Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
МГЮА – 80 лет. Non scholae sed vitae discimus.
Интервью с доктором юридических наук, профессором, проректором Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина по учебной и воспитательной работе, заведующей кафедрой финансового права и бухгалтерского учёта Еленой Юрьевной Грачевой

Интервью с доктором юридических наук Еленой Юрьевной Грачевой

№ 11 (42) 2011г.

– Многоуважаемая Елена Юрьевна, основной темой нашей беседы, безусловно, является освещение успехов, достигнутых Московской государственной юридической академией в преддверии ее 80-летия. Читателям Евразийского юридического журнала, проживающим не только в Российской Федерации, но и в других странах Содружества Независимых Государств, было бы очень любопытно узнать из первых уст, то есть лично от Вас, проректора по учебно-воспитательной работе флагмана отечественного высшего юридического образования – МГЮА, некоторые вехи истории академии.


     – Мы гордимся тем, что  Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина 2 декабря 2011 года отмечает свое 80-летие – важную дату в истории высшего юридического образования нашей России. История Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина началась 26 декабря 1931 года. В этот день коллегия Народного комиссариата юстиции РСФСР приняла Положение о заочном образовании по советскому праву. В соответствии с документом руководство заочным образованием должны были осуществлять специально созданные Центральные заочные курсы советского права. Первый набор составил 2341 человек.

     В дальнейшем эти курсы многократно переименовывались: в 1932 году они получили название «Заочный институт советского права», в 1933 году – Центральный заочный институт советского права, в 1935 году – Центральный заочный правовой институт, в 1936 году – Центральный юридический заочный институт, в 1937 году произошло очередное переименование, и институт получил название, которое носил более 50 лет, – Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ). Спустя 3 года (в 1940 году) к институту присоединили Всесоюзную заочную правовую академию.

      В ВЮЗИ был найден особый подход к обучению: объединение старых традиций дореволюционного юридического образования с вновь создаваемыми советскими. Это позволило готовить специалистов, сочетающих традиционные для юристов старой школы энциклопедический кругозор и системное мышление с идеальным знанием норм нового советского права. Благодаря своей новаторской методике ВЮЗИ в короткие сроки стал лидером заочного юридического образования. В 1937 году в системе Всесоюзного юридического заочного института обучалось уже около 6 тысяч студентов.

     В 1987 году ректором Всесоюзного юридического заочного института был избран Олег Емельянович Кутафин. Спустя год в институте открылся дневной факультет, для студентов которого расширили перечень дисциплин специализации и ввели углубленное изучение иностранных языков.

     В 1990 году ВЮЗИ был переименован в Московский юридический институт, с 1993 года институт стал называться Московской государственной юридической академией. Благодаря талантливой научной и организационной работе академика О.Е.Кутафина вуз стал крупнейшим центром юридического образования в России. В знак признания больших заслуг Олега Емельяновича Кутафина в становлении МГЮА в 2009 году Академии присвоили его имя.

    – Что из себя представляет сегодня Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина, девизом которой является крылатая фраза: «Non scholae sed vitae discimus» («Мы учимся не для школы, а для жизни»)?

     – Сегодня учебный процесс и научно-исследовательскую работу в МГЮА имени О.Е.Кутафина обеспечивают 10 институтов, 5 филиалов, 30 кафедр. В Академии действует более 20 научных школ и направлений. Профессорско-преподавательский состав насчитывает около 1000 педагогов, среди них один член-корреспондент Российской академии наук, свыше 190 докторов и 560 кандидатов наук, 32 заслуженных юриста Российской Федерации, 15 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, более 100 почетных работников высшего профессионального образования Российской Федерации.

    В Академии обучается одновременно почти 17 тысяч студентов, проходят подготовку более 500 аспирантов и соискателей.

      В МГЮА имени О.Е.Кутафина функционируют специализированные Институт права, Международно-правовой институт, Институт прокуратуры, Юридический заочный институт, Институт судебных экспертиз, Институт непрерывного образования, Институт дополнительного профессионального образования, Институт финансового и банковского права, Институт адвокатуры и Институт энергетического права. Планируется открытие Института по подготовке специалистов для Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Института судебных приставов, Института для подготовки юристов в области спорта и Института интеллектуальной собственности.

    На базе Академии создано Учебно-методическое объединение по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации.

     С 2008 года в вузе действует Центр студенческой юридической помощи, оказывающий квалифицированную юридическую помощь социально незащищенным слоям населения. Студенты-старшекурсники под руководством преподавателей ведут прием населения, консультируют по Интернету и почте. Они помогают в подготовке обращений в суд и иные организации.

      Кроме того, МГЮА имени О.Е.Кутафина ведет активную международную деятельность. Заключены соглашения о сотрудничестве с более чем 40 учебными заведениями и международными организациями разных стран. Совместно с вузами-партнерами Академия ежегодно организует конференции, семинары, круглые столы, проводит «недели национального права».

       Дальнейшее развитие Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина как мощного образовательного и научного центра идет в рамках укрепления и совершенствования качества юридического образования с учетом мировых стандартов высшей школы, создания научно-практических центров и развития дополнительных образовательных программ. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 1525 на базе Академии будет проходить повышение квалификации научно-педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам: «Актуальные вопросы организации уровневого высшего юридического образования» и «Электронные образовательные ресурсы в условиях перехода юридического вуза к уровневому образованию».

     – Но ведь сама ситуация с началом этого учебного года, особо подчеркну, года 80-летия МГЮА, диктует вопрос, связанный с особенностями недавно прошедшей приемной кампании в высшие учебные заведения. Случилось то, что до сих пор будоражит умы: каким же образом удалось МГЮА укомплектовать первый курс с первого приема!?

     – Прошедшая приемная кампания была связана с целым рядом существующих в обществе проблем, носящих объективный характер и объясняющихся сложной демографической ситуацией, а также особенностями порядка поступления в вузы в этом году. Это обусловило необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на привлечение внимания абитуриентов, формирование представления о нашей Академии как ведущем юридическом вузе страны. Работа приемной комиссии начинается задолго  до самой приемной кампании и включает в себя разработку соответствующих мероприятий по проведению рекламной деятельности в средних школах среди выпускников, интересующихся юриспруденцией, в различных организациях, нуждающихся в высококвалифицированных юристах. Мы участвовали во всех проводимых в Москве образовательных выставках, днях карьеры. В Академии только в течение января–апреля 2011 года были проведены три дня открытых дверей для абитуриентов, в которых в общей сложности приняли участие несколько тысяч выпускников школ.

      Новым для нас стало транслирование названных дней в режиме оn-line на сайте нашей Академии, что привлекло сотни  интересующихся получением образования в МГЮА имени О.Е.Кутафина из других городов. В этом году в Академии проводилась Олимпиада для школьников 8–11 классов, победители и призеры которой получили возможность поступить к нам в Академию вне конкурса. Привлечению внимания целевой аудитории способствовали проведение многочисленных PR-акций подразделением по связям с общественностью, публикации в СМИ, многочисленные экспертные заключения, оценки по наиболее актуальным вопросам преподавателей Академии, выступления по телевидению, в радиопрограммах. В результате налажены коммуникации с такими крупными on-line ресурсами, как ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «РБК» и другие. Для освещения деятельности Академии в СМИ ведется активная работа по своевременному наполнению Интернет-сайта Академии, что повышает его посещаемость и способствует формированию устойчивого интереса к Академии.

      Нашему вузу уже не первый год предоставляется право на проведение дополнительного вступительного испытания по обществознанию, что не только не «отпугивает» абитуриентов, а наоборот, позволяет привлечь «нашего» будущего студента, ориентированного на дополнительные испытания при поступлении, понимающего, что дополнительные испытания гарантируют качественный отбор среди поступающих, свидетельствуют, что конкурс выдерживают наиболее подготовленные, заинтересованные в серьезной учебе, получении хорошего, отвечающего современному уровню юридического образования. Для нас – преподавателей Академии – это большая ответственность, мы должны оправдать надежды наших студентов на получение современных знаний и профессиональных компетенций. Залогом успешной приемной кампании является также высокий авторитет наших выпускников на рынке труда, среди работодателей, многие из которых стремятся  принять на работу именно выпускников Академии, что сформулировано в качестве требований при поступлении на работу во многих организациях.

     – Теперь логический напрашивается вопрос, связанный с прошедшим новым выпуском высококвалифицированных юристов с дипломом МГЮА. Были ли для них широко открыты двери государственных учреждений и ведомств, включая правоохранительные структуры, а также коммерческих фирм и компаний? Были ли, есть и возможно ли представить проблемы с их трудоустройством?

    – Важнейшим направлением работы в Академии является содействие трудоустройству выпускников, организации прохождения практик и стажировок для студентов, для чего в структуре вуза образован соответствующий Центр содействия занятости и трудоустройства. Академией заключены около ста соглашений с различными государственными органами, организациями, компаниями, в которых студенты проходят практику, позволяющую ознакомиться с особенностями  юридической деятельности, определиться с будущим местом работы. В целях выявления спроса и предложения на юристов, а также проблем при трудоустройстве выпускников были проведен опрос работодателей, результаты которого размещены на сайте Центра занятости.  Исследование показало, что почти 80 % выпускников работают по специальности, анализ данных, полученных от Службы занятости г. Москвы, свидетельствует, что выпускников, зарегистрированных на бирже труда, менее 1 %. Названный опрос, постоянные контакты с работодателями, проведение с их участием круглых столов, ежегодные ярмарки вакансий в Академии позволяют выявить наиболее востребованные специализации, сформировать соответствующие программы в магистратуре, выяснить мнение об уровне подготовки выпускников и скорректировать учебные программы, наладить устойчивые  контакты с работодателями для создания новых баз практик для наших студентов и увеличения возможностей их трудоустройства.  

      Мне кажется, когда мы говорим о повышении качества образования, мы должны заботиться о своей стране и подготовке высокопрофессиональных специалистов для России, а не о том, чтобы подготовленный специалист уезжал в Европу. К сожалению, подобных примеров в последние два десятилетия было немало.  Нужно сделать все, чтобы нашим выпускникам было интересно работать у нас. Необходимо менять ситуацию, и двухуровневое образование даст нам возможность выйти на общемировой уровень подготовки специалистов, но, подчеркиваю, готовить специалистов  для своей страны.

    – Какие изменения произошли, происходят и произойдут в связи с переходом в стране на двухуровневую систему высшего образования, и как это коснется Московской государственной юридической академии? Как удается МГЮА избежать отрицательных последствий не до конца продуманных реформ? Ведь по большому счету любые реформы, хотя бы чисто объективно, вызывают и отрицательные последствия…

     – Весь прошедший учебный год был посвящен подготовке Академии к переходу на уровневую систему образования, что включало в себя реализацию большого комплекса следующих мероприятий: разработаны новые учебные планы для бакалавров и магистров, календарные графики учебного процесса, проведены методические семинары с профессорско-преподавательским составом по разработке учебно-методической документации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Академии выпала почетная миссия стать разработчиком примерной образовательной программы бакалавриата и магистратуры, в том числе примерных учебных планов, примерных программ базовых учебных дисциплин и практик по направлению «Юриспруденция». В настоящее время вся соответствующая документация готова, преподавателями кафедр подготовлены и издаются специализированные учебники для бакалавров по всем юридическим дисциплинам.

     В рамках этой системы предоставляется привлекательная возможность выбора конкретной магистерской программы. Мобильность и вариативность выбора – большой плюс данной системы. Перед вузом встает задача разработки таких магистерских программ, которые будут известны и привлекательны не только нашим выпускникам, но бакалаврам и магистрам других вузов. Решение этой задачи предъявляет самые высокие требования к качеству преподавания, к профессионализму преподавателей.

     Поэтому важнейшим направлением работы нашей Академии является развитие магистратуры. В настоящее время Академия реализует 24 магистерских программы, которые в основном носят межкафедральный, комплексный характер, что отвечает потребностям развития современного общества, требованиям правоприменительной практики, хотя и создает дополнительные трудности их реализации для преподавателей. Для преподавания ряда курсов привлекаются известные практические работники, ученые. В то же время комплексный характер программ  делает их привлекательными  и интересными для абитуриентов.

    Полагаю, для того, чтобы стать ближе к Западу, недостаточно переименовать своих выпускников в бакалавров и магистров, нам нужно учесть довольно много требований, которые содержатся в образовательных стандартах. Это длительный путь.

    – Что положительного, что отрицательного Вы видите в современном реформировании отечественной системы высшего образования  в целом, системы высшего юридического образования в частности? Насколько жизненно необходимым был переход к западной системе высшего образования в соответствии с Болонским соглашением? Или этот шаг оказался несколько преждевременным?

     – Проводимая реформа образования вызвана объективными потребностями создания системы образования, соответствующей современному уровню развития общества. Представляется, что успех реформы определяется необходимым сочетанием сложившихся традиций российской высшей школы и заимствованием оправдавшего себя зарубежного опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт, положивший начало коренным преобразованиям всей высшей школы, содержит достаточный потенциал для совершенствования образовательного процесса, приближения теоретической подготовки к потребностям практики, выработки необходимых современных профессиональных компетенций у выпускников. В частности, мне импонирует в новом стандарте увеличение объема часов для проведения практических занятий со студентами, отказ от такого вида занятий, как семинар и замена его практическим занятием, оптимизация перечня учебных дисциплин в юридическом вузе, возросшие возможности вуза самостоятельно определять профили (специализацию) обучения и в соответствии с этим преподавание соответствующих учебных курсов, что позволит каждому вузу создать оригинальные программы, отличающие его от других. Реализация новых стандартов требует подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию интерактивных форм обучения, новых современных методик при проведении занятий. В этом мне видятся достоинства новых стандартов по переходу на уровневую систему.

     Безусловно, реформы активно воздействуют на общественные процессы, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние. Думается, что приемлемыми можно назвать те из них, в которых положительное воздействие преобладает, поэтому некоторые отрицательные черты перестройки образовательного процесса возможно преодолеть, используя, как уже отмечалось, потенциал новых образовательных стандартов. Наибольшее недовольство в преподавательской среде вызывает отказ от сложившихся и зарекомендовавших себя за долгие годы российских традиций в сфере образования. Задача высшей школы заключается в том, чтобы развивать эти традиции, ориентируя и используя их на достижение современных образовательных целей. Наша Академия за всю свою 80-летнюю историю наработала множество таких устоев и традиций, от которых мы не отказываемся, но трансформируем согласно требованиям новых образовательных стандартов для того, чтобы Академия по-прежнему сохраняла лидирующее положение среди юридических вузов.

     Введение новой системы вполне оправдано, потому что большинство стран мира посчитало рациональным и возможным внедрение аналогичной системы, и я думаю, что мы тоже должны пойти по пути, апробированному, проверенному и показавшему свои положительные результаты. Другое дело, что вводить систему нужно с учетом российских традиций, особенностей. Безусловно, подобная система имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По возможности надо учесть негативный опыт, который имеется в зарубежных странах, и постараться не допускать подобных ошибок. А позитивный потенциал, заложенный в системе, можно и нужно использовать.

     – Полагаю, что 80-летний юбилей МГЮА не только послужит хорошим поводом для подведения итогов, но и станет своего рода очередной вехой  для дальнейшего развития Академии в условиях начавшегося реформирования системы юридического образования…

     – Действительно, предстоящее 80-летие Академии дает возможность оглянуться и оценить пройденный путь, результаты своей деятельности, сформулировать цели и направления дальнейшего развития вуза. Предусмотрены и запланированы различные праздничные мероприятия, в которых принимают участие все студенты и профессорско-преподавательский состав. В частности, знаменательно, что такую замечательную дату венчает большая международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения», которая будет проводиться совместно с юридическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова и Московским университетом МВД РФ. Все изданные в этом году учебники, монографии, учебные пособия посвящаются этому юбилею. Значительное число работников Академии было награждено высокими государственными и ведомственными (Министерства образования и науки РФ) наградами, что свидетельствует о высокой оценке труда всех сотрудников Академии.

     – Многоуважаемая Елена Юрьевна, в заключение хотелось бы задать наши традиционные вопросы. Что хотели бы Вы пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала, являющегося ведущим общим русскоязычным юридическим журналом в евразийском правовом пространстве? Как Вы оцениваете деятельность нашего ежемесячного журнала в укреплении евразийской интеграции во всех сферах жизнедеятельности? Какие задачи являются, на Ваш взгляд, первостепенными в этом направлении для юристов-практиков и правоведов-ученых?

    – Являясь постоянным читателем вашего журнала, всегда отмечаю высокий уровень публикаций авторов, отбор тем публикаций, являющихся проблемными, актуальными, острыми, в которых предлагаются оригинальные подходы к решению возникающих в обществе проблем. Особый интерес вызывают те из них, в которых анализируется законодательство и правоприменительная практика зарубежных стран, включая страны нашего Содружества. Осознаю, насколько непросто работникам вашей редакции оперативно реагировать на вызовы времени, отбирать публикации, вести большую редакционную работу. Эти усилия позволили создать журнал, имеющий свое «лицо», вокруг которого сложился коллектив авторов, заинтересованных в развитии международных связей, в первую очередь, на евразийском пространстве, что отвечает современным тенденциям, заключающимся в укреплении межгосударственных отношений, сближении подходов правового регулирования, законодательства, интеграционных процессах.

    К сожалению, нередко политика разъединяет народы, что особенно характерно для переломных эпох, но подлинная, честная наука, объективно исследуя закономерности и тенденции государственного и правового развития, способствует сближению правовых систем, государств и обществ. А такое сближение в рамках евразийского пространства не может происходить без сотрудничества ученых-правоведов. Евразийский юридический журнал из номера в номер проводит редакционную политику, направленную именно на решение этих задач, что заслуживает глубокого уважения и поддержки.

Честь и хвала Вам, коллективу редакции ЕврАзЮж в  целом, а также вашим авторам! 

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях