№ 10 (125) 2018г.
F. M. RAYANOV
PHILOSOPHICAL CONCEPTUAL BASES OF THE RULE-OF-LAW STATE
Interview with Ph.D. in Law, Professor at the Institute of Law of the Bashkir State University, Corresponding member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan F. M. Rayanov, an Honorary worker of higher education of the Russian Federation
Визитная карточка:
Раянов Фанис Мансурович - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, руководитель Уфимской научной школы «Проблемы правового государства».
Окончил очное отделение Свердловского юридического института в 1965 г. Трудовую деятельность в области юриспруденции начал осуществлять в органах прокуратуры, в том числе работал прокурором района. С этой должности был приглашен на преподавательскую деятельность в юридический ВУЗ: начал работу в Уфимском юридическом факультете Свердловского юридического института, а затем, в связи с передачей этого факультета в состав Башкирского государственного университета, работал в Башкирском государственном университете. Прошел путь от не остепененного старшего преподавателя до доктора юридических наук, профессора. Долгое время возглавлял различные кафедры, в течение 10 лет был деканом юридического факультета. В настоящее время, являясь профессором кафедры «Теория государства и права» занимает должность главного научного сотрудника НИС (Научно-исследовательский сектор) Башкирского государственного университета. В 1995 году избран членом-корреспондентом Академии наук Республики Башкортостан.
Круг научных интересов Ф. М. Раянова в начале преподавательской деятельности был связан с проблемами сельскохозяйственного (аграрного) права. Его докторская диссертация, которую он защитил в 1982 году, была связана с зарождающимся в то время в нашей стране сельскохозяйственным правом. Позднее, когда Ф. М. Раянов возглавил кафедру, куда входила и дисциплина «Теория государства и права», он переключился на теоретические проблемы государства и права в целом. Долгое время ему пришлось возглавлять кафедру теории и истории государства и права. Научные интересы Ф. М. Раянова круто изменились в связи с позиционированием России, в Конституции постсоветской Российской Федерации, правовым государством. Он тогда начал вплотную заниматься научными проблемами правового государства. Первая его монография на эту тему, под названием «Введение в правовое государство», увидела свет уже в 1994 году. Позднее тема исследования Ф. М. Раянова «Проблемы формирования правового государства в России» вошла в число приоритетных тем научных исследований Башкирского государственного университета. В последующем, на базе Башкирского государственного университета, в Республике Башкортостан зародилась Уфимская научная школа правового государства, которую возглавляет Ф. М. Раянов.
На сегодня профессор Ф. М. Раянов имеет более 200 опубликованных научных работ, в том числе более 20 монографии. Несколько его научных работ опубликованы в зарубежных журналах, в том числе и на английском языке.
**************************************************************
- Уважаемый Фанис Мансурович, Вами, действительно, обозначено важнейшее для нашей страны направление разговора - философские концептуальные основы правового государства. Что Вы этим хотите сказать: принятые в юридической науке философские основы правового государства Вас не устраивают? Тогда сразу же ответьте, пожалуйста, каковы на Ваш взгляд, должны быть приемлемые философские концептуальные основы правового государства?
- Действительно, такие вопросы, которые Вы задаете, вполне уместны. Ведь философские концептуальные основы правового государства в мире разработаны давно и не в нашей стране. В нашу страну они проникли в различные исторические периоды: в дореволюционное время, т. е. до 1917 года, затем в советские времена и, наконец, в постсоветское время. Во всех этих трех исторически разных, теоретико-фундаментально друг от друга отличающихся периодах, к идеям правового государства в нашей стране были различные отношения, в том числе и в философско-правовом аспекте. Выражаясь более общими словами, я бы даже сказал, что в философско-концептуальном смысле правовому государству в нашей стране не очень - то и везло. Если можно сказать так, то не везло с выбранными нами философами, которые также занимались философией правового государства.
В понимании философских концептуальных основ правового государства мы исходим из того, какие государственно-правовые институты наиболее дееспособно могут обеспечивать успешное развитие всего общества. Ведь правовое государство нам было необходимо именно для того, чтобы наша страна развивалась более успешно, чем при государстве, которое было до него в нашей стране и обанкротилось. Однако в отечественной теоретической правовой науке еще никогда раньше не было принято оперировать понятием «государственно-правовые институты, обеспечивающие успешное развитие общества». Если такого акцента нет, то, естественно, трудно разобраться и в том, за счет чего одни страны ушли вперед, а другие, в том числе и наша страна, от них сильно отстают. В принципе ведь любое общество состоит из различных государственно-правовых, институтов, учрежденных для обеспечения оптимального развития всего общества. Поэтому, как нам представляется, всем отечественным обществоведческим наукам, включая науку «Теория государства и права», необходимо было изучать и выявлять те государственно-правовые институты, которые на практике доказали и продолжают доказывать свою эффективность в достижении высокого уровня качества жизни людей. Без этого теряется и смысл научных изысканий в этом направлении, незаслуженно обесценивается природа и сущность самого правового государства.
Вот такой наш подход как раз и вынудил обратиться к научно-философским концептуальным основам правового государства в развитых странах мира. В результате мы добрались до трудов тех философов, которые вплотную занимались государственно-правовыми институтами общества. Поскольку отечественная теоретическая правовая наука с далеких советских времен до настоящего времени из трудов таких философов больше всего опиралась на гегелевскую философию права, то мы довольно тщательно изучили и философию Гегеля. Ведь никому не является секретом то, что такие важнейшие обществоведческие государственно-правовые институты, как «общественный договор», «гражданское общество», «правовое государство» отечественная наука «Теория государства и права» до сих пор объясняет в соответствии с гегелевской философией права. Однако при тщательной сверке гегелевские представления относительно перечисленных институтов вовсе не соответствуют современной практике развитых стран мира. Развитые в социально-экономическом отношении западные страны гегелевскую философию права вовсе отвергают и руководствуются англо-саксонской философской правовой мыслью.
Исходя из такого поворота в подходах к природе и сущности правового государства, мы вышли также и на естественно-правовые основы формирования общественной жизнедеятельности людей. Такой подход к истокам правового государства позволил нам принципиально отойти от остатков марксистского учения об обществе и выйти на ценностные основы исторически обоснованных периодов развития человечества. В частности, мы придаем большое значение выяснению самого процесса исторического перехода людей от традиционного типа общества к современному его типу. К сожалению, на это обстоятельство даже в общественных науках нашей страны до сих пор не уделяется серьезного внимания. Более того, вследствие сохранения многочисленных остатков марксистко-ленинского учения об обществе в общественных науках, включая нашу науку «Теория государства и права» и сегодня больше приходиться встречаться с такими понятиями, как: «общественно-экономическая формация», «социализм», «капитализм» и множеством других «измов», нежели на развитие человечества в соответствии с естественно-правовыми закономерностями. В результате, в отличие от тех, кто больше говорит и пишет о традициях, присущих, в основном, традиционным обществам, мы вышли на ценности Нового времени, которые и лежат в основе правового государства. Чтобы не быть голословным приведу лишь один пример. Так, лидер общественного движения «Возрождение» А.Ю. Чухлебов, в этом 2018 году, выступил со своей программой в связи с выдвижением его кандидатом в Президенты Российской Федерации. Вот они говорит: «мы должны ориентироваться только на себя и основываться на опыт, который уже получили здесь, внутри страны. У нас колоссальный опыт наших людей. Соответственно нам не надо ни на кого смотреть, никого копировать. Разве только в некоторых узких направлениях, чтобы не совершить те же самые ошибки»[1]. Получается, что лидер общественного движения «Возрождение», в большей мере, зовет россиян развиваться, но при этом развиваться, оглядываясь исключительно назад. Чувствуется, что он твердо усвоил и держится за давнишнюю теорию особого пути развития России. Но, как быть с тем социально-экономическим положением России: она, именно развиваясь своим, именно традиционным путем как раз и оказалась там, где сегодня находится по уровню качества жизни россиян? Да ведь и идеи правового государства мы не изобрели сами, а заимствовали и записали в свою Конституцию 1993 года по опыту и подобию западных стран. Мы уже их приняли и записали в свою Конституцию, а выполнять не собираемся, идя даже на должность Президента России.
- Все же хотелось бы услышать более конкретно, о каких ценностях Вы ведете речь, можно ли их называть и, одновременно, оценить их приемлемость в формировании правового государства в нашей стране?
- Речь идет о тех ценностях, которых человечество уже на себе испытало в своей истории развития. Так, человечество пережило этап развития, который вошел в историю под названием «средневековье». На этом этапе в человеческом обществе верховодили религиозные нормы и традиции, а поэтому и общество этого этапа называется традиционным. Под традиционным обществом в современном мире, как правило, имеется в виду организация совместной жизнедеятельности людей под господствующим влиянием религиозных ценностей и соответствующих им норм, закрепленных в священных писаниях. В этот период жизнедеятельности людей в обществе верховодили институты религиозного толка: церкви, синагоги, мечети и тому подобные. Сами же люди в этот период жизнедеятельности творцами своей судьбы не рассматривались: их судьба была предопределена Богом. Божественным происхождением объяснялась и объявлялась и неограниченная власть монарха, короля, императора и т.д. В этих условиях люди оказывались обыкновенными подданными этих монархов, царей и королей. Как подданные, люди тогда были не субъектами управления своей судьбой, а были объектами управления со стороны власть предержащих.
Конечно, такое состояние людей их же и не устраивало, и они довольно часто и всячески сопротивлялись, восставали, совершали революционные акции. В конечном итоге, к историческому периоду, названным Новое время, природа и сущность человеческого общества под давлением народных масс коренным образом изменились. Новое время принесло человечеству совершенно новые, неслыханные ранее ценности и соответствующие им нормы. На базе этих ценностей и соответствующих им норм, на смену традиционному обществу пришло общество, которое получило название «современное общество». С этого периода понятие «современное общество» понимается и применяется для разграничения общности людей, организованных в национальные государства на основе ценностей Нового времени. К сожалению, в отечественной теоретической правовой науке до сегодняшнего дня господствует подход к объяснению государственно-правовых явлений без учета качественных различий в них в различные исторические периоды. Посмотрите любой учебник по теории государства и права нашей страны и там вы найдете утверждения, что идеи правового государства своими корнями, якобы, уходят в античные времена. Но, если задуматься, то, какое правовое государство могло функционировать в античное время? Ведь тогда был рабовладельческий строй. Не было даже элементарного равноправия между людьми. Права женщин вовсе не были равносильны правам мужчин и т.д. Отсюда и мы считаем, что о правовом государстве в античности, и в трудах Платона и Аристотеля, можно говорить лишь тогда, когда, действительно, присутствует непонимание подлинной природы и сущности правового государства.
Вот поэтому - то мы и решили разобраться в подлинной сущности правового государства.
- Уважаемый Фанис Мансурович, Вы, действительно, призываете отправляться к выяснению природы и сущности правового государства с опорой на ценности и институты, порожденные Новым временем. Не могли ли более подробно рассказать о том, на какие подходы к исследованию концептуальных основ правового государства необходимо при этом опираться?
- Речь идет о том, что, по нашему мнению, не только к пониманию права, но и к пониманию правового государства имеются разные подходы. В частности, разными философами современного мира выработаны различные представления о соотношении общества и государства, а отсюда и к пониманию правового государства. Так, при подходе к пониманию правового государства с естественно-правовых основ формирования человеческого общества первым и основным государство образующим институтом в теоретико-философском смысле выступает институт общественного договора. Однако, именно к природе и сущности самого общественного договора, с советских времен, со стороны, прежде всего, философов в нашей стране сложилось принципиально неприемлемое отношение, наглядным примером здесь может послужить Большой энциклопедический словарь, где с советских времен повторяется одно и то же определение общественного договора. Здесь читаем: «Общественный договор - теория происхождения государства, выдвинутая голландским ученым Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. Сторонники общественного договора считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. Впервые трактовка государства как результата договора между людьми была выдвинута Эпикуром».
Прежде всего, бросается в глаза то, что в этом очень распространенном словаре ни без какого объяснения смешиваются такое обществоведческое понятие, как «общественный договор» с частным понятием «договорная теория происхождения государства». Однако, если разобраться глубже, то даже в трудах тех же Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, на которые и опирается словарь, понятие «общественный договор» не ограничивается параметрами лишь необходимости объяснения вопросов, связанных с происхождением государства. Общественный договор и вышеназванными мыслителями употребляется в качестве основы специального института, необходимого для объяснения процесса перехода от норм и правил, господствовавших в Средневековье к рукотворным нормам Нового времени. Общественный договор - важнейшая ценность Нового времени, свидетельствующая об активизации роли самих людей в разрешении своих собственных дел. Благодаря институту общественного договора люди из объекта управления в Средневековье переходят в субъекты, обладающие определенными правами и свободами. Поэтому и ссылка на Эпикура, которому не были ведомы никакие ценности Нового времени, является совершенно не приемной, если мы речь ведем о настоящем общественном договоре в свете современного его понимания.
В определении общественного договора, которое мы видим в Большом энциклопедическом словаре, понимание этого широкого обществоведческого института выводится из представлений о нем четырех мыслителей, которые сами имели совершенно разные точки зрения относительно природы и социального назначения института общественного договора. Ведь сегодня любой читатель, при его настоящем желании, может вникнуть в суть и смысл института «общественный договор» и самостоятельно добраться до других представлений об этом институте. Ведь проблемами общественного договора занимались и другие мыслители, не упомянуты в словаре. Среди них, например, английский философ Дж. Локк, которого авторы статьи об общественном договоре даже не упомянули. Между тем, об общественном договоре самое востребованное в современном мире представление имел именно Дж. Локк. Об этом свидетельствуют и широко распространенные высказывания основоположника Декларации независимости США Т. Джефферсона, который сам признал, что основные положения Декларации он заимствовал из сочинения Локка «Два трактата о правлении», в чем его порой даже обвиняли. Он отвечал своим критикам тем, что видел свою задачу не в создании новых принципов, а в том, «чтобы выразить умонастроение Америки».
Действительно, и мы пришли к выводу о том, что именно английский философ Дж. Локк обосновал самую приемлемую причину необходимости перехода человечества от естественного состояния к гражданскому состоянию. В частности, он считал, что на определенном этапе развития человечества людям становится неудобно находиться в естественном состоянии, и они соглашаются объединиться, чтобы создать единое гражданское общество. Поэтому, по Дж. Локку, цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле. По Дж. Локку люди вполне естественным путем приходят к выводу о необходимости формирования специальных государственных органов, а также на позиции выборных должностных лиц, чтобы целенаправленно и эффективно вести борьбу с нарушителями естественных прав и свобод каждого человека.
Кроме того, Дж. Локк доказал, что люди, формируя органы государственной власти, наделяют их лишь полномочиями поиска и наказания тех, кто нарушает естественные права и свободы человека. Нам представляется, что именно взгляды Дж. Локка на природу и последствия заключения общественного договора, в общественно-политической практике, как в самой Англии, так и в период разработки Конституции США была и воспринята. Позднее, такая же общественно-политическая практика была воспринята и в других западных странах. Однако эти важнейшие моменты, обнаруженные в процессе восприятия теории общественного договора на практике многих стран мира, не учитываются в разъяснении сути общественного договора в Большом энциклопедическом словаре.
- Тогда уже объясните, пожалуйста, уважаемый профессор - какие недочеты вытекают для отечественной юридической науки из неправильного понимания общественного договора?
- К сожалению, в отечественной теоретической правовой науке, то же с советских времен продолжается даже критическое отношение к договорной теории происхождения государства. А о том, что общественный договор является формой выражения воли государство - образующего народа, которая воспринята в большинстве современных обществ в качестве основного источника права, у нас все еще даже не принято рассуждать. Между тем, в действительности, только подлинный общественный договор, оформивший волю государственно - организованного народа, как раз и может быть и есть свидетельство того, что именно государство образующий народ является единственным источником власти и, одновременно, воля этого народа - основным источником права. Только такой подход к объяснению соотношения государственно организованного народа и учрежденной им государственной власти может вывести нас к научно правильному объяснению соотношения общества и государства. Лишь признание этого положения выводит нас на параметры легитимации государственной власти и конкретных должностных лиц, избранных этим народом и выполняющих порученные им избирателями функции. Все эти положения пришли на практику многих стран благодаря восприятию учения Дж. Локка. Именно Дж. Локк, в своем учении, исходит из однозначного приоритета гражданского общества над образуемыми им государственными органами. Общественный договор является основным источником и для формирования всех государственно-правовых институтов общества. Да и сама правовая система общества формируется и функционирует в соответствии с основными положениями общественного договора, т. е. конституции общества.
Здесь нам хотелось бы особо подчеркнуть, что только благодаря общественному договору правовая система общества реально может верховодить по отношению ко всему государственному устройству этого же общества. Отсюда и принципиальная основа реального функционирования принципа верховенства права в обществе. Отмеченные положения об общественном договоре имеют исключительное значение, особенно, для нашей сегодняшней постсоветской страны. Ведь именно в нашей стране соотношение общества и государства, государства и права на протяжении длительной ее истории и до сих пор нередко толкуется в соответствии, якобы, с традициями романо-германской правовой системы.
- Извините уважаемый Фанис Мансурович, почему «якобы»? Разве дореволюционная Россия и наша страна сегодня не относятся к романо-германской правовой системе?
- Я здесь употребляю слово «якобы» потому, что только в нашей стране не очень - то обращают внимание на происходившие и происходящие существенные сближения самой романо-германской правовой системы с англо - саксонской правовой системой. Такое сближение особенно отразилось в области соотношения государства и общества, государства и права. К тому же, именно к такому сближению правовых систем современных стран ориентируют и общеизвестные принципы и нормы международного права. Взять хотя бы Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году. Она вовсе не разделяет страны мира на какие - то типы правовых систем, а исходит, как из приоритета принципа верховенства права в любом обществе, так и из приоритета общества над государством, а также из исключительной важности прав человека при формировании государственных интересов.
В отечественной теоретической правовой науке, при классификации правовых систем стран мира, вслед за Р. Давидом, принято отводить чуть ли главное место характеру источников права. В результате на сущностную сторону самого права, т. е. как оно формируется и понимается в разных странах, внимание почти не уделяется. Между тем, англо-саксонская правовая система, в сущностном плане, отличается от романо-германской правовой системы своим естественно - историческим подходом к пониманию права. Право, в соответствии с англо-саксонской традицией - это воля государство образующего народа, выраженная в общественном договоре. Вот это воля, выраженная в общественном договоре, в этом основном законе общества, как раз и формирует и всю правовую систему. Помните, как определяется закон в одном из конституционных документов, точнее в Акте об устроении, принятом английским парламентом еще 12 июня 1701 года. В пункте 4 этого акта закреплено следующее положение. «И принимая во внимание, что законы Англии являются прирожденными правами ее народа, все короли и королевы обязаны производить управление английским народом в соответствии с указанными выше законами и все их подчиненные и министры должны нести свои обязанности службы, соблюдая те же законы».
В романо-германской правовой же семье, начиная с римского права и до сих пор, источником права принято считать законы государства, которые, естественно, будут выражать его же волю. Разговоры же о важности воли народа, которые были и в древнем Риме, они, как говорится, к закону императора не пришьешь. Вот и получается, при подходе к пониманию права и закона в соответствии с традиционным романо-германским подходом государству открывается прямая дорога к господству в правотворчестве. Отсюда и к нарушению принципа верховенства права над государством, что и является основным принципом правового государства.
- Уважаемый Фанис Мансурович, хотелось бы узнать, как нам в нашей отечественной юридической науке перейти к тем философским концептуальным основам, чтобы вывести и нашу страну к реалиям правового государства?
- Как я же отмечал, в отечественных обществоведческих науках, включая отечественную теоретическую правовую науку, рассуждая о философских теоретических основах государства и права, принято обращаться к наследию Г. Гегеля. Например, в приведенном выше определении общественного договора в Большом энциклопедическом словаре вроде бы сам Г Гегельи не упомянут. Однако фундаментальные основы подхода к общественному договору и здесь полностью совпадают с гегелевским отношением к общественному договору. Ведь именно Гегель писал: «природа государства независимо от того, рассматривается ли государство как договор всех со всеми или как их договор с государем или правительством. Привнесение договорного отношения, так же как и отношения частной собственности, вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности». Свои рассуждения об общественном договоре Г. Гегель завершает следующими утверждениями: «Разумное назначение человека - жить в государстве, а если еще нет государства, то есть требование разума, чтобы оно было основано. Государство должно давать разрешение вступить в него или выйти из него; это, следовательно, не зависит от произвола отдельных людей, и государство зиждется тем самым не на договоре, предпосылкой которого служит произвол. Неверно утверждать, что основание государства зависит от произвола всех, напротив, каждому абсолютно необходимо быть в государстве».
Во всех своих рассуждениях об общественном договоре Г. Гегель исходит из первенства государства над обществом. Такой подход к общественному договору Г. Гегеля, конечно же, просто не может вывести его к природе и сущности того общественного договора, о котором писали Д. Локк, Д. Юм, Ж. Ж. Руссо. Интересно здесь отметить и то, что Г. Гегель, хотя жил и творил намного позже английского философа Д. Локка, но в своей работе «Философия права» он, ни разу не обращается к произведениям Д. Локка. Более того, по определенным вопросам Г. Гегель обращается даже к некоторым произведениям английского же философа Т. Гоббса, который жил и творил еще раньше Д. Локка, но всячески старается «избегать» научных трудов Д. Локка.
Осмысливая философию права Г. Гегеля, представляется интересным отметить еще один момент. Г. Гегель, в своей работе «Философия права» несколько раз критикует И. Канта, который по вопросам понимания гражданского общества и правового государства, придерживался таких же взглядов, что и английский философ Д. Юм, который, в свою очередь, считал себя учеником Д. Локка. И Кант, так же как и английские философы Д. Локк и Д. Юм, под государством понимает «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Ключевое понятие в такой трактовке государства - это «правовой закон». Под правовым же законом, которому должно подчиняться «объединение множества людей» - это и есть тот общественный договор, который, в свою очередь, представляет собой оформленную волю этого же множества людей. Воля отдельного человека оказывается под властью общей воли множества людей. Таков механизм формирования общественного договора, который, одновременно, превращается в правовой закон. Именно так понимали общественный договор Д. Локк, Д. Юм, а вслед за ними и И. Кант.
Трудно здесь не отметить и то, что, именно, общественный договор и олицетворяет основные принципы естественноправовой организации любой совместной жизнедеятельности множества людей, образующих самостоятельное государство. Отсюда берет и свое начало то положение, в соответствии с которым общественный договор, как форма выражения воли государство образующего народа, только и может наделять этот государство образующий народ статусом единственного источника права. По - иному просто и не может быть: не может же единственный источник государственной власти, одновременно, не быть и единственным источником права. Если до Нового времени общество предполагалось в качестве явления, образованного божественной волей, то в условиях признания ценностей Нового времени, современное общество формируется волей государство организованного народа.
- По Вашему представлению получается, что самый основной государственно-правовой институт общества - это общественный договор. Какие же еще его позитивные стороны, приемлемые для отечественной юридической науки, можете отметить?
- Характеризуя природу и сущность института общественного договора необходимо еще подчеркнуть то, что он выполняет еще важнейшую роль естественно-правовой легитимации государственной власти. К тому же, и этой стороне проблемы не обращается внимания в отечественной теоретической правовой науке. Здесь, как правило, речь ведут о происхождении государства вообще, независимо от его легитимности. Хотелось бы обратить внимание и на то, что отечественная теоретическая правовая наука вообще не ведет речи относительно закономерностей происхождения научно правильного, т. е. именно легитимного государства. Отсюда и студенты юридических и иных обществоведческих вузов, по существу, так и не знают о том, как естественно - историческим путем возникают (происходят) легитимные, т. е правовые государства. Научно - обоснованный общественный договор, т. е. в варианте учения Д. Локка, как раз и объясняет единственно правильный путь происхождения легитимного государства. В значительной мере, по этой причине, в общественно - политической практике развитых стран (например, в США) однозначно принято, что Д. Локк является основоположником подлинной теории общественного договора. В то же время там гегелевская философия права вовсе не котируется: она считается философией авторитарного, тоталитарного государства.
В нашей теоретической правовой науке, впрочем, так же как и в отмеченной статье об общественном договоре в Большом энциклопедическом словаре, неправильно указывается и на то, что в общественном договоре «предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти». Такое утверждение не исходит из подлинной теории об общественном договоре: оно предусматривалось лишь в трактовке общественного договора Т. Гоббсом. Основоположники научной теории об общественном договоре, воспринятой в современном мире, в частности, Д. Локк, не предусматривали отказ объединяющихся лиц от своих естественных прав в пользу государственной власти: по нему, обладателями естественных прав и свобод остаются сами люди. По учению Д. Локка, учреждаемая гражданами государственная власть лишь получает полномочия государство - образующего народа на выполнение отдельных действий по защите естественных прав и свобод людей. Это как раз те функции, которые люди выполняли сами, когда они еще не создали своего государства. Да и практика заключения общественных договоров в колониях Новой Англии не предусматривала отказа людей от своих естественных прав и свобод. Да и как можно от них отказаться, если они естественные и неотчуждаемые права и свободы?
- Большое спасибо, уважаемый Фанис Мансурович! Мы уверены, что ваши идеи о правовом государстве помогут отечественной юридической науке активизировать свои исследования в области формирования правового государства и в нашей стране в более плодотворном направлении.
- Спасибо. Я также считаю, что и нашей отечественной теоретической правовой наукенеобходимо выйти на ту научно-обоснованную дорожную карту в области формирования подлинного правового государства.
- Фанис Мансурович, что Вы хотели бы пожелать читателям, авторам, сотрудникам «Евразийского юридического журнала»?
- Хочу выразить слова благодарности за предоставленную возможность высказаться на страницах такого известного международного научного издания, как «Евразийский юридический журнал». Авторам, читателям и сотрудникам вашего журнала я хотел бы пожелать удачи, здоровья и активного творческого поиска!
Интервью брали: