№ 10 (113) 2017г.
V.N. LIKHACHEV:
IN THE SERVICE OF THE HOMELAND
Interview with Likhachev Vasiliy Nikolaevich member of the Central election Commission of the Russian Federation, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary, Ph.D. in Law, professor, corresponding member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Vice-President of the Russian Association of international law
Визитная карточка:
Лихачев Василий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, академик Международной академии информатизации, Академии гуманитарных наук, Российской академии естественных наук (РАЕН).
Родился 5 января 1952 года в г. Горьком. В 1975 году окончил Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, в 1988 году аспирантуру Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Владеет французским и английским языками.
С 1991 по 1998 годы занимал посты вице-президента Республики Татарстан, председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
С 1998 по 2003 годы был постоянным представителем России при европейских сообществах (Брюссель, Бельгия).
С 2004 по 2010 г.г. являлся членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам.
В 2010 году назначен заместителем министра юстиции Российской Федерации.
С 2011 по 2016 год являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
3 марта 2016 года Указом Президента Российской Федерации назначен членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Автор более 600 научных трудов, включая 12 монографий в области международных отношений, регионалистики, международного и государственного права.
Ученым, государственным и политическим деятелем опубликованы монографические работы: «Проблемы в современном международном праве» (Казань, 1982), учебное пособие «Международное право», (Гвинея-Бисау, 1983), «Установление пробелов в современном международном праве» (Казань, 1991), учебное пособие «Конституция Республики Татарстан» (Казань, 1995), «Внешняя политика» (Антананариву, 1998), «Россия и Европейский Союз в международной системе (дипломатия, политика, право)» (Казань, 2004), «Россия и современный миропорядок» (Москва, 2007), «Современные проблемы мироуправления: российский подход» (Москва, 2009), «Россия и международное сообщество» (Москва, 2011), «Россия: опыт геополитической ответственности» (Москва, 2016); учебник «Парламентаризм», (Москва, 2015).
*****************************************************************************
- Уважаемый Василий Николаевич, как известный российский юрист-международник, имеющий практический опыт дипломатической работы как Чрезвычайный и полномочный посол России, как Вы оценили бы состояние российско-американских отношений? Имеются ли здесь международно-правовые методы регулирования?
- В современных международных отношениях сотрудничество Москвы и Вашингтона призвано, совершенно объективно, в рамках международной Повестки дня, быть важнейшим фактором миростроительства, решения многих глобальных и региональных вопросов. История XX века показывает: там, где было взаимопонимание, взаимоуважение между сторонами, происходило сложение их политико-экономического, социально-культурного, цивилизационного потенциала, шло зримое движение вперед. Международные институты безопасности достигали высокой степени эффективности, активно и разнопланово развивался процесс кодификации и прогрессивного развития международного права. Сегодня картина de facto иного рода. К сожалению. И сложилась она в силу деструктивной внутренней политики США, разрушения ими своих обязательств перед РФ, другими частями международного сообщества. Их внешняя политика - сгусток авторитаризма и нигилизма, идей эгоизма и русофобии, сознательно сниженной ответственности как системного игрока. Для восстановления динамизма, формирования полноценного диалога между этими ведущими мировыми державами нужны разнообразные средства: политические, экономические, дипломатические. И, конечно, инструментарий международного права. Этому должны служить Устав ООН, Венская Конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях и иммунитетах, Хельсинский заключительный акт 1975 г., другие документы. Сближению сторон способствует их взаимодействие в рамках укрепления режимов разоружения и нераспространения, борьбы с международным терроризмом, мирного разрешения споров через процедуры Международного Суда ООН, ВТО, арбитражные структуры и т.д. Россия готова пройти свою часть пути к полноценному формату отношений с США. Для этого мы обладаем должным ресурсом.
- Международная напряженность продолжает возрастать и в Европе. 13 ноября с.г. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй обвинила Россию в угрозе мировому порядку. В частности, она обвинила Россию во вмешательстве в выборы других стран, генерации «фальшивых новостей» и попытке посеять раздор в западном мире. У Вас большой опыт как постоянного представителя Российской Федерации при Европейских сообществах. Не могли бы назвать более глубинные причины разлада между Россией и ЕС, или только они связаны с украинскими событиями?
- То, что происходит в новейшей истории отношений России и Евросоюза требует глубокого и объективного анализа. Сегодняшний уровень связи - абсолютное противоречие тому потенциалу, которым они обладают. Отмечу, этот капитал должен служить не только интересам Москвы и Брюсселя (как столицы ЕС), но и потребностям трансрегиональной Европы. В конце прошлого - начале нового века эти отношения были на подъеме. Заключили Соглашение о стратегическом партнерстве. Разработали 4 «дорожные карты» углубленного сотрудничества. Евросоюз признал рыночный характер экономики Российской Федерации. Мы взаимно запустили энергодиалог, форматы по борьбе с оргпреступностью, по экологии, науке, культуре, активно общались парламентарии. От имени Правительства России я подписал в то время не одно соглашение с Евросоюзом. Начали процедуры их имплементации. И после нулевых, вдруг - заморозка отношений, русофобия, стремительный тренд ряда европейских столиц к санкцион- ной лихорадке. Негатив продолжается. Вопреки принятым Евросоюзом обязательствам применительно к Москве (СПС- 1994 г. никто не отменял), общих принципов сотрудничества по международному праву. Вопреки, заметим, реальным потребностям в сфере торговли, энергетики, борьбы с исламским радикализмом, создания систем европейской безопасности, разоружения. Что произошло? Ведь позитивные цели общения с ЕС у России не изменились. Этот подход закреплен и в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации. 30 ноября ей исполнится год. И время, сложное, противоречивое, в котором находится сообщество, подтвердило реальность и ценность российских установок. Значит, причину надо искать в поведении наших оппонентов. Назовем некоторые обстоятельства: экономический кризис в национальных странах, стратегические ошибки в политике расширения Евросоюза (организация просто не рассчитала последствия для ее функционирования от принятия экономически слабых государств Центральной и Восточной Европы), тренд к наднациональности ЕС сопровождался потерей суверенных компетенций стран-членов, изменилась политическая элита (у нее оказалась короткая историческая память), орбиты американского влияния (они приобрели глобальный характер, действовали on lain, посредством военной и экономической помощи США, троянских коней - Великобритания, страны Прибалтики, Польша и др.).
Деструктивную роль сыграли просчеты еэсовских стратегов в отношении России. Распад СССР, сложность в становлении новой российской государственности были восприняты ими как возможность отказаться от равноправного диалога с Москвой. Зачем иметь дело с «призраком былого величия»? Но ситуация начала изменяться в пользу России - суверенитет укрепляется, имидж растет, решение ряда принципиальных вопросов на международной арене просто невозможно без участия нашей страны... Геополитический промах европейцев налицо. Да, инерционный подход еще действует, на него влияет и украинский сюжет, но времена наступают другие. Их смысл - отношения с Россией не могут не быть в приоритете. Ждем!
- Все же не можем отдельно остановиться на российско-украинских отношениях, которые, судя по всему, имеют тенденции не к улучшению. Доколе они будут ухудшаться?
- Украинская проблема своим источником имеет совокупность факторов. Регулировать все ее стороны надо (по крайней мере внешне) через инструменты двусторонней и многосторонней дипломатии. Значение имеет диалог В. Путина и Д. Трампа, дискуссия Москвы и Брюсселя (ЕС и НАТО), Москвы и Вены (ОБСЕ) активизация разговора в рамках межпарламентских контактов Государственной Думы и Совета Федерации. Полезны будут соответствующие шаги в лице ООН. Перспективна политика «мягкой силы». Существуют и другие средства, институты международного характера. Конечно, фундаментальные изменения зависят от векторов внутренней политики Киева. Несмотря на все сложности, нам надо запастись терпением, с одной стороны, но и действовать активно в рамках международного права, с другой. У нас должна быть продуманная стратегия поведения в отношении Киева.
- Уважаемый Василий Николаевич, как Вы думаете, действительно наступил ли глубокий кризис ООН, международно-нормативной системы обеспечения мира и безопасности и международного права в целом? Если это так, какой выход Вы видите?
- Скажу честно, все социальные институты, которые Вы назвали, переживают трудный период своей эволюции. Но такие этапы были и в прошлом. Преодолевали противоречия, пережили всякого рода флуктуации, достигали лучших времен (разрядка международной напряженности, мощное международное правотворчество в 60-80 годы прошлого века, раскрытие потенциала Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, других главных органов ООН). Что было бы актуально сделать сегодня, в период коллизий, разломов, но и сохраняющегося у многих государств желания к сотрудничеству? Нужен специальный масштабный и откровенный разговор о новой Повестке дня на площадке ООН, регионально - значимых структур. Следует посмотреть, как реализуются договоренности юбилейной, 70, сессии Генеральной Ассамблеи. О международном праве. Вопреки его хулителям, отрицателям, жизнь говорит об ином. Эта исключительная нормативная система sui generis необходима. Огромное число проблем современного мира требуют эффективного международно-правового регулирования и, прежде всего, соблюдения его основных принципов. Глубоко убежден в том, что РФ может выступить с дипломатической инициативой о провозглашении нового Десятилетия международного права в рамках Организации Объединенных Наций.
- Как Вы оцениваете состояние юридической науки в нашей стране в целом, международно-правовой науки в частности?
- Российские ученые, работающие в юридической науке, - люди творческие, хорошо понимающие закономерности юридической теории и практики. На них лежит серьезная ответственность за реформирование России как демократического правового государства, как международной личности. Наши с Вами коллеги, международники, также в современных трендах. Посмотрите только интересные публикации журнала «Государство и право», Российского ежегодника международного права, многих других источников федерального и регионального уровня. Их внимательно изучают в органах государственной власти и управления. Знаю это и по работе в ЦИК России.
- У Вас также большой региональный опыт работы в государственных органах. Вы были вице-президентом Татарской ССР, Председателем Государственного Совета Республики Татарстан... Какие приоритеты Вы видите в отношениях федерального центра и регионов России?
- Эти приоритеты изложены императивно - четко в Конституции Российской Федерации. Сегодня я обратил бы внимание на новые стимулы и обеспечительные ресурсы совместной компетенции Москвы и субъектов. Федерализмом надо заниматься последовательно и системно. Особо отмечу потребность в законодательном урегулировании проблем координации международных и внешних связей регионов. Соответствующий Федеральный закон 1999 г. требует корректив.
- В связи с этим мы не можем пройти напряженности по поводу преподавания татарского языка в школах. Не является ли этот непростой конфликт как бы лакмусовой бумагой, характеризующей определенные тенденции в будущем уже на более серьезном уровне?
- Когда затрагивается сфера национальной культуры, языка, влияющая на концепт поведения личности, национальных общностей, - это реально высокий уровень, стратегический. И на все, что здесь происходит, следует обращать самое пристальное, государственное внимание. По ситуации. Исхожу из высокого прагматизма, цели безопасного, миролюбивого сосуществования представителей все 193 народностей, живущих в Татарстане. Знать качественно, осознанно два государственных языка РТ - необходимо. Это такое богатство! Вопрос - оптимизация методики обучения, уважение к ученикам, добросовестность, устранение какой-либо политизации темы. Должна быть создана комфортная лингвистическая среда. Татарстан способен решать не только политико-экономические проблемы, но социально-гуманитарные.
- Вы - член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2018 год президентской кампании. Какая работа проводится по законному проведению президентских выборов? Вы координируете, в том числе, организацию оперативного реагирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на поступающие обращения (жалобы) представителей политических партий, иных граждан о нарушениях в ходе. Как это будет происходить на деле?
- Выборы Президента Российской Федерации в марте 2018 г. - важнейшее событие мировой политики. Как один из координаторов внешней деятельности ЦИК РФ, отмечу, что интерес зарубежных стран и к этой кампании растет с каждым днем. Естественно, возлагается ответственность и на нас. Отсюда - большая организационная работа. Она началась. Вносятся поправки в российское законодательство. Создаются ТИК и УИКи для голосования граждан РФ, находящихся за рубежом. Проводятся информационно-агитационные мероприятия с участием МИД, ФСБ, Минобороны, МВД, Ростуризма, других заинтересованных ведомств совершенствуется институт наблюдения. Для нас главное - создать все необходимые и легитимные условия реализации конституционных прав граждан. Такой стиль ЦИК РФ будет подтверждать как в процессе кампании, так и в ее заключительной стадии, при подведении итогов. Надеемся на позитивные оценки и объективный подход к выборам-18 в мире, со стороны всех международных наблюдателей и представителей иностранных СМИ. Их будет немало.
- Одним из концептуальных направлений нашего журнала является евразийская интеграция. Какие проблемы и пути их решения вы видите в этом процессе?
- Тема евразийской интеграции идет от жизни. Неслучайно Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года уделяет ей солидное место. Проблематика, конечно, комплексная. Совершенно очевидно, одно из главных направлений - развитие правовых основ, межгосударственного сотрудничества. Среди перспективных тем, имеющих стратегический характер, - координация национальных правых систем, их гармонизация, устранение возникающих (объективно, имеем дело с совершенно новыми явлениями экономики, торговли, тарифного регулирования и т.д.) пробелов и неопределенностей. Принципиально важно анализировать вопросы юрисдикции, становления системы третейского разбирательства. Надо изучать и зарубежный опыт, включая практику действия институтов ЕС. Это будет полезно для перспектив европейского интеграционного права.
- Не могли бы рассказать вкратце о своей семье и хобби?
- В этом году мы с супругой, Наилей Иматовной, отметили 40-летний юбилей нашей семьи. Она - юрист. Так получилось, что оба закончили юридический факультет Казанского университета. Всю свою биографию она связала с работой в органах Генеральной прокуратуры СССР и РФ. Такое же высококлассное университетское образование в г. Казани получила старшая дочь - Ильнара. Младшая - Рената с отличием закончила МГИМО (У). Они живут разноплановыми интересами, творчески. В семье, интернациональной, много традиций. Хочу, чтобы накопленный духовный капитал был преумножен двумя внуками. Арман учится в Международной школе в столице Татарстана. Самир - курсант Казанского суворовского училища. Мне кажется, они уже сегодня понимают историю двух фамилий - Лихачевы и Такташевы.
Коротко, телеграфно, назову то, что нам нравится как «социальной ячейке» российского общества. В такой лист войдет потребность в книге (имеем неплохую библиотеку как специальной, юридической, исторической, дипломатической литературы, так и художественной), который прививаем и младшему поколению; театральная жизнь (в Казани - внимание к оперы и балета М. Джалиля, Качаловскому, татарскому им. Г. Камала, в Москве к Малому (после реставрации у него появился новый шарм), им. Е. Вахтангова, Маяковке и, конечно, театру Наций Е. Миронова в Москве; две коллекции (их ведет жена) разнообразных по географии уток и миниатюрных чайников. Хватает время и на встречи с друзьями под татарский чай и чак-чак, губадию, перемеч. В силе русской и татарской кухни убедился во время работы послом России при Европейских Сообществах в Брюсселе. Они - особый инструмент в руках эффективного политика и дипломата.
- Уважаемый Василий Николаевич, Евразийскому юридическому журналу исполняется десять лет. Что бы Вы хотели пожелать авторам, читателям и редакции?
- Скажу откровенно. Журнал - адекватный и востребованный продукт времени. Проект с его созданием состоялся. Он - креативен, профессионален. Потенциал налицо. Всем людям, имеющим отношение к его жизни, хочется сказать искреннее спасибо. Впереди много новой работы. Будем вместе!
Интервью брали: