№ 3 (82) 2015г.
Ambassador of India in Moscow:
INDIA AND RUSSIA: NEW TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE SCO AND BRICS INTERVIEW WITH AMBASSADOR OF INDIA IN MOSCOW PUNDISRINIVASAN RAGHAVAN
Визитная карточка:
Пунди Шринивасан Рахгаван родился в 1955 г. В 1975 г. господин Рагхаван получил степень бакалавра естественных наук по физике (диплом с отличием) в Колледже Сей пт Стивен, в Делийском университете, а в 1978 г. степень бакалавра технических наук по электронной инженерии и технике Пунди Шринивасан Рахгаван связи в Индийском институте науки, г. Бангалор. В 1979 г. поступил на дипломатическую службу.
С 1979 по 1994 гг. он занимал ряд дипломатических должностей в индийских дипломатических миссиях в Москве (в то время СССР), Варшаве (Польша) и Лондоне (Великобритания), попеременно работая в Министерстве иностранных дел, Правительстве Индии.
В 1994 г. он был назначен генеральным консулом Индии в г. Хошимин (Вьетнам) и в 1997 г. — заместителем посла Индии в Южной Африке, г. Претория. С 2000 по 2004 гг., господин Рагхаван был помощником Премьер-министра Индии в г. Дели, занимаясь вопросами в области внешней политики, атомной энергии, космоса, обороны и национальной безопасности. Он был послом Индии в Чешской Республике (2004-2007 гг.) и послом Индии в Ирландии (2007-2011 гг.). В январе 2012 г. он был назначен главой вновь созданного Ведомства по сотрудничеству с развивающимися странами при Министерстве иностранных дел. Данное ведомство отвечает за эффективную реализацию проектов по экономическому сотрудничеству Индии в развивающихся странах.
Посол Рагхаван был главным координатором министерской конференции Ассоциации регионального сотрудничества со странами Индийского океана (IOR-ARC) в г. Бангалор (ноябрь 2011 г.) и саммита БРИКС в г. Дели (март 2012 г.). В августе 2012 г. он был назначен спецпредставителем Правительства Индии в Судане и в Южном Судане. В марте 2013 г. он был назначен специальным секретарем, и в этой должности возглавлял Ведомство по сотрудничеству с развивающимися странами, а также Администрацию, Департамент управления делами и другие сопряженные Департаменты Министерства иностранных дел. В октябре 2013 он был назначен заместителем министра (Экономические отношения) в дополнение к его обязанностям в Администрации и Департаменте управления делами.
Пунди Шринивасан Рагхаван вручил свои верительные грамоты, удостоверяющие его назначение в качестве Посла Индии в Российской Федерации Президенту Российской Федерации Владимиру Путину 16 января 2014 года.
У господина Рагхавана и его супруги Барбары Рагхаван два сына.
********************************************************************
— Господин Пунди Шринивасан Рагхаван, традиционно одной из приоритетных тем Евразийского юридического журнала является освещение роли международного права в современных международных отношениях. Поэтому, предлагаем начать нашу беседу именно с основополагающих начал обустройства международного сообщества. Какую позицию занимает в своей независимой внешней политике Индия относительно нарушения со стороны западных стран в последнее время принципов и норм международного права?
— Индийская внешняя политика прочно закрепилась в рамках уверенно обоснованных принципов и национальных интересов, вытекающих из исторического опыта, социальных идеалов и целей развития нашего государства.
— Как можно было бы вкратце охарактеризовать основные направления внешней политики Индии в сегодняшней глобальной обстановке?
— Я уже упоминал об основах нашей внешней политики. Экономический рост и достижение целей развития являются важными векторами нашей внешней политики, также как и безопасность наших границ и автономность действий на мировой арене. Эти перспективы являются руководством нашего взаимодействия с международным сообществом, направленным на многополярное мироустройство, учитывающим интересы и устремления народов, и это наш призыв к такой реформе международной системы управления, чтобы она отражала реалии XXI века.
