№ 1 (116) 2018г.
M.Kh. MATAEVA:
FROM CONSTITUTIONAL IDEAS TO THE CONSTITUTIONS OF KAZAKHSTAN AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES
Interview with Mataeva Maigul Khafisovna, Ph.D. in Law, Vice-rector for research and commercialization of new technologies of the Kazakh Humanitarian Law Innovative University, Semey.
Визитная карточка:
Матаева Майгуль Хафизовна, доктор юридических наук, проректор по научной работе и коммерциализации новых технологий Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета.
В 1980 г. Окончила Семипалатинский педагогический институт им. Н. К. Крупской по специальности «учитель истории». В октябре 1988 г. в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина - защитила кандидатскую диссертацию по истории. В апреле 2007 г. в АЮА при КазГЮУ (г. Алматы) - защита докторской диссертации по юриспруденции на тему «История конституционного развития Казахстана и стран Центральной Азии. ХХ век».
С 1980 г. по 2002 гг. работала в ряде вузов г. Семипалатинска (Семипалатинский технологический институт мясной и молочной промышленности, Семипалатинский педагогический институт им. Н.К. Крупской, Семипалатинский государственный университет им. Шакарима, филиал Центрально-азиатского университета).
С 2002 по июль 2013 годы - заведующая кафедрой, проректор по научной работе, ректор Казахской финансово-экономической академии г. Семей Республики Казахстан.
С сентября 2013 г. по август 2016 года по приглашению ректора работала профессором Алтайской академии экономики и права г. Барнаула Алтайского края Российской Федерации. Читала лекции по дисциплинам: «История и методология юридической науки», «Правообразование и правотворчество», «Сравнительное правоведение»; «Теория государства и права», «Правовые системы современности», «Муниципальное право РФ».
С сентября 2016 года по настоящее время - проректор по научной работе и коммерциализации новых технологий Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета, г. Семей.
Председатель редакционной коллегии журнала «Вестник КазГЮИУ». Являлась членом редколлегии журнала «Вестник ААЭП».
Руководила магистерской программой «Реализация конституционного законодательства в социально-экономической сфере».
С 2008 по 2010 гг. - член Диссертационного совета ОД 14.50.11 по защите кандидатских и докторских диссертаций по юриспруденции при КазГЮУ (г. Астана, Казахстан).
Член экспертной группы ученых по экспертизе законодательства РК.С 2010 г. по наст. вр. - эксперт АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» РК. Неоднократно выступала оппонентом при защите кандидатских и докторских диссертаций по юриспруденции. Под ее руководством защищены кандидатская (1), докторские Ph.D. (4), магистерские диссертации. Проходила курсы повышения квалификации в Казахстане, России, Великобритании, Турции.
Майгуль Хафизовна Матаева является автором нескольких монографий и учебных пособий, более 120 научных статей, опубликованных в коллективных монографиях, в научных изданиях ВАК РК и РФ, в журналах, входящих в базу Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) (16) и международные базы цитирования Scopus (4).
В 2015 году участвовала в качестве исполнителя в реализации исследования, выполненного при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (РГНФ) и Алтайского края в рамках научного проекта № 15-13-22010 «Преступления против личности и против собственности в уголовном законодательстве России, Казахстана, Кыргызстана и Монголии: сравнительно-правовое исследование». (Руководитель научного проекта - д.ю.н. Т. А. Плаксина), 2015 г.
В советское время являлась лектором по линии общества «Знание». Являлась членом ассоциации Деловых женщин Семея. Активный участник общественной жизни города посредством участия на ТВ по разъяснению Посланий Президента РК, конституционной реформы и др. значимых событий в республике, области, городе.
Награды:
- Грамоты акима Восточно-Казахстанской области Сапарбаева Б. М. (2012), акимов г. Семей Кажибаева А. Б. (2006 г.), Каримова А. М. (2011 гг.) Республики Казахстан за активное участие в общественно-политической жизни области и города.
- Нагрудный знак Министерства образования и науки РК «Ы. Алтынсарин» (2009).
- Серебряная медаль «А. Байтурсынов» Ассоциации вузов Казахстана за успехи в научно-педагогической деятельности (2012).
- Благодарность ректора Алтайской академии экономики и права (ААЭП) Л. В. Тена (г. Барнаул, Алтайский край, Россия) за существенный вклад в развитие науки и высокий профессионализм (февраль 2015 г.).
- Благодарственное письмо Главы администрации города Барнаула С. И. Дугина (Алтайский край, Россия) за добросовестный труд, личный вклад в развитие высшего образования в городе Барнаул (февраль 2016).
************************************************
- Уважаемая Майгуль Хафизовна, какие аспекты истории государства и права Вами наиболее исследованы?
- Для меня наиболее близка конституционная история Казахстана и стран Центральной Азии. И поскольку Евразийский юридический журнал публикует материалы, касающиеся юридических вопросов и проблем евразийского пространства, думаю эта страница истории государства и права Казахстана и стран Центральной Азии читателю журнала будет интересна.
Центральная Азия представляет собой обширный рынок - 3,5 млн. кв. км. (15,6 % территории СНГ), здесь проживает около 50 миллионов человек (16,6 % населения СНГ), принадлежащих к единой языковой группе. Многие века территория Центральной Азии была единым культурно-экономическим регионом, населенным родственными народами с общей границей. Связывали ее и трассы Великого шелкового пути.
Государственно-правовые институты Казахстана и стран Центральной Азии (Республика Узбекистан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркмения) развивались в исторически сходных условиях. Поэтому можно говорить о заимствовании позитивного опыта, либо учете ошибок, негативного опыта государственного строительства в странах центрально-азиатского региона. К тому же, знание политико-правовой ситуации в этих странах - необходимый фактор правильного построения внешней политики Казахстана и других стран, так или иначе соприкасающихся со странами Центральной Азии.
В научной литературе сформировалась устойчивая традиция определения хронологических рамок возникновения конституционной истории центрально-азиатского региона, датируемая 1917 годом, что представляется не совсем справедливым, обедняющим азиатскую самобытную традицию, выступающую элементом духовной жизни, идейных поисков, устремленности, осуществлений, воплощенных в творческом наследии и исканиях мыслящей интеллигенции Казахстана и Центральной Азии начала ХХ века. Конституционные идеи беспокоили умы, получивших образование в лучших российских университетах передовой казахской и Туркестанской интеллигенции еще до революции 1917 года.
- Расскажите, пожалуйста, какова значимость знания и исследования истории конституций для любого государства?
- Конституционная история является неотъемлемой частью истории демократически настроенных государств. Без нее не может быть полного представления ни о процессе социального развития страны, ни о правительственной политике, ни об экономическом развитии. Как отмечает Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, «.. .без истории конституционного становления страны нет и теории конституционализма нового независимого государства». Она представляет интерес с точки зрения выявления закономерностей и специфических особенностей развития государственности на такой территории, именовавшихся в досоветский период как Степной край и Туркестан, а в советское время как советские республики.
- Уважаемая Майгуль Хафизовна, насколько, на Ваш взгляд, правомерна постановка вопроса об азиатском конституционализме?
- Конечно, Казахстан и страны Центральной Азии, это не США и Европа с имеющимися многовековыми традициями борьбы за демократию, свободу, равенство. Эти страны до 1917 года являлись колониями царской России, у которой не было своей конституции. Теоретические выкладки ограничения власти К. Д. Кавелина, А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, конституционные проекты М. М. Сперанского, А. П. Куницына, П. А. Вяземского, декабристов, проекты П. А. Валуева, М. Т. Лорис-Меликова второй половины XIX века были и ранее известны России. Однако, началом конституционной эры для российского государства и ее окраин стал царский Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». Манифест способствовал окончательному оформлению политических партий, их программных действий. Конституционные преобразования в России в дооктябрьский период не могли не сказаться на деятельности мыслящей интеллигенции, представителей политических партий и движений Казахстана и Центральной Азии.
В национальных окраинах было несколько своих национальных партий. Революция породила десятки новых и стала великим испытанием для всех политических сил. Так, в 1905 году в г. Уральске по инициативе ряда либерально настроенных деятелей казахского национального движения - А. Букейханова, М. Дулатова, Б. Каратаева, Ж. Сейдалина, Б. Сыртанова, М. Тынышпаева - была предпринята попытка создать филиал Конституционно-демократической партии России на съезде представителей казахского народа. Можно сказать об «Уставе казахского народа», написанном 13 июня 1911 года представителем партии «Алаш» Барлы- беком Сыртановым в Санкт-Петербурге под псевдонимом С. Б. Алашинский. Основная идея Устава сформулирована во введении к Уставу - освобождение от колониального ига царской России и образование суверенной казахской республики. Такие идеи в дореволюционном Казахстане не выдвигал никто. Известный казахстанский правовед С. Уз- бекулы называл этот документ первой казахской конституцией, поскольку она носила основополагающий характер, соответствовала по структуре и содержанию европейским стандартам того времени. Устав содержал основные элементы конституции: преамбулу и основную часть, состоявшую из четырех разделов: 1. о самостоятельной республике казахского народа, 2. о правах человека, 3. о земле казахов, 4. о суде и 28 статей. Но, в силу известных обстоятельств Устав тогда не мог быть реализованным.
Процесс формирования политических партий и движений в Средней Азии начался уже после революции 1905-1907 годов на основе джадидизма, который постепенно приблизил население края к конституционным идеям. Идеологом и организатором этого движения являлся Исмаил бей Гаспринский, крымский татарин, издатель и редактор первой в истории России татарско-тюркской газеты «Тарджиман» («Переводчик»). В то же время, как отмечал академик С. Зиманов, движение за новометодные школы проникло в казахскую степь, киргизские аилы, туркменские, узбекские кишлаки и саки горных таджиков. Везде оно было движением против старых, отживших форм школьного образования. В 1916 году в Российской империи действовало более 5 тысяч джадидских школ - Средней Волге, Кавказе, Туркестане, Казахстане. Джадиды стремились преодолеть культурную отсталость российских мусульман и одновременно пытались нащупать пути интеграции мусульманского общества в индустриальный, капиталистический мир.
- Джадидизм в Средней Азии наверняка отличался от аналога в России, имел свои особенности?
- Своеобразием джадидизма в Центральной Азии отличались национально-прогрессивные движения в Бухаре и Хиве. Расположение Бухары на стыке старинных торговых путей, следы арабоперсидской культуры благоприятствовали развитию здесь джадидизма. Образовалось два противоположных течения в джадидизме: консервативное (представители: Абдул Вахид Бурханов, Усмон Ходжаев, Мухитдин Рафоат, Мусса Са- иджанов, Садриддин Айни и др.) и прогрессивное, мыслящего по-новому (представителли: А. Фитрат, Ф. Ходжаев и др.), которое организовалось в партию «Ешбухороликлар».
Видными последователями джадидизма в Туркестане были Махмудходжа Бехбудий, Мунаввар Коры Абдурашид- ханов, Убайдулла Ходжаев, Абдулла Авлоний, Тошпулатбек Норбутабеков, Карим Норбеков, Тулаган Хужаумеров (Тавал- ло), Шокиржон Рахимий, Абдулрауф Музаффарзода, Мухаммад Пошшаходжаев и др.
Из джадидского движения Бухары возникла партия мла- добухарцев (Ф. Ходжаев), которая имела свою программу реформ, отражавшая их взгляды на государственное устройство: введение в Бухаре правовой государственности, замена средневекового восточного деспотизма просвещенной монархией европейского образца и установление учреждений, ограничивающих власть эмира. Вторая программа, созданная Туркестанским бюро младобухарцев ставила целью свержение эмира, установление своей власти с помощью большевиков, создание народной республики с введением в состав правительства лиц пропорционально численности населения и всеобщего избирательного права.
Конституционные идеи прослеживались и в программных установках джадидистов Хивы. В августе 1914 года под руководством Полвонниеза Хожи Юсупова из левого течения джадидов Хивы была образована партия младохивинцев. Младохивинцы, также как и младобухарцы на первых порах своей деятельности ставили целью установление в Хиве конституционной монархии и проведение демократических преобразований
Особенностью прогрессивной общественной мысли начала ХХ века кыргызского народа являлось то, что в нем значительное место занимали антиклерикальные идеи. Передовые мыслители того времени - Осмоналы Сыдыков, Тоголок Молдо Абдрахманов, Барпы Алыкулов, Токтогул Сатылганов подвергали критике алчность, двуличие, аморализм представителей мусульманского духовенства, тем самым помогали населению высвободиться от религиозного фанатизма, мешавшего увидеть коренные причины их бедственного положения.
До февральской революции 1917 года джадиды требовали установления парламентской монархии, а после свержения царизма их требования значительно расширяются: это замена монархического строя конституционным, Туркестанская автономия в составе Российского демократического государства, реформы по привлечению коренного населения в управление краем, представительство в Государственной Думе пропорционально численности коренного населения Туркестана, предоставление демократических прав и свобод и т.д.
- Какие дореволюционные политические партии края выдвигали конституционные идеи? И как повлияли Февральская и Октябрьская революции и другие события 1917-18 гг. на конституционное строительство в Средней Азии?
- Передовая казахская интеллигенция ясно осознавала необходимость конституционных перемен в жизни общества. Во всей своей творческой и практической деятельности ею выдвигались такие конституционные требования как равноправие, неприкосновенность личности, политические свободы, автономия, ликвидация неграмотности, сохранение родного языка, разделение властей, верховенство закона и др. Если в 1905-1907 годы передовая интеллигенция края ограничивалась лишь критикой старого режима, то ближе к 1917 году, после конституционных преобразований в России, особенно после событий 1916 года, уже составляются конкретные программные установки с набором всех конституционных элементов. Программы политических партий стали представлять собой настоящие конституции будущих независимых демократических государств в рамках Российской Федерации.
В советское время историки старались не признавать факта формирования в казахской степи демократической идеологии национально-освободительного движения «Алаш» в начале ХХ века. С марксистских позиций были подвергнуты критике идеи, взгляды, политическая деятельность выдающихся представителей этого движения. Энциклопедия «Великая Октябрьская социалистическая революция» оха- растеризовала движение «Алаш» как контрреволюционную, буржуазно-националистическую партию в Казахстане, выражавшую интересы баев-феодалов, мусульманского духовенства, формировавшейся казахской буржуазии и проповедовавшую идеологию панисламизма и пантюркизма.
Современные казахстанские ученые дали объективную оценку деятельности партии «Алаш». Известный казахстанский политический деятель, правовед М. Кул-Мухаммед отмечает, что деятели политического движения «Алаш» в Казахстане в начале 1917 года были ярыми, непримиримыми противниками царского самодержавия и поэтому их организацию можно характеризовать как прогрессивно-демократическую. Ни в одном из документов, связанных с деятельностью этой организации невозможно найти даже намека на национальную исключительность казахов, они выступали в интересах всего казахского народа. Деятели партии «Алаш» не воспринимали идеи пантюркизма, считали, что казахи - самостоятельная народность, имеющая свою собственную историю, культуру, язык и стремящиеся к созданию национальной государственности, насильственно лишившиеся ее в XVIII-XIX веках.
Лидеры партии «Алаш» А. Букейханов, А. Байтурсы- нов, М. Дулатов, Ж. и X. Досмухамедовы, X. Габбасов, М. Тынышпаев, А. Ермеков и др. выдвигали идею «национальной автономии» в рамках Российской федерации. На Общеказахском съезде 21-26 июля 1917 года в Оренбурге «Алаш» оформился как политическая партия, а 21 ноября 1917 года в газете «Казах» опубликовал, состоящий из десяти разделов, проект своей программы. Разработчиками ее были указаны А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Е. Гумаров, Е. Турмухамедов, Г. Жундибаев и Г. Биримжанов. Проект по структуре соответствовал конституциям европейских государств того времени и включал все основные конституционные положения. В прошлом году Казахстан отметил 100-летие Алаш. Эта программа, по словам Назарбаева Н. А. «несла в себе больше конституционализма, нежели все конституции советской модификации». Как известно, этой программе также не суждено было реализоваться. Именно они поднимали еще до революции такие конституционные идеи как создание автономии в рамках федерации, предоставление широких прав и свобод гражданам, о формировании представительного законодательного органа, демократическое избирательное право и другие.
Одной из первых попыток объединить разрозненные общества и союзы, защитить интересы мусульманского населения Туркестана была основанная в Ташкенте в апреле 1917 года национальная организация Шурои-Исломия. Руководители организации Мустафа Чокай, Мунаввар Коры Абдурашидханов, Убайдулла Xоджаев, Тошпулатбек Нор- бутабеков, Ахметжан Темирбаев и др. особо обращали внимание на создание Туркестанской автономной республики в составе демократической России. Летом 1917 года в ее рядах происходит раскол. Представители ортодоксального мусульманского духовенства, выйдя из рядов Шу- рои-Исломия, создали новое политическое образование традиционалистско-консервативного уклона с элементами исламистской нетерпимости - Шурои-Улема (Совет духовенства). Целью новой политической группировки было сохранение феодального строя в Туркестане, в котором все управлялось бы по законам шариата. Более радикальными были задачи по государственному устройству улемистов - они требовали полного отделения Туркестана от России и создания единого мусульманского государства в Средней Азии под эгидой Турции. «Шурои-Улема» заявили о своей поддержке Временного правительства.
Важным фактором формирования национального самосознания и повышению элементарной правовой культуры казахского населения Степного края и Туркестана сыграли газета «Казах», журнал«Айкап» и др. печатная продукция. Газеты регулярно публиковали материалы о проблемах в казахском обществе: о языке, о религии, об образовании, о земле, о быте, о государственном управлении.
На территории Туркестана и Казахстана, кроме национальных политических организаций, действовали филиалы большинства российских политических партий, программные положения которых не могли не оказать влияние на формирование конституционной мысли у местного населения. Среди политических партий края определенное место занимали политические объединения и других национальностей, программные положения которых также носили отдельные элементы конституционных требований. Это армянские партии «Дашнакцутюн» и «Гнчак», татарская организация «Молодая партия».
Партия туркестанских федералистов - «Турк Одами Марказиятфиркаси» разработала «Проект автономии» с участием лидеров национальной интеллигенции, мусульманскими правоведами: Мунавар Кори, Махмудходжа Бех- буди, Обиджон Махмудов, Мулла Камол Кази, Абдулдр. Партия стояла на позиции создания демократического, федеративного, республиканского устройства России с парламентской формой правления. Первый пункт программы предоставлял тюркским народам России: Туркестану, Казахстану, Кавказу, Башкирии - национально-территориальную автономию, а для татар Поволжья, Крыма и других тюркских народов - культурно-национальную автономию. Принцип автономии в программе означал полную самостоятельность автономных образований, в решении внутренних вопросов полную независимость. Защита государства, таможня, выпуск денег и взаимоотношения с другими странами относились к ведению центра. В автономном образовании предполагалось создание парламента (законодательного собрания) и исполнительной ветви власти. На местах предусматривалось создание областных, уездных участковых местных органов самоуправления. Парламент автономий, также как и органы местного самоуправления, избирался всеми достигшими 20-летнего возраста членами общества на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Был признан принцип презумпции невиновности. Судебный процесс предполагал обязательное участие адвоката, установление наказания по принятым парламентом законам.
- Значит, все эти конституционные требования передовой интеллигенции края остались лишь на бумаге, не реализовались? Какова была дальнейшая судьба национальных движений?
- Все эти конституционные идеи, нашедшие отражение в программных документах политических партий края получили воплощение в автономии «Алаш-Орда» на территории Степного края и «Туркестанской автономии». С первых дней образования национальных автономий руководители правительств образовали органы власти и управления по принципу разделения властей, объявили о пропорциональном представительстве всех наций в этих органах, о равенстве, создали органы местного управления и самоуправления, органы безопасности, армию, поднимали самые насущные вопросы - о земле, об образовании и другие. Провозглашенная национальная государственность «Алаш-Орды» в Степном крае и «Туркестан Мухто- рияти» («Туркестанской автономии», или «Кокандской автономии») в Туркестане была насильственным способом ниспровержена, что явилось одним из звеньев трагического разгрома Советами в 1918 году национальных правительств в Башкирии, Татарстане, Белоруссии, Украине, Прибалтийских республиках и Закавказье. Большевистский лозунг о «праве наций на самоопределение» не соответствовал реальным действиям советской власти.
- Уважаемая Майгуль Хафизовна, каковы особенности конституционного развития советских республик Азии?
- Можно много говорить о Конституциях Туркестанской АССР 1918 и 1920 годов, конституциях Бухарской и Хорезмской Народных советских республик начала 20-х годов, закрепивших демократические преобразования республик. Это были первые попытки приобщения от средневекового монархического строя и отсталости, религиозного фанатизма и невежества к широким правам и свободам, к возможности самостоятельно решать свою судьбу и стать независимым государством. Однако, этот процесс был приостановлен колониальным режимом Советов. Последующее размежевание народов Туркестана, Бухары и Хорезма привело к еще большему раздроблению этой территории и усилению влияния большевизма в регионе.
Конституционное развитие советских республик Азии было таким же, как и остальных республик и СССР в целом. Мы знаем, что Конституция СССР 1936 года была самой демократичной в мире на тот период, предоставляла такие доселе неслыханные в мире права и свободы, как право на бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье, 7-часовой рабочий день, равноправие, демократичную избирательную систему и т.д. Однако, все демократические установления Конституция СССР 1936 года ориентировала классово, идеологически и даже по национальному признаку, поэтому эти права и свободы не могли приобрести реального значения. Требования конституции к использованию прав и свобод только в целях «строительства социализма» сводило к нулю их демократическое содержание.
Конституциям Казахской ССР и республик Средней Азии 1978 года также был присущ номинальный, мнимый характер. Об этом свидетельствовали: неразвитость гражданского общества, полновластие коммунистической партии, классовый подход к демократическим положениям, отрицание естественных прав человека и признание прав лишь гражданина, производных от государства.
- Какова тенденция конституционных изменений в Казахстане и странах Центральной Азии в настоящее время?
- Понятие «конституционализм» - как новое научное направление для стран постсоветского пространства сталкивается с определенными сложностями, связанными с периодом становления, преодолением прежних представлений и формированием новых категорий и понятий. Становление новых независимых государств на постсоветском пространстве происходило в обстановке борьбы и противодействия различных социальных идеалов - традиционалистских (национальных), социалистических и либерально-демократических. Встав на путь демократического развития, народы Казахстана и стран Центральной Азии в своих конституциях провозгласили приоритетность прав и свобод граждан, основополагающие принципы народовластия, легитимную систему государственной власти и местного самоуправления.
Однако, принятием конституций новые независимые азиатские государства постсоветского пространства не ограничились. Проведение конституционной реформы стало привычным делом в странах Центральной Азии. Только за последние два года конституционные изменения произошли в Таджикистане, Туркменистане, Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане. Зная, что частое изменение конституции дестабилизирует обстановку в стране, расшатывает правовые устои, тем не менее центрально-азиатские государства в своих конституционных преобразованиях, скорее всего, прибегают к высказыванию отца американской демократии Джефферсона о том, что для демократического усиления конституции важно предоставить каждому поколению возможность изменять ее.
Так, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 3 марта 2017 вынес на рассмотрение парламента законопроект о внесении поправок в Конституцию по перераспределению государственной власти между ее ветвями. Конституционная реформа предусматривала передачу около 40 полномочий правительству и парламенту. Сохранилась президентская форма правления, с усилением контроля над исполнительной властью. Поправки по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти внесены в 23 статьи Конституции и 35 законов. Президент, воспользовавшись своим конституционным правом, внёс изменения в Конституцию не через референдум, а через парламент.
В Таджикистане в мае 2016 года был проведен референдум по изменению Конституции, по результатам которого в Основной закон страны были внесены поправки, которые сняли ограничения на выдвижение кандидатуры нынешнего президента республики для участия в президентских выборах и снизили возрастной ценз для кандидатов на пост президента до 30 лет.
В результате конституционной реформы в Туркменистане в сентябре 2016 года была отменена возрастная планка для избрания президентом и срок президентских полномочий увеличился с пяти до семи лет. Проект реформы был принят после его обсуждения специальной конституционной комиссией. В 2017 году состоялись президентские выборы, в результате которых Гурбангулы Бердымухамедов был переизбран президентом, получив 97,69 процента голосов.
В Кыргызской Республике в декабре 2016 года также был проведен референдум по изменению Конституции. И это несмотря на то, что после двух революций в этой стране в 2010 году было решено не вносить изменения в Основной закон до 2020 года. Тем не менее, при поддержке находящегося тогда у власти Алмазбека Атамбаева, референдум состоялся, и благодаря этому расширились полномочия премьер-министра страны. Теперь Глава правительства без согласования с президентом и местными кенешами имеет право самостоятельно назначать министров и увольнять их с должности. Депутаты парламента сохраняют свои мандаты и после ухода в отставку Премьер-министра и его заместителей.Это, конечно, подрывает основы парламентаризма, всей той демократической базы, которая была выстроена в республике с 2010 года.
12 ноября 2010 года президент Ислам Каримов выступил на совместном заседании обеих палат узбекского парламента с пакетом конституционных изменений. Среди них - усиление полномочий парламента в части введения механизма вотума недоверия и передача победившей на выборах политической партии права выдвигать кандидатуру премьер-министра. По действующей Конституции кандидатуру главы правительства депутатам представляет президент. Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2014 года внесены изменения и дополнения в статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117 Конституции Республики Узбекистан.
К сожалению, в большинстве своем конституционные реформы показывают, что новые независимые государства Центральной Азии все более скатываются к авторитаризму. Как видите, конституционная история Казахстана и стран Центральной Азии имеет свои особенности и несет свой отпечаток не только на политическое, экономическое, социальное развитие указанных стран, но и оказывает свое влияние на развитие международных отношений.
Более подробно можно ознакомиться с вопросами конституционного развития Казахстана и стран Центральной Азии в моей монографии (Матаева М. Х. Конституционная история Казахстана и стран Центральной Азии. ХХ век.- Астана, 2007. - 416 с.) и последующих публикациях.
- Уважаемая Майгуль Хафизовна, каково ваше мнение об интеграционных процессах в Евразии?
- Сегодня руководители многих стран постсоветского пространства осознают необходимость интеграции народов, взаимодействие на современной евразийской идее. В современной евразийской концепции, выдвинутой Н.А.Назарбаевым еще в 1994 году, интеграция предопределяет безусловное соблюдение и уважение суверенитета и независимости государств и их подлинное равноправие. Это в основном связано с евразийским проектом, который получил название ЕврАзЭс. ЕврАзЭС не только обрел своих сторонников, но и доказал свою реалистичность, актуальность и жизненность.
Только коллективными усилиями государства Евразии в состоянии осуществить успешную модернизацию. Попытки решить эту задачу отдельными странами постсоветского пространства в одиночку безуспешны. В настоящее время совершенствуется единая законодательная база, разрабатываются пути расширения экономической интеграции. В перспективе, возможно, будут проработаны вопросы создания единой валюты, единого товарного знака, единой собственности, единого энергетического пространства ЕврАзЭС как мостика к экономической интеграции. Есть идеи о создании единой конституции Евразии по типу конституции ЕС. Это поможет решить те экономические задачи, которые не удалось решить в рамках СНГ.
Сегодня стоит вопрос о расширении сотрудничества ЕврАзЭСв рамках «Большого Евразийского партнерства» с привлечением таких стран, как Китай, Индия, Пакистан, Иран. В будущем, «евразийская идея» Президента Казахстана может перерасти на новую ступень взаимодействия с такими интеграционными объединениями, как АСЕАН, ШОС, ЕС.
Наибольший вклад в развитие ЕврАзЭс внесли и продолжают вносить Казахстан и Россия, что свидетельствует о тесном сотрудничестве между странами. Казахстан и Россия являются основными партнерами в ЕврАзЭс и представляют собой ядро интеграционных процессов. Руководители двух крупных евразийских стран обоюдно высказываются за ведущую роль в процветании своих народов взаимовыгодного сотрудничества на евразийской основе. В этом смысле важно и в дальнейшем продолжение такой политики В. В. Путина в качестве Президента России, поскольку «евразийская идея» становится все более востребованной, получает широкое признание, практическое подтверждение и дальнейшее развитие.
- Ваши пожелания Евразийскому юридическому журналу?
- Недавно Евразийскому юридическому журналу исполнилось десять лет. За эти годы журнал сумел стать серьезным научным изданием, свободной площадкой по обмену мнениями между учеными по теории и практике права, приобрел своих постоянных читателей. Читать его всегда интересно, основателен и разнообразен подбор авторов. Ваши публикации хорошо помогают преподавателям при подготовке к студенческим семинарам, организации самостоятельной работы студентов. В этом немалая заслуга редакции, коллективу которой хочется выразить благодарность за столь важную работу. Долгих лет журналу, новых творческих открытий, процветания на благо Евразии!
Интервью брали: