№ 5 (72) 2014г.
Bogoleubov S.A. THE ROLE OF ENVIRONMENTAL PROVISIONS OF THE CONSTITUTION IN THE EURASIAN SPACE
An interview with S. A. Bogoleubov, Doctor of Law, Professor, Deserved Worker of Science of the Russian Federation, Head of the branch of Agrarian, Environmental and Natural Resources legislation within the Institute of Legislation and Comparative Law at the Government of the Russian Federation, Scientific Advisor to the master and doctoral students of the L. N. Gumilyov Eurasian National University.
Визитная карточка:
С. А. Боголюбов — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, научный консультант магистров и докторантов Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева в г. Астане (Республика Казахстан).
Сергей Александрович Боголюбов окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1960-е гг. работал в органах прокуратуры; в 1970-х — в юридическом отделе аппарата Верховного Совета СССР; с 1981 г. — в Институте законодательства и сравнительного правоведения (ИЗСП).
Автор более 700 опубликованных работ, среди них: научно-практические пособия «Природа: что мы можем», «Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы», «Защита экологических прав», «Референдумы по экологически значимым проектам», «Земля и право», «Мониторинг законодательства о лесах и животном мире», «Конспект лекций по экологическому праву», «Этические и правовые основы предпринимательства»; учебники для вузов «Экологическое право», «Земельное право», «Экологическое (природоресурсное) право», «Актуальные проблемы экологического права», «Правоведение», «Экология», «Аграрное право»; сравнительно-правовой анализ «Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ», юридический энциклопедический словарь «Экология»; монографии «Правотворчество в сфере экологии», «Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса», «Институты экологического права», «Правовые основы развития сельского хозяйства», «Международное и национальное регулирование экологической сферы общества» (совм. с Ю. С. Шемшученко), «Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности» (совм. с Н. В. Кичигиным), «Земельное право России и Казахстана. Проблемы развития, процессуальные формы реализации» (совм. с Б. Ж. Абдраимовым).
Руководитель авторских коллективов и автор комментариев к законам «Об охране окружающей среды», «О мелиорации земель», «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «О гидрометеорологической службе», «О разграничении государственной собственности на землю», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к Водному, Лесному, Земельному, Градостроительному кодексам.
Руководитель рабочих групп в парламенте страны по подготовке законопроектов об охране окружающей природной среды, об общественных объединениях, о зонах экологического бедствия, об охране озера Байкал, о защите зеленых насаждений в городах.
Организатор научно-практических конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Омске, Оренбурге, Самаре, Саранске, Улан- Удэ, Уфе. Выступал с лекциями в Барнауле, Благовещенске, Ижевске, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Челябинске и др. городах, выступал с докладами на симпозиумах в Белоруссии, Германии, Казахстане, Китае, Монголии, Польше, Сирии, США, Таджикистане, Туркменистане, Турции, Украине.
Член редакционных коллегий журналов «Аграрное и земельное право», «Экологическое право», «Право и экономика», «Право и государство: теория и практика», «Юридический мир», «Журнал российского права», «Зеленый мир», «Правовое государство: теория и практика».
Член Высшего экологического совета при Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы ФС РФ (с 1994 г.), член Комиссии по экологическому образованию при Правительстве РФ (1992 г.), Научно-консультативного совета при Совете безопасности РФ (1996 г.), правительственной комиссии по разработке нормативных актов в области реформирования и регулирования земельных отношений (2002 г.), Совета по аграрной политике при Министре сельского хозяйства РФ (2005 г.). Зеленый человек 2008 года.
Председатель диссертационного совета при Институте законодательства и сравнительного правоведения, член диссертационных советов при Институте государства и права РАН, Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА).
В 2010 г. Указом Президента РФ за большой вклад в развитие юридической науки и совершенствование российского законодательства награжден Орденом Дружбы. В 2012 г. приказом Министра природных ресурсов и экологии РФ присвоено звание «Почетный работник охраны природы».
************************************************************
— К конституционным статьям об экологических правах (ст. 42) и об экологических обязанностях граждан (ст. 58) имею некоторое отношение — это были мои положения, выносимые на защиту, как и социальное значение природопользования, участие граждан и общественных объединений в охране окружающей среды, здоровье человека как цель сбережения природы: все это видно из перечня моих основных публикаций.
Природоохранные требования Конституции, которых в действующем Основном законе несоизмеримо больше, чем в предыдущих, являются результатом коллективных усилий, использования опыта конституционного строительства других евразийских государств в рамках СНГ. Сейчас обостряется экологическая ситуация на планете, можно целенаправленнее, четче формулировать экологические предписания Конституции, но лучше ее вообще не трогать.
— Как относиться к формуле ч. 1 ст. 9 главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции об использовании и охране земли и других природных ресурсов в Российской Федерации как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории?
- Подобные нормы, характеризующие публичный характер природопользования, имеются в конституциях других государств Азии и Европы. К этой норме надо подходить исторически: в октябре 1917 г. эсеровским декретом о земле собственность на землю отменялась «навсегда» (партия эсеров обладала большинством на втором съезде Советов); в 1920-х земля и другие природные ресурсы в СССР объявлялись государственной собственностью, затем — исключительной государственной собственностью, то есть могли передаваться только в пользование; в перестройку 1980-х были попытки объявить их неким аморфным достоянием народов. Когда распался Союз, активно обсуждался вопрос о правах России на ее территорию и земли, на ней находящиеся. Конституционный кризис 1993 г. привел к указанной формуле, которая долго казалась слишком философской, декларативной, неправовой.
Ее надо толковать вместе с частью второй той же статьи о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Добавим и ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом указанных форм собственности и ч. 1 ст. 36 о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Таким образом, получается некоторая взвешенность в определении публичного и частного в сфере природопользования.
Конкретное наполнение ч. 1 ст. 9 получила в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"», рассмотревшего, в частности, вопрос об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на ее территории.
Было признано, что субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается ее суверенитет, а также установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий.
Менее известна ч. 2 ст. 41 Конституции РФ о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Заметьте — экологическое благополучие идет рядом с санитарно-эпидемиологическим, они взаимозависимы и подпирают друг друга.
— Насколько реальны провозглашенные в ст. 42 Конституции права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением?
- К этим правам примыкают также права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением землей, иными объектами природы и окружающей среды. Подразумеваются состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой группе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты природной среды.
Предоставление и реализация указанных прав — этого последнего поколения прав человека и гражданина — в определенной мере осуществляются, но наталкиваются на их необеспеченность материальными условиями жизни общества, состоянием правовой и экологической культуры, системой и уровнем функционирования правоохранительных и природоохранных органов.
В конституциях соседних государств упоминается «чистая», «здоровая», «естественная» среда, таким образом само понятие благоприятной среды представляется несколько размытым: в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; при этом качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Своего рода виртуальность ряда экологических прав может быть объяснена несоответствием предоставленных прав и адекватных им обязанностей, в том числе обязанностей государства и его органов, должностных лиц, а также многовековыми