№ 12 (115) 2017г.
Визитная карточка: Пастухова Надежда Борисовна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и муниципального права, директор Института современного прикладного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Родилась 6 октября 1974 года. В 1996 году с отличием закончила Московскую государственную юридическую академию имени О. Е. Кутафина по специальности «юрист». В 2000 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: «Союз России и Белоруссии: этапы, особенности, перспективы (конституционно-правовой аспект)», в 2006 году присвоено ученое звание доцента.
С сентября 2000 года по настоящее время работает в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) (Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
С сентября 2000 года – преподаватель кафедры конституционного и муниципального права РФ, с 2001 по 2002 года – старший преподаватель, с 2002 года по 2011 года – доцент, с 2011 года по настоящее время – на должности профессора кафедры.
В 2010 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме: «Суверенитет и федеративная организация российского государства в условиях глобализации: конституционно-правовые аспекты».
Надежда Борисовна Пастухова имеет большой опыт административной работы в сфере высшего профессионального образования. С декабря 2000 по март 2005 года – на должности заместителя декана Московского дневного факультета МГЮА имени О. Е. Кутафина. С апреля 2005 по май 2010 года – на должности заместителя директора Института международного частного права МГЮА имени О. Е. Кутафина. С июня 2010 по февраль 2016 года – директор Института энергетического права МГЮА имени О. Е. Кутафина.
С февраля 2016 по настоящее время – директор Института современного прикладного права МГЮА имени О. Е. Кутафина. Институт современного прикладного права – вновь созданный инновационный Институт, в котором реализуется ряд учебных программ подготовки юристов по уникальным профилям – «юрист в сфере энергетики», «юрист в сфере финансового права», «юрист в сфере спорта, шоу бизнеса и рекламы».
Пастухова Н.Б. принимает участие в разработке различных документов МГЮА имени О. Е. Кутафина, занимается общественной работой, является Учредителем «АНО Содружество Выпускников МГЮА имени О. Е. Кутафина».
Активно участвует в научных мероприятиях: конференциях, научных семинарах, «круглых столах». Под ее руководством было организовано и проведено пять ежегодных межвузовских научно-практических конференций. Пастухова Н.Б. принимает активное участие в научной жизни студентов (студентами подготовлено более 50 научных публикаций), а также руководит воспитательной, общественной и внеаудиторной деятельностью студентов.
Н. Б. Пастухова является членом Комиссии по правовой культуре и пропаганде права Общероссийской Общественной Организации «Ассоциация Юристов России»; избрана председателем Третейского суда при НП «Совет рынка»; является членом двух Диссертационных советов – Д 212.123.02 при Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Д 504.001.34 по юридическим наукам в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Н. Б. Пастухова входит в состав Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации и является членом Президиума ВАК РФ; входит в состав Совета Российского Фонда Фундаментальных Исследований.
Н. Б. Пастухова является экспертом Временной комиссии Совета Федерации по защите суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
Имеет более 60 опубликованных научных работ, в том числе 4 монографии по актуальным проблемам, а также учебники и учебные пособия по конституционному праву России и конституционным основам ТЭК, праву недропользования и государственному суверенитету.
В 2016 году Пастуховой Н.Б. было присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Специализируется в области конституционного и муниципального права, изучает особенности организации и деятельности органов государственной власти и государственного строительства в Российской Федерации, является признанным экспертом в области проблематики государственного суверенитета Российской Федерации, вопросов нового миропорядка и федерализма.
****************************************************************
-Уважаемая Надежда Борисовна, в чем Вы видите отличия сравнительно новой интеграционной группировки – Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) от существующих интеграционных группировок?
-Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что интеграционные процессы являются велением времени, поэтому уверенно скажем: Евразийству принадлежит будущее.
Как известно в основе ЕАЭС лежит создание полноценного Таможенного Союза, Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, переход на новый более высокий уровень взаимодействия. Например, одним из результатов создания Таможенного Союза является общий рынок для почти 200 миллионов потребителей. Среди важных отличительных качеств новой интеграционной группировки – передача ряда национальных функций – наднациональному органу, созданному государствами – участниками ЕАЭС, к которым впоследствии присоединились Армения и Киргизия.
Руководители государств, который вошли в ЕАЭС, подчеркивали его экономический характер, по крайне мере, на начальной стадии существования Союза.
Принципиально важным является то, что российская сторона считает, что при принятии решений ЕЭК будет исключено доминирование какого-либо государства.
-В некоторых исследованиях, а иногда и в средствах массовый информации, проскальзывает мысль о том, что интеграционные процессы ведут к трансформации суверенитета государств. Как Вы относитесь к такой позиции?
-Безусловно, важно точно в правовом смысле учитывать принцип «суверенитета» при развитии организации функционирования наднациональных институтов.
Следуя принципу «распределенного суверенитета», государства – участники ЕАЭС передали наднациональному органу часть своих национальных функций. Создание ЕАЭС отвечает принципиальным интересам государств, которые его образовали, а эффективность союза подтвердило время и реальная практика.
В сегодняшнем мире существует немало претендующих на научность исследований, декларирующих, что в связи с интеграционными процессами, возникновением новых интеграционных группировок, развитием транснационального предпринимательства часть суверенитета передается на наднациональный уровень.
Скажем со всей определенностью, что в действительности делится не суверенитет, что интеграционные процессы и связанные с ними организации государства и власти обуславливают разграничение предметов ведения и полномочий различных звеньев единой государственной власти. Этот тезис базируется на положениях действующей Конституции России. Пример тому – создание Единого экономического союза, в котором Евразийская экономическая комиссия обладает наднациональными функциями, которые ему в добровольном порядке передали государства-участники.
Другое дело, когда теория делимости суверенитета оказывается весьма востребованной в Западной Европе с политическими целями, в частности, в связи с процессами европейской интеграции. И вновь право и юриспруденция оказываются в служении, на этот раз – у региональной глобалистики.
Российская Федерация – единое и целостное государство, органично синтезирующий единый народ, единую территорию и единую верховную власть. Она выступает в качестве единого и единственного суверена, обладающего неотчуждаемым верховенством на всей территории Российской Федерации и независимостью международных отношений. Поэтому Конституционный суд России в своем постановлении от 14 июля 2015 года был вынужден еще раз подчеркнуть, что из верховенства Конституции России, ее высшей юридической силы нет, и не может быть исключений. Конституционный суд указал, что суд общей юрисдикции и арбитража при пересмотре в установленном процессуальном законодательством порядке различных дел в связи с принятием Европейским судом по правам человека постановления, в котором констатируются нарушения, могут быть решены только после подтверждения его соответствия Конституции России.
Поэтому, скажем вновь – евразийской интеграции принадлежит будущее!
-Как, По Вашему мнению, соотносится с делами Евразийского Экономического Союза идея «один пояс – один путь», высказанная китайскими коллегами?
-Отвечая на Ваш вопрос, приведу мнение Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в России Ли Хуэй, который в феврале 2015 года побывал в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и ответил на вопросы журналистов и студентов, разъяснил выдвинутую Китаем концепцию «одного пояса – одного пути», а именно совместного создания Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути в XXI веке.
«Речь идет о том, чтобы на основе традиционных дружественных связей Китая с соседними странами, мобилизовав имеющиеся ресурсы сотрудничества, используя инновационные формы, укрепить практическое сотрудничество со странами ареола древнего Шелкового пути. Концепция подразумевает переход от реализации преимуществ политического взаимодействия, географической близости, экономической взаимодополняемости и гуманитарной составляющей этих государств к преимуществам практического сотрудничества и устойчивого роста, чтобы еще больше укрепить экономические связи Евразии, углубить взаимное сотрудничество, расширить пространство для развития. В конечном итоге, это касается не только процветания самого Китая, но и совместного развития государств, расположенных вдоль «одного пояса и одного пути».
Главная идея концепции «один пояс – один путь» заключается в «пяти связующих элементах»: политической согласованности, единой инфраструктуре, торговых связях, валютно-финансовых потоках, гуманитарном общении.
На этой основе можно полномасштабно продвигать практическое сотрудничество, способствовать политическому взаимодействию, экономической интеграции, культурной толерантности. Географически «один пояс – один путь» охватывает Азию, Европу и Африку, на Востоке реализация концепции начинается с динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона. А на Западе охватывает экономически развитый европейский регион, в центральной части – обширный хартленд, имеющий огромные перспективы развития. Реализация «одного пояса – одного пути» в общем виде осуществляется по трем маршрутам. Первый ведет из Китая через Центральную Азию и Россию в Европу, второй – из Китая в Центральную и Западную Азию, третий – из Китая в Юго-Восточную Азию и Южную Азию».
В мае этого года в Пекине состоялся форум «Один пояс – один путь». Вместе с Генсеком КНР Си Цзиньпином его открывали Президент Российской Федерации В.В. Путин и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. В форуме приняли участие представители более 100 государств. На нем были подведены и проанализированы первые итоги реализации китайской инициативы развития Шелкового пути выдвинутой в 2013 году.
Трудно не согласиться с мнением газеты «Коммерсант» от 12 мая 2017 года № 82, высказанном в материале «Скорый поезд «Москва – Пекин». Отношения между Китаем и Россией станут как Шелковые»: «Для Китая форум станет демонстрацией возросшего при новом генсеке статуса страны в мире, для России – возвращением «политических долгов» и средством укрепления позиций ЕАЭС перед лицом растущей китайской мощи».
А в октябре 2017 года состоялся XIX съезд Коммунистической партии Китая, на котором Генеральным секретарем был избран на второй срок Си Цзиньпин. Съезд обсудил ряд крупных проблем, в том числе выразив одобрение Программе «один пояс – один путь».
Совершенно грандиозным представляется обустройство Шелкового пути. Более 40 стран и международных организаций подписали соглашение о сотрудничестве с Китаем. Страны ЕАЭС заинтересованы в сотрудничестве с инициативой «один пояс – один путь». И Россия, безусловно, призвана сыграть ключевую роль в скоординированном развитии ЕАЭС и инициативы «один пояс – один путь».
- Наверняка у этой инициативы все-таки имеются и некоторые слабости и недостатки?
Буквально захватывает дух, когда ближе и плотнее знакомишься, например, с инициативой Си Цзиньпина относительно экономического пояса Шелкового пути. Основным элементом инициативы является уникальный фонд «Шелковый путь», который по версии Китая только в 2014 году обязался выделить 40 миллиардов долларов.
Мы, государства входящие ЕАЭС, не должны остаться в стороне. Как это сделать в связи с экономическими трудностями? Нам придется изыскивать средства, которые следует потратить на развитие производств и предприятий, необходимых нашим экономикам.
Нельзя спокойно относиться к действиям некоторых наших соседей и коллег по СНГ, решающих свои собственные инфраструктурные задачи, связанные, например, железнодорожным сообщением, вместо того чтобы вложить эти средства в развитие инфраструктуры и экономическое обустройство Шелкового пути.
- Здесь, пожалуй, как никогда раньше понадобится юридическое сопровождение. Наверное, только силами его руководящего органа, ЕАЭК, не обойтись? Может надо смелее брать к себе в помощники, например, ведущие юридические вузы, их выпускников, ученых?
- Безусловно это нужно делать. Могу сказать, в моем родном вузе, Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) было образовано новое структурное подразделение – Институт современного прикладного права. Новый Институт был создан в целях совершенствования подготовки высококвалифицированных юристов для правового сопровождения ключевых отраслей государственной деятельности и экономики России.
Основной задачей Института является развитие инновационных технологий образования и передовых достижений правовой науки, а также подготовка высококвалифицированных специалистов в наиболее актуальных и современных областях права.
В своей деятельности Институт использует традиции и новации российского высшего образования, а также имеет практико-ориентированную направленность.
Задачей Института современного прикладного права является развитие инновационных технологий образования и передовых достижений правовой науки.
Выпускники Института современного прикладного права получают диплом бакалавра Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция» с присвоением квалификации «Юрист».
Учебный процесс в Институте строится по новейшим программам, разработанным ведущими специалистами в области юриспруденции в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Выпускники Института современного прикладного права, других институтов Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) готовы к сложной правовой работе во всех областях и сферах, где на сегодняшний день существует потребность в квалифицированных юристах. Они действительно могли бы стать «помощниками» в решении сложных юридических вопросов, возникающих в деятельности Евразийского Экономического Союза.
- В этом году Евразийскому юридическому журналу исполнилось 10 лет. Что Вы, уважаемая Надежда Борисовна, могли бы пожелать его читателям и сотрудникам редакции?
Совсем недавно, вглядываясь в жизнь одного достойнейшего человека без временно погибшего на Кавказе, наткнулась на замечательное изречение: «Бог определит только длину жизни, широту же ее, ее наполненность определяет сам человек»
Позвольте пожелать вашему изданию широту и наполненность тематики! Всегда идти в ногу с жизнью.
Двенадцатый номер завершает юбилейный для нашего журнала 2017 год. Позвольте поздравить Вас с наступающим Новым 2018 годом, пожелать здоровья и новых свершений в науке и нелегком деле подготовки юридических кадров!
Спасибо. Большое спасибо за добрые пожелания. Если возможно, они взаимны!
Интервью брали