№ 2 (129) 2019г.
KH. A. BARLYBAEV:
THE MODERN WORLD DEVELOPS ACCORDING TO THE PHILOSOPHY OF MARX
Interview with Ph.D in Economics and Ph.D. in Philosophy, Professor Khalil Barlybaev
Визитная карточка:
Халиль Абубакирович Барлыбаев - доктор экономических, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный экономист Республики Башкортостан.
В 1972 году окончил экономический факультет МГУ имени М.В. Ломносова, после чего преподавал на кафедре политэкономии Башкирского государственного университета. В 1990-1992 годах - заведующий экономическим отделом Совета министров Республики Башкортостан, с 1992 по 1994 - председатель Фонда имущества Республики Башкортостан. В 1994-1995 занимал должность председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, где разработал особую схему приватизации государственного имущества в РБ, создал античубайсовский башкирский ваучер, систему использования российского приватизационного чека, а также участвовал в реформировании законодательства финансовой и банковской систем. Результатом его деятельности стало то, что в республику не смогли проникнуть крупные олигархи.
В течение четырех лет был проректором по экономике Башкирского государственного университета, в 1999 году избран депутатом Государственной Думы третьего созыва, был заместителем председателя Комитета Государственной Думы по собственности.
С 2004 по 2012 год - профессор РАГС (РАНХиГС) при Президенте РФ, с 2012 - ведущий научный сотрудник Института философии РАН, где приступает к разработке вопросов солидарных отношений, создает новую научно-философскую дисциплину «солида- рология». Публикует ряд книг и десятки статей на эти темы.
Круг научных интересов - экономическая теория и марксистская политэкономия, проблемы глобализации и устойчивого развития, философская антропология, авторская концепция солидарологии.
*********************************
- Уважаемый Халиль Абубакирович, люди знают Маркса как автора «Капитала» - книги, которую мало кто читал, но о которой все слышали. И у широкого читателя она не ассоциируется с философией. В каких же работах Маркса изложено его философское учение?
- Философское учение К.Маркса основывается на методологических положениях, изложенных в его трудах, в частности, в «Тезисах о Фейербахе», «Нищете философии», «Капитале» и ряде других работ. Иных методологических источников, более убедительных и подходящих для формирования действенной философии будущего, в научно-философской литературе, изданной после Маркса, найти невозможно.
- Вы превозносите Маркса как философа, но сам он себя таковым не считал, и, кстати, активно критиковал современных ему философов. И одна из его работ, которую вы упомянули, так и называется - «Нищета философии». Не очень похоже, чтобы философ мог так назвать свою книгу, скорее, наоборот.
- Нужно понимать, что термин «философия» присутствует в заглавии указанного труда как сатирическая антитеза названию работы П.-Ж. Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», а его содержание, в основном, состоит из анализа экономических проблем. И действительно, при первом чтении произведения К. Маркса «Нищета философии», заложившего начало созданию его уникальной теоретической системы, возникает впечатление, что оно не является философским, в тексте философия как отдельная тема почти отсутствует. Тем не менее, представляется, что «Нищета философии» является трудом не только экономическим, но и истинно философским, направленным на реализацию провозглашенного за год до выхода этой работы тезиса Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В данном утверждении содержательную смысловую нагрузку несут не только глаголы «объясняли» и «изменить», но и фраза «дело заключается». То есть, действительно ценным, общественно значимым, необходимым для общечеловеческого дела руководством к действию могут считаться такие идеи, теории или принципы, нацеленные на прогрессивные преобразования отживших, негативных порядков в окружающем мире, главным образом, в человеческом обществе.
- «Прогрессивные преобразования отживших порядков»... Что же в этом принципиально нового, что отличает Маркса от прочих обществоведов? Под этим подписался бы любой из французских просветителей, например.
- На самом деле громадная армия обществоведов и тогда занималась, и сегодня занята, в основном, изложением часто схоластических, бессистемных, раздробленных логических догматов, не соприкасающихся с реальной действительностью. «Провидение, провиденциальная цель - пишет об этом К. Маркс, - вот то громкое слово, которым теперь пользуются для объяснения хода истории. На деле это слово не объясняет ровно ничего. Это в лучшем случае риторическая форма, один из многих способов многословного пересказывания фактов». В отличие от этого он сам предложил философский труд, заложивший основы нового учения, перевернувшего историю человечества.
- То есть, «Нищета философии» это прото-«Капитал»?
- Излагаемые в «Нищете философии» в полемике с Прудоном положения о соотношении потребительной стоимости и стоимости, о труде как источнике прибавочной стоимости, о конкуренции и монополии, о разделении труда и машинном производстве, об экономических законах и категориях и т.п. в последующем были развернуты К. Марксом в соответствующие положения его гениального труда «Капитал», ставшего непревзойденной до сих пор вершиной философского исследования и преобразования жизни мирового сообщества после XIX века.
Этот труд продемонстрировал нестареющий образец научно-философской методологии раскрытия истины, путей достижения справедливости и свободы личности, признанных сегодня узловыми философскими проблемами: в «Капитале» впервые научно установлено истинное лицо общества, основанного на капиталистических отношениях, показаны пути перехода к обществу одновременно и социальной справедливости, и свободы личности через его освобождение от эксплуатации человека человеком. «Если нравственное сознание массы, - писал Ф.Энгельс в предисловии к «Нищете философии», - объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, как в своё время рабство или барщину, то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя, что появились другие экономические факты, в силу которых он стал невыносимым и несохранимым».
- Рискну предположить, что среди читателей нашего журнала не так много тех, кто читал «Капитал». Давайте воспользуемся возможностью и кратко изложим, что же из себя представляет эта книга. Если это возможно сделать коротко, конечно.
- В «Капитале», выдвинув в качестве изначального, зародышевого, краеугольного и системообразующего фрактала денежно-капиталистического общества категорию «товар», рассмотрев его потребительную стоимость и стоимость, обусловленных двойственным характером труда как конкретного и абстрактного труда, выяснив, что величина стоимости измеряется затратами общественно-необходимого труда, К. Маркс затем развернул анализ на раскрытие закономерностей возникновения из обмена товаров сущности и содержания денег, их превращения в капитал через становление рабочей силы в качестве товара и появления постоянного и переменного капиталов, механизма образования и действия законов прибавочной стоимости и прибыли как узловых категорий капиталистического способа производства. В последующем эти же исследования позволили установить источники и содержание земельной ренты, средней нормы прибыли, простого и расширенного воспроизводства общественного капитала и пр. Так, используя метод движения от абстрактного к конкретному и от него к практике, К.Маркс, задолго до выдвинутой Л. фон Берталанфи общей теории систем, разработал величайший, доселе никем непревзойденный образец методологии диалектического и системносинергетического анализа, создания научно-философской системы; до авторов современной синергетики на конкретном примере показал, каким образом происходит самоорганизация капиталистической системы, как в ней действуют своеобразные фракталы и аттракторы, специфические диссипативные структуры, бифуркации и фазовые переходы и т.п. Таким образом, была показана взаимосвязь экономики и философии, доказаны возможность и необходимость создания целостной философской системы на основе анализа экономического базиса общества.
- Хорошо. Но ведь этой книге уже полторы сотни лет. Как сказал великий Гераклит: «все течет, все меняется». Неужели за это время «Капитал» не успел устареть?
- Никто из представителей философской и иной обществоведческой науки после К. Маркса не смог повторить его научный подвиг. Пытаясь хотя бы подвергнуть сомнению истинность его теории, различные адепты капитализма критикуют ее второстепенные положения, но доказательно опровергнуть ее целиком, особенно в методологическом аспекте, до сих пор никому не удалось. Сегодня преумножилось отмеченное Марксом увлечение рассудочной логикой, многословным пересказыванием фактов, дроблением философии на различные, далекие от реальной жизни изолированные разделы, появилась традиция специализации каждым отдельным «философом» по определенной мелкой тематике, малопонятной даже коллегам по философскому цеху, не связанной с целостной философской системой по преобразованию мира и другими проблемами. В целом современная мировая философия находится в методологическом тупике, в положении «разброда и шатаний», не может найти дорогу к целостному и системному раскрытию истинного содержания современной цивилизации, путей ее выхода из кризисного и болезненного состояния.
- То есть, философия находится в состоянии кризиса?
- Следует подчеркнуть, что здесь речь идет о кризисе не классической философии в целом, а лишь ее «авангарда», о профессиональных проблемах тружеников «философского пера», призванных обогатить философию применительно к сегодняшним мировым реалиям, занятых сегодня исследовательской работой в тиши кабинетов, выступающих на разных форумах, публикующих различные печатные труды, пытающихся придать философии современное лицо. Философия как наука, род занятий и образовательная система жила, живет и будет жить, пока существует сам человек как разумное существо, испытывая на себе воздействие указанного кризиса. Более того, без очистительной философии человечество обречено на деградацию и вырождение. Вся предыдущая история доказывает, что каждый шаг общественного прогресса шел под неминуемым влиянием философских идей, воплощенных в самые различные формы: народного творчества (мифы, сказания, легенды, фольклор и т.п.), литературных произведений, трактатов великих мыслителей, религиозных норм, научных теорий и др. Последнее наиболее мощное такое влияние современная цивилизация испытала со стороны идей гениальных экономико-философских трудов К. Маркса, особенно «Капитала». Именно под влиянием этих идей человечество отвергает капитализм, из-за чего он вынужден отказаться от самых своих архаичных свойств, создать для продления существования общественные формы, многие из которых предлагались марксизмом и являются предпосылками новой общественной системы.
- «Отказаться от самых архаичных свойств»... Значит, сам капитализм тоже изменяется, модернизируется?
- Существенным фактором модернизации управления делами капитала стало то, что капиталистические отношения в мире трансформировались в тоталитарное доминирование денежно-капиталистических отношений. По существу, допущение денег к управлению общественными отношениями отстраняет самого человека из непосредственного управления. Ему остается только заниматься эмиссией денег и регулировать денежные потоки. Деньги выступают в качестве «субъекта» монопольного социального управления, будучи посредником и концентрированным выражением отношений между людьми как «объектами» манипулирования. В первом томе «Капитала» в разделе «Мировые деньги» К. Маркс писал: «Только на мировом рынке деньги в полной мере функционируют как товар, натуральная форма которого есть вместе с тем непосредственно общественная форма осуществления человеческого труда in abstracto. Способ их существования становится адекватным их понятию». Это сказано о всемирных функциях металлических денег - золота и серебра. С отказом в 1973 году от золотого стандарта мировые деньги никуда не исчезли, они только видоизменились. Перестав отражать количество заключенного труда в золоте, мировые деньги в виде «резервных валют» стали служить их владельцам в качестве символа обладания соответствующей их количеству собственностью, которая олицетворяет объем заключенного в ней человеческого труда. То, что отдельные лица незаслуженно становятся владельцами большого количества денег и эксплуататорами заключенного в них чужого труда, особая история.
- Давайте углубимся в эту особую историю. Деньги существуют чуть ли не столько же, сколько и сам человек, равно как и разделение общества на тех, у кого они есть, и тех, у кого их нет. Как же связаны деньги и эксплуатация? И потом, разве по отношению к феодальным порядкам, денежная система капитализма не является более справедливой? Деньгами потенциально может обладать всякий, независимо от происхождения...
- Являясь косвенным, символическим измерителем права людей на долю в общественном богатстве, деньги не только не способствуют обеспечению справедливого распределения, но и во многом ведут к существенному отклонению от такового. Естественно, при этом ведущую роль играют механизм и нормативы распределения, которые устанавливаются самими людьми. Однако решающей становится завуалированная, скрытая природа самих денег, позволяющая и способствующая манипулированию указанными механизмами распределения со стороны тех, в чьих руках оказываются рычаги такого распределения.
В результате деньги как регулятор социальных отношений по сравнению с другими формами регулирования приводят к многократному увеличению социальной несправедливости. Происходит неправомерное, незаслуженное накопление гигантского количества денег как свидетельства права собственности на громадные доли общественных благ у немногочисленных, как правило, социально безответственных лиц, и лишению такой возможности большого числа людей, имеющих естественное право на свою долю в указанных благах. Указанное положение, в свою очередь, приводит к существованию в обществе явлений подкупа всего и вся, деградации нравственных устоев, искажению истинных ценностей в межличностных и общественных связях и устремлениях. Более того, в денежно-капиталистическом обществе судьба каждого человека всецело зависит от того, доступно или нет определенное количество денег для обеспечения его жизнедеятельности, они «обволакивают» его со всех сторон, превращают в своего «раба», отчуждают от другого человека, от общества и окружающей природы.
Возвращаясь к вашему вопросу о сравнении с феодальными порядками, скажу, что в современных условиях социальные структуры, господствующие в мире и основанные на использовании денежных связей и механизмов регулирования, попирающих всяческие нормы морали и нравственности, устремленных на удовлетворение самых низменных способов потребления и наживы, находятся в таком же состоянии загнивания, в каком в свое время находились рабовладельческие и феодальные отношения, основанные на насилии и внеэкономическом принуждении к труду и распределению его результатов.
- В чем именно заключается это загнивание?
- Искажающий характер механизмов денежного регулирования экономических процессов в мире под влиянием гигантского финансового пузыря, только на 12-15 процентов отражающего реальные материальные связи, выступает источником нарастающих и необратимых социально-экономических и социально-экологических катаклизмов: наступающего голода громадных масс людей в бедных странах, усиливающейся угрозы экологической катастрофы из-за глобального потепления, массового падения нравов, деградации духовного сознания сильных мира сего и т. п. Порочный круг роста денежной массы в мире, подавляющая часть которой скапливается у ограниченного круга лиц, «заливающих деньгами» любую свою прихоть, обусловливает необратимый процесс гигантских нерациональных затрат общественного труда, всемирной инфляции, роста цен на продукты питания и их недоступность растущему числу безденежных людей. Закон прибыли, действующий как верховная движущая сила экономики, консервирует господство занимающих монопольные командные высоты отраслей, тормозит диверсификацию производства, развитие альтернативных источников энергии и других прогрессивных технологий и техники, способствует урезанию «лишних» затрат на природоохранные меры со стороны монополий и в общественном масштабе, провоцируя тем самым экологические катаклизмы. Упомянутые выше капитаны капиталистической экономики, без сомнения, заслуживают вознаграждения за исполнение управлеческих функций в той мере, в какой они обеспечивают оптимальные воспроизводственные процессы и рост экономического развития, хотя последний происходит преимущественно за счет научно-технического прогресса, в котором не только нет заслуги капитализма, но и имеет место торможение им любых прогрессивных явлений. Общеизвестно, как капиталистические сверхбогачи присваивают блага многократно больше заслуженных ими вознаграждений, занимаются чудовищным сверхпотреблением.
- Да, зарплаты и выходные пособия топ-менеджеров растут, как на дрожжах, безотносительно к развитию реальной экономики. И действительно, современные капиталисты до сих пор считают себя двигателями прогресса. Даже придумали для себя новый термин - "креативный класс". Что же нас ждет дальше, будет ли у этой системы конец, или мы так и будем болтаться в цикле "бум-спад"?
- Периодически возникающие глубокие финансово-экономические кризисы из-за того, что "надувающиеся" финансовые пузыри неизбежно должны "лопаться" как в любой "пирамиде", в конечном счете, должны привести к окончательному краху денежно-капиталистической формации. В этом отношении весьма симптоматичным во время финансово-экономического кризиса, начавшегося в последнем квартале 2008 года, было одно из отчаянных предложений премьер-министра Италии С.Берлускони, одного из известных и ведущих мировых политических лидеров своего времени, о том, чтобы ликвидировать все биржи в мире и взамен им создать иную систему регулирования экономических отношений. Вопрос заключается в том, какой должна быть новая система.
Реальная жизнь на планете за весь ХХ век и поныне протекает и меняется по Марксу. Прежде всего, под влиянием уничтожающей критики капиталистических отношений марксистской теорией и, на этой основе, народной борьбы против них, капитализм постарался и сумел выжить, нивелировать свои самые уродливые формы и создать новые элементы протезного характера, продлив тем самым себе существование и отодвинув свой «смертный час». Это произошло, в основном, под руководством «главнокомандующих» самого капитала и прогрессивно мыслящих политических деятелей разных стран и различных поколений. Достижению своих целей им помогла сама логика эволюции капиталистической системы, нарастающее развитие естественных наук, техники и технологий, появление громадных валютно-финансовых и кредитнобанковских структур, когда эксплуатация чужого труда осуществляется не напрямую в процессе труда и производства как во времена Маркса, а через сложнейшую систему накопления финансового капитала, который в подавляющей части олицетворяет собой накопленную прибавочную стоимость, результат неоплаченного труда сотен миллионов работников по всему миру.
- Вернемся к философии. Если я правильно понимаю фейербаховский тезис Маркса об изменении мира, а также тезис о том, что наследник немецкой философии - немецкий пролетариат, то он считал, что философией заниматься уже не нужно, так как нужно действовать. А теперь выходит, что мы не можем действовать, так как не знаем философии? Опять нужны идеи?
- Капитализм как эксплуататорский строй - это несчастье для человечества, находящегося в состоянии утопающего. Поэтому ему нужна идея, способная спасти его от катастрофического исхода. Философия К. Маркса, разработанная им исходя из системного анализа экономики капитализма, по определению является критикой этого способа производства. В целом любая философия должна быть критической, ибо, анализируя реальную жизнь с позиций высших проявлений человеческого духа, она по своей имманентной сущности обладает критической направленностью. Не случайно «Капитал» имеет подзаголовок «Критика политической экономии», да и в названиях трех основных произведений И. Канта основное смысловое значение имеет стоящее первым слово «Критика...» Истинную философию не любят и не желают ее влияния на общественную жизнь, прежде всего, правящие классы и их ученые адепты, именно из-за ее критического содержания, нацеленного на раскрытие путей достижения истины, справедливости и свободы в обществе из-за того, что это кардинально противоречит их интересам. Да и остальным гражданам из философии нередко приходится узнавать нелицеприятные для себя вещи, особенно из сферы морали и нравственности.
Изложенные положения, характеризующие сущность современного капитализма и вытекающие из методологии их анализа Марксом, самоочевидны, проглядываются «невооруженным взглядом», можно сказать, аксиоматичны и их понимание не представляет особого труда. Странно, что их не замечают и не исследуют «лучшие» умы современной философии и науки. Если не быть субъективно политически и идеологически ангажированным, следовать научной объективности, верности истине и честности, то приходится признавать истинность указанных положений и по-научному их развивать. Исследование этих явлений могло бы сделать современную философию истинно философской, нацеленной на прогрессивные преобразования сегодняшних общественных отношений.
- Если желаемое осуществится, и лучшие умы обратят внимание на эти самоочевидные идеи, короче говоря, если жизнь пойдет по Марксу, то каким будет это новое общество? И какая ему будет нужна философия?
- В «Капитале» К. Маркса в качестве фрактала общественной системы выступает товар, в котором в потенции содержатся все атрибуты и свойства капиталистической экономической системы, движение которого порождает денежное обращение и превращение денег в капитал, вытесняет человека из системы общественных отношений и занимает его место в рамках денежно-капиталистических отношений. Очевидно, в философии будущего исходную и центральную роль в общественной системе должен играть сам человек c его многогранной природой и атрибутами, важнейшей гранью которого является способность к сознательному общению, формированию солидарных отношений с себе подобными. Аналогично тому, как свойства товара разворачиваются в многогранную систему капиталистических отношений, указанные свойства человека должны разворачиваться в общечеловеческие свойства и атрибуты солидарного общества, где установлены взаимосвязи всех атрибутов человека как специфического фрактала с каждой структурой общества и мироздания, где бы категория «человек» занимала исходное, ключевое и системообразующее положение в отношении других категорий и всей системы в целом.
- Получается, нас ждет что-то вроде нового Возрождения. Тогда освобождали человека от идеи его никчемности перед лицом творца и реальной никчемности перед лицом церковников, а теперь будем освобождать от идеи капитала и реальной власти капиталистов. Есть место для проведения философских и исторических аналогий. Халиль Абубакиович, спасибо Вам большое за содержательный разговор! Судя по сводкам с экономического фронта, у Вас в ближайшем будущем будем еще предостаточно поводов для разъяснения марксовой критики капитализма. С радостью предоставим Вам страницы нашего журнала под это благое дело!
Интервью брали: