N.G. SHURUKHNOV:
CONSISTENCY, EFFICIENCY - BRAND OF CRIMINALISTIC METHODICAL RECOMMENDATIONS FOR INVESTIGATION OF CRIMES
Interview with Nikolay Grigorjevich Shurukhnov, Ph.D. in Law, professor, chief research associate of the Scientific-Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Визитная карточка:
Шурухнов Николай Григорьевич - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЛ-3 Федерального казенного учреждения Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России.
За выдающиеся заслуги в развитии криминалистики и судебной экспертизы награжден Почетной серебряной медалью Р.С. Белкина, Почетный сотрудник МВД России.
Сферу научных интересов Н.Г. Шурухнова составляют вопросы методики расследования отдельных видов и групп преступлений, тактика производства следственных действий, особенности их уголовно-процессуальной регламентации, избрание, исполнение заключения под стражу.
Автор около 500 научных, учебно-методических работ, авторских учебников по криминалистике (около 10 изданий).
- Николай Григорьевич, какие изменения претерпели криминалистика и практическое расследование преступлений в последние годы?
- Не открою чего-то нового, если скажу, что цифрови- зация колоссально изменила все сферы человеческой жизни, в том числе и в государствах Евразийского экономического союза, модернизировала деятельность человека, сказалась на межличностных отношениях. Это повлияло на характер противоправной деятельности, процесс расследования преступлений, направления развития криминалистики. Следует сказать, что в связи с этим совершенствуются и существующие средства, используемые в борьбе с преступностью, создаются новые.
Цифровизация пополняет криминалистический арсенал новыми эффективными технологиями, многие из них успешно применяются на практике. Так, прием систематизации информации в сети Интернет возможен посредством семантических фильтров, а мониторинг открытых ресурсов сети Интернет позволяет обнаружить и предупредить несанкционированное воздействие на информационные ресурсы. Информационно-коммуникационные технологии создают предпосылки установления лица, совершившего преступление (по изменению самой информации и ее носителей).
И криминалистика, и практическое расследование зависят от изменений уголовного, уголовно-процессуального законодательства. Закреплены следственные действия, новые процедуры сбора доказательств, в которых сердцевиной являются информационные технологии. Криминалистическая методика пополнилась новыми видами рекомендаций.
Появление новых технических средств поставило задачу разработки приемов их использования при производстве процессуальных действий, вплетения в канву методических рекомендаций расследования отдельных видов преступлений, упрощая деятельность дознавателя, следователя. Затратную их работу по составлению протоколов допроса упрощают технологии перевода устной речи в письменную. Программы-транскрайберы сочетают в себе возможности цифровых диктофонов и текстовых редакторов. Посредством использования микрофона устная речь вводится в компьютер, затем обрабатывается программой и выводится на экран в виде текстового документа. Использование названных программ позволяет существенно сэкономить время субъекта расследования.
Автоматизированные (компьютерные) рабочие места следователя А(К)РМС, дознавателя А(К)РМД вооружили их средствами доступа к базам данных о похищенных предметах, ценностях, лицах, представляющих определенный интерес. К тому же программы имеют наборы тактических приемов производства процессуальных действий, образцы документов (протоколы, запросы, справки), содержат тесты для обучения и контроля деятельности.
Распространенным способом фиксации различных видов объектов служит фотография. Она эволюционировала вместе с техническим прогрессом. В современном мире доминируют цифровая фотография, видеофиксация, включающие процесс фотографирования и обработки соответствующих изображений.
Еще раз повторю, что масштабная реальная цифро- визация сказалась и на способах подготовки, совершения и сокрытия преступлений, увеличении числа преступлений, совершаемых дистанционным способом, использовании криптовалют в криминальных взаиморасчетах, росте трансграничной преступности, противодействии расследованию.
Все сказанное здесь предполагает идти хотя бы по пятам прогресса, осуществлять соответствующие интенсифицирующие разработки и системно внедрять их, вместе с имеющимися техническими средствами и информационными технологиями, в практическое расследование преступлений. Это конкретные задачи криминалистики, их решение зависит от новаторства ученых и практиков, материально-технического обеспечения, которые будут способствовать эффективности расследования преступлений.
- На какие разделы криминалистики легла наибольшая нагрузка в связи с совершенствованием технических средств, появлением информационных технологий, информационно-телекоммуникационных систем?
- Традиционно основную «тяжесть» подключения новшеств, достижений других наук, адаптации технических средств и информационных технологий в конкретных рекомендациях «несет» на себе заключительный раздел криминалистики - методика расследований отдельных видов и групп преступлений. Темы этого раздела криминалистики комплексно работают на практическое расследование преступлений.
Методические рекомендации должны сосредотачивать в себе положения всех разделов криминалистики, достояния различных наук. Их задача - раскрывать возможности отдельных технических средств по обнаружению, фиксации и исследованию различных следов и вещественных доказательств, создавать и предлагать для реализации банки данных профильных аналитических систем, комбинированных информационных технологий, способствующих определять направления расследования, устанавливать обстоятельства совершения преступления, разрабатывать и указывать приемы минимизации противодействия дознавателю, следователю, тем самым интенсифицируя расследование.
Мы не умаляем роли криминалистической техники и тактики, потому как они «первопроходчики», инициаторы тех или иных новаций в раскрытии и расследовании преступлений. Потребность установления преступника по оставленным им электронным следам: IP-адресу, MAC-адресу, адресу электронной почты, идентификатору социальной сети, номерам банковской карты, телефона, информации о соединениях абонента, произведенных транзакциях - ставит задачи и перед указанными разделами криминалистики.
Было бы неверно обойти молчанием и раздел криминалистики, в котором сосредоточены общетеоретические положения. К примеру, важнейшая тема криминалистики и практики расследования преступлений - идентификация, которая на сегодняшний день, в связи с процессами повсеместной информатизации, принимает на себя нагрузку по разработке методологических подходов обоснования нового вида идентификации по электронному образу объекта. Отличия от существующих традиционных четырех видов идентификации состоят в особых физических свойствах идентифицируемого (устанавливаемого) и идентифицирующего (устанавливающего) объектов, особом наборе идентифицирующих признаков, самостоятельной методологической и инструментальной базе. Это относится и к установлению групповой принадлежности, и к диагностике. Думаю, требуют дополнительной, усиленной разработки информационно-структурные основы изучения преступной деятельности, ее расследования и информационно-компьютерного обеспечения.
- На конференциях, встречах с практическими работниками задается вопрос: как структурно, содержательно изменились криминалистические методические рекомендации в результате использования современных научных достижений и что предстоит сделать в этом направлении?
- Действительно в последние годы этот вопрос, по ряду различных причин, заметно актуализировался. Мы знаем, что методические криминалистические рекомендации разрабатываются по разным направлениям, с тем чтобы максимально удовлетворить потребности практики (к сожалению, не всегда мы это делаем качественно и целенаправленно). Как представляется, инновации в этом направлении требуют разработки классификации криминалистических методических рекомендаций.
Система криминалистических методических рекомендаций видится как комплекс составляющих, находящихся в определенной иерархии. Такое расположение должно указывать на их теоретическую и практическую значимость, роль предыдущей в построении последующей, исключая повторение, сосредоточивая внимание на инновациях, отражая современные интеграционные процессы. Не претендуя на безупречность и законченность, можем предложить следующие виды криминалистических методик в зависимости от:
- Количества охватываемых рекомендациями преступлений - концепция, общая и частная методика.
- Направленности на категорию преступлений - простые, сложные.
- Характера и количества достигаемых целей - специальные, универсальные.
- Пространственного масштаба - транснациональные, национальные.
Не раскрывая содержания приведенного (мы об этом уже говорили) скажем, что обозначенные виды методических рекомендаций должны опираться на практику (закономерности совершения и расследования преступлений), быть системными (включать предварительный (в отдельных случаях), первоначальный, последующий и заключительный этапы), чтобы быть целенаправленными. И еще способствовать эффективности раскрытия преступлений, показывать особенности и значимость использования современных технических средств, информационных технологий и в целом интеллектуальных наработок ученых, исследователей, практиков, которые способны интенсифицировать процесс расследования преступлений.
Следует подчеркнуть актуальность транснациональных методик расследования преступлений, так как это диктуется временем, экономико-правовыми изменениями, произошедшими на постсоветском пространстве, в государствах - членах Содружества независимых государств, на уровне Евразийского экономического союза нацеленного на формирование общих внешних таможенных границ, реализацию единой внешнеэкономической политики и правового обеспечения. Здесь важное место должны занимать современные научно-технические подходы, единые правовые нормы способствующие установлению обстоятельств совершенных преступлений.
- Николай Григорьевич, теперь закономерно возникает еще один вопрос, связанный с предыдущим: что несут в себе общие положения методики (имеется в виду вводная тема четвертого раздела криминалистики) и как они соотносятся с методическими рекомендациями расследования, в чем их служебная роль?
- Вводную тему «Общие положения криминалистической методики расследования отдельных видов и групп преступлений» четвертого раздела криминалистики «Методика расследования отдельных видов и групп преступлений», равно как и концепцию, назвать на 100% рекомендациями будет неверно. Она раскрывает сущность, понятие, задачи, принципы, структуру, содержание, периодизацию частных криминалистических методик. А также направления взаимодействия, использования специальных знаний, информационных технологий в расследовании преступлений. В отдельных случаях дает основные векторы организации расследования противоправных деяний, обозначает приемы минимизации противодействия дознавателю, следователю, установления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Основополагающим для общих положений криминалистической методики является представление всего раздела криминалистики.
Такой материал, абстрагированный от специфики отдельных родов, групп и видов преступлений, показывает структуру построения методик, содержит научно обоснованные данные, отражающие общие направления поисково-познавательной деятельности субъектов уголовного преследования, демонстрируя преимущества системы расследования в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Задумываясь над Вашим вопросом, осмысливая содержание общих положений криминалистической методики расследования, вспоминая исследования ученых, можно говорить о том, что они по своей служебной роли являются комплексными и выполняют триединую задачу - обучающую, исследовательскую, практическую:
1) при освоении учебной дисциплины «Криминалистика» студенты, слушатели формируют представление о системе криминалистики, месте в ней каждого из ее разделов, их взаимосвязи, взаимозависимости, практическое назначение. На семинарах получают теоретические знания о методике расследования, ее этапности, содержании и комплексе разрешаемых в эти периоды вопросов. Через посредство практических занятий, осмысление конкретных фабул совершения и расследования преступлений, обучаемые приобретают практические навыки деятельности в должности следователя. Все это и осуществляется в рамках обучающей задачи, выступающей одной из составляющих обсуждаемой темы;
2) исследовательская задача состоит в формировании разработчикам параметров методических рекомендаций: структуры, содержания, использования эмпирических данных, обеспечивая тем самым репрезентативность подготов
ленной и в последующем внедряемой в практическую деятельность научной продукции. Обозначает важность учета уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и других детерминант, ориентирует на объем работы, выполняемой субъектом расследования на каждом из его этапов, исходя из сложившихся следственных ситуаций;
3) практическая задача общих положений криминалистической методики расследования отдельных видов и групп преступлений состоит в ориентировании дознавателя, следователя на системную реализацию методических рекомендаций на практике оставляя возможности для развития индивидуального мышления применительно к конкретной обстановке, исходя из нетипичных следственных ситуаций, складывающихся в процессе расследования.
- Николай Григорьевич, хотелось узнать Вашу позицию еще по одному вопросу: нередко встречаются работы, в наименовании которых указывается «расследование», «основы методики расследования», какими они должны быть по структуре?
- Как представляется, в таких рекомендациях должно выделяться главное, сущностное, обусловливающее содержание рекомендаций по расследованию. Обозначенный подход не претендует на рассмотрение всех этапов расследования, а должен выделять наиболее значимое, решение задач которые предопределяет все досудебное производство.
Следует сказать, что в названиях нередко встречается и словосочетание «теория и практика расследования». Обозначенный вариант предполагает: изложение учения о фактах, систему взглядов на расследование, результаты обобщения практики, отражающего закономерности совершения преступления и отдельные направления расследования. Употребление слова «практика» означает изложение приемов, способов осуществления определенных процессуальных действий применительно к конкретным следственным ситуациям, рекомендаций по минимизации противодействия расследованию.
По частоте встречаемости «расследование преступле- ний»-это самое распространенное название криминалистических методических рекомендаций. Как правило, в таких наименованиях не встречается слово «рекомендации», но содержательно излагаются именно они. Речь идет о процессе расследования - о советах по эффективной деятельности уполномоченных должностных лиц применительно к конкретным обстоятельствам совершения преступления, субъектам, их поведению на следствии.
Подчеркну, что разработчики перечисленных криминалистических методических рекомендаций не связаны с изложением всего процесса расследования (его этапов), всех следственных действий, которые должны осуществляться дознавателем, следователем. За основу могут быть взяты отдельные обстоятельства противоправной деятельности, специфика личностных качеств субъекта преступления, которые обусловливают особенности всего процесса расследования.
- Как, по Вашему мнению, влияет (прежде всего) уголовно-процессуальное законодательство на криминалистические рекомендации и в целом на криминалистику?
- Безусловно, нормы уголовно-процессуального, уголовного законодательства влияют на развитие криминалистики и арсенал практики раскрытия и расследования преступлений. Это особо наглядно проявляется в содержании новых, корректировке существующих криминалистических методических рекомендаций расследования преступлений. Зависимость их структуры, наполняемости, направленности от положений норм материального и процессуального законодательства, инновационной мысли исследователей, рекомендующих использование современных технических средств и информационных технологий, очевидна. Уголовно-процессуальное законодательство влияет на возможности применения технических средств, информационных технологий, тактических приемов при осуществлении следственных действий.
Справедливости ради следует сказать, что и сами нормы уголовно-процессуального законодательства, в свою очередь, зависят от состояния технического прогресса, информатизации жизненных процессов и всего мирового пространства, желания законодателя указать конкретные направления уголовного судопроизводства, упростить или, наоборот, усложнить, в конкретных случаях, сбор доказательств, усилить обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Изменения содержания досудебного производства сказываются не только на частных вопросах, но и на общих положениях, коими является системность (этапность) расследования преступлений.
Как мне представляется, изменения УПК РФ обусловили четырехзвенную систему расследования, которая включает: предварительный, первоначальный, последующий, заключительный этапы. Наименование, назначение, содержание трех последних у ученых-криминалистов не вызывают возражений. Мнения о целесообразности, назначении, сущности, названии предварительного этапа расследования не высказывались в открытой печати, за исключением отдельных публикаций, которые оказались незамеченными. Что касается устных дискуссий, то во время их проведения высказываются различные точки зрения.
Теперь о содержании, наименовании: анализируя нормы уголовно-процессуального законодательства, следственную практику можно сделать вывод о том, что ими определены цели, субъекты, средства, сроки (процедуры их продления), в отдельных случаях направления взаимодействия следователя с конкретными должностными лицами, особенности решения задач при рассмотрении сообщений об отдельных видах преступлений.
Его содержание составляет деятельность, направленная на проверку (рассмотрение) сообщения о преступлении, установление обстоятельств, позволяющих сделать вероятный вывод о том, что деяние содержит признаки преступления, основными из которых являются общественная опасность и противоправность. Иногда требуется достоверно установить сумму ущерба, причиненного противоправным деянием, личность субъекта, его виновность.
Наименование рассматриваемого этапа расследования «предварительным» представляется последовательно логичным. Он предваряет все последующее объемное расследование, направленное на установление всех обстоятельств совершенного преступления, в том числе выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления. В данном случае направленность предварительного этапа можно сравнить с производством по уголовному делу, установлением обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния (п. 5 ч. 1 ст. 73 УПК РФ).
Действия субъектов, уполномоченных проверять сообщение о преступлении, осуществлять расследование, должны быть мобильными, оптимальными и оперативными. Разрешение на этом этапе проверочных ситуаций происходит в сравнительно короткие сроки, при малом объеме достоверных сведений, значительном объеме выполняемой работы, особенно по отдельным видам преступлений, решении нестандартных задач в условиях неопределенности, реализуя только те средства, которые допустимы в стадии возбуждения уголовного дела.
Ориентируясь на содержание норм уголовно-процессуального законодательства, окончание предварительного этапа обусловлено получением определенного объема сведений, указывающих на законность повода и вероятность совершения противоправного деяния. Это и служит основанием для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
Акцентируя внимание на средствах предварительного этапа расследования, следует сказать, что их количество и качество в сравнении с набором, установленным на момент принятия УПК РФ, существенно увеличены (что и служит одним из аргументов наличия нового этапа расследования).
Последующие дополнения и изменения, внесенные Федеральными законами от 4.06.2003 № 92-ФЗ, 12.04.2007 № 47- ФЗ, 05.06.2007 № 87-ФЗ, 09.03.2010 № 87-ФЗ, 4.03.2013 № 23- ФЗ, 30.12.2015 № 440-ФЗ, 29.07.2017 № 250-ФЗ, предоставили возможность уполномоченным органам расследования осуществлять в этот период комплекс разнообразных средств для получения сведений о преступлении, а в отдельных случаях- и о преступнике, как того требуют нормы УПК РФ.
- Как может повлиять создание и использования электронной базы данных на основе криминалистических характеристик на раскрытие и расследование преступлений?
- С поставленным Вами вопросом связана глобальная и научная, и практическая проблема - внедрение результатов научных исследований, обобщений передового опыта в практику. Она предполагает не только волевое принятие решения, но и предварительную проработку вопроса с учетом его организационно-технического обеспечения. На современном этапе это направление деятельности находится в забвении. Если несколько десятилетий назад эта проблема как-то обозначалась на уровне УУЗиНИО, ВНИИ МВД СССР, Академии МВД СССР, штаба МВД СССР, то сегодня ее нет в повестке дня. Я называю это второй частью всей научно-исследовательской деятельности: недостаточно иметь эмпирические данные, важно, чтобы они служили практике, способствовали раскрытию и расследованию преступлений.
На сегодняшний день мы рекомендуем, а в отдельных случаях требуем, чтобы диссертации по методике расследования преступлений базировались на данных криминалистической характеристики (еще раз подчеркиваю, на результатах обобщения практики). Раньше мы называли и региональные криминалистические характеристики, сейчас можно говорить о данных, которые стали бы составляющими межрегиональных криминалистических характеристик. Речь идет о тех регионах, которые входят в Федеральные округа Российской Федерации (Николай Евгеньевич, Ваш вопрос - это отдельная проблема, которая нуждается в обстоятельном обсуждении юридической общественности).
Следует сказать, о том, что нередко данные, составляющие криминалистические характеристики, имеются, но они не обнародованы, содержатся в диссертациях, интерес к которым, порой, теряют и сами авторы. Чтобы это не лежало мертвым грузом, а работало на практику, необходимо, полученные эмпирические данные оцифровать. В оцифрованном виде они могут использоваться должностными лицами всех правоохранительных органов. Подчеркну их особую важность, когда они будут выступать составляющей автоматизированных (электронных) рабочих мест следователей, дознавателей, и еще важнее, если ими будут оснащены мобильные рабочие места. В полевых условиях их роль многократно возрастает, это может сказаться на эффективности деятельности в первые часы расследования преступления, что позволит экономить очень дорогое время субъекта расследования преступлений.
- Николай Григорьевич, заключительный вопрос, который волнует преподавателей: что именно нужно изменить в учебном процессе, для того чтобы прикладная функция криминалистики была выдвинута на первый план?
- Предельно кратко. Требуется соответствующая оснащенность кафедр криминалистики, реальная, не для предоставления членам комиссии по аккредитации, что есть лаборатория, кабинет и даже полигоны. Однако на самом деле все это только на бумаге, зачастую в многочисленных институтах (филиалах) не только специальных криминалистических помещений нет, их нет и для проведения обычных (стандартных) семинаров. Надо признать, что государство усыпило образование, сделав учебный процесс ничтожным, знания должны приобретаться в контакте с преподавателем. Говорю об этом как бывший эксперт качества профессионального образования Рособрнадзора Министерства образования и науки. Не буду тратить на это время, велико сожалею, все знают, но становится все хуже и хуже. Пишем сумасшедшеемкие программы, которые никто и не собирается «отоваривать», стыдно перед обучаемыми. Особенно это касается внедряемой дистанционной формы освоения той или иной дисциплины.
Что касается подготовки по криминалистике, то требуется материально-техническое обеспечение, нужны профильные полигоны с моделированной обстановкой, которая складывается в жизни, при расследовании преступлений. Работа должна осуществляться малыми группами, с тем, чтобы каждый обучаемый был занят и находился под контролем, выполнял конкретный объем практической работы, как соответствующее уполномоченное лицо правоохранительного органа. Все практические занятия должны предусматривать разрешение конкретных следственных ситуаций, а работа обучаемого сосредотачиваться в одном едином документе, будь то практикум, или учебное уголовное дело. С ними он должен приходить на экзамен. Как минимум два вопроса из
такого «документа», плюс один теоретический должны быть предметом ответа на экзамене.
Конечно, для решения обозначенных задач требуются иная программа преподавания и соответствующая расчасов- ка в учебном плане.
- Многоуважаемый Николай Григорьевич, большое спасибо Вам за содержательное и интересное интервью. И в заключение наш традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать сотрудникам и читателям Евразийского юридического журнала?
- Евразийский юридический журнал давно зарекомендовал себя как серьезное издание, в котором рассматриваются практически все области права. Я желаю редакции журнала, авторам и читателям не снижать того высокого уровня профессионализма, который был достигнут и продолжать работать на благо отечественной и мировой юридической науки.
Интервью брали: