Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
МГЮА – лидер юридического образования в России
Интервью с Л.А. Петручак, проректором Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА ), Членом Учебно- методического объединения (УМО ) по юридическому образованию вузов России, доктором юридических наук, доцентом, Почётным работником высшего профессионального образования Российской Федерации

Интервью с Л.А. Петручак

№ 6 (61) 2013г.

MOSCOW STATE LAW UNIVERSITY - LEADER OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIA

Interview with L.A. Petruchak, vice-rector of the O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSAL), member of the Training Association (EMA) for legal education institutions of Russia, Dr. of Law, Associate Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of Russian Federation.

Визитная карточка:
Петручак Лариса Анатольевна — доктор юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Учебно-методического объединения (УМО) по юридическому образованию вузов России.

Курирует институты и кафедры Московского государственного юридического универси­тета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Учебно-методическое управление, Отдел приема абиту­риентов, Центр студенческой юридической помощи, Центр довузовской подготовки, Центр иностранных языков, Центр конфликтологии, Центр содействия занятости студентов и трудо­устройству выпускников; Ассоциацию студентов, Методический совет; учебную, внеучебную и воспитательную работу филиа­лов Университета, организацию приема на обучение в Университет и его филиалы.

Профессор кафедры теории государства и права, преподает теорию государства и права и методику преподавания права.

Имеет более 40 научных и учебно-методических работ, в том числе две монографии, которые посвящены проблемам пра­вовой культуры российского общества, образовательного процесса в юридическом вузе, модернизации юридического обра­зования.

Является аккредитованным экспертом в сфере образования при проведении мероприятий по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ об образовании; контролю за соблюдением лицензионных требований и условий; госу­дарственному контролю качества образования.

************************************************

 Петручак Лариса Анатольевна    -      Уважаемая Лариса Анатольевна, около года назад Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина (МГЮА) была переименована в Москов­ский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), с чем это было связано? Как бы Вы охарактеризовали роль и место МГЮА в системе юриди­ческого образования в Российской Федерации?

-      Действительно, по Приказу Минобрнауки России от 12 октября 2012 г. № 812 Академия была переименована в фе­деральное государственное бюджетное образовательное уч­реждение высшего профессионального образования «Москов­ский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». В России существует три вида высших учебных заведений: институт, академия и университет. Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специ­альности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специ­альности, а по остальным - проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии. Если учебное заведение имеет статус академии, значит в нем ведется подготовка спе­циалистов в одной сфере деятельности. Академия отличается достаточно узким спектром специальностей, как правило, они предназначены для одной отрасли хозяйства.

В 2012 г. МГЮА стал первым в стране моноуниверсите­том, готовящим юристов по разным профилям (специализа­циям) для возможных видов профессиональной деятельности, соответствуя по всем остальным критериям высокому стату­су университета. Университет в своей структуре объединяет 12 институтов, в которых обучаются более 17 тысяч студентов и проходят подготовку более 500 аспирантов и соискателей, более 30 кафедр.

Ситуация усиливается еще и тем, что МГЮА, являясь од­ним из ведущих юридических вузов России, выступает своего рода флагманом юридического образования, с которым сверя­ют свои шаги и другие вузы. Поэтому для нас крайне важно, чтобы наши коллеги из других юридических вузов и факульте­тов понимали и поддерживали наши подходы и нововведения на пути подготовки высококвалифицированных юристов.

МГЮА имени О.Е. Кутафина функционирует как много­профильный и многоуровневый научно-образовательный комплекс: реализует программы довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного про­фессионального образования, осуществляет научно-исследо­вательскую и научно-практическую деятельность.

Перед Московским государственным юридическим уни­верситетом сегодня, как никогда, время ставит сложнейшие задачи, и мне как проректору, курирующему учебную и вос­питательную работу в вузе (одно из главных направлений для образовательного учреждения), конечно, приходится изучать новые документы Министерства образования и науки РФ, быть активным организатором и участником разработки соответ­ствующих проектов нормативных документов, таких как ФГОС ВПО, положений, локальных нормативных актов и других.

  -      Лариса Анатольевна, расскажите, пожалуйста, кра­тко о своем биографическом пути, как Вы стали прорек­тором МГЮА (Университета имени О.Е. Кутафина)?


-      Вся моя достаточно многолетняя профессиональная деятельность связана с преподаванием и организацией учеб­ной деятельности. Наличие двух высших образований: юри­дического и педагогического, - предоставило уникальную возможность сочетания знаний юридических наук, педаго­гики высшей школы, методики преподавания юриспруден­ции для выработки умений и навыков по организации учебно-воспитательного процесса и преподавания юридических дисциплин.

Опыт преподавательской работы приобретался на протя­жении более чем 20 лет, начиная со школьного класса, затем в студенческой аудитории. За все эти годы общение с учебным коллективом стимулировало к самообразованию, самораз­витию, внедрению новых современных форм и методов про­ведения занятия. Обучение - процесс двусторонний, который обогащает также и преподавателя, который постоянно ищет ответы на вопросы студента, и, чтобы быть интересным для молодёжи, - должен «идти в ногу со временем» во всех отно­шениях и даже немного опережать его.

Сегодня я преподаю одну из базовых для юристов учеб­ных дисциплин - теорию государства и права, которая изуча­ется на первом курсе в течение всего учебного года. Мне прихо­дится встречать первокурсников с первых сентябрьских дней, когда они немножко растерянные и смущенные садятся за парту нового для них учебного заведения, внимательно всма­триваются в окружающую обстановку и изучают требования, подходы к подготовке домашних заданий. В юриспруденции они делают первые шаги. И в течение учебного года, в процес­се постоянной работы со студентами замечаешь изменения, которые происходят с ними: их речь насыщается юридически­ми терминами, предложения становятся лаконичными, вы­сказывания аргументированными, появляется индивидуаль­ная точка зрения, многие из них с достоинством ведут себя на занятиях, «примеряя на себя» юридический этикет и стиль.

Параллельно с преподавательской деятельностью я рабо­тала в вузах на различных должностях, связанных с учебным процессом. Одной из ярких страниц моей профессиональной биографии является работа в должности декана юридическо­го факультета, что позволило в полной мере изучить, а затем и организовать работу кафедр, разработку учебно-методиче­ской документации, студенческого самоуправления; овладеть подготовкой к лицензированию и аккредитации специально­сти «Юриспруденция» и познать многие премудрости, что и составляет такое понятие как «профессионализм».

В МГЮА я пришла в 2007 г. на должность заместителя заведующего кафедрой теории государства и права. Затем возглавила Учебно-методическое управление нашего вуза. Эти годы были очень насыщенными и интенсивными с точ­ки зрения модернизации высшего образования, в том числе и юридического. Многие процессы приходилось осмысливать заново и внедрять с учетом требований времени. Мой науч­ный интерес совпал с профессиональной деятельностью, что нашло отражение на страницах монографии «Правовая куль­тура и юридическое образование в контексте модернизации российского общества» и докторской диссертации, посвящен­ной проблемам правовой культуры современной России.

В 2012 г. я была назначена проректором по учебной и вос­питательной работе.

-      Вы являетесь проректором Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), участником Учебно-методическо­го объединения (УМО) по юридическому образованию вузов России, курируете институты и кафедры Универ­ситета, Учебно-методическое управление. Как руководи­тель, какие особые вызовы Вы видите в работе на долж­ности такого уровня? И есть ли преимущества, которые помогают в работе?

-    Работа в вузе с более чем 80-летней замечательной исто­рией, какую имеет наш Университет, среди выдающихся лич­ностей, известных ученых, для меня, прежде всего, большая честь, и одновременно - огромнейшая ответственность. Это определяет характер и стиль работы, заключающийся во взве­шенности и продуманности решений и мероприятий, прово­димых в университете, в сохранении и приумножении лучших традиций.

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) функцио­нирует как многопрофильный и многоуровневый научно-об­разовательный комплекс: реализует программы довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополни­тельного профессионального образования, осуществляет науч­но-исследовательскую и научно-практическую деятельность.

Так как Университет является базовым вузом Учебно­методического объединения, то прямо или косвенно все во­просы, касающиеся подготовки юристов, являются нашими вопросами. так, нами разработаны проекты новых редакций ФГОС ВПО подготовки бакалавров и магистров. Сейчас гото­вится проект стандарта по обучению аспиранта.

Вы спрашиваете о преимуществах этой работы. Полагаю, их несколько: возможность общения в процессе работы с инте­ресными людьми и возможность непосредственного участия в обновлении юридического образования.

   -    Какие именно первостепенные задачи Вы ставите перед собой в процессе работы со студентами?

-    Реформа российской высшей школы выдвинула реше­ние глобальных проблем, таких как изменение организации и содержания образования, формирование личности вы­пускников.

Неразрывность учебно-воспитательного процесса в вузе является необходимым условием формирования общекуль­турных и профессиональных компетенций будущего юриста.

Именно в вузе, пройдя школу общественных организа­ций, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, обще­ственному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создавать условия для са­моразвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосо­знания. Для этого вуз должен выстроить систему внеучебной воспитательной работы.

Главная цель, как мне представляется, - это создание в вузе воспитывающей, развивающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.

Важнейшими звеньями этой работы должны стать инсти­туты, кафедры, конечно же, органы студенческого самоуправле­ния, общественные организации и объединения, особую роль при этом должен играть Совет по воспитательной работе.

   -    Лариса Анатольевна, новый закон «Об образовании в Российской Федерации» стал предметом обсуждения во всех центральных СМИ. Много спорят о нем и в Интерне­те. Кого он коснется в первую очередь?

-    Сегодня вся педагогическая и научная общественность широко обсуждает и готовятся к реализации нового Федераль­ного закона «Об образовании в Российской Федерации».

Основной идеей закона является установление системно­го и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; обеспечение эффективного функционирования отечественной системы образования и ее развития в современных условиях.

Актуальность закона очевидна из-за проблемы динамич­ного развития процессов в системе образования и отставания ее законодательного обеспечения. Необходимы новые нормы, регламентирующие условия и механизмы проведения экспе­риментальной и инновационной деятельности, повышение доступности образования и его качества, устранение пробелов и снятие противоречий, содержащихся в действующем зако­нодательстве.

Это нормативный правовой акт, регламентирующий от­ношения в сфере образования и выполняющий роль систе­мообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования, пришедший на смену законам «Об об­разовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и регулирующий все подсистемы и уровни об­разования: от дошкольного до послевузовского. Широта спек­тра правового регулирования данного закона объясняет и ши­рокий интерес всех слоев населения, так как каждый человек попадает в сферу его регулирования.

-      Какие наиболее важные изменения коснутся рабо­ты вузов и, в частности, Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с принятием нового закона?

-      Новый законодательный акт, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г., привносит огромные изменения в регули­рование отношений в области образования. Если говорить непосредственно об интересующем нас высшем образова­нии, то оно становится многоуровневым, включающем в себя и подготовку научно-педагогических кадров как заключи­тельный уровень образования. Именно это новшество, вы­зывающее сегодня множество вопросов, повлечет за собой существенные изменения в организации деятельности аспи­рантуры и докторантуры, подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций. Меняется даже название образо­вания: вместо «высшего профессионального образования» вводится понятие «высшее образование». И это не просто игра слов, за этим следуют огромные изменения, касающие­ся присвоения квалификации выпускнику вуза. Если в недав­нем прошлом выпускник юридического факультета получал квалификацию - юрист, то теперь по окончании бакалаври­ата - бакалавр, а магистратуры - магистр. Профессиональ­ный экзамен выпускник будет держать уже непосредствен­но в профессиональной среде, где будущие коллеги смогут оценить его подготовленность к осуществлению конкретного вида юридической деятельности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Феде­рации» вносит существенные изменения в деятельность выс­ших учебных заведений. Достаточно перечислить следующие: рекомендации по конкурентоспособности вуза; зависимость заработной платы преподавателей от экономики региона; сокращение льгот при поступлении в вуз; изменения в ли­цензировании и аккредитации образовательных программ; электронное и дистанционное обучение; сетевое взаимодей­ствие вузов; новая концепция дополнительного образования и другие.

    -      Изменится ли количество бюджетных мест в выс­ших учебных заведениях с введением нового закона, со­хранится ли набор гуманитарных специальностей, по­явятся ли новые?

-      Министерство образования и науки РФ разработало но­вый порядок формирования и распределения контрольных цифр приема (КЦП) по программе ВПО в 2013-2015 гг. Одним из ключевых моментов этого проекта является создание Цен­тров ответственности, призванных участвовать в формирова­нии политики по закрепленным направлениям подготовки и готовить предложения по ежегодным объемам КЦП. Для юриспруденции таким Центром ответственности стала Ассо­циация юристов России, которая координирует потребности и возможности вузов, регионов в подготовке кадров, их трудо­устройстве. Такой подход представляется достаточно эффек­тивным, когда профессиональное сообщество, анализируя в целом рынок труда того или иного региона, конкурентоспо­собность вуза, принимает решение и ходатайствует перед Ми­нобрнауки России о выделении конкретного количества бюд­жетных мест вузу.

Количество гуманитарных направлений подготовки оста­нется в тех же пределах, а следуя тенденции последних лет, можно предположить, что количество бюджетных мест будет несколько снижаться.

   -      Какие ожидаются изменения правил поступления абитуриентов в МГЮА в связи со вступлением в силу но­вого закона?

-      Правила поступления в вуз также будут изменены. Некоторые нововведения уже коснулись тех вузов, где есть колледжи: поступление на специальности среднего профес­сионального образования осуществляется с этого года на вне­конкурентной основе (т. е. без вступительных испытаний).

Серьезных изменений ждет процесс поступления в аспи­рантуру.

Изменится порядок обучения лиц, получающих второе высшее образование, и др.

-      Прокомментируйте, пожалуйста, имеющий место переход на уровневую систему подготовки в вузах страны.

-      Переход на уровневую систему подготовки осложняет подготовку юристов с высоким теоретическим уровнем в рам­ках бакалавриата, что представляется возможным компенси­ровать за счет продолжения обучения в магистратуре. Учи­тывая общественную значимость профессии юриста, следует стремиться к тому, чтобы в сфере юриспруденции большая часть выпускников имела магистерскую степень.

Это позволит формировать в магистратуре юриста, ко­торый умет самостоятельно обогащать и совершенствовать знания, обладает творческим и критическим мышлением, вла­деет инновационными технологиями, может самостоятельно принимать ответственные решения, является нравственно целостной личностью с высоким уровнем профессионального правосознания.

-      На днях в Думе состоялось второе слушание зако­на о реорганизации РАН. В связи с этим СМИ проинфор­мировали о внесении изменений и дополнений в проект. Поскольку Вы принадлежите к научному сообществу, не могли бы Вы высказаться по этому вопросу?

-      Несомненно, стремительное развитие всех сфер обще­ственной жизни за последние десятилетия выдвигает на по­вестку дня реформирование и этой достаточно консерватив­ной системы. Настораживает скоропалительность внесения и рассмотрения Государственной Думой законопроекта, кото­рый «обрушился» внезапно сверху. Наверное, требуется ши­рокое общественное обсуждение проекта, как это было с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», привлечение спе­циалистов, способных оценить масштабы преобразований, и, главное, нужно предусмотреть последствия и результаты ре­формирования. только время покажет справедливость и обо­снованность тех мер, которые так остро обсуждаются в науч­ной среде. Представляется, что успех реформы определяется необходимым сочетанием лучших традиций отечественной науки и вдумчивым внедрением оправдывающего себя зару­бежного опыта.

  -     Каким Вы видите дальнейшее развитие российского образования и науки в области юриспруденции?

-     Главная задача высшего профессионального образова­ния, особенно юридического, видится в реализации иннова­ционного образовательного процесса, направленного на обе­спечение такой подготовки выпускников вузов, которая бы способствовала наиболее эффективному решению стоящих перед ними профессиональных задач не только за счет пере­дачи им арсенала теоретических знаний, умений и професси­ональных навыков, актуальных в период обучения, но и за счет привития способности в реальном времени актуализировать свои знания в соответствии с происходящими в обществе ди­намическими изменениями.

Кризис, лежащий внутри самого образования, в его ме­тодологических основаниях, обусловлен переходом от про­светительской парадигмы к культуротворческой, от «человека образованного» к «человеку культуры». Сложившуюся ситуа­цию в определенном смысле можно характеризовать как пере­ломную, поскольку теория и практика образования находятся сегодня на изломе между естественнонаучным пониманием образования как «передачи опыта» и гуманитарной образова­тельной парадигмой «выращивания личности».

Для решения глобальных задач человечества необходим человек, обладающий новым мышлением и развитой нрав­ственностью, способный к полноценному творчеству и одно­временно ответственный за создание и использование мощ­ных технологий XXI века.

Следует заключить, что унификация юридического обра­зования в ходе реализации Болонского процесса в определен­ной степени ставит под угрозу преемственность и традицион­ные ценности российского образования.

Поэтому в юридическом сообществе идет поиск соб­ственного пути, ориентированного на российские критерии и характеристики юридической подготовки. Представляется возможным выбрать такой способ модернизации высшего юридического образования, который сохранил бы в своей основе лучшие традиции отечественной высшей школы, такие как фундаментальность, научность, и приумножил их за счет интеграции юридической науки, образования и обновленной практики, уделив особое значение новым об­разовательным технологиям и методикам, продиктованным открывшимися возможностями коммуникативных и инфор­мационных технологий и потребностями современного рос­сийского студенчества.

Убеждена, что для будущего юриста правовые знания должны перейти в правовые убеждения, что достигается по­средством изучения общетеоретических и историко-правовых юридических дисциплин, таких как философия права, тео­рия государства и права, история политических и правовых учений и др., которые формируют мировоззрение, правовое мышление, понятийный аппарат, глубокое знание принци­пов и норм права, признание его социальной ценности, уве­ренность в истинности этих знаний и готовность действовать, руководствуясь ими.

 

-     Лариса Анатольевна, как ученый, как бы Вы в целом охарактеризовали перемены, происходящие в России в последние несколько лет?

-     Многоплановые процессы модернизации, которые происходят в России в последние 20 лет, позволяют говорить о смене культурной, мировоззренческой, политико-право­вой идентичности. В прежние исторические периоды Россия обоснованно претендовала на определенную историческую миссию. так, Российская империя играла роль покрови­тельницы, защитницы славянского, православного мира, что позволяет характеризовать эту миссию как гуманитарно­культурную. СССР, во многом успешный общественно-эко­номический проект, выступал в роли альтернативы Западу, и его миссия была скорее освободительной, нацеленной на охрану и защиту определенного общественно-экономическо­го уклада.

 

-     Могли бы Вы дать общее определение понятию «правовая культура»?

-     Представляется возможным определить правовую куль­туру как исторически сложившуюся, обусловленную эконо­мическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая матери­ализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого по­ведения, и представляет собой качественное состояние право­вой системы, степень правового развития личности и обще­ства. Правовая культура представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. В силу это­го нельзя согласиться с учеными, которые включают в содер­жание правовой культуры и негативные явления, вплоть до правонарушений. Деструктивные явления следует определять категорией «правовая антикультура», которая представляет собой антипод правовой культуры, объединяющий разноо­бразные формы проявления, в том числе правовой нигилизм, правонарушения, коррупционные проявления, технико-юри­дические дефекты законодательства, юридические ошибки и др., которые отрицательно влияют на уровень эффективности права и состояние правопорядка. Поэтому включение пере­численных негативных явлений в понятие «правовая культу­ра» не способствует сохранению и защите подлинной, а не мнимой правовой культуры.

Правовая культура и правовое сознание - составная часть политико-правовой парадигмы, определяющей цель, сред­ства и, самое главное, результаты общественного развития. В современном российском обществе в этом смысле ощущаются определенные проблемы. Об этом говорит частая смена де­кларируемых проектов, которые явно не соответствуют исто­рической миссии России, учитывая ее прошлое, настоящее и будущее.

-     Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние право­вой культуры российского общества?

-     Современная Россия, по объективным и субъективным причинам утратив прежний статус, встраивается в общеми­ровую систему отношений. Колоссальные геополитические изменения серьезно повлияли на культурные доминанты рос­сийского общества, страна в последнее время утратила высо­кий статус одной из самых культурных и образованных в мире, что не могло не сказаться на природе правового сознания и правовой культуры российского общества в целом.

В современном российском обществе возрастает нега­тивное отношение к существующей социальной реальности. Вызвано это тем, что реформы, проводимые в постсоветский период, - земельная, политическая, правовая и другие - не проходили стадии общественных дискуссий и были иници­ированы «сверху» и, как показывают опросы общественного мнения, в интересах меньшинства. Правовые основы рефор­мы резко расходятся с социально-культурными доминантами российского общества. Это обстоятельство породило пробле­му легитимности общественно-экономических отношений, тот статус-кво, который имеет место в настоящее время. Право и закон стали ассоциироваться с привилегиями, исключения­ми, избирательностью.

-     С какими процессами Вы, прежде всего, связываете данные негативные тенденции?

   -     Переход к рынку в российском исполнении вызвал резкую имущественную дифференциацию среди некогда однородного общества. Разрушение традиционной системы социальной защиты, коррумпированность государственных структур, несовершенство системы политического предста­вительства, рост преступности привели к тому, что у значи­тельной части россиян отсутствует осознанная мотивация к соблюдению закона. Поэтому правовая культура начинает приобретать политический подтекст с серьезными протест- ными и антагонистическими настроениями по отношению к существующей политико-правовой реальности. В силу пере­ходности типологического состояния правовой системы пост­советского российского общества и несмотря на неоднород­ность, различие культур, религий и традиций внутри него, представляется возможным определить правовую культуру современного российского общества как культуру общества переходного типа, которую можно охарактеризовать как многомерное, многоплановое социально-экономическое, по­литическое, культурное явление, включающее ценностные мо­тивации и ориентации разновекторного направления, порой взаимоисключающего характера.

-     Тот факт, что Россия является евразийской страной, привносит ли, на Ваш взгляд, определенные сложности в создание стабильного правового сознания в нашем обще­стве? Какой есть выход для нас, как для мультикультурной державы, чтобы сохранить статус-кво и соблюсти интере­сы разных этносов и разных культур?

    -     Положение России как евразийской страны с много­национальным населением, безусловно, осложняет желание России стать частью мирового культурно-правового про­странства. В силу того, что в Европе ощущается кризис модели мультикультурного общества, реализация этих устремлений является еще более проблематичной.

Альтернатива мультикультурализму - поликультурность как способность сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, со­циальном и экономическом поле при поддержании исходных культурных ценностей через поиск путей и способов согласо­вания культур, что является наиболее перспективным, гуман­ным выходом из конфронтации.

Проведение правовой политики в комплексе с экономи­ческой, социальной, духовно-нравственной, административ­ной и культурной политикой является необходимым услови­ем успешного осуществления курса страны, направленного на борьбу с правовым нигилизмом и повышение правовой культуры населения. Наличие социально-экономической ста­бильности в стране, улучшение условий жизни людей, повы­шение эффективности работы государственных структур и общественных институтов, подлинная реализация принципа законности (верховенства права) создадут необходимые пред­посылки для повышения правосознания россиян.

Заметные позитивные изменения в политико-правовой культуре российского общества наступят только тогда, когда у большинства россиян появится уверенность в последователь­ном, эффективном, прогрессивном развитии государства и об­щества, которое гармонирует с традиционными российскими ценностями: справедливостью, подлинным равенством, соци­альной защищенностью, сопричастностью частного к общему.

-      Многоуважаемая Лариса Анатольевна, как ученый и преподаватель, как Вы охарактеризуете роль законот­ворчества в жизнедеятельности человека?

   -      Еще античные философы, такие как Платон и Аристо­тель, выдающиеся деятели эпохи Просвещения, такие как Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, а также теоретики права, в частности И. Кант, придавали исключительно важное значение зако­ну и законотворчеству как наиболее совершенным средствам управления обществом. Мотивация следования правовым предписаниям формируется, помимо всего прочего, каче­ством законов, соответственно, дальнейшее совершенствова­ние правотворческой и правоприменительной деятельности представляет собой важнейший фактор повышения правовой культуры общества. При этом следование закону в значитель­ной степени зависит от отношения общества к правотворче­ским органам, как, впрочем, и к государству в целом.

-      Какие задачи Вы поставили бы сегодня перед совре­менной юридической наукой? Насколько, на Ваш взгляд, важна роль представителей профессий, связанных с юри­спруденцией, для развития правового общества?

   -      Для современной юридической науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие зада­чи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адап­тированных к нынешним условиям общественного развития; координация усилий государства, общественных организа­ций, институтов гражданского общества, направленных на обеспечение эффективности данной работы; связь правового воспитания с нравственным и гражданским, - что позволит формировать правокультурную активную личность как основу гражданского общества. Реформы в правовой сфере диктуют настоятельную потребность в расширении правовой инфор­мированности общества и личности, а как следствие этого - в их социально-правовой активности, в формировании новой системы правового воспитания и образования, которая при­звана оказать существенное влияние на правовую психологию, правовую идеологию и юридически значимое поведение субъ­ектов права.

Юридическая наука и образование, представители юри­дических профессий играют огромную роль в дальнейшем развитии правового общества. По образному выражению ака­демика О.Е. Кутафина, «построить правовое государство без юристов - это все равно, что построить дом без строителей».

-      Видите ли Вы в перспективе возможность ново­введений в профессиональной подготовке юридических кадров?

-      Рассматривая юридическую науку и юридическое обра­зование на этапе активного периода модернизации высшего профессионального образования, следует отметить возмож­ность российского пути обновления формы и содержания подготовки юристов. Для этого необходима трансформация российского юридического образования с учетом реалий нового времени, умелое сочетание традиционного и иннова­ционного образования. Основа видится в развитии новых об­разовательных технологий наряду с исторически присущей от­ечественному юридическому образованию фундаментальной интеграцией науки и образования, воспитания и обучения в соответствии с духовными ценностями и культурно-истори­ческими традициями российского общества, что позволит сохранить историческую преемственность, готовить высоко­квалифицированных юристов нового поколения, обладаю­щих профессиональным правосознанием и высокой правовой культурой.

В эпоху необычайной динамичности современной жизни, активного вхождения российского образования в европейское образовательное пространство от образовательных учрежде­ний требуется качественное обновление содержания право­вой подготовки студентов, предполагающее наличие у них не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении юридических дисциплин, но и формирование компетенций, развитости правового стиля мышления, спосо­бов эффективного включения в новые правоотношения.

      -   Что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?

    Хотелось бы поблагодарить журнал, сотрудников и редак­торов за интересные, актуальные статьи и материалы, совре­менный взгляд на интеграцию в области науки и образования.

Евразийскому юридическому журналу - процветания, авторам - вдохновения, читателю - неиссякаемого интереса!      

  - СПАСИБО     
                   

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях