Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
В.А. Карташкин:
К 50-летию Пактов о правах человека
Интервью с Карташкиным Владимиром Алексеевичем, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом России

Интервью с Карташкиным Владимиром Алексеевичем

№ 2 (93) 2016г.

V. A. Kartashkin:

TO THE 50TH ANNIVERSARY OF THE COVENANTS ON HUMAN RIGHTS

Interview with Kartashkin Vladimir Alexeevich, Ph.D. in Law, professor, Honoured lawyer of Russia

Визитная карточка:

Карташкин Владимир Алексеевич, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Россий­ской Федерации.

В 1952 году поступил в Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова на юридический факультет, который окончил в 1957 году. С 1961 года обучался в аспирантуре Института государства и права РАН на кафедре международного права. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством проф. С. В. Молодцова. В 1978 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук.

Карташкин В. А. участник Конституционного Совещания 1993 г., юрист-эксперт. Сфера научных интересов: права человека, со­отношение международного и внутригосударственного права, международные преступления, суверенитет, деятельность Организации Объединенных Наций.

За годы своей научной деятельности опубликовал свыше 300 научных работ, из них более 100 работ написаны в течение последних лет. Среди опубликованных индивидуальных и коллективных монографий и учебников можно выделить следующие: Территориальные проблемы развивающихся стран (1966); Международная защита прав человека (1978); Международная безопасность и права человека (на русском, английском и французском языках) (1987); Соотношение международного и внутригосударственного права (1995); Вне конфрон­тации. Международное право в период после холодной войны (на английском и русском языках) Отв. ред. Д. Дэмрош, Г. Даниленко (1996); Права человека. Учебник для ВУЗов. Соавтор. Отв. ред. Лукашева Е. А. (1999); Права человека и вооруженные конфликты, соавтор и отв. редактор (2001); Право и сила в новом международном правопорядке (на английском языке). Колорадо. Соавтор, Отв. ред. Л. Дэмрош, Д. Шеффер (1991); Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. Соавтор. Отв. ред. Лукашева Е. А. (2002); Права человека и процессы глобализации современного мира. Соавтор. Отв. ред. Лукашева Е.А., (2005); Международное право. Учебник для ВУЗов. (2007) Соавтор, под ред. Кузнецова В. И. и Тузмухамедова Б. Р.

За последние десять лет проф. Карташкин В. А. подготовил и опубликовал свыше ста работ - монографий, учебников, брошюр и статей. Среди них: Права человека: международная защита в условиях глобализации (2009); Международные механизмы защиты прав че­ловека (2003); Право. Учебник для учащихся 10-х классов. Соавтор (2007); Права человека. Учебник. Соавтор. 2-ое издание переработанное, отв. ред. Лукашева Е. А. (2009); Международное право. Русская Концепция (на английском языке). Соавтор. Отв. ред. Батлер В. Нидерлан­ды (2009); Международное гуманитарное право. Учебник. Соавтор. Отв. ред. Капустин А.Я.(2011); Права человека и правовое социальное государство. Отв. ред. Лукашева Е. А. Соавтор (2011); ООН и международная защита прав человека в XXI веке. (2015).

Многие работы проф. Карташкина В. А. опубликованы в зарубежных странах и переведены на иностранные языки.

Помимо научной деятельности Карташкин В. А. свыше 10 лет проработал в Организации Объединенных Наций в качестве со­трудника Отдела по правам человека, а затем Специального консультанта заместителя Генерального секретаря ООН по юридическим вопросам. В 1996-2002 гг. - Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ. С1998 года был членом Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека, а после ее реорганизации избран членом Консультативного Совета ООН по правам человека, которым и является в настоящее время.

Для Организации Объединенных Наций им были подготовлены исследования по целому ряду вопросов в сфере прав человека. Профес­сор Карташкин В. А. участвовал во многих международных конференциях и совещаниях по линии Академии наук РФ, Министерства Иностранных дел РФ и Организации Объединенных Наций.

Карташкин В. А. является профессором Корнельского Университета и Университета в г. Санта-Клара (США) и много лет также читал лекции в Международном Институте прав человека в Страсбурге (Франция).

16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических павах, которые впервые в истории международных отношений в договорном порядке закрепили перечень обязательных прав и свобод человека. Прошло 50 лет с этой даты.

В каких условиях проходило принятие Пактов? Каково их содержание? Какую роль играют и играли Пакты в поощрении и защите прав человека? Каково их значение в современных международных отношениях и на национальном уровне? На эти вопросы отвечает д.ю.н. проф., заслуженный юрист РФ Карташкин В. А., который длительное время работал в Секретариате ООН, а затем являлся экс­пертом различных органов ООН по правам человека.

*************************************************

Карташкин Владимир Алексеевич-      Уважаемый Владимир Алексеевич, расскажите, по­жалуйста, об основных этапах становления и развития международной защиты прав человека. Какие проблемы пришлось решать для согласования позиций государств с различными правовые системами? В чем заключалась особенность позиции СССР и чем она отличалась от под­ходов западных государств?

-      50 лет сравнительно небольшой исторический период. Но он дает нам возможность подвести некоторые итоги за годы прошедшие после принятия Пактов. Как известно, Устав не содержал перечня основных прав и свобод человека, а лишь призывал государства уважать и соблюдать права человека. Однако, уже через год после принятия Устава в 1946 году, Ор­ганизация Объединенных Наций приняла решение подгото­вить Международный билль о правах человека, состоящий из Декларации прав человека в виде резолюции Генеральной Ас­самблеи ООН, имеющей рекомендательный характер, а затем на ее основе принять единый Пакт о правах человека в виде обязательного международно-правового договора. Уже разра­ботка Всеобщей декларации прав человека, а затем и Пакта, проходившая в непростой дипломатической обстановке, про­демонстрировала сложность обсуждаемых проблем и проти­воречивость позиций различных групп государств.

Западные державы ориентировались на Французскую де­кларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, кото­рые принадлежат каждому с момента рождения. Названные документы содержали главным образом перечень граждан­ских и политических прав. Поэтому, западные страны перво­начально возражали против включения в разрабатываемые проекты Деклараций и Пакт прав социально-экономического характера.

Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в указанные документы ши­рокого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каж­дой нации на самоопределение, равенству прав каждого наро­да и каждой национальности в пределах государства. В то же время, Советский Союз абсолютизировал принцип суверени­тета государства и возражал против включения в Декларацию и Пакт таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать свою страну и возвращаться в нее (и ряда других прав).

В процессе обсуждения вопроса о праве каждого челове­ка на собственность проявились резкие различия в подходах государств, принадлежавших к различным общественным си­стемам. Позиция СССР определялась не только упомянутой Конституцией 1936 г. и основными законодательными актами страны, но и идеологическими соображениями, а также так называемым классовым подходом к решению обсуждаемых проблем. Советский Союз стремился предостеречь развиваю­щиеся страны от капиталистического пути развития, убедить все народы мира, что только социализм в состоянии обеспе­чить основные права и свободы, человека, привести междуна­родное сообщество к миру и прогрессу.

Необходимо отметить, что и позиция западных стран во многом также определялась идеологическими соображения­ми, хотя они и не играли ярко выраженной доминирующей роли.

Советский Союз выступал против признания естествен­ного, прирожденного характера прав человека, отрицал обя­занность государства защищать такие естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои права каждый человек получает исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в национальном законодательстве.

Во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека го­ворится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т.д.

Советский Союз считал, что не существует свободы вооб­ще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности в действительности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.Советский Союз считал, что не существует свободы вооб­ще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности в действительности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.

-      На основании Вашего анализа можно сделать вывод о наличии весьма глубоких противоречий между страна­ми. Тем не менее, несмотря на принципиально различ­ную оценку и трактовку важнейших социально-полити­ческих категорий, государства - члены ООН разработали Всеобщую декларацию и Пакты, а затем приняли их. Ка­ким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам?

 

-      При разработке и принятии Всеобщей декларации и Пактов государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержание многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Такие по­нятия трактовались с различных позиций, однако в их опре­деление вкладывался и общедемократический и общечелове­ческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из не­обходимости ликвидации в этих целях капиталистического общества и построения социализма и коммунизма. С другой стороны, страны с различными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспе­чены при помощи развития социального прогресса в рамках существовавшего строя. Во многих случаях договаривавшиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека.

Различные (а зачастую и противоположные) позиции За­пада и социалистических стран при обсуждении Всеобщей декларации и Пактов привели к тому, что многие статьи этих документов носят общий характер и не имеют точных границ.

В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации и Пактов вполне конкретны и напоминают положения консти­туций и законодательных актов различных стран мира, по­скольку, формулируя свои предложения, многие государства фактически использовали нормы национальных конституций и иных законодательных актов.

-      Какова роль Всеобщей декларации прав человека в международной системе защиты прав человека? Являют­ся ли положения данного основополагающего документа юридически обязательными или они носят лишь реко­мендательный характер?

-      Как уже отмечалось, первоначально разрабатывалась Всеобщая декларация, которая была принята 10 декабря 1948 года в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Дата принятия Декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой является известный французский ученый Рене Кассен, провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем до­стоинстве и в своих правах».

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь ре­комендательный характер. В то же время при оценке юриди­ческой силы ее положений следует учитывать, что в междуна­родной праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее вре­мя государствами в качестве юридических обязательных обыч­ных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на данный документ и включают в себя целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются в процессе заклю­чения новых международных соглашений, что свидетельству­ет о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

-      Принятие Всеобщей декларации прав человека явилось важным шагом в направлении формирования международной системы защиты прав человека. Однако положения Декларации являются неким каталогом, со­держащими перечень прав и свобод, требующим конкре­тизации, развития и формирования механизмов их реали­зации. Расскажите, как велась работа по созданию Пактов и какие препятствия необходимо было преодолеть?

-      Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии по правам человека разработать единый Пакт, охватывавший широкий перечень основных прав и свобод.

Однако США настаивали на том, чтобы Пакт был ограни­чен исключительно гражданскими и политическими правами. «США, - отмечал, например, видный американский государ­ственный деятель Джеймс Грин, - трудно будет принять до­говор, содержащий экономические, социальные и культурные права, поскольку они выходят за рамки прав, содержащихся в Конституции Соединенных Штатов Америки». При поддерж­ке ряда других делегаций США удалось добиться того, чтобы Генеральная Ассамблея ООН в 1952 г. пересмотрела свое ре­шение и приняла соответствующую резолюцию о подготовке вместо одного двух Пактов о правах человека - Пакта о граж­данских и политических правах и Пакта об экономических, со­циальных и культурных правах.

После этого решения ООН еще в течение многих лет об­суждала отдельные положения Пактов и лишь 16 декабря 1966 г. одобрила оба соглашения.

Таким образом, Международные пакты о правах чело­века готовились ООН почти 20 лет. В процессе их подготовки удалось преодолеть многочисленные разногласия, возникав­шие при обсуждении Пактов. Это свидетельствовало о том, что при наличии доброй воли и политической решимости возможно принятие соглашений, несмотря на первый взгляд непримиримые противоречия между договаривающимися государствами. Разгар «холодной войны» не помешал проти­воборствующим государствам принять два Пакта, содержа­щие обязательный перечень как социально-экономических и культурных, так и гражданских и политических прав, которые и сегодня, спустя 50 лет, играют важную роль в межгосудар­ственных и внутригосударственных отношениях.

-      Образом, в результате политического компромисса вместо одного были приняты два Пакта. Охарактеризуй­те более подробно положения наиболее дискутируемого Пакта об экономических, социальных и культурных пра­вах. Почему некоторые страны долгое время оспаривали юридическую обязательность норм Пакта, а эффектив­ный контрольный механизм до сих пор не создан?

-      Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6), пра­ва каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9), права каждого на достойный уровень жиз­ни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

В процессе разработки указанного Пакта выявилось от­рицательное отношение многих западных стран к социально­экономическим правам, что выразилось, в частности, в поло­жениях Пакта, относящихся к его имплементации.

Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах на­лагает на государства обязательство немедленно после рати­фикации предоставить такие права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В то же время ст. 2 Пакта об экономиче­ских, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов, меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осущест­вление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надле­жащими способами, включая, в частности, принятие законо­дательных мер».

Некоторые ученые, анализируя эту статью Пакта, пыта­лись доказать, что документ не устанавливает юридических обязательств для государств-участников, а только формули­рует стандарты, к достижению которых они должны стре­миться. Они утверждали, что социально-экономические пра­ва могли быть осуществлены только в течение длительного времени при помощи принятия соответствующей програм­мы действий.

Совершенно очевидно, что только менее развитые страны в силу низкого уровня экономического развития и недостатка средств могут ссылаться на данную статью для установления приоритетов в постепенном предоставлении и обеспечении тех или иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые же страны с рыночной экономикой не могут вести речь о недостатке или дефиците ресурсов для обеспечения всех лиц (находящихся под их юрисдикцией) экономическими, социальными и куль­турными правами.

Пакт налагает юридические обязательства на его участ­ников, которые должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и адми­нистративные, для реализации прав, закрепленных в этом международном договоре. Нельзя не согласиться с тем, что результаты, достигнутые международным сообществом в процессе реализации социально-экономических прав, ме­нее значительные, чем в области осуществления граждан­ских и политических прав. Такие факторы, как экономи­ческая нестабильность, рост численности населения, бремя задолженности и другие, препятствуют повсеместному обе­спечению социально-экономических прав. Тем не менее, в многочисленных исследованиях, проведенных ООН, делает­ся вывод, что такие права юридически обязательны и эко­номически осуществимы, и для их реализации государства должны разработать соответствующие планы и предпри­нять конкретные меры.

В настоящее время общепризнано, как подчеркивается в Преамбуле обоих Пактов, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осущест­влен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, соци­альными и культурными правами, также как и своими граж­данскими и политическими правами.

Негативное отношение многих стран к социально-эконо­мическим правам при разработке Пактов привело к тому, что создание разветвленной системы международного контроль­ного механизма было предусмотрено только применительно к Пакту о гражданских и политических правах. Первоначально в Пакте об экономических, социальных и культурных правах предусматривалось создание специальной рабочей группы для рассмотрения только докладов государств о мерах, при­нимаемых ими для выполнения положения этого междуна­родного договора.

Лишь в 2008 году был одобрен Факультативный Протокол к Пакту, согласно которому созданный ранее Комитет экспер­тов наделялся полномочиями рассматривать не только докла­ды государств, но и межгосударственные и индивидуальные жалобы.

-      А как проходила работа по принятию Пакта о граж­данских и политических правах? Распространяется ли действие Пакта на период вооруженных конфликтов? Ка­ково значение закрепления права народов на самоопре­деление?

-      В отличие от указанного Пакта, разработка и принятие Пакта о гражданских и политических правах не вызывала по многим вопросам таких противоречивых разногласий.

Пакт содержит конкретный перечень гражданских и по­литических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь (ст. 6), запрещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст. 8), право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), пра­во каждого покидать свою страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и др. Сре­ди политических прав Пакт провозглашает право гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непо­средственно, так и через свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избира­тельного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной служ­бе (ст. 25).

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно ко­торому определенные фундаментальные свободы должны со­блюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.

Особо следует отметить, что первая же статья обоих Пак­тов закрепила в одинаковой формулировке право народов на самоопределение. В силу этого права они могут свободно рас­поряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, свободно устанавливать свой политический статус и обеспечи­вать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Закрепление права народов на самоопределение в договор­ном порядке в обоих Пактах во многом способствовало окон­чательной ликвидации колониальной системы и образованию развивающихся стран, составляющих в настоящее время боль­шинство членов ООН.

Здесь следует подчеркнуть, что многие права, закре­пленные в Пактах, в настоящее время приобрели характер jus cogens и должны соблюдаться всеми государствами мира независимо от того, являются ли они участниками этих меж­дународных договоров.

-      Статья 18 Пакта закрепила право на свободу мысли, совести и религии. В то же время наряду с государствами, декларирующими светский характер, существует значи­тельное число конфессиональных государств, принадле­жащих к религиозной правовой семье. Какие трудности пришлось преодолеть на пути принятия 18 статьи?

-      Принятию статьи 18 Пакта о гражданских и полити­ческих правах предшествовала длительная дискуссия. Дело в том, что право и религия исторически тесно связаны между собой. Трудно переоценить их значение в жизни любого об­щества. Однако отношение к ним различно.

Некоторые религиозные системы органически включают правовые предписания в религиозную норматику. В других религиозных системах подчеркивается второстепенная роль права в социально-нормативных отношениях. Советский Союз рассматривал религию как «опиум для народа», преследовал людей за религиозные убеждения.Сегодня Россия деклариру­ет светскость государства, провозглашает свободу совести. Как подчеркивается в статье 14 Конституции РФ, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обя­зательной.

Учитывая различное отношение к религии со стороны государств, участвовавших в разработке Пакта, его ст. 18 но­сит компромиссный характер. Она провозглашает право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с дру­гими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

В то же время по настоянию Советского Союза и ряда других стран в п. 3 ст. 18 Пакта было записано, что свобода ис­поведовать религию или убеждения может подлежать огра­ничениям. Однако представители стран Запада настояли на включении в текст положения об обязанности государств ува­жать свободу родителей и в соответствующих случаях закон­ных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное вос­питание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями (п. 4 ст. 18).

-     А как проходила работа по формированию меха­низма реализации Пакта о гражданских и политических правах? Предусмотрена ли данным механизмом судебная защита нарушенных прав?

-      Согласно ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, со­стоящий из экспертов, которые избираются государствами- участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одна из основных функций Комите­та состоит в рассмотрении докладов государств-участников о принятых ими мер по претворению в жизнь прав, признавае­мых в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Комитет изучает полученные доклады и делает конкрет­ные замечания государствам о том, какие меры они должны принять для соблюдения гражданских и политических прав в соответствии с Пактом.

Наряду с докладами Комитет, аналогично другим конвен­ционным органам, может рассматривать и жалобы отдельных лиц на невыполнении тем или иным государствам взятых на себя обязательств. В процессе разработки Пакта о граждан­ских и политических правах длительное время обсуждался сложный и спорный вопрос о процедуре рассмотрения жа­лоб отдельных лиц. Были внесены различные предложения. Австралия, например, предложила создать в рамках Пакта специальный международный суд по правам человека. Воз­буждать дело в таком суде могли бы не только государства, но и отдельные индивиды, группы лиц и неправительственные организации; при этом все стороны судом ставились бы в рав­ное положение.

Советский Союз и восточноевропейские страны высту­пали противниками как учреждения названного суда, так и создания Комитета по правам человека, одной из функций которого должно было стать рассмотрение жалоб отдельных лиц. Они считали, что статьи Пакта, относящиеся к его импле­ментации, являются вмешательством во внутренние дела госу­дарств и нарушают их суверенитет.

В результате обсуждения этих вопросов было решено не включать в Пакт о гражданских и политических правах поло­жения о рассмотрении жалоб отдельных лиц, а решить этот вопрос в специальном договоре - Факультативном протоколе к Пакту.

-      Пожалуйста, расскажите более подробно о позиции Комитета по правам человека по вопросу судебной защи­ты индивидов.

-      Протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г.

Комитет не рассматривает никаких сообщений от от­дельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства защиты, и этот вопрос не обсуждается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Таким образом, защиту прав человека должны обеспе­чивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае если в стране отсутствует независимый или беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет. Решая вопрос о процедуре исчерпания внутренних средств правовой за­щиты, Комитет придает существенное значение критериям, выявляющим бессмысленность или бесполезность обраще­ния в судебные или административные органы конкретного государства, когда сложившаяся в них правоприменительная практика не оставляет никаких шансов на удовлетворение жалобы.

За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним рекомендации, большинство из которых было принято государствами к исполнению.

Необходимо особо подчеркнуть, что разбор индивидуаль­ных сообщений играет значительную роль в имплементации Пакта. Именно их рассмотрение позволяет Комитету делать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Пакта. Ис­полняя решение Комитета, приводя свое законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создает усло­вия для того, чтобы впредь подобное нарушение прав челове­ка не совершалось. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в рамках Протокола показала ее эффективность, как в восстановлении прав, так и в выявлении несоответствия между национальными законами и практикой их осуществления, с одной стороны, и международными нормами - с другой.

-      В каком направлении развивалась международная система защиты прав человека после принятия Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об эконо­мических, социальных и культурных правах? Какие акты были приняты?

-       Развитие межгосударственных отношений за последние годы неизменно свидетельствует, что многие вопросы, кото­рые ранее относились к внутренней компетенции государств, стали подвергаться международно-правовому регулирова­нию. Сфера внутренней юрисдикции государств постоянно сужается, а суверенитет государств ограничивается нормами международного права.

После принятия Пактов о правах человека в 1989 г. был принят второй Факультативный протокол к Пакту о граждан­ских и политических правах, направленный на отмену смерт­ной казни, который стал неотъемлемой частью Международ­ного билля о правах человека.

В настоящее время можно утверждать также, что неотъ­емлемой частью Международного билля о правах человека стали еще семь основных международных соглашений по пра­вам человека, в соответствии с которыми учреждены контроль­ные конвенционные органы. К ним относятся следующие:

Международная конвенция о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации (учрежден Комитет по ликвидации ра­совой дискриминации);

Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин (учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловеч­ных или унижающих достоинство видов обращения и наказа­ния (учрежден Комитет против пыток и Подкомитет);

Конвенция о правах ребенка (учрежден Комитет по пра­вам ребенка);

Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (учрежден Комитет о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей);

Международная конвенция для защиты всех лиц от на­сильственных исчезновений (учрежден Комитет по насиль­ственным исчезновения);

Конвенция о правах инвалидов (учрежден Комитет по правам инвалидов).

-      Каковы значение и перспективы развития между­народной системы защиты прав человека в современном мире? Имеются ли основания говорить о снижении роли прав человека в условиях современной дестабилизации международных отношений? И не снизится ли роль Пак­та о гражданских и политических правах и Пакта об эко­номических, социальных и культурных правах в обозри­мой перспективе?

-      Несомненно, наряду с поступательным развитием меж­государственных отношений в сфере прав человека неизбеж­но будут заключаться новые международные соглашения, ос­новные из которых станут составной частью Международного билля о правах человека.

Пакты о правах человека явились каркасом и основой всей правовой системы в сфере прав человека. На их осно­ве развивается вся архитектура прав человека. За пятьдесят лет были приняты еще семь вышеперечисленных ключе­вых договоров. Эти Конвенции охватывают большинство прав и свобод человека. Но еще многие годы Пакты будут служить базой, на основе которой продолжается развитие сотрудничества государств в сфере прав человека. В этой связи особо важно еще раз отметить, что все государства обязаны предпринимать законодательные, администра­тивные и иные меры, которые могут оказаться необхо­димыми для практического осуществления всех прав, за­крепленных в этих основополагающих международных договорах.

Таким образом, Пакты о правах человека служат вот уже 50 лет в качестве договоров, имеющих неоценимое значение, как для международной защиты прав человека, так и для раз­вития национального законодательства государств и соблюде­ния ими прав человека.

Права и свободы человека, зафиксированные в Пактах, более не входят во внутреннюю компетенцию государств. Бо­лее того, главы государств и правительств и другие виновные лица несут уголовную ответственность за преступные наруше­ния прав человека.

С В. А. Карташкиным беседовали:



Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях