INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW: A VIEW FROM ARMENIA
Interview with Lilit Araevna Eremyan, Ph.D. in law, head of International and European law sub-faculty of the Russian-Armenian University, assistant to the President of the Republic of Armenia for legal affairs and presidential initiatives.
Визитная карточка
Лилит Араевна ЕРЕМЯН в 2009 году окончила бакалавриат, в 2011 году - магистратуру юридического факультета РоссийскоАрмянского университета в Ереване. В 2012 году окончила магистерскую программу в университете Эссекса в Великобритании по специальности международное право прав человека и международное гуманитарное право. Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Международное право».
С 2009 по 2015 гг. работала помощником председателя, затем - экспертом Постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам парламента - Национального Собрания Армении. В 2015-2018 гг. - консультант министра-руководителя аппарата правительства Армении, советник министра юстиции республики. Участвовала в разработке ряда ключевых законопроектов республики.
С сентября 2018 года является помощником Президента Республики Армения по правовым вопросам и президентским инициативам. С 2015 года преподает в Российско-Армянском университете, заведует кафедрой международного и европейского права.
- Уважаемая Лилит Араевна, расскажите, пожалуйста, о Вашей кафедре и Вашем университете.
- Созданный в 1997 году, Российско-Армянский университет (РАУ) уникален в силу ряда обстоятельств. Во- первых, он находится в ведении двух государств - России и Армении и одновременно осуществляет как российские, так армянские образовательные программы. Во- вторых, выпускники РАУ получают по два государственных диплома - России и Армении. Наряду с этим, наш университет отличается, с одной стороны, духом академизма, а, с другой, - динамизма и свободы. Это и притягивает как молодежь, так и преподавателей, интеллигенцию. Кстати, мы в РАУ приняли декларацию ценностей, осознание и распространение которых считаем одной из важнейших миссий университета. Это академическая свобода, любовь, справедливость, солидарность, созидательность, достоинство, познание и личностный рост. За несколько лет РАУ вышел на самые передовые позиции в Армении. В этом есть и огромная заслуга многоопытного профессорско-преподавательского состава во главе с ректором - профессором Арменом Дарбиняном. Здесь нужно учесть, конечно, и то, что у меня особое отношение к Российско-Армянскому университету не только потому, что здесь я уже почти пять лет преподаю и заведую кафедрой. РАУ для меня - это, в первую очередь, almamater. Российско-Армянский университет состоялся как центр российского образования и науки в Армении для всего региона и стран СНГ. Каждый год около четверти поступающих в РАУ - студенты из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Сегодня в РАУ действует 8 институтов по разным направлениям: Институт права и политики, Институт экономики и бизнеса, Институт гуманитарных наук, Институт математики и информатики, Инженерно-физический институт, Институт биомедицины и фармации, Институт медиа, рекламы и кино, Институт востоковедения. Например, в Институте права и политики действует 6 кафедр. Наша кафедра - международного и европейского права была основана в 2004 году. В рамках учебной программы по нашей кафедре преподаются многочисленные дисциплины: международное публичное право, европейское право, правовые основы регулирования интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и международное торговое право и международное гуманитарное право. К работе кафедры мы пытаемся привлечь высококвалифицированных специалистов в области международного и европейского права, имеющих также определенный практический опыт. Преподавание ведется, в основном, на русском, некоторые предметы преподаются на английском языке. Кафедра регулярно инициирует различные научные мероприятия. Так, например, в сотрудничестве с делегацией Международного Комитета Красного Креста в Армении Российско-Армянский университет уже более десяти лет ежегодно организует одну из наиболее значимых конференций в области международного гуманитарного права не только на региональном, но, осмелюсь сказать, на международном уровне. Это - «Ежегодная международная конференция по МГП для молодых исследователей». Кстати, с 21 по 23 ноября в РАУ опять пройдет очередная такая международная конференция, которая в этом году посвящена 70-летию подписания Женевских конвенций.
- В каком состоянии находится армянская наука международного права: какие темы рассматриваются как приоритетные, какой интерес к праву ЕАЭС, какие научные проблемы обсуждаются?
- Совершенно объективно оценивая ситуацию, к сожалению, я не могу сказать, что в Армении есть сформированная научная школа международного права, хотя у нас в республике, несомненно, есть очень хорошие специалисты в данной области. А создание научной школы является главной целью нашей кафедры, и к ней мы очень стремимся. При этом в течение последнего десятилетия в армянской науке международного права произошел значительный прогресс. Многие стали интересоваться данной системой права, вести научные исследования. Есть армянские учебники и учебные пособия по международному праву для вузов Армении, в научных журналах республики и других стран публикуются научные статьи. Уже на первых курсах студенты изучают международное право и активно участвуют в престижных международных конкурсах, как, например, конкурс по международному праву имени Филипа Джессапа, конкурс по международному гуманитарному праву имени Жана Пикте и так далее. Я думаю, со временем сформируется понимание значимости международного права в контексте современных процессов глобализации.
Свою первую лекцию по международному праву я всегда начинаю с разбора спонтанно определенных студентами проблем, наиболее обсуждаемых на государственном и международном уровнях, и их связью с международным правом. Мне представляется, что это помогает понять роль международного права в регулировании происходящих процессов, начиная от экологических вопросов, завершая вопросами безопасности. Что касается наиболее приоритетных тем в области международного права, то, ввиду региональных особенностей и с учетом истории армянского народа, конечно, продолжают оставаться актуальными такие вопросы, как международное признание Геноцида армян в Османской империи и меры по предотвращению преступлений против человечности, вопрос реализации права на самоопределение в ситуациях, ставящих под вопрос выживание народа или нации, борющегося за самоопределение, вопросы международно-правового регулирования миграции, права человека и, в особенности, социальные права. Вместе с этим, с радостью могу констатировать тот факт, что в последнее время и специалисты, и студенты стали уделять особое внимание изучению таких областей, как международное торговое право, международное космическое право и так далее. Можно с уверенностью сказать, что наблюдается расширение круга актуальных вопросов в области международного права для армянского научного и студенческого сообщества. Со вступлением Армении в ЕАЭС, конечно же, признается актуальность права ЕАЭС в научных и практических кругах, но я считаю, что меры, предпринятые для становления данной отрасли, пока недостаточны. Ведь вся правовая система ЕАЭС сформировалась сравнительно недавно, и, естественно, потребуется время для ее становления в качестве научного направления. Кафедра международного и европейского права РАУ была одной из первых, которая включила соответствующую дисциплину в образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Интерес есть, но, думаю, предстоит значительная работа для развития этой сферы, в том числе путем более тесного сотрудничества с вузами стран ЕАЭС и институтами ЕАЭС. На сегодняшний день в рамках ЕАЭС наиболее актуальным является проблема имплементации правовых актов ЕАЭС в Республике Армения, а также вопрос определения наиболее эффективного формата сотрудничества с учетом, с одной стороны, ассиметричности ресурсов и политических сил членов ЕАЭС, а, с другой стороны, отсутствия у Армении государственных границ со странами-членами ЕАЭС. Однако настрой как в практической, так и в научных областях мне кажется довольно оптимистичным. Ведь становление и развитие аналогичного субъекта - Европейского союза, тоже происходило не в один день.
- Не могли бы Вы в общих чертах рассказать о текущей реформе законодательства в Армении?
- Очень хороший вопрос. Я считаю, что в Армении недостаточно развита культура проведения стратегических правовых реформ. На мой взгляд, правовые реформы, в основном, осуществлялись и осуществляются, исходя из конкретной ситуации и в целях разрешения конкретных вопросов - часто спонтанно и не очень обдуманно. К примеру, есть государства, где правовые реформы направлены на ретроспективное и перспективное формирование государственной политики в разных областях, но с акцентом на перспективное развитие, то есть, когда основная цель реформы - не разрешение текущих вопросов и реализация фрагментарных целей, а предотвращение возникновения практических проблем и институциональный подход к регулированию той или иной области. Причем такой стратегический, институциональный подход правовой реформы, с моей точки зрения, требует проведения всестороннего, глубинного анализа проблемы, причин ее возникновения, изучения теории, а также практики других государств, консультаций с широким кругом заинтересованных субъектов, вовлечение в процесс проведения реформы профессионалов в соответствующей области данного государства и из-за рубежа и так далее. Такая реформа, с моей точки зрения, должна основываться на принципах профессионализма, интеллектуальной независимости и объективности. Думаю, понадобятся время и ресурсы, в том числе человеческие, для развития культуры правовых реформ в Армении. Что касается конкретных преобразований, то наиболее обсуждаемой сегодня является инициатива по судебно-правовым реформам. Скажу только, что, несомненно, есть необходимость реформирования и динамичного развития судебно-правовой системы - и такую реформу нужно осуществлять очень обдуманно, профессионально, сбалансированно, без спешки, придерживаясь стратегических целей с соблюдением норм Конституции и основываясь на общих принципах международного права. Параллельно активно осуществляется также ряд других реформ.
- Сфера Ваших научных интересов - новые системы вооружений. Расскажите, пожалуйста, почему это актуально и какие процессы в сфере права здесь происходят.
- Совершенно верно. Впервые я занялась исследованием данной тематики во время учебы в Эссекском университете в Великобритании в 2012 году. Моим руководителем был профессор Ноам Лубелл - один из наиболее квалифицированных специалистов в данной области. Впоследствии я продолжила свои научные изыскания в Армении: защитила диссертацию по международно-правовому регулированию новых средств ведения военных действий. В 2017 году была издана моя монография «Вызовы современных войн: актуальные вопросы международно-правового регулирования новых средств ведения войны», предисловие к которой написал президент Российской ассоциации международного права, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Анатолий Яковлевич Капустин. Когда я работала над диссертацией, это - 2012-2015 гг., то некоторые юристы считали, что объект моего исследования - из области научной фантастики, а некоторые даже шутили, мол, «насмотрелась голливудских фильмов». Однако особенность наших дней заключается в чрезмерно быстрых темпах развития всех сфер жизнедеятельности и, особенно, научного технологического развития, в том числе, и в области вооружений. Президент Республики Армения Армен Саркисян придумал, на мой взгляд, замечательный термин-описание: «R-evolution» или rapid evolution, то есть - очень быстрая эволюция. Происходящие процессы, естественно, влияют и на характер и особенности вооруженных конфликтов XXI века, а также на и их международно-правовое регулирование. Современные войны все меньше опираются на традиционные способы ведения войны, переводя вооруженные конфликты на новый интеллектуальный уровень. А быстрое развитие вооружений ставит под сомнение эффективность и актуальность применения действующих международно-правовых положений в данной сфере. В частности, интересны вопросы правомерности применения таких средств ведения войны, как кибертехнологии, боевые роботы и, так называемые, нелетальные (или несмертельные) вооружения. В контексте применения таких нетрадиционных средств и методов ведения войны возникает вопрос о необходимости разработки новых международно-правовых регуляций, совершенствования действующих положений, разработки новых интерпретаций или иных механизмов в целях обеспечения более эффективного международно-правового регулирования. Не следует забывать, что одним из важнейших догматов международного гуманитарного права является правило, в соответствии с которым воюющие стороны не пользуются неограниченным правом в выборе средств ведения войны. В свою очередь, правовая подготовленность государств по данному вопросу является залогом умелого и правильного использования правомерных механизмов и стандартов в случае вооруженных конфликтов. Естественно, что и государственные эксперты и представители научных кругов во всем мире, особенно, в последнее время, осуществляют исследования в данной области, организуют обсуждения, конференции, разрабатывают различные правовые инструменты, в основном это инструменты, так называемого, мягкого права (soft law). Я столь подробно останавливаюсь на данной теме, поскольку это - круг моих приоритетных научных исследований. Народу с этим, я считаю указанную проблему исключительно актуальной.
- Считаете ли Вы, что развитие международного гуманитарного права должно осуществляться при помощи норм «мягкого права» или здесь, все же, предпочтительней традиционное конвенционное и обычно-правовое регулирование?
- Вообще, роль «мягкого права» в развитии международного права является очень интересной темой для исследования. В контексте международного гуманитарного права, в целом, и даже в контексте более узкой темы международно-правового регулирования новых средств ведения войны, на мой взгляд, нет универсального ответа для всех случаев. Например, в случае применения кибервооружений жесткое конвенционное регулирование не может представляться эффективным с учетом особенностей объектов кибернападений, изменчивого характера информационных технологий, темпов развития киберсредств военного назначения и так далее. При таких условиях любые конвенции, регулирующие применение киберсредств ведения военных действий, уже при их разработке будут устаревшими, помимо этого, было бы практически невозможно осуществлять мониторинг имплементации таких конвенций. Нереалистично также предполагать, что основные акторы - США, Великобритания, Израиль - проявят политическую волю для разработки такого международного договора. В тоже время, с учетом тех же отмеченных факторов регулирование киберсредств ведения войны установившимися принципами МГП и их традиционная интерпретация - тоже, на мой взгляд, не лучший подход. В случае киберсредств, думаю, именно мягкое право является лучшим способом международно-правового регулирования и развития МГП. А в случае, например, полностью автономных боевых роботов, я считаю, что следует разработать инструменты жесткой регламентации на национальном и международном уровнях, в частности, ввиду того, что риск нарушения основополагающих норм и принципов МГП при применении самоуправляемых боевых роботов намного выше, чем в случае применения других видов вооружений. Установление подобного запрета на международном уровне вполне могло бы реализоваться, например, путем разработки нового протокола к Конвенции по конкретным видам обычного оружия 1980 года. То есть, я считаю, что наиболее эффективный механизм регулирования того или иного вопроса, или наиболее предпочтительный способ развития МГП во многом зависит от характера этого вопроса.
- В 1996 г. Международный суд ООН вынес достаточно двусмысленное заключение по ядерному оружию, которое стало предметом дебатов и обсуждений. Согласны ли Вы с позицией суда?
- По делу «О правомерности применения или угрозы применения ядерного оружия» Международный суд (МС) ООН четко сформулировал запрет неизбирательных нападений, включая нападения с применением per se неизбирательного оружия. Суд также отметил, что, учитывая специфичные особенности ядерного оружия, его применение едва ли было бы совместимым с принципом избирательности. Более того, из анализа консультативного заключения МС ООН и отдельных мнений судей следует, что большинство судей рассматривало ядерное оружие как per se неизбирательное, прежде всего, в силу своего разрушительного и неконтролируемого действия, что, в свою очередь, исключало возможность разграничения гражданских лиц и гражданских объектов от комбатантов и военных объектов в случае его применения. Но, несмотря на такое мнение, вроде бы, большинства судей, МС ООН в итоге заключил, что нет достаточных оснований для того, чтобы суд мог заключить с уверенностью, что применение ядерного оружия всегда и при всех обстоятельствах не будет соответствовать принципам и нормам МГП. То есть, судьи, в целом, признали ядерное оружие, по сути, неизбирательным видом оружия, однако заключили, что нет оснований запрещать его применение во всех случаях. Именно это противоречие и вызвало дебаты и дискуссии. Я согласна с окончательным заключением МС по поводу отсутствия международно-правовых оснований для абсолютного запрета ядерного оружия. Ведь практически все виды оружия могут быть применены неизбирательным способом. Но определенные виды оружия потенциально больше могут быть применены неизбирательным образом, нежели иные виды, а есть и такие средства ведения военных действий, которые, ни при каких обстоятельствах не могут быть применены в соответствии с принципом избирательности. Ядерное оружие, безусловно, имеет такие характеристики, которые значительно и многократно увеличивают риск его неизбирательного применения. И это, на мой взгляд, обоснованно и верно отметил МС, еще не является достаточным основанием для запрещения данного оружия при всех обстоятельствах. В данном контексте более точным было бы характеризовать ядерное оружие не как per se неизбирательное средство ведения войны (что, в принципе, вытекает из контента консультативного заключения и отдельных мнений судей), а, скорее всего, как потенциально неизбирательное оружие, применение которого следует считать правомерным в случае его использования в соответствии с требованиями и принципами МГП. Иными словами, я считаю неточным не вывод МС по данному делу, а аргументы и анализ относительно характера ядерного оружия и его рассмотрения в качестве per se неизбирательного оружия в тексте консультативного заключения.
- Какие меры на национальном уровне, на Ваш взгляд, необходимо принять для более эффективной имплементации норм МГП?
- Прежде всего, для эффективной имплементации норм МГП следует постоянно совершенствовать соответствующее государственное законодательство. Независимо от того, требуется ли имплементация норм в национальное законодательство, или же конвенции имеют прямое действие, наиболее эффективным подходом все-таки представляется четкое закрепление соответствующих положений на уровне национального законодательства. Причем имплементация любых норм международного права, в том числе, и МГП, вовсе не предполагает просто копирование с конвенций, а подразумевает обдуманный и креативный законотворческий подход с постоянными последующими улучшениями. Для эффективности результата ключевую роль также имеет распространение знаний в области МГП не только среди военнослужащих и военнообязанных, но и среди гражданского населения. Насколько мне известно, в некоторых государствах есть даже практика включения основных базовых знаний в области МГП в качестве обязательного предмета в общеобразовательных школах. Кроме указанных обязательных мероприятий, можно было бы проявить творческий подход и способствовать повышению знаний в области МГП посредством различных конференций, ролевых и симуляционных игр, организации фотовыставок и показов фильмов среди широкого круга зрителей. Но, конечно, информированность и знания лиц, которые в соответствующей ситуации будут применять нормы МГП, - самая главная задача государства. В контексте эффективной имплементации положений относительно ограничений средств и методов ведения войны, было бы предпочтительно разработать и применять на национальном уровне механизм правовой оценки новых вооружений.
- На протяжении уже более десяти лет у Вас есть серьезный опыт работы в различных государственных структурах: Вы работали в парламенте, в аппарате правительстве, также в Министерстве юстиции, сегодня Вы являетесь помощником Президента Республики Армения по правовым вопросам и президентским инициативам. Получается ли у Вас реализовать научные изыскания на практике?
- Ну, на всех занимаемых постах в мои основные обязанности входило проведение исследований, изучение и анализ международно-правового опыта по разным вопросам, представление практических предложений, экспертного мнения или заключения по разным правовым проектам, разработка или пересмотр различных законопроектов, участие в переговорах, экспертное участие в имплементации различных реформ или инициатив. И если говорить о международном праве, в целом, то могу сказать, что при рассмотрении практически любого законопроекта, при разработке стратегии любой правовой реформы или при реализации любой инициативы - я всегда использовала знания в области международного права. Считаю, что международное право, включая ратифицированные международные договоры, нормы обычного права и общие принципы международного права - в основе практически всех значимых реформ и законодательных проектов. Что касается МГП, то эта отрасль международного права, моя чисто научная стихия.
- Что бы Вы могли пожелать читателям журнала?
- Махатма Ганди говорил: «Разница между тем, что мы делаем и тем, что мы можем сделать, способна решить большую часть мировых проблем». Так что всем, в том числе и читателям журнала, желаю успешной самореализации и самоактуализации.
Интервью брал: