№ 7 (86) 2015г.
I. O. Krasnova: INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW
Interview with Ph. D. in Law, professor, Head of Land and Environmental Law sub-faculty of the Russian Academy of Justice (RAJ) of the Supreme Court of the Russian Federation I. O. Krasnova
Визитная карточка:
Ирина Олеговна Краснова родилась в г. Ленинграде. в 1975 г. окончила с отличием Московский государственный педагогический институт. в 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему:«Экологическое управление в США». в 1995 г. защитила степень магистра права в университете Пейса, г. Нью-Йорк. в 1997 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме: «Экологическое право США: теоретико-правовое исследование».
в 1988 г. начала и продолжает свою педагогическую деятельность во всесоюзном юридическом заочном институте - теперь именуемом Московской государственной юридической академией (МГЮА) им. О. Е. Кутафина, пройдя путь от старшего преподавателя до профессора кафедры аграрного и экологического права. в 2003 г. высшей аттестационной комиссией И. О. Красновой присвоено звание профессора.
С 2000-2014 гг. - заведующая кафедрой земельного и экологического права Российской академии правосудия при верховном Суде Российской Федерации.
Состояла членом Комиссии по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Центральном федеральном округе. Имеет более 90 публикаций и научных трудов, включая монографии: «Экологическое право и управление США» (1992);«Экологическое право США: исследование теории и практики развития» (1996); «Основы экологического права Российской Федерации» под ред. Г. в. Мальцева (2003). Участвует в подготовке учебной и методической литературы. Автор учебника <3емельное право. Элементарный курс» (2001, 2003) и соавтор учебников <3емельное право» под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева (2006), «Экологическое право» под ред. Г. Е. Быстрова, Н. Г. Жаворонковой, И. О. Красновой (2007).
*****************************************************************
- Уважаемая Ирина Олеговна, читателям «Антологии интерэкоправа» будет интересно узнать «из первых рук» о том, какие международные процессы и публикации способствовали развитию предметного направления на практике международного сотрудничества, в науке и образовании, какие тогда были альтернативы?
- Международное сотрудничество стран мира получило новый толчок своему развитию с начала 70-х годов прошлого столетия. Именно с этого времени принимается множество конвенций, направленных на охрану окружающей среды, главным образом, от загрязнения.
Стабильно развивались и другие традиционные сферы международно-правового регулирования, к примеру, охрана животного мира.
Развитию этих направлений способствовали преимущественно объективные процессы общественного развития. В первую очередь, это загрязнение окружающей среды, которое в этот период приобрело трансграничный и глобальный характер - загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, разрушение озонового слоя, опустынивание, загрязнение, вызванное трансграничным перемещением отходов. Немаловажную роль в процессах активизации международного сотрудничества сыграла и общая благоприятная экономическая ситуация в мире, когда экономически развитые государства признали состояние окружающей среды элементом качества жизни и были готовы выделить часть своих доходов на улучшение этого состояния.
Кроме того, способствовала развитию международного экологического сотрудничества политическая ситуация. Несмотря на противостояние двух общественных систем в мире (капиталистической и социалистической), обе видели общий интерес в сотрудничестве по экологическим вопросам.
И, наконец, одним из важнейших катализаторов стали люди - общественные деятели, ученые, писатели, которые поднимали вопросы экологической деградации, формировали общественное мнение, объединялись и укрепляли свои ряды, принуждая власть заниматься охраной окружающей среды.
В это время выходят в свет труды, ставшие экологическим «взрывом». Вероятно, первой такой публикацией стала книга Рэчел Карсон «Тихая весна» (Silent Spring) 1962 г., показавшая опасность использования ДДТ, что подняло проблему использования химических веществ в целом. Речь также идет о монографии Барбары Уорд и Рене Дюбо «Земля только одна», опубликованной на русском языке в 1975 г., исследование коллектива авторов - Данеллы Медоуз, Дениза Медоуз и других, поддерживаемое Римским клубом, «Пределы роста», показавшее в том числе экологические последствия роста населения и экономики.
Филипп Сен-Марк в своей монографии «Социализация природы», опубликованной на русском языке в 1977 г., поднял вопрос о частной собственности на природу, вопросы соотношения экономических и экологических интересов. В монографии Роберта Аллена «Как спасти Землю», опубликованной в СССР в 1983 г., уже обсуждаются вопросы преодоления экологического кризиса. В этом процессе участвовали и наши ученые. Академик АН СССР Е. К. Фёдоров в 1977 г. опубликовал монографию «Экологический кризис и социальный прогресс». В 1993 г. вышел в свет труд известного ученого Н. Ф. Реймерса «Начала экологических знаний».
В 1988 г. вышла книга коллектива авторов под названием «Глобальная экологическая проблема».
В это же время формируется международное экологическое право, сплачиваются ряды юристов-экологов во всем мире, которые активно включились в процессы принятия конвенций и, в целом, формирования правовой науки международного экологического права.
- Многим будет интересно узнать, что повлияло на Ваш выбор посвятить свою карьеру решению проблем в этой области?
- Сами жизненные обстоятельства. Интерес к экологическому праву, который привил и поддерживал мой отец, Кол- басов Олег Степанович; знания, которые я получила при подготовке своих диссертаций и во время учебы в Университете Пейса в США, изучая специальный курс международного экологического права; дальнейшая преподавательская и научная работа, которые стали частью моего мировоззрения.
Моя активная позиция также поддерживается событиями, как позитивными, так и негативными, в развитии экологического права, моим стремлением внести свою лепту в поддержание надлежащего уровня этого развития.
Честно сказать, распад СССР не улучшил фактического состояния дел в области охраны окружающей среды в России. Эффективность экологического законодательства в наше время, несмотря на его активное «количественное» развитие, вряд ли можно оценить высоко. В стране появились новые экологические проблемы, например: неизвестная ранее в таких масштабах проблема твердых отходов, форсированное истощение и даже расхищение природных ресурсов. Это не оставляет меня равнодушной.
- Ирина Олеговна, с самого ли начала все предпринимаемые на международном уровне усилия вызывали общее одобрение, или шла конструктивная борьба мнений, если мнения различались, какую позицию занимали Вы?
- Да, позиция на международном уровне была различной. До 90-х гг. поддержка экологического международного сотрудничества была относительно высокой. В 90-х гг., в период распространения рыночной модели развития в мире и выдвижения на первый план экономических интересов, даже стоял вопрос о расформировании ЮНЕП как бесполезной организации. США на первых порах отказались ратифицировать Конвенции о биоразнообразии и об изменении климата. Постепенно эта позиция стала более сдержанной, и сегодня, во времена роста разногласий между развитыми и развивающими странами, определенных политических разногласий между США и Россией, отношение к международному сотрудничеству стало, я бы сказала, осторожным.
Мне посчастливилось участвовать в процессе согласования Конвенции об охране морской среды Каспийского моря, и я наблюдала, насколько внимательно представители стран- участниц изучали каждое слово текста Конвенции, в том числе опасаясь, что те или иные положения при их имплементации в законодательство могут создать неблагоприятные последствия для развития, либо их нарушение может стать причиной применения международных санкций.
Мое отношение к развитию экологического права и международного сотрудничества также было разным. На первом этапе, т.е. до середины 90-х гг., я занималась изучением вопросов охраны окружающей среды, скажем, обособленно, т.е. без учета сопутствующих процессов, считая, что охрана окружающей среды, как благородная цель, должна быть достигнута безусловно и любыми способами.
Постепенно для меня стало ясно, что интересы охраны окружающей среды не могут существовать изолированно от других общественных интересов. Необходимо сказать, что охрана окружающей среды, так же как и законодательство в данной области, не может быть приоритетной или абсолютной в системе правового регулирования общественных отношений.
Если говорить абстрактно, то самый эффективный способ обеспечения высокого качества природной среды - это отказ от общественного роста, особенно экономического, и возврат к первобытным моделям взаимодействия общества и природы. Однако ясно, что весь ход общественного развития не позволяет отказаться от других факторов общественного благополучия. Люди не хотят и объективно не могут сегодня жить без энергетического обеспечения, транспорта, бумаги, пока производимой из древесины, других материальных благ. Все это связано с потреблением природы. И отказаться от этого невозможно. Кроме того, особенно в условиях рыночной экономики и отсутствия единства в мире, экологические ограничения и требования могут очень легко использоваться для достижения преимуществ в международной торговле, в устранении конкурентов и даже в подавлении собственного экономического развития. Поэтому экологическое право должно вписываться в весь многоконтурный мир, сохраняя, однако, свое существование как абсолютно объективную потребность людей.
Развитие законодательства об охране окружающей среды должно учитывать жизненно важные потребности людей в других областях, при этом препятствуя разрушительным моделям экономического развития. К примеру, лимиты на выбросы и сбросы при всей их сегодняшней необходимости для поддержания устаревшей, но пока необходимой экономики - это атавизм. От него надо уходить. Но уходить, развивая современные технологии.
- Какие труды, выражаясь языком Устава ООН, наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций предопределили развитие международного экологического права и внутригосударственного экологического права в отдельных странах?
- У истоков развития международного экологического права стояли известные ученые из разных стран - Николас Робинсон (США), Александр Кисс (Франция), Вольфганг Бурене и его супруга Франсуаза Бурене-Гильмин (Германия), Дайна Шелтон (США), Дайна Бир (США), Питер Санд (Германия). И это только краткий список. Многих я знала лично, чем очень горжусь. Надо сказать, что в этом международном научном сообществе ценили и наших специалистов. В этот круг входили: Олег Степанович Колбасов, Александр Сергеевич Тимошенко и другие.
Надо сказать, что вопросами развития международного экологического права занимались тогда многие сотрудники Института государства и права. Некоторые из них стали членами Комиссии по экологическому праву МСОП, принимали участие в рамках этой организации в подготовке международных конвенций.
К примеру, я сама была свидетелем работы упомянутых выше иностранных и российских специалистов по разработке Пакта по окружающей среде и развитию в рамках МСОП, текст которого был готов в середине 80-х гг. О. С. Колбасов в составе официальной делегации СССР участвовал в согласовании Конвенции о загрязнении воздуха на большие расстояния.
- Если говорить о роли Европейского регионального отделения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в Женеве, в котором Вы работали, в развитии эколого-правового направления международного сотрудничества, какие, на Ваш взгляд, проблемы наиболее актуальны, что из несомненных достижений хотелось бы отметить?
- Я работала в Европейском региональном отделении ЮНЕП в Женеве в 1999 г. и занималась, главным образом, вопросами сотрудничества со странами бывшего СССР. Приоритетными направлениями были такие области, как сохранение биоразнообразия, отходы, разработка и продвижение Каспийской конвенции в рамках программы охраны региональных морей. Тогда проводились конференции в этих странах, что, кстати, дало мне возможность побывать в этих регионах.
Также в сотрудничестве с ЕЭК ООН проводилась работа по согласованию режима использования и охраны трансграничных водотоков. В итоге принята Конвенция об охране морской среды Каспийского моря, межгосударственные соглашения об использовании и охране трансграничных рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья.
Лично я, благодаря этой работе, приобрела уникальные знания и опыт, которые до сих пор использую уже в своей, преимущественно преподавательской деятельности.
- Кто еще входил в состав Совета управляющих Академии экологического права МСОП, в каких международно-политических условиях создавалась Академия, и каков результат, «сухой остаток» ее работы, удалось ли объединить усилия юристов-экологов нескольких государств?
- Академия экологического права МСОП начала создаваться усилиями юристов-экологов разных стран мира еще в самом конце 90-х гг. при основной поддержке США и официально была зарегистрирована как некоммерческая организация в 2004 г. в Канаде на базе Университета Оттавы. Политические условия создания были относительно благоприятными. В целом доминировала общая поддержка необходимости создания такой абсолютной новой, с точки зрения вида деятельности организации - объединение усилий по развитию экологического права как учебной дисциплины. Так как участниками Академии могли быть только университеты, то политические интересы государств не влияли на развитие Академии и не мешали ему.
Сегодня членами Академии является более 150 университетов из стран всех регионов мира. Академия ежегодно проводит коллоквиумы - крупные международные конференции в разных странах (к примеру, Китай, США, Голландия, Новая Зеландия), где происходит познавательный обмен мнениями, участвует много молодых преподавателей. Академия издает монографии с публикациями наиболее интересных докладов. Академия также имеет электронный журнал, участвует в лице профессоров университетов-членов в преподавании отдельных курсов экологического права на территории других государств.
Руководящим органом Академии является Совет управляющих, где на условиях ротации представлены выдвигаемые университетами представители. Первый Совет управляющих возглавлял Николас Робинсон - профессор Университета Пейса (США). В состав входили Хосе-Хуан Гонсалес (Мексика), Ко Кен Лиан (Сингапур), Бен Боер (Австралия), Донна Крейг (Австралия), Жильберто Ринкон (Колумбия), Мариан Петерс (Голландия). До 2011 г. я также входила в состав Совета управляющих.
- Как Вы считаете, насколько реально влияние изданий Международного совета по экологическому праву, Комиссии по экологическому праву МСОП, Международной сети экологического права (elni) на развитие экологического права, международного и национального (внутригосударственного), его имплементацию и правоприменение?
- Конечно, влияние таких изданий и вообще деятельности международных организаций существенны. Обычно они все участвуют также и в практической работе по развитию международного сотрудничества. К примеру, МСОП получил статус наблюдателя при ООН, что дает возможность прямо участвовать в международных процессах. На международных мероприятиях как межгосударственного, так и общественного характера, представители этих организаций присутствуют и активно участвуют в их работе. Но справедливости ради нужно сказать, что такая активная позиция обеспечивается такими необходимыми для этого условиями, как: наличие финансирования, возможность свободно перемещаться по миру, знание английского языка (переводчиков никогда не предоставляют) и, наконец, готовность, обеспеченная законодательством, вести открытую деятельность. Конечно, в первую очередь речь идет о развитых странах. Влияние этих организаций и их изданий на российские процессы развития экологического права, как собственно и наших общественных организаций, сведены к минимуму. Причины все те же. Отсутствие финансирования, отсутствие средств на приобретение иностранных публикаций, по большому счету отсутствие государственной поддержки отечественным общественным экологическим организациям, готовности вести диалог. Наконец, языковый барьер между нами и коллегами из других государств.
- Скажите, пожалуйста, какую роль играют эксперты-экологи в принятии экологически значимых решений Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)?
- Большую. Эти организации в целом имеют существенный экологический уклон. Они реализуют много экологических проектов. Например, ЕЭК традиционно занимается охраной атмосферного воздуха, трансграничными водотоками, промышленными авариями с трансграничными последствиями. В их проектах участвуют известные ученые юристы-экологи из разных стран. Мне также посчастливилось работать в некоторых экологических проектах ЕЭК и ЭСКАТО.
- Ирина Олеговна, достаточно многочисленны международные программы, направленные на охрану окружающей среды и рациональное природопользование. Однако, к сожалению, не всегда известно, какова природоохранная и юридическая эффективность их работы, что они производят, кроме объемных технических заданий и отчетов об их выполнении, например, Специальная программа для экономики Центральной Азии (СПЕКА), программа ТАСИС, ДАНСИ (Дания), Europe Aid, программы Всемирного банка?
- Да, действительно их много, влияние существенно, хотя между их деятельностью и изменением чего-либо в нашей жизни может быть существенный разрыв. Иногда связь между появлением в законодательстве и в теории экологического права тех или иных новых концепций и результатами конкретного проекта настолько опосредована, что установить авторство невозможно. К примеру, мне пришлось участвовать в ряде проектов ЕС, связанных с нормированием и наилучшими имеющимися технологиями. Предложения на основе европейского опыта были сформулированы, собран большой и ценный фактический материал. Однако он «осел» в государственных органах и лежал без движения годы. Правда, уже сегодня обсуждается законопроект о технологическом нормировании. Был проект о водоотведении, и уже принят закон на эту тему.
- Ирина Олеговна, есть ли целевые показатели в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые приближают Россию от статуса наблюдателя к полноправному членству, как это может повлиять на регулирование экологических отношений и нашу позицию на международной арене?
- Насколько мне известно, Россия не стремится стать членом ОЭСР. Но даже если это произойдет, влияние на развитие экологического права и законодательства будет не очевидно заметным или радикальным.
Собственно, это влияние ощущается и сейчас без членства России. ОЭСР хорошо известна своими документами по экономическим инструментам регулирования охраны окружающей среды, и надо констатировать, идеи, которые там заложены, частично использованы в нашем законодательстве. Но есть и то, что не учтено. К примеру, именно стимулирующий характер платежей и других экономических инструментов, который был основой экономических инструментов ОЭСР, у нас утерян. А это, по сути, перечеркивает и всю систему экономического регулирования.
- Вы на личном опыте и научном багаже знакомы с экологическими проблемами стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, особенно черноморского и каспийского бассейнов, Баренцева региона, Албании, Грузии, Киргизии, Узбекистана, арабского мира. Какова динамика их решения, роль международного права, научное и техническое содействие им России в этом в настоящее время?
- Основная проблема в наших бывших республиках в области охраны окружающей среды - низкий уровень развития экономики, связанное с этим отсутствие финансовых средств и, отсюда, отсутствие возможности решать их эффективно. Нет возможности переоснастить экономику, да, собственно, порой и переоснащать нечего, подавлена наука, не хватает знаний. Отходы, загрязнение, конфликты на почве доступа к природным ресурсам, и все это на фоне социальных проблем.
Конечно, содействие России развитию экологического законодательства и его реализации, практической работе по улучшению экологической ситуации было бы важным для этих государств. Несмотря на длительный период разрыва между нами, эти страны и их народы чувствуют себя все еще близкими России. Недаром их законодательство нередко до сих пор копирует российское. Конечно, вакуум в сотрудничестве тут же заполняется другими странами, международными
организациями. И сегодня ими уже реализуется множество экологических проектов на территории бывших советских республик. С одной стороны, международная помощь без участия России способна содействовать решению насущных экологических проблем этих государств. А с другой, без участия России такая помощь, при всем ее благородстве, будет увеличивать разрыв между нами.
- По Вашему мнению, достаточные ли меры предпринимаются по усилению межсекторного, междисциплинарного взаимодействия, какие российские организации, работающие в этом направлении, заслуживают поддержки?
- Межсекторальное и междисциплинарное взаимодействие необходимо, так как сама охрана окружающей среды, как это уже официально признано в Стратегии экологического развития России, не может развиваться обособленно от решения экономических и социальных вопросов. В научнопреподавательской среде такое взаимодействие уже есть. Это наши совместные конференции, публикации. Но еще более эффективным будет, если государственные органы, к примеру, Минэкономразвития России, Минприроды России, будут активно вовлекать ученых из разных областей знаний в качестве консультантов и экспертов.
- Ирина Олеговна, какое прикладное, например, учебное значение, по Вашему мнению, может иметь «Антология интерэкоправа», стоит ли обновлять базу в дальнейшем, что бы Вы пожелали соавторам и издателям?
- Несомненно, такое издание будет полезным во всех смыслах. Прежде всего, это будет источник ценнейшей информации. Главное теперь - уметь ею воспользоваться. Поэтому важно обеспечить широкое распространение Антологии, и она найдет своего благодарного читателя. Переиздание также будет полезным, так как поможет обновлять и расширять первичную информацию. Пожелание - только успехов!
- Уважаемая Ирина Олеговна, большое спасибо за взгляд очевидца, участника и сторонника непростой, часто неблагодарной, но, безусловно, необходимой для нашего общества деятельности в области охраны окружающей среды, за интересное интервью!
Интервью брали: