F. K. ZINNUROV:
CADRES DECIDE EVERYTHING
Interview with Ph.D. in pedagogical sciences, professor, General-Major of Police, Honored Officer of Internal Affairs Agencies of the Russian Federation, Head of Kazan Legal Institute of the MIA of Russia Zinnurov Foat Kanafievic
Визитная карточка:
Зиннуров Фоат Канафиевич - доктор педагогических наук, профессор, генерал-майор полиции, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, начальник Казанского юридического института МВД России.
Родился 10 мая 1959 г. в деревне Ямашурма Высокогорского района Татарской АССР. Закончив среднюю школу и проработав слесарем-инструментальщиком на производственном объединении «Вакууммаш» г. Казани, с 1977 по 1979 гг. служил в пограничных войсках КГБ СССР.
После окончания юридического факультета Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина в 1984 году поступил на службу в органы внутренних дел. Прошел путь от старшего инспектора до заместителя начальника по работе с личным составом УВД г. Набережные Челны.
В 1999 году был назначен начальником Управления по кадровой и воспитательной работе, а в 2004 году - заместителем министра внутренних дел - начальником Управления кадров МВД Республики Татарстан.
За период службы в органах внутренних дел неоднократно выезжал в служебные командировки в составе временной оперативной группировки в Северо-Кавказский регион Российской Федерации. Является ветераном боевых действий.
В 2005 году Ф.К. Зиннуров защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года №1449 был назначен начальником Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1260 Ф.К. Зиннурову было присвоено специальное звание «генерал-майор милиции». Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 992 ему присвоено специальное звание «генерал- майор полиции».
В 2012 году Ф.К. Зиннуров успешно защитил докторскую диссертацию. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 504/нк ему присвоена ученая степень и выдан диплом доктора педагогических наук.
Является действительным членом Петровской Академии наук и искусств, членом Российской криминологической ассоциации, Почетным доктором Самарского юридического института ФСИН России.
Сфера научных интересов Ф.К. Зиннурова включает в себя исследование проблем педагогической системы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Список его научных трудов насчитывает более 100 работ.
Ф.К. Зиннуров является заслуженным сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Татарстан, почетным сотрудником МВД. Награжден государственными и ведомственными наградами, в том числе: орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Серебряная звезда «Общественное признание», орденом «Дуслык» и др. Награжден именным наградным оружием - пистолетом Макарова, боевым холодным оружием - кортиком.
Научные труды Зиннурова Ф.К. ежегодно отмечаются на конкурсах изданий вузов. На межрегиональном конкурсе изданий высших учебных заведений «Университетская книга-2015» дипломом в номинации «Лучшее научное издание по общественным наукам» отмечена монография Зиннурова Ф.К. «Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды»; по итогам VI Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга - 2017» (ДФУ, г. Владивосток) учебник «Криминология. Особенная часть» (под общ. ред. Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и дсп.) признан победителем в номинации «Лучшее издание по юридическим наукам», а также в номинации «За высокий уровень учебника».
В 2019 году во Всероссийском конкурсе вузовских изданий по проблемам расследования преступлений в Тюменском институте повышения квалификации МВД России дипломом лауреата в номинации «Досудебное производство в современной России: стратегии развития» отмечен авторский коллектив учебно-наглядного пособия «Умышленное повреждение чужого имущества (ч.1 ст.167 УК РФ)» (Зиннуров Ф.К., Марданов Д.Р., Шайдуллина Э.Д., Кузнецов Д.В.).
По итогам VII Приволжского межрегионального конкурса вузовских изданий «Университетская книга - 2020» дипломом за I место в номинации «Лучшее учебное издание по юридическим наукам» награжден авторский коллектив учебника «Криминология. Общая часть» (Ф.К. Зиннуров, А.Е. Шалагин, С.Н. Миронов и др.), а дипломом за II место в номинации «Лучшее учебное издание по гуманитарным и социальным наукам» отмечено учебное пособие «Проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального обучения в ведомственном вузе» (Зиннуров Ф.К., Хрусталева О.Н.).
*****************************************************
- Возглавив в 2008 году Казанский юридический институт МВД России, Вы, Фоат Канафиевич, как никто другой знали, какие кадры требуются для правоохранительных органов Республики Татарстан, России, ведь более 25 лет до этого занимали различные должности в кадровых подразделениях Министерства внутренних дел республики.
- Действительно, закончив в 1984 г. юридический факультет Казанского государственного университета, пройдя в органах внутренних дел значительный путь от инспектора до заместителя министра внутренних дел Республики Татарстан, имея за плечами многолетний опыт кадровой и воспитательной работы, я понимал, какого выпускника ждут «на земле», какой сотрудник востребован нашим министерством.
Казанский юридический институт МВД России - вуз со славной многолетней историей, традициями, выпускники которого занимают практически все ключевые должности в МВД республики. Мы очень гордимся, что среди наших выпускников - 11 генералов.
Система профессионального образования в современных условиях претерпевает серьезные изменения - высококвалифицированные специалисты необходимы во всех сферах жизни. Российский полицейский должен быть не только прекрасно образован и воспитан - он должен быть безупречен в моральном плане.
Процесс подготовки современного полицейского требует постоянного внедрения инновационных образовательных технологий, технического переоснащения и совершенствования. Поэтому мы находимся в постоянном поиске повышения эффективности системы обучения в соответствии с современными требованиями, изменениями криминогенной ситуации в стране и регионах и действующего законодательства. Мы стараемся постоянно совершенствовать, оптимизировать соотношение теоретических и практических полицейских профессиональных навыков.
С 2013 года, после присоединения к институту Центра профессиональной подготовки МВД по РТ, наш вуз осуществляет подготовку всех категорий сотрудников ОВД, от рядового полицейского до сотрудников старшего начальствующего состава.
- Фоат Канафиевич, но в Казанский юридический институт МВД России Вы пришли не только с огромным опытом практической, профессиональной работы, но и зарекомендовали себя как ученый-исследователь...
- В 2005 году, будучи заместителем министра внутренних дел Татарстана по кадрам, я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Специфика межличностных отношений в группе с повышенной опасностью функционирования». В основу исследования были положены результаты анализа психологических состояний сотрудников правоохранительных органов, как в их повседневной оперативно-служебной деятельности, так и в служебных командировках на Северный Кавказ, куда я сам неоднократно выезжал лично.
Став начальником образовательной организации и руководствуясь пониманием того, что необходимо собственным примером мотивировать коллектив к личностному развитию, я подготовил и в 2012 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды». Основой этого исследования стала эффективная работа наших ученых, воспитателей, правоведов в Республиканской специальной общеобразовательной школе имени Н.А. Гал- лямова (г.Казань) (РСОШ), в частности, созданной при нашем участии на ее базе научно-исследовательской лаборатории. Основными задачами функционирования данной лаборатории являлись:
выявление и обобщение передового опыта работы с детьми ненормативного и девиантного типа в образовательных учреждениях РТ;
разработка и апробация эффективных технологий работы с детьми такого типа в урочное и внеурочное время;
создание моделей социальной реабилитации личности ребенка в условиях РСОШ, в условиях обычных образовательных учреждений;
выявление социально-психолого-педагогических условий поддержки детей, прошедших курс социальной реабилитации в РСОШ, в последующей их жизни и др.
Необходимо отметить, что опыт функционирования и данной лаборатории, и самой РСОШ уникальны.
Мне очень близки слова - их я часто напоминаю свои коллегам в институте и курсантам - великого индийского мыслителя Махатма Ганди: «Живите так, словно вы умрете завтра, учитесь так, словно вы будете жить вечно».
Несмотря на занятость административной работой, и сегодня я продолжаю вести активную научно-исследовательскую деятельность: осуществляю руководство диссертационными исследованиями, являюсь автором научных и учебных изданий, публикую статьи в рецензируемых научных журналах, участвую в научных конференциях. Кроме того, вхожу в состав диссертационного совета по педагогике одного из казанских вузов.
По моему глубокому убеждению, только личным примером руководитель может сподвигнуть профессорско-преподавательский состав к научному «росту». Знаете, как мы называем в институте докторов наук? Генералы науки! Мы радуемся каждой «защите» наших сотрудников, каждому новому званию «доцент», «профессор» наших коллег.
- Для того чтобы подготовить сотрудника полиции новой формации, вероятно, и педагогические кадры необходимы особые?
- Вы совершенно правы. Прежде всего отмечу, что кадровая политика МВД России на современном этапе направлена на достижение нашей главной цели - подготовить и воспитать эрудированного, квалифицированного полицейского-профес- сионала, вооруженного последними научными знаниями в области борьбы с преступностью, приоритет которой - защита прав и свобод человека. Поэтому комплектование профессорско-преподавательского состава мы осуществляем прежде всего из числа сотрудников МВД по Республике Татарстан, имеющих опыт практической работы на «земле» пять и более лет и склонность к научной и педагогической деятельности. И мне очень приятно отметить, что руководство МВД нашей республики, понимая всю важность подготовки высококвалифицированных кадров, идет нам навстречу, «отпуская» на преподавательскую работу своих лучших сотрудников. И, конечно же, мы активно используем возможности адъюнктуры института.
Как и наши коллеги из других ведомственных или гражданских вузов, мы понимаем, что нельзя целиком полагаться на те шаблоны и алгоритмы подготовки специалиста, по которым готовили, например, нас или специалистов предыдущего поколения.
Ни одно высшее учебное заведение, независимо от подведомственности, не может обойтись без квалифицированных профессиональных кадров, без увлеченных своим делом, талантливых педагогов, ориентированных на целенаправленное повышение научно-методического уровня инновационной деятельности.
Сегодня современное образовательное сообщество испытывает насущную потребность в преподавателе-универсале - способном находиться в непрерывном педагогическом поиске, самообразовательном процессе, профессионально, инновационно активном преподавателе-исследователе, ориентированном на научную, проектную деятельность. Основная тенденция, определяющая направленность инновационной деятельности современного преподавателя, заключается в смещении его функции с чисто преподавательской на консультационную, направляющую. Как следствие, традиционный образ преподавателя-транс- лятора знаний и образца умений заменяется образом организатора самостоятельной работы обучающихся. Особо явно это проявилось в период вынужденной самоизоляции наших граждан и перевода обучения в дистанционную форму. Подобная мера обнаружила и пробелы в организационном плане, и не реализованный до конца потенциал преподавателей.
Мы понимаем, что эффективности профессионального становления преподавателя высшей школы способствует развитие самой педагогической среды, формирование традиционных ценностных ориентаций и положительной мотивации к педагогическому труду, а также разработка системы управления профессиональным становлением молодого педагога.
В немалой степени формированию профессиональных компетенций начинающего преподавателя в вузе способствуют и наставники, оказывающие им педагогическую, методическую, психологическую помощь. В Казанском юридическом институте МВД России создан институт наставничества - за молодыми преподавателями на три месяца закрепляются более опытные педагоги, которые помогают не только адаптироваться к служебной деятельности, но и облегчить вхождение в учебный процесс, профессиональное становление: путем посещения занятий, консультирования, бесед, совместной работы над планами занятий и др. Более двадцати лет в вузе функционирует Школа молодого преподавателя (ШМП), в которую зачисляются все вновь прибывшие в институт педагогические кадры. Программа ШМП, рассчитанная на два года обучения, включает как традиционную подготовку начинающих преподавателей, так и знакомство с новыми педагогическими технологиями и условиями работы в КЮИ МВД России. Так, в 2019/2020 учебном году в рамках ШМП слушателям представлен цикл авторского курса «Основы академического письма», на котором молодым преподавателям, адъюнктам и всем желающим были раскрыты секреты создания научных текстов, эффективные приемы написания статей в научные журналы. Специалисты и маститые преподаватели делятся с начинающими коллегами опытом создания электронных учебных пособий и освоения электронной образовательной среды, организации работы с иностранными слушателями.
Ежегодно при проведении августовского методического семинара накануне нового учебного года победители методических конкурсов дают мастер-классы по своим предметам. Отрадно отметить, что с каждым годом все моложе наши «мастера», более креативны представленные на конкурсы разработки.
Серьезных успехов мы добились и в научно-исследовательской работе, повысили остепененность наших преподавателей, на высоком уровне находится и морально-психологический климат в коллективах. Сегодня наш институт - единственный среди образовательных организаций МВД России, где нет некомплекта профессорско-преподавательского состава. Мы очень бережно и с уважением относимся к каждому члену нашего коллектива, согласно принципу «Нужно самому иметь достоинства, чтобы увидеть их в других».
- Каким образом удается совмещать теоретическую и практическую подготовку будущих сотрудников ОВД в Вашем институте?
В настоящее время российское общество столкнулось с необходимостью изменения качества и содержания профессиональной подготовки курсантов юридических вузов системы МВД с целью повышения уровня их подготовки для практической социально ответственной деятельности, что предусмотрено Федеральным законом РФ «О полиции». Данное обстоятельство обусловило потребность в преобразовании действовавшей ранее системы образования, характеризовавшейся преобладанием теоретико-абстрактного, академического обучения. В КЮИ МВД России акцент в образовании будущих полицейских заметно смещается в сторону развивающего, практико-ориентированного обучения, в качестве главной цели которого ставится развитие способностей и профессионального потенциала личности курсанта - будущего юриста-практика в системе МВД России.
В целях усиления практической направленности обучения созданы учебные полигоны «Противодействие терроризму и экстремизму», «Дежурная часть ОВД», «Ситуационный центр», «Класс взрывотехники», ряд криминалистических полигонов. МВД по Республике Татарстан оказало нам действенную помощь в создании учебно-тактического полигона, включающего две полосы препятствий и 11 учебных мест с различными транспортными средствами, в том числе и бронетранспортером, предназначенным для обучения и отработки действий сотрудников полиции, направляемых для несения службы в Северо-Кавказский регион.
Возможность проявить себя в качестве юриста-практика представляет нашим слушателям юридическая клиника. Данная форма практического обучения позволяет слушателям на общественных началах приобрести навыки правового информирования и консультирования граждан в целях обеспечения доступности правовой информации для малоимущих слоев населения, популяризации знаний о правах, свободах и обязанностях граждан, о порядке их осуществления и защиты, а также способствует формированию у обучающихся твердых этических убеждений и понимания гуманности профессии юриста.
Качественный контент-анализ обращений граждан, выполненный на кафедре гражданско-правовых дисциплин, показывает, что нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи интересуют острые вопросы в сфере гражданского и семейного права, трудового и земельного права, административного и жилищного права, а также практики правоприменения на местах. Данное обстоятельство подтверждает необходимость совместного участия в деятельности юридической клиники не только базовых юридических кафедр института, но и квалифицированных практических работников. Некоторый опыт такой совместной работы уже имеется, поскольку юридическая клиника института привлекает к работе представителей Конституционного суда Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан, а также представителей адвокатского сообщества.
Этот бесценный опыт позволяет нашим курсантам не только лучше учиться, но и постигать смысл профессии: ее высокую социальную миссию - помогать людям, защищать граждан от преступных посягательств.
Кроме того, ценный опыт практической деятельности получают наши курсанты и слушатели из занятий, на которые приглашаются руководители и опытные сотрудники различных служб МВД по РТ, из практических занятий с выездом в подразделения МВД Татарстана.
В целях повышения практической составляющей в обучении в нашем вузе регулярно проводятся встречи ветеранов ведущих служб МВД по Республике Татарстан с курсантами и слушателями, где опытные товарищи знакомят их с историей и основными направлениями работы этих служб, раскрытием и расследованием резонансных преступлений, повседневными задачами и проблемами.
Особо следует остановиться на такой возможности практического обучения курсантов и слушателей в КЮИ МВД России, как охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в период проведения крупных массовых мероприятий, в которых принимает участие личный состав института. Такая возможность и почетная миссия выпала нам в связи с неоднократными спортивными и профессиональными мероприятиями различного масштаба, проводимыми в городе Казани:«1000-летие г.Казани» (2005), Универсиада (2013), чемпионат мира по водным видам спорта (2015). В период подготовки и проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 я был руководителем сводных отрядов полиции образовательных организаций МВД России, организовывал выполнение задач по обеспечению безопасности объектов, морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности личного состава, привлекаемого для охраны правопорядка. Несение службы личным составом сводных отрядов образовательных организаций МВД России получило самую высокую оценку со стороны руководства Республики Татарстан и УБКМ МВД России.
В 2019 году более 300 наших курсантов и офицеров обеспечивали правопорядок и безопасность гостей нашей столицы в период проведения чемпионата мира по рабочим профессиям «WorldSkills». В этот период курсантами было проведено свыше 300 профилактических бесед с гражданами, выявлено 23 административных правонарушения и раскрыто три преступления. А два курсанта были награждены медалью МВД России «За доблесть в службе» за задержание преступников, совершивших тяжкое преступление против личности.
Высокий профессионализм постоянного состава, организованность, учебно-материальная база института позволили нам в 2019 году провести на базе КЮИ МВД России два конкурса профессионального мастерства среди сотрудников правовых служб
- окружного и среди следователей - всероссийского масштаба. И мне особенно приятно отметить, что в обоих конкурсах победу одержали наши выпускники. Это - наглядный показатель качества нашего образования, его практической направленности, учебно-методического и научного потенциала профессорскопреподавательского состава института.
- Фоат Канафиевич, в последнее время в Российской Федерации проводится серьезная антикоррупционная работа. В открытом доступе размещаются сведения о доходах госслужащих и членов их семей, вступил в силу федеральный закон о контроле за расходами. Введены понятия конфликта интересов, запреты на замещение муниципальных должностей в случаях близкого родства или свойства. Как эта работа организована в Вашем вузе?
- Прежде всего я хотел бы отметить, что в рамках общегосударственной политики в целях минимизации коррупционных проявлений в Республике Татарстан был принят ряд мер предупредительно-профилактического характера. Так, в марте 2013 года по инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова была создана Комиссия Совета ректоров вузов республики по вопросам противодействия коррупции
- совещательный орган при Совете ректоров. Мне было доверено возглавить новую комиссию, поскольку в нашем вузе был наработан положительный опыт в этом направлении. Так, специальная комиссия по реализации основных положений антикоррупционной политики в КЮИ МВД России была создана еще в 2009 г. В нее, кроме сотрудников нашего вуза, входят представители оперативно-розыскной части собственной безопасности и управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ.
В нашем институте антикоррупционная деятельность основывается на ежегодных планах по противодействию коррупции, для реализации которых в рамках моральнопсихологической подготовки с личным составом изучаются действующие нормативные правовые акты, касающиеся организации работы по противодействию коррупции. Личному составу разъясняется порядок соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности уведомления об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иные обязанности, установленных в целях противодействия коррупции.
В рамках реализации национальной антикоррупционной политики совершенствуется учебно-воспитательный процесс: существенным образом пересмотрена работа с курсантами и слушателями, методы аттестации постоянного состава, введена практика обязательной беседы курсантов с начальником института, с психологами.
Ежеквартально на оперативных совещаниях при начальнике института до личного состава доводятся последние изменения в антикоррупционном законодательстве и новости о борьбе с коррупцией в системе органов внутренних дел.
На развитие системы антикоррупционных мер и закрепление антикоррупционного поведения направлена и научная деятельность профессорско-преподавательского состава института. Проблемам противодействия коррупции посвящаются многие научные работы, ежегодно в институте проводится республиканский круглый стол по вопросам противодействия коррупции.
На базе института организуются встречи переменного состава с руководством ОРЧ СБ МВД по РТ, УЭБ и ПК МВД по РТ, в ходе которых проводятся занятия и правовые консультации по профилактике взяточничества, посредничества во взяточничестве, а также недопущению сотрудниками органов внутренних дел поведения и действий, которые могут восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Разработаны и распространены среди личного состава памятки, содержащие информацию и разъяснения по ключевым вопросам о типовых случаях конфликтов интересов, сведения для правильной оценки соответствующих ситуаций и порядок их урегулирования, ссылки на положения нормативных правовых актов.
При выпуске всем слушателям раздается брошюра «Методические рекомендации выпускнику Казанского юридического института МВД России в повседневной деятельности», в которых описан алгоритм действий сотрудника ОВД в различных коррупциогенных ситуациях, а также меры предотвращения и урегулирования типовых ситуаций конфликта интересов, в которые может быть вовлечен молодой сотрудник ОВД при исполнении служебных обязанностей.
На ученом совете института одобрен «Моральный кодекс преподавателя КЮИ МВД России», в котором закреплены этические нормы поведения личного состава, процедуры и формы соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
На информационных стендах в учебных комплексах размещена информация антикоррупционной тематики. На официальном сайте института в телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о работе горячей линии, телефоне доверия, об адресе для направления обращений и сообщений по вопросам противодействия коррупции в подразделениях.
Отдельный комплекс мероприятий осуществляется в Казанском юридическом институте МВД России в целях формирования антикоррупционного поведения и профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава. В штате института создана новая структура - инспекция по личному составу, на которую возложена организация работы по противодействию коррупции.
В целях активизации работы руководителями подразделений проводятся собеседования с подчиненными сотрудниками по вопросам личной примерности в исполнении служебного долга, строгого соблюдения законности, профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения, требований Присяги.
С целью выявления факторов, неблагоприятных для прохождения службы в органах внутренних дел, при приеме на службу и переводе проводятся специальные психофизиологические исследования с применением полиграфного устройства. Основные исследуемые вопросы направлены на выявление следующей скрываемой информации: наличие незадекларированных доходов, связь с криминальными элементами, наличие проступков, правонарушений, не повлекших за собой наказания, фактов злоупотребления алкоголем, употребления наркотических веществ, суицидального поведения, склонности к азартным играм.
В работе по противодействию коррупции, формированию стойкого отрицательного к ней отношения вовлечены все службы института - начиная от кадрово-воспитательного аппарата до курсовых командиров и действующих в вузе общественных формирований: совета ветеранов, ассоциации женщин-сотрудников «Йолдыз», постоянно действующих комиссий. Сотрудниками отдела морально-психологического обеспечения разработана анкета по вопросам выявления фактов коррупции, постоянно проводятся социально-психологические исследования путем анкетирования курсантов и слушателей с целью выяснения социального самочувствия.
Курсанты института принимают активное участие в республиканских антикоррупционных программах «Коррупции - нет!», «Не дать - не взять!», «Знания - не купишь!» и других, регулярно выступают с лекциями в подшефных школах.
В результате за последние годы в институте не выявлено ни одного факта коррупционного поведения при проведении вступительных испытаний, текущих экзаменов и зачетов, проведении аукционов и тендеров на работы и услуги.
Сегодня без преувеличения могу сказать, что КЮИ МВД России- территория без коррупции.
- Как, по-Вашему, Фоат Канафиевич, воспитательная работа в педагогической системе ведомственного вуза отличается от той же работы - вуза гражданского?
- Как я уже сказал, в Казани уже много лет действует Совет ректоров вузов Республики Татарстан, в который вхожу и я. Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, понимая всю важность и необходимость воспитания молодого поколения, поставил перед ректорами вузов республики задачу - ввести в штаты должность проректора вуза по воспитательной работе среди студентов. А в системе профессионального образования МВД России такие руководители существовали всегда.
Обсуждая на Совете ректоров актуальные проблемы, стоящие перед руководством всех вузов, затрагивающие как управление организацией обучения студенчества, так и его воспитания, мы наблюдаем немало точек соприкосновения. Наши курсанты и слушатели, как и их сверстники в гражданских вузах, активно участвуют в студенческой жизни: в научных конференциях, гражданских акциях, в работе Лиги студентов Республики Татарстан.
Организуя воспитательную работу с переменным составом, мы опираемся и на семью. В конце каждого учебного года мы направляем родителям наших успешно обучающихся курсантов и слушателей Благодарственные письма, тем же родителям, чьи дети допускают нарушения дисциплины или слабо учатся, - «тревожные» письма.
В Казанском юридическом институте МВД России уже много лет функционирует Совет родителей, куда входят авторитетные и активные мамы и папы наших обучающихся. Состав так называемого «родительского комитета» достаточно пестрый: это и наши коллеги из различных правоохранительных структур, и представители культурной и педагогической общественности Республики Татарстан. Опора на семью помогает нам в организации помощи нуждающимся в педагогическом внимании.
Кроме того, мы активно обращаемся к историческому наследию. Так, изучение воинских ритуалов является своеобразным ответом современным исследователям, утверждающим, что в организации воспитательного процесса в ведомственном вузе нет места выбору форм, содержания. Напротив, педагогический и командный состав большинства образовательных организаций системы МВД России нацелен на внедрение творческих, инновационных форм и методов работы с личным составом, как постоянным, так и переменным. По нашему глубокому убеждению, влияние офицера должно быть основано не на одном мундире и должности, а на нравственном превосходстве. От командира требуется уважать в подчиненных их воинское достоинство и заботиться о чести вверенного ему подразделения, части. Как отмечал военный публицист А.А. Керсновский: «Каждый начальник не просто командует, но имеет честь командовать».
Каждая образовательная организация системы МВД России, формируя собственную социокультурную воспитательно-образовательную среду, создает непременные условия, необходимые для сохранения лучших традиций российского офицерства, закладывая фундамент уважения к дисциплине и законности. Хочу отметить, что многие положения Кодекса чести офицера образца 1804 года остаются актуальными и сегодня.
В 2017 году в институте состоялась торжественная церемония открытия скульптурной композиции «Честь. Доблесть. Благородство. Отвага», посвященной выпускникам КЮИ МВД России всех поколений. Мы поддерживаем самые тесные связи с нашими выпускниками: наблюдаем за их успехами, поддерживаем в сложные для них времена. Это не пустые слова. Наши выпускники знают, что всегда могут обратиться к своим преподавателям и командирам за советом, в том числе и ко мне. А как мы гордимся нашими воспитанниками, которые прославляют свою альма-матер в различных профессиональных конкурсах!
- Генерал Зиннуров Ф.К. любит повторять: «Лишь тот уверенно шагнет в грядущее, кто знает свою историю, чтит своих предков и свято хранит в сердце память о былом». Как воспитывают памятью в Казанском юридическом институте МВД России?
- В одном из своих выступлений Министр внутренних дел страны генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев сказал: «Как бы далеко не ушли передовые технологии, какие бы формы и методы борьбы с преступностью не были бы разработаны наукой и практикой, опыт наших ветеранов ничем и никем заменить невозможно».
Воспитание памятью - это один из наших девизов в организации воспитательной работы в вузе. Здесь огромную поддержку нам оказывает совет ветеранов института, признанный в 2019 году одним из лучших в системе МВД России.
Формирование современной отечественной педагогической парадигмы как никогда нуждается в повышенном внимании к уровню патриотической воспитанности молодого поколения, базирующейся не столько на уважении военной мощи страны, сколько в потребности восприятия отечественного духовного наследия. В связи с этим особенно острой является проблема формирования духовно-нравственных качеств личности выпускников, воспитания у них этических норм поведения, а также развития патриотического мироощущения и сопричастности.
Будучи убежденными в том, что патриотическое воспитание невозможно без наглядного примера, мы организуем образовательную и воспитательную среду в институте с опорой на бесценный опыт наших предшественников - людей, оставивших после себя не только доброе имя в летописи органов внутренних дел, не только наработанный опыт, который очень важно передать молодому поколению сотрудников полиции, но и пример достойно прожитой жизни, посвященной служению народу, закону, Отчизне.
В преддверии 75-летия Великой Победы с большой гордостью отмечу, что в числе наших ветеранов - три участника Великой Отечественной войны, труженик тыла, ветераны, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане. Молодое поколение стражей правопорядка свято чтит и уважает ветеранов института, соблюдает традиции защитников Отечества и органов внутренних дел. Для полноценной работы коллектива учебного заведения очень актуально, чтобы жизненный и служебный опыт заслуженных ветеранов эффективно использовался в организации учебно-воспитательного процесса.
Постоянные гости курсантов и слушателей института Герой Советского Союза Б.К. Кузнецов, Герой социалистического труда И.Ш. Мастюков и другие ветераны Великой Отечественной войны.
В целях ранней профессиональной ориентации молодежи допризывного возраста ветераны вместе с постоянным и переменным составами принимают участие в проведении дней открытых дверей, а также встречах со старшеклассниками школ, лицеев и гимназий.
В рамках «Школы оперативного мастерства» (действует при кафедре оперативно-разыскной деятельности) ветераны проводят занятия по методике раскрытия резонансных преступлений в Республике Татарстан прошлых лет.
В свою очередь совет ветеранов при поддержке руководства института уделяет постоянное внимание заботам и нуждам ветеранов. Особое внимание - участникам Великой Отечественной войны. Каждый год в канун дня рождения института, дня сотрудника ОВД представители института навещали первого начальника нашего института полковника внутренней службы в отставке Григория Федоровича Елманова, ветерана Великой Отечественной войны, проживавшего после выхода в отставку в городе Балаково Саратовской области. Последний раз мы навестили его буквально за два дня до кончины. Председатель совета ветеранов института и зам. начальника отдела морально-психологического обеспечения участвовали в похоронах.
На протяжении последних четырех лет КЮИ МВД России вносит свой вклад в акцию «Бессмертный полк».
А какие интересные встречи организуют наши ветераны с детьми сотрудников - будущими первоклассниками, а также отдыхающими в ведомственном оздоровительном лагере «Дзержинец», где проводят уроки мужества, участвуют в пополнении экспозиции музея лагеря интересными профессиональными артефактами: фотографическим криминалистическим оборудованием, техникой 50-х годов, печатными материалами.
Наш институт активно сотрудничает с музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском Кремле, где организуются встречи курсантов и слушателей с ветеранами института и директором музея - инициатором создания республиканской Книги памяти Михаилом Черепановым.
Мы убеждены, что отношение к пожилым людям показывает уровень нравственности и чуткости коллектива в целом. И нам очень важно, чтобы наши ветераны чувствовали нашу душевность и искреннюю теплоту.
В рамках празднования 300-летия Российской полиции было организовано изучение позитивного вклада должностных лиц полиции в борьбу с преступностью и охрану общественного порядка в регионе в периоды создания и развития полиции России: Алкина Шаги-Ахмета Мухаметовича (1833 г.), полицмейстера Казани Х.Н. Мосолова (1876-1906 гг.), полицмейстера города А.И. Васильева (1909-1916 гг.) и других.
Кроме того, одной из форм совместной патриотической работы сотрудников, курсантов, слушателей и ветеранов института явилось архивно-историческое исследование, в ходе которого было установлено, что в Казани сохранилось здание полицейской части № 2;на его фасаде при нашем непосредственном участии в 2019 году в торжественной обстановке была установлена мемориальная доска.
Курсанты института активно участвуют в поисковой работе, мы тесно сотрудничаем с поисковым отрядом «Высота» г. Десногорска Смоленской области, где воевала 146-ая стрелковая дивизия, сформированная в 1941 году из наших земляков. Ежегодно в преддверии Дня Победы сотрудники и курсанты КЮИ МВД России принимают участие в раскопках и захоронении останков красноармейцев, погибших в сражениях Великой Отечественной войны на Смоленской земле.
Ветеранская организация КЮИ проводит большую работу по сохранению лучших традиций службы, патриотическому воспитанию молодых сотрудников ОВД. В наши дни особенно важно сохранить преемственность поколений, передать молодым сотрудникам все лучшее, что наработано десятилетиями. Наши ветераны - по-настоящему «золотой фонд» института. Мы признательны им за помощь в воспитании у курсантов и слушателей патриотизма, уважения к своей профессии, гордости за неё и чувства ответственности за судьбу страны.
- Вы утверждаете, Фоат Канафиевич, что институт - это территория развития, где раскрываются новые грани личности воспитанников. Что Вы под этим подразумеваете?
- В нашем институте большое внимание уделяется нравственно-эстетическому воспитанию, разностороннему развитию личности, организации досуга и отдыха сотрудников, курсантов и слушателей института. С этой целью установлены тесные контакты с творческими союзами и организациями г. Казани, Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи, Министерством спорта и туризма РТ, Комитетом по делам молодежи администрации г. Казани, Лигой студентов РТ. В институте регулярно организуются посещения театральных и концертных представлений. Особенно тесные связи налажены с Казанским академическим русским драматическим театром им. В.И. Качалова
В вузе каждый желающий находит что-то для души. Одних привлекает занятие музыкой - для них здесь создан духовой оркестр, другие любят танцевать - для поклонников хореографии работает творческий коллектив «Вдохновение», третьи обожают петь - им прямая дорога в студию звукозаписи и эстрадного вокала, а поклонников шахматных баталий ожидает кружок интеллектуальной игры.
Особо хочу отметить, что нравственное, эстетическое воспитание, повышение культурного и интеллектуального уровня курсантов было и остается важнейшим направлением воспитательной работы. В 2009 г. мы организовали в институте работу эстетического факультатива, программой которого предусмотрено обучение наших курсантов и слушателей бальным танцам, этикету, шахматам, бильярду. По окончании обучения вручаем удостоверения нашим воспитанникам. Талантливых ребят и девушек у нас очень много, мы стараемся создать все условия для проявления их способностей. Как сказал древнегреческий философ Сократ: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».
Сегодня ни одно крупное мероприятие МВД России, МВД Республики Татарстан и служб ведомства не проходит без участия наших певцов -заслуженного артиста Республики Татарстан Игоря Горчакова, Регины Отбоевой, Эмиля Сафина, других творчески одаренных сотрудников и курсантов института. Творческие коллективы института, наши сотрудники и курсанты неоднократно становились лауреатами и победителями всероссийских музыкальных фестивалей и конкурсов художественной самодеятельности.
В институте проводятся торжественные мероприятия и праздничные концерты, посвященные Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, Дню сотрудника ОВД, Новому году, Дню Республики Татарстан, дню института, дню открытых дверей, выпуску специалистов для ОВД, принятию Присяги, вручению погон, дню посвящения в первокурсники. При организации этих мероприятий активно используются материалы экспозиции музея института.
В заключение хочу отметить, что профессионализм преподавательского состава, богатые традиции нравственного, патриотического и эстетического воспитания молодого поколения, крепкая материально-техническая база позволяют Казанскому юридическому институту МВД России занимать достойное место в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции из более чем 20 регионов Российской Федерации.
- Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?
- Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность интеллектуальному международному изданию «Евразийский юридический журнал» и всему редакционному коллективу за предоставленную возможность изложить свою точку зрения на проблемы кадрового обеспечения органов внутренних дел в современных условиях. Опубликоваться на страницах вашего журнала - дело чести и престижа для ученых и практиков.
Думаю, выражу мнение многих авторов и читателей вашего периодического издания, что своим весомым авторитетом в научном сообществе он обязан, прежде всего, тщательному отбору материалов для опубликования и принципиальной научной позиции многих ученых из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Мне стало известно, что Евразийский юридический журнал выходит ежемесячно с января 2009 г., то есть двенадцатый год. Ваш журнал является ВАКовским уже много лет по трем специальностям: юридические науки, экономические науки, философские науки. Сайт вашего беспрецедентного периодического издания является также примером для многих журналов. Проделана громадная работа - честь вам и хвала!
Сердечно желаю новых успехов.
Интервью брал: