№ 9 (124) 2018г.
O. V. GRECHKINA:
ABOUT LEGAL GUIDELINES OF EURASIAN INTEGRATION
Interview with Ph.D in Law, Professor, Head of Administrative law and process sub-faculty of the RANEPA under the President of the Russian Federation, Grechkina Olga Vladimirovna.
Визитная карточка:
Гречкина О.В. в 1996 г. окончила Южно-Уральский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Трудовая деятельность по юридической специальности: заведующий отделом ЗАГС администрации Калининского района г. Челябинска, старший помощник Челябинского транспортного прокурора, заведующий кафедрой конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, профессор, заведующий кафедрой административного права и процесса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 12.00.14 на тему «Административное производство по делам о нарушении таможенных правил» в диссертационном совете, созданном на базе Южно-Уральского государственного университета. В 2011 году защитила докторскую диссертацию на тему «Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование» в диссертационном совете, созданном на базе Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. В 2013 году присвоено ученое звание профессора.
Гречкина О. В. активно занимается научной работой. Она является автором более 130 научных работ, в том числе публикации в журналах, входящих в перечень ВАК, и в журналах, индексируемых в признанных международных системах цитирования (Scopus, Chemical Abstracts, Web of Science). Под авторством профессора О. В. Гречкиной вышло 12 монографий, среди которых следует выделить монографии: «Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации», «Правоприменительная деятельность таможенных органов Российской Федерации» (в соавторстве с В. И. Майоровым), «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» (в соавторстве с Е. В. Давыдовой), «Административная юрисдикция в сфере таможенного регулирования: проблемы теории и практики», «Административная юрисдикция таможенных органов России», изданная в 2011 году в Германии и др.
Сферу научных интересов О. В. Гречкиной составляют проблемы административного и таможенного права, при этом наиболее весомый вклад был внесен ей в разработку вопросов, касающихся административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.
С 2009 года О. В. Гречкина имеет опыт работы в диссертационных советах в качестве ученого секретаря и заместителя председателя диссертационного совета. В настоящее время является членом объединенного диссертационного совета (Нижний Новгород, Санкт-Петербург). Под руководством О. В. Гречкиной успешно защитили кандидатские диссертации 12 соискателей.
Гречкина О. В. имеет патент на объекты интеллектуальной собственности. Патент на промышленный образец № 95366 Схема «Функционально-структурная система видов административной деятельности таможенных органов», 2015 г.
Гречкина О. В. принимает активное участие в законопроектной и экспертно-аналитической работе. В составе рабочей группы Экспертного совета по таможенному регулированию при Комитете Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, принимала участие в заседаниях на тему «Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации» (в 2008—2009 гг.) и круглом столе «Таможенный союз республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации в 2010 году» (2010 г.). В 2015-2016 гг. входила в состав рабочей группы по разработке проекта Кодекса об административной ответственности под руководством Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А. А. Агеева.
Гречкина О. В. является членом редакционных советов и редакционных коллегий в 5 научных журналах. Член-корреспондент Евразийской академии административных наук. Член правления Национальной ассоциации административистов. Член Ассоциации юристов России. Эксперт Российского фонда фундаментальных исследований.
*****************************************************
- Уважаемая Ольга Владимировна, Вы активно разрабатываете современную концепцию административной юрисдикции. Особое место в Ваших работах занимают проблемы административной юрисдикции таможенных органов. Охарактеризуйте, пожалуйста, современные интеграционные процессы на территории постсоветского пространства и дайте оценку их влиянию на национальное правовое регулирование.
- Действительно, нельзя отрицать влияние интеграционных процессов на правовое регулирование в целом на территории Евразийского экономического союза, полноправной участницей которых стала Россия.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. В состав Союза вошли Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Армения. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран- участниц на мировом рынке.
Учреждение ЕАЭС направлено на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных нормативной базой Союза.
Сформировавшаяся форма экономической интеграции возникла не на пустом месте. Процесс создания Евразийского экономического союза имеет давнюю историю. Еще в 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России начинает функционировать поэтапно: с 1 января 2010 года действует единый таможенный тариф и общий перечень запретов и ограничений во внешней торговле; с июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза; через год отменен таможенный контроль на границах между государствами-членами Таможенного союза.
Создание ЕАЭС означало переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции. Уровень Евразийского экономического союза предполагает более тесное сближение экономик государств-членов, использование унифицированных экономических инструментов.
Макроэкономический эффект от интеграции госу- дарств-участников в ЕАЭС создается за счет: снижения цен на товары, сокращения издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции; стимулирования конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития; увеличения средней заработной платы посредством уменьшения издержек и повышения производительности труда; наращивания производства; увеличения благосостояния населения государств-членов ЕАЭС; повышения окупаемости новых технологий и товаров в условиях увеличения объемов рынка.
- Важным проявлением процессов евразийской интеграции является формирование нового таможенного законодательства, унифицирующего таможенное регулирование в государствах-членах Евразийского экономического союза. С 1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Какие его новеллы Вы бы выделили?
- Таможенный кодекс ЕАЭС несет существенные новации в области таможенного регулирования, которое в большей мере подвержено интеграционному воздействию, по сути выступает его своеобразным критерием.
Таможенный кодекс ЕАЭС - это образец международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывался совместно всеми заинтересованными сторонами: государственными органами, представителями бизнес-сообщества пяти стран и специалистами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). За счет кодификации международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, а также уточнения его отдельных положений, Таможенный кодекс ЕАЭС стал более объемным и детализированным. В его текст вошли положения 16 действующих международных договоров.
Следует выделить несколько блоков в Таможенном кодексе ЕАЭС, которые отражают новые тенденции правового регулирования на территории формирующего единого экономического пространства.
Во-первых, это развитие информационных технологий в таможенном регулировании. ТК ЕАЭС устанавливает приоритет электронного декларирования. Законодателем предусмотрена автоматическая регистрация декларации на товары с возможностью автоматического выпуска товаров, то есть выпуска товара без участия должностного лица таможни.
Во-вторых, это развитие тенденций дифференциации подконтрольных лиц. Так, ТК ЕАЭС совершенствует институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Важной новеллой в отношении данного института является введение трех типов свидетельств для УЭО. Свидетельство определенного типа предоставляет уполномоченному экономическому оператору право пользоваться определенной группой специальных упрощений. Впервые в таможенном законодательстве дано определение специальных упрощений, предоставляемых УЭО.
В-третьих, существенно упрощаются и ускоряются таможенные операции. ТК ЕАЭС продолжает тенденцию сокращения сроков совершения таможенных операций, присущую таможенному законодательству (национальному и союзному) последних десятилетий. ТК ЕАЭС содержит положение о том, что документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов, организаций государств-членов в рамках информационного взаимодействия. Это является отражением принципа «единого окна», который используется при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием.
В качестве примера сокращения сроков совершения таможенных операций можно привести сокращение срока регистрации или отказа в регистрации поданной таможенной декларации с двух часов до одного часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации. Кроме того, упрощена процедура помещения товаров на временное хранение.
- Таможенные органы активно участвуют в реформе контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой в стране. Таможенный контроль является одним из значимых видов государственного контроля и надзора, он приобретает особую актуальность в условия международной напряженности, санкционной политики, военных конфликтов в современном мире. Как меняется его правовое регулирование в условиях Евразийского экономического союза?
- Следует отметить, что таможенный контроль как административно-процедурный институт в Таможенном кодексе ЕАЭС получил дальнейшее развитие, в котором можно выделить две основные новации.
Во-первых, таможенный контроль выражается посредством двух внешнеорганизационных форм реализации: традиционной формы контроля и меры, обеспечивающей его проведение.
Во-вторых, в содержании таможенного контроля можно усмотреть определенный дуализм целевой направленности: таможенный контроль направлен на проверку соблюдения законодательства (первичный и обязательный уровень) и обеспечение его соблюдения (вторичный и факультативный уровень). Качественное усложнение институционально-функционального содержания таможенного контроля свидетельствует об оптимизации его административно-правового регулирования, об усилении позитивной, регулирующей составляющей таможенного контроля в современных условиях.
Практика реализации таможенного контроля таможенными органами сегодня свидетельствует об углублении тенденции дифференциации подконтрольных лиц в зависимости от уровня представляемой опасности для общественно значимых ценностей. Она соотносится с административной концепцией выборочности контроля, его достаточности для обеспечения соблюдения законодательства, прав и свобод участвующих в контрольном правоотношении лиц.
Другой практической тенденцией осуществления таможенного контроля сегодня является систематизация его административно-процедурной регламентации на основе развития дифференциации контрольных мероприятий. Так, сегодня таможенные органы РФ эффективно осуществляют контроль за оборотом так называемой санкционной продукции посредством таких новых инструментов как мобильные группы.
Кроме того, в правоприменительной практике таможенных органов находят воплощение такие современные концептуальные положения теории государственного контроля и надзора как снижение административного давления на бизнес, риск-ориентированный метод реализации контроля, внедрение новых и оптимизация существующих критериев оценки контрольного воздействия. Значение последних в контексте содействия развитию внешней торговли трудно переоценить. В системе критериев эффективности таможенного контроля на смену количественным показателям по выявленных правонарушениям и перечисленным в федеральный бюджет таможенным платежам постепенно приходят качественные показатели в сфере внешней торговли, учитывающие предотвращенные угрозы охраняемым законом интересам, уровень защищенности физических и юридических лиц.
- Ольга Владимировна, каковы, на Ваш взгляд, тенденции и перспективы правового регулирования в целом, и таможенного в частности, в условиях интеграционных процессов и формирования единого экономического пространства на территории Евразийского экономического союза?
- Право призвано быть регулятором экономических отношений. Поэтому экономическая интеграция, унификация рыночных и конкурентных механизмов должны быть обеспечены в правовом отношении. Отражением влияния евразийской экономической интеграции на правовое регулирование являются процессы гармонизации и унификации различных отраслей законодательства (таможенного, миграционного, конкурентного, валютного и др.); усиление роли международных принципов и стандартов в правовой регламентации; расширение сферы наднационального правового регулирования, то есть уровня нормативно-правовой базы интеграционного образования. Данный уровень еще только формируется, многие вопросы еще не урегулированы, однако интеграционный вектор в правовом регулировании экономических и связанных с ними отношений четко обозначен.
Правовое регулирование в условиях интеграции должно стимулировать процессы единения экономики государств-участников интеграционного образования, способствовать созданию равных условий ведения экономической деятельности на единой территории, развивать здоровую конкуренцию между хозяйствующими субъектами. Только в этом случае можно говорить о полноценной регулятивной функции права и достижении его посредством таких базовых целей экономической интеграции как свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
- Уважая Ольга Владимировна, что бы Вы пожелали читателям и сотрудникам Евразийского юридического журнала?
- Авторам, читателям и сотрудникам вашего журнала я хотела бы пожелать активного творческого поиска, здоровья и удачи! Я хотела бы поблагодарить редакторов «Евразийского юридического журнала» за интересные вопросы и за возможность принять участие в интервью!
Интервью брали: