№ 9 (100) 2016г.
T. N. NESHATAEVA:
THE COURT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN ACTION
Interview with judge of the Court of the EEU, Ph.D. in Law, professor, Head of International Law sub-faculty of the Russian State University of Justice, Neshataeva Tatyana Nikolaevna.
Визитная карточка:
Нешатаева Татьяна Николаевна - судья Суда ЕАЭС, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующая кафедрой международного права Российского государственного университета правосудия
В 1976 году окончила Пермский государственный университет по специальности «правоведение». С 1982 по 1985 год обучалась в аспирантуре Московского государственного университета и защитила кандидатскую диссертацию.
Работу по специальности начала в 1976 году в органах прокуратуры Пермской области.
С 1985 по 1990 год являлась ассистентом, доцентом кафедры государственного права и советского строительства Пермского государственного университета.
С 1990 по 1993 год - докторант Московской юридической академии, защитила докторскую диссертацию.
В 1995 году назначена судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
С1998 года руководитель сектора, с 2005 года куратор Управления международного права и сотрудничества Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
С 2012 по 2014 год судья Суда Евразийского экономического сообщества.
С 2013 по 2014 год заместитель Председателя Суда Евразийского экономического сообщества.
С 2015 года судья Суда Евразийского экономического союза.
Автор 12 монографий, учебников и 200 статей.
Имеет высший квалификационный класс судьи. Заслуженный юрист Российской Федерации.
С 2000 года заведует кафедрой международного права Российского государственного университета правосудия. Вице-президент Российской Ассоциации международного права.
Участвовала в подготовке Гаагской конвенции в отношении соглашений о выборе суда, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, реформировании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейского суда по правам человека.
Имеет государственные и ведомственные награды.
С 1 января 2015 года работает Судьей Суда Евразийского экономического союза от Российской Федерации.
******************************************************************
- Уважаемая Татьяна Николаевна, Суд ЕАЭС, фактически являющийся правопреемником Суда ЕврАзЭС, функционирует уже более четырех лет. Какие решения оказались наиболее трудными для него, и с чем именно были связаны соответствующие трудности?
- Не было ни одного решения, которое было принято быстро, без трудных дискуссий, а иногда даже споров. Случалось, что судебный процесс заканчивался процессуальным постановлением - компромиссного решения не находилось. И это вполне объяснимо - ведь согласно пункту 2 Статута Суда ЕАЭС целью нашей работы является создание правовой позиции, обеспечивающей единообразное применения норм международного права. Последние зачастую таят в себе пробелы, лакуны, которые Суд разрешает (закрывает) точечным образом путем судебного толкования. Именно по этой причине профессия судьи является чрезвычайно сложной, но очень плодотворной с интеллектуальной точки зрения и порой разрушительной с морально-психологической стороны.
- Одной из функций Суда, предусмотренной в п. 46 его Статута, является консультативная функция (функция толкования международных договоров). Есть ли перспективы для ее развития? Является ли она востребованной? Считаете ли Вы, что консультативное производство должно быть реформировано?
- Вы, наверное, удивитесь, но именно консультативная функция Суда ЕАЭС оказалась крайне востребована. За первые полтора года в Суд ЕАЭС поступило три запроса о вынесении консультативного заключения. Полагаю, нам удалось найти решение проблем, существовавших как в материальном, так и в процессуальном праве.
Консультативная функция Суда ЕАЭС будет развиваться, и не исключаю, что за основу может быть взят опыт Суда Европейского союза, где существует особый механизм связи наднационального и национального правосудия - так называемый «преюдициальный запрос», который позволяет национальному судье спрашивать наднациональный суд в ходе применения норм коммунитарного права. Процедура консультативного заключения позволяет делать это уже сейчас, но через обращение судов к министерствам юстиции.
В будущем, безусловно, нам следует исходить из демократизации данного института. Во-первых, необходимо закрепить, что процедура вынесения консультативного заключения предполагает не только письменную стадию процесса, но и устную, в ходе которой любое заинтересованное лицо может донести свою позицию до Суда в ходе слушания, тем более что для этого есть все предпосылки - консультативное заключение в принципе выносится тогда, когда разные субъекты (зачастую властные и невластные) не могут прийти к единому знаменателю по какому-либо правовому вопросу. Во-вторых, требуется расширение списка органов и лиц, имеющих право на направление запроса о вынесении консультативного заключения напрямую (сейчас право есть лишь у сотрудников органов ЕАЭС).
- Какое влияние оказал Суд на развитие права ЕАЭС? Какие правовые позиции Суда, на Ваш взгляд, носят инновационный характер?
- Должна сказать, что Суд принял важное участие не только в развитии права ЕАЭС, но и в его создании. В частности, при непосредственном участии отдельных представителей Суда проводилась работа по составлению проектов Приложения № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе 2014 года - Статута Суда, Регламента Суда, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года. Особенно важным является то, что Приложение № 32 к Договору о Евразийском экономическом союзе - Положение о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе - во многом является результатом работы первого состава Суда Евразийского экономического сообщества. Фактически, именно по его инициативе был принят такой документ, а работа по нему велась с 2012 года. Кроме того, с участием Суда ЕАЭС был принят крайне важный документ, определяющий порядок взаимодействия Суда и Республики Беларусь - Соглашения между Республикой Беларусь и Евразийским экономическим союзом об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь. Проекты этих документов создавались в Суде, а затем были переданы в рабочие группы государств-членов, которые и сформировали окончательные тексты.
Если говорить о том, какое влияние оказал Суд на развитие и совершенствование права ЕАЭС, то можно остановиться на следующих примерах. Как Вы, наверное, помните, первым делом в истории Суда ЕврАзЭС было решение по делу по заявлению ОАО «Южный Кузбасс». В данном деле заявителем была успешно оспорена одна из норм Решения Комиссии Таможенного союза № 335 от 17 августа 2010 года. Решение Суда ЕврАзЭС было исполнено ЕЭК в полном объеме. Отдельно стоит отметить, что в ходе исполнения данного решения также происходило не без помощи Суда - ЕЭК было не ясно, как его исполнять: отменить решение с момента признания его незаконным или с момента его издания. Данная проблема потребовала вынесения Судом ЕврАзЭС отдельного постановления, где Суд указал, что по общему правилу решения ЕЭК отменяются с момента издания (ab initio), что влечет правовые последствия для всех участников правоотношений (erga omnes).
Кроме того, Суд ЕврАзЭС в данном деле провозгласил, что досудебный порядок рассмотрения споров в ЕЭК не соответствует одному из основополагающих прав человека - праву на доступ к правосудию: хозяйствующий субъект был обязан обращаться в ЕЭК в досудебном порядке, но ни в каком из актов не был описан процесс обращения и разрешения споров. После ЕЭК приняла Порядок рассмотрения обращении хозяйствующих субъектов об оспаривании решении' (актов) Евразийской" экономической комиссии, Комиссии Таможенного союза, их отдельных положении' или действии (бездействия) Евразийской экономической комиссии, утвержденный Решением Евразийской экономической комиссии №46 от 19 марта 2013 года.
Наверное, наиболее интересным для юристов-междуна- родников стало решение Суда ЕврАзЭС по делу по заявлению ПАО «Новокраматорский механический завод» против ЕЭК - в нем впервые ставился вопрос о соответствии решения ЕЭК праву Всемирной торговой организации. Как известно, Суд ЕврАзЭС принял решение, в котором говорилось о соотношении права Таможенного союза и права Всемирной торговой организации. В результате, было установлено соотношение между нормами права универсального и регионального уровня: поскольку нормы Таможенного союза более конкретно регулируют общественные отношения, они выступают как lex specialis, а право универсальной организации - lex generalis. Данная позиция имеет, как минимум, два ограничения на сегодняшний день: нормы ВТО не применяются в любом случае с обратной силой, а в случае противоречия норм права Таможенного и Евразийского союзов нормам ВТО, применению подлежат последние.
Кроме того, Суд ЕАЭС выработал правовые позиции о критериях приемлемости жалоб, в частности, о том, что хозяйствующий субъект при обращении в Суд ЕАЭС обязан доказать, что оспариваемый акт затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательства, а также то, что данный субъект осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере, регулируемой ЕЭК.
Таким образом, могу сказать, что к настоящему времени Суд ЕврАзЭС и Суд ЕАЭС сделали достаточно для развития права Таможенного союза и ЕАЭС.
- Татьяна Николаевна, Вы довольно часто составляете яркие и убедительные особые мнения. Как Вы считаете, какую роль играют особые мнения в развитии права ЕАЭС и в выполнении Судом своих функций?
- Институт особого мнения судьи имеет особую роль в становлении и развитии права. Если взять, например, практику судей Международного Суда ООН, то мы увидим, что особое мнение судьи С. Швебеля сыграло существенную роль в развитии доктрины «чистых рук» (clean hands doctrine) в международном праве, особое мнение судьи Р. Хиггинс анализировала проблему non-liquet в международном праве, очень интересными и рекомендуемыми к прочтению являются особые мнения судьи А. А. Кансьядо Триндаде, который зачастую высказывается против подходов большинства.
Однако для постсоветских стран, а также для некоторых европейских (в частности, Франции) институт особых мнений считался чуждым общепринятой практике. Представлялось, что судья не должен иметь права на свое индивидуальное мнение, поскольку он является лишь «винтиком» судебной системы, находящейся на службе у позитивного права. Но в международном праве, которое возникло из естественного права, все строится совершенно по-другому - данный правопорядок с самого начала строится с учетом практики и «доктринальных» идей. Следовательно, институт особого мнения наилучшим образом корреспондирует международному праву и идее создания любого международного органа разрешения споров: все судьи суда равны между собой, они действуют на основании принципа par in parem non habet imperium, что в контексте отправления правосудия особенно важно: если один судья приходит к иному выводу, то он может и должен его высказать, исходя из принципов независимости и равенства судей.
Вы знаете, быть может, мною будет высказана неожиданная вещь, но институт особых мнений уже сыграл свою позитивную роль в праве ЕАЭС. В частности на основе подхода из особого мнения по делу по заявлению запросу Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан о разъяснении положений Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года была принята статья 88 Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 года о неучастии центральных банков в государственных закупках.
Судьи интеграционного суда видят проблемы с разных сторон, а институт особого мнения помогает формализовать различные подходы. Если судьями предлагаются несколько правовых конструкций, то это лучше для будущего развития права - ведь специфика деятельности любого суда и судей заключается в том, что мы точечным образом путем судебного толкования закрываем лакуны в праве. В конкретном деле мы можем лишь предложить модель дальнейшего развития прав, развитие которого - ответственность иных властей. Такое взаимодействие судебной власти с другими ее ветвями существует веками: судья сталкивается не с абстрактными проблемами, а с конкретными, за которыми стоят боль и слезы конкретных людей, а в нашем случае - предпринимателей, реальные слезы и боль которых мы видим в процессах Суда ЕАЭС, но мы разрешаем не коммерческий спор, а оцениваем функционирование правовых норм.
- Полномочия Суда ЕАЭС были существенно ограничены по сравнению с полномочиями Суда ЕврАзЭС. С чем это может быть связано: недовольством государств активистскими решениями Суда (прежде всего, решениями по делу «Южный Кузбасс») или невостребованностью соответствующих компетенций Суда?
- Такое утверждение нередко озвучивалось и неоднократно появлялось на страницах Вашего журнала. Могу лишь сказать, что авторы, считающие таким образом занимаются некоторым подобием юридической публицистики, а не серьезным научным анализом, предполагающим установление философско-исторических первопричин какого-либо юридического явления.
Отвечая разом не только на вопрос этого интервью, но и другим комментаторам, хотелось бы отметить, что никаких ограничений не состоялось. Изменилась лишь форма реализации полномочий Суда, которая была приближена к потребностям и традициям современной евразийской интеграции. И совсем не факт, что то, что мы имеем сейчас, не изменится в дальнейшем.
Компетенция, которую имеет Суд в настоящее время, наиболее соответствует нашей евразийской ментальности, одной из составляющих которой является наше постсоветское прошлое. Это самое сложное в ходе нашей интеграции: в рамках одного проекта нам нужно находить подходы, которые, во-первых, будут удовлетворять страны с азиатскими и европейскими ментальными основами и, во-вторых, не затронут национальных основ этих государств. В этом плане Европейскому союзу повезло больше, ведь в их основе лежат морально-этические нормы единой религии. В Суде ЕАЭС я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда одни и те же нормы понимаются по-разному, ибо судьи от государств-членов ЕАЭС исходят из разных, порой диаметрально противоположных морально-этических подходов. Поэтому, бесконечное сравнение компетенции Суда ЕАЭС с компетенцией Суда ЕС - это утопия, не учитывающая различия в наших ментальных основах, ведь на данный момент правовая система Российской Федерации является гибридом советского и континентального права, на Армению повлияла англо-саксонская семья, а на Казахстан - немецкие правовые воззрения. А ментально и традиционно и в прошлые времена мы были очень непохожими. Так что общие стандарты еще предстоит создать. При этом, не следует, как нарушать устоявшиеся стандарты правосудия, так и копировать чужой опыт.
Что касается преюдициального запроса, о котором чаще всего вспоминается, то его заменили консультативным заключением по предложению верховных судов. Безусловно, установление возможности для верховных (и нижестоящих) судов обращаться в Суд ЕАЭС за толкованием было бы позитивным шагом со стороны государств, и я считаю, что мы должны прийти к этому. В настоящее время суды не могут обращаться к нам напрямую во многом из-за позиции верховных судов, и ее тоже нужно уважать, тем более, что верховные суды, в частности, Верховный Суд Российской Федерации создали механизм связки наднационального и национального правосудия через постановления пленума (см., например, пункт 3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»). Следствием этом является то, что единообразие в рамках судебной системы, например, Российской Федерации будет происходить фактически через своего рода коллизионную отсылку к правовой позиции наднационального судебного органа - Суда ЕАЭС. Вполне возможно, что для наших стран это наилучший, ненасильственный способ установления единообразия, признанный верховными судами.
В подтверждение моего вывода о том, что применительно к заключениям полномочия Суда ЕАЭС расширились по сравнению с полномочиями Суда ЕврАзЭС могу упомянуть, что теперь мы уполномочены на дачу консультативных заключений по запросам сотрудников органов ЕАЭС. Ранее такого права у Суда ЕврАзЭС не было. На данный момент первый запрос сотрудников ЕЭК состоялся.
Как мне кажется, такая форма взаимодействия национального и наднационального правосудия на данном этапе - это разумный баланс, учитывающий наши постсоветские традиции, в которых есть уже ставший традиционным акт - постановление пленума верховного суда. Повторюсь, но список субъектов обращений к нам нужно со временем расширить. Так, ЕЭК была необоснованно обижена, лишившись права на обращение в Суд ЕАЭС за заявлениями к государствам, однако я не обладаю информацией о том, почему так произошло. Полагаю, что ЕЭК должно быть возвращено такое право, ведь без него не может существовать властно ориентированного органа. Возможно, и суды потребуют прямого обращения к нам.
- Татьяна Николаевна, какие категории дел Вы считаете наиболее интересными и значимыми?
- В центре каждого дела стоит правовая проблема, подлежащая решению, поэтому каждое дело по-своему интересно и важно, как для конкретного заявителя, так и для развития права в целом.
Однако могу отметить, что после защиты докторской диссертации я никогда не думала, что когда-либо еще мне придется заниматься внутренним правом международных организаций, отраслью, достаточно редко становящейся объектом научного анализа в российской доктрине. Но в Суде ЕАЭС такая возможность представилась: нам пришлось вырабатывать понятие «конфликт интересов» применительно к работе ЕЭК в контексте аттестации сотрудников, а также отвечать на другие интересные вопросы внутреннего права международной организации.
Если говорить о том, какие дела являются наиболее сложными в практике Суда ЕАЭС, то, наверное, это дела, в которых оспаривается введение антидемпинговых пошлин. В этих делах очень много «техники и экономики», что очень сложно для любого юриста: нам приходится сравнивать между собой различные технические приспособления и высчитывать различные математические показатели (например, правильность подсчета объема рынка, маржи, среднерыночной стоимости на конкретный товар). Поэтому я до сих пор вспоминаю дело по заявлению ПАО «НКМЗ», где все считалось юристами. Сомневаюсь, что представители моей профессии хорошо к этому приспособлены.
В будущем эти дела, наверное, будет рассматривать легче, ибо появился новый институт экспертов специализированных групп, проводящих экономико-математические расчеты. Поэтому рассчитываю на более эффективную работу в этой части: международное экономическое право очень сложно, а правильность правового вывода зачастую зависит от правильности математических расчетов. Замечу, с этим расчетом мы также можем не соглашаться.
- Эволюционирует ли практика Суда от решения к решению? Например, можно ли наблюдать такую эволюцию в решениях по делам «Вичюняй-Русь», «OrdaMunaiTrade» и Тарасик, в которых Суд затронул вопросы мониторинга Комиссией актов внутреннего права?
- По моему мнению, изменение формы не должно сказываться на изменении содержания. В том случае, если Суд ЕАЭС согласен поддержать позицию Суда ЕврАзЭС, он добросовестно ее поддерживает, о чем свидетельствуют последние его решения.
Вообще, это один из самых запутанных вопросов. В проектах документов о Суде появились противоречивые нормы. Так, осталась норма о том, что решения Суда ЕврАзЭС сохраняют свою силу. Однако исчезла норма о правопреемстве Суда как органа. Затем главы государств и правительств повели речь о том, что ЕАЭС - это и есть ЕврАзЭС. И с этим трудно не согласиться: материально-правовая основа для правоприменителей осталась прежней - Таможенный союз и Таможенный кодекс. Таким образом, органы - ЕЭК и Суд - расширили состав и поменяли процедуры, но сама интеграция продолжается в тех же формах. Отсюда сложность в понимании взаимозависимости процессов.
- В Вашем особом мнении по делу «Ремдизель» (Постановление Суда от 8 апреля 2016 г.) Вы ссылаетесь на принципы добросовестности, недопустимости злоупотребления правом, правовой определенности и другие. Какую роль принципы права должны играть в деятельности Суда, могут ли они противопоставляться позитивному праву?
- Общепризнанные, как и общие принципы права, имеют естественно-правовое происхождение. Некоторые из принципов стали нормами jus cogens. Повторюсь, но международное право по своему генезису - естественное, право практики и обычая.
Данные принципы, опробованные веками, всегда стоят над позитивным правом, которое не может им противоречить - именно из этих соображений проистекают принципы bona fides, public order, legal certainty, par in parem non habet impe- rium. И они стоят над любым правом, включая конституционное. И любой суд, занимающийся нормоконтролем, должен устанавливать, соответствует ли договор, решение, действие или бездействие указанным естественно-правовым основам, закрепленным в международном праве.
При этом, целью работы любого судебного органа является установление баланса публичных и частных интересов: интересы любого публичного органа могут быть нарушены недобросовестным поведением частного субъекта и наоборот. Однако для меня лично еще одним важным стандартом является справедливость, а в отношении слабого - еще и милосердие. Отдаю себе отчет в том, что далеко не все со мной согласятся, ведь это не правовые категории, а скорее морально-этические. Но успешным может быть только справедливый и милосердный суд: совместить право и мораль и есть главная сложность в профессии судьи.
- В решениях по делу Новокраматорского машиностроительного завода от 24 июня 2013 г. и 21 октября 2013 г. Суд сформулировал несколько выводов, касающихся действия права ВТО в правопорядке ЕврАзЭС. Какое место нормы ВТО должны занимать в правопорядке ЕАЭС, мог ли Суд в решениях по делу НКМЗ сформулировать иную позицию?
- ВТО и Таможенный союз (в то время) - это организации, целью работы которых является либерализация торговли в широком смысле, а также минимизация протекционистских действий государств в отношении своих предпринимателей. При этом право ВТО являлось частью правовой системы Таможенного союза, а сейчас является частью права ЕАЭС. Суд нарушать нормы ВТО не может. Однако в том случае, если Суд установит, что право ЕАЭС не соответствует праву ВТО, то следует применять право ВТО. Такого несоответствия в том деле установлено не было, что подтвердили предприниматели и власти страны-заявителя.
- Некоторые представители отечественной доктрины подвергли критике позиции Суда по ряду дел. Считаете ли Вы данную критику конструктивной, влияет ли она на деятельность Суда?
-Доктрина - основа международного права, и я слежу за научной, обоснованной и конструктивной критикой. Однако пока в большинстве своем российские комментаторы избрали для себя не научный, а скорее публицистический вектор, благодаря чему мы видим тенденциозные или даже недоброжелательные высказывания. В то же время и серьезные работы начинают появляться - например, в журнале «Международное правосудие».
Нас упрекают в том, что наши решения ущербны с точки зрения содержания и формы. Все развивается. Так, нормы Статута и Регламента Суда касательно компетенции специализированных групп при рассмотрении дела, обязанности Суда не выходить за пределы заявленных требований были приняты с подачи Суда - ранее такие нормы не содержались в уставных документах, и пределы последствий рассмотрения дела были не определены. Теперь картина ясна: Суд предлагает модель, ЕЭК или другие органы интеграции создают на ее основе новую норму права. Что касается «поиска» идеальной формы решения (то, как оно будет оформлено), то это самая сложная задача для любого суда. В своей практике мы не копировали ни решения международных, ни решения национальных судов, а пытались найти свой стиль, который будет понятен как юристам-международникам, так и юристам, занимающимся национальным правом, а также, безусловно, судам государств-членов. Полагаю, что нынешняя форма решений является сбалансированной: в ее основе лежит четкое разделение фактов, аргументов и выводов Суда, за что очень благодарна своим высококлассным коллегам-судьям. Кроме того, в нашем Суде установилась практика, согласно которой судья-докладчик полностью составляет проект решения, который затем обсуждается с коллегами, дополняется их предложениями. И форма решений, принятая нами, наилучшим образом отражает индивидуальность судьи-докладчика. Индивидуализация судебных актов - это элемент независимости судей при коллегиальности принятия решений.
Тем более, что некоторым комментаторам кажется, что независимость судей Суда ЕАЭС подвергнута сомнению, поскольку процедура лишения судьи должности излишне проста: президенты на Высшем совете могут прекратить полномочия конкретного судьи, но по основаниям, указанным в статьях Статута Суда ЕАЭС. Однако смею заметить, что независимость судьи - это внутреннее свойство, основанное на его личных качествах, опыте и уровне образования. Судья может быть независим только в том случае, если он обладает моральной твердостью, а также уверен в своем интеллектуальном багаже. Отсюда и проистекают основные критерии для отбора в судьи Суда ЕАЭС - высокие моральные качества и высокая квалификация. Если кандидат в судьи удовлетворяет указанным критериям, есть шанс, что он будет независимым судьей. Отмечаю, однако, что в ходе принятия Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 года норма о комиссии, проверяющей качества кандидата, была исключена. И это, на мой взгляд, упущение, которое следует исправить в будущем.
Что же касается применения Статута Высшим Евразийским экономическим советом, то к независимости эти нормы не имеют отношения, ибо рассчитаны на экстраординарные обстоятельства, такие как нарушение этики, преступление, смерть и так далее.
Полагаю, что комментаторам надо учитывать, что судьи не боги, а люди, с ними может случаться всякое. Причем все люди разные, у них разные характеры, разная степень стойкости. Именно об этих случаях говорит Статут. А то, что лишить судей полномочий могут только президенты в строго определенных случаях - это наоборот наша гарантия, евразийская гарантия нашей независимости. Поэтому надеюсь, что отечественная доктрина научится вести диалог, в приемлемых и обезличенных формах, будет анализировать решения Суда не с целью показать собственную гениальность, а для развития права и институтов, в том числе международного права в целом и ЕАЭС в частности.
- Татьяна Николаевна, как Вы относитесь к судебному активизму, т.е. к выходу судов за пределы позитивных норм? Должен ли международный суд, в частности Суд ЕАЭС, проводить активистскую политику?
- Должен быть разумный баланс. Без активизма органов интеграции, развитие интеграции невозможно, но суд не может подменять законодателя и исполнительную власть. Судебным решением суд решает конкретную задачу, развивая право в этом вопросе. Из решения рождается правовая позиция (практика, прецедент), которая должна быть проникнута высоким и глубинным правовым содержанием. Многое из этой позиции войдет в действующее право через обычай, договоры, принципы, решения.
Кстати, упрекать молодой суд в том, что судьи, при написании решений клонируют навыки прежней профессии (прокурора, чиновника и так далее) - излишне. Все сбалансируется со временем.
- Суд ЕАЭС довольно часто ссылается на решения других международных судов, в т.ч. Международного суда ООН и Суда ЕС. Какое значение имеют данные ссылки для формирования позиции Суда, можно ли говорить о фактическом следовании концепции судебного прецедента?
- Убеждена, что одной из задач любого международного суда, при этом не упомянутой ни в одном из учредительных документов, является преодоление фрагментации международного права. Эта проблема очень активно обсуждается как на уровне ООН, так и на уровне Совета Европы. К этой задаче отношусь крайне ответственно и при рассмотрении дел внимательно отслеживаю развитие судебной практики в других международных судах.
Полагаю, что любой современный международный суд должен учитывать и уважать правовые позиции своих коллег из других международных судебных учреждений, тем самым не создавая ситуации, когда международное право разбалансировано и, как следствие, погублено. Знать об этой особенности могут только юристы-международники, изучившие его на достаточно серьезном уровне. Как мы все знаем, если за дело берется дилетант, то, в любом случае, надежд на позитивный исход - немного. То же самое - с правом.
К чести Суда ЕАЭС могу сказать, что пока данному органу удается проводить анализ работы других органов таким образом, чтобы исключить случаи необоснованной фрагментации, в чем нам помогают специалисты-международники Экспертно-аналитического отдела Секретариата Суда.
- Татьяна Николаевна, Вы долгое время работали судьей ВАС РФ. Отличается ли работа национального судьи от работы международного судьи?
- Работа, конечно, отличается. В ВАС РФ я занималась более международным частным правом, а сейчас - международным частным и публичным в комплексе. Это позволяет видеть и анализировать явления более системно. В ВАС РФ суть работы заключалась в нахождении баланса в сталкивающихся экономических интересах: в непростое время после распада Советского союза данные проблемы приходилось решать зачастую интуитивно, ибо многие международно-правовые стандарты еще не были внедрены в правовую систему Российской Федерации, но сейчас они уже вписаны в позитивное право: добросовестность, estoppel, индемнитет и так далее.
В ЕАЭС основным вызовом в работе является столкновение европейской и азиатской ментальности, различия в религиозных и традиционных основах. Такие коллизии иначе, чем на основе науки разрешить нельзя. Но и опыт разрешения коммерческих конфликтов незаменим, ибо именно в той работе были заложены принципы формирования единообразной практики. Решение таких задач создает сложности, но одновременно очень обогащает, ибо без практики мертво древо науки.
- Татьяна Николаевна, что бы вы пожелали читателям, авторам, редакции Евразийского юридического журнала?
- Хотелось бы пожелать креативного отношения к жизни и подарков от судьбы!
Интервью брал: