№ 5 (96) 2016г.
L. P. Anufrieva:
LAW OF EURASIAN INTEGRATION IN ACTION
Interview with Liudmila P. Anufrieva, Professor of International Law sub-faculty of O. E. Kutafin Moscow State Law University, Honorary Associate of Higher Professional Education of Russian Federation.
Визитная карточка:
Людмила Петровна Ануфриева - доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. В 1971 году окончила Университет дружбы народов им. П. Лумумбы (УДН) и поступила в аспирантуру того же Университета по кафедре международного права. В 1976 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правовое регулирование международного сотрудничества развивающихся стран в области науки и техники», в 2004 году - докторскую диссертацию на тему «Соотношение международного публичного и международного частного права (сравнительное исследование правовых категорий)». Имеет ученое звание профессора.
В течение ряда лет работала на зарубежных объектах экономического и технического сотрудничества, сооружаемых при содействии СССР и Российской Федерации в Королевстве Марокко, Республике Нигерия, Республике Индия в качестве переводчика, юрисконсульта, руководителя коммерческо-юридической группы, юриста лидера международного консорциума (на реконструкции Дургапурско- го металлургического завода в Индии). С1976 по 1990 гг. работала в системе Академии наук СССР, в том числе в Институте государства и права АН СССР. С 1993 года преподает в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Л. П. Ануфриева имеет опыт практической работы в области международного права и регулирования международной экономической интеграции, участвуя в работе отдельных международных и внутригосударственных органов (рабочих групп Правового совещания Совета Экономической Взаимопомощи (1979-1990 гг.), Аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Межведомственной Комиссии по делам ИКАО и др.; рабочей группы по подготовке ратификации Российской Федерации Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования при Торгово-промышленной палате РФ и др.).
Входит в состав редколлегии серии «Золотой фонд российской науки международного права», являлась членом Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации; выступала специалистом по вопросам международного публичного и международного частного права в Экономическом суде Содружества Независимых Государств.
Обладает широким спектром научных интересов, куда входят: теория международного и международного частного права, в том числе разработка понятийного аппарата указанных наук; общие начала, система и основные институты международного частного права; соотношение международного и внутригосударственного права, международного публичного и международного частного права; применение норм международного права в национально-правовой системе; международный коммерческий арбитраж; правовые вопросы международного экономического и научно-технического сотрудничества; международное экономическое, финансовое и инвестиционное право и др. Предметом концентрированного внимания Л. П. Ануфриевой в последние годы выступают разнообразные актуальные вопросы теории и практики международного сотрудничества, касающиеся системы международного права, его источников и принципов, фрагментации и дифференциации, ответственности государств в международном экономическом праве, «права ВТО» и его применения, а также правовых аспектов международной экономической интеграции включая евразийскую интеграцию, и международное правосудие и др.
Опубликовано индивидуально и в составе авторских коллективов около 200 научных и учебно-методических работ общим объемом, превышающем 350 п.л., в том числе монографии, учебники, учебные и научно-практические пособия, комментарии, энциклопедии, словари, статьи в отечественных и зарубежных юридических изданиях. Наиболее известны: «Сотрудничество в области науки и техники между социалистическими и развивающимися странами (правовые вопросы) (1987); «Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории (2002); «Международное частное право. В трех томах. Том 1. Общая часть: Учебник» (2000, 2002); «Международное частное право. В трех томах. Том 2. Особенная часть: Учебник» (2000, 2002); «Международное частное право. В трех томах. Том 3. Трансграничные банкротства. Международный коммерческий арбитраж. Международный гражданский процесс: Учебник» (2001); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Л. П. Ануфриева (2004); «Преподавание курса «Международный коммерческий арбитраж». Научно-практическое пособие» (2006); «Международное публичное право. Учебник / Отв. ред. К. А. Бекяшев (1998; изд. 2-е, перераб. и доп.,1999; изд. 3-е, перераб. и доп., 2004; изд. 4-е, пере- раб. и доп., 2005, изд 5-е, перераб. и дополн., 2009, 2011); «Международное частное право». Учебник / отв. ред. Г. К. Дмитриева (2000, 2003), «Международное публичное и международное частное право: состояние и возможности междисциплинарного исследования» // «Forging a Common Legal Destiny». Liber Amicorum in Honour of William E. Butler. L., 2005; «Иммунитет государства и защита культурных ценностей» / под общ. ред. К. Е. Рыбака. М., Изд. дом «Парад» (2009); «Философия международного частного права» // Международные отношения и право: взгляд в ХХI век. Материалы конференции в честь профессора Л. Н. Галенской / Под ред. С. В. Бахина. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009; «В созвездии блистательных имен...: М. И. Брун: некоторые факты жизненного пути и научной биографии; М. И. Брун и развитие отечественной науки международного частного права // Золотой фонд российской науки международного права. Том 2. М.: Междунар. отношения. 2009; Институты международного правосудия / Ануфриева Л. П., Буткевич О. В., Воробьева Н. Г., Кожеуров Я. С; под. ред. В. Л. Толстых. М.: Международные отношения, 2014; Еще раз о возникновении, становлении, понятии и отраслеобразующих признаках международного экономического права // Фрагментация международного права. Liber amicorum в честь профессора Е. Г. Моисеева. Авторы: Абашидзе А. Х., Солнцев А. М., Конева А. Е., Ануфриева Л. П. и др. / отв. ред. Н. А. Соколова. Москва: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2014; Институт международной ответственности и международное экономическое право (некоторые дискуссионные аспекты) (С. 23-37) // Международное экономическое право в эпоху глобализации: Liber amicorum в честь 60-летия профессора В. М. Шумилова /отв. ред. Д. С. Боклан, И. М. Лифшиц, Вып. 54. Москва: Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России, 2015; Понятие «источник права в международно-правовой науке: догма «классики» и современная доктрина // Современное международное право: теория и практика. = Contemporary international law: theory and practice / под ред. Б. М. Ашавского. Москва: Оригинал-макет, 2015; P. E. Kazanskii: "On His Character, Biography, Life, and Works, or What Has Been Left to His Descendants ..." // Jus Gentium. Journal of International Legal History. 2016. No 1. P. 9-32; и др.; Право ВТО: теория и практика применения / под редакцией Л. П. Ануфриевой. М.: Издательство «Норма» - Инфра-М, 2016.
Награждена медалью «Ветеран труда» (1989), медалью ВДНХ СССР «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (монографию «Сотрудничество в области науки и техники между социалистическими и развивающимися странами (правовые вопросы)». Индивидуальный учебник в трех томах «Международное частное право» стал победителем конкурса «Пушкинская библиотека», организованного Институтом «Открытое общество» (Фондом Сороса) в 2001 году.
Л. П. Ануфриева и А. А. Ковалев на организованном юридическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедрой международного права) 13 декабря 2013 года «круглом столе» на тему «Вопросы прямого действия права ВТО в правопорядке Российской Федерации и Таможенного союза», в котором приняли участие известные юристы- международники, практические работники, представители государственных органов.
*****************************************************************
- Дорогая Людмила Петровна, как Вы в целом оцениваете опыт, тенденции и перспективы интеграционных процессов в мире? Особенно в свете того, что в Великобритании сторонники выхода из Евросоюза одержали победу на референдуме? Да и в других странах ЕС евроскептики укрепляют свои позиции...
- Как ни парадоксально, при ответе на первую часть вопроса целесообразно отчасти абстрагироваться от непосредственного его предмета - явления интеграции как таковой и погрузиться вглубь эволюции человеческих обществ и межгосударственных связей. Вообще идея взаимозависимости государств в мире, обусловленности их сотрудничества взаимными интересами, особенно популярная в современную эпоху и объясняемая преимущественно «глобализацией», оказывается не нова. Мировая история располагает свидетельствами того, что еще в Древнем мире формулировались подобного рода установки на необходимость теснейшего взаимодействия государств. Так, правоведами цитируются суждения римского государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона, который недвусмысленно исходил из формулы: «Мировой организм есть неразрывное целое». Сегодня в экономической сфере международного общения это, как никогда ранее, ощущается в виде императива. Можно привести также анализ высказываний дореволюционного российского международника В. А. Уляницкого о взаимной «зависимости государств в успешном преследовании их многообразных, постоянно усложняющихся духовных и материальных, общекультурных и экономических интересов», звучащих весьма современно.
Именно умножение, а не сложение усилий, о котором в свое время говорил идеолог и практик западноевропейской экономической интеграции министр иностранных дел Франции, а затем функционер европейских сообществ Р. Шуман в связи с ЕОУС и ЕЭС, или «общим рынком», обеспечиваемое экономическим взаимодействием в форме интеграционного сотрудничества различных стран, есть суть интеграции как общественно-политического и социально-экономического международного явления.
В этом смысле, как видно, процессы интеграции объективны, их нельзя не оценивать позитивно. Другое дело - государства могут не устраивать какие-то формы интеграции (как вообще, так и на определенных ее этапах). На позиции отдельных участников интеграционных объединений могут повлиять определенные политические и правовые решения органов объединений по важнейшим проблемам, которые затрагивают государства и их граждан, входящие в интеграционное образование. Так произошло с Великобританией, которая не согласна с решением «миграционного кризиса» Европейским союзом. Именно это во многом обусловило накал центробежно настроенных сил в данной стране, приведший к известным нам результатам референдума. Здесь, исходя из реакции на недавно появившийся термин «евроскептики», думается, следует усматривать скепсис не в отношении объединения Европы, а в отношении соответствующей формы - так называемой «наднациональности» - и такой ее трактовки, которая практикуется в данном образовании. Кстати, рассматриваемое событие - референдум в Великобритании - наглядно показало всем, что ни о какой «наднациональности», противопоставленной «классической» государственности, традиционным устоям международного права говорить не приходится даже применительно к ЕС. Характерно в этом отношении, что даже премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон в одном из своих публичных выступлений постфактум в связи с референдумом, комментируя событие, обосновал его ссылкой на суверенитет Соединенного Королевства.
Вместе с тем в юридическом плане в области теории и практики интеграции в науке и по сей день не устранен ряд существенных вопросов. Куда должны быть включены нормы, регулирующие межгосударственные отношения интеграционного типа? Распространяется ли на интеграционные объединения международное право? Не возникает ли по мере укрепления связей внутри такого образования некоей третьей - не могущей быть отнесенной ни к международному, ни к внутригосударственному праву - системы права, т.е. «права интеграции», каково будет его место в глобальной юридической системе и, наконец, обоснованно ли предложение так называемого «интеграционного права» в качестве научного понятия. Сразу отмечу попутно, что с последним - внедрением понятия «интеграционное право - не могу категорически согласиться по теоретическим соображениям. О своих возражениях в данном отношении считала своим долгом высказаться в профильных юридических изданиях.
- Уважаемая Людмила Петровна, насколько справедливым является сопоставление европейской и евразийской интеграций?
- Сопоставление указанных процессов не только оправданно по любому из направлений развития интеграции в одном и в другом случаях, но и является настоятельным для уяснения различных сторон, путей и результатов интеграционного сотрудничества государств, а, следовательно, и учета разнообразного опыта. Сравнение западноевропейской и евразийской интеграций очевидно демонстрирует кардинально различающиеся темпы в поступательном движении интеграции применительно к тождественным используемым организационно-правовым формам, но не принципиальные различия в сути явления. В данной связи нельзя, пожалуй, не сказать справедливости ради, что большинство «индикаторов» евразийской интеграции пока существует только на бумаге. Кроме того, налицо несомненное расхождение с теми образцами интеграции и интеграционного объединения, которые в течение длительного времени находились перед глазами международного сообщества и воплощались в западноевропейской интеграции. В этом плане бесспорно справедливы утверждения о том, что «государствам бывшего СССР предстояло пройти свой непростой путь к восприятию идеи интеграции, не похожий на западноевропейский».
Особо стоит указать, что на достижение цели строительства «общего рынка» в случае европейской интеграции ушли десятилетия, так как еще в Римском договоре можно найти свидетельства подобных намерений, а экономический союз реально и формально-юридически был провозглашен лишь в Маастрихтском договоре 1992 г., т.е. спустя 45 лет после заключения договора о ЕЭС. В ситуации же с евразийской интеграцией формирование единого экономического пространства, общего рынка и экономического союза (а он предполагает также функционирование валютного, платежного, расчетного союзов, равно как и кредитной системы), заняло менее пяти лет.
- Не могли бы вы подробнее остановиться на вопросе о сущности и истоках евразийской интеграции на современном этапе?
- Отрицание некоторыми современными юристами-меж- дународниками интеграционных характеристик объединений государств в евразийском пространстве варьируется по уровню обобщений, теоретической направленности и существу суждений, соседствуя к тому же с различными квалификациями смежных явлений, на чем представляется целесообразным остановиться особо.
Стоит обратить внимание на различия в позициях в отношении даже сопоставления двух образований - ЕврАзЭС и ЕАЭС (например, выступая в июне 2016 года на 59 ежегодном собрании Российской ассоциации международного права, судья Суда ЕАЭС Т. Н. Нешатаева констатировала, что «ЕАЭС - получился», из чего можно сделать вывод, что предшествующим образованиям, оформляющим интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС, это не было свойственно). В оценках подобного рода, думается, ключевое значение должен иметь принцип историзма при подходе к явлению: ЕврАзЭС - собственно продукт своего этапа сотрудничества, а ЕАЭС - своего.
Одним из активно обсуждаемых дискурсов выступает вопрос о правовом статусе и правовой природе интеграционного объединения («международная организация» или не международная организация, «классическая» международная межправительственная организация (ММПО) или «особое формирование», «правосубъектная» с точки зрения международного права или «неправосубъектная» и т.д.).
Правовая природа договора, учреждающего нынешний ЕАЭС, и самого Союза трактуется иначе. Отдельные представители доктрины (проф. А. Я. Капустин) усматривают в них двойственный характер: различаются правоотношения «внутри организации», которые квалифицируются в качестве «первичных правоотношений» - это отношения между государствами-членами по поводу участия в работе и деятельности органов ЕАЭС, плюс отношения с указанными органами и отношения между органами. Существуют и «вторичные правоотношения», которые касаются «реализации прав и обязанностей, вытекающих из второй и третьей частей Договора и иных международных договоров в рамках Союза, и решений органов ЕАЭС, регулирующих отношения по поводу функционирования экономических механизмов регулирования экономики». Автор именует «вторичные правоотношения» имеющими смешанный характер (международно-правовой и национально-правовой), поскольку их реализация предполагается в рамках национальных правовых систем государств- членов ЕАЭС.
Существо изложенного взгляда, к сожалению, не дает оснований для его поддержки. Прежде всего, нельзя согласиться с тем, что международная правосубъектность ЕАЭС как бы распадается на куски, «дробится» («международная организация» и «экономический союз»), в зависимости от структуры его учредительного акта - Договора о ЕАЭС со всеми его частями и приложениями, и от того, какие нормы заключены в нем. В любой международной организации в силу института членства его участников государства вступают в разнообразные отношения, в том числе и отношения обеспечения ее целостности и единства при выступлении вовне как институции (т.е. в сфере установления компетенции, формирования и работы органов и т.п.), и, собственно, функционирования объединения как такового (реализации целей, функций и задач).
Последнее обусловлено характером рассматриваемой институции. Если это «международная организация региональной экономической интеграции», как указано в п. 2 ст. 1 Договора о ЕАЭС, то нормы, регулирующие отношения участников не просто по широкой координации экономической деятельности государств, но их совместные согласованные действия в указанной области, и возникающие, следовательно, на их основе правоотношения, выступают неотъемлемой составляющей деятельности данной международной организации, являющейся экономическим союзом. Будь это какой-нибудь «международный региональный союз электросвязи», его учредительный договор аналогичным образом предусматривал бы и наличие определенных органов, и нормирование их работы, и деятельность организации в целом благодаря совместным усилиям государств- членов, только сфера его деятельности была бы значительно уже, а цели, компетенция и функции организации были бы, естественно, другими. Международная институция, преследующая цель координации связей государств-членов, и таковая, рассчитанная на интеграционное сотрудничество, закономерно разнятся между собой, но правосубъектность организации, ее международно-правовая личность ни в том, ни в другом случаях не может отрицаться.
И уж, разумеется, никак нельзя присоединиться к мнению о «смешанном характере» так называемых «вторичных правоотношений», поскольку-де их реализация предполагается в рамках национальных правовых систем государств - членов ЕАЭС. Это обстоятельство вряд ли нуждается в пространном пояснении - зададим лишь один вопрос: а разве в иных случаях, когда речь не идет об интеграционных образованиях, национально-правовая сфера государств-членов остается не затронутой таким сотрудничеством и нормами, регулирующими его, из которых, собственно, и возникают соответствующие международные обязательства государств? Ответ на него однозначен - нет! Вывод напрашивается сам собой: тезис ошибочен.
- Как Вы оцениваете, допустим, такие высказывания, присутствующие в литературе по проблемам евразийской интеграции: «Евразийская интеграция является не только волюнтаристским проектом, но и объективной необходимостью, обусловленной незавершенностью советского проекта и действием острых и во многом схожих вызовов, с которыми столкнулись постсоветские государства. Для многих людей ... евразийская интеграция является светлой надеждой. Если официальный проект и имеет какие-либо шансы на успех, он должен соответствовать этой надежде и выражать глобальные исторические тенденции. Размышления о евразийской интеграции, однако, приводят к неутешительным выводам: в лучшем случае интеграция выглядит чисто экономическим мероприятием, способным стимулировать международную торговлю и ничего больше, в худшем — она является большим симулякром».
- Заметим: «симулякр» — это «копия», оригинал которой в реальном мире отсутствует. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Однако квалификация евразийской интеграции в качестве «симулякра» на основе того, что интеграция может находиться первое время в состоянии неразвитости (ведь никакие процессы, в том числе и интеграционный, не разворачиваются сразу во весь рост!), заводит в тупик: процесс не «мчится рывком», а движется медленно, постепенно, даже иногда может стагнировать, — значит, интеграции в действительности нет?! Иными словами, нет скорости - нет и самого явления, но однако же есть «симулякр»!? «Копия» - чего же, если «оригинал» отсутствует? Несостоятельность подобных выводов очевидна. И впрямь, если иметь в виду создание первоначально зоны свободной торговли, затем Таможенного союза, Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, а в современный период «общего рынка» и в перспективе оформления валютного, платежного и расчетного союзов в рамках Евразийского экономического союза, то в условиях не стихающих волн мировых экономического и финансового кризисов назвать это чьей-то «прихотью», волюнтаристским решением язык не поворачивается. Если в чем и нужно упрекнуть «архитекторов» евразийской интеграции, то, как кажется, в излишней поспешности при планировании реализации последнего этапа - создания общего рынка и экономического союза. В этой связи inter alia подчеркнем: имеет место инверсия форм интеграции: сначала единое экономическое пространство, затем общий рынок, хотя и логически, и экономически, а, значит, и юридически должно быть наоборот. Да и для экономического союза требуется немало предшествующих «достижений»: наличие единой платежной, валютной, расчетной и т.п. систем, следовательно, и оформление соответствующих союзов. Унификация правовых норм должна проходить не на стадии экономического союза, а на более ранних этапах сотрудничества. На стадии экономического союза право го- сударств-участников должно быть не просто «сближено», «гармонизировано», а унифицировано. В этом плане стоит напомнить практику СЭВ, в котором даже без постановки амбициозной цели создания «общего рынка» в 80-е гг. был взят курс на разработку «общих положений обязательственного права» стран-членов Совета - единообразных материально-правовых норм.
- Как же соотносится, на Ваш взгляд, право евразийской интеграции с правом интеграции в целом и международным правом?
- Право евразийской интеграции, будучи неразрывно связанным с политическими, экономическими и юридическими формами осуществления сотрудничества государств-участников, отражает в себе как договорные, так и институционные средства интеграции. В силу этого право евразийской интеграции не может быть отделено от международного права, которое в свою очередь составляет неотъемлемую часть глобальной юридической системы. В этом плане недочеты формулировок или подходов, зафиксированных в соглашениях или иных международных актах как инструментах правового регулирования интеграции, отсутствие порою последовательности принимаемых решений органами интеграции или государствами-членами, и т.п., не должны заслонять «классическую» международно-правовую природу и сущность как самих интеграционных объединений, с тем или иным успехом действующих в евразийском пространстве, так и оформляющих их международных договоров.
Трактуя вопросы евразийской интеграции и ее правовой регламентации, так или иначе нужно вести речь о региональной экономической интеграции, значит, в свете этого важно сопоставить конкретные примеры рассматриваемого явления: «право евразийской интеграции» и «право европейской», «южноамериканской», «андской», «североамериканской» и т.п. интеграции interse.
Право евразийской интеграции производно от его материальной основы - самой интеграции, - которая представляет собой широкое понятие, относящееся к весьма неоднозначному феномену. С учетом сказанного, хотя это и будет выглядеть не очень точно с исторической, географической или политологической и правовой точек зрения, масштабом евразийской интеграции в нынешних условиях служат все же рамки Евразийского экономического союза. При этом важно еще раз подчеркнуть: понятно, что приведение евразийской интеграции и «права евразийской интеграции» к вышеуказанному «общему знаменателю» на основе подхода к явлениям со строго географическими, историческими, организационно-правовыми и иными мерками, конечно же, невозможно по объективным показателям. Прежде всего нельзя сбрасывать со счетов те политические, экономические и правовые процессы, которые происходили и ныне происходят в рамках Содружества Независимых Государств, а ранее в ЕврАзЭС. Правда, надо сразу отметить, что полноценного движения по пути интеграционного сотрудничества применительно к СНГ странам-участницам достичь так и не удалось. Да и пример ЕврАзЭС, по мнению некоторых специалистов, не может в полной мере дать материала для утверждений об «интеграционной» сущности и направленности процессов его зарождения.
- ЕврАзЭС по своим институционно-правовым характеристикам, по мнению некоторых специалистов, не выделялось среди других ММПО, оно не ставило своей задачей формирование какого-либо интеграционного сообщества, а преследовало более скромную цель - «продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства». Это обстоятельство, указывается в литературе, и предопределило в известной мере его временный, промежуточный характер, что подтвердилось в решении, принятом на заседании Межгосударственного совета в г. Минске 10 октября 2014 года, когда главы государств-членов (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) приняли решение о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества в связи с началом функционирования с 1 января 2015 года ЕАЭС.
- Отрыв указанных организационно-правовых форм интеграции - ТС и ЕЭП - от самой интеграции, как я считаю, является неприемлемым. В то же время так называемый «промежуточный» характер ЕврАзЭС объясняет некоторым образом причины, почему сегодня в принципе реально говорить о евразийской интеграции именно в контексте ЕАЭС. С другой стороны, вряд ли можно не принимать во внимание и политико-экономические объединительные процессы, в которых участвуют государства постсоветского пространства, за рамками, однако, межгосударственных образований стран - бывших республик Советского Союза (ШОС, АТЭС, АСЕАН). Эти факторы предстают в качестве особенно значимых в свете актуальных событий - проходившего 23-24 июня 2016 года в Ташкенте саммита ШОС в связи с ее 15-летием - и сформулированных на нем планах расширения евразийской интеграции на все азиатское пространство.
Но даже и вышеуказанный суженный подход к рассмотрению проблемы места правового регулирования евразийской интеграции в глобальной нормативной системе не позволяет обойтись без последовательного углубления в ряд ключевых категорий, часть из которых, как, например, сама «евразийская интеграция», «право ЕврАзЭС/ЕАЭС» и др., подверглись изучению в современной юридической литературе. В то же время не со всем, что встречается в международно-правовых трудах сегодня, можно согласиться, особенно когда речь идет о трактовке характера, причинах возникновения и импульсов, «подпитывающих» евразийскую интеграцию, и оценках существующей реальности.
- Так какое место, по Вашему мнению, занимает правовое регулирование евразийской интеграции в глобальной нормативной системе?
- Если освещение вопроса о месте правового регулирования евразийской интеграции в глобальной нормативной системе закономерно требует основательного погружения в понятия «интеграция» и, в частности, «евразийская интеграция», равно как и в категорию «глобальная нормативная система», то анализ последней первостепенным образом исходит из учета ее встроенности в общемировую международную систему. Она же в свою очередь включает в себя политическую, экономическую, финансовую, социальную и т.д. системы, охватывающие все государства, международные межправительственные и неправительственные организации, интеграционные объединения, неправосубъектные образования, юридические лица, индивидуумов и т.д.
В глобальную нормативную систему входят разнообразные правила поведения, направленные на упорядочение различных взаимосвязей между составляющими системы (нормы нравственности, морали, этики, религиозные, корпоративные и проч.) и, наконец, юридические предписания. Таким образом, лишь определенная часть глобальной нормативной системы состоит из правовых регуляторов, в объеме которых международно-правовые нормы присутствуют только в некоторой степени. В числе последних значатся и правила поведения субъектов международного права, регулирующие отношения между участниками интеграционных образований - государствами - и интеграционными образованиями или третьими сторонами между собой.
С учетом этого нормы «права евразийской интеграции», в качестве ее регуляторов присутствуя в глобальной системе вообще, а также и в глобальной нормативной юридической системе, занимают место, обусловленное рядом ключевых обстоятельств. Во-первых, это то, что она имеет региональный характер; во-вторых, факт, что евразийская интеграция развивается в рамках институционально оформленного образования (ЕАЭС), который юридически провозгласил целью интеграционное объединение; в-третьих, это статус ЕАЭС как субъекта международного права, т.е. международной правосубъектной организации, не имеющей так называемой «наднациональной» или «надгосударственной» природы; в-четвертых, «право евразийской интеграции», будучи опосредствуемым международными договорами и/или актами органов международной организации, закономерно являет собой часть международного права. Высказанные положения опираются на позитивное право, и именно статью 1 Договора о Евразийском экономическом союзе, где непосредственно устанавливается, что «Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью».
- Вы являетесь признанным специалистом как в части международного публичного, так и в области международного частного права. Как сегодня происходит, на Ваш взгляд, взаимовлияние и взаимодействие этих двух родственных, но все же самостоятельных сфер права?
- Скажу сразу и безоговорочно: занимаясь теоретическими правовыми исследованиями, в ряде случаев и фундаментальными проблемами науки, я категорически выступаю за междисциплинарный подход. В свете этого, признавая несомненную раздельность двух систем права: международного и национального (внутригосударственного), а также исходя из принадлежности международного частного права к внутригосударственному праву в качестве специфической его подсистемы ввиду обладания несомненными юридическими особенностями (среди них объект регулирования, нормативный состав, методы регулирования, существенно отличающиеся от инструментария, свойственного национальному праву), я не представляю себе постижение и изучение международного частного права без учета знания международного публичного права. Таким образом, для меня не существует хорошего специалиста - «частника» (т.е. в профессионала в области международного частного права), если он несведущ в сфере международного публичного права. Ввиду этого, когда в относительно недавнем прошлом ВАК предприняла анкетирование научных кадров в целях пересмотра перечня и состава, а также шифров научных специальностей, я, не сомневаясь, высказала позицию в отношении необходимости возврата к предшествующему опыту, в рамках которого специальность 12.00.10 включала в себя и международное, и международное частное право. Развитие обеих наук в этом случае было бы более плодотворным, поскольку нормы международного частного права регулируют, пусть и не межгосударственные («междувластные») отношения, но несомненно международные, а не внутренние общественные отношения. Этот фактор учета той среды, выходящей за рамки одной государственно-правовой общности, в которой и «обитают» оба типа общественных отношений, крайне важен и для международного публичного, и для международного частного права. Нахождение в одном «лукошке» специальностей для двух наук несомненно взаимно обогащало бы их и способствовало большей плодотворности их результатов. Между тем, сегодняшняя их разобщенность порою приводит к заблуждениям или даже ошибочным суждениям как «частников» в отношении международного права, так и «публичников», когда они касаются МЧП. Кроме того, включение МЧП в «тройку» (специальность 12.00.03) и тем самым «цивилистический» уклон (а этому предшествовал отказ от кодификации норм МЧП в форме специального закона и посему вхождение раздела «Международное частное право» в третью часть ГК РФ) способны если не уничтожить международное частное право как особый, уникальный феномен, то во всяком случае извратить представления о его юридической природе и специфике в умах большинства юристов. По крайней мере, как сейчас это нередко проявляется, даже видные цивилисты квалифицируют международное частное право то «подотраслью гражданского права», то «частью гражданского законодательства». Разумеется, ни то ни другое не является верным, однако «переломить» тенденцию в сложившихся условиях невероятно трудно.
- Уважаемая Людмила Петровна, в заключение наш традиционный вопрос, что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?
- В числе первейших пожеланий самому журналу, его создателям, авторам, читателям, да и всем нам вообще хотелось бы выразить надежду на обретение стабильности во всех отношениях и масштабах: в мире, политике, экономике, социальном климате, в стране, семье и в душе каждого человека! Благодарю журнал и его главного редактора за беседу, в которой затрагивались актуальные и важные для интересов России и науки вопросы.
Интервью брал: