№ 6 (61) 2013г.
MOSCOW STATE LAW UNIVERSITY - LEADER OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIA
Interview with L.A. Petruchak, vice-rector of the O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSAL), member of the Training Association (EMA) for legal education institutions of Russia, Dr. of Law, Associate Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of Russian Federation.
Визитная карточка:
Петручак Лариса Анатольевна — доктор юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Учебно-методического объединения (УМО) по юридическому образованию вузов России.
Курирует институты и кафедры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Учебно-методическое управление, Отдел приема абитуриентов, Центр студенческой юридической помощи, Центр довузовской подготовки, Центр иностранных языков, Центр конфликтологии, Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников; Ассоциацию студентов, Методический совет; учебную, внеучебную и воспитательную работу филиалов Университета, организацию приема на обучение в Университет и его филиалы.
Профессор кафедры теории государства и права, преподает теорию государства и права и методику преподавания права.
Имеет более 40 научных и учебно-методических работ, в том числе две монографии, которые посвящены проблемам правовой культуры российского общества, образовательного процесса в юридическом вузе, модернизации юридического образования.
Является аккредитованным экспертом в сфере образования при проведении мероприятий по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ об образовании; контролю за соблюдением лицензионных требований и условий; государственному контролю качества образования.
************************************************
- Уважаемая Лариса Анатольевна, около года назад Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина (МГЮА) была переименована в Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), с чем это было связано? Как бы Вы охарактеризовали роль и место МГЮА в системе юридического образования в Российской Федерации?
- Действительно, по Приказу Минобрнауки России от 12 октября 2012 г. № 812 Академия была переименована в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». В России существует три вида высших учебных заведений: институт, академия и университет. Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным - проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии. Если учебное заведение имеет статус академии, значит в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности. Академия отличается достаточно узким спектром специальностей, как правило, они предназначены для одной отрасли хозяйства.
В 2012 г. МГЮА стал первым в стране моноуниверситетом, готовящим юристов по разным профилям (специализациям) для возможных видов профессиональной деятельности, соответствуя по всем остальным критериям высокому статусу университета. Университет в своей структуре объединяет 12 институтов, в которых обучаются более 17 тысяч студентов и проходят подготовку более 500 аспирантов и соискателей, более 30 кафедр.
Ситуация усиливается еще и тем, что МГЮА, являясь одним из ведущих юридических вузов России, выступает своего рода флагманом юридического образования, с которым сверяют свои шаги и другие вузы. Поэтому для нас крайне важно, чтобы наши коллеги из других юридических вузов и факультетов понимали и поддерживали наши подходы и нововведения на пути подготовки высококвалифицированных юристов.
МГЮА имени О.Е. Кутафина функционирует как многопрофильный и многоуровневый научно-образовательный комплекс: реализует программы довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, осуществляет научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность.
Перед Московским государственным юридическим университетом сегодня, как никогда, время ставит сложнейшие задачи, и мне как проректору, курирующему учебную и воспитательную работу в вузе (одно из главных направлений для образовательного учреждения), конечно, приходится изучать новые документы Министерства образования и науки РФ, быть активным организатором и участником разработки соответствующих проектов нормативных документов, таких как ФГОС ВПО, положений, локальных нормативных актов и других.
- Лариса Анатольевна, расскажите, пожалуйста, кратко о своем биографическом пути, как Вы стали проректором МГЮА (Университета имени О.Е. Кутафина)?
- Вся моя достаточно многолетняя профессиональная деятельность связана с преподаванием и организацией учебной деятельности. Наличие двух высших образований: юридического и педагогического, - предоставило уникальную возможность сочетания знаний юридических наук, педагогики высшей школы, методики преподавания юриспруденции для выработки умений и навыков по организации учебно-воспитательного процесса и преподавания юридических дисциплин.
Опыт преподавательской работы приобретался на протяжении более чем 20 лет, начиная со школьного класса, затем в студенческой аудитории. За все эти годы общение с учебным коллективом стимулировало к самообразованию, саморазвитию, внедрению новых современных форм и методов проведения занятия. Обучение - процесс двусторонний, который обогащает также и преподавателя, который постоянно ищет ответы на вопросы студента, и, чтобы быть интересным для молодёжи, - должен «идти в ногу со временем» во всех отношениях и даже немного опережать его.
Сегодня я преподаю одну из базовых для юристов учебных дисциплин - теорию государства и права, которая изучается на первом курсе в течение всего учебного года. Мне приходится встречать первокурсников с первых сентябрьских дней, когда они немножко растерянные и смущенные садятся за парту нового для них учебного заведения, внимательно всматриваются в окружающую обстановку и изучают требования, подходы к подготовке домашних заданий. В юриспруденции они делают первые шаги. И в течение учебного года, в процессе постоянной работы со студентами замечаешь изменения, которые происходят с ними: их речь насыщается юридическими терминами, предложения становятся лаконичными, высказывания аргументированными, появляется индивидуальная точка зрения, многие из них с достоинством ведут себя на занятиях, «примеряя на себя» юридический этикет и стиль.
Параллельно с преподавательской деятельностью я работала в вузах на различных должностях, связанных с учебным процессом. Одной из ярких страниц моей профессиональной биографии является работа в должности декана юридического факультета, что позволило в полной мере изучить, а затем и организовать работу кафедр, разработку учебно-методической документации, студенческого самоуправления; овладеть подготовкой к лицензированию и аккредитации специальности «Юриспруденция» и познать многие премудрости, что и составляет такое понятие как «профессионализм».
В МГЮА я пришла в 2007 г. на должность заместителя заведующего кафедрой теории государства и права. Затем возглавила Учебно-методическое управление нашего вуза. Эти годы были очень насыщенными и интенсивными с точки зрения модернизации высшего образования, в том числе и юридического. Многие процессы приходилось осмысливать заново и внедрять с учетом требований времени. Мой научный интерес совпал с профессиональной деятельностью, что нашло отражение на страницах монографии «Правовая культура и юридическое образование в контексте модернизации российского общества» и докторской диссертации, посвященной проблемам правовой культуры современной России.
В 2012 г. я была назначена проректором по учебной и воспитательной работе.
- Вы являетесь проректором Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), участником Учебно-методического объединения (УМО) по юридическому образованию вузов России, курируете институты и кафедры Университета, Учебно-методическое управление. Как руководитель, какие особые вызовы Вы видите в работе на должности такого уровня? И есть ли преимущества, которые помогают в работе?
- Работа в вузе с более чем 80-летней замечательной историей, какую имеет наш Университет, среди выдающихся личностей, известных ученых, для меня, прежде всего, большая честь, и одновременно - огромнейшая ответственность. Это определяет характер и стиль работы, заключающийся во взвешенности и продуманности решений и мероприятий, проводимых в университете, в сохранении и приумножении лучших традиций.
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) функционирует как многопрофильный и многоуровневый научно-образовательный комплекс: реализует программы довузовской подготовки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, осуществляет научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность.
Так как Университет является базовым вузом Учебнометодического объединения, то прямо или косвенно все вопросы, касающиеся подготовки юристов, являются нашими вопросами. так, нами разработаны проекты новых редакций ФГОС ВПО подготовки бакалавров и магистров. Сейчас готовится проект стандарта по обучению аспиранта.
Вы спрашиваете о преимуществах этой работы. Полагаю, их несколько: возможность общения в процессе работы с интересными людьми и возможность непосредственного участия в обновлении юридического образования.
- Какие именно первостепенные задачи Вы ставите перед собой в процессе работы со студентами?
- Реформа российской высшей школы выдвинула решение глобальных проблем, таких как изменение организации и содержания образования, формирование личности выпускников.
Неразрывность учебно-воспитательного процесса в вузе является необходимым условием формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущего юриста.
Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента, становления его гражданского самосознания. Для этого вуз должен выстроить систему внеучебной воспитательной работы.
Главная цель, как мне представляется, - это создание в вузе воспитывающей, развивающей среды, способствующей формированию активного отношения личности к избранной профессии.
Важнейшими звеньями этой работы должны стать институты, кафедры, конечно же, органы студенческого самоуправления, общественные организации и объединения, особую роль при этом должен играть Совет по воспитательной работе.
- Лариса Анатольевна, новый закон «Об образовании в Российской Федерации» стал предметом обсуждения во всех центральных СМИ. Много спорят о нем и в Интернете. Кого он коснется в первую очередь?
- Сегодня вся педагогическая и научная общественность широко обсуждает и готовятся к реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Основной идеей закона является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; обеспечение эффективного функционирования отечественной системы образования и ее развития в современных условиях.
Актуальность закона очевидна из-за проблемы динамичного развития процессов в системе образования и отставания ее законодательного обеспечения. Необходимы новые нормы, регламентирующие условия и механизмы проведения экспериментальной и инновационной деятельности, повышение доступности образования и его качества, устранение пробелов и снятие противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.
Это нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования, пришедший на смену законам «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и регулирующий все подсистемы и уровни образования: от дошкольного до послевузовского. Широта спектра правового регулирования данного закона объясняет и широкий интерес всех слоев населения, так как каждый человек попадает в сферу его регулирования.
- Какие наиболее важные изменения коснутся работы вузов и, в частности, Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с принятием нового закона?
- Новый законодательный акт, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г., привносит огромные изменения в регулирование отношений в области образования. Если говорить непосредственно об интересующем нас высшем образовании, то оно становится многоуровневым, включающем в себя и подготовку научно-педагогических кадров как заключительный уровень образования. Именно это новшество, вызывающее сегодня множество вопросов, повлечет за собой существенные изменения в организации деятельности аспирантуры и докторантуры, подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций. Меняется даже название образования: вместо «высшего профессионального образования» вводится понятие «высшее образование». И это не просто игра слов, за этим следуют огромные изменения, касающиеся присвоения квалификации выпускнику вуза. Если в недавнем прошлом выпускник юридического факультета получал квалификацию - юрист, то теперь по окончании бакалавриата - бакалавр, а магистратуры - магистр. Профессиональный экзамен выпускник будет держать уже непосредственно в профессиональной среде, где будущие коллеги смогут оценить его подготовленность к осуществлению конкретного вида юридической деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит существенные изменения в деятельность высших учебных заведений. Достаточно перечислить следующие: рекомендации по конкурентоспособности вуза; зависимость заработной платы преподавателей от экономики региона; сокращение льгот при поступлении в вуз; изменения в лицензировании и аккредитации образовательных программ; электронное и дистанционное обучение; сетевое взаимодействие вузов; новая концепция дополнительного образования и другие.
- Изменится ли количество бюджетных мест в высших учебных заведениях с введением нового закона, сохранится ли набор гуманитарных специальностей, появятся ли новые?
- Министерство образования и науки РФ разработало новый порядок формирования и распределения контрольных цифр приема (КЦП) по программе ВПО в 2013-2015 гг. Одним из ключевых моментов этого проекта является создание Центров ответственности, призванных участвовать в формировании политики по закрепленным направлениям подготовки и готовить предложения по ежегодным объемам КЦП. Для юриспруденции таким Центром ответственности стала Ассоциация юристов России, которая координирует потребности и возможности вузов, регионов в подготовке кадров, их трудоустройстве. Такой подход представляется достаточно эффективным, когда профессиональное сообщество, анализируя в целом рынок труда того или иного региона, конкурентоспособность вуза, принимает решение и ходатайствует перед Минобрнауки России о выделении конкретного количества бюджетных мест вузу.
Количество гуманитарных направлений подготовки останется в тех же пределах, а следуя тенденции последних лет, можно предположить, что количество бюджетных мест будет несколько снижаться.
- Какие ожидаются изменения правил поступления абитуриентов в МГЮА в связи со вступлением в силу нового закона?
- Правила поступления в вуз также будут изменены. Некоторые нововведения уже коснулись тех вузов, где есть колледжи: поступление на специальности среднего профессионального образования осуществляется с этого года на внеконкурентной основе (т. е. без вступительных испытаний).
Серьезных изменений ждет процесс поступления в аспирантуру.
Изменится порядок обучения лиц, получающих второе высшее образование, и др.
- Прокомментируйте, пожалуйста, имеющий место переход на уровневую систему подготовки в вузах страны.
- Переход на уровневую систему подготовки осложняет подготовку юристов с высоким теоретическим уровнем в рамках бакалавриата, что представляется возможным компенсировать за счет продолжения обучения в магистратуре. Учитывая общественную значимость профессии юриста, следует стремиться к тому, чтобы в сфере юриспруденции большая часть выпускников имела магистерскую степень.
Это позволит формировать в магистратуре юриста, который умет самостоятельно обогащать и совершенствовать знания, обладает творческим и критическим мышлением, владеет инновационными технологиями, может самостоятельно принимать ответственные решения, является нравственно целостной личностью с высоким уровнем профессионального правосознания.
- На днях в Думе состоялось второе слушание закона о реорганизации РАН. В связи с этим СМИ проинформировали о внесении изменений и дополнений в проект. Поскольку Вы принадлежите к научному сообществу, не могли бы Вы высказаться по этому вопросу?
- Несомненно, стремительное развитие всех сфер общественной жизни за последние десятилетия выдвигает на повестку дня реформирование и этой достаточно консервативной системы. Настораживает скоропалительность внесения и рассмотрения Государственной Думой законопроекта, который «обрушился» внезапно сверху. Наверное, требуется широкое общественное обсуждение проекта, как это было с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», привлечение специалистов, способных оценить масштабы преобразований, и, главное, нужно предусмотреть последствия и результаты реформирования. только время покажет справедливость и обоснованность тех мер, которые так остро обсуждаются в научной среде. Представляется, что успех реформы определяется необходимым сочетанием лучших традиций отечественной науки и вдумчивым внедрением оправдывающего себя зарубежного опыта.
- Каким Вы видите дальнейшее развитие российского образования и науки в области юриспруденции?
- Главная задача высшего профессионального образования, особенно юридического, видится в реализации инновационного образовательного процесса, направленного на обеспечение такой подготовки выпускников вузов, которая бы способствовала наиболее эффективному решению стоящих перед ними профессиональных задач не только за счет передачи им арсенала теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, актуальных в период обучения, но и за счет привития способности в реальном времени актуализировать свои знания в соответствии с происходящими в обществе динамическими изменениями.
Кризис, лежащий внутри самого образования, в его методологических основаниях, обусловлен переходом от просветительской парадигмы к культуротворческой, от «человека образованного» к «человеку культуры». Сложившуюся ситуацию в определенном смысле можно характеризовать как переломную, поскольку теория и практика образования находятся сегодня на изломе между естественнонаучным пониманием образования как «передачи опыта» и гуманитарной образовательной парадигмой «выращивания личности».
Для решения глобальных задач человечества необходим человек, обладающий новым мышлением и развитой нравственностью, способный к полноценному творчеству и одновременно ответственный за создание и использование мощных технологий XXI века.
Следует заключить, что унификация юридического образования в ходе реализации Болонского процесса в определенной степени ставит под угрозу преемственность и традиционные ценности российского образования.
Поэтому в юридическом сообществе идет поиск собственного пути, ориентированного на российские критерии и характеристики юридической подготовки. Представляется возможным выбрать такой способ модернизации высшего юридического образования, который сохранил бы в своей основе лучшие традиции отечественной высшей школы, такие как фундаментальность, научность, и приумножил их за счет интеграции юридической науки, образования и обновленной практики, уделив особое значение новым образовательным технологиям и методикам, продиктованным открывшимися возможностями коммуникативных и информационных технологий и потребностями современного российского студенчества.
Убеждена, что для будущего юриста правовые знания должны перейти в правовые убеждения, что достигается посредством изучения общетеоретических и историко-правовых юридических дисциплин, таких как философия права, теория государства и права, история политических и правовых учений и др., которые формируют мировоззрение, правовое мышление, понятийный аппарат, глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности, уверенность в истинности этих знаний и готовность действовать, руководствуясь ими.
- Лариса Анатольевна, как ученый, как бы Вы в целом охарактеризовали перемены, происходящие в России в последние несколько лет?
- Многоплановые процессы модернизации, которые происходят в России в последние 20 лет, позволяют говорить о смене культурной, мировоззренческой, политико-правовой идентичности. В прежние исторические периоды Россия обоснованно претендовала на определенную историческую миссию. так, Российская империя играла роль покровительницы, защитницы славянского, православного мира, что позволяет характеризовать эту миссию как гуманитарнокультурную. СССР, во многом успешный общественно-экономический проект, выступал в роли альтернативы Западу, и его миссия была скорее освободительной, нацеленной на охрану и защиту определенного общественно-экономического уклада.
- Могли бы Вы дать общее определение понятию «правовая культура»?
- Представляется возможным определить правовую культуру как исторически сложившуюся, обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества. Правовая культура представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. В силу этого нельзя согласиться с учеными, которые включают в содержание правовой культуры и негативные явления, вплоть до правонарушений. Деструктивные явления следует определять категорией «правовая антикультура», которая представляет собой антипод правовой культуры, объединяющий разнообразные формы проявления, в том числе правовой нигилизм, правонарушения, коррупционные проявления, технико-юридические дефекты законодательства, юридические ошибки и др., которые отрицательно влияют на уровень эффективности права и состояние правопорядка. Поэтому включение перечисленных негативных явлений в понятие «правовая культура» не способствует сохранению и защите подлинной, а не мнимой правовой культуры.
Правовая культура и правовое сознание - составная часть политико-правовой парадигмы, определяющей цель, средства и, самое главное, результаты общественного развития. В современном российском обществе в этом смысле ощущаются определенные проблемы. Об этом говорит частая смена декларируемых проектов, которые явно не соответствуют исторической миссии России, учитывая ее прошлое, настоящее и будущее.
- Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества?
- Современная Россия, по объективным и субъективным причинам утратив прежний статус, встраивается в общемировую систему отношений. Колоссальные геополитические изменения серьезно повлияли на культурные доминанты российского общества, страна в последнее время утратила высокий статус одной из самых культурных и образованных в мире, что не могло не сказаться на природе правового сознания и правовой культуры российского общества в целом.
В современном российском обществе возрастает негативное отношение к существующей социальной реальности. Вызвано это тем, что реформы, проводимые в постсоветский период, - земельная, политическая, правовая и другие - не проходили стадии общественных дискуссий и были инициированы «сверху» и, как показывают опросы общественного мнения, в интересах меньшинства. Правовые основы реформы резко расходятся с социально-культурными доминантами российского общества. Это обстоятельство породило проблему легитимности общественно-экономических отношений, тот статус-кво, который имеет место в настоящее время. Право и закон стали ассоциироваться с привилегиями, исключениями, избирательностью.
- С какими процессами Вы, прежде всего, связываете данные негативные тенденции?
- Переход к рынку в российском исполнении вызвал резкую имущественную дифференциацию среди некогда однородного общества. Разрушение традиционной системы социальной защиты, коррумпированность государственных структур, несовершенство системы политического представительства, рост преступности привели к тому, что у значительной части россиян отсутствует осознанная мотивация к соблюдению закона. Поэтому правовая культура начинает приобретать политический подтекст с серьезными протест- ными и антагонистическими настроениями по отношению к существующей политико-правовой реальности. В силу переходности типологического состояния правовой системы постсоветского российского общества и несмотря на неоднородность, различие культур, религий и традиций внутри него, представляется возможным определить правовую культуру современного российского общества как культуру общества переходного типа, которую можно охарактеризовать как многомерное, многоплановое социально-экономическое, политическое, культурное явление, включающее ценностные мотивации и ориентации разновекторного направления, порой взаимоисключающего характера.
- Тот факт, что Россия является евразийской страной, привносит ли, на Ваш взгляд, определенные сложности в создание стабильного правового сознания в нашем обществе? Какой есть выход для нас, как для мультикультурной державы, чтобы сохранить статус-кво и соблюсти интересы разных этносов и разных культур?
- Положение России как евразийской страны с многонациональным населением, безусловно, осложняет желание России стать частью мирового культурно-правового пространства. В силу того, что в Европе ощущается кризис модели мультикультурного общества, реализация этих устремлений является еще более проблематичной.
Альтернатива мультикультурализму - поликультурность как способность сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, социальном и экономическом поле при поддержании исходных культурных ценностей через поиск путей и способов согласования культур, что является наиболее перспективным, гуманным выходом из конфронтации.
Проведение правовой политики в комплексе с экономической, социальной, духовно-нравственной, административной и культурной политикой является необходимым условием успешного осуществления курса страны, направленного на борьбу с правовым нигилизмом и повышение правовой культуры населения. Наличие социально-экономической стабильности в стране, улучшение условий жизни людей, повышение эффективности работы государственных структур и общественных институтов, подлинная реализация принципа законности (верховенства права) создадут необходимые предпосылки для повышения правосознания россиян.
Заметные позитивные изменения в политико-правовой культуре российского общества наступят только тогда, когда у большинства россиян появится уверенность в последовательном, эффективном, прогрессивном развитии государства и общества, которое гармонирует с традиционными российскими ценностями: справедливостью, подлинным равенством, социальной защищенностью, сопричастностью частного к общему.
- Многоуважаемая Лариса Анатольевна, как ученый и преподаватель, как Вы охарактеризуете роль законотворчества в жизнедеятельности человека?
- Еще античные философы, такие как Платон и Аристотель, выдающиеся деятели эпохи Просвещения, такие как Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, а также теоретики права, в частности И. Кант, придавали исключительно важное значение закону и законотворчеству как наиболее совершенным средствам управления обществом. Мотивация следования правовым предписаниям формируется, помимо всего прочего, качеством законов, соответственно, дальнейшее совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности представляет собой важнейший фактор повышения правовой культуры общества. При этом следование закону в значительной степени зависит от отношения общества к правотворческим органам, как, впрочем, и к государству в целом.
- Какие задачи Вы поставили бы сегодня перед современной юридической наукой? Насколько, на Ваш взгляд, важна роль представителей профессий, связанных с юриспруденцией, для развития правового общества?
- Для современной юридической науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие задачи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адаптированных к нынешним условиям общественного развития; координация усилий государства, общественных организаций, институтов гражданского общества, направленных на обеспечение эффективности данной работы; связь правового воспитания с нравственным и гражданским, - что позволит формировать правокультурную активную личность как основу гражданского общества. Реформы в правовой сфере диктуют настоятельную потребность в расширении правовой информированности общества и личности, а как следствие этого - в их социально-правовой активности, в формировании новой системы правового воспитания и образования, которая призвана оказать существенное влияние на правовую психологию, правовую идеологию и юридически значимое поведение субъектов права.
Юридическая наука и образование, представители юридических профессий играют огромную роль в дальнейшем развитии правового общества. По образному выражению академика О.Е. Кутафина, «построить правовое государство без юристов - это все равно, что построить дом без строителей».
- Видите ли Вы в перспективе возможность нововведений в профессиональной подготовке юридических кадров?
- Рассматривая юридическую науку и юридическое образование на этапе активного периода модернизации высшего профессионального образования, следует отметить возможность российского пути обновления формы и содержания подготовки юристов. Для этого необходима трансформация российского юридического образования с учетом реалий нового времени, умелое сочетание традиционного и инновационного образования. Основа видится в развитии новых образовательных технологий наряду с исторически присущей отечественному юридическому образованию фундаментальной интеграцией науки и образования, воспитания и обучения в соответствии с духовными ценностями и культурно-историческими традициями российского общества, что позволит сохранить историческую преемственность, готовить высококвалифицированных юристов нового поколения, обладающих профессиональным правосознанием и высокой правовой культурой.
В эпоху необычайной динамичности современной жизни, активного вхождения российского образования в европейское образовательное пространство от образовательных учреждений требуется качественное обновление содержания правовой подготовки студентов, предполагающее наличие у них не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении юридических дисциплин, но и формирование компетенций, развитости правового стиля мышления, способов эффективного включения в новые правоотношения.
- Что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?
Хотелось бы поблагодарить журнал, сотрудников и редакторов за интересные, актуальные статьи и материалы, современный взгляд на интеграцию в области науки и образования.
Евразийскому юридическому журналу - процветания, авторам - вдохновения, читателю - неиссякаемого интереса!
- СПАСИБО