Визитная карточка
Алимбеков Мусабек Тургынбекович родился 4 января 1954 года в селе им. Ворошилова Меркенского района Жамбылской области Казахской ССР. В 1976–1981 гг. обучался на юридическом факультете Казахского государственного университета им. С.М.Кирова.
№ 6 (25) 2010г.
Трудовую деятельность начал в 1986 году в колхозе им. XXII Партсъезда. В 1972–1974 гг. служил в рядах Советской Армии. После службы в армии работал стажером в Жамбылском областном суде. В 1982 году избран народным судьей Центрального районного суда г. Жамбыла. С 1987 года работал членом, затем заместителем председателя Жамбылского областного суда. В 1992 году был назначен начальником управления юстиции Жамбылской области. С 1996 года работал в должности председателя Южно-Казахстанского областного суда. По окончании срока полномочий в 2001 г. назначен председателем Алматинского городского суда. С 2006 года избран на должность председателя коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан. Начиная с апреля 2009 года и по настоящее время работает председателем Верховного Суда Республики Казахстан.
М.Т.Алимбеков – кандидат юридических наук, автор более 50 научных работ.
За активную трудовую и научную деятельность в правовой сфере имеет благодарность от Президента Республики Казахстан, награжден орденом «Парасат». Указом Президента Республики Казахстан награжден юбилейной медалью в честь празднования 10-летия Конституции Республики Казахстан. Указом Президента Республики Казахстан награжден юбилейной медалью в честь празднования 10-летия Независимости Республики Казахстан, Конституции Республики Казахстан. Указом Президента Республики Казахстан награжден юбилейной медалью в честь празднования 10-летия города Астана. Имеет почетную грамоту Президента Республики Казахстан. Обладатель нагрудного знака «Үш би» за активную деятельность, направленную на развитие и совершенствование судебного образования. Поощрен благодарственным письмом Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
– Уважаемый Мусабек Тургынбекович, прошло более восемнадцати лет, как на месте Советского Союза возникли 12 суверенных евразийских государств. Развитие постсоветского пространства определяется двумя тенденциями. С одной стороны, происходит становление государственности, а с другой – укрепляется тенденция к интеграции стран СНГ, – говорил ваш президент Н.А.Назарбаев еще в 1994 году.
– Действительно, нам приятно осознавать, что основателем идеи о необходимости создания Евразийского союза государств выступил наш многоуважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев, первый президент Казахстана. Выступая 29 марта 1994 г. перед профессорско-преподавательским составом и студентами МГУ, он предложил создать новое объединение из стран – участниц СНГ и назвать его Евразийским союзом (ЕАС). В силу многих объективных и субъективных причин не удалось осуществить этот международный проект. Но то, что позже было создано набирающее сегодня темпы Евразийское Экономическое сообщество (ЕврАзЭс), подтверждает конкретно эту концептуальную идею Н.А.Назарбаева. Наше государство, расположенное в центре евразийского материка, является одновременно участником и европейских, и азиатских международных региональных организаций. Казахстан, занимая особое геополитическое положение, объективно становится центром укрепления безопасности на азиатском континенте. Заслугой всего народа Казахстана, я уверен, является то, что после распада СССР в нашей стране сохраняются стабильность, мир и спокойствие.
Первые годы становления Республики Казахстан как суверенного государства характеризовались большими трудностями. Как известно, все структуры власти бывшей Казахской ССР представляли так называемые подразделения центральных органов и госструктур Советского Союза. В связи с этим построение казахстанской государственности начиналось практически с нуля, в тяжелейших условиях всеобщего кризиса, который охватил все страны бывшего СССР. В то тяжелое время органы власти теряли авторитет, а финансовые трудности создавали социальную напряженность.
Сегодня казахстанский народ вполне справедливо считает основоположником и непосредственным исполнителем всех преобразований по созданию нового правового демократического государства своего Первого Президента. Именно под мудрым руководством Н.А.Назарбаева последовательно и решительно осуществлялись в течение 20 лет глубокие экономические, политические и социальные преобразования в целях создания стройной системы управления государственных органов нашей Республики.
– Наш Евразийский юридический журнал является единственным периодическим изданием такого рода в бескрайних евразийских просторах. Наша основная задача – освещение опыта, проблем и перспектив евразийской правовой интеграции и других связанных с этим направлений. Поэтому, с Вашего позволения, мы начнем с судебного сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, а также между Казахстаном и другими странами СНГ.
– Сотрудничество на двусторонней основе с высшими судебными органами государств – участников СНГ было признано очень важным направлением в деятельности Верховного Суда Казахстана. Верховным Судом за последние 10 лет в рамках проводимой судебно-правовой реформы установлены тесные международные связи с судебными органами и общественными объединениями судейского и юридического сообщества государств СНГ.
Во-первых, Верховный Суд Республики Казахстан тесно сотрудничает с Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. В рамках сотрудничества с российскими высшими судебными органами осуществляются взаимные визиты, ознакомительные поездки, участие в международных конференциях и семинарах по вопросам совершенствования законодательства, судебной системы, организации работы судов, повышения эффективности правосудия.
Кстати, между Верховным Судом Республики Казахстан и Российской Академией правосудия при Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации 30 ноября 2001 года в г. Москве заключен Договор о сотрудничестве в сфере юридического образования. В рамках этого Договора казахстанские судьи проходят курсы повышения квалификации в Российской Академии правосудия в соответствии с разработанной программой.
7 октября 2002 года на Кишиневском саммите глав государств СНГ было принято Соглашение об образовании Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики. Совет является одним из наиболее действенных органов, оказывающих влияние на интеграционные процессы стран Содружества (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины) в области применения экономического, хозяйственного законодательства, а также проведения взаимных консультаций и выработки согласованных подходов и позиций в этой сфере.
В 2005 и 2007 гг. Председатель Верховного Суда Республики Казахстан был избран сопредседателем Совета, в 2006 году – Председателем.
При этом из девяти проведенных в период с марта 2004 года по апрель 2010 года заседаний Совета, из которых два – внеочередные, в Казахстане было проведено два очередных и одно внеочередное заседание Совета.
В связи с тем, что в активной и постоянно расширяющейся деятельности Шанхайской организации сотрудничества все более востребованным становится взаимодействие высших судебных инстанций, в 2006 году было принято решение о проведении ежегодных встреч верховных судей государств – членов ШОС (Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана).
В мае 2008 года в Астане состоялось третье совещание, в котором стороны достигли взаимопонимания и договорились о взаимодействии по совершенствованию институтов судебной защиты, направленной на обеспечение благоприятной окружающей среды, сохранение экологического баланса и противодействие незаконной миграции населения на пространстве ШОС, об укреплении сотрудничества и обмене опытом и информацией, развитии контактов, включая организацию взаимных визитов и обучающих программ в целях повышения квалификации судей.
В ходе совещания стороны подписали Совместное заявление и утвердили Регламент работы Совещания председателей Верховных судов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.
В соответствии с ратифицированным 23 декабря 1992 года Парламентом Казахстана Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ Верховный Суд Республики Казахстан внес свой вклад в совершенствование структуры и деятельности данного органа по установлению диалога, направленного на унификацию правоприменительной и законодательной практики участников Содружества.
При этом, согласно Положению об Экономическом Суде СНГ, утвержденному указанным выше Соглашением, Председатель Верховного Суда является членом Пленума, высшего коллегиального органа Экономического Суда СНГ.
16 сентября 2004 года заключено Соглашение о взаимном сотрудничестве и обмене информацией между Верховным Судом Казахстана и Экономическим Судом СНГ.
– А как происходит сотрудничество Верховного Суда Казахстана с соответствующими судебными органами стран дальнего зарубежья, а также с ЕС?
– В целях установления двусторонних отношений с высшими судебными органами ряда зарубежных государств состоялся обмен делегациями Верховного Суда Казахстана и министерств юстиции Королевства Саудовской Аравии и Турецкой Республики, высших судебных органов России, Беларуси, Украины, Великобритании, Германии, Франции, Кореи, Польши, Гонконга и Египта. В целях установления и развития сотрудничества состоялись визиты казахстанских делегаций в Италию, США, Индию, Малайзию, Нидерланды, Сингапур и другие страны.
В период с 31 июля по 5 августа 2007 года состоялся официальный визит в Казахстан делегации Высшего Конституционного Суда Арабской Республики Египет во главе с Председателем Махер Абдель Уахидом. Переговоры сторон завершились подписанием Протокола о сотрудничестве в сфере конституционного контроля и судопроизводства между Конституционным Советом Республики Казахстан, Верховным Судом Республики Казахстан с одной стороны и Высшим Конституционным Судом Арабской Республики Египет – с другой.
Кроме этого, 29 ноября 2007 года в Париже на очередном заседании Постоянного совета Международного союза судебных исполнителей (МССИ) председатель Верховного Суда Казахстана и президент МССИ Жак Иснар подписали соглашение о сотрудничестве между Верховным судом РК и МССИ.
Участие Казахстана в этой авторитетной международной организации, объединяющей союзы судебных исполнителей 64 стран, позволило перенять положительный международный опыт по частному исполнению судебных решений.
Ранее, в июне 2007 года, при содействии Международного союза судебных исполнителей и служащих и Германского общества по техническому сотрудничеству в Астане были проведены I съезд судебных исполнителей Республики Казахстан и международная конференция «Совершенствование исполнительного производства: проблемы и перспективы развития».
В июле 2009 года состоялся официальный визит делегации Верховного Суда Республики Казахстан во главе с Председателем Верховного Суда М.Т.Алимбековым в Пекин (Китайская Народная Республика). В мае–июне 2010 года планируется ответный визит Председателя Верховного Народного Суда Китайского Народной Республики Ван Шенцзюня в Астану.
В ноябре 2009 года состоялся визит делегации Верховного Кассационного Суда Республики Болгария во главе с Председателем Лазарем Груевым для установления взаимоотношений в области права и судебной сфере и в целях организации деловых встреч, стажировок, ознакомления с образовательными программами в судебном администрировании, организации взаимных визитов для проведения тренингов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификаций судей и судебных работников.
В ходе визита 23 ноября 2009 года был подписан Протокол о сотрудничестве в сфере судопроизводства между Верховным Судом Республики Казахстан и Верховным Кассационным Судом Республики Болгария, направленный на взаимодействие в судебной сфере и создание договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, установление прочных связей.
Также Верховный Суд совместно с Министерством юстиции является бенефициаром Проекта содействия «Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан», проводимого Европейской Комиссией, представленной Комиссией Европейских Сообществ.
Одним из компонентов данного проекта является повышение потенциала и предоставление стратегических консультаций учреждениям страны, работающим в области судебного и правового реформирования в конкретных областях.
– Расскажите об истории создания судебной системы Казахстана. Какую роль она сыграла в формировании казахстанской государственности?
– Сегодня легче понять, как сложно было начинать строить свою государственность, в том числе и самостоятельную судебную систему, новым независимым республикам. Судебная система новой формации должна была способствовать реализации многих важнейших принципов. Первым документом, положившим начало формированию современной судебной системы РК, является Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года, в которой впервые устанавливался важнейший принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, у Казахстана появился уникальный шанс создания судебной системы нового типа, предоставления судам в полном объеме правомочий по отправлению правосудия в соответствии с требованиями времени.
Понятие «судебная власть» впервые появилось в Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993 года, которая отражала принципы организации и деятельности судов.
Предстояло осуществить реформы судебной системы, чтобы независимая ветвь власти стала главной гарантией свободы народа. Президент в своей работе «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», вышедшей в свет в 1993 году, отмечал необходимость поэтапной реформы судебной системы. В частности, им подчеркивалось, что судебную систему следует сделать максимально эффективной, избавить ее от возможного давления со стороны властных структур, законодательно закрепить назначение судей главой государства по рекомендации Высшего судебного совета.
Развитие идеи обеспечения независимости судей было продолжено Президентом в докладе от 9 июня 1994 года «К обновленному Казахстану – через углубление реформ, общенациональное согласие», где он отмечал, что следует законодательно закрепить принципы несменяемости судей, разработать четкий законодательный механизм освобождения от занимаемой должности лиц, не способных вершить правосудие, несоответствующих статусу судьи. Реформа судебной системы должна была найти отражение не только в нормах Конституции, но и в текущем законодательстве. Речь идет о принятии новых законов о судоустройстве, статусе судов и судей.
И действительно, 12 февраля 1994 года была принята Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан, предусматривавшая комплекс государственно-правовых мер, предполагающих коренное изменение всей национальной правовой системы Республики, где особое место уделено реформе судебной системы.
Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 года дала старт важнейшему этапу в становлении судебной власти.
В порядке реализации положений Конституции Президентом принят Указ «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» от 20 декабря 1995 года. Было введено назначение судей местных судов Президентом Республики Казахстан и избрание судей Верховного Суда Сенатом Парламента. На основании положений Конституции в последующем были образованы Высший Судебный Совет и Квалификационная коллегия юстиции, в задачи которых входила дача рекомендаций в отношении кандидатур на должности судей.
Впервые в истории государства судьи стали назначаться на постоянный срок, что также явилось одним из действенных рычагов обеспечения их независимости.
Основными гарантиями независимости судей являлись: несменяемость, неприкосновенность, введение ответственности за неуважение к суду, закрепление оснований приостановления и прекращения полномочий, установление положения о необязанности давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Кроме того, запрещалось возлагать на судью внесудебные обязанности, не предусмотренные законом.
Указом Президента «О мерах по обеспечению функционирования новой системы судебного администрирования» от 12 октября 2000 г. при Верховном Суде был создан Комитет по судебному администрированию, наделенный функциями по обеспечению деятельности судов. Указом Президента РК от 22 января 2001 г. «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» ему также переданы органы исполнительного производства.
Поистине историческим шагом явились Указ Президента «О мерах по усилению независимости судебной системы Республики Казахстан» от 1 сентября 2000 года и Конституционный закон РК 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которые положили начало новому этапу в осуществлении судебно-правовой реформы.
Следующим масштабным документом судебной системы явилась принятая в 2002 году Концепция правовой политики Республики Казахстан, определяющая основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года.
Основными направлениями судебно-правовой реформы являются повышение социального престижа судей, превращение суда в надежного гаранта защиты прав и свобод личности, достижение законного и справедливого разрешения конфликтов в обществе, обеспечение правовой и социальной защиты судей. И эти важнейшие аспекты постепенно и целенаправленно реализовывались в жизнь.
Итогами реализации данной Концепции стало существенное совершенствование всех отраслей национального законодательства, что, в свою очередь, оказало позитивное воздействие на судебную деятельность. В целях реализации идеи о формировании рыночной инфраструктуры и обеспечении государственной защиты предпринимательства, принятия в условиях быстрого экономического и социального развития адекватных государственных мер по обеспечению субъектов предпринимательства действенной судебной защитой Указом Президентом РК от 16 января 2001 года в городе Алматы и Карагандинской области образованы специализированные экономические суды. Впоследствии такие суды созданы во всех регионах республики.
Создание специализированных административных судов явилось следующим шагом в направлении специализации данной системы, после принятия Кодекса об административных правонарушениях к компетенции судов было отнесено более 220 составов правонарушений вместо 54 ранее рассматриваемых, что резко увеличило количество дел этой категории.
Следующий этап судебного реформирования – принятие Закона Республики Казахстан «О присяжных заседателях», что значительно расширило возможности осуществления общественного контроля и доступа граждан к отправлению правосудия.
Передача функций по санкционированию арестов судам является залогом укрепления принципов демократии и правового государства.
Впервые было создано судейское сообщество, на съездах которого сами судьи республики получали возможность анализировать достижения, давать оценку результатам реформы и определять конкретные пути дальнейшего совершенствования судебной системы.
На пятом съезде судей 18 ноября 2009 года Глава государства отметил, что одним из главных достижений суверенного Казахстана является обретение судами и судьями не только формально-юридической, но и фактической независимости.
В настоящее время основные достижения судебно-правовой реформы, осуществляемой под руководством Президента РК Н.А.Назарбаева, имеют неоценимое значение в деле продвижения Казахстана к правовому государству и гражданскому обществу. На сегодня завершен процесс разграничения подсудности и введена трехзвенная судебная система; успешно действует институт суда присяжных заседателей; во всех регионах созданы не только межрайонные специализированные экономические, но и специализированные административные и уголовные суды, в двух регионах введены ювенальные суды; введено судебное санкционирование ареста; создан Институт правосудия при Академии государственной службы при Президенте РК, во всех судах внедряется аудио-, видеодокументирование.
Теперь мы можем говорить о масштабности проведенных за небольшой срок перемен, когда суды из органа с обвинительными или защищающими преимущественно только государственные интересы в ущерб интересам простого гражданина функциями превратились в независимый орган государства, самостоятельно разрешающий все судебные дела, руководствуясь законом. Введение института присяжных, судебного санкционирования, гуманизации законодательства и судебной практики значительно приблизили судебную систему Казахстана к мировым стандартам правосудия.
Судебная реформа приблизила общество к правовому и демократическому государству.
Однако впереди стоят еще не менее важные задачи. Совершенствование судебной системы сегодня является одной из главных задач главы государства. В утвержденной им Концепции правовой политики на 2010–2020 годы сформулирован целый блок приоритетов и задач, кардинально важных для судебной системы, ее модернизации, повышения уровня и статуса судебной системы и судей, эффективности отправления правосудия, внедрения высоких стандартов для судей, придания суду восстановительного характера, применения инновационных технологий, обеспечения прозрачности и доступности суда. Предусматривается разработка методов цивилизованного разрешения частноправовых конфликтов путем введения институтов примирения и медиации. С целью качественного отправления правосудия Концепция предусматривает создание полноценной административной юстиции.
Актуальными являются проблемы своевременного исполнения судебных постановлений, дальнейшей специализации судов и судей, а также борьбы с рейдерством и лжепредпринимательством.
– Уважаемый Мусабек Тургынбекович, что из себя сегодня представляют судебная система Республики Казахстан и ее материально-техническая база?
– В Послании главы нашего государства народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» особое внимание акцентировалось на усилении судебной системы, дальнейшем ее реформировании, а также укреплении материальной базы судов. Как показывает практика, качественное отправление правосудия и безупречная работа, высокая исполнительская и трудовая дисциплина судей и сотрудников суда зависят от многих факторов, в том числе и от уровня материально-технического обеспечения.
Если сравнить сегодняшние суды с судами 90-х годов, то разница впечатляет. В первые же годы независимости судам были переданы добротные здания бывших горкомов и райкомов партии, построены новые здания судов. Ежегодно рост бюджетных расходов составляет около 15 %, это в первую очередь связано с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы и расширением специализации судов.
За последние годы уровень материально-технической базы местных судов поднялся значительно выше, чем это было в начале создания КСА.
Информационные и коммуникационные технологии все глубже проникают во все сферы деятельности общества, и Республика Казахстан как динамично развивающаяся страна широко использует информационные технологии в судебной системе.
В целях создания надежной информационной и технологической платформы, соответствующей уровню экономического, социального, технического развития общества и обеспечивающей повышение качества отправления правосудия, в 2005 году были начаты работы по созданию Единой аналитической системы судебных органов Республики Казахстан (ЕАИАС). В настоящее время вся переписка судебной системы осуществляется исключительно в рамках ЕАИАС.
Кроме того, в рамках проекта ЕАИАС для эффективного и оперативного исполнения решений суда, а также для осуществления мониторинга по исполнительным производствам была создана автоматизированная система учета и контроля исполнительных производств (АСУКИП). Данная система установлена в 283 территориальных отделах Администратора судов областей и в городах Астана, Алматы.
Следующей информационной новеллой стало поэтапное внедрение информационных киосков в зданиях судов и информационного веб-портала, позволяющего заинтересованным лицам получить необходимые сведения без непосредственного обращения к сотрудникам суда.
Востребованность данного проекта была подтверждена тем, что при поездке в Москву для обмена опытом делегация Верховного Суда РК ознакомилась с аналогичной системой, установленной в судах Российской Федерации. Особую популярность информационные киоски получили у адвокатского сообщества. Участники процессов уверенно пользуются информационными киосками, что значительно упростило доступ к информации. В настоящее время ИСК функционируют практически во всех многосоставных судах республики.
Потребность общества в оперативном доступе к актуальной информации о движении судебных дел, результатах рассмотрения и судебных актах чрезвычайно велика. Отсюда следует высокая значимость информатизации судов, необходимость внедрения во всех без исключения судах информационных систем, которые, с одной стороны, позволяли бы решать организационные проблемы, а с другой – на новом уровне решали вопросы информационного обслуживания граждан.
– Какую роль сыграло законодательное и организационно-правовое обеспечение в деятельности судов?
– В 1995 году была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой был максимально учтен международный опыт конституционно-правового строительства. В 1998 и 2007 годах были внесены изменения и дополнения в Конституцию.
В 2000 году принят Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в РК», в котором впервые были конкретизированы основные принципы построения судебной системы и обеспечения гарантий независимости судей Казахстана.
Тем самым была создана полноценная нормативно-правовая основа, регулирующая структуру и полномочия судебных органов, правовой статус судей.
В порядке реализации положений Конституции приняты десятки новых законов, так или иначе регулирующих отправление правосудия: ГК, ГПК, УК, УПК, Таможенный, Налоговый, Земельный кодексы, об административных правонарушениях и т. д. Все они оказали существенное влияние на формирование судебной системы новой формации и с новыми задачами.
Указом Президента РК от 1 сентября 2000 года образован Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК, уполномоченный на выполнение задач по всестороннему обеспечению деятельности местных судов, в результате чего из полномочий председателей судов исключены несвойственные судам административно-хозяйственные функции.
Хотелось бы подчеркнуть, образование специально созданного органа при Верховном Суде в лице Комитета и передача ему функций по организационному, материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению судов от Министерства юстиции означали отделение судебных органов от исполнительной ветви и становление независимой судебной власти.
Внедряются новые формы улучшения организации деятельности судов. Так, в 2008 году в качестве эксперимента в городах Астана, Алматы, Павлодарской и Кызылординской областях были объединены отделы организации деятельности судов Администраторов судов и организационно-аналитические группы областных судов.
Проведение данного эксперимента положительно отразилось на организации деятельности местных судов, исключено дублирование некоторых функций. В апреле 2009 года организационно-аналитические группы созданы в остальных регионах.
В рамках реализации задач, поставленных главой государства на V Съезде судей республики, Комитетом на данном этапе разрабатываются методы дальнейшего совершенствования системы судебного администрирования, которые разграничат судебное администрирование от отправления правосудия, обеспечат эффективность и прозрачность работы местных судов, а также создадут современную по содержанию и методам регулирования систему судебного администрирования.
Одним словом, законодательное и организационно-правовое обеспечение деятельности судов сыграло огромную роль в развитии судебной системы и в ее усовершенствовании.
– И, конечно же, нас не может не интересовать количественная и качественная характеристика судейского корпуса РК, в том числе и по возрастному составу. Что делается для повышения квалификации судей?
– Сегодня общая численность судей республики составляет 2567 единиц, из них судей Верховного Суда – 48 единиц, областных и приравненных к ним судов – 574, районных и приравненных к ним судов – 1945 единиц. Более двух лет численность судей оставалась неизменной. Не так давно Указом главы государства штатная численность судей местных судов была увеличена на 86 единиц.
В свете введения и расширения специализации судов выделение дополнительных единиц весьма актуально. Так, с 1 января 2010 года начали функционировать специализированные межрайонные суды по уголовным делам, которым подсудны уголовные дела об особо тяжких преступлениях. В настоящее время в рамках Концепции по правовой политике на 2010–2020 годы начата работа по расширению специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (с августа 2007 года такие суды экспериментально образованы в городах Алматы и Астана).
Что касается вопроса качественного состава судейского корпуса, следует отметить, что средний судейский стаж судей Верховного Суда составляет 20 лет, возраст – 55 лет, по гендерному составу удельный вес женщин составляет 26 %; 18 % судей окончили зарубежные учебные заведения.
Для дальнейшего совершенствования судебного образования Верховным Судом разработана и утверждена «Стратегия судебного образования в Республике Казахстан на 2009–2011 гг.» (далее – Стратегия).
Реализация Стратегии призвана способствовать формированию эффективно функционирующей системы непрерывного судебного образования, отвечающей потребностям развития и совершенствования судебной системы.
В настоящее время в регионах ведется трехступенчатое, непрерывное, адресное и тематическое обучение судей без отрыва их от отправления правосудия.
– Сегодня в России, как и в других странах СНГ, одной их важнейших государственных проблем признается борьба с преступностью, а также с коррупцией. Какова ситуация по этому вопросу в судебной системе Казахстана, какую роль она играет здесь?
– В осуществлений мероприятий, предусмотренных законодательством в области борьбы с коррупцией, помимо традиционных силовых структур принимают участие такие специализированные организации, как Комиссия при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими, Агентство РК по делам государственной службы, Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Народно-демократическая партия «Нур Отан».
Одной из ключевых тем программы «Нур Отан» «10 ударов по коррупции» является совершенствование правосудия, укрепление авторитета и независимости судов и предупреждение коррупционных проявлений среди судей. Судейским корпусом страны в рамках установленных законом полномочий целенаправленно осуществляется работа по реализации антикоррупционной политики государства.
Так, в 2005 году в Аппарате Верховного Суда был создан Отдел обеспечения защиты судей, а в 2006 году во всех областных и приравненных к ним судах и Администраторах судов на базе этого Отдела созданы службы обеспечения защиты судей с целью профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди судейского корпуса республики.
Следует отметить, что основным критерием при назначении на службу обеспечения защиты судей было наличие опыта работы в правоохранительных или в других органах, деятельность которых непосредственно связана с этим направлением.
– Каковы основные пути и направления совершенствования судебной системы РК?
– Как говорилось выше, за истекшие годы многое сделано в плане формирования в Казахстане современной судебной системы, отвечающей высоким международным стандартам. На нынешнем этапе демократических преобразований в обществе вопрос реформирования судебной системы все еще является актуальным. Главной задачей реформирования должна стать выработка механизма реальной защиты конституционных прав и свобод человека, интересов общества и государства.
Анализ состояния судебной системы показывает необходимость ее комплексного реформирования с позиций организации судоустройства, совершенствования порядка судопроизводства, устранения противоречий и коллизий в законодательстве и оптимизации администрирования деятельности судов.
В настоящее время требуется продолжить мероприятия по дальнейшей специализации судов, определив границы подсудности субъектно-предметными признаками. Необходимо завершить создание ювенальных судов во всех регионах, создать финансовый суд в Астане.
Рост количества обращений граждан в суд за защитой своих законных прав и интересов прямо отражается на чрезмерной загруженности судей, поэтому сегодня весьма актуален вопрос упрощения порядка судопроизводства.
В этой связи необходимо развивать процедуру разрешения споров путем непубличного слушания в гражданском процессе, когда по отдельным категориям споров суд в упрощенном порядке с привлечением сторон в кратчайшие сроки принимает решение по существу. Это позволит исключить излишнюю регламентацию судебных процедур, волокиту и значительно повысит эффективность функционирования судов.
Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года определены основные направления дальнейшего развития судебной системы, в том числе закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частноправовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке.
В этой связи в целях реализации положений Концепции в настоящее время Верховным Судом разрабатывается законопроект, предусматривающий внедрение института примирительных процедур (медиации).
Следует отметить, что существуют исторические предпосылки обращения к медиации в Казахстане, поскольку между медиацией и судом биев имеется некоторое сходство. Так, спорящие стороны добровольно шли в суд биев, решение которого было справедливым и признавалось сторонами.
В порядке реализации Концепции Верховным Судом в настоящее время разрабатываются проект Конституционного закона «О внесении дополнений и изменений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и проект Закона «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан».
В рамках законопроекта «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» предполагается введение института судебного референта по гражданским делам.
Необходимость введения института судебного референта основывается и на рекомендациях Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, отраженных в Национальном плане действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009–2012 годы.
– Особую сложность при судебном рассмотрении представляют дела с так называемым иностранным элементом. Насколько часто у вас решаются судебные споры с участием иностранных физических и юридических лиц? Каковы их особенности в правоприменительной практике РК?
– В силу действующего законодательства иностранные лица пользуются в казахстанских судах процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с гражданами Республики Казахстан.
Какой-то специальной статистики, исходя из субъектного состава участников процесса, в судах не ведется. Учитывая, что общие принципы и правила судопроизводства стран СНГ достаточно схожи, я бы не сказал, что участие российских или других физических и юридических лиц вызывает серьезные проблемы в судебной практике. В то же время определенные сложности организационного характера, связанные с процедурами извещения, участия заинтересованных лиц в процессе исполнения судебных актов, неизбежны. В этой сфере эффективно работают механизмы, принятые в рамках международного сотрудничества.
На мой взгляд, в рамках Кишиневской концепции о правовой помощи достаточно успешно обеспечивается взаимодействие судебных органов всех государств-участников, особенно в области защиты семейно-брачных, трудовых, социальных прав граждан.
Что касается юридических лиц, то, как правило, это споры экономического характера, а также связанные с реализацией фискальной политики государства. В большей степени это касается приграничных регионов страны, а также регионов с интенсивно развивающейся экономикой, где имеет место достаточно высокая степень присутствия иностранного капитала.
Серьезного внимания в последние годы требуют вопросы незаконной миграции, и не только в Казахстане. Об актуальности этой проблемы на всей территории постсоветского пространства говорили представители государств – участников Шанхайской организации сотрудничества на совещании, проведенном в городе Астана в мае 2008 года.
Судебная практика в области административной ответственности нелегальных мигрантов требует взвешенного подхода, только при этом условии она гарантирует неукоснительное соблюдение прав конкретных лиц при одновременном обеспечении вопросов национальной безопасности суверенных государств.
– Какое влияние оказали на становление национального законодательства РК Модельные кодексы стран СНГ?
– Соответствие законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств потребностям развития их экономики оказывает существенное влияние на поддержание и развитие экономических связей между государствами.
В условиях создания Экономического союза обеспечение возможности сближения законодательств государств – участников СНГ приобретает особое значение.
Несогласованное правовое регулирование может неизбежно привести к ущемлению прав граждан и юридических лиц государств Содружества, созданию препятствий в осуществлении взаимных договорных отношений и, в конечном счете, к сокращению хозяйственных связей между независимыми государствами.
В этой связи целесообразность разработки объединенными усилиями широкого круга специалистов стран – участниц СНГ модельных кодексов, законов, рекомендаций, положения которых могут использоваться каждым государством по своему усмотрению при подготовке проектов национального законодательства, не вызывает сомнений.
Работа по подготовке проектов модельных кодексов облегчается тем, что страны – участницы СНГ имеют сходное в основных чертах гражданское законодательство, сохраняют тесные научные связи, а также в лице Межпарламентской Ассамблеи и других межгосударственных институтов имеют организационные возможности для проведения такой работы.
Разработка и применение совместных модельных документов создает основу для сближения национального законодательства государств – участников СНГ по различным ключевым направлениям сотрудничества.
В настоящее время разработан проект Модельного Информационного кодекса для государств – участников СНГ, который в марте 2010 года согласован Верховным Судом без замечаний.
Обсуждение проекта планируется на очередном заседании Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по культуре, информации, туризму и спорту.
Наряду с этим на сегодняшний день Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ принято более двухсот документов (модельные кодексы и законы). Полный текст документов и подробная информация размещены на официальном сайте Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
– Какие проблемы и перспективы могут возникнуть, на Ваш взгляд, в процессе унификации и гармонизации национальных законодательств стран СНГ?
– Унификация и гармонизация национальных законодательств стран СНГ направлена на формирование согласованных подходов в приведении национальных законодательств в соответствие с действующими международными договорами и решениями органов СНГ, создание на этой основе общего правового пространства в рамках Содружества.
Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств разработаны различные Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств – участников СНГ, например в сфере борьбы с торговлей людьми (3 апреля 2008 г.).
В этой связи необходимо межгосударственное взаимодействие по вопросам проведения научной и правовой экспертизы проектов международных договоров, законопроектов и проектов подзаконных актов.
Так, распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 21 сентября 1999 года № 136-р были созданы рабочие группы по проведению сравнительно-правового анализа и гармонизации законодательств государств – участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
В этой связи необходимо межгосударственное взаимодействие по вопросам проведения научной и правовой экспертизы проектов международных договоров, законопроектов и проектов подзаконных актов.
Процесс разработки и принятия нормативных правовых актов Межпарламентской Ассамблеи бывает настолько замедлен, что к моменту принятия они уже устаревают. В этой связи под влиянием быстро изменяющихся экономических условий и политической ситуации странами СНГ принимаются национальные акты, отличные от актов Межпарламентской Ассамблеи.
В целом стоит отметить, что согласованная законодательная деятельность в Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств обеспечивает правовую основу для усиления СНГ как конкурентоспособного геополитического Сообщества на международной арене.
В заключение хотелось бы сказать, что Евразийский юридический журнал проводит активную работу по привлечению наших научно-педагогических сил и практикующих юристов на свои страницы. В каждом номере ЕврАзЮж мы видим достойные статьи и материалы, освещающие различные стороны научной правовой мысли и правоприменительной практики. Мне особенно приятно признавать, что среди авторов публикаций я вижу судей и судейских работников из системы Верховного Суда Республики Казахстан.
Желаю вашему журналу дальнейших творческих успехов во имя процветания евразийских народов нашего Содружества, укрепления связей между нашими народами.
– Большое спасибо Вам, многоуважаемый Мусабек Тургынбекович!