С Новым 2020 годом ЕврАзия!
B. I. BORUBASHOV:
STATE-BUILDING AND EURASIAN INTEGRATION: KYRGYZSTAN’S EXPERIENCE
Interview with Ph.D. in historical sciences, Ph.D. in Law, professor B. I. Borubashov
Визитная карточка:
Бекбосун Ишенбекович Борубашов - кандидат исторических наук, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и конституционного права юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского Университета.
В 1982 г. окончил исторический факультет Кыргызского государственного национального университета, в 1997 г. - юридический факультет Кыргызского национального университета. В 1982-1992 гг. преподаватель кафедры политической истории КГНУ; в 19921998 гг. - начальник кафедры общественно-политических дисциплин Академии МВД Кыргызской республики; в 1999-2002 гг. - директор Бишкекского филиала Казахского института правоведения и международных отношений; в 1998-2007 гг. - профессор кафедры теории и истории государства и права Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ); с 2007 года по настоящее время - заведующий кафедрой международного права и конституционного права КРСУ. Преподает конституционное право, международное право, международное экономическое право, международное гуманитарное право и другие дисциплины. За большой вклад в развитие Кыргызско-Российского сотрудничества в сфере образования удостоен благодарности Президента Российской Федерации В.В. Путина.
***********************************************************
- Расскажите, пожалуйста, о Вашем университете и Вашей кафедре.
- Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ) открыт в 1993 г. в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. В настоящее время он представляет собой современный, динамично развивающийся научно-образовательный комплекс, включающий все уровни профессионального образования, систему дополнительного образования и высокопрофессиональный кадровый состав. В Университете реализуются 24 укрупнённые группы направлений и специальностей подготовки; функционируют семь факультетов и 92 кафедры; работают 1263 преподавателя, из которых 53,4 % имеют степени кандидата и 15 % - степени доктора наук. Общая численность студентов составляет 9 110 человек.
Кафедра международного и конституционного права, которой я заведую, создана в 2007 г. Она одновременно является и выпускающей, и межфакультетской кафедрой, т.е. помимо юридического факультета, обслуживает другие факультеты: факультет заочного обучения, факультет международных отношений, а также кафедры журналистики, экономики и политологии. Кафедра поддерживает три магистерские программы: «Международное право» (с 2010 г.), «Международное экономическое право» (2014 г.) и «Конституционное и муниципальное право» (2016 г.).
Общекафедральная тема научного исследования сформулирована следующим образом: «Взаимоотношения Кыргызстана с Россией: международно-правовой аспект». Над этой проблематикой работают все сотрудники кафедры. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII в. (1785 г.) и начала XIX в., когда представители кыргызских племен отправляли своих представителей с посольской миссией в Россию. В 1855 г. кыргызский народ добровольно вошел в состав российского государства. Мы пытаемся изучать данную проблематику с учетом нового исторического контекста и вырабатывать рекомендации для улучшения отношений между нашими народами.
- Каковы особенности юридического образования в Кыргызстане?
- Юридическое образование в нашей стране находится на стадии становления. Подготовку юристов осуществляют шесть вузов. Все они работают в рамках Болонской системы; в некоторых из них функционируют аспирантура и докторантура. В настоящее время в Кыргызской Республике работает три диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. В общей сложности мы имеем около 70 докторов и около 300 кандидатов юридических наук.
- Какие правовые, организационные и политические проблемы возникают в связи с участием Кыргызстана в ЕАЭС?
- 12 августа 2015 года Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС. В экономическом и социальном плане граждане Кыргызстана получили значительные преимущества, связанные со свободой движения капитала, людей и товаров. Кыргызские предприниматели, в свою очередь, получили равные возможности для конкуренции с предпринимателями из других государств-членов ЕАЭС. Конечно, на сегодняшний день имеется ряд проблемных моментов, среди них проблемы, связанные с налоговым администрированием, сертификацией товаров, унификацией стандартов качества и др. Кроме того, разный уровень экономического состояния членов ЕАЭС и покупательной способности их граждан препятствует сбалансированному развитию экономики и социальной сферы, - от интеграции в большей степени выигрывают более богатые государства. К слову, с аналогичной проблемой сталкиваются и европейские государства. Механизм решения этой проблемы еще предстоит найти и сформулировать.
В связи с Вашим вопросом я хотел бы сказать несколько слов об идеологии интеграции. Сегодня на евразийском пространстве наблюдается национально-культурное возрождение, возрождается интерес к истории кочевой цивилизации, чей вклад в мировую культуру долгое время был недооценен. Речь идет не об абстрактном интересе: чем лучше мы знаем свою историю, тем более совершенное государство и тем более эффективную систему защиты прав человека мы можем построить. Неслучайно в «Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 20182040 годы» подчеркивается ценность культурного наследия нашего народа и важность культурного возрождения. Ст. 37 Конституция Кыргызской Республики гласит: «народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством». Евразийское правовое пространство - уникально: в его пределах долгое время взаимодействовали нормы обычного права, мусульманского права и российского законодательства, т.е. имел место уникальный сплав правовых культур, подлинный правовой плюрализм. Мы не должны забывать эти традиции, но, наоборот, должны их использовать, - не только для развития национальных правовых систем, но и для развития правовой системы ЕАЭС в целом.
- Ваша страна занимает особое место в Центральной Азии, не только географическое, но и геополитическое. Какие проблемы в связи с этим возникают и как они могут быть решены?
- Вы правы: особое географическое положение Кыргызстана и наличие на его территории ряда анклавов создает уникальную ситуацию. Все спорные приграничные проблемы имеют глубокие исторические корни. На мой взгляд, те принципы и критерии, по которым когда-то определялись границы между Союзными республиками, сегодня не отвечают вызовам времени. Есть случаи, когда границы проходят по центральным улицам населенных пунктов и одна часть села относится к одному государству, а другая часть - к другому. Кыргызстан пытается решать спорные приграничные вопросы со своими соседями: Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном, но не всегда добивается результата. К сожалению, руководители государств не могут сформулировать взаимовыгодный консенсус, что приводит к межнациональным столкновениям и эскалации военной напряженности на границах. Другая проблема состоит в неразвитости институциональных механизмов сотрудничества (арбитражных, в рамках международных организаций и др.), способных справедливо и беспристрастно повлиять на ход переговоров и содействовать сторонам в принятии взаимовыгодных решений.
Сложная ситуация на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном с кровопролитием и смертельными случаями длится уже нескольких лет. Несмотря на регулярные встречи и договоренности глав государств, серьезного продвижения в решении проблемы спорных территорий не наблюдается, и, как результат, существует реальная опасность обострения военно-политической обстановки в регионе. На мой взгляд, позитивную роль в решении данной проблемы могли бы сыграть региональные организации: ОДКБ, СНГ и ЕАЭС. Думаю, что Россия, как государство-продолжатель СССР, и представители секретариата ОДКБ обязаны участвовать во всех переговорных процессах по вопросам делимитации и демаркации спорных приграничных территорий между республиками Центрально-Азиатского региона. Кроме того, Россия могла бы оказывать организационную и техническую помощь, особенно с учетом того, что после распада СССР все союзные архивы остались в ее распоряжении.
- Существуют ли международно-правовые инструменты решения проблемы анклавов?
- Действительно, наличие большого количества анклавов и эксклавов создает социально-экономические проблемы для жителей внутренних и внешних территорий. Вообще, анклавы - хороший пример того, как неверно определенные критерии делимитации создают многолетнюю напряженность в отношениях дружественных и родственных народов и государств. Напомню, что анклавы появились в 20-30-е гг. прошлого столетия; на территории Кыргызстана имеются шесть анклавов: четыре узбекских и два таджикских; на территории Узбекистана имеется анклав Кыргызстана. Думаю, что проблему анклавов вполне можно решить переговорным путем; варианты решения - создание специальных экономических зон, обмен участками границы и др.
- Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию, связанную с распределением вод Сырдарьи; каким, на Ваш взгляд, должно быть международно-правовое решение этой проблемы?
- В условиях Центральной Азии распределение водных ресурсов является крайне важным вопросом. На территории Кыргызстана имеется несколько водохранилищ, где в осенне-зимний период накапливается вода, около 70% которой используется для орошения полей сопредельных государств. Мы вынуждены держать несколько тысяч гектаров плодородной земли под водой и самостоятельно финансировать инфраструктуру водохранилищ (т.е. без участия соседних государств). Одновременно, мы вынуждены покупать нефть и газ у Казахстана и Узбекистана, использующих нашу воду. По всей видимости, решение данной проблемы состоит в повышении эффективности соглашения между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна р. Сырдарьи 1998 г.
- 10 лет назад Вы защитили докторскую диссертацию на тему: «Государственно-правовое составе Российского государства (1855-1917 гг.)». Чему она посвящена? Чем вызыван Ваш интерес к этой теме?
- Да, это так: в 2009 году под руководством доктора юридических наук, профессора, академика НАН РК, заслуженного деятеля Республики Казахстан Султан Сартаевича Сартаева я защитил докторскую диссертацию на тему: «Государственно-правовое регулирование общественных отношений кыргызов в составе Российского государства (1855-1917 гг.)». В ней я рассмотрел политико-правовой статус кыргызского народа в государственно-правовой системе Российской империи в соответствующий период, определяемый как обычным правом кыргызов, так и правовыми актами Российской Империи.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей научной и общественной деятельности в настоящее время?
- Я являюсь автором 170 научных публикаций, в том числе восьми монографий и учебников. Ряд моих статей опубликованы в зарубежных изданиях, - в России, Польше, Казахстане, Узбекистане. Принимаю участие и выступаю с докладами на международных и республиканских семинарах и конференциях по вопросам конституционного и международного права.
Основные направления моих научных исследований выглядят следующим образом. Во-первых, я анализирую политико-правовые проблемы становления и развития кыргызской государственности. Сегодня наше государство находится на стадии формирования политико-правовой системы, - в этой связи особую актуальность приобретают вопросы становления и развития парламентаризма, эффективности и ответственности органов государственной власти и другие вопросы государственного строительства. Второе направление связано с первым и предполагает анализ конституционно-правовой проблематики, в частности, основ конституционного строя Кыргызской Республики, конституционного статуса личности, проблем защиты прав человека, вопросов организации публичной власти, форм территориального устройства, системы государственных органов, статуса местных органов самоуправления и др.
Хочу отметить, что за последние 25 лет мы провели десять конституционных реформ, законодательство республики постоянно меняется. Несмотря на это, существует дефицит политической стабильности, очень остро стоит проблема коррупции, правозащитные механизмы работают недостаточно эффективно. Я непосредственно участвую в решении этих проблем. Под моим руководством был разработан проект новой Конституции Кыргызской Республики и проведен сравнительно-правовой анализ других конституционных проектов; организованы и проведены республиканские и международные научнопрактические конференции, посвященные проблемам конституционной реформы.
Третье направление - это изучение и распространение в республике норм и принципов международного гуманитарного права. Кыргызская Республика участвует во многих конвенциях в сфере международного гуманитарного права. В целях обеспечения их эффективной реализации она принимает необходимые меры, в том числе на законодательном уровне. В 2019 году нормы и принципы международного гуманитарного права были имплементированы в Уголовный кодекс, - я считаю это очень важным результатом. Вместе с тем, некоторые новеллы несовершенны с точки зрения юридической техники, что не может не сказываться на качестве правового регулирования. Например, ст. 390 (2), предусматривающая уголовную ответственность за изнасилование как метод ведения военных действий, пересекается по содержанию со ст. 161 (изнасилование). Уголовный кодекс также не содержит определений некоторых важных понятий, таких как «раненые» и «больные», «медицинские работники», «санитарный и духовный персонал» (соответствующие определения содержатся в ст. 2 Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.).
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей педагогической деятельности.
- Я занимаюсь научно-педагогической деятельностью 37 лет. В настоящее время руковожу двумя магистерскими программами, разрабатываю и веду спецкурсы, возглавляю постоянный научно-методический семинар, консультирую молодых преподавателей по методологии научных исследований. Являюсь заместителям председателя Диссертационного совета Д.12.18.570 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) юридических наук при НАН Кыргызской Республики и КРСУ. Под моим руководством защищены 9 кандидатских и 2 докторские диссертации.
- Многоуважаемый Бекбосун Ишенбекович, большое спасибо Вам за интересное интервью. И в заключение наш традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать сотрудникам и читателям Евразийского юридического журнала?
- Евразийский юридический журнал выполняет важную и уникальную функцию: регулярно публикуя результаты исследований ведущих представителей правовой науки из стран СНГ и ЕАЭС, он выступает региональным форумом научного общения, площадкой для политических и правовых дискуссий по самым злободневным проблемам международного и национального права.
Еще раз хотел бы подчеркнуть, что народы евразийского региона имеют тесные социально-экономические, политикоправовые и духовно-культурные связи. Эти общие исторические корни были и продолжают оставаться предпосылкой евразийской интеграции, которая в настоящее время осуществляется под эгидой Евразийского экономического союза. Интеграционные процессы, однако, сталкиваются с серьезными трудностями. Для преодоления этих трудностей и для обеспечения успеха интеграции важно не только решать частные проблемы, но и разработать политико-правовую модель развития региона, основанную на общих культурных ценностях и принципах справедливости, открытости и честности.
Глубокоуважаемые читатели, сотрудники Евразийского юридического журнала, поздравляю всех с Новым 2020 годом!
Примите мои искренние пожелания крепкого здоровья, творческих успехов и долгих лет счастливой благополучной жизни в окружении Ваших дорогих людей!
Интервью брал: