Интервью с профессором Константином Борисовичем Толкачевым, Председателем Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.
№ 5 (24) 2010г.
Визитная карточка
Константин Борисович Толкачев родился 1 марта 1953 года в городе Новокузнецке Кемеровской области. Трудовую деятельность начал в 1970 году подручным сварщика труб на Кузнецком металлургическом комбинате. С 1971 по 1973 год служил в рядах Советской Армии в танковых частях Северной группы войск на территории ГДР. Окончил Рязанскую высшую школу МВД СССР, Академию МВД СССР. В 1977–1996 гг. занимал руководящие должности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. С августа 1996 года по 2003 год К.Б.Толкачев являлся начальником Уфимского юридического института МВД России.
С марта 1999 года К.Б.Толкачев является депутатом Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Избирался Председателем Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан второго, третьего и четвертого созывов. В 1999–2001 гг. – член Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель представителя Российской Федерации в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Европы.
Член Совета законодателей Российской Федерации. Является председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Башкортостан, членом Президентского Совета Республики Башкортостан.
К.Б.Толкачев – доктор юридических наук, профессор, автор более трехсот научных работ. С 2002 года – действительный член Академии юридических наук Российской Федерации. В 2005 году избран профессором Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Лауреат VIII Всероссийского конкурса «Карьера–2001» в номинации «Достоинство и авторитет». Член Всероссийской политической партии «Единая Россия». С 2009 года – секретарь политсовета Башкортостанского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия».
В последние годы парламент Башкортостана приобрел признание и особый авторитет в вопросах развитости и полноты системы регионального законодательства среди субъектов Российской Федерации. Как законодательство помогает региону решать свои многотрудные задачи, каковы взаимоотношения парламентариев Башкортостана с исполнительными органами государственной власти, какие отношения связывают Государственное Собрание с Федеральным Собранием Российской Федерации, получается ли между ними продекларированное конституционное партнерство? Об этом и многом другом, имеющем отношение к тематике ЕврАзЮж, шла наша беседа с уважаемым гостем редакции.
– Уважаемый Константин Борисович, Башкортостан занимает поистине уникальное положение на самом стыке Европы и Азии. Как отражается этот географический фактор на жизнедеятельности одного из крупнейших субъектов Российской Федерации?
– Действительно, Башкортостан расположен на территории как Европы, так и Азии. Такое выгодное размещение нашей республики на основных магистралях между севером и югом, западом и востоком, особое евразийское направление в экономической стратегии нашего Башкортостана дает возможность создать благоприятный инвестиционный климат в нашем регионе.
Руководство нашей республики осознает, что в перспективе Азия в экономическом смысле приобретет такое же значение, каким обладает Европа. Мы наблюдаем сегодня, что Башкортостан, Татарстан, Свердловская и Оренбургская области, как наиболее сильные регионы России, являются важнейшими экономическими сегментами Российской Федерации для взаимовыгодного сотрудничества двух континентов – Европы и Азии. Если говорить о роли юридического сообщества в этих процессах, то в наиболее концентрированном смысле она отмечена в предыдущем номере Евразийского юридического журнала Президентом Межрегиональной ассоциации юридических вузов России, президентом УрГЮА, профессором В.Д.Переваловом.
Безусловно, главы представительных органов субъектов Российской Федерации совместно с членами Межрегиональной ассоциации юридических вузов России активно участвуют в работе Европейско-Азиатского правового Конгресса с момента его возникновения как важнейшего инструмента в реализации весьма значимых проектов, отвечающих национальным интересам как каждого государства в отдельности, так и всего мирового сообщества. Принят ряд мер со стороны федерального центра с учетом рекомендаций данного правового Конгресса по поиску путей превращения территории указанных субъектов РФ в «зону свободного предпринимательства», что могло бы дать мощный толчок для еще большего экономического эффекта нашим регионам, расположенным на стыке Европы и Азии.
Следует напомнить: еще 10 декабря 2000 года Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан подписали Декларацию об учреждении международной организации – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Спустя десять лет мы с удовлетворением отмечаем, что, несмотря на ряд издержек, все же происходит сближение и унификация национальных законодательств этих стран, приняты решения консолидированного характера по увеличению совокупного экономического потенциала договаривающих сторон, проведена структурная перестройка экономики с целью их взаимодействия в условиях интеграции. Заключены важнейшие договоры по регулированию таможенных соглашений, решаются вопросы взаимных расчетов с использованием единой валюты – российского рубля. Все это значительно смягчило последствия глобального экономического и финансового кризиса и способствовало росту экономических связей не только России, но и ее субъектов, в том числе Башкортостана, со странами СНГ.
Усилия по реализации совместных программ экономического развития субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ, способны превратить их в своего рода метрополию, т. е. «ближнюю Европу», для стран Средней Азии, а также Белоруссии, Украины, входящих в СНГ, и стран Прибалтики, входящих в ЕС. Тесные экономические взаимосвязи являются гарантией безопасности и роста доверия по отношению друг к другу. Несмотря на финансово-экономический кризис, Башкортостан, находящийся на стыке Европы и Азии, имеет, как признают аналитики, стратегическое значение в современных глобализационных и региональных интеграционных процессах.
– Сегодня Республика Башкортостан по основным макроэкономическим показателям входит в первую десятку регионов России. Республика имеет большое количество собственных хозяйственных систем во многих отраслях экономики, органически включенных в российский хозяйственный комплекс.
– Если обратиться к статистике, республика по праву занимает 5-е место по вводу жилых домов; 6-е – по объему платных услуг населению, 7-е – по обороту розничной торговли, 8-е – по объему инвестиций в основной капитал; 9-е – по объему валового регионального продукта и строительных работ. Мы видим, что в этих успехах отражается и общероссийская тенденция постепенной трансформации экономики к социально-ориентированной рыночной экономике. Процесс углубления рыночных преобразований сопровождался решением важнейших задач сохранения и наращивания имеющегося производственного потенциала, усилением социальной ориентированности экономики, правового регулирования предпринимательской деятельности.
Наиболее значимым для сопровождения проектов экономического блока был ряд пакетов нормативно-правовых актов. Среди них Закон РБ «О промышленной политике», Закон РБ «О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан», Закон РБ «О развитии малого предпринимательства», Закон РБ «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов», Закона РБ «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», Закон РБ «О коневодстве», Закон РБ «О пчеловодстве», Закон РБ «О продовольственной безопасности» и другие. Следует сказать и о том, что в начале первого десятилетия нового века значительно обновилась Конституция РБ, что было обусловлено воздействием изменений, происходящих в конце XX – начале XXI в., и необходимостью развития системы республиканского законодательства в соответствии с общефедеральной законодательной системой и нормами международного права.
– Уважаемый Константин Борисович, для читателей нашего журнала, ориентированного на евразийскую аудиторию, было бы интересно узнать о народе, имя которого носит республика.
– В Республике Башкортостан живет и трудится более 130 национальностей, принадлежащих к различным конфессиям и социальным группам, очевидно, это находит свое отражение в деятельности Парламента как высшего законодательного органа республики. Во многом благодаря взвешенной позиции руководства республики в советский (да и постсоветский) период и по сей день сохраняется достаточно стабильная ситуация в межнациональных отношениях, позволяющая в общем избежать межнациональных разногласий. По всеобщему признанию, четырежды орденоносная республика является одним из наиболее развитых в социально-экономическом отношении регионов среди 83 субъектов Российской Федерации.
Если взглянуть на историю нашей республики, то, по утверждению ученых-историков, первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (V в. до н. э.). На карте Птолемея (II в. н. э.) показана река Daiks (ныне р. Урал). Ценные сведения содержатся в сочинениях Саллама Тарджемана (IX в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (X в.); ал-Балхи (X в.), которые писали о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая – около Дуная, близ границ Византии.
Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали территорию от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от р. Сылвы на севере, включая все левобережье Волги, до среднего течения Яика на юге, т. е. находились на Среднем и Южном Урале, в Приуралье, включая Приволжье и Зауралье.
Далее происходит образование союза башкирских племен. С X в. среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV в. господствующей религией.
В середине XVI в. башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством Ивана Грозного. С тех пор на благодатной земле живут в мире и дружбе россияне, принадлежащие разным национальностям и исповедующие православие, ислам, иудаизм, буддизм и др. В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права. В 1574 г. была основана будущая столица Башкортостана – город Уфа.
19 мая 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики», в котором определялись взаимоотношения органов государственной власти республики и Российской Федерации.
В годы Великой Отечественной войны Башкортостан превратился в один из крупнейших регионов по приему эвакуированных предприятий и населения, обеспечению фронта вооружением, горючим, продовольствием и снаряжением. В 1941–1942 гг. республика приняла и разместила около 100 эвакуированных заводов и фабрик, десятки госпиталей, ряд центральных государственных и хозяйственных организаций, 278 тысяч беженцев.
За мужество и героизм 261 человек, родившийся и призванный из республики, удостоен звания Героя Советского Союза, в том числе летчик-штурмовик Муса Гареев дважды.
Переход народного хозяйства республики к мирному строительству после войны был завершен к концу 1946 г. Возросла добыча нефти на Туймазинском, Шкаповском и Арланском месторождениях, вследствие чего Башкортостан превратился в крупнейший центр нефтяной промышленности страны. Вместе с добычей развивалась и переработка нефти.
В это время значительное развитие получили нефтяная, горнорудная, машиностроительная отрасли промышленности. Химическая промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей народного хозяйства республики.
В условиях преобразований политической и экономической систем 3 августа 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан». Согласно Договору признавалось право Республики Башкортостан самостоятельно решать проблемы, связанные с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, международной и внешнеэкономической деятельностью.
В республике сформировался парламент – Государственное Собрание – Курултай, состоящий из двух палат.
12 декабря 1993 г. был избран первый Президент Республики Башкортостан – Муртаза Рахимов. 24 декабря 1993 г. была принята Конституция Республики Башкортостан. 3 ноября 2000 года Государственное Собрание Республики Башкортостан приняло Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан». В рамках оптимизации взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ 3 декабря 2002 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан», таким образом была завершена конституционная реформа. Обновленная редакция Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина.
Уважаемый Константин Борисович, Башкортостан располагает гармоничной системой законодательства, регулирующей большинство сфер общественной жизни. Что же позволяет парламенту всегда «держать руку на пульсе» общественного развития, не отставать от потребностей времени, а наоборот, заглядывать вперед, прогнозируя завтрашний день.
В этом году Государственное Собрание отметило пятнадцатилетие своей деятельности. С 1995 года в республике впервые в истории нашего края произошло становление профессионального парламента. Напомню, что сегодня 16 депутатов из 120 работают на постоянной профессиональной основе. Мы бережно сохраняем лучшие традиции предыдущих созывов, что позволяет нам непрерывно улучшать эффективность работы парламента.
В развитие республиканской системы законодательства существенный вклад внесли депутаты первого и второго созывов Государственного Собрания – Курултая, имевшего в то время двухпалатную структуру. В 2002 году с целью усиления оперативности деятельности парламента, уменьшения затратности законотворческого процесса, привлечения более широкого круга специалистов к законопроектной работе в Конституции была закреплена однопалатная структура республиканского законодательного органа. Это нововведение не только полностью соответствовало принципу разделения государственной власти, позволило более оперативно принимать законы и удешевить законотворческую деятельность, но и возложило на депутатов большую ответственность за качество принимаемых решений.
Проблемы развития системы законодательства Республики Башкортостан как субъекта Федерации были и всегда остаются актуальными на всех этапах проведения реформ государственного строительства и формирования гражданского общества. Правотворческая деятельность является ведущей функцией Государственного Собрания – Курултая как высшего представительного и единственного законодательного органа Республики Башкортостан. В республике непрерывно ведется системное правотворчество в соответствии с федеральным законодательством с целью совершенствования правовых основ реализации государственной политики.
Стержнем и движущей силой всей законодательной системы является Конституция Башкортостана. Конституционно-правовые основы деятельности нашего парламента были заложены еще в период работы Верховного Совета двенадцатого созыва, которым под непосредственным руководством Муртазы Губайдулловича Рахимова в 1993 году была принята Конституция Республики Башкортостан, ставшая надежным гарантом углубления и расширения общественно-политического, социально-экономического и культурно-духовного развития республики.
Башкортостан одним из первых регионов в постсоветской России закрепил принципы демократического правового и социального государства на уровне Конституции. В его Основном Законе определены основополагающие начала, сыгравшие роль несущей конструкции целенаправленно формирующейся республиканской системы права. Ее становление стало возможным с началом строительства в России федеративного государства новой формации.
Конституция республики позволила сформировать одну из наиболее развитых, действенных и целостных систем регионального законодательства в России. Парламентариями накоплен богатый и поучительный опыт правотворчества и правоприменительной практики. Сегодня республиканская система права включает 6 кодексов и свыше 240 законов, множество подзаконных нормативных правовых актов и имеет комплексный характер. Вместе с федеральными правовыми актами (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня) она регулирует наиболее важные стороны общественной жизни в соответствии с волей народа Российской Федерации и волей народа Республики Башкортостан.
Можно считать свершившимся фактом реально действующую республиканскую комплексную правовую систему, основанную на нескольких отраслях российского права: 1) конституционное; 2) административное; 3) муниципальное; 4) финансовое; 5) природоресурсное; 6) экологическое; 7) аграрное; 8) социальное.
В результате целенаправленной работы депутатов Государственного Собрания в Башкортостане создана современная система законодательства, ставшая основой реализации государственной власти и сохранения общественной стабильности и обеспечившая неуклонное поступательное государственно-правовое, социально-экономическое и культурно-духовное развитие республики.
Именно на фундаменте законодательства в Башкортостане осуществляется действенное правовое регулирование модернизационных процессов формирования современной экономической системы, инновационного развития промышленного и аграрного производства, ведения крупного строительства объектов социально-культурного и социально-бытового назначения. Ведется целенаправленная социальная политика, обеспечивается действие ряда республиканских законов, не имеющих аналогов в Российской Федерации.
Нельзя ли привести конкретные примеры последних новаций, осуществленных парламентариями Башкортостана за последнее время.
Как я уже говорил, у нас все начинается с Конституции, именно она является движущей силой законотворчества. Последние изменения в Основной закон были внесены в прошлом году, они касались расширения парламентского контроля над Правительством, учреждения института Уполномоченного по правам ребенка. К ведению главы республики отнесены представление парламенту кандидатуры на должность Уполномоченного по правам ребенка, а к ведению парламента – полномочия по назначению и освобождению его от должности. Законодательный орган получил правомочия заслушивать ежегодные отчеты Правительства о результатах деятельности органов исполнительной власти.
С учетом динамики Основного закона своевременно были внесены изменения в законы о Правительстве, парламенте, статусе депутата законодательного органа, Конституционном Суде, нотариате, мировых судьях республики. Принят закон об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан. С целью повышения эффективности деятельности органов государственной власти усовершенствовано законодательство о гражданской службе. Внесены существенные новации в законодательные акты о государственных должностях, административных правонарушениях.
Повышение результативности органов публичной власти непосредственно связано с развитием законодательства об антикоррупционной деятельности. С июля прошлого года действует закон «О противодействии коррупции в Республике Башкортостан», устанавливающий комплекс правовых и организационных мер по борьбе с этим негативным явлением. Продолжалась активная работа парламентской антикоррупционной комиссии, направленная на противодействие коррупции в органах публичной власти, проведение мониторинга на коррупциогенность действующего законодательства, подготовку предложений по его совершенствованию.
С изменениями в федеральном законодательстве получили дальнейшее развитие республиканские законы о местном самоуправлении, муниципальной службе, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Велась активная деятельность по совершенствованию территориальных основ местного самоуправления, уточнению границ, статуса и административных центров муниципальных образований. Приняты законы об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих, о присвоении и сохранении классных чинов муниципальных служащих. Обновлен законодательный акт о порядке назначения и выплаты пенсий на муниципальной службе.
С целью обеспечения действенной защиты прав и свобод граждан, конструктивного взаимодействия общественных структур с органами публичной власти, контроля над деятельностью властных органов был принят закон «Об Общественной палате Республики Башкортостан». Результаты работы Общественной палаты наглядно свидетельствуют, что она становится значимым инструментом согласования общественных интересов.
Для реализации принципов демократии в общественной жизни внесены изменения в республиканский Кодекс о выборах, законы о референдуме, местном референдуме, языках народов Республики Башкортостан, свободе совести и вероисповедания, профессиональных союзах. Эта деятельность стала основой создания условий для адекватного выражения общественного мнения и эффективной защиты прав граждан.
Вопросы социальной направленности были и остаются основными приоритетами деятельности республиканского парламента. Обновлены законы о ветеранах войны, труда и Вооруженных сил, оплате труда работников государственных учреждений, основных гарантиях прав ребенка, органах социального партнерства, порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума и другие. Это свидетельствует о постоянной и целеустремленной работе Государственного Собрания – Курултая по созданию правовых и организационных основ жизнедеятельности граждан, повышению качества и уровня их жизни.
Высшими ориентирами деятельности наших парламентариев стали эффективность государственного и муниципального управления, развитие демократических институтов и гарантий прав и свобод граждан, укрепление правовых устоев государственной и общественной безопасности Башкортостана, создание законодательных основ реализации экономической деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса, совершенствование экологического законодательства. И в этом мы видим залог будущего поступательного развития Республики Башкортостан в качестве одного из опорных субъектов Российской Федерации, где созданы цивилизованные условия общественной жизни, правовые нормы их поддержания и совершенствования.
Расскажите, как происходит и как формируется конструктивное и плодотворное взаимодействие Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан с Президентом и Правительством Республики Башкортостан, органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и гражданами? Как Вы оцениваете итоги последних выборов, новый сформированный депутатский корпус?
Следует уточнить, что действующий ныне депутатский корпус далеко не новый, так как он сформирован еще в 2008 году, и вот уже третий год как депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва трудятся на благо родной республики и России.
Примечательно, что впервые наш парламент был сформирован по смешанной избирательной системе: по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам, что стало отправной точкой к еще более четкому взаимодействию с органами государственной власти республики и федеральными структурами. В парламенте представлены две фракции — «Единая Россия» (114 депутатов) и Коммунистическая партия Российской Федерации (6 депутатов).
Сегодняшний состав законодательного органа представляет все слои общества и выражает их интересы и потребности. Немаловажен тот факт, что подавляющее большинство депутатов в достаточно зрелом возрасте, имеет солидный жизненный и управленческий опыт. Все это в совокупности и является базой объективного выражения в сегодняшнем парламенте мнения широких слоев населения, поддержания с ним тесной и устойчивой связи.
Результаты последних выборов, прошедших 14 марта 2010 года, показали, что борьба между политическими партиями за депутатские места усиливается. Так, на три депутатских места в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан претендовали 12 кандидатов. Из них 3 – от «Единой России», 3 – от «Справедливой России», 3 – от ЛДПР, 1 – от КПРФ и 2 – самовыдвиженцы. На 70 депутатских мест в Советы муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений были выдвинуты 204 кандидата, из которых 69 – от «Единой России», 41 – от других политических партий и 84 – самовыдвиженцы. В итоге все три депутатских мандата в республиканский парламент и 67 мест из 70 в советы муниципальных образований завоевала «Единая Россия», поддержанная около 90 % избирателей. Активность избирателей составила в среднем по республике более 79 %.
Хочу подчеркнуть, совершенствование законодательных основ, правовое сопровождение реформ местного самоуправления, развитие демократических институтов, укрепление правовых устоев государственной и общественной безопасности Башкортостана происходит при тесном и активном взаимодействии с Президентом, Правительством, иными органами государственной власти республики, федеральными и муниципальными структурами, партиями, общественными движениями и гражданами.
Благодаря такому четкому взаимодействию Башкортостан сегодня по совокупности социально-экономических показателей входит в число наиболее благополучных субъектов Российской Федерации. Следует отметить, законотворческая деятельность Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с ежегодными посланиями Президента Республики Башкортостан. Опыт прошедших лет убедительно подтверждает благотворное влияние президентских посланий на системность развития республиканского законодательства и качество принимаемых законов. Это обусловлено тем, что помимо ориентиров в нормотворчестве, в посланиях Президента Республики Башкортостан определяются приоритеты во всех ключевых областях жизни республики, для успешной реализации которых правовое регулирование имеет принципиальное значение.
Затрагивая вопрос о взаимодействии с органами муниципальной власти, следует отметить, что от качества реализации полномочий муниципальной власти зависит очень многое в процессах становления гражданского общества и формирования правового государства, поэтому важным направлением парламентской деятельности является совершенствование правоотношений в этой сфере, углубление их содержания. В составе Государственного Собрания – Курултая работает Комитет по местному самоуправлению и общественным объединениям, который находится в самых тесных отношениях с органами местного самоуправления, общественными организациями.
Несколько лет назад Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провозгласил принцип конституционного партнерства. Под ним понимается процесс осуществления конструктивного взаимодействия федерального и регионального уровней государственной власти, обеспечивающего диалектическое единство принципов разделения властей и системы государственной власти в процессе реализации их конституционных полномочий. Высшим законодательным органам республик и областей отводится особая роль, предполагается их взаимодействие на условиях равенства и учета обоюдных интересов. Скажите, Константин Борисович, действительно ли сегодня взаимоотношения с федеральным законодателем осуществляются на равных?
Суть истинного федерализма – это, прежде всего, культура компромиссов между центральной властью и регионами, между большими и малочисленными народами, а также между регионами и республиками. Это не только горизонтальное, но и вертикальное выстраивание государства с тонким учетом социально-экономических и культурно-духовных интересов народов. Если в этом взаимодействии достигается гармония, то результатом всегда является всестороннее укрепление государства – как в целом, так и его частей. И наоборот, перекосы в сторону излишней централизации или регионализации ведут к ослаблению государства, не приносят блага и самим регионам. Порой мы слышим, что не всегда соблюдается со стороны федерального центра важнейший принцип правового государства – принцип федерализма. В то же время, как показывает практика, если субъекты Российской Федерации, грамотно аргументируя, способны отстаивать законные интересы, они могут достичь желаемого результата.
Приведу пример. 11 апреля 2007 г. по инициативе редакций двух юридических журналов – «Право и государство: теория и практика» (г. Москва) и «Правовое государство: теория и практика» (г. Уфа) – в городе Уфе был проведен круглый стол «Проблемы развития федеративных отношений в России», где принимали участие ученые юристы и специалисты общественных наук федерального центра и Республики Башкортостан. По итогам мероприятия было принято консолидированное решение обратиться в Высшую аттестационную комиссию РФ с просьбой о необходимости предоставление ВАКовского статуса некоторым научным изданиям, обладающим достаточным потенциалом для этого. На очередном заседании президиума ВАК было принято решение присвоить статус двум изданиям республики, в том числе журналу «Правовое государство: теория и практика» и журналу «Экономика и управление». Этот пример как раз доказывает: при умелом использовании предусмотренных законодательством прав и объективных оснований можно достичь позитивного решения социально значимых вопросов и выполнения принципа федерализма, отвечающего интересам как федерального центра, так и субъектов Российской Федерации.
Между прочим, государственные органы и научное сообщество республики тесно взаимодействуют с федеральным центром. Так, в начале 90-х годов благодаря поддержке известных ученых юристов, в том числе профессоров С.А.Боголюбова, А.И.Бобылева, Г.Е.Быстрова, М.И.Бринчука, З.С.Беляевой, О.Е.Кутафина, Б.А.Топорнина, Т.Я.Хабриевой и других ученых из Института государства права РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Московской государственной юридической академии (ныне МГЮА им. О.Е.Кутафина) при Башгосуниверситите был открыт Диссертационный совет по юриспруденции, который за восемь лет подготовил сорок кандидатов и четырех докторов юридических наук преимущественно для нужд Приволжского федерального округа Российской Федерации.
Осознание необходимости совершенствования федерализма стало главной мотивацией проведения ряда мероприятий, знаменательных для многонациональной России. Здесь я имею в виду мероприятия, которые были проведены федеральным центром в связи 1000-летием Казани и 450-летием добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Преобладание толерантной политики различных цивилизаций по отношению друг к другу углубляет доверие между людьми в эпоху информационного общества и обеспечивает эволюционное развитие различных народов.
Справедливо будет сказать, что в последние годы Федеральное Собрание Российской Федерации основывает свою деятельность на принципах федерализма и способствует сбалансированному развитию законодательства субъектов Федерации, оставляя за собой роль координатора. Хотелось бы подчеркнуть, что в этом процессе Совет Федерации проявляет большую активность, поскольку он, по сути, является собранием представителей всех субъектов России.
Подтверждением этому является подписание в ноябре 2009 года Соглашения между Государственным Собранием Республики Башкортостан и Советом Федерации, что можно рассматривать важным шагом в конструктивном взаимодействии нашего парламента с Федеральным Собранием. Это значительно расширило возможности интегрирования Республики Башкортостан в федеральные политико-правовые процессы, стало новым этапом создания механизма активного взаимодействия Совета Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов России, учета мнений регионов при принятии законодательных решений, более полного обмена опытом по реализации федеральных и региональных законов.
В процессе своей деятельности, вытекающей из моих полномочий и научных исследований, я часто соприкасаюсь с научным сообществом как федерального, так и регионального уровней. В связи с этим хочу остановиться на следующем.
В Башкортостане не только развиты нефтедобыча и нефтехимия, республика входит в первую тройку в Российской Федерации по агропромышленному производству. В рамках намеченных задач по реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, нам кажется, есть необходимость поддержать обоснованную идею главного научного сотрудника ИГиП РАН, доктора юридических наук, академика Международной академии информатизации, одного из старейших ученых-правоведов, участника ВОВ, профессора Михаила Ивановича Козыря о необходимости принятия Аграрного кодекса РФ. Кстати, в Башкортостане по инициативе и при реальной поддержке Президента республики вот уже более двадцать лет организована на бюджетной основе подготовка юристов аграрно-экологического направления в Институте права Башгосуниверситета, которые становятся высокими профессионалами в области организации правового сопровождения аграрной политики государства в сфере аграрного сектора национальной экономики на региональном уровне. Учитывая объективную необходимость, руководство республики изыскивает возможности по открытию Диссертационного совета по юриспруденции по двум специальностям: 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право и 12.00.06 – аграрное право; природоресурсное право; экологическое право. Считаем, что такую инициативу поддержат Правительство РФ и ВАК Минобразования и науки РФ. Наличие около двадцати докторов юридических наук в республике – яркое тому подтверждение. Такое решение позволит Приволжскому федеральному округу еще успешнее осуществлять возложенные федеральным центром задачи в области социально-экономического развития субъектов РФ. Кстати, вопросы модернизации профессионального образования стали предметом серьезного обсуждения на очередном заседании Президентского Совета Республики Башкортостан. В целях модернизации профессионального образования для инновационного развития была проведена ротация кадров в Башкирском государственном университете, на альтернативных выборах избран новый ректор, имеющий большой потенциал, необходимый для коренных преобразований в классическом университете в соответствии с сегодняшними требованиями.
Надо отметить, что стало обычным явлением участие депутатов нашего парламента в заседаниях Комитетов, пленарных заседаниях Госдумы и Совета Федерации, где нередко ставятся вопросы, связанные с экономикой, социальной сферой и наукой, затрагивающие общенациональные интересы нашего государства.
Значимым для регионального законодателя является и тот факт, что ежегодный доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации» отводит особое место в общефедеральном правовом пространстве и правовому полю субъектов Федерации.
Ответственные задачи выполняет и постоянно действующий Совет законодателей России, куда входят руководители всех законодательных органов субъектов страны. Но, к сожалению, его огромный потенциал по координации законопроектной работы субъектов пока еще не используется полностью. Более полное использование его возможностей позволило бы повысить результативность работы регионального законодателя в реализации своей компетенции, избежать параллелизма в работе, более точно определять приоритеты динамики общефедерального правового поля, в развитие которого каждый субъект федерации вносит свой неповторимый вклад.
– Как бы Вы охарактеризовали роль возглавляемого Вами парламента в общефедеральном правотворческом процессе?
– Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан как субъект права законодательной инициативы в Государственной Думе рассматривает эту работу как одно из наиболее важных направлений своей деятельности. Так, только в течение прошлого 2009 года нами внесены 11 проектов федеральных законов. Законодательная инициатива парламента «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» была поддержана Федеральным Собранием, и соответствующий закон уже подписан Президентом России. Законопроект о внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле» принят Государственной Думой в третьем чтении. Работа в этой сфере нашими депутатами ведется постоянно.
– Уважаемый Константин Борисович, расскажите о последних инициативах Государственного Собрания Республик Башкортостан в осуществлении своих прав по разработке федерального законодательства
– На последнем заседании парламента наши депутаты предложили два проекта федеральных законов – «О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статьи 251 и 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Внесение изменений в Семейный кодекс обусловлено обеспечением гарантий соблюдения прав ребенка — гражданина Российской Федерации при его усыновлении (удочерении) иностранными гражданами. Предлагается предусмотреть обязательность соблюдения требований международных договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей при усыновлении на территории нашей страны иностранными гражданами (лицами без гражданства) детей, являющихся гражданами России.
Рост трагических случаев с усыновленными российскими детьми ставит на повестку дня вопросы по ужесточению порядка усыновления. Так, по данным МВД РФ, за период с 1994 по 2004 год из России на усыновление за границу были вывезены более 45 тысяч детей.
Изменения в данном законе позволят применять меры международно-правового уровня по предоставлению необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также по предупреждению, выявлению, сообщению, передаче на рассмотрение, расследованию, лечению в связи со случаями жестокого обращения с ребенком.
Еще одна не менее важная наша инициатива – законопроект по внесению изменений в статьи 251 и 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Концепция регулирования данного закона основана на использовании термина «законы» без разделения данного общего понятия на виды действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов данного уровня – федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 1 действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следующим образом определяет предмет надзора органов прокуратуры – надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Правовая формула «законы, действующие на территории Российской Федерации», содержательно воспроизводит положения ряда статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76). С учетом этого приведенное понятие подразумевает федеральные законы, имеющие, согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Изучение сложившейся практики прокурорского реагирования, а также инициированных органами прокуратуры судебных процессов по делам, возникающим из публичных правоотношений, показывает, что содержание и исполнение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предполагает деятельность органов прокуратуры только по надзору за исполнением федеральных законов.
Предлагаемая законопроектом новация расширяет толкование понятия «законы» путем включения в него конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации. В целом законодательная реализация данных изменений направлена на защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности и единства правового пространства на территории Российской Федерации.
Многие возникающие правовые коллизии вызваны наличием части 4 статьи 76 Конституции страны, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В то же время в определении места законодательной базы субъектов Федерации в российском законодательстве немало нерешенных вопросов, и большая часть из них предопределяется отсутствием в статье 76 Конституции четко очерченных собственных «ниш» для федерального и регионального законодательства, что нередко приводит к возникновению противоречий, существенно затрудняющих правоприменительную практику.
Парламентарии Башкортостана считают, что в обеспечении законности не должна присутствовать какая-либо избирательность или предпочтительность к тому или иному закону. В правовом государстве, которое провозглашается Конституцией РФ, разночтений понятия «закона» не должно быть.
– Можно ли сказать, что наработанный механизм общероссийского правотворческого процесса достаточно результативен? Над чем еще стоит поработать федеральному и региональному законодателю?
– Важность совершенствования правовой системы для дальнейшего развития демократических институтов и их гарантий была обозначена в очередном Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, где он выступил с призывом задуматься о том, каким должно быть будущее нашего Отечества. Думается, что законотворческая сфера нуждается в разработке более эффективных инструментов учета мнений субъектов Российской Федерации. Практика показывает, что из всего массива наших инициатив поддержку Государственной Думы получают лишь отдельные проекты, и то в случаях, если они затрагивают вопросы точечной корректировки законодательства.
Требует усовершенствования и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу от нескольких субъектов Федерации. Заслуживают интерес предложения подготовки поправок к законопроектам, принятым в первом чтении, на заседаниях Совета законодателей и его комиссий, что придало бы дополнительный динамизм общефедеральному законодательному процессу. Достойна внимания и идея создания совместной законодательной инициативы усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, что позволило бы более точно разграничить полномочия.
– Уважаемый Константин Борисович, как выглядит Башкортостан среди субъектов РФ в вопросах установления внешних экономических связи со странами ближнего и дальнего зарубежья?
– Развитие международной деятельности выделяет в числе экономических приоритетов Башкортостана Президент республики Муртаза Рахимов. В его Послании народу и Государственному Собранию — Курултаю РБ отмечается, что «наращивание экспортного потенциала Башкортостана, продвижение республиканских товаров на внешний рынок требуют активного расширения кооперационных связей, участия республиканских производителей в международных альянсах».
Если до 1992 года партнерами республики выступали лишь около трех десятков зарубежных государств. В настоящее же время их уже более 90.
Мы развиваем международное сотрудничество, руководствуясь Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Год от года взаимодействие Башкортостана с внешними партнерами, в том числе и из Евразии, набирает обороты.
Для динамичного развития международных связей есть все основания: политическая и экономическая стабильность, богатейший природный и производственный потенциал, наработанный деловой авторитет и действенная поддержка международного сотрудничества со стороны руководства региона, высокий инвестиционный рейтинг. Расширение международных контактов способствует притоку иностранных инвестиций в экономику Башкортостана и продвижению ее внешнеэкономических проектов.
Приоритеты внешней политики Башкортостана – межпарламентское, межрегиональное, торгово-экономическое, деловое, научное и культурное сотрудничество. Самые активные государства – партнеры республики по всем этим направлениям – Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Турция, Италия, Китай, Финляндия, США, а среди стран СНГ – Казахстан, Украина и Беларусь. Нашей республикой заключено более 30 межправительственных и межведомственных соглашений по развитию сотрудничества с отдельными государствами и регионами зарубежных стран. Такие контакты установлены с федеральными землями ФРГ – Свободным Государством Саксония и Саксонией-Анхальт. Плодотворно развиваются связи с Чехией и Словакией, взаимовыгодное сотрудничество установлено с Венгрией, Турцией, Китаем, Индией и многими другими странами. Создана система эффективной реализации достигнутых договоренностей.
Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан в 2009 году определялось влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Республика поддерживала внешнеторговые связи с 98 странами мира. Долгосрочные и взаимовыгодные связи у республики сложились со странами Европы, особенно Латвийской Республикой и Чешской Республикой, совокупный внешнеторговый оборот с которыми достиг более 1,0 млрд. долларов США. Динамично развивались торгово-экономические связи с Королевством Нидерландов, Республикой Казахстан, Республикой Индия, Китайской Народной Республикой, Итальянской Республикой, Турецкой Республикой. После некоторого перерыва Республика Башкортостан возобновила торговые отношения с такими странами, как Иракская Республика, Государство Кувейт, Республика Македония, Королевство Марокко и Султанат Оман. Впервые как с независимым государством установлены торговые отношения с Республикой Абхазия.
В 2009 году внешнеторговый оборот республики составил более 5,5 млрд. долларов США и сократился на 38,8 % по отношению к предыдущему году. Экспорт товаров составил 5,0 млрд. долларов США, что на 38,7 % ниже уровня 2008 года, импорт товаров – 524,5 млн. долларов США, или на 39,7 % соответственно. Сальдо торгового баланса на протяжении нескольких лет остается положительным и в 2009 году сложилось на уровне 4,5 млрд. долларов США.
В структуре внешнеторгового оборота по-прежнему значительная доля приходилась на оборот со странами дальнего зарубежья. В 2009 году он достиг 4,2 млрд. долларов США, что составило 57,2 % к 2008 году. Его доля в общем объеме внешнеторгового оборота снизилась на 5,4 % и составила 75,9 %.
Экспорт в страны дальнего зарубежья в 2009 году составил 3,9 млрд. долларов США, или 58,2 % к 2008 году. В общем объеме экспорта доля дальнего зарубежья снизилась на 4,1 % по отношению к 2008 году и составила 77,3 %. Импорт из стран дальнего зарубежья составил 328,4 млн. долларов США, что меньше чем в 2008 году на 52,8 %. Доля импорта из стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта снизилась с 80,0 % в 2008 году до 62,6 % в 2009 году.
Заметно активизировались внешнеэкономические связи республики со странами СНГ. В 2009 году внешнеторговый оборот достиг 1,3 млрд. долларов США, что составило 78,9 % к 2008 году. При этом его доля в общем объеме внешнеторгового оборота увеличилась на 5,4 % по сравнению с 2008 годом и составила 24,1 %.
Экспорт в страны СНГ в 2009 году составил 1,1 млрд. долларов США, или 75,0 % к 2008 году. В общем объеме товарооборота доля экспорта увеличилась на 4,1 % и составила 22,7 %. Импорт товаров из стран СНГ за этот период составил 196,1 млн. долларов США и увеличился на 13,3 % к 2008 году. Соответственно увеличилась доля импорта из стран СНГ в общем объеме импорта товаров до 37,4 % в 2009 году против 19,9 % в 2008 году.
Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта республиканской промышленности сохранялся за продукцией топливно-энергетического комплекса. Объем поставок сырой нефти и нефтепродуктов по итогам 2009 года составил 3,6 млрд. долларов США, или 70,8 % от общего объема экспорта. Удельный вес товарной группы «Минеральные продукты, топливо» снизился по сравнению с 2008 годом на 6,9 %. В то же время незначительное повышение удельного веса групп товаров «Металлы и изделия из них» на 1,1 %, «Машины, оборудование, транспорт» на 5,8 % не смогло нивелировать негативный эффект от снижения экспорта сырой нефти и нефтепродуктов.
Неоценимую помощь в этом направлении оказывают представительства нашей республики. За рубежом действуют три представительства: в Стамбуле, Астане и Австрии. Вместе с тем, еще в 11 зарубежных странах на общественных началах работают представительства Министерства внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ. Обсуждаются перспективы открытия представительств региона в Берлине и Ташкенте. В будущем список могут пополнить США, Китай, Япония, Индия, Эстония, Украина…
Практика доказала целесообразность организации представительств. Наглядный тому пример – Представительство Республики Башкортостан в Стамбуле. Представительство проводит большую работу по организации экономической и культурной презентации Башкортостана, а также отдельных предприятий республики. В настоящее время реализуются масштабные совместные башкирско-турецкие проекты, которые оцениваются сотнями миллионов долларов. В их числе – увеличение выпуска стеклотарной продукции в ООО «Русджам-Уфа», расширение пивоваренного производства ОАО «Амстар» и т. д.
В числе приоритетов внешнеэкономической деятельности на перспективу – восстановление и дальнейшее развитие связей со странами СНГ, углубление взаимовыгодного сотрудничества со странами Восточной Европы. Наиболее многообещающие перспективы специалисты видят в укреплении двусторонних отношений с Венгрией, Чехией, Словакией и Польшей. Акцент будет сделан также на развитии связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Китаем, Вьетнамом и Японией. Из стран Западной Азии наибольший интерес для Башкортостана представляют Объединенные Арабские Эмираты и Сирия. Привлечение инвестиций и современных технологий будет приоритетом в отношениях со странами Западной Европы и Северной Америки.
Активно развивает Башкортостан и межрегиональное направление. В настоящее время наша республика поддерживает контакты практически со всеми регионами страны, на договорной основе работа строится с 51 субъектом. В ряде регионов у республики есть свои представительства и представители. Собственные представители в регионах есть и у Министерства внешнеэкономических, связей, торговли и предпринимательства РБ.
Только четыре представительства финансируются за счет средств республиканского бюджета: в Санкт-Петербурге, в Челябинской и Свердловской областях, а также представительство МВЭСТ РБ в Москве.
Еще шесть представительств работают на основе самофинансирования: в Краснодарском крае, Магнитогорске, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Калининградской, Оренбургской и Саратовской областях. И, наконец, в шести регионах имеются представители МВЭСТ республики. Это Ямало-Ненецкий автономный округ, Нижегородская, Ростовская, Сахалинская, Самарская и Тюменская области.
Межрегиональный товарооборот характеризуется хорошей позитивной динамикой. В 2005 году он составил 247 миллиардов рублей – на 63 % больше, чем годом ранее. Торговый оборот с Калининградской областью за год вырос в два с половиной раза, с Самарской – почти в два раза, с Тюменской – на 57 %, с Нижегородской, Сахалинской и Челябинской областями – в полтора раза.
За последнее время межрегиональные связи Башкортостана значительно укрепились, во многом благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы. К примеру, Указ Президента РБ «О представлении интересов Республики Башкортостан в субъектах Российской Федерации» позволил организовать новые формы представления торгово-экономических интересов республики в регионах. После выхода в свет Указа – а произошло это в конце 2003 года – были открыты представительства республики в Магнитогорске Челябинской области, в Саратовской, Оренбургской и Калининградской областях, в Краснодарском крае.
Задач у представительств множество. Они не только помогают нашим предприятиям участвовать в деловых встречах и различных выставках, знакомя с экономическими и культурными достижениями Республики Башкортостан жителей других регионов, что способствует созданию высокого имиджа Башкортостана и привлечению в республику инвестиции. Дни башкирской культуры и особенно национальный праздник «Сабантуй» собирают вместе представителей многонациональной России. Такое взаимодействие способствует укреплению различных экономических и культурных связей между регионами Российской Федерации и отвечает общенациональным интересам страны.
Мы живем в реальном мире информационного общества и всецело поддерживаем инициативу Президента Российской Федерации по переходу к технологиям новейшей коммуникации и программу «Электронное правительства». В контексте этих задач в республике с конца 2008 года реализована возможность электронного обращения в адрес Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан путем заполнения специальной формы на сайте и контроля за его состоянием в реальном времени. Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, поступают в сектор по работе с обращениями граждан Секретариата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 года «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» регистрируются в системе электронного документооборота в автоматическом режиме.
Целенаправленная и плодотворная работа сайта парламента Республики Башкортостан положительно отмечена на федеральном уровне. В 2009 году по результатам конкурса на лучший Интернет-сайт законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации официальный информационный портал Государственного Собрания – Курултая был отмечен Благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания.
Уважаемый Константин Борисович, спасибо за подробную и очень содержательную беседу!
– Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Редакционный совет и Редакционную коллегию Евразийского юридического журнала за умелую, целенаправленную работу по дальнейшему развитию евразийского правового пространства. ЕврАзЮж действительно за короткие сроки превратился в серьезную научную и научно-практическую трибуну нашего Содружества.
Так держать!