A. V. KUKUSHKINA:
INTERNATIONAL LEGAL PROBLEMS OF WATER RESOURCES IN CENTRAL ASIA
Interview with associate professor of International law sub-faculty of the MGIMO (U) of the MFA of Russia Kukushkina Anna Viktorovna
Визитная карточка:
Кукушкина Анна Викторовна - доцент кафедры международного права МГИМО МИД РФ, кандидат юридических наук.
Эксперт в области международного экологического и гуманитарного права. Является автором научных публикаций в Московском журнале международного права, журнале «Государство и право», в т.ч. «Становление принципа экологической безопасности в современном международном праве», «Экологические проблемы при производстве ядерного оружия», «Международно-правовые аспекты экологической безопасности», «Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов (на примере кризиса в Персидском Заливе)», «История разработки конвенции о запрещении разработки военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду», «Концепция устойчивого развития (социальный, экономический и экологический аспекты) Автор монографии "Экологическая безопасность, разоружение и военная деятельность государств" Соавтор нескольких учебников по международному праву, учебника по европейскому международному праву, соавтором монографии по охране окружающей среды в Арктике при добыче углеводородов.
******************************************************************
- Уважаемая Анна Викторовна, С распадом Советского Союза две большие реки Сырдарья и Амударья из внутренних рек стали международными, которые протекают по территории пяти независимых государств: Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Расскажите, пожалуйста, о проблемах правового статуса водных ресурсов в Центральной Азии
- В Центральной Азии проживает более шестидесяти миллионов человек, которые являются гражданами: Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана. В регионе наблюдается быстрый рост экономики. Ярким примером с точки зрения экономических показателей является Казахстан, который имеет относительно низкий уровень бедности и самый высокий валовой внутренний продукт на душу населения.
Отсутствие международного сотрудничества и регионального диалога в Центральной Азии является проблемой для региона. Тем не менее, одна из сфер заслуживает особого внимания. Это проблема вод, а точнее ее международноправовой статус.
Региональное сотрудничество по использованию водных ресурсов является многогранной и сложной проблемой. Основными источниками воды в Центральной Азии являются реки Сырдарья и Амударья. Исток Амударьи начинается в Таджикистане, протекает вдоль границы между Афганистаном и Узбекистаном, затем через Туркменистан в Узбекистан и впадает в Аральское море. В совокупности реки Амударья и Сырдарья имеют около 77 кубических километров воды, 96 % из которых используются для орошения. Имеются также и другие крупные межгосударственные реки, такие как: Чу, Талас, Тарим и Иртыш.
Из-за отсутствия сотрудничества и диалога в региональном управлении водными ресурсами лежат противоречивые интересы в отношении того, как эти водные ресурсы должны использоваться и как они воспринимаются: как товар или как общественное достояние. Страны с нисходящим потоком: Казахстан, Туркменистан и Узбекистан зависят от орошаемого земледелия, тогда как страны, расположенные выше по течению: Кыргызстан и Таджикистан, сосредоточены на расширении водохранилища и увеличении производства гидроэлектроэнергии.
После распада Советского Союза в 1991 году новые независимые государства центрально-азиатского региона решили отстаивать свои собственные отличающиеся друг от друга национальные интересы. Подписанное в 1992 году Алмаатинское соглашение, регламентирующее квоты на воду, сейчас устарело и, как следствие, ограничено в применении. Региональные и международные усилия не смогли найти адекватного решения этой проблемы.
После распада СССР проблема воды в Центральной Азии стала самой важной темой из-за того, что водные ресурсы распределены неравномерно. Государства Центральной Азии хотели разрешить эту проблему посредством нескольких соглашений, направленных на создание конкретных правовых рамок для водного сотрудничества в регионе. Сегодня сотрудничество в области водоснабжения находится в компетенции Межгосударственной комиссии по координации водных ресурсов - межправительственного органа, занимающегося вопросами распределения воды и охраной водных ресурсов. Эти правовые инструменты оказали огромное влияние на права человека в области водопользования, а также на экологические и экономические права государств в целом.
- Расскажите, пожалуйста, о наиболее острых проблемах в сфере водных ресурсов в Центральной Азии.
- В частности, в области водоснабжения функция технического обслуживания, как правило, делегируется кооперативным организациям и акционерным обществам. В гидроэнергетике государственный контроль так же устойчив, как и прежде, за исключением небольших гидроэлектростанций, которые правительство хотело бы приватизировать и развивать за счет государственных инвестиций.
Наиболее острые проблемы возникли в орошаемом земледелии. В дополнение к ассоциациям водопользователей, которые созданы на самом низком административном уровне, существуют планы создания федераций водопользователей, которые возьмут на себя ответственность за водоснабжение, а также эксплуатацию и обслуживание сетей на уровне государства. В некоторых случаях функции ассоциаций водопользователей сливаются с функциями частных предприятий на уровне округов, или сами ассоциации передают услуги на аутсорсинг на основе договоров доверительного управления. Как и в Туркменистане, концессии могут предоставляться частным компаниям для использования орошаемых земель.
Специфика национального законодательства республик Центрально-азиатского региона может быть охарактеризована на примере трех стран: Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, которые имеют несколько иные подходы к разработке внутренней и внешней водной политики в отличии от Узбекистана и Туркменистана.
- Насколько широка законодательная база государств Центральной Азии в области регулирования статуса водных ресурсов?
- Из-за засушливого климата Центральной Азии и ограниченных возможностей для дождевого орошения сельского хозяйства орошаемое земледелие всегда играло и, вероятно, будет продолжать играть важную роль в Центральной Азии, в основном в трех странах Центральной Азии: Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.
Несмотря на огромные инвестиции в водоснабжение в советский период, часто неуместное расширение ирригации и активизация сельскохозяйственного производства способствовали деградации почвенно-водных ресурсов. Свободный доступ к водным ресурсам в Советском Союзе также способствовал их неэффективному использованию.
За последние двадцать лет независимости государств Центральной Азии существующие методы орошения еще больше ухудшили качество почвы и воды в регионе. Организационные структуры, регулирующие управление водными ресурсами, в системе коллективного земледелия, существовавшие в этих республиках в течение большей части двадцатого века, были отменены в получивших независимость государствах региона без надлежащей замены. То же самое произошло с внутрихозяйственной ирригационной и дренажной инфраструктурой, которая была построена в советский период и исторически управлялась колхозами. Ответственность за сохранение этих систем не была отменена после обретения независимости.
В связи с растущими проблемами управления ирригацией международные организации, работающие в Центральной Азии, рекомендовали создать ассоциации водопользователей, которые являются неправительственными, некоммерческими организациями, целью которых является управление водными ресурсами и ирригационно-дренажной инфраструктурой.
До сих пор ассоциации водопользователей не являются мощными или эффективными, главным образом потому, что они создаются бюрократическим способом сверху вниз, без привлечения местного населения и сельскохозяйственных рабочих.
Крупные международные доноры внесли изменения, которые привели к эффективному регулированию и повышению эффективности использования воды для орошения. Однако ситуация в отношении водных проблем аналогична общему правовому регулированию в этих странах. Недавно принятые правовые акты не отражают динамизм, а их применение к повседневной жизни ограничено из-за неэффективности судебных систем этих стран.
В конституциях Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана говорится, что водные ресурсы являются исключительным и неотъемлемым имуществом государства. Каждый человек имеет право использовать воду в пределах национальных границ в соответствии с положениями законодательства каждой страны, а правительство гарантирует эффективное использование водных ресурсов в интересах народа.
Основными законодательными документами в этой области являются Водные кодексы Кыргызстана и Таджикистана и Закон об использовании воды в Узбекистане. Эти документы устанавливают принципы управления водными ресурсами, определяют юрисдикцию государственных органов в отношении водных ресурсов и управления водными ресурсами, регулируют использование и оплату поверхностных и подземных вод, а также устанавливают меры по защите водных ресурсов от загрязнения, истощения и ирригации.
Водные кодексы также включают нормы, касающиеся создания и функционирования ассоциаций водопользователей. В Кыргызстане Водный кодекс включает положения, устанавливающие минимальный экологический речной сток, который требует от органов государственной власти определения минимального уровня стока воды для определенных рек и водных объектов с целью сохранения рыбных запасов и водных экосистем.
Связанные с водой положения также включены в другие законы, такие как Земельный кодекс и законы, касающиеся охраны окружающей среды, сельского хозяйства и налогообложения. В Узбекистане, где межгосударственные реки Амударья, Сырдарья, Зерафшан и Аральское море пересекают национальные границы, вопросы, связанные с водным правом, должны решаться в соответствии с межгосударственными соглашениями. Во всех трех странах функции и обязанности в области водных отношений распределяются между различными национальными министерствами и ведомствами и местными руководящими органами. Национальные парламенты устанавливают государственную политику в отношении использования и охраны водных ресурсов, утверждают годовые бюджетные ассигнования на ирригацию и дренаж, и определяют плату за использование воды в качестве природного ресурса. Роль правительства заключается в разработке государственных водных программ и координации деятельности конкретных министерств. Это Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызстана, Министерство мелиорации и водных ресурсов Таджикистана и Министерство сельского и водного хозяйства Узбекистана. Эти министерства выполняют аналогичные функции во всех трех республиках и отвечают за выполнение текущих правил и политики в области водных ресурсов. Они также регулируют строительство и эксплуатацию национальной ирригационной инфраструктуры. По мнению некоторых национальных экспертов и международных инвесторов, институциональные рамки управления водными ресурсами, существующие в этих странах, требуют реформ, поскольку участие местных органов власти в управлении водными ресурсами подрывает единообразие усилий и замедляет осуществление национальной политики.
В странах Центральной Азии были созданы ассоциации водопользователей с целью управления водными ресурсами на уровне ферм. Это членские, неправительственные и некоммерческие организации, направленные на:
- поддержание ирригационных систем в интересах общества;
- обеспечение справедливого, эффективного и своевременного распределения воды между фермами;
- сбор платежей за водоснабжение;
- урегулирование мелких споров, связанных с распределением и использованием воды.
Первые ассоциации водопользователей были созданы правительством Кыргызстана в середине 1990-х годов. Это был экспериментальный проект, инициированный Азиатским банком развития, Всемирным банком, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН и правительством Японии.
Согласно Закону 1997 года об ассоциациях водопользователей в сельских районах, существующие внутрихозяйственные водные инфраструктуры были переданы ассоциациям водопользования без оплаты. Ассоциации получили право на торговлю водой, определение сборов и введение санкций в случае нарушения правил.
Водный кодекс предусматривает, что поставщики объемной воды должны заключать соглашения с ассоциацией водопользователей и не могут предоставлять воду непосредственно отдельным пользователям в сельских районах за пределами контракта на поставку, заключенного с соответствующей ассоциацией водопользователей.
Аналогичные положения были включены в постановление Кабинета министров Узбекистана от 21 июля 2003 года. Указ изменил управление водными ресурсами от административно-территориальной системы до бассейнового подхода и консолидированного управления водными ресурсами посредством создания ассоциации водопользователей. Цель Указа заключалась в том, чтобы привлечь фермеров к усилиям по улучшению ирригации с тем чтобы поставляемая вода могла использоваться более эффективно.
В Таджикистане закон об ассоциациях водопользователей был принят в ноябре 2006 года. Хотя таджикские законодатели использовали в качестве примера Кыргызский закон об ассоциациях водопользователей, они разработали множество статей, в которых четко указаны структура и стандартные процедуры для ассоциации водопользователей. В результате различные доноры, работающие в этой области, такие как Всемирный банк, ЮСАИД, Азиатский банк развития, ЕС, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству использовали различные структуры для ассоциации водопользователей в своих сферах деятельности, что в конечном итоге привело к недостатку правового регулирования в области стандартизации.
В Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане водопользователи делятся на две категории: общие и специальные. Общее водопользование не предполагает применения технического оборудования или сооружений в процессе использования воды. Так что большинство сельскохозяйственных потребителей попадают в категорию особого водопользования. Этот статус распространяется на всех пользователей независимо от их юридической формы, типа собственности, гражданства или места жительства. Специальное использование осуществляется на платной основе, а сбор взимается со всех специальных водопользователей.
В соответствии с Водным кодексом Таджикистана ассоциации водопользователей и другие общественные организации могут использовать водные объекты для орошения на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органом регулирования, и в соответствии с соглашением с местной организацией водоснабжения. Плата за пользование водой включена в лицензионный сбор и в оплату водоснабжения. Аналогичный процесс был установлен в Узбекистане.
В Кыргызстане в 1996 году были введены нормативы расхода на воды, однако эта система работала слабо, и поэтому не хватало стимулов для экономии воды. Тарифы, установленные парламентом Кыргызстана, не зависят от экономических факторов, но часто отражают политическую ситуацию. Например, в 2010 году Временное правительство Кыргызстана уменьшило и без того низкие тарифы ввиду многочисленных жалоб местных администраций, ферм и ассоциаций водопользователей.
Поскольку доступ к водным ресурсам в Кыргызстане остается источником социальной напряженности, в октябре 2012 года парламент Кыргызстана внес изменения в Водный кодекс страны, отменив специальные разрешения на использование сельскохозяйственной воды и процедуры разрешения на водоснабжение.
Разрешения на воду необходимы для специального водопользования в Таджикистане и Узбекистане. В законодательстве Узбекистана введены ограничения на водопользование. Пределы установлены для всех типов потребителей воды, включая сельскохозяйственных потребителей, государственных органов сельского хозяйства и водных ресурсов, ассоциаций водопользователей и для отдельных фермеров.
Расходы на водоснабжение и другие услуги водоснабжения считаются экономическими мерами, которые поддерживают рациональное использование воды и ее сохранение. Такая же цель лежит в основе налога на использование водных ресурсов, рассчитанного согласно статьям 257-264 Налогового кодекса Узбекистана. Этим налогом облагаются фермеры, индивидуальные предприниматели, использующие воду для коммерческих целей. Налогом облагается вода, используемая из источников поверхностных и подземных вод, и рассчитывается на основе фактического объема потребленной воды.
- Повелитель Вашими прогнозами относительно перспективы международно-правового регулирования водных ресурсов.
- Каждая республика Центральной Азии регулирует качество воды согласно ряду законов, подзаконных актов, санитарных правил и стандартов. Большинство стандартов и нормативных документов были приняты правительственными органами в советское время, хотя некоторые из них были введены в действие после обретения независимости. Цель этих документов - защитить водные объекты от загрязнения, засорения и истощения, а также обеспечить благоприятные условия для водопользования и экологического благополучия.
Законодательство об охране окружающей среды каждой страны включает стандарты и нормы предельно допустимых концентраций опасных веществ в воде и стандарты предельно допустимых сбросов опасных веществ в водоемы. Нормы, регулирующие максимально допустимое удаление вредных веществ, устанавливаются отдельно для каждого источника загрязнения. Национальный мониторинг качества воды осуществляется государственными органами, отвечающими за охрану окружающей среды. Мониторинг включает в себя контроль, оценку, прогнозирование уровня и качества национальных водных ресурсов.
Центральная Азия является одним из старейших в мире орошаемых регионов, история которого насчитывает тысячи лет. В начале XX века у центрально-азиатских стран был четкий набор правил распределения воды, признанных землевладельцами. Каждый землевладелец имел определенные права на воду, в основном, исходя из размера земли.
После 1920-х годов СССР начал регулировать систему управления водными ресурсами через систему квот, основанную на потребностях крупных хозяйств. С середины 1960-х годов в Центральной Азии подход к распределению воды основывался на планах водопользования с применением регулируемых нормативных принципов как схему распределения воды. Такое регулирование использования воды осуществлялось и после распада СССР. Первые водные соглашения, подписанные между независимыми государствами в 1990-х годах в Центральной Азии, стремились быстро решать споры по воде. Однако, они были фактически рекомендательными нормами. Со временем каждое соглашение привнесло новые элементы в водную систему. Следует отметить, что данные соглашения стали уделять внимание и окружающей среде.
Сегодня водные соглашения являются основой сотрудничества в Центральной Азии. Экологическое состояние воды в Центральной Азии нельзя назвать благоприятным. Ежегодно количество воды, а также ее качество снижается. Водные соглашения имеют решающее значение для социально-экономического развития этого региона, и в результате эти соглашения являются одним из ведущих факторов демократических преобразований. Государства Центральной Азии должны найти оптимальное решение для улучшения системы водопользования не только в своих национальных интересах, но и для учета интересов всех жителей Центральной Азии.
- Спасибо Анна Викторовна за столь содержательное интервью.
Интервью брали: