции РФ и закона о договорах в литературе (особенно отраслевой) отмечался подход, согласно которому все международные нормы имели приоритет и даже включались в законодательство РФ. Кстати, в ст. 3 УПК РФ до сих пор такая формулировка закреплена.
Тут необходимо помнить следующее.
Во-первых, по ч. 4 ст. 15 Конституции приоритет перед российским законодательством имеют только нормы договоров. Нормы, закрепленные в форме других источников МП (например, в виде обычаев, актов органов международных организаций), приоритета не получили. Конечно, я думаю, в момент написания Конституции авторы вообще вряд ли знали о существовании иных форм источников МП.
Так что, если следовать Конституции буквально, то нормы МП, существующие в иных формах, остались «не при делах», приоритета не имеют.
Действительно, они соотносятся с российским правом по особым правилам. Получается «частичный» примат МП (что противоречит «ортодоксальной» монистической концепции).
Во-вторых, (и это главное!) Конституция РФ устанавливает приоритет не международных договоров, а их правил. Речь, следовательно, идет лишь о приоритете в процессе правоприменения. Договоры не отменяют российские законы в случае коллизии их норм (что было логичным в случае объявления договоров частью законодательства), а лишь изменяют правила их действия. Нормы, противоречащие договору, всего- навсего не применяются в конкретной жизненной ситуации. Более того, норма закона, противоречащая договору с одним государством, продолжает действовать в отношениях с государствами, с которым такой договор не заключен.
В-третьих, нельзя согласиться с позицией представителей отраслевых наук, по которой конституционное положение ч. 4 ст. 15, позволяет рассматривать «международные нормы как национальные». Более того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России признаются источниками отраслевого права (конституционного, гражданского, процессуального и др.).
Однако Конституция объявляет международные договоры не частью российского права или законодательства, а частью российской «правовой системы». Международные нормы в принципе не могут быть частью российского права. МП и право внутригосударственное представляют собой различные системы права. МП и национальное право отличаются друг от друга по кругу субъектов, источникам, способу образования и обеспечения МП и другим характеристикам. Формы права одной системы права не могут быть одновременно формами права другой системы.
Тут, конечно, нам немного портит методологическую картину законодательство бывшего ТС. Так, согласно ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из: 1) настоящего Кодекса; 2) международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе; 3) решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Этот документ стал основой для формирования российского законодательства, в частности в сфере таможенного регулирования.
Однако уже Договор о ЕАЭС 2014 г. (ст. 6) говорит о «праве Союза». Его составляют: Договор о ЕАЭС; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения органов ЕАЭС - Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий. Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами- членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.
Таким образом, ситуация с приоритетом международных договоров сложная. Нужно разбираться в каждом конкретном случае.
- Я знаю, что в последнее время Вы активно изучаете вопрос о месте решений ЕСПЧ в правовой системе РФ. К каким выводам Вы пришли?
- Во-первых, проблема исполнения в РФ постановлений ЕСПЧ носит более глубинный характер. Речь идет не только о Страсбургском суде.
В последнее время идет перманентный «наезд» на Россию со стороны как международных судов (ЕСПЧ, Суда ЕС), так и иностранных арбитражей (например, Гаагский). Указанные структуры вторгаются в сферу исключительной компетенции нашего государства, сдвигая национальную юрисдикцию «внутрь» РФ. Они позволяют себе указывать, как нам изменять свою Конституцию, ссылаются на международные договоры, которые мы отказались ратифицировать, пересматривают окончательные решения наших судов (словно и нет у РФ суверенитета). Иными словами, идет попытка установить свои правила «на районе».
Уверен, что всем таким попытках надо давать жесткий отпор. Наши зарубежные партнеры застряли в 90-х, когда усвоили в отношении России менторский тон и настолько уверовали в свою юридическую непогрешимость, что «Папа Римский нервно курит в сторонке». Времена изменились. У России есть своя компетенция и не дело различных юридических структур вмешиваться во внутренние дела РФ.
Во-вторых, что касается ЕСПЧ, всячески приветствуя важное значение, которое придается законодателем (а вслед за ним и высшими судами) его постановлениям, не вполне можно согласиться с подходом об актах Суда как «вновь открывшихся» или «новых» обстоятельствах. Конечно, с точки зрения процесса (АПК, ГПК, УПК, КАС), постановление ЕСПЧ можно рассматривать как процессуальное основание для пересмотра решения суда. Однако посмотрим на это с материальной стороны. Речь ведь идет о нарушении Конвенции, которая как договор имеет приоритет перед правилами российского закона (ч. 4 ст. 15). При этом факт нарушения Конвенции имел место при вынесении решения российским судом (давным- давно). Поэтому говорить нужно не о «новых обстоятельствах» (они-то как раз уже существовали в момент вынесения неправомерного решения), а о нарушении норм материального или процессуального права, предусмотренных Конвенцией 1950 г. Вот это - настоящие основания для отмены российских судебных актов.
В-третьих, ЕСПЧ обнаружил тенденцию превышать свои полномочия. Выносимыми в последнее время решениями ЕСПЧ так толкует Конвенцию, что формулирует новые нормы, не содержащиеся в ней изначально (особенно учитывая их широкий характер). Идет, если можно так сказать, «отжимание» ЕСПЧ нормотворческой компетенции в отношении Конвенции.
Кстати, «ползучее самоприсвоение полномочий», видимо, - общая тенденция для международных судов. И если в отношении Суда ЕС еще можно понять мотивы (мол, «двигаем евроинтеграцию», а то - пока там государства договорятся), то применительно к ЕСПЧ это недопустимо.
Конституционный Суд РФ (далее КС) является механизмом сдерживания такой правотворческой активности ЕСПЧ. В последнее время КС принял несколько постановлений по этому поводу.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 года, именно КС РФ является последней инстанцией по разрешению в рамках действующего конституционного регулирования вопроса о возможности исполнения постановлений ЕСПЧ. КС РФ подчеркнул, что при осуществлении своих полномочий необходимо находить разумный баланс, с тем чтобы принятое им решение, с одной стороны, отвечало бы букве и духу решения ЕСПЧ, а с другой - не вступало бы в противоречие с основами конституционного строя РФ и установленным Конституцией правовым регулированием прав и свобод человека и гражданина.
Как известно, 14 декабря 2015 г. российский парламент принял Федеральный закон № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»».
На основе новых положений закона было вынесено Постановление КС РФ от 19 апреля 2016 года по делу по делу «Анчугов и Гладков против России». По мнению КС РФ, вывод ЕСПЧ о нарушении Россией статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции основан на истолковании ее положений, расходящемся с их смыслом, из которого исходили Совет Европы и Россия как сторона данного международного договора при его подписании и ратификации. При таких обстоятельствах Российская Федерация вправе настаивать на интерпретации статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции и ее имплементации в российское правовое пространство в том понимании, которое имело место при введении в действие данного международного договора как составной части российской правовой системы.
Таким образом, никакой орган не может произвольно изменять и дополнять Конвенцию, расширить толкуя ее. Нельзя обязывать РФ исполнять Конвенцию, если изначально наше государство не давало согласия на конструирование ЕСПЧ новых норм.
Конституционный Суд РФ, рассмотрев вопрос о решении ЕСЧП по делу «Юкоса» (о компенсации в 1,86 млрд. евро), признал невозможность его исполнения в связи с противоречием Конституции РФ.
КС РФ сказал следующее: давая согласие на европейскую Конвенцию в 1998 г., Россия отнюдь не соглашалась на ее расширительное ее толкование по «российским» делам и, уже тем более, на формулирование новых норм Конвенции. Фактически КС стал на позицию: всякое государство как первичный субъект МП является «хозяином» своих договоров. Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.
Я думаю, решение ЕСПЧ по делу ЮКОС 2014 г. в части компенсации являлось «пробным шаром» по более широкому вопросу - дальнейшему «самозахвату компетенции» в части "just satisfaction". ЕСПЧ попробовал расширить критерии определении размера при их отсутствии в Конвенции и Правилах. Для этого Суд специально выбрал РФ в качестве «мальчика для битья». На этом решении ЕСПЧ пробует свои силы в вопросах размеров компенсации - «а не замахнуться ли нам». Поэтому ответная реакция России и была такой резкой.
Каковы выводы можно сделать из этого решения КС РФ?
- КС РФ подтвердил концепцию «государство - хозяин своего договора». РФ не давало согласия на конструирование ЕСПЧ новых норм Конвенции, поэтому Россия не будет исполнять решение по делу ЮКОСа.
- КС подтвердил, что Конвенция 1950 г. имеет в РФ статус «обычного» международного договора и не обладает приоритетом перед Конституцией.
- Важен сам отказ исполнить «политическое» решение ЕСПЧ. Он сделан в форме Постановления КС РФ. Это знак на будущее. Россия показывает, что ЕСПЧ должен найти другого «подопытного кролика». ЕСПЧ стал забывать, для чего он создавался. КС как бы спросил Страсбургский суд: «Ты почему такой дерзкий?» Я думаю, ЕСПЧ в следующий раз будет учитывать такую реакцию России.
- При дальнейшем обсуждении вопроса исполнения решения ЕСПЧ 2014 г. в Комитете Министров Совета Европы Россия будет отстаивать свое мнение, основываясь на решении КС РФ.
Не будет ничего страшного и в неисполнении по делу «Юкоса». Вон Великобритания уже 16 лет не исполняет решение Hirst. Проигнорировала и последующие решения в отношении тысячи заключенных. Небо не упало на землю. И тут обойдется. Вообще, статистика говорит, что 15% постановлений ЕСПЧ не выполнены. Где-то государства виновны, где-то Суд перегнул палку. Переживем и мы.
- Какие же Россия, по Вашему мнению, может сделать шаги на этом направлении?
- На мой взгляд, вариантов поведения два.
Первый. Для эффективного взаимодействия российских властей с механизмом необходим ЕСПЧ необходимо принять ФЗ «Об исполнении Российской Федерацией обязательств, возникающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановлений Европейского суда по правам человека». В закон должны войти как нормы, отсылающие к уже действующим нормам ФЗ о ратификации Конвенции и протоколов к ней, процессуального законодательства, так и новые нормы, призванные устранить законодательные пробелы и негативную правоприменительную практику в этой сфере.
Второй. Можно выйти из Конвенции 1950 г., чтобы Суд потерял основание рассматривать дела против России. Да, первое время будут репутационные потери, однако нас и так уже обвиняют во всех смертных грехах. Так что «одним больше, одним меньше», «нехай клевещут». Вон, выходят из Римского статута - и ничего.
А вот для того, чтобы не потерять механизма совершенствования законодательства и правоприменительной практики в соответствии с действительно прогрессивными положениями Конвенции, можно предложить следующую схему.
Во-первых, нужно добавить материальной компетенции Омбудсмену и предусмотреть следующий формат его работы в отношении ЕСПЧ. По каждому новому постановлению ЕСПЧ в отношении любого государства-члена проводить слушания совместно с профильными комитетами Госдумы, Минюстом, заинтересованными ведомствами, чтобы выяснить, нужно ли совершенствовать российские законодательство и практику. По совместному заключению указанных структур инициировать законопроекты, которые должны быть рассмотрены в установленный срок.
Во-вторых, внести изменения в процессуальные кодексы (УПК, АПК, ГПК, КАС, КоАП), в которых закрепить основанием для пересмотра судебного акта по новым (или вновь открывшимся) обстоятельствам заявление Уполномоченного по правам человека, по результатам рассмотрения жалоб потенциальных потерпевших.
Тем самым, мы сохраним контроль за соблюдением прав человека и основных свобод и лишим наших «западных партнеров» юридического основания утверждать, что в РФ нарушается Конвенция и наше государство надо наказать.
- Что бы Вы хотели сказать в заключение?
- Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и опирающийся на безусловное уважение международного права.
Несколько слов о дипломатии. Нельзя отрицать, что дипломатия может в значительной степени содействовать сохранению мира. Дипломатия является одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире.
В настоящее время приходится признать, что Россия в области МП слишком «законопослушна». Наше государство старается не нарушать нормы МП, следовать устоявшейся практике. В то же время США и страны Запада полностью «развязали себе руки». Они чувствуют себя свободными от международных обязательств, если те противоречат их интересам. Они создают новые международно-правовые доктрины (например, концепция гуманитарной интервенции), чтобы оправдать военное вторжение на территорию иностранных государств (Югославия). И смело заменяют их новыми (ответственность за защиту), когда те перестают их устраивать (Ливия). Они не признают легитимными выборы в Сирии на том основании, что «там идет гражданская война», но признают выборы на Украине, несмотря на то что «там идет гражданская война». К сожалению, остальной мир следует этой логике.
В таких условиях Россия, отстаивая классическое МП, фактически обрекает себя на проигрыш. Мы всегда «ходим черными». В этом главная проблема отечественной внешней политики.
Необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к таким, с позволения сказать, нетрадиционным способам изменения действующего МП. Если третейский суд в Гааге выносит решение по делу ЮКОСа, руководствуясь нормами Договора к Энергетической хартии 1994 г., который Россия не ратифицировала, и фактически пересматривает вступившие в силу акты российских судов, необходимо внести в законодательство норму об отказе в признании такого рода арбитражных решений.
Необходимо активнее использовать имеющиеся международно-правовые механизмы. Если США и ЕС применяют секторальные санкции в отношении России, нужно использовать возможности по рассмотрению споров в рамках ВТО.
Почему бы, в конце концов, России не сформулировать свою концепцию «государственной защиты российских фи- зических/юридических лиц за рубежом»? Необходимо активно продвигать интересы российских компаний и граждан, находящихся в иностранных государствах и мгновенно всеми способами реагировать на малейшие попытки ущемления их прав.
Таким образом, задача нашей дипломатии заключается в активном формировании норм МП, отвечающих интересам России, ее граждан и юридических лиц. Перефразируя известную фразу А. М. Горчакова, скажу: «Россия сосредоточилась».
Напоследок желаю сотрудникам журнала, авторам и читателям здоровья и благополучия. Я по натуре оптимист; переживали и не такое.
- Спасибо!
Интервью брал: