№ 6 (121) 2018г.
Интервью с Родионовым Леонидом Александровичем - кандидатом юридических наук, доцентом кафедры профессиональных дисциплин Самарского юридического института ФСИН России, профессором кафедры гражданского права и процесса Самарского филиала Московского городского педагогического университета, ведущим экспертом Управления Федерального казначейства Самарской области.
L. A. RODIONOV:
MODERN TRENDS IN THE ACTIVITIES OF THE BODIES OF THE FEDERAL TREASURY OF RUSSIA
Interview with Leonid Aleksandrovich Rodionov - Ph.D. in Law, associate professor of Professional disciplines sub-faculty of the Samara Law Institute of the FPS of Russia, professor of Civil law and process sub-faculty of the Samara branch of the Moscow City Pedagogical University, a leading expert of management of Federal Exchequer of the Samara region.
Визитная карточка:
Родионов Леонид Александрович родился 26 июня 1948 года в Ленинградской области. С 1976 по 1981 год обучался во Всесоюзном юридическом заочном институте по специальности правоведение. В период с 1994-1997 годы продолжил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция», получив диплом с отличием. В 2001 году защитил диссертацию по теме «Казна и казначейство по гражданскому праву Российской Федерации» на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03. В феврале 2010 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 341/65-д присвоено ученое звание доцента.
Государственная служба у Л. А. Родионова началась с 1967 года по призыву в Вооруженные Силы на протяжении 25 лет от рядового до подполковника. За отличия по службе имеет 5 медалей. С1994 года, по завершению военной службы, перешел на государственную гражданскую службу в Управление Федерального казначейства по Самарской области, где трудится и сегодня почти 25 лет на различны должностях от юриста управления до заместителя начальника управления-начальника юридического отдела. Присвоено звание «Отличник финансовой работы» и награжден ведомственными нагрудными знаками.
Управление Федерального казначейства по Самарской области занимает значимое место в жизни и профессиональной деятельности Леонида Александровича, что и определило область его научных интересов. Развитие взглядов ученого нашло отражение в его трудах и публикациях по проблематике гражданско-правового регулирования рассмотрения гражданских споров по искам о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации. В настоящее время с большим интересом отслеживает вопросы реализации контрольных функций возложенных на органы казначейства.
Общий педагогический стаж Родионова Л. А. 16 лет, ранее в течении 14 лет возглавлял кафедру гражданского права и процесса в Самарском филиале Московского городского педагогического университета. С 2012 года преподает в Самарском юридическом институте ФСИН России курс «Гражданское право» и курс «Нотариат». Награжден грамотой Самарской Губернской Думы за большой вклад в развитие образования Самарской области и нагрудным знаком «За заслуги перед Университетом» Постановлением Правительства города Москва.
Родионов Л. А. активно участвует в различных вузовских, межвузовских и международных научно практических конференциях, активно публикуется в Евразийском юридическом журнале. Им опубликовано 56 научных и учебно-методических трудов.
В соавторстве с коллегами по кафедре подготовлены и изданы: учебное пособие «Гражданское право» (особенная часть), учебно-методические пособия по курсам: «Семейное право», «Гражданский процесс», «Нотариат» и практикум по дисциплине «Гражданское право» (общая часть). В 2013 году и 2018 году на Международных профессиональных конкурсах преподавателей ВУЗов, представленные на конкурс учебно-методические издания заняли призовые места и награждены Дипломами I степени.
Классный чин: Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.
Награды:
- Нагрудный знак «Отличник финансовой работы» за большой вклад в развитие финансовой системы.
- Почетный знак «За заслуги перед Московским городским педагогическим университетом» за большой вклад в образовательную и научную деятельность.
- Почетная грамота Самарской губернской Думы «За большой вклад в развитие финансово-экономической системы Самарской области.
- Занесен в «Книгу Почета Управления Федерального казначейства по Самарской области.
- Медаль «За безупречную службу в Вооруженных Силах III степени.
- Медаль «За безупречную службу в Вооруженных Силах II степени.
- Медаль «За безупречную службу в Вооруженных Силах I степени.
- Медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР».
- Медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР».
- Медаль «20 лет Федеральному Казначейству» за заслуги в развитии казначейской системы.
- Медаль «200 лет Министерству финансов Российской Федерации» за большой вклад в финансово-экономическое развития страны.
- Почетный знак «20 лет Самарскому юридическому институту ФСИН России» за большой вклад в образовательную и научную деятельность.
- Медаль «90 лет профсоюзу работников государственных учреждений» и Почетная грамота за развитие социального партнерства и содействие в выполнении задач.
- Неоднократно заносился на «Доску Почета Управления» и награждался Почетными грамотами Руководителя Федерального казначейства и руководителем Управления.
***************************************************
- Сегодня, накануне юбилея Родионова Леонида Александровича, мы берем интервью по вопросам связанным с профессиональной - юридической и педагогической деятельностью юбиляра.
Леонид Александрович, расскажите об осуществлении контрольных функций органами казначейства. Не пострадает ли качество и эффективность контрольной работы?
- Контроль за расходованием бюджетных средств, в текущих непростых условиях должен осуществляться очень эффективно.
В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Президент РФ принял решение упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передать функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, Федеральному казначейству России.
Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансовобюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Качество контрольной работы и ее эффективность не снизятся. Так в УФК по Самарской области созданы: Контрольноревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы, Контрольно - ревизионный отдел в социально - экономической сфере и Организационно-аналитический отдел Управления Федерального казначейства по Самарской области. Отделы являются структурными подразделениями Управления. Данные преобразования произошли в результате перераспределения функций внутри управления без увеличения штатной численности.
- Леонид Александрович, интересно узнать, как работает запущенный данный механизм контроля. Какова судьба сотрудников упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора?
- Во-первых, сотрудники не пострадали. Они были приняты на штатные должности в управления федерального казначейства. Их богатый опыт и знания используются в повседневной работе.
В рамках поставленных задач Отделы организуют и осуществляют в установленном порядке посредством проведения плановых (внеплановых) ревизий (проверок) контроль и надзор в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системе за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий распорядителями и получателями средств федерального бюджета в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системе; осуществляют контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, получателями средств федерального бюджета, государственных гарантий Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за поступлением в установленные сроки информации о выполнении обязательных к рассмотрению представлений и обязательных для исполнения предписаний, за своевременным и полным устранением выявленных финансовых нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных организаций, а также возмещением ущерба; принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в сфере закупок проверенных Отделами организаций, а также возмещения ими причиненного государству ущерба (по направленным предписаниям, представлениям).
На созданный Организационно-аналитический отдел возлагается функция планирования деятельности контрольно-ревизионных отделов, документальное, техническое и информационно-аналитическое сопровождение их деятельности, контроль за реализацией материалов ревизий (проверок); осуществление организационно-аналитической работы, направленной на повышение эффективности контрольной и надзорной деятельности в УФК.
По результатам контрольно-ревизионных проверок. для правовой экспертизы, документы поступают в юридический отдел территориальных органов Федерального Казначейства.
- Какие новации будут в нормативно-правовом регулировании данного процесса?
- В целях повышения эффективности организации и проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита закрепляется в Бюджетном кодексе РФ за Минфином России полномочия по методическому обеспечению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.
Предусматривается определение в Бюджетном кодексе РФ Федерального казначейства России в качестве федерального органа исполнительной власти, исполняющего функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, переданную этой федеральной службе в связи с упразднением Рос- финнадзора.
- Леонид Александрович, Вы длительное время возглавляли конкурсную комиссию по государственным и муниципальным закупкам для нужд Управления федерального казначейства. Какие функции у казначейства в связи с госзакупками?
- В рамках осуществления контрольных полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 части 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» контроль предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ, на примере УФК по Самарской области, осуществлялся сотрудниками Отдела функционирования контрактной системы. На отдел функционирования контрактной системы на основании приказа Федерального казначейства от 14.06.2017 № 130 и приказа Руководителя УФК по Самарской области было возложено полномочие, по контролю предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ, в отношении объектов контроля ,подлежащих в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ размещению на ЕИС (части проверки документов в личном кабинете органа контроля в ЕИС, за исключением проверки информации, подлежащей включению в реестр контрактов), а также в отношении объектов контроля неподлежащих в соответствии с Федеральным Законом 44-ФЗ размещению в ЕИС (в части проверки документов, не составляющих государственную тайну.
В ходе осуществления контрольных полномочий за 2017 год, специалистами Отдела УФК осуществлен контроль за: соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика в количестве 4 587 шт. В результате которого 551 информация не прошла контроля.
В 2017 году по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Прокуратурой Самарской области была проведена проверка в части исполнения УФК по Самарской области законодательства, регламентирующего порядок ведения реестра контрактов. В ходе проверки Прокуратурой Самарской области нарушений закона не выявлено. Это результат большой ответственной правовой работы с клиентами на территории Самарской области.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства с Заказчиками при организации подключения и работы в подсистеме управления закупками государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» была создана Рабочая группа по оказанию консультативной и технической помощи заказчикам федерального уровня. В 2017 году поступило от государственных заказчиков - около 250 обращений, а от финансовых органов - около 40 обращений, связанных с вопросами функционирования контрактной системы. Все обращения оперативно отработаны совместно со службой технической поддержки и Центральным аппаратом Федерального казначейства. Это в двух словах о большой и важной функции органов Федерального казначейства России.
- Уважаемый Леонид Александрович, из визитной карточки, да и из Ваших публикаций мы знаем о Вашей преподавательской деятельности в высшем юридическом учебном заведении. Обучение юриспруденции процесс многогранен. Что можете сказать Вы в этой плоскости?
- Спасибо за вопрос. Для меня это важная повседневная работа со студенчеством по подготовке высококлассных специалистов. Считаю необходимым передать все свои знания и опыт молодежи приходящей в профессию юриста, ответственную за судьбы людей. И это не громкие слова. Хочется обратить внимание на уровень правосознания абитуриента, затем студента 1 курса и т.д. Оно определяется информированностью, линией поведения молодого человека. Мы замечаем как растет правовое сознание основанное на правовой грамотности и культуре которые даем мы -преподаватели.
Особо хочу обратить наше внимание на важность юридических клиник действующих в учебных заведениях и обеспечивающих сочетание теоретического и практического обучения студентов. Самым содержательным этапом в работе юридических клиник является организация и повседневная работа с посетителями. Исследования показывают, что работающие в клинике студенты заметно опережают своих сокурсников в анализе законодательства и правоприменительной практики.
- В заключение нашего разговора, что бы Вы хотели пожелать читателям, авторскому и редакторскому коллективу Евразийского юридического журнала?
- Уважаемые коллеги, большое спасибо и низкий поклон редакции журнала за внимание ко мне и поздравление с Юбилеем. Всем желаю здоровья и творческого долголетия. Евразийский юридический журнал - высоко профессиональный и глубоко содержательный с высоким качеством издания. Очень доступно, и интересно сделан сайт журнала в интернете. Хочу отметить внимание к авторам и отзывчивость членов редакционной коллегии журнала. Все это повышает рейтинг Евразийского юридического журнала.
- Спасибо за интересное и полезное интервью, уважаемый Леонид Александрович!
Примите наши теплые поздравления с Юбилеем и пожелания здоровья, долголетия, творческой работы на преподавательской деятельности и активном сотрудничестве с Евразийским юридическим журналом.
Интервью брали: