Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
Посол Венесуэлы в Москве:
Венесуэла и Россия: их роль в мировой политике
Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Боливарианской Республики Венесуэла в Москве Хуаном Висенте Паредес Торреальба

Интервью с Хуаном Висенте Паредес Торреальба

№ 6 (85) 2015г.

VENEZUELA AND RUSSIA: THEIR ROLE IN WORLD POLITICS

Interview with Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Bolivarian Repub­lic of Venezuela in Moscow Juan Vicente Paredes Torrealba.

Визитная карточка:

Хуан Висенте Паредес Торреальба родился в 1958 году в Каракасе, Венесуэла, женат, имеет двух сыновей.

    Образование: В 1980 году закончил Военную Академию Венесуэлы в звании младшего лейтенан­та и по специальности «Военное искусство и наука, сухопутные войска, управление»; в 1993 году по­лучил титул Инженера систем в Университетском политехническом институте Национальных вооружённых сил (IUPFAN); в 1996 году получил диплом по материально-техническому обеспечению Генерального штаба в Высшей школе армии имени Освободителя Симона Боливара; в 2001 годе получил степень Магистра наук по без­опасности и обороне в Институте высших исследований в области национальной обороны «Гран Марискаль де Аякучо Антонио Хосе де Сукре»; в 2002 году получил степень Магистра наук по военной науке и искусству в Высшей школе армии имени Освободителя Симона Боливара; в 2004 году прошел курс по 100-й передовой управленческой программе для инженеров в Институте высших административ­ных наук; в 2013 году прошел вводный курс для боливарианских дипломатов в Институте высших дипломатических наук имени Педро Гуаля. Владеет испанским, французским и английским языками.

Занимаемые должности: Командующий взводом, Командующий ротой, Командующий батальоном, Замдиректора Информационного управления Боливарианской армии, Директор по вопросам здравоохранения Боливарианских Национальных Вооружённых Сил, Командующий Первой дивизией пехоты и военным гарнизоном Маракайбо, Второй командующий и Начальник генерального штаба Боливарианской армии, Глава стратегического региона центральной комплексной обороны, Командующий Боливарианской Армией; Офицер по вопросам личного со­става, материально-техническому обеспечению и Докладчик войск совместного назначения имени Боливара в штате Варгас, Генеральный директор Автономной службы наземного транспорта (SETRA), Президентский уполномоченный по интеграционным и пограничным вопро­сам. (COPIAF), Президент Национального института наземного транспорта (INTTT) и советник Председателя Национальной Ассамблеи.

В 2013 г. Хуан Висенте Паредес Торреальба назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации.

*******************************************************

Хуан Висенте Паредес Торреальба- Господин Посол, традиционно одной из приоритет­ных тем Евразийского юридического журнала является освещение роли международного права в современных международных отношениях. Поэтому, предлагаем на­чать нашу беседу именно с обсуждения основополагаю­щих начал развития международного сообщества, в ко­тором Ваша страна занимает важное место. В наше время Венесуэла, по заветам Уго Чавеса, продолжает выступать за всемерное уважение государственного суверенитета - основного принципа международного права при регу­лировании современных международных отношений, ко­торый закреплен в Уставе ООН и многих международных соглашениях и документах. Какие международно-право­вые приоритеты Венесуэла ставит в своей независимой внешней политике и, в частности, в отношении наруше­ний западными странами принципов и норм междуна­родного права, особенно за последние 10-15 лет?

    - Существование права неотделимо от существования об­щества. Международное сообщество не является исключени­ем. Отношения, которые развиваются внутри него, также регу­лируются правовыми нормами, образующими международ­ное публичное право. В первую очередь, международное пу­бличное право представляет собой совокупность норм, пред­назначенных для упорядочивания отношений между членами общества и международного сообщества, и в этом отношении, Боливарианская Республика Венесуэла, так же, как и Россий­ская Федерация, в своей внешней политике всегда строго при­держивается основных принципов и норм международного права, направленных на обеспечение мира и безопасности во всем мире. Наш вечный Команданте Уго Чавес, не жалея себя, отстаивал независимость народа Венесуэлы. Мы действитель­но уважаем государственный суверенитет, под которым мы понимаем полную независимость государств во внешних де­лах и верховенство каждой из них во внутренних процессах, и это касается всех стран мирового сообщества. Если в начале XX века внешняя политика Венесуэлы была ориентирована на укрепление отношений с США, то с приходом к власти Уго Чавеса в 1998 году сильно активизировались внешне-полити­ческие отношения на мировом уровне, и Венесуэла отошла от традиционного прозападного курса. Уго Чавес подверг резкой критике политику США в отношении Латинской Америки и остальных стран мира.

   Фундаментальные принципы, которыми Боливариан­ская Революция руководствуется в своей внешней политике, сформулированы в Национальной Конституции (одобренной народом на общественном референдуме в декабре 1999 года) и в Плане Родины на 2013-2019 годы, национальном проекте, разработанном Команданте Уго Чавесом, где обозначен путь построения социализма в Венесуэле. В этом отношении, в на­шей Конституции закреплена свободная и независимая воля Республики в выборе своей участи, и международные отноше­ния, устанавливаемые ею, соответствуют целям государства, защите суверенитета и интересов народа, направленным, в первую очередь, на независимость, равенство между госу­дарствами, свободное самоопределение и невмешательство, мирное разрешение международных конфликтов, сотруд­ничество, соблюдение прав человека, солидарность между народами, развитие демократической практики в участии и принятии решений в международных организациях на офи­циальном уровне. Конституцией установлено, что Республика будет способствовать продвижению латиноамериканской и карибской интеграции в попытке создания Сообщества На­ций (к слову, эта задача была выполнена в декабре 2011 года, с появлением Сообщества латиноамериканских и карибских государства СЕЛАК, созданного под руководством Командан­те Уго Чавеса).

Аналогичным образом, в упомянутом документе распи­сан план стратегических действий государства на последую­щие годы и обозначены пять великих исторических целей, а именно: 1) Защищать, расширять и укреплять самое ценное благо, которое мы отвоевали спустя 200 лет - Национальную Независимость; 2) Продолжить создание боливарианского социализма XXI века в Венесуэле как альтернативы разруши­тельной и варварской системе капитализма и, таким образом, гарантировать «наибольшую безопасность, наибольшую по­литическую стабильность и наибольшее счастье» для нашего народа; 3) Превратить Венесуэлу в социально, экономически и политически сильное государство в рамках зарождающей­ся Великой Державы Латинской Америки и Карибского бас­сейна, которые гарантируют создание мирной зоны в Нашей Америке; 4) Способствовать развитию новой Международной Геополитики, в которой формируется новый многополярный и полицентрический мир, который позволит создать равнове­сие во Вселенной и гарантировать мир на планете; 5) Сохра­нить жизнь на планете и спасти человеческий вид. То есть на международном уровне революция призывает укреплять бло­ки региональной интеграции, работать над сворачиванием не- околониального империализма, продвигать демократизацию международных организмов, уважая и отстаивая ключевые основы и принципы международного права, усиливать стра­тегические альянсы, среди них, сотрудничество с Российской Федерацией.

Важно отметить, что Венесуэла является членом ООН с момента её основания и принимает активное участие в рабо­те этой международной организации, в особенности сейчас, когда мы стали постоянными членами Совета Безопасности. Наша страна выступает за преобразование и демократизацию Организации Объединенных Наций во всех сферах её деятель­ности. Мы считаем, что Устав ООН подразумевал, что данная структура станет «центром для согласования действий наций» на пути к достижению мира, взаимоуважения и международ­ной безопасности. Ее члены обязались поддерживать любые инициативы ООН и воздерживаться от применения силы против других наций, за исключением случаев самозащиты. И за последние 70 лет своей деятельности ООН сделала очень многое для поддержания мира и безопасности, для укрепле­ния сотрудничества и дружбы между народами. Я признаю во всем перечисленном большую заслугу Организации Объеди­нённых Наций.

     Однако, система ООН, созданная в 1945 году с целью обе­спечения мира и безопасности, в последнее время переживает серьезный кризис. Организации Объединенных Наций не уда­лось предотвратить бомбардировку Югославии в 1999 году во­йсками НАТО, считайте, вооружёнными силами США. Впер­вые со времён Второй мировой войны в центре Европы разо­рвались авиационные бомбы и погибли мирные люди. Так на­зываемая операция «Союзная сила» блока НАТО, развернутая против Союзной Республики Югославия в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, с точки зрения международного права должна расцениваться как агрессия, поскольку НАТО начала военные действия без одобрения Совета Безопасности ООН.

Главная ответственность за поддержание международно­го мира и безопасности лежит на Совете Безопасности ООН. Его решения обладают высшей легитимностью в международ­ной системе.

Мир продолжал падать в пучину глобальной напряжен­ности. Совет Безопасности ООН не применил санкции в апре­ле 2003 года, когда международная коалиция в главе с США вторглась в Ирак и оккупировала страну. Основанием для ин­тервенции послужили сфальсифицированные доказательства, свидетельствующие против иракского лидера Саддама Хусей­на, обвинения в поддержке международного терроризма и разработке оружия массового поражения, которые не имели под собой никаких фактических обоснований. Что сейчас тво­рится в Ираке и в прилегающих к нему территориях? Хаос и разгул международного терроризма на почве воинствующего исламского радикализма. Вот к чему привела американская политика насаждения «западной модели» по всему миру.

ООН осталась практически безучастной к свержению Му- аммара Каддафи в 2011 году. Сегодня трудно отрицать, что эта крупномасштабная агрессия обернулась большим позором для Запада, который уничтожил процветающую Ливию. В по­следние годы толпы голодных и бедных людей оттуда пытают­ся по морю попасть в Италию, где возникла гуманитарная ка­тастрофа. С ливийской территории террористы расползаются по всему Ближнему Востоку, а также, по Северной Африке; не­давний массовый расстрел людей в Тунисе - ярчайший тому пример. Внутри региона, да и во всём мире ещё на протяже­нии долгих лет будут ощущаться последствия непроститель­ной дестабилизации, которую устроили США и их союзники.

Можно продолжить разговор о военных преступлениях США, например, вспомнить, как они поддержали повстанцев, восставших против законного правительства Сирии, где по­гибло около 200 тысяч мирных жителей. Год назад там сфор­мировалась вооруженная группа исламских радикалов под названием «Исламское государство», которая позже прорва­лась на широкие территории региона.

В феврале 2014 года на Украине был совершен государ­ственный переворот при прямой поддержке США и ведущих стран ЕС, что послужило причиной нового хаоса и произвола в самой Европе. Какую пользу это событие принесло европей­ским народам? Соединённые Штаты, стремясь утолить свои политико-экономические амбиции, превратили Украину в международный очаг угрозы миру и международной безопас­ности, так как Соединенные Штаты и их союзники ищут спо­собы приблизить НАТО к границе с Российской Федерацией, чтобы попытаться ослабить ее могущество и ослабить её влия­ние в странах постсоветского пространства.

    После утверждения Устава ООН мир сильно изменился, и Совету Безопасности ООН нужно было адаптироваться к новым реалиям, поэтому возникла необходимость реформи­рования этой международной организации. США и их пря­мые союзники превратили ООН в инструмент установления однополярного мира. Чтобы противостоять этому, Венесуэла активно участвует во внешней политике и укрепляет позиции страны на региональном и международном уровнях. У неё есть своя собственная и твердая позиция по поводу способа разре­шения конфликтов и международных споров, и она включает в себя безоговорочное уважение суверенитета и территориаль­ного единства.

В общем, требуется реорганизовать систему ООН, по­скольку она оказалась неспособной противостоять наглому насаждению однополярного мира со стороны США. Необхо­димо расширить количественный и качественный состав Сове­та Безопасности, обеспечить большую прозрачность процесса принятия его решений, усовершенствовать методы работы, а также, усилить контроль за финансовой и миротворческой де­ятельностью ООН.

Отмечу, что на дипломатическом уровне Боливарианская Республика Венесуэла всегда выступает категорически про­тив односторонней политики Соединенных Штатов, которые размывают основы международного права, сформировавшие современную мировую систему, которые надменно и произ­вольно стремятся навязать новые правила игры, нарушая глав­ные принципы Устава Организации Объединенных Наций и Венской Конвенции о дипломатических сношениях и о праве международных договоров, главным образом, шестью спосо­бами: первый из них - так называемая превентивная война, прикрываясь которой, они отстаивают своё право нарушать суверенитет других государств; далее, введение экономиче­ских санкций против суверенных государств; использование прав человека в качестве политического оружия; поддержка и признание правительств, которые возникают в результате государственных переворотов, направленных против демокра­тических и законных правительств; наглое и одностороннее объявление государства «несостоявшимся», чтобы впослед­ствии оправдать своё вмешательство в его дела; экстратерри­ториальность, цель которой - навязать свои решения другим суверенным государствам.

Что касается последнего пункта, то здесь уместно упо­мянуть чудовищный и незаконный исполнительный декрет Правительства Барака Обамы от 9 марта 2015 года, в котором Боливарианскую Республику Венесуэла объявили «необычай­ной и чрезвычайной угрозой для национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов». Заявление было опровергнуто всем миром, всеми организациями региональ­ной интеграции, такими как: АЛБА, МЕРКОСУР, УНАСУР, ПЕТРОКАРИБЕ, Организацией Американских Еосударств, СЕЛАК, оно было опротестовано на Саммите Америк в Па­наме в апреле 2015 года. Данный декрет служит миру доказа­тельством того, что западная держава пренебрегает междуна­родным правом, и такого рода действия повторяются по отно­шению ко многим государствам, которые просто занимаются осуществлением своей суверенной власти, в частности, Россия, Иран и другие, и это ставит под угрозу баланс распределения власти в мире.

- Господин Хуан Висенте, Венесуэла - страна с уди­вительной судьбой. Здесь родился и вырос величайший патриот Латинской Америки - Симон Боливар, который возглавил победоносную борьбу народов этого континен­та против испанского колониального господства в начале XIX века. Потом зажглась звезда Уго Чавеса, самого выдаю­щегося борца за свободу и независимость Латинской Аме­рики против неоколониализма США в XXI веке. В общем, Ваша страна имеет особое героическое прошлое и герои­ческое настоящее.

    - Да, Боливарианская Республика Венесуэла развивает не­зависимую позицию в своей внешней и внутренней политике, благодаря мужественному характеру венесуэльского народа, который закаливался веками, в борьбе и труде. Действитель­но, у нас, венесуэльцев, есть повод для гордости. Латинская Америка со времен Симона Боливара стремилась освободить­ся от испанского, английского, португальского и голландско­го колониализма, одновременно затевая бой, чтобы сдержать «опекунские» амбиции, которые Вашингтон намеревался во­плотить в регионе с помощью доктрины Монро. Сперва по­беда кубинской революции сломала миф о полной гегемонии США, потом была социалистическая революция Сальвадора Альенде в Чили в 1970 году, а сейчас, на передовой линии со­противления диктату США, стоит Венесуэла.

Огромная заслуга в том, что страна заняла активную по­литическую позицию в историческом процессе освобождения от засилья США, принадлежит, безусловно, нашему нацио­нальному лидеру Уго Чавесу, который с 1992 года и вплоть до своей кончины в 2013 году, неустанно отстаивал идеи Симона Боливара, дополнив их глубоким социальным содержанием, проводя антиимпериалистическую борьбу, в связи с истори­ческой необходимостью создания новой модели в противовес капиталистической системе.

Кубинская и Боливарианская революции - это два само­бытных политических явления, направленных на достижение одинаковых целей: освобождение от засилья США и создание условий для справедливого социального развития своих наро­дов.

- С момента прихода к власти Уго Чавеса и при дей­ствующем президенте Николасе Мадуро Венесуэла про­водит очень активную независимую внешнюю политику на международной арене, несмотря на давление со сто­роны северного соседа. Этому, полагаю, способствует то, что Ваша страна считает себя самостоятельной геополи­тической и экономической силой в современном миро­устройстве?

- Да, Боливарианская Республика Венесуэла последова­тельно выступает против американского диктата, с целью до­биться установления многополярного и полицентрического мира. Вспомним июньские события 2009 года в Еондурасе, ког­да США вернулись в регион Центральной и Южной Амери­ки, пытаясь свергнуть прогрессивные правительства. В другой части мира произошло вторжение в Ирак и Афганистан, на сегодняшний момент существует реальная угроза вторжения в Иран...В феврале прошлого года, как уже отмечалось, при прямой поддержке США произошел государственный пере­ворот на Украине.

Наблюдается массированная попытка США установить полный контроль над мировыми природными ресурсами. Идею свободного и равного соблюдения суверенных прав на­родов и наций по отношению к их природным ресурсам долж­ны поддерживать все государства. Право народов и наций на суверенитет должно осуществляться в соответствии с их цен­ностями, принципами и природными ресурсами, в интересах национального и общего благосостояния каждого народа.

В декабре 2011 года состоялся саммит Сообщества госу­дарств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), задача которого усилить интеграцию континента, принимая во внимание политические усилия, природные ресурсы и по­тенциал каждой страны. Венесуэла была одним из инициато­ров создания этой организации.

    - Господин Хуан Висенте, предлагаем перейти от внешней политики к внутренней. Кстати, как нас учили в советских институтах, первая - это продолжение второй. Как известно, Уго Чавес объявил достижение националь­ного благосостояния своей великой целью. Сегодня Вене­суэлу считают экономическим и идеологическим локомо­тивом так называемого «Левого поворота» в современной Латинской Америке. Не могли бы подробнее рассказать о достижениях, связанных с социально-экономическим по­ложением венесуэльского народа?

- Внутренний валовый продукт Венесуэлы за последние десять-пятнадцать лет увеличился в три раза, а ВВП на душу населения вырос на 60 процентов. Это прямой результат ак­тивного участия государства в экономике страны и увеличения производимых на территории страны товаров и услуг для по­требления и экспорта.

Численность населения, проживающего за чертой бедно­сти, сократилась в три с половиной раза (с 70% до 20%) благо­даря Уго Чавесу, который уделил особое внимание малообе­спеченным слоям населения. Большую поддержку этому клас­су оказала его кампания по созданию общественных предпри­ятий и народных кооперативов. Целью данной программы было поспособствовать улучшению условий жизни рабочего класса. Эти же задачи выполняет действующая несколько лет система «Меркаль» - она занимается распределением среди малоимущих граждан продуктов питания по дотационным ценам. Немаловажную роль играют и банки, призванные кре­дитовать бедные семьи на льготных условиях.

Своей активной политикой Уго Чавес наращивал реали­зацию социальных программ правительства и за счет этого до­бился резкого снижения уровня бедности в стране. Наше госу­дарство за 14 лет правления Чавеса потратило на социальные программы 500 миллиардов долларов. С 1999 года в стране соз­дано более 4 миллионов новых рабочих мест. Вообще, безрабо­тицу среди экономически активного населения страны удалось снизить с 17% до 6%. По программе правительства на период 2013-2019 годов намечено снизить безработицув стране до 4%.

Количество пенсионеров выросло с 387 000 человек в 1998 году до 3 000 000 человек в 2015. Выходит, что пенсии теперь получает ещё 2 612 993 человек.

Реальные результаты политики Команданте Уго Чавеса и его преемника Николаса Мадуро налицо. Государство не жа­леет средств для решения социальных проблем, реализуются крупные проекты строительства жилищ для нуждающихся. В осуществлении этого грандиозного плана участвуют КНР, Ре­спублика Беларусь, Исламская Республика Иран и другие дру­жественные страны. Ожидается, что к концу этого года пра­вительство президента Мадуро сдаст 1 миллион квадратных метров достойного жилья.

Помимо широкой жилищной программы моя страна уделяет огромное внимание здравоохранению. В стране вве­дено бесплатное здравоохранение. Теперь не пациенты из отдаленных населенных пунктов едут к врачам, а врачи идут к пациентам, оказывая им бесплатную помощь. В Венесуэле работают около 30 тысяч кубинских врачей и медсестер, кото­рые не отказываются ехать в отдаленные районы с трудными бытовыми условиями. Значительную поддержку государства получают малоимущие матери, а также инвалиды.

Принципиально изменилось положение в области обра­зования. Правительство Уго Чавеса принимало личное участие в разработке учебных программ, включающих материалы по истории Венесуэлы и Латинской Америки, трактующейся с патриотических позиций. Поскольку прежняя система выс­шего образования отвечала интересам и требованиям буржу­азии, правительство создало новые бесплатные университеты, доступ в которые открыт самым низшим слоям населения. Цель очевидна: создание национально ориентированной, па­триотической интеллигенции.

    Чуть больше половины нашего населения, насчитываю­щего 30 миллионов человек, составляют женщины, поэтому, именно женщины стоят у руля большинства органов власти и занимают 50 процентов руководящих государственных долж­ностей.

В целом, Чавистский проект социализма XXI века, несмо­тря на большие трудности, принес реальные и ощутимые пло­ды. Это обеспечивает революционный процесс общественной поддержкой внутри страны и проецирует боливарианскую революцию на другие страны Латинской Америки и Кариб­ского бассейна, где, к сожалению, миллионы людей живут в бедности и нищете.

- Господин Посол, в русском языке есть поговорка: «Чтобы лучше понять день сегодняшний, нужно хорошо знать прошлое». Как Вы оцениваете отношения между Венесуэлой и Россией вчера, сегодня и завтра?

- В мае 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Сотрудничество с Венесуэлой является основополагающим элементом взаимоотношений России с Латинской Америкой». В этом контексте, бывший Президент Венесуэлы Уго Чавес начал, а действующий Президент, Ни­колас Мадуро, продолжает укреплять стратегический альянс, братские и дружеские отношения с Россией.

Это повод обратиться к истории российско-венесуэль­ских отношений, поскольку она помогает понять природу нашего особого сотрудничества. В конце XVIII века, когда предтеча венесуэльской независимости Франсиско Миранда посетил российские земли, он познакомился и завязал дру­жеские отношения с императрицей Екатериной II Великой, заручившись ее поддержкой и поддержкой всей великой Российской империи в целом в своей борьбе за независи­мость. К 1857 году Российская империя признала независи­мость Венесуэлы, и, таким образом, установились первые двухсторонние контакты.

Себастьян Франсиско де Миранда стал одним из лиде­ров борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. Он - национальный герой, революционер, знако­вая фигура для Боливарианской Республики Венесуэла, автор национального флага. Миранда принимал активное участие в Великой французской революции, в ее самых знаменитых сражениях. В 1785 году Миранда направляется в Англию в по­исках поддержки в борьбе против Испании, а затем предпри­нимает поездки в столицы Европы. В 1786-1787 годы он посе­щает Россию и получает от Екатерины II денежные субсидии и дипломатическую поддержку. В России Миранда встретился с Суворовым и Потёмкиным, здесь же ему был пожалован чин полковника русской армии.

В XX веке, 14 марта 1945 года между СССР и Венесуэлой были установлены дипломатические отношения. Двусторон­ние связи заметно активизировались после прихода к власти президента Уго Чавеса в 1998 году.

     Хотя мощное развитие венесуэльско-российских отноше­ний началось на заре XXI века, договорно-правовая база дву­сторонних отношений была создана ещё 24 мая 1996 г., когда страны подписали Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Венесуэла (вступив­ший в силу 2 июня 1997 г.). Президент Чавес посещал Россию десять раз: в 2001, 2004, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 году со­ответственно. В ходе официального визита президента Вене­суэлы Уго Чавеса в Москву в мае 2001 года были подписаны несколько соглашений о двустороннем сотрудничестве, про­граммы взаимного обмена в области культуры, образования, науки и спорта, а также совместное заявление президентов Владимира Путина и Уго Чавеса, в котором они выразили своё желание укреплять конструктивное сотрудничество в целях усиления политического доверия и расширения диалога. Так появилась двусторонняя межправительственная комиссия высокого уровня (КВУ), которая проводится на непрерывной основе, и в этом году состоялось ее одиннадцатое заседание. К этой теме я ещё вернусь.

Как и более двух веков назад, Франсиско Миранда, пред­теча венесуэльской революции, поддерживал хорошие от­ношения с императрицей Екатериной II, так и сегодня наша страна полагается на поддержку России в борьбе за свою неза­висимость на международной арене.

- Как Вы оценили бы состояние и перспективы торгово­экономических отношений между Венесуэлой и Россией?

- Двусторонние торгово-экономические связи развивают­ся в соответствии с установленным для разных сфер сотрудни­чества между двумя государствами планом.

Венесуэла занимает первое и восьмое место на планете по запасам нефти и газа соответственно, а также ведет раз­ведку новых месторождений; тогда как Россия обладает наи­большим запасом природного газа в мире и является одной из основных стран-производителей нефти, добывающей 10,5 миллионов баррелей в день. Таким образом, потенциал обеих стран здесь безграничен, а желание развивать и совершенство­вать эти отрасли - обоюдно. Все то, что уже сделано и что дела­ется в настоящее время в сфере добычи газа и нефти, осущест­вляется при поддержке российских партнеров. Венесуэла, в первую очередь, ценит дипломатическую, энергетическую и военно-техническую стороны своих отношений с Россией.

На сегодняшний день компания «Петролеос де Венесуэ­ла» занимает пятое место среди крупнейших мировых корпо­раций нефтяного сектора в ежегодном списке, публикуемом Petroleum Intelligence Weekly (PIW). Данный рейтинг основыва­ется на таких критериях, как запасы нефти, производство, не­фтепереработка и продажи. На первом месте находится ком­пания Amarco из Саудовской Аравии, за ней следуют иранская компания NIOC, американская компания Exxon Mobil и ки­тайская компания CNPC. После компании PDVSA в рейтинге стоят транснациональные корпорации: ВР (Великобритания), Shell (Еолландия), Chevron (США) и Total (Франция). Родовой доход компании PDVSA составляет приблизительно 120 мил­лиардов долларов, и с экономической точки зрения компания является основным гарантом благополучия страны.

Кстати говоря, Россия в лице «Роснефти» очень активно сотрудничает с венесуэльскими партнерами в проведении раз­ведочных работ, успешно конкурируя с компаниями из других стран. Наиболее перспективными являются работы в бассейне реки Ориноко и на нефтяном поясе Ориноко имени Уго Чаве­са (Битуминозные пески Ориноко), где найдены крупнейшие мировые запасы нефти.

В секторе энергетики в Венесуэле наиболее активно представлены такие российские компании и корпорации, как «Еазпром», «Роснефть», «Еазпромнефть», «Интер Рао», «РусЕидро» и «Росатом». В настоящее время двустороннее со­трудничество в сфере энергетики насчитывает 10 передовых совместных с PDVSA предприятий, охватывающих широкий спектр деятельности от разработки крупных интегрирован­ных производственных проектов, очистки/улучшения свойств и сбыта углеводородов нефтяного пояса Ориноко «Уго Чавес», до эксплуатации зрелых месторождений, укрепления наци­онального сектора электроэнергетики и консультирования в сфере атомной энергетики.

    В 2001 году был подписан акт о создании Межправитель­ственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня (КВУ). В ее состав входят 10 подкомиссий по взаимодействию в следующих областях: энергетика; финансы; транспорт; сельское хозяйство; наука и образование; ликвидации чрезвычайных ситу­аций; культура и спорт, жилищное строительство, рыболовство, а также подкомиссия по военно-техническому сотрудничеству.

Во время двухсторонних встреч между президентами Боливарианской Республики Венесуэла и Российской Феде­рации было подписано 260 соглашений и 57 проектов, среди которых особо выделяются соглашения в области энергетиче­ского сотрудничества, по налогообложению и борьбе с контра­бандой, по производству и торговле, военно-техническому со­трудничеству, инфраструктуре, образованию, туризму, спорту и культуре и др.

С учетом всех упомянутых соглашений увеличивается и масштаб участия крупных российских компаний в экономи­ке Венесуэлы, активно расширяется взаимодействие в области машиностроения, электроэнергетики, геологоразведки сырье­вых ресурсов и др.

Одним из новых и важных для венесуэльской стороны аспектов российско-венесуэльских отношений является уста­новление и развитие сотрудничества в военно-технической сфере. Намечено взаимодействие по довольно широкому спектру вопросов - от поставки российских вертолетов до строительства российскими специалистами космодрома в Ве­несуэле.

Многополярный мир - вот к чему, по многократным за­явлениям президентов обеих стран, стремятся и Венесуэла, и Россия, и именно в этом желании и воле заложена основа крепкой дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами.

- Господин Хуан Висенте, как Вы оцениваете эконо­мические санкции против России, введённые США год на­зад?

- Прежде чем ответить на данный вопрос с точки зрения международного права, я бы хотел отметить мощь, которой обладает ваша страна и ее благородный народ, которому не страшны западные санкции.

Президент Николас Мадуро открыто заявил о своей под­держке России, когда на Западе разворачивалась новая анти- российская компания. Выступая по телевидению 2 сентября 2014 года, он сказал: «Мы, в нашей независимой Венесуэле, требуем от тех, кто сейчас травит и обвиняет Россию, прекра­тить нападки в ее адрес, требуем прекратить поиск предлогов для войны против России. Мы хотим мира для всего мира, мы хотим уважения для России, мы заявляем об этом из Болива­рианской Республики Венесуэла».

Я думаю, сама жизнь подтверждает, что Россия уже по­бедила санкции. Ваша страна спокойно развивается, ее мир­ный народ практически полностью поддерживает политику Владимира Путина. Ваша нация обладает множеством добро­детелей, патриотическим чувством, которое в разы возрастает в контексте этих враждебных и несправедливых действий по отношению к стране. Род назад США и их союзники перед тем, как начать экономическую войну против России, наивно полагали, что смогут ее ослабить, что россияне выступят про­тив законного правительства, но произошло обратное - возро­дились патриотическое чувство и поддержка власти в отноше­нии всего, что связано с традициями и обычаями этой великой страны.

Фермеры Португалии, Испании, Италии и других госу­дарств-членов Европейского Союза, особенно стран Балкан­ского полуострова и Центрально-Восточной Европы стали ре­альными жертвами экономических санкций США и ЕС против России, и, что парадоксально, по вине своих же правительств.

Планам Запада поставить Россию на колени не суждено было сбыться. Такую страну не победить! Россия укрепилась изнутри, и укрепился ее союз с ближайшими соседями. Это, в частности, подтверждает вступление Республики Кыргызстан и Республики Армения в Евразийский экономический союз в этом году.

Россия нашла поддержку не только в лице Венесуэлы, но и практически в лице всех стран Латинской Америки. Все мы готовы поставлять мясо, овощи, фрукты, которые необходимы для вашей страны.

Согласно международному праву, введение экономиче­ских санкций отдельно взятыми государствами в односторон­нем порядке - несправедливо и неправомерно, поскольку они могут накладываться на страну исключительно по решению Совета Безопасности ООН. Подобного решения Совета Без­опасности ООН не существует. И в этом смысле эти санкции абсолютно незаконны и, безусловно, они препятствуют разви­тию межгосударственных отношений между Россией и стра­нами Запада.

Санкции против Кубы, введенные Соединенными Штата­ми в 1960-х гг. и регулярно обновляемые («Закон Хелмса-Бэр- тона» и др.) послужили причиной принятия Генассамблеей ООН последовательных резолюций «Необходимость пре­кращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединёнными Штатами Америки против Кубы» и «Права человека и односторонние принудительные меры». В них констатируется, что односторонние принудительные меры экономического характера: противоречат международ­ному праву, в частности Уставу ООН, принципам суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела; нарушают принцип свободы международной торговли и су­доходства; угрожают суверенитету государств; отрицательно сказываются на соблюдении прав человека, создают препят­ствия для торговых отношений, сдерживают процесс социаль­но-экономического развития; а также затрагивают уязвимые группы населения развивающихся стран, в частности женщин и детей.

Односторонние санкции США и ЕС, по своим политиче­ским и экономическим последствиям, сравнимы с санкциями Совета Безопасности ООН. Они негативно влияют на усилия Совета Безопасности по поддержанию мира и безопасности. К тому же, такие санкции отрицательно сказываются на тре­тьих странах.

- Господин Посол, в последних номерах Евразийско­го юридического журнала появилась серия материалов о странах БРИКС: были опубликованы интервью с По­слом Бразилии Антонио Геррейро в Москве, интервью с послом Индии в Москве Пунди Шринивасан Рагхаваном. В июле текущего года в Уфе прошли Саммиты БРИКС и ШОС. Как Вы оцениваете результаты этих двух глобаль­ных форумов?

- Я считаю, что мир до БРИКС и после БРИКС - это два разных мира. Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе показали, что международное сообщество в целом выступает за многополяр­ный мир. Саммиты в Уфе продемонстрировали Западу не толь­ко философию нового мирового порядка, но и практические шаги по достижению общих целей. Владимир Путин подчер­кнул, что в переговорах фактически участвовали три организа­ции - ШОС, БРИКС и Евразийский экономический союз. Про­шедшие саммиты стали важными событиями как для стран, принявших в них участие, таки для всего мирового сообщества.

     Ключевые документы саммитов - «Уфимская деклара­ция», «Уфимский план действий» и «Стратегия экономиче­ского партнерства БРИКС» - содержат конкретные догово­ренности по развитию объединения, укреплению его между­народного статуса, предусматривают комплексные меры по углублению внешнеполитической координации, расшире­нию торговли и инвестиций, обменом технологиями.

Таким образом, в Уфимской Декларации лидеры БРИКС призвали к проведению реформ в ООН и МВФ, поскольку дан­ные институты уже не способны самостоятельно исполнять поставленные перед ними задачи, принимая во внимания по­следние соглашения. «Мы заявляем о необходимости всеобъ­емлющей реформы Организации Объединенных Наций, и, в частности, ее Совета Безопасности, в целях обеспечения его большей представительности и эффективности, с тем чтобы он мог наилучшим образом реагировать на глобальные вызо­вы. Китай и Россия вновь заявляют о том, что они придают важное значение статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных делах и поддерживают их стремление играть более весомую роль в ООН», это часть из того, о чём говорится в указанном международном юридическом документе.

Объективным результатом саммита в Уфе является созда­ние Нового банка развития и резервного фонда валют стран БРИКС.

- Господин Посол, что бы Вы хотели пожелать чита­телям, авторам, сотрудникам Евразийского юридическо­го журнала, который так популярен во всех странах СНГ?

- Во-первых, я хотел бы поблагодарить редакцию за при­глашение выступить с интервью в качестве PERSONA GRATA. Хорошо известно, что на страницах Евразийского юридиче­ского журнала делятся своим мнением послы, выдающиеся политические и общественные деятели, ученые, преподава­тели, профессионалы, работающие в разных областях науки. Это уже позволяет относиться с доверием и уважением к пу­бликуемому материалу, что отражается на авторитете этого ежемесячного издания внутри и за пределами Российской Фе­дерации. Беседовать сейчас с вами - большая честь для меня и повод для гордости.

А во-вторых, пользуясь случаем, я спешу поприветство­вать и выразить от лица Боливарианской Республики Венесуэ­ла чувства солидарности, дружбы и братства всем россиянам, жителям стран Евразийского экономического союза, ШОС и БРИКС, а также всех стран.

Наше общее будущее - это полицентричный и многопо­лярный мир!

С Чрезвычайным и Полномочным Послом Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации Хуаном Висенте Паредес Торреальба беседовали:

Шуванов Станислав Александрович - Председатель Меж­дународного общественного движения «Российская служба мира», ветеран дипломатической службы.

Кухтин Геннадий Витальевич - Первый заместитель Председателя Международного общественного движения «Россий­ская служба мира», ветеран государственной службы.

Фархутдинов Инсур Забирович - Главный редактор Евра­зийского юридического журнала, Заместитель Председателя Меж­дународного общественного движения «Российская служба мира».

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях