Persona Grata

Евразийский юридический журнал

Persona Grata
Защищаем внешние границы СНГ
Интервью с генерал-полковником Маниловым Александром Леонидовичем

Интервью с генерал-полковником Маниловым Александром Леонидовичем

Визитная карточка:
Манилов Александр Леонидович, генерал-полковник.

№ 3 (22) 2010г.

Манилов Александр ЛеонидовичРодился 20 мая 1952 года в городе Запорожье (Украина, СССР) в семье военнослужащего.

   Образование высшее. В 1973 году окончил Московское высшее пограничное командное Краснознаменное училище КГБ при СМ СССР, в 1985 году – Высшую школу КГБ СССР (Академия ФСБ России), в 1994 году – Высшие курсы Военной академии Генерального штаба ВС России, в 1999 году – Высшие дипломатические курсы Дипломатической академии МИД России.

     С 1973 по 1990 г. проходил службу на различных участках государственной границы и в различных должностях на КПП (застава, пограничный отряд, пограничный округ). Затем переведен в Главное управление пограничных войск КГБ СССР. С образованием Пограничных войск Российской Федерации – заместитель начальника Главного штаба Пограничных войск – начальник информационно-аналитического управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации. С 1995 г. – заместитель Директора – начальник Международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 года – заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.

     С 1995 г. регулярно принимал участие в заседаниях Совета командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ.

    С 2003 по 2006 г. занимался вопросами обустройства государственной границы Российской Федерации.

     Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года назначен Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств – участников Содружества Независимых Государств.

   За безупречную службу награжден орденом Дружбы, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За отличие в охране Государственной границы СССР», рядом ведомственных наград, именным огнестрельным и холодным оружием. Награжден орденом «Дусти» (Дружбы) Республики Таджикистан, многими медалями и ведомственными наградами других государств – участников СНГ, орденами и медалями общественных объединений и организаций. Почетный пограничник Содружества Независимых Государств.

    Женат, имеет сына и двух дочерей, четырех внуков.

    Уважаемый Александр Леонидович, Вы являетесь председателем Координационной службы Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) государств – участников СНГ, по долгу своей службы ежедневно соприкасаетесь с вопросами, связанными с Содружеством, часто посещаете страны СНГ. Находитесь, как говорится, в гуще событий. Судя по Вашей биографии, большую часть своей жизни Вы, профессиональный пограничник, служили своей Родине под названием Советский Союз. 12 декабря прошлого года минуло ровно 18 лет с момента, как вместо СССР образовано Содружество Независимых Государств. Говорят, время все расставляет на свои места. Изменились ли Ваши взгляды на распад единого Союза, являвшегося одной из ведущих держав в мире?

   –   Я и мои коллеги, причем не только российские, но и из других стран СНГ, гордимся, что служили Советскому Союзу, тогдашней единой нашей Родине. Было бы странно, если бы у нас не было ностальгии по тем временам. Мы, пограничники, надежно стояли на защите ближних и дальних рубежей нашего государства. Действительно, есть что вспомнить, есть чем гордиться. Сегодня, в канун 65-летия Великой Победы советского народа над немецким фашизмом, хочется особо подчеркнуть, что первый вероломный удар на себя приняли погранвойска. Вспомним только героических защитников Брестской крепости…

      Но сразу хочу оговориться, что, ностальгируя по СССР, мы отнюдь не мечтаем о восстановлении Советского Союза в тех его границах. Прошлое не вернуть, как не вернуть и бывший Советский Союз. Такова историческая реальность, такова была воля народов бывших советских союзных республик, решивших получить политическую независимость и государственный суверенитет…

     Когда мы собираемся со своими коллегами из ближнего зарубежья, мы не ведем речь о восстановлении прежнего режима, а просто сожалеем об утерянных связях между людьми, между родственниками, друзьями, оказавшимися по другую сторону границы. Как было, например, раньше? За каких-то 20–25 рублей можно было прилететь в любую точку нашего необъятного многонационального государства. А теперь что? Большинство простых людей лишены возможности свидеться с родными и близкими, друзьями из других стран СНГ. Вот за кого больно и обидно…

    В последнее время идет активный поиск оптимальных форм дальнейшей интеграции, интернационализации всесторонних связей в рамках СНГ. Все, что связано с укреплением безопасности на внешних границах СНГ, не противоречит созданию Единого экономического пространства, в том числе и в рамках всех государств – участников СНГ. Более того, есть реальная возможность всем странам СНГ присоединиться к этому союзу. Одно другому не противоречит, а, наоборот, взаимообусловливает друг друга.

    Уверен, что рано или поздно произойдет объединение всех наших стран в единое межгосударственное образование. При этом будет соблюдаться территориальная целостность, национальное достоинство всех народов, населяющих эту часть евразийского пространства. Объединение будет основываться на едином экономическом пространстве, едином таможенном союзе, единой валюте. И наши дети, внуки вновь почувствуют, что они живут на единой территории. Как она будет называться, пока трудно предсказать.

    – Как Вы, свидетель исторических событий, происшедших после 1991 года, оцениваете роль руководства СНГ, СКПВ, погранвойск стран СНГ в сохранении единого евразийского пограничного пространства? Какие конкретные мероприятия, в том числе и их правовое обеспечение, этому помогли?

    – Трудно, да и невозможно отрицать историческую роль и значение СКПВ и его Координационной службы в переорганизации и формировании заново погранвойск стран СНГ. Несмотря на непростые условия, удалось предотвратить разворовывание и растаскивание союзной материально-технической базы, вооружения и техники. Благодаря усилиям пограничников стран СНГ под эгидой СКПВ удалось сохранить наши традиции, обычаи, ритуалы, что тоже имеет важное значение.

    Хватило политической мудрости большинству руководителей только что появившихся на карте мира независимых государств. Прямо скажу, не последнюю роль сыграли здесь военные, возглавившие пограничные ведомства стран СНГ, с которыми мы совместно в течение десятилетий охраняли нашу единую Родину. Ведь мы, пограничники, лучше, чем другие, понимали всю сложность, а то и трагичность тогдашней ситуации.

    Безусловно, образование СНГ помогло предотвратить самые опасные центробежные тенденции, набравшие серьезный оборот в бывших союзных республиках. Хорошо, что последние окончательно «не разбежались» по «национальным квартирам». В большей или меньшей степени удалось сохранить единое политическое, экономическое, особо подчеркну, правовое, а также культурное и, я бы сказал, единое языковое пространство. Хотя успехи на этом поприще могли быть намного существеннее.

    Распад СССР не мог не сказаться на охране государственных границ не только Российской Федерации, но и других возникших тогда молодых государств. Более того, последние оказались в наихудшем положении. Представьте себе, были единые крепкие, нерушимые границы нашей необъятной державы. Был так называемый «железный занавес», который потом начали почему-то вспоминать только со знаком минус. А ведь через него в принципе не могла проскользнуть, как говорится, и мышка. Границы СССР охранялись денно и нощно по всем правилам. Соответствующие положения Конституции СССР, Закона о государственной границе СССР были непререкаемы и священны. Безопасность нашего государства, нормальная жизнедеятельность государства и общества гарантировались и, уверяю Вас как пограничник, строго по закону соблюдались едиными Пограничными войсками КГБ СССР. Уверен, мы были и здесь самыми передовыми…

      И вот в 1991 году практически в одночасье абсолютно неожиданно мы, пограничники, оказались перед сложнейшей проблемой. Распад Советского Союза, единого государства с устоявшимися границами, привел к полному разрушению единой системы защиты внешних границ стран СНГ. Более 40 процентов обустроенных участков государственных границ, оружия и техники, самих пограничников остались за пределами России. Более того, сама Российская Федерация в тот период оказалась без собственных обустроенных границ. Из 61 тысячи километров протяженности границ 20 тысяч оказались необустроенными. Нас в принципе ждал полный коллапс, последствия которого могли оказаться просто невосполнимыми. Но общими усилиями политического руководства стран СНГ его удалось предотвратить.

      Действительно, 18 лет назад перед нами встал вопрос ребром: как быть дальше? Началом выхода из сложившегося кризиса было создание на базе Погранвойск СССР Комитета по охране государственной границы РФ, который продолжил выполнять возложенные на него задачи. А 12 июня 1992 года были созданы Пограничные войска России при Министерстве безопасности РФ.

    6 июля 1992 года главы государств стран СНГ решили учредить общую структуру, которая координировала бы усилия пограничников всех стран СНГ. Так был создан Совет командующих пограничными войсками, который мы сокращенно называем СКПВ. В него вошли руководители вновь созданных соответствующих ведомств 12-ти членов – государств Содружества. Из них 10  подписались в полном объеме, а 2 – Азербайджан и Украина – частично. Последняя не подписала положение о СКПВ. Что касается Азербайджана, то он не подписал документы о создании СКПВ, тем самым он приобрел и продолжает сохранять статус наблюдателя, хотя и участвует во всех заседаниях СКПВ. Это можно назвать юридическим казусом.

      Благодаря СКПВ удалось в корне исправить ситуацию на внешних границах СНГ. Ведь на 1992 год новые государства ничего своего для обеспечения пограничной безопасности по существу не имели.

    Разумная пограничная политика в рамках СНГ позволила его государствам-членам в более или менее спокойной обстановке заняться созданием национальных систем защиты границы, обустройством пограничных пунктов. Не будем забывать, тогда, в 90-е годы, то там, то здесь полыхали пожары межэтнических военных конфликтов. Именно российские пограничники их предотвращали или локализовывали.

     Избежать военных столкновений на территории соседних стран помогло то обстоятельство, что в соответствии с межгосударственными соглашениями российские пограничники в тот период охраняли границы между Арменией и Турцией, Ираном, Таджикистаном и Афганистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, Китаем. Тогда же были созданы совместные оперативно-воинские группы с Республикой Беларусь, Туркменистаном, Узбекистаном, которые оказали активную помощь в формировании национальных погранвойск. За эти годы в военных училищах России, а также Казахстана и Украины подготовлено более 2500 офицеров-пограничников. А сегодня в соответствии достигнутыми соглашениями на безвозмездной основе в российских специализированных вузах обучается 720 курсантов. Отмечу, что на подготовку высококвалифицированного пограничника необходимо от 4 до 8–10 лет.

     Таким образом, в 1992–1998 гг. шло становление национальных погранвойск, при нашей помощи они стали на ноги, окрепли.

     Сегодня кое-кто хочет забыть начисто то, что российские погранотряды, уходя с территории стран СНГ, например Грузии (мне пришлось в этом участвовать), передали ей оснащенные участки границ, все наши погранзаставы, вооружение и технику, оборудование. То же самое наблюдалось, когда мы уходили из Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.

   До сих пор мы продолжаем содержать свои оперативные группы в Республике Беларусь, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, которые оказывают там советническую помощь. А на территории Армении действует пограничное управление ФСБ РФ, которое укомплектовано военнослужащими – призывниками как РФ, так и Армении. Как и первые, так и вторые получают денежное содержание из российского бюджета.

     Касаясь взаимодействия с пограничниками Республики Беларусь, хочу особо отметить, что у нас с ними установлены самые тесные контакты. РБ принимает активное участие во всех мероприятиях. В рамках сотрудничества пограничных ведомств РБ и РФ создан единый Пограничный комитет. Действует единая Коллегия Пограничного комитета Союзного государства. Объединив свои усилия, Россия и Белоруссия отвечают за обеспечение безопасности на внешних границах Союзного государства. Планируются и принимаются консолидированные решения по охране границ на каждый очередной год. Ежеквартально проводятся совместные коллегии, на которых поднимаются и обсуждаются самые актуальные вопросы. В рамках Совета командующих белорусские пограничники принимают участие во всех мероприятиях и работают в самом тесном контакте.

      В августе этого года исполнился ровно год, как Грузия заявила о своем выходе из состава СНГ. Следовательно, с этого периода все рабочие отношения с пограничным ведомством этого государства по линии Совета командующих пограничными войсками прекращены. Мы очень сожалеем, что наши коллеги из Грузии вышли из состава Совета командующих (перед этим, вы знаете, Грузия вышла из состава СНГ). И сегодня они не принимают участия в заседаниях СКПВ. Хочу подчеркнуть, что двери у нас открыты и мы были бы рады вновь видеть наших грузинских коллег рядом с нами.

    Только совместная работа сегодня может принести успех в обеспечении безопасности внешних границ. Именно поэтому мы объединяем усилия с коллегами и в Европе, и на Востоке в борьбе с общим врагом – организованной преступностью, наркотрафиком, незаконной миграцией, международным терроризмом. Не одно государство не в состоянии сегодня с этим справиться в одиночку.

    – Деятельность СКПВ и его Координационной службы базируется на соответствующей международно-договорной базе и национальном законодательстве государств – членов СНГ. Какие проблемы были и остаются в правовом обеспечении координации пограничных служб стран СНГ? Насколько решение практических задач опережает международно-договорную базу и национальное законотворчество в различных странах СНГ?

    – Мы действуем в соответствии с положением о Совете командующих Пограничными войсками, принятым решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 24 сентября 1993 года (с дополнениями, внесенными решениями СГГ СНГ от 21.10.94 г., 28.03.97 г. и 28.11.06 г.). На основании этого международно-правового акта действуют Совет командующих Пограничными войсками государств – участников Содружества и его Координационная служба – постоянно действующий рабочий орган Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ.

   За последние 18 лет принято более 80 нормативных актов, регулирующих пограничную деятельность. Они в целом позволяют решать поставленные задачи. Прежде всего, хочу отметить правовые документы, направленные на охрану внешних границ СНГ, социальную защиту военнослужащих, материально-техническое обеспечение пограничной деятельности и т. д.

     Еще раз отмечу, удалось также создать национальную и международно-договорную базу по охране границ государств СНГ.

    В последние годы резко возросла необходимость в правовой регламентации специальных мероприятий, здесь важнейшая задача – приведение в соответствие нормативных и законодательных актов и документов стран СНГ. Поэтому назрел вопрос о разработке единых нормативных документов, ведь за последние 20 лет законодательства государств – членов СНГ стали существенно различаться. Так, на Межпарламентской ассамблее СНГ рассматривается вопрос по двум модельным законам: о государственной границе, о пограничных ведомствах и пограничной безопасности.

     – В 2010 году завершается срок действия Плана мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ, принятого в ноябре 2006 года. С учетом этого Советом командующих выработаны приоритетные меры по созданию надежных механизмов построения системы обеспечения пограничной безопасности СНГ на период до 2015 года. Что предусматривается в этом направлении? Какие направления защиты внешних рубежей Содружества оказались в центре внимания на этот раз?

     – 25 ноября 2009 года в соответствии с решением Совета глав государств СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками в Москве состоялся «круглый стол» «Проблемы и актуальные направления перспективного сотрудничества межгосударственных органов по реализации согласованной пограничной политики государств – участников Содружества Независимых Государств». В мероприятии приняли участие представители пограничных ведомств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Украины. Особо хочу отметить, к этой работе присоединились руководители рабочих и отраслевых органов СНГ, в частности, Исполнительного комитета, Совета Межпарламентской ассамблеи, Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, Антитеррористического центра, Секретариата Совета министров обороны, Совета руководителей миграционных органов, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, Комитета глав правоохранительных подразделений, Совета руководителей таможенных служб и межгосударственной телерадиокомпании «Мир».

    Кроме того, в «круглом столе» участвовали представители региональных международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения безопасности государств – членов ОДКБ и ЕврАзЭС, представители Министерства иностранных дел РФ и Дипломатической академии МИД России, Пограничной академии и Пограничного научно-исследовательского центра ФСБ России, руководители органов власти Восточного административного округа города Москвы и другие. Всего на мероприятие прибыло 27 делегаций. Среди 50 участников были и известные ученые.

     К участникам с приветствием обратились председатель исполнительного комитета – исполнительный секретарь СНГ С.Лебедев, генеральный секретарь, руководитель секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи М.Кротов, руководители ряда пограничных ведомств государств – участников СНГ.

     Основной повесткой дня стала выработка совместных эффективных механизмов всестороннего взаимодействия по реализации согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на период 2011–2015 гг. в интересах обеспечения пограничной безопасности на внешних границах Содружества, единого технического оснащения границ в рамках СНГ.

    В своем выступлении на «круглом столе» председатель Совета командующих Пограничными войсками стран СНГ, руководитель Пограничной службы ФСБ России, генерал армии В.Проничев особо подчеркнул прямую зависимость эффективности проводимых совместных мероприятий от степени участия в них взаимодействующих структур государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества. В этой связи, считает В.Проничев, приоритетными направлениями развития согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на период до 2015 года должны быть такие направления, как закрепление достигнутых результатов в области охраны внешних границ и обеспечение стабильного положения на них; осуществление мер по дальнейшей гармонизации национального законодательства государств в интересах усиления интеграционных процессов в сфере пограничного сотрудничества; внедрение новых форм и способов охраны внешних границ, повышающих эффективность обеспечения пограничной безопасности государств – участников СНГ, отвечающих современным требованиям; формирование целостной системы пограничной безопасности на внешних границах государств – участников СНГ.

     Далее в своем выступлении В.Проничев призвал совершенствовать пути взаимодействия между пограничными, таможенными и иными ведомствами государств – участников СНГ в интересах совместного противодействия терроризму, трансграничной организованной преступности в сферах незаконной миграции, незаконному обороту наркотических средств, контрабанде оружия, боеприпасов, товаров и грузов, водных биологических ресурсов и других материальных и культурных ценностей в условиях формирования единого экономического и таможенного пространства. Он особо остановился на сотрудничестве в сфере ресурсного обеспечения пограничной безопасности, подготовки кадров для пограничных ведомств государств – участников Содружества Независимых Государств.

    Участники «круглого стола» обсудили также вопросы состояния информационного межгосударственного сотрудничества и меры по созданию на основе современных информационных технологий системы обмена информацией, в том числе оперативного характера, в интересах охраны внешних границ. Особое внимание было уделено путям совершенствования форм и методов совместного противодействия терроризму, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и иным современным угрозам безопасности.

     Было рекомендовано формировать нормативно-правовую базу в сфере правоохранительной деятельности и пограничного сотрудничества государств и механизм ее реализации. Также говорилось о развитии системы научных знаний при подготовке кадров, военно-техническом и гуманитарном сотрудничестве в интересах как каждого государства-участника, так и Содружества в целом. Все эти цели и задачи были включены в резолюцию «круглого стола».

     Выработанные в ходе данной дискуссии предложения впоследствии были конкретизированы в проекте Плана мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на 2011–2015 годы, который Советом командующих Пограничными войсками в 2010 году будет внесен на рассмотрение Совета глав стран СНГ.

     Если же говорить о ближайших перспективах, то среди первоочередных задач 2011 года создание информационного обмена между пограничниками стран СНГ. Сегодня он осуществляется традиционными формами и способами. Но в 2010 году вводится в действие автоматизированная система информационного обмена по вопросам обстановки на внешних границах стран – участниц СНГ.

      На очередном заседании СКПВ, которое пройдет в апреле 2010 года на территории Республики Таджикистан, будут намечены новые мероприятия по улучшению деятельности погранвойск стран СНГ. Таджикские пограничники совместно с сотрудниками Координационной службы СКПВ активно ведут его подготовку.

   – СКПВ не первый год сотрудничает с Агентством по пограничным вопросам Европейского союза «Фронтекс». Каковы результаты сотрудничества пограничных организаций двух крупнейших международных интеграционных образований в евразийском пространстве – СНГ и ЕС? Какие перспективы ожидаются в этом направлении?

    – Наше сотрудничество началось в 2006 году с визита представителей «Фронтекса» в Российскую Федерацию. На встрече, инициатором которой была Пограничная служба ФСБ России, мы проинформировали гостей о СКПВ и его постоянно действующем рабочем органе – Координационной службе. Наши коллеги особо заинтересовались проведением специальных пограничных операций и оперативно-профилактических мероприятий на внешних границах стран СНГ, рабочих встреч, заседаний Совета командующих.

    Своим европейским коллегам мы предложили начать сотрудничество между нашими организациями. Ведь структуры «Фронтекса» и СКПВ схожи. В ходе переговоров были намечены предполагаемые направления сотрудничества. Прежде всего, это согласование усилий пограничных служб в противодействии международному терроризму, контрабанде материальных ценностей, средств террора, нелегальной миграции и наркотрафику.

      Мне приятно сообщить, что по возвращении в свою штаб-квартиру в Варшаве они сразу же приступили к согласованию меморандума о сотрудничестве с 27 государствами Евросоюза. В настоящее время «Фронтекс» завершает эту работу. Хочется верить, что подписание меморандума состоится в этом году. Данный документ позволит поставить нашу совместную работу на соответствующую международно-правовую основу.

     Приятно доложить, что в 62-м заседании СКПВ участвовал директор Агентства по пограничным вопросам Европейского союза «Фронтекс» бригадный генерал Илькко Лайтинен. В своем выступлении он рассказал членам Совета командующих погранвойск стран СНГ о деятельности агентства, задачах, функциях, а также перспективах его развития. Хотелось бы подчеркнуть, что сферы деятельности СКПВ и «Фронтекса» очень похожи, поэтому с этой международной организацией у нас существует очень много точек соприкосновения. Ведь сегодня преступность не имеет ни границ, ни национальностей. Только объединив усилия, мы сможем решать задачи по обеспечению пограничной безопасности государств – участников СНГ и Европейского союза.

     – Сегодня глобальными угрозами современности выступают международный терроризм, наркоторговля. Да и организованная преступность все больше приобретает транснациональный характер. Эти новые факторы накладывают дополнительную ответственность на пограничные службы стран СНГ в отдельности и СКПВ в целом. Какие конкретно стратегические и тактические задачи Вы здесь видите и, главное, как собираетесь их осуществить?

    – В последнее время противодействие современным вызовам и угрозам на внешних границах государств – участников Содружества приобретает новые формы. Речь в первую очередь идет о проведении в рамках СКПВ совместных специальных пограничных операций. В мае прошлого года под эгидой Государственного пограничного комитета Республики Беларусь была проведена совместная специальная пограничная операция «Граница–2009» по противодействию проникновению через рубежи государств – участников СНГ контрабанды, наркотических средств и их прекурсоров, психотропных веществ и незаконной миграции.

    В июле прошлого же года под руководством Пограничной службы ФСБ России с целью пресечения трансграничной преступной деятельности на внешних границах государств – участников СНГ была проведена совместная специальная пограничная операция «Добрая воля–2009». Ее уникальность в том, что кроме пограничников стран Содружества в ней приняли участие представители Агентства по пограничным вопросам Европейского союза «Фронтекс», а также государства, не входящие в СНГ, – Китай, Монголия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия и Эстония.

    Еще одна специальная пограничная операция по противодействию проникновению через границы государств – участников СНГ с территории Афганистана оружия, боеприпасов, наркотических средств и их прекурсоров, а также незаконной миграции под названием «Меен Чеги–2009» была проведена в сентябре в Центрально-Азиатском регионе. Организатором выступила Государственная пограничная служба при Правительстве Киргизии.

     Результаты всех трех операций говорят сами за себя. В ходе их проведения пограничниками было изъято около 4,5 тонн наркотиков, более 300 единиц огнестрельного оружия, свыше 12 тысяч штук боеприпасов, задержано контрабандных товаров на сумму порядка 4,5 миллиона долларов, около 11 тысяч нарушителей пограничного законодательства.

    В нынешнем году пройдут три совместных специальных пограничных операции на Западном направлении и в Центрально-Азиатском регионе. В частности, на Западном направлении пройдет операция под руководством Пограничной службы ФСБ России. В Центрально-Азиатском регионе организаторами выступят Пограничная служба КНБ Республики Казахстан и Пограничные войска ГКНБ Республики Таджикистан. Планируется провести также совместные оперативно-профилактические мероприятия по поддержанию благоприятного режима плавания, пресечению браконьерской деятельности и охране водных биоресурсов в акваториях Черного, Азовского и Каспийского морей. Мероприятия пройдут под руководством Пограничной службы ФСБ России.

   Представители Координационной службы СКПВ приняли участие в состоявшемся 2–3 марта в Минске заседании рабочей группы по разработке проектов Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2011–2013 годы и Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2011–2013 годы.

    Рабочей группой с учетом предложений органов СНГ подготовлены проекты названных программ. Участники заседания решили предложить Исполнительному комитету СНГ направить материалы заседания рабочей группы в Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ для рассмотрения на очередном заседании Совета.

   Белорусские пограничники являются не только инициаторами этого предложения, но и разработчиками проекта данного документа. Напомню, наши коллеги предлагали разработать комплекс дополнительных мер пограничного контроля для выявления и предупреждения фактов торговли людьми. Предполагается, что жертвам незаконного перемещения через границу новые поправки несколько облегчат их незавидную участь. Тем же, кто на этом «греет руки», будет поставлен надежный заслон. Командующие погранвойск стран СНГ работу белорусских коллег одобрили.

   – Проблемы охраны биоресурсов Черного, Каспийского, Азовского морей также рассматриваются как одно из приоритетных направлений в координации пограничных служб со стороны CКПВ. Эти акватории уже не первый раз становятся зоной проведения совместных оперативно-профилактических мероприятий по пресечению браконьерской деятельности. И в этом году в тесном контакте продолжают действовать структурные подразделения пограничных служб Казахстана, России и Украины…

   – Рад доложить, что в апреле–мае и сентябре–октябре прошлого года мы провели оперативно-профилактические мероприятия по пресечению браконьерской деятельности и охране водных биоресурсов, прошедшие в акватории Каспийского моря. Организатором их выступала Пограничная служба КНБ Республики Казахстан. Работа велась активно, имеются хорошие результаты. За четыре месяца казахстанские и российские пограничники задержали более 300 нарушителей природоохранного законодательства, свыше 50 нарушителей режима государственной границы, около 150 нарушителей пограничного режима, более 200 малых плавсредств, порядка 20 автотранспортных средств. Изъято свыше 24 тонн рыбы осетровых пород, около 16 тонн рыбы других пород, более 169 тысяч метров браконьерских сетей, порядка 70 тысяч рыболовных снастей, уничтожено свыше 15 браконьерских станов.

      Председатель СКПВ, первый заместитель директора ФСБ России – руководитель Пограничной службы генерал армии Владимир Проничев выступил с инициативой о создании на Каспийском море Координационного центра, аналогичного Балтийскому и Тихоокеанскому. Командующие пограничных войск других стран СНГ эту идею поддержали, поскольку появление специального центра помогло бы активнее бороться с браконьерством, перевозкой наркотиков, незаконной миграцией, трансграничной преступностью. На Черном море такой центр уже функционирует. В настоящее время обсуждается создание Координационного центра и на Каспийском море. К решению данной проблемы пытаемся подключить не только пограничные ведомства стран государств – участников СНГ, но и соседей, например Иран.

     – СКПВ наметил старт Эстафеты Победы вдоль государственных границ государств – участников СНГ, посвященной 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

     – 18 февраля текущего года в г. Бресте Республики Беларусь прошли торжественные мероприятия с участием руководителей пограничных ведомств и ветеранских организаций государств – участников СНГ, посвященные началу Эстафеты Победы. Цели и задачи этой международной акции самые благородные – отдать дань памяти нашим славным победителям, которые ценой собственной жизни сохранили нашу Родину.

    Пользуясь случаем, хочу поздравить всех пограничников стран СНГ с наступающим 65-летним юбилеем Великой Победы!

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях