№ 2 (93) 2016г.
V. A. Kartashkin:
TO THE 50TH ANNIVERSARY OF THE COVENANTS ON HUMAN RIGHTS
Interview with Kartashkin Vladimir Alexeevich, Ph.D. in Law, professor, Honoured lawyer of Russia
Визитная карточка:
Карташкин Владимир Алексеевич, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
В 1952 году поступил в Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова на юридический факультет, который окончил в 1957 году. С 1961 года обучался в аспирантуре Института государства и права РАН на кафедре международного права. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством проф. С. В. Молодцова. В 1978 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Карташкин В. А. участник Конституционного Совещания 1993 г., юрист-эксперт. Сфера научных интересов: права человека, соотношение международного и внутригосударственного права, международные преступления, суверенитет, деятельность Организации Объединенных Наций.
За годы своей научной деятельности опубликовал свыше 300 научных работ, из них более 100 работ написаны в течение последних лет. Среди опубликованных индивидуальных и коллективных монографий и учебников можно выделить следующие: Территориальные проблемы развивающихся стран (1966); Международная защита прав человека (1978); Международная безопасность и права человека (на русском, английском и французском языках) (1987); Соотношение международного и внутригосударственного права (1995); Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны (на английском и русском языках) Отв. ред. Д. Дэмрош, Г. Даниленко (1996); Права человека. Учебник для ВУЗов. Соавтор. Отв. ред. Лукашева Е. А. (1999); Права человека и вооруженные конфликты, соавтор и отв. редактор (2001); Право и сила в новом международном правопорядке (на английском языке). Колорадо. Соавтор, Отв. ред. Л. Дэмрош, Д. Шеффер (1991); Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. Соавтор. Отв. ред. Лукашева Е. А. (2002); Права человека и процессы глобализации современного мира. Соавтор. Отв. ред. Лукашева Е.А., (2005); Международное право. Учебник для ВУЗов. (2007) Соавтор, под ред. Кузнецова В. И. и Тузмухамедова Б. Р.
За последние десять лет проф. Карташкин В. А. подготовил и опубликовал свыше ста работ - монографий, учебников, брошюр и статей. Среди них: Права человека: международная защита в условиях глобализации (2009); Международные механизмы защиты прав человека (2003); Право. Учебник для учащихся 10-х классов. Соавтор (2007); Права человека. Учебник. Соавтор. 2-ое издание переработанное, отв. ред. Лукашева Е. А. (2009); Международное право. Русская Концепция (на английском языке). Соавтор. Отв. ред. Батлер В. Нидерланды (2009); Международное гуманитарное право. Учебник. Соавтор. Отв. ред. Капустин А.Я.(2011); Права человека и правовое социальное государство. Отв. ред. Лукашева Е. А. Соавтор (2011); ООН и международная защита прав человека в XXI веке. (2015).
Многие работы проф. Карташкина В. А. опубликованы в зарубежных странах и переведены на иностранные языки.
Помимо научной деятельности Карташкин В. А. свыше 10 лет проработал в Организации Объединенных Наций в качестве сотрудника Отдела по правам человека, а затем Специального консультанта заместителя Генерального секретаря ООН по юридическим вопросам. В 1996-2002 гг. - Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ. С1998 года был членом Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека, а после ее реорганизации избран членом Консультативного Совета ООН по правам человека, которым и является в настоящее время.
Для Организации Объединенных Наций им были подготовлены исследования по целому ряду вопросов в сфере прав человека. Профессор Карташкин В. А. участвовал во многих международных конференциях и совещаниях по линии Академии наук РФ, Министерства Иностранных дел РФ и Организации Объединенных Наций.
Карташкин В. А. является профессором Корнельского Университета и Университета в г. Санта-Клара (США) и много лет также читал лекции в Международном Институте прав человека в Страсбурге (Франция).
16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических павах, которые впервые в истории международных отношений в договорном порядке закрепили перечень обязательных прав и свобод человека. Прошло 50 лет с этой даты.
В каких условиях проходило принятие Пактов? Каково их содержание? Какую роль играют и играли Пакты в поощрении и защите прав человека? Каково их значение в современных международных отношениях и на национальном уровне? На эти вопросы отвечает д.ю.н. проф., заслуженный юрист РФ Карташкин В. А., который длительное время работал в Секретариате ООН, а затем являлся экспертом различных органов ООН по правам человека.
*************************************************
- Уважаемый Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, об основных этапах становления и развития международной защиты прав человека. Какие проблемы пришлось решать для согласования позиций государств с различными правовые системами? В чем заключалась особенность позиции СССР и чем она отличалась от подходов западных государств?
- 50 лет сравнительно небольшой исторический период. Но он дает нам возможность подвести некоторые итоги за годы прошедшие после принятия Пактов. Как известно, Устав не содержал перечня основных прав и свобод человека, а лишь призывал государства уважать и соблюдать права человека. Однако, уже через год после принятия Устава в 1946 году, Организация Объединенных Наций приняла решение подготовить Международный билль о правах человека, состоящий из Декларации прав человека в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющей рекомендательный характер, а затем на ее основе принять единый Пакт о правах человека в виде обязательного международно-правового договора. Уже разработка Всеобщей декларации прав человека, а затем и Пакта, проходившая в непростой дипломатической обстановке, продемонстрировала сложность обсуждаемых проблем и противоречивость позиций различных групп государств.
Западные державы ориентировались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Названные документы содержали главным образом перечень гражданских и политических прав. Поэтому, западные страны первоначально возражали против включения в разрабатываемые проекты Деклараций и Пакт прав социально-экономического характера.
Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в указанные документы широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на самоопределение, равенству прав каждого народа и каждой национальности в пределах государства. В то же время, Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государства и возражал против включения в Декларацию и Пакт таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать свою страну и возвращаться в нее (и ряда других прав).
В процессе обсуждения вопроса о праве каждого человека на собственность проявились резкие различия в подходах государств, принадлежавших к различным общественным системам. Позиция СССР определялась не только упомянутой Конституцией 1936 г. и основными законодательными актами страны, но и идеологическими соображениями, а также так называемым классовым подходом к решению обсуждаемых проблем. Советский Союз стремился предостеречь развивающиеся страны от капиталистического пути развития, убедить все народы мира, что только социализм в состоянии обеспечить основные права и свободы, человека, привести международное сообщество к миру и прогрессу.
Необходимо отметить, что и позиция западных стран во многом также определялась идеологическими соображениями, хотя они и не играли ярко выраженной доминирующей роли.
Советский Союз выступал против признания естественного, прирожденного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать такие естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои права каждый человек получает исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в национальном законодательстве.
Во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека говорится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т.д.
Советский Союз считал, что не существует свободы вообще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности в действительности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.Советский Союз считал, что не существует свободы вообще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности в действительности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.
- На основании Вашего анализа можно сделать вывод о наличии весьма глубоких противоречий между странами. Тем не менее, несмотря на принципиально различную оценку и трактовку важнейших социально-политических категорий, государства - члены ООН разработали Всеобщую декларацию и Пакты, а затем приняли их. Каким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам?
- При разработке и принятии Всеобщей декларации и Пактов государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержание многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Такие понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации в этих целях капиталистического общества и построения социализма и коммунизма. С другой стороны, страны с различными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены при помощи развития социального прогресса в рамках существовавшего строя. Во многих случаях договаривавшиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека.
Различные (а зачастую и противоположные) позиции Запада и социалистических стран при обсуждении Всеобщей декларации и Пактов привели к тому, что многие статьи этих документов носят общий характер и не имеют точных границ.
В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации и Пактов вполне конкретны и напоминают положения конституций и законодательных актов различных стран мира, поскольку, формулируя свои предложения, многие государства фактически использовали нормы национальных конституций и иных законодательных актов.
- Какова роль Всеобщей декларации прав человека в международной системе защиты прав человека? Являются ли положения данного основополагающего документа юридически обязательными или они носят лишь рекомендательный характер?
- Как уже отмечалось, первоначально разрабатывалась Всеобщая декларация, которая была принята 10 декабря 1948 года в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Дата принятия Декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.
Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой является известный французский ученый Рене Кассен, провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».
Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений следует учитывать, что в международной праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридических обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на данный документ и включают в себя целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются в процессе заключения новых международных соглашений, что свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.
- Принятие Всеобщей декларации прав человека явилось важным шагом в направлении формирования международной системы защиты прав человека. Однако положения Декларации являются неким каталогом, содержащими перечень прав и свобод, требующим конкретизации, развития и формирования механизмов их реализации. Расскажите, как велась работа по созданию Пактов и какие препятствия необходимо было преодолеть?
- Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии по правам человека разработать единый Пакт, охватывавший широкий перечень основных прав и свобод.
Однако США настаивали на том, чтобы Пакт был ограничен исключительно гражданскими и политическими правами. «США, - отмечал, например, видный американский государственный деятель Джеймс Грин, - трудно будет принять договор, содержащий экономические, социальные и культурные права, поскольку они выходят за рамки прав, содержащихся в Конституции Соединенных Штатов Америки». При поддержке ряда других делегаций США удалось добиться того, чтобы Генеральная Ассамблея ООН в 1952 г. пересмотрела свое решение и приняла соответствующую резолюцию о подготовке вместо одного двух Пактов о правах человека - Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
После этого решения ООН еще в течение многих лет обсуждала отдельные положения Пактов и лишь 16 декабря 1966 г. одобрила оба соглашения.
Таким образом, Международные пакты о правах человека готовились ООН почти 20 лет. В процессе их подготовки удалось преодолеть многочисленные разногласия, возникавшие при обсуждении Пактов. Это свидетельствовало о том, что при наличии доброй воли и политической решимости возможно принятие соглашений, несмотря на первый взгляд непримиримые противоречия между договаривающимися государствами. Разгар «холодной войны» не помешал противоборствующим государствам принять два Пакта, содержащие обязательный перечень как социально-экономических и культурных, так и гражданских и политических прав, которые и сегодня, спустя 50 лет, играют важную роль в межгосударственных и внутригосударственных отношениях.
- Образом, в результате политического компромисса вместо одного были приняты два Пакта. Охарактеризуйте более подробно положения наиболее дискутируемого Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Почему некоторые страны долгое время оспаривали юридическую обязательность норм Пакта, а эффективный контрольный механизм до сих пор не создан?
- Пакт об экономических, социальных и культурных правах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6), права каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.
В процессе разработки указанного Пакта выявилось отрицательное отношение многих западных стран к социальноэкономическим правам, что выразилось, в частности, в положениях Пакта, относящихся к его имплементации.
Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах налагает на государства обязательство немедленно после ратификации предоставить такие права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В то же время ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов, меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».
Некоторые ученые, анализируя эту статью Пакта, пытались доказать, что документ не устанавливает юридических обязательств для государств-участников, а только формулирует стандарты, к достижению которых они должны стремиться. Они утверждали, что социально-экономические права могли быть осуществлены только в течение длительного времени при помощи принятия соответствующей программы действий.
Совершенно очевидно, что только менее развитые страны в силу низкого уровня экономического развития и недостатка средств могут ссылаться на данную статью для установления приоритетов в постепенном предоставлении и обеспечении тех или иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые же страны с рыночной экономикой не могут вести речь о недостатке или дефиците ресурсов для обеспечения всех лиц (находящихся под их юрисдикцией) экономическими, социальными и культурными правами.
Пакт налагает юридические обязательства на его участников, которые должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для реализации прав, закрепленных в этом международном договоре. Нельзя не согласиться с тем, что результаты, достигнутые международным сообществом в процессе реализации социально-экономических прав, менее значительные, чем в области осуществления гражданских и политических прав. Такие факторы, как экономическая нестабильность, рост численности населения, бремя задолженности и другие, препятствуют повсеместному обеспечению социально-экономических прав. Тем не менее, в многочисленных исследованиях, проведенных ООН, делается вывод, что такие права юридически обязательны и экономически осуществимы, и для их реализации государства должны разработать соответствующие планы и предпринять конкретные меры.
В настоящее время общепризнано, как подчеркивается в Преамбуле обоих Пактов, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и своими гражданскими и политическими правами.
Негативное отношение многих стран к социально-экономическим правам при разработке Пактов привело к тому, что создание разветвленной системы международного контрольного механизма было предусмотрено только применительно к Пакту о гражданских и политических правах. Первоначально в Пакте об экономических, социальных и культурных правах предусматривалось создание специальной рабочей группы для рассмотрения только докладов государств о мерах, принимаемых ими для выполнения положения этого международного договора.
Лишь в 2008 году был одобрен Факультативный Протокол к Пакту, согласно которому созданный ранее Комитет экспертов наделялся полномочиями рассматривать не только доклады государств, но и межгосударственные и индивидуальные жалобы.
- А как проходила работа по принятию Пакта о гражданских и политических правах? Распространяется ли действие Пакта на период вооруженных конфликтов? Каково значение закрепления права народов на самоопределение?
- В отличие от указанного Пакта, разработка и принятие Пакта о гражданских и политических правах не вызывала по многим вопросам таких противоречивых разногласий.
Пакт содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь (ст. 6), запрещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст. 8), право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и др. Среди политических прав Пакт провозглашает право гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст. 25).
Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.
Особо следует отметить, что первая же статья обоих Пактов закрепила в одинаковой формулировке право народов на самоопределение. В силу этого права они могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, свободно устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Закрепление права народов на самоопределение в договорном порядке в обоих Пактах во многом способствовало окончательной ликвидации колониальной системы и образованию развивающихся стран, составляющих в настоящее время большинство членов ООН.
Здесь следует подчеркнуть, что многие права, закрепленные в Пактах, в настоящее время приобрели характер jus cogens и должны соблюдаться всеми государствами мира независимо от того, являются ли они участниками этих международных договоров.
- Статья 18 Пакта закрепила право на свободу мысли, совести и религии. В то же время наряду с государствами, декларирующими светский характер, существует значительное число конфессиональных государств, принадлежащих к религиозной правовой семье. Какие трудности пришлось преодолеть на пути принятия 18 статьи?
- Принятию статьи 18 Пакта о гражданских и политических правах предшествовала длительная дискуссия. Дело в том, что право и религия исторически тесно связаны между собой. Трудно переоценить их значение в жизни любого общества. Однако отношение к ним различно.
Некоторые религиозные системы органически включают правовые предписания в религиозную норматику. В других религиозных системах подчеркивается второстепенная роль права в социально-нормативных отношениях. Советский Союз рассматривал религию как «опиум для народа», преследовал людей за религиозные убеждения.Сегодня Россия декларирует светскость государства, провозглашает свободу совести. Как подчеркивается в статье 14 Конституции РФ, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Учитывая различное отношение к религии со стороны государств, участвовавших в разработке Пакта, его ст. 18 носит компромиссный характер. Она провозглашает право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.
В то же время по настоянию Советского Союза и ряда других стран в п. 3 ст. 18 Пакта было записано, что свобода исповедовать религию или убеждения может подлежать ограничениям. Однако представители стран Запада настояли на включении в текст положения об обязанности государств уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями (п. 4 ст. 18).
- А как проходила работа по формированию механизма реализации Пакта о гражданских и политических правах? Предусмотрена ли данным механизмом судебная защита нарушенных прав?
- Согласно ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, состоящий из экспертов, которые избираются государствами- участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одна из основных функций Комитета состоит в рассмотрении докладов государств-участников о принятых ими мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Комитет изучает полученные доклады и делает конкретные замечания государствам о том, какие меры они должны принять для соблюдения гражданских и политических прав в соответствии с Пактом.
Наряду с докладами Комитет, аналогично другим конвенционным органам, может рассматривать и жалобы отдельных лиц на невыполнении тем или иным государствам взятых на себя обязательств. В процессе разработки Пакта о гражданских и политических правах длительное время обсуждался сложный и спорный вопрос о процедуре рассмотрения жалоб отдельных лиц. Были внесены различные предложения. Австралия, например, предложила создать в рамках Пакта специальный международный суд по правам человека. Возбуждать дело в таком суде могли бы не только государства, но и отдельные индивиды, группы лиц и неправительственные организации; при этом все стороны судом ставились бы в равное положение.
Советский Союз и восточноевропейские страны выступали противниками как учреждения названного суда, так и создания Комитета по правам человека, одной из функций которого должно было стать рассмотрение жалоб отдельных лиц. Они считали, что статьи Пакта, относящиеся к его имплементации, являются вмешательством во внутренние дела государств и нарушают их суверенитет.
В результате обсуждения этих вопросов было решено не включать в Пакт о гражданских и политических правах положения о рассмотрении жалоб отдельных лиц, а решить этот вопрос в специальном договоре - Факультативном протоколе к Пакту.
- Пожалуйста, расскажите более подробно о позиции Комитета по правам человека по вопросу судебной защиты индивидов.
- Протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г.
Комитет не рассматривает никаких сообщений от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства защиты, и этот вопрос не обсуждается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.
Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае если в стране отсутствует независимый или беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет. Решая вопрос о процедуре исчерпания внутренних средств правовой защиты, Комитет придает существенное значение критериям, выявляющим бессмысленность или бесполезность обращения в судебные или административные органы конкретного государства, когда сложившаяся в них правоприменительная практика не оставляет никаких шансов на удовлетворение жалобы.
За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним рекомендации, большинство из которых было принято государствами к исполнению.
Необходимо особо подчеркнуть, что разбор индивидуальных сообщений играет значительную роль в имплементации Пакта. Именно их рассмотрение позволяет Комитету делать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Пакта. Исполняя решение Комитета, приводя свое законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобное нарушение прав человека не совершалось. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в рамках Протокола показала ее эффективность, как в восстановлении прав, так и в выявлении несоответствия между национальными законами и практикой их осуществления, с одной стороны, и международными нормами - с другой.
- В каком направлении развивалась международная система защиты прав человека после принятия Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах? Какие акты были приняты?
- Развитие межгосударственных отношений за последние годы неизменно свидетельствует, что многие вопросы, которые ранее относились к внутренней компетенции государств, стали подвергаться международно-правовому регулированию. Сфера внутренней юрисдикции государств постоянно сужается, а суверенитет государств ограничивается нормами международного права.
После принятия Пактов о правах человека в 1989 г. был принят второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, который стал неотъемлемой частью Международного билля о правах человека.
В настоящее время можно утверждать также, что неотъемлемой частью Международного билля о правах человека стали еще семь основных международных соглашений по правам человека, в соответствии с которыми учреждены контрольные конвенционные органы. К ним относятся следующие:
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации);
Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин (учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин);
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (учрежден Комитет против пыток и Подкомитет);
Конвенция о правах ребенка (учрежден Комитет по правам ребенка);
Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (учрежден Комитет о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей);
Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (учрежден Комитет по насильственным исчезновения);
Конвенция о правах инвалидов (учрежден Комитет по правам инвалидов).
- Каковы значение и перспективы развития международной системы защиты прав человека в современном мире? Имеются ли основания говорить о снижении роли прав человека в условиях современной дестабилизации международных отношений? И не снизится ли роль Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах в обозримой перспективе?
- Несомненно, наряду с поступательным развитием межгосударственных отношений в сфере прав человека неизбежно будут заключаться новые международные соглашения, основные из которых станут составной частью Международного билля о правах человека.
Пакты о правах человека явились каркасом и основой всей правовой системы в сфере прав человека. На их основе развивается вся архитектура прав человека. За пятьдесят лет были приняты еще семь вышеперечисленных ключевых договоров. Эти Конвенции охватывают большинство прав и свобод человека. Но еще многие годы Пакты будут служить базой, на основе которой продолжается развитие сотрудничества государств в сфере прав человека. В этой связи особо важно еще раз отметить, что все государства обязаны предпринимать законодательные, административные и иные меры, которые могут оказаться необходимыми для практического осуществления всех прав, закрепленных в этих основополагающих международных договорах.
Таким образом, Пакты о правах человека служат вот уже 50 лет в качестве договоров, имеющих неоценимое значение, как для международной защиты прав человека, так и для развития национального законодательства государств и соблюдения ими прав человека.
Права и свободы человека, зафиксированные в Пактах, более не входят во внутреннюю компетенцию государств. Более того, главы государств и правительств и другие виновные лица несут уголовную ответственность за преступные нарушения прав человека.
С В. А. Карташкиным беседовали: