Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
ЭМОМАЛИ РАХМОН:
Таджикистан на порогеТридцатилетия независимости: проблемы, решения и перспективы
Интервью с ЭМОМАЛИ РАХМОНОМ, Президентом Республики Таджикистан

Интервью с ЭМОМАЛИ РАХМОНОМ, Президентом Республики Таджикистан

№ 7 (158) 2021г.

ЭМОМАЛИ РАХМОН:
ТАДЖИКИСТАН НА ПОРОГЕ ТРИДЦАТИЛЕТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Интервью с ЭМОМАЛИ РАХМОНОМ, Президентом Республики Таджикистан.

EMOMALI RAHMON:

TAJIKISTAN ON THE THRESHOLD OF THE THIRTIETH ANNIVERSARY OF INDEPENDENCE: PROBLEMS, SOLUTIONS AND PROSPECTS

Interview with EMOMALI RAHMON, President of the Republic of Tajikistan.

Визитная карточка:

Эмомали Рахмон родился 5 октября 1952 года в посёлке Дангара Кулябской области Таджик­ской ССР в крестьянской семье.

После окончания профессионально-технического училища № 40 города Калининабад (ныне - Сарбанд), трудовую деятельность начал в 1969 году в качестве мастера-электрика на маслоэкстракционном заводе в городе Курган-Тюбе.

В 1971-1974 годах проходил военную службу на Тихоокеанском флоте. После демобилизации поступил на работу на вышеназван­ной завод, а затем в совхоз имени Ленина Дангаринского района.

В 1982 году окончил экономический факультет Таджикского Государственного университета им. В.И. Ленина.

В 1976-1987 годах занимал должности секретаря правления, председателя профсоюзного комитета, секретаря парткома совхоза имени В.И. Ленина Дангаринского района и инструктора районного комитета партии.

С1987 по 1992 год являлся директором совхоза имени В.И. Ленина Дангаринского района.

В 1990 году Эмомали Рахмон был избран народным депутатом Верховного Совета Республики Таджикистан XII созыва.

Осенью 1992 года был избран Председателем Исполнительного комитета Совета народных депутатов Кулябской области.

19 ноября 1992 года на XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан 12-го созыва Эмомали Рахмон был избран Пред­седателем Верховного Совета Республики Таджикистан.

6 ноября 1994 года Эмомали Рахмон всенародным голосованием был избран Президентом Республики Таджикистан.

6 ноября 1999 года Эмомали Рахмон был переизбран на пост Президента Республики Таджикистан.

В июне 2003 года в Конституцию Республики Таджикистан были внесены поправки, которые разрешили Главе государства за­нимать два семилетних срока подряд.

6 ноября 2006 года Эмомали Рахмон абсолютным большинством выиграл президентские выборы, набрав 79,3 % голосов избира­телей.

6 ноября 2013 года на выборах президента страны Эмомали Рахмон одержал победу. За него проголосовали 84,23 % избирателей.

В мае 2016 года в Конституцию Республики Таджикистан были внесены поправки, согласно которым Эмомали Рахмон может переизбираться на пост президента без ограничений.

11 октября 2020 года Эмомали Рахмон победил на очередных выборах Президента Республики Таджикистан, набрав 90,92 % голосов избирателей.

В соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан «Об Основателе мира и национального единства - Лидере нации» Эмомали Рахмону присвоен статус Основателя мира и национального единства - Лидера нации за величайшие заслуги перед народом Таджикистана.

Эмомали Рахмон удостоен многочисленных званий и наград.

В 1999 году по решению Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмон был удостоен высокого звания Героя Таджикистана.

В разные годы Президенту Республики Таджикистан были также вручены международные и высшие награды разных стран, в том числе: алмазный орден «Звезда мецената» - высшая награда Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», орден «Национальный герой Афганистана - Ахмадшах Масуд», премия Международного фонда писателей и журналистов Турецкой Республики, Рубиновая звезда «Миротворец», Золотая медаль Народного собрания (парламента) Египта, Золотая медаль почтения Мавлоно Джалолиддина Балхи (Руми) ЮНЕСКО, Золотой орден «Возрождение шелкового пути», Золотая медаль имени Николая Блохина - высшая награда Академии медицинских наук РФ, высшие государственные награды Республики Украины - ордена «Князь Ярослав Мудрый» первой степени и ордена «За доблестный труд» первой степени, орден Трех звезд 1-ой степени Республики Латвия, Нишони Покистон (Знак Пакистана) - высшая государственная награда Пакистана и ряд других наград и премий.

В 2017 году Эмомали Рахмон был удостоен российского ордена Александра Невского, в 2018 году - казахстанского ордена «Пара- сат» и высокой государственной награды Республики Узбекистан ордена «Эль-юрт хурмати».

Эмомали Рахмон женат, у него семь дочерей и двое сыновей.

***********************************************************************

-     Многоуважаемый господин Президент, благода­рим Вас за желание принять участие в беседе с читателя­ми на страницах «Евразийского юридического журнала».

Таджикистан на протяжении тридцати лет своей независимости достиг множества высот. Какие из этих достижений, на Ваш взгляд, больше всего достойны вни­мания?

-      На протяжении 30 лет государственной независимо­сти, несмотря на многочисленные трудности и препятствия, мы заложили основу своего суверенного государства, доби­лись заметных достижений в сферах политики, экономики, культуры, социальной отрасли и, важнее всего, в направ­лении повышения уровня и качества жизни народа нашей страны.

Все же, ценнейшим благом и крупнейшим нашим до­стижением является независимость страны.

Благодаря независимости, миру, спокойствию, полити­ческой стабильности и национальному единству мы создали все необходимые основы для достижения наших стратегиче­ских национальных целей.

И за небольшой исторический срок претворили в жизнь десятки важных промышленных, энергетических и социаль­ных проектов, построили тысячи километров современных дорог, тоннелей и мостов, которые служат сегодня на благо народа Таджикистана.

Принятие символов государственности, таких, как Флаг, Гимн и Герб, введения в оборот национальной валюты, созда­ния благоприятных условий для развития языка, культуры, национальных обычаев и традиций, мы добились именно благодаря независимости, устойчивому миру, стабильности и национальному единству.

С самого начала независимости мы придаем особое внимание социальной сфере, в том числе развитию куль­туры как символа нравственного облика народа, яркого выразителя и отражения исторического прошлого и со­временности, обрядов и обычаев, других национальных ценностей, воспитывающие высокие благородные челове­ческие качества.

Судьбоносный документ - Конституция страны, один из первых в стран СНГ который принята народным референ­думом и заложившая основы для построения современного демократического, правового, светского и социального госу­дарства, также является одним из ценнейших плодов госу­дарственной независимости Таджикистана.

В течение 30 лет мы, придавая первостепенное значение формированию национальной самобытности, вырастили целое поколение в духе патриотизма, самосознания и само­познания, и сегодня с уверенностью можем сказать, что пре­красное будущее нашего дорогого Таджикистана мы вверим в надежные руки.

В период независимости сформировалась и совершен­ствовалась эффективная система органов законодательной, судебной и исполнительной власти, заложены и укреплены правовые основы их деятельности.

В этот период создана современная судебная система, признанная в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти.

В Республике Таджикистан приняты четыре программы судебно-правовой реформы, реализация которых способ­ствовала укреплению судебной власти, совершенствованию законодательства и гарантии осуществления конституцион­ного принципа равенства всех перед законом.

Во имя обеспечения устойчивого развития националь­ной экономики, мы, наряду с тремя стратегическими целя­ми, посредством четвертой объединили наши усилия для ускоренной индустриализации страны.

Достижение этой цели превратит наш Таджикистан из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную и открывает широкие возможности для его неуклонного раз­вития.

Отметим, что одной из стратегических задач Правитель­ства Таджикистана определенно является вывод страны из коммуникационного тупика, и мы достигли очень многого в этом направлении.

Сегодня я с уверенностью могу заявить, что Таджики­стан вышел из коммуникационного тупика.

В период независимости в стране за счёт государствен­ных инвестиционных проектов построено и реконструирова­но более 2,1 тыс. км автомобильных магистралей, имеющих международное и республиканское значение, и более 1 тыс. километров внутренних автомобильных дорог.

За годы независимости успешно начато строительство Рогунской гидроэлектростанции и сданы в эксплуатацию агрегаты величественного объекта - гидроэлектростанции «Сангтуда-1», «Сангтуда-2» и «Памир-1» начали производить электроэнергию, что позволило нам сделать еще один устой­чивый шаг по пути достижения другой стратегической цели - обеспечения энергетической независимости страны.

При этом улучшение и повышение уровня и качества жизни народа, а также социальная защита населения со­ставляют генеральную линию в деятельности Правитель­ства Республики Таджикистан. Мы постоянно и устойчиво продолжаем эту политику, используя все ресурсы и воз­можности.

-      Господин Президент, Вы отметили, что ценней­шим благом прошлого тридцатилетия Таджикистана явилось обретение государственной независимости. На Ваш взгляд, с какими вызовами и препятствиями стол­кнулась Ваша страна на пути строительства независимо­го государства?

В первые годы независимости Таджикистану при­шлось преодолеть тернистый путь межтаджикского диалога, направленного на создание условий для на­ционального примирения. Что бы Вы могли сказать по этому поводу и как Вы считаете, применим ли опыт ми­ротворчества Таджикистана в других регионах земного шара?

-      С обретением независимости начался самостоятель­ный путь Таджикистана к строительству и развитию суверен­ной национальной государственности.

Провозглашение государственной независимости Ре­спублики Таджикистан 9 сентября 1991 года стало величай­шим событием в современной истории таджикского народа.

С этой даты начинается новый отчёт времени новейшей истории нашей страны.

Однако первые годы независимости, в силу целого ряда факторов, не были простыми и безоблачными для Таджи­кистана. Страна столкнулась с громадными трудностями и проблемами экономического и политического характера. В результате разрушения единой экономической системы быв­шего Советского Союза в Таджикистане резко упало произ­водства, спад ВВП достиг 70 процентов от его общего объЁма.

На авансцене общественно - политической жизни стра­ны стали появляться различные политические силы. Между ними развернулась ожесточЁнная борьба за доминирующее положение в обществе.

Более того, отдельные внешние силы в спешном по­рядке приступили к реализации своих геополитических планов в отношении Таджикистана. Вскоре, страна была ввергнута в пучину навязанной войны, которая стала ве­личайшей трагедией. Таджикистан стал нестабильным регионом и самой «горячей точкой» на постсоветском пространстве.

Внутриполитический кризис в Таджикистане, начав­шийся осенью 1991 года, возник в силу ряда причин. Это, прежде всего, экономическая ситуация, сложившаяся к тому времени и быстрое развитие исламских партий и движений, претендующих на политическую власть.

Ожесточённая борьба между бывшей коммунистиче­ской элитой и национально-демократическими, исламски­ми силами прибавило драматизма в создавшейся обстанов­ке, и в результате началась гражданская война.

В ноябре 1992 года XVI внеочередная, историческая и судьбоносная сессия Верховного Совета Республики Тад­жикистан восстановила конституционный строй в стране. В 1992-1993 годы начался процесс возвращения беженцев к ме­стам постоянного проживания, возобновилась деятельность предприятий, учреждений, хозяйств.

1994 год вошел в историю, как год утверждения основ молодого государства.

По инициативе высшего руководства страны начался межтаджикский переговорный процесс.

Несмотря на сложнейшие социально-экономические и внутриполитические сложности, а также продолжения во­енного сопротивления со стороны вооруженной таджикской оппозиции, Таджикистан взял курс на реализацию карди­нальных политических, социально-экономических реформ, демократизацию общественной жизни.

Перед парламентскими выборами в 1995 года политиче­ская жизнь страны оживилась благодаря появлению новых партий. Новый закон о выборах в парламент и в местные представительные органы утвердил многопартийную систе­му выборов и участия различных партий и движений в вы­борах.

Межтаджикский межнациональный конфликт являет­ся одним из самых крупных и кровопролитных событий на всем постсоветском пространстве, приведший к тяжелым социально-экономическим, политическим и духовным по­следствиям, значительным человеческим жертвам, серьезно повлиявшим на ход внутренней и внешней политики суве­ренного Таджикистана.

Ровно три года и три месяца понадобилось для того, чтобы после самых продолжительных и сложных межтад­жикских переговоров подписать долгожданный судьбонос­ный документ, вошедший в историю таджикского народа как «Общее соглашение о мире и национальном согласии в Таджикистане».

С 1994 по 1997 года между Правительством Таджикиста­на и Объединённой таджикской оппозицией (ОТО) прошли 9 полноценных раундов межтаджикских переговоров и 3 промежуточные консультации.

В ходе переговорного процесса, который проходил в различных близких и дальних странах, состоялись более двадцати официальных встреч между представителями Пра­вительства Республики Таджикистан и Объединенной тад­жикской оппозицией.

И, наконец, 27 июня 1997 года наступил долгожданный мир после подписания исторического документа - Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикиста­не между законным правительством и Объединенной тад­жикской оппозицией в городе Москве.

Эти переговоры проходили под эгидой ООН и при участии стран - гарантов мира в Таджикистане, внесших большой вклад в дело достижения устойчивого мира в Тад­жикистане и подписания Общего соглашения о мире и на­циональном согласии в Таджикистане.

Что касается второй части Вашего вопроса, то вкрат­це хотел бы остановиться на следующих моментах: прежде всего хотел бы особо подчеркнуть, что основной движущей силой мирного процесса был народ Таджикистана, который решительно поддерживал усилия своего правительства в этом направлении.

Наряду с этим, уникальность таджикского опыта заклю­чалась в широком подключении мирового сообщества и его институтов к процессу миротворчества.

Постоянная политическая поддержка межтаджикского диалога со стороны ООН стала важным фактором успеха на этом пути. Особую роль в этом процессе сыграла Организа­ция Объединённых Наций в рамках её миротворческой опе­рации.

Полученный опыт комплексного и многоаспектно­го взаимодействия при осуществлении миротворческих функций создал дополнительные возможности для ис­следования особенности этого процесса в более широком контексте.

Выводы однозначно подтвердили, что миротворческий опыт Таджикистана может лечь в основу модели решения конфликтов и в других регионах земного шара, ибо мало та­ких примеров, когда конфликт такого масштаба был успеш­но преодолён за столь короткие сроки.

-      Господин Президент, насколько мне известно, для укрепления мира и политической стабильности в Тад­жикистане в постконфликтный период была выдвинута концепция «национального единства».

Какую роль она сыграла в процессе перевода стра­ны на рельсы устойчивого развития?

-      Национальное единство Таджикистана поистине явля­ется тем великим, судьбоносным и священным достоянием, с которого начинаются прогресс и все последующие дости­жения нашего государства по пути укрепления мира и ста­бильности в стране, обеспечения достойной жизни нашего народа.

Национальное единство играет такую же судьбоносную роль для существования нашей древней нации, как родной язык и другие устои нашей государственности.

Национальное единство для нас - это квинтэссенция на­шей судьбы, главное условие продвижения нашей страны к процветающему и мирному будущему и, что самое важное, это гарантия всеобщей сплочённости и всеобъемлющего сча­стья народа сегодня и в обозримом будущем.

С принятием документа «Общее соглашение о мире и национальном согласии в Таджикистане» по всей стране на­ступил долгожданный мир, и это великое событие положи­ло основу для конструктивного созидания и творчества на земле наших предков.

В настоящее время, когда жители Таджикистана, преис­полненные чувством патриотизма и национальной гордости, заняты созидательным трудом, мы все свои достижения свя­зываем с общественно-политической стабильностью и наци­ональным единством.

Иными словами, национальное единство является по­рождением нашей национальной идеи. Ибо национальная идея и культура самобытности, стоявшая у истоков цивили­зации таджикского народа, обязывала восстановить мир и единство, сохранить территориальную целостность страны и спасти нацию от уничтожения, создав тем самым благопри­ятные условия для развития своего современного суверенно­го государства.

Таджикская нация исторически, и по своей природе является миролюбивой, культурообразующей и созидатель­ной нацией. На протяжении всей нашей многотысячелетней истории наша миролюбивость, которая является признаком разума, мудрости, терпеливости и толерантности народа, ярко свидетельствует о древней культуре и созидательных традициях таджикского народа.

Несмотря на все сложности и препятствия, с которыми постоянно сталкивалась наша нация, она за весь период су­ществования сохранила свою самобытность и исконную му­дрость.

Именно эти добрые качества и национальная гордость, направившие наш народ к взаимопониманию, взаимопро­щению, миру и примирению, сегодня освещают его путь к созиданию, благоустройству Родины, сохранению, защите и укреплению достижений независимости.

Безусловно, национальное единство в новейшей исто­рии древней таджикской нации является великим и беспре­цедентным достижением. Национальное единство - это не только основа мира и стабильности в обществе, но и гарантия развития государства и благоденствия народа.

Мы сегодня имеем это бесценное достижение, но нам ещё предстоит приложить много усилий, чтобы развиваю­щийся Таджикистан встал в один ряд с развитыми странами мира. Мы должны преодолеть трудности, имеющиеся в на­шем обществе.

Я полон уверенности, что сообща мы сможем форсиро­вать существующие преграды и при непосредственной на­родной поддержке приумножим достижения любимой Ро­дины. Для этого каждый гражданин Таджикистана должен нести в душе, помыслах и деяниях светлое чувство единения и бороться за его дальнейшее утверждение, ценить его как бесценный дар.

Благодаря утверждению национального единства сегод­ня в стране активно осуществляются в жизнь меры по соци­ально-экономическому развитию государства, расширяются созидательные работы, что способствует повышению уровня и качества жизни её жителей.

Замечу, что политическое руководство и Правительство Таджикистана хорошо знают имеющиеся на этом направле­нии проблемы и прилагают последовательные усилия по их преодолению.

Как я неоднократно говорил, эти трудности являются временными, и для их преодоления необходимы лишь вре­мя, терпение, национальное единство и созидательный труд.

Я уверен, что благодаря коллективным усилиям мы обязательно сможем достичь своих стратегических целей - обеспечение энергетической независимости, защиты продо­вольственной безопасности, выхода из коммуникационного тупика и ускоренной индустриализации которые в конечном итоге направлены на обеспечение достойного уровня и каче­ства жизни нашего народа.

-     Господин Президент, каковы, на Ваш взгляд, важ­нейшие достижения Республики Таджикистан в области внешней политики в период государственной независи­мости?

-      Прежде всего, хочу подчеркнуть, что каждое государ­ство, независимо от его статуса, то есть мировая она держава или региональная, развитая, развивающаяся или слабораз­витая страна, реализовывает свою внешнюю политику, исхо­дя из национальных интересов.

С первых дней обретения независимости, Таджикистан взял курс на реализацию самостоятельной, взвешенной и всесторонне сбалансированной внешней политики, в основу которого легла доктрина «открытых дверей», которая позд­нее была закреплена принятой в 2002 году Концепции внеш­ней политики.

За все 30 лет своей независимости Таджикистан в своей внешнеполитической деятельности планомерно и динамич­но развивал и продолжает углублять отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с членами мирового со­общества.

На сегодня Таджикистан установил и успешно продви­гает полновесные дипломатические отношения со 179 стра­нами мира, является активным членом всех авторитетных международных и региональных организаций.

На двусторонней основе и в рамках международных и региональных структур многостороннего сотрудничества активно развиваются наши взаимоотношения со странами Центральной Азии и СНГ, Азии, Европы и Северной Аме­рики.

Мы имеем стратегическое партнёрства с Китайской На­родной Республикой. Также наше сотрудничество с ислам­скими странами находится на высшем уровне. Мы прилага­ем усилия по наращиванию связей со странами Африки и Латинской Америки. Отношения с целым рядом наших тра­диционных партнёров приобрели стратегический характер.

Среди них особое место занимает один из главных на­ших партнёров и союзников - Российская Федерация.

Благодаря прагматичной внешнеполитической линии Республика Таджикистан как равноправный субъект между­народных отношений укрепила свои позиции на междуна­родной арене.

Таджикистан, как полноправный член международного сообщества активно использует трибуну ООН и её специ­ализированных учреждений для продвижения своих созида­тельных инициатив на глобальном уровне.

Сегодня Республику Таджикистан знают как инициато­ра решения глобальных проблем, в частности по водной про­блематике.

В годы независимости ООН поддержала 4 инициативы таджикской стороны в водной сфере: Международный год чистой воды (2003 год), Международное десятилетие дей­ствий «Вода для жизни», 2005-2015 годы, Международный год водного сотрудничества (2013) и Международное десяти­летие действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 годы.

Наряду с ООН мы активно участвуем в выработке опти­мальных решений по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня, в том числе, в сфере безопас­ности, в рамках ОБСЕ, СНГ. ШОС, ОДКБ, ОИС, ЭКО и целого ряда других международных и региональных организаций, осуществляем активное сотрудничество с партнёрами по развитию - международными финансовыми институтами.

По мере укрепление своих позиций на международной арене и с учётом возникших на пороге второго десятилетия 21 века новых мировых реалий, необходимости адаптирова­ния национальных интересов к этим реалиям, мы в 205 году приняли новую Концепцию внешней политики нашего го­сударства.

Этот концептуальный документ, определяя кратко­срочные и долгосрочные цели и задачи внешней политики Таджикистана, расширяет и уточняет приоритеты нашей активности на международной арене, которые основаны на классическую парадигму внешней политики - создание мак­симально благоприятных внешних условий для устойчивого развития страны.

Все эти успехи, я считаю, являются ярчайшими дости­жениями внешней политики Таджикистана за годы незави­симости.

-      Господин Президент, как, по Вашему мнению, се­годня оценивается уровень развития государственных институтов власти и права в Таджикистане?

-      С приобретением государственной независимости Республика Таджикистан как все постсоветские государства приступила к созданию суверенного государства, определе­нию основы общественного и государственного строя, фор­мированию институтов власти, новой системы права и зако­нодательства.

Конституция Республики Таджикистан 1994 года стала юридическим фундаментом формирования национальных отраслей права и системы законодательства.

Наряду с традиционными отраслями права (консти­туционного, административного, гражданского, финансо­вого, уголовного и др.) которые существенно обновились, возникли ряд новых отраслей права (предприниматель­ское, банковское, налоговое, транспортное и др.).

По мере развития новых общественных отношений в различных областях жизни общества, государства и лично­сти, принимаются соответствующие правовые акты их закре­пляющие и регулирующие.

На их базе возникают и совершенствуются нормы, ин­ституты, отрасли и подотрасли права.

Это обстоятельство ставит перед исследователями за­дачу постоянного изучения и анализа новых общественных отношений и регулирующие их правовые нормы, сделать со­ответствующие выводы и сформулировать предложения по их развитию и совершенствованию.

В конституционном праве Таджикистана за этот пери­од возникло немало новых институтов, такие как разделения властей, политического плюрализма, примата нормы меж­дународного права, парламентаризма, президентства, мест­ного самоуправления и другие.

Наряду с этим, развиваются и совершенствуются и дру­гие отрасли права.

Примером может послужить разработка новой редакции Гражданского кодекса, отражающей экономические реалии се­годняшнего дня, регулирующей новые общественные отноше­ния, способствующие устойчивому экономическому развитию.

Предметом глубокого теоретического анализа наших ученых-правоведов стали такие современные направления науки, как информационное право, экономическое право, банковское право, энергетическое и водное право и другие.

Эти теоретические направления в современной науке недостаточно ещё исследованы, не выявлены их специфиче­ские особенности.

Тем не менее, на основе их исследования таджикскими учеными сделаны определенные теоретические и практиче­ские выводы и сформулированы соответствующие предло­жения.

-     Таджикистан является светским, демократическим и правовым государством. Какую роль, на Ваш взгляд, играет Конституция Таджикистана в деле укрепления государственной независимости страны, и каковы основ­ные итоги конституционных реформ в Таджикистане?

-      Идея конституционной реформы в Республике Тад­жикистан возникла сразу после приобретения государствен­ной независимости и была закреплена в законе «О консти­туционной реформе в Республики Таджикистан, о порядке принятия и введения в действие Конституции Республики Таджикистан» (1994 г.), в котором в частности было указано, что сегодня есть все необходимые условия для того, чтобы от­крыть путь к построению в Таджикистане демократического, правового, светского государства, обеспечению всех условий гарантий и защиты прав и свобод человека.

Поэтому, в ноябре 1994 года был проведен референдум и принята новая Конституция страны, которая закрепила принципы организации и функционирования государствен­ной власти и ее легитимности.

В дальнейшим конституционная реформы не была сня­та с повестки дня, поскольку с развитием общества и государ­ства, особенно в условиях перехода от одного периода к дру­гому возникает необходимость в частом совершенствовании норм Конституции и действующего законодательства.

С учётом этого, 26 сентября 1999 года были внесены сле­дующие изменения в Конституцию 1999 года:

а)     создан двухпалатный парламент;

б)    выборы членов нижней палаты проводятся на основе равного, прямого и тайного голосования;

в)    75 % членов верхней палаты избираются непрямым голосованием посредством местных представительных орга­нов, а остальные 25 % назначаются Президентом;

г)     создан Совет юстиции, который принимает участие в подборе и назначение судей различных Уровней.

Важнейшим направлением конституционных реформ Таджикистана является утверждения института Президента.

В Таджикистане институт президентства стал устойчи­вой и традиционной моделью, исходящая не только из кон­ституционной доктрины и политической практики, но и из национальных особенностей страны.

Правовое положение Президента Республики Таджи­кистан в качестве главы государства и исполнительной вла­сти определяются совокупностью конституционно-правовых норм, закрепляющих его полномочия в различных сферах государственного управления, и вытекает из главы IV Кон­ституции страны.

Вместе с тем, нормы этой главы свидетельствуют, что правовая природа должности Президента не ограничивается сферой исполнительной власти и по существу приобретает универсальные качества.

В его деятельности просматриваются, например, полно­мочия в сфере законодательства (подписания закона, право наложения «вето» и др.), Президент обладает полномочиями в сфере судебной власти, например, право помилования, на­значения и освобождения судей и т.д.

Для Республики Таджикистан президентская форма правления в её классическом варианте, предполагающий активной роли Президента, была необходимостью, продик­тованной временем и ситуацией, в котором оказался Таджи­кистан в те годы.

Поэтому принимая свою Конституцию, народ Таджики­стана сделал свой выбор в пользу института президентства.

В науке управления выработаны факторы, предопреде­ляющие успешность проведения в жизнь президентских инициатив.

К ним относятся, например, непосредственность реше­ний, ясность замысла, гласность действий, ресурсная обеспе­ченность решений, непоколебимость воли и т.д. Совокуп­ность перечисленных условий позволяют мобилизовать силу и мощь публичной администрации на выработку и реализа­ции грандиозных и судьбоносных проектов и программ раз­вития страны.

Это и есть основное предназначение и преимущества института президентства.

-      Господин Президент, наука в современном мире переживает сложный период. Это касается и точных, и гуманитарных наук. Какие проблемы волнуют сегодня научное сообщество Таджикистана?

-      Устойчивое развитие любого государства невозможно без неуклонного развития науки, внедрения научных дости­жений и современных технологий в производство и форми­рования научного мировоззрения общества.

Наука и образование у таджикского народа имеют мно­говековую историю, научное наследие которого формирова­лось в рамках плодотворных связей и соприкосновения куль­тур Европы и Азии.

Великие мыслители средневековья Абуали ибн Сино, аль-Беруни, Закариё Рози и другие внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации, в том числе в естествоз­нание, медицину, математику, астрономию и другие сферы науки. В советское время таджикская наука достигла видных успехов в области точных и гуманитарных наук.

Имена таджикских ученых, таких, как Директора Инсти­тута востоковедения Академии наук бывшего Советского Со­юза, академика Бободжона Гафурова, академика Мухаммада

Сайфмддмновича Осими и других вошли в историю совре­менной науки.

В настоящее время Республика Таджикистан находится на этапе устойчивого и динамичного социально-экономиче­ского развития.

На этом этапе наши усилия направлены на достижение четвертой стратегической цели - ускоренной индустриализа­ции страны. Для достижения данной цели необходимо, что­бы наука была тесно связана с производством, что даёт воз­можность применения в производстве страны современных технологий, научно-технических достижений и инноваций.

Для осуществления намеченного, конечно же, мы опираемся на научный потенциал нашей страны. Начи­ная с 2000-х годов до сегодняшнего дня, сфера науки и об­разования в нашей государственной политике считаются одним из приоритетных направлений. В последние годы путём принятия ряда программных и стратегических до­кументов мы провели серьёзную реформу в сфере науки, которая в определенной степени способствовала разви­тию фундаментальных и прикладных исследований, а также открыла широкие возможности для привлечения молодежи к изучению естественных и математических наук.

Кроме этого, для развития данного стратегического на­правления, большое внимание уделяется подготовке высо­коквалифицированных национальных научно-технических кадров, как в ВУЗах республики, так и за ее пределами. В настоящий момент почти 40 тысяч граждан Республики Тад­жикистан обучаются в ведущих ВУЗах государств-участников СНГ и стран дальнего зарубежья. Большинство из них прохо­дят обучение в области точных и естественных наук, техники и инновационных технологий.

Уверен, что с помощью таких молодых высококвали­фицированных кадров мы обеспечим успешное решение насущных задач республики в сфере науки и образования, техники и новых технологий.

Наука как производственная сила должна иметь посто­янное влияние на производство. За последние годы с целью сближения науки с научно-технической деятельностью и повышения их роли в обществе, развития и укрепления ин­теллектуального потенциала, мы объявили 2020 - 2040 годы «Двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук».

Целью данной инициативы является формирование на­учного мировоззрения общества и, особенно, вовлечение мо­лодежи в изобретательскую инновационную деятельность. Она направлена на поиск новых одаренных молодых кадров, способных кардинально изменить интеллектуальный потен­циал нации, внести новизну в науку, изобретательство, тех­нологию, инженерию и другие важные научно-технические сферы общественной деятельности.

Без формирования научного мировоззрения и раз­вития технического мышления невозможен научно-тех­нический прогресс общества в целом. В последние годы Правительство Таджикистана взяло курс на продвижение инноваций в стране, формирование эффективной иннова­ционной системы, направленной на повышение техноло­гического уровня и конкурентоспособности производства, вывод инновационной продукции на внутренний и внеш­ний рынки, импортозамещение, социально-экономиче­ское развитие и т.д.

Это способствует достижению национальных страте­гических целей и обеспечивает социально-экономическую и правовую основу развития страны. Наши усилия направ­лены на обеспечение тесной и эффективной связи науки и производства, широкое внедрение современных технологий, научно-технических достижений и инноваций в промыш­ленность страны.

Принимая во внимание важность стратегии Республики Таджикистан по ускоренной индустриализации страны, для сближения науки с производством, разработки эффективно­го механизма сотрудничества между соответствующими ми­нистерствами и ведомствами, предпринимателями, изобре­тателями, новаторами, научными учреждениями и другими соответствующими структурами в сентябре прошлого года в качестве консультативного органа мы создали Совет по на­уке, образованию и инновации при Президенте Республики Таджикистан.

Основной целью этого совета является решение имею­щихся проблем в сфере науки, образования и инноваций, содействие развитию этих жизненно важных сфер общества.

Признавая ведущую роль Академии наук Таджики­стана в развитии науки, мы изменили её статус. Последние достижения ученых Академии наук и учреждений высших учебных заведений свидетельствуют об укреплении позиции науки и ее роли в экономической, социальной и культурной жизни республики и её высоком потенциале.

-      Таджикистан является стратегическим партнером России. Как бы Вы охарактеризовали нынешние россий­ско-таджикские отношения и как оцениваете перспек­тивы их развития?

-      Я выше отметил, что отношения стратегического пар­тнёрства с Российской Федерацией занимают особое место во всей системе внешней политики Таджикистана.

Таджикистан в качестве суверенного государства и пол­ноправного члена мирового сообщества строит свою вну­треннюю и внешнюю политику с учётом национальных ин­тересов.

Таджикистан, в силу своего географического расположе­ния, находясь в центре пересечения геополитических инте­ресов мировых держав, проводит в современных условиях и в обозримом будущем будет реализовывать целенаправлен­ную внешнюю политику.

Одним из наших главных целей является дальней­шее развитие и расширение всесторонних связей с Россий­ской Федерацией. Расширения связей с Россией на основе принципов равенства, взаимной выгоды и стратегического партнёрства успешно развиваются в политической, торго­во-экономической, военной и военно-технической, культур­но-гуманитарной и многих других сферах, что отвечает на­циональным интересам Республики Таджикистан и является важным фактором региональной безопасности.

Основу для новых форм сотрудничества в условиях не­зависимого развития заложил Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя странами, под­писанный 8 апреля 1992 года. Начиная с этого времени, тад­жикско-российские взаимоотношения развивались и про­должают устойчиво развиваться по всем направлениям.

Сегодня Российская Федерация является для Республи­ки Таджикистан главным стратегическим партнером. Таджи­кистан высоко оценивает отношения дружбы и многоплано­вого сотрудничества с Российской Федерацией, и постоянно стремится к дальнейшему развитию мультиформатного и многоаспектного взаимодействия с ней.

Прежде всего, хочу подчеркнуть высокий уровень по­литических контактов, которые являются важным факто­ром продвижения всего комплекса двустороннего сотруд­ничества. К настоящему времени между нашими странами подписано более 150 межгосударственных, межправитель­ственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, культурно-гуманитарной и других областях.

Россия является одним из основных торговых партнеров Таджикистана, на долю которого приходится более тридца­ти процентов от всего внешнеторгового оборота республики.

На сегодняшний день Таджикистан установил плодот­ворные отношения с 80 регионами Российской Федерации.

Таджикистан глубоко заинтересован в развитии, укре­плении и продолжении всесторонних отношений с Россией. Именно поэтому дальнейшее расширение многогранных связей с вашей дружественной страной является важнейшей целью внешней политики Таджикистана.

В нынешних непростых условиях международной ситу­ации при растущей угрозе терроризма и экстремизма, стра­тегическое партнерство и отношения союзничества между Россией и Таджикистаном являются фактором сохранения и укрепления стабильности в регионе.

Уверен, что богатый опыт взаимовыгодного сотрудниче­ства, единые цели и задачи, политическая воля руководства двух стран и в дальнейшем будут служить делу развития и расширения всех аспектов таджикско-российских отноше­ний в соответствии с коренными интересами наших народов.

Завершая тему таджикско-российских отношений, от­дельно хотел бы остановится на эффективное развитие со­трудничества двух стран в культурно-гуманитарной сфере. Этот процесс был усилен открытием в Таджикистане пред­ставительства ГУП «Россотрудничество», Информационно­культурного центра Фонда «Русский мир».

В настоящее время, наряду с Российско-Таджикским Славянским университетом, в Таджикистане действуют фи­лиалы трёх ведущих московских вузов - МГУ им. М.В. Ломо­носова, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Национального исследовательского университета «МЭИ». Создание филиалов российских вузов в Таджикистане является перспективным направлением для укрепления двустороннего сотрудничества на гуманитарном направлении.

- Уважаемый господин Президент, благодарим Вас за интервью и интересный, содержательный разговор.

В заключение наш традиционный вопрос: что бы Вы пожелали сотрудникам и читателям Евразийского юридического журнала?

- Я искренне благодарен за предоставленную возмож­ность мне выступить на страницах вашего авторитетного международного журнала, поговорить о проблемах и пер­спективах Таджикистана и его достижениях. Каждая такая возможность - это возможность общения с научными цен­трами, возможность обмена мнениями, возможность новых научных контактов.

Редакции и авторам Евразийского юридического журнала желаю творческих успехов, созидательного труда, оператив­ности и объективности в отражении современной действи­тельности, науки. Всем Вам, а также читателям желаю здоро­вья и благополучия.

Интервью брали:


Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - печатное издание "Евразийский юридический журнал".
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 46472 от 02.09.2011 г.,  выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК РФ.

Яндекс.Метрика

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.
Тел.: +7 917 40-10-889
e-mail: info@eurasialaw.ru

© 2007 - 2021 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.