— Отношения России и Индии давно принято называть «стратегическим партнерством». Во время Холодной войны Индию и Советский Союз связывали крепкие военные, экономические и дипломатические отношениями. Новая Россия унаследовала близкие отношения с Индией, а Индия улучшила свои отношения и с Западом. В 1996 году Министр иностранных дел России Е. М. Примаков предложил идею укрепления российско-индийских отношений. Он выдвинул идею геостратегического треугольника «Москва-Пекин-Дели» в рамках многополярного мира. Господин Посол, как Вы оцениваете историю российско- индийских отношений в разные времена за последние 20-25 лет?
— Отношения между Индией и Россией были, есть и останутся крепкими, потому что они всегда соответствуют взаимным интересам двух стран и пользуются значительной поддержкой наших народов. Они пережили политические и экономические преобразования России и Индии в 1990е годы. Они вступили в новую более интенсивную фазу в 2000 году, когда мы приступили к практике ежегодных встреч на высшем уровне между нашими лидерами. Россия была первой страной, с которой Индия заключила официальное соглашение о стратегическом партнерстве. В знак признания масштабности нашего двустороннего сотрудничества, мы продлили сроки наших отношений особого и привилегированного стратегического партнерства.
— Президент России Владимир Путин в мае 2014 года поздравил Нарендру Моди с победой Бхаратия Джаната Парти на всеобщих парламентских выборах в Индии. В поздравительной телеграмме глава Российского государства высоко оценил традиционно дружественные отношения России и Индии, в основе которых лежит Декларация о стратегическом партнёрстве, подписанная во время пребывания Бхаратия Джаната Парти у власти и определившая развитие двустороннего взаимодействия на годы вперёд. Как Вы оцениваете итоги визита В. Путина в Дели 12 декабря прошлого года?
— Отношения России с Индией носят стабильно дружественный характер уже более полувека, нынешняя встреча в верхах имела особое значение — произошедшая полгода назад смена власти в Дели дала повод к многочисленным спекуляциям по поводу будущего индийско-российских связей. Не скажется ли смена правительства в Индии летом 2014 года на традиционных российско-индийских отношениях?
— Как Вы прокомментировали бы такую точку зрения, что «Моди, с приходом к власти которого в Индии начинаются очень серьезные изменения, будучи прагматичным националистом и консерватором, гораздо ближе по своим взглядам к Путину, чем к англосаксонской элите»?
— Визит президента Путина в Индию в декабре прошлого года был во многом знаковым событием. Это был первый ежегодный саммит между лидерами наших великих государств после того, как новое правительство пришло к власти. Они рассмотрели текущее состояние специального и привилегированного стратегического партнерства между Индией и Россией, а также утвердили сфокусированную повестку дня развития двустороннего сотрудничества в различных областях. Это можно увидеть в совместном заявлении, которое отражает взгляд наших двух лидеров на укрепление нашего партнерства в ближайшие десятилетия. Соглашения, подписанные в ходе визита, главным образом опираются на цели, изложенные в совместном заявлении.
— Декабрьский визит Владимира Путина в Индию стал логичным продолжением разворота России на Восток, при котором Москва не только укрепляет связи со старыми друзьями, но и приступает к совместному оформлению нового мирового порядка. Будучи партнерами по БРИКС, Россия и Индия взаимодействуют и в рамках ШОС. Этот глобальный дуэт становится реальным фактором мировой геополитики. Какие области российско-индийских отношений Вы, как посол Индии в Москве, считаете наиболее приоритетными? Существуют ли разногласия между нашими двумя странами?
— Я излагал уже важные элементы нашей внешней политики, они не изменяются при смене правительства. Стратегическое видение документа, принятого в ходе визита президента Путина в Индию в декабре 2014 года отражает решимость нашего правительства укрепить партнерство с Россией во всех областях двустороннего сотрудничества.
В своём заявлении в СМИ во время визита президента Путина наш премьер-министр назвал индийско-российское стратегическое партнерство как «несравненное по содержанию». Он добавил: «стойкая поддержка народа России для Индии была даже в самые сложные моменты нашей истории. Она была опорой для Индии в области развития, безопасности и международных отношений. Индия также оказывала поддержку России в преодолении собственных трудностей. Характер мировой политики и международных отношений меняется. Тем не менее, значение этой взаимосвязи и ее уникальное место в индийской внешней политике не изменится. Во многом значимость этой взаимосвязи для обеих стран будет и дальше расти в будущем». Цитата, приведенная выше, является категорическим ответом на Ваш вопрос.
— Дели осудил западные санкции против Москвы — «Россия и Индия выступают против экономических санкций, которые не получили одобрения Совета Безопасности ООН». В декларации также зафиксировано желание Москвы поддержать намерение Дели получить статус постоянного члена Совбеза — что, конечно, находится в русле политики по демонтажу мира по-американски
и перехода к миропорядку, выстроенному на балансе интересов главных мировых цивилизаций. Что Вы думаете по вопросу западных санкций в отношении России? Считаете ли Вы эти санкции стали возможностью для более активного развития сотрудничества между Россией и Индией в различных сферах?
— Наше новое правительство прикладывает большие усилия для экономического роста и обеспечения национальных интересов, и всегда особо подчеркивает, что на международном уровне Индия должна держать эти аспекты в центре внимания.
— Если говорить о ситуации на Украине, то какова позиция Индии по украинскому кризису? Чем руководствовалась индийская сторона, воздержавшись от голосования по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины?
— Индия постоянно выступает с такой позиции, что она хотела бы решение внутренних разногласий Украины в том ключе, что отвечает чаяниям всех слоев населения Украины с учетом законных интересов соседних стран. Индия не считает насилие в качестве законного средства для разрешения конфликтной ситуации на юго-востоке Украины и уверена, что только искренние и последовательные дипломатические усилия будут гарантировать, что все вопросы будут решены путем конструктивного диалога. Голосование Индии по резолюциям ООН относительно драматических событий на Украине основано на оценке проблем и обстоятельств в целом.
— Новое руководство Индии объявило политику активного привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Как развивались торговля и инвестиционное сотрудничество в течение последнего времени между Индией и Россией? Какие совместные проекты могут Индии предлагать российские компании?
— Как я уже упоминал, руководство наших двух стран особенно считают экономическое сотрудничества в качестве основной сферы двусторонних отношений. К сожалению, наша ежегодная взаимная торговля составляет только около 10 миллиардов долларов США и наши взаимные инвестиции ограничиваются несколькими областями, что значительно ниже имеющегося потенциала. В настоящее время у нас есть большое количество совместных инвестиционных проектов, которые находятся на стадии совместного обсуждения. Они касаются природных ресурсов (уголь, минеральные удобрения и т.д.), углеводороды, лекарственные препараты, химические вещества, транспортные средства, а также другие интересы индийских компаний в России. Российские компании также проявляют большой интерес к проекту «Сделайте в Индии» по инициативе правительства Индии. Мы также обсуждаем проекты совместного производства вертолетов, самолетов и широкого круга других машин и оборудования. Это помимо инвестиционных проектов в оборонной сфере, которые также в заключительных стадиях обсуждения перед подписанием.
— Индия была вовлечена в деятельность Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в качестве страны- наблюдателя с 2005 года и заинтересована в присоединении к этой региональной международной организации. Будет ли это в ближайшем будущем, допустим, на Саммите ШОС в Уфе в июле этого года?
— Индия выдержала испытание, показав на деле свое активное взаимодействие с ШОС. Наша страна вносит значимый вклад в деятельность этой авторитетной международной организации в качестве ее наблюдателя. Официальное заявление Индии о полном членстве было сделано в прошлом году и рассмотрено государствами-участниками на саммите ШОС в Душанбе. Мы высоко ценим поддержку России насчет вступления Индии в ШОС, который также был подтвержден в совместном заявлении, опубликованном в ходе визита президента Путина в Дели. Индия готова присоединиться к ШОС в качестве государства-участника, когда организация будет готова к этому.
— Энергетическая безопасность является одной из приоритетных задач для Индии. Эксперты не исключают тот факт, что Россия и Индия могут прийти к соглашению о строительстве Транс-Гималайского газопровода. Обсуждается ли такая идея индийским руководством? Есть ли в планах другие совместные проекты в энергетическом секторе?
— В ходе визита президента Путина в Индию в декабре прошлого года была подписана Программа сотрудничества в области нефти и газа на 2015-2016 годы, она предусматривает проекты совместной разведки и добычи углеводородов на длительный срок, поставок СПГ и совместное изучение системы нефтегазовых трубопроводов, соединяющих Россию с Индией. Сотрудничество по этим и другим энергетическим проектам также изложены в Партнерстве стратегического сотрудничества, которую наши страны подписали на высшем уровне несколько месяцев назад.
— Один из лучших примеров сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса является совместное предприятие BrahMos Aerospace, которое разрабатывает ракеты. Россия и Индия планируют ли еще такие проекты? Как сотрудничество между Россией и Индией продвигается в создании истребителя пятого поколения?
— Производство совместно разработанной ракеты Brahmos в Индии проходит удовлетворительно. Данная противовоздушная система вводится в вооружение армии и флота Индии. Летающий вариант Brahmos, как ожидается, пройдет испытания в ближайшее время. Обе стороны активно обсуждают развитие последующих версий Brahmos.
Опыт двустороннего военно-технического сотрудничества конкретно свидетельствует, что Индия и Россия имеют уникальные отношения совместного исследования, разработки и производства военных оборонных систем. Мы имели отличные результаты в нашем двустороннем сотрудничестве и полностью довольны российскими военными технологиями, что наши оборонные предприятия получают. Мы исходим из того же уровня сотрудничества в развитии FGFA.
Говоря о военно-техническом сотрудничестве, в мировых СМИ распространяется много дезинформации в корыстных целях. Она не отражает точку зрения нашего правительства. Разработка и производство высокотехнологичных систем сложный процесс. Все вопросы обсуждаются и решаются добровольной волей обеих сторон.
— Многоуважаемый господин Пунди Шринивасан Рагхаван, одним из последствий сокращения военного присутствия Запада в Афганистане было и остается укрепление российско-индийских отношений в сфере безопасности. В то время официальный Дели в последние годы старается диверсифицировать свои отношения в сфере обороны, в том числе путем расширения связей с Соединенными Штатами Америки. Индия и Россия солидарны, чтобы предотвратить возвращение к власти в Кабуле талибов — агрессивных исламских фундаменталистов. Россия и Индия, соседние с Афганистаном государства, имеют общие цели в отношении этого соседа. Каковы, на Ваш взгляд, приоритетные задачи здесь?
— Афганистан является важной страной в нашем общем соседстве. Индия обязуется и далее оказывать помощь Афганистану в его старании восстановить мир и порядок. Мы будем продолжать работать, чтобы еще больше укрепить наше стратегическое партнерство с официальным Афганистаном и его народом. Мы так же, как и Россия, считаем, что сильная, стабильная и процветающая страна в сфере наших жизненно важных интересов. Политическая безопасность и экономические достижения последнего десятилетия предоставляют Афганистану реальный шанс для достижения намеченной цели. Индия и Россия могут объединить совместные усилия, чтобы внести свой более значительный вклад в налаживание нормальной жизни в Афганистане.
— Разделяете ли Вы мнение, что в контексте ужесточения санкций против России со стороны западных стран, сотрудничество с азиатскими партнерами, и с Индией в частности, может приобретать другое качество? Со своей стороны, Индия продолжает демонстрировать свое желание для дальнейшего всестороннего развития контактов с Россией на всех возможных площадках — в рамках БРИКС, ШОС и Евразийского экономического союза, который начинает действовать в 2015 году...
— Наши отношения с Россией не зависят от ситуации вокруг нас в отдельности. Мы все надежные партнеры. Мы стояли друг за друга в трудные времена. Взаимное доверие и поддержка друг друга во все времена являются надежным фундаментом нашего сотрудничества.
— Индийские власти решили начать выдачу виз гражданам ряда стран, включая Россию, в местных международных аэропортах. Как это может повлиять на поток туристов из Российской Федерации в Индию? Есть ли у вас статистика о количестве российских туристов, посетивших индийских курортов в прошлом году?
— Наша новая схема выдачи виз позволяет, в том числе и россиянам сделать заявку и получить разрешение на поездку к нам в электронном виде, а по прибытии в нашу страну они могут получить свои визы в одном из индийских аэропортов. Мы надеемся, что это позволит значительно увеличить число российских туристов в Индии. Нашу страну в прошлом году посетили 250000 туристов из России. Мы ожидаем, что новое положение о визах будет способствовать увеличению числа пребывающих к нам россиян, несмотря на не совсем благоприятный сервис в индустрии туризма.
— Господин Посол, по вашему мнению, могут ли страны БРИКС сейчас рассматривать не только как развивающаяся страны нового экономического союза, но и как члены геополитической клуба Бразилии, России, Китая и Южной Африки и вскоре, уверены, и Индии?
— БРИКС, которая началась в качестве открытой дискуссионной площадки международных экономических вопросов, представляющих взаимный интерес, в настоящее время стал важным мировым форумом для консультаций, координации и сотрудничества в современных глобальных вопросов, представляющих взаимный интерес, а также помог укреплению взаимного доверия и понимания. Повестка дня заседаний БРИКС значительно расширилась на протяжении многих лет, чтобы охватить такие глобальные вопросы, как международный терроризм, изменение климата, продовольственной и энергетической безопасности, международной экономической и финансовой ситуации, устойчивого развития, торгового протекционизма.
Теперь у нас есть конвергентные, в рамках БРИКС, позиции по реформе институтов глобального управления и поддержки для демократического, многополярного мирового порядка. БРИКС черпает силы и от двусторонних отношений между его отдельными членами.
— Господин Посол, страны БРИКС, обладая громадными природными и человеческими ресурсами, имеют большое влияние на глобальные и региональные рынки. По вашему мнению, смогут ли страны БРИКС быть гарантом глобальной безопасности в будущем?
— Существует высокая степень интеграции среди стран БРИКС стран по широкому кругу проблем глобальной безопасности. Они устремлены на международную сплоченность и партнерство в борьбе с терроризмом, обеспечение мира и стабильности в Афганистане, по решению проблемы повышения потрясений в Западной Азии, всеобъемлющего, справедливого и прочного урегулирования арабо-израильского конфликта, и т.д. Они соглашаются, что меры по исправлению положения для многих глобальных проблем должны начинаться с реформы институтов глобального управления, которая должна стать более представительной и отражать наземные реалии. Работая вместе для этих целей, группа стран БРИКС может внести существенный вклад в укрепление глобальной безопасности.
— Укрепление отношений Индии с Китаем, построение трехстороннего сотрудничества на транснациональном уровне будут способствовать тому, что Гималаи соберет, а не будет далее разрывать две древних цивилизации. Может быть, даже три, потому что Евразийский проект России вернется в вашу страну через Гималаи. Какие перспективы вы видите в этой амбициозной идее?
— Двусторонние отношения Индии с Китаем успешно развиваются; обе стороны прилагают усилия для реализации взаимного потенциала в плане конвергенции и взаимодополняемости. Если говорить отдельно о наших отношениях с Россией, то они основываются на длительных исторических связях, как я уже говорил в деталях, придают нашему партнерству недюжинную силу и яркость, и способствуют использованию существующих возможностей для прорыва вперед. Мы находимся в разнообразном взаимодействии со странами Евразийского экономического союза и СНГ в целом, чтобы создать гораздо более глобальное евразийское экономическое сотрудничество с участием и Индии. Членство Индии в Шанхайской организации сотрудничества, которая объединяет Россию, Китай и три центрально-азиатских государств (Таджикистан, Киргизия и Узбекистан), сделает по-настоящему ШОС ТрансГималайской организацией.
— В июле этого года, Россия принимает лидеров БРИКС и ШОС в городе Уфе. Какие прогнозы делает Индия относительно БРИКС-2015? На ваш взгляд, насколько реалистичен прогноз экспертов, которые утверждают, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР может сделать возможным для них занять доминирующую позицию 2050 году? Что нужно сделать, чтобы достичь этого? Что такое роль фактора цивилизации в развитии проекта БРИКС? По сравнению с существующей англо-саксонской парадигмой, которая должна быть внедрена и поддерживается силой, сделать разнообразие и взаимодействие культур, по вашему мнению, обладают значительными потенциальными преимуществами для проекта БРИКС?
— Мы уверены, что Саммит БРИКС-2015 в Уфе примет и разовьет достигнутые достижения Саммита БРИКС-2014, и определит новые области конвергенции и сотрудничества. Как я уже упоминал, БРИКС на протяжении последних лет превратился в важный инструмент для продвижения глобального экономического роста и стабильности, экономического развития в странах с ограниченными ресурсами и обеспечения мира и безопасности в международном сообществе. Группа стран БРИКС, используя потенциальные возможности нового Банка развития, создадут новую парадигму для поддержки инклюзивного роста, устойчивого развития и экономической стабильности для стран-участниц. Защитный финансовый механизм будет дополнительной подушкой безопасности от колебаний на международных финансовых рынках.
БРИКС объединяет пять основных стран с развивающейся экономикой, что составляет приблизительно 40% человеческих ресурсов в мире и около 25% мирового ВВП. Поэтому реалистично ожидать, что БРИКС станет глобальным экономическим гигантом в ближайшем будущем. Кроме того, хотя есть различие в экономическом преимуществе отдельных стран БРИКС, существует значительный потенциал для укрепления внутрирегионального сотрудничества в таких областях, как образование онлайн, доступное здравоохранение, виртуальный университет БРИКС, развитие малых и средних предприятий, туризма, молодежных обменов, науки и технологий. Это цивилизационный фактор в отношениях стран БРИКС. Мы надеемся, что будет движение вперед в этих областях в БРИКС-2015.
— Что вы думаете о том, что БРИКС в ходе многостороннего сотрудничества в различных сферах даст новый толчок существующим двусторонним культурным связям? В частности, через создание национальных и международных культурных центров БРИКС наций, и формирование схемы сотрудничества между национальными творческими объединениями стран БРИКС. Почему БРИКС пока не подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере культуры, предложенный российской стороной, которая позволила бы включить широкой общественности наших стран в процессе формирования этого?
— Саммит лидеров стран БРИКС в Форталезе в 2014 году постановил призвать страны БРИКС к сотрудничеству в области культуры и ускорить переговоры по проекту Соглашения о сотрудничестве в области культуры. Я ожидаю, что в Уфе на предстоящем саммита БРИКС мы увидим конкретные инициативы в целях укрепления культурного сотрудничества в формате БРИКС. Индия и Россия имеют глубокие культурные корни на протяжении нескольких веков. Есть крепкие двусторонние культурные связи между другими странами БРИКС. Поэтому, механизм для продвижения культурного сотрудничества в формате БРИКС может быть построен на прочной платформе ярких культурных связей между странами БРИКС.
— Что бы вы хотели пожелать России в качестве страны, председательствующей в БРИКС в 2015 году?
— Конечно, я выражаю самые теплые пожелания России, как председателю Саммита БРИКС в 2015 году. Полагаю, что многогранный БРИКС примет ряд инициатив и мероприятий в течение председательства вашей страны в БРИКС. Россия как мировая держава имеет громадный опыт в проведении международных мероприятий такого масштаба. И Россия, уверен, проведет БРИКС -2015 достойно и результативно.
— Многоуважаемый господин Посол, что вы хотели бы, пользуясь случаем, пожелать читателям, авторам и сотрудникам Евразийского юридического журнала, проживающим в разных странах Евразии?
— Я выражаю свои поздравления всем, кто читает и сотрудничает с Евразийским юридическим журналом. Ваша роль в популяризации и разъяснении международного права, основы обустройства международного сообщества, является ценным в неспокойном мире. Я желаю всем вам успехов в этом благородном деле.
Интервью с Послом Индии в Москве Пунди Шринивасан Рагхаван подготовили:
Шуванов Станислав Александрович — Председатель Международного общественного движения «Российская служба мира», ветеран дипломатической службы.
Кухтин Геннадий Витальевич — Первый заместитель Председателя Международного общественного движения «Российская служба мира», ветеран государственной службы.
Фархутдинов Инсур Забирович — Главный редактор Евразийского юридического журнала, Заместитель Председателя Международного общественного движения «Российская служба мира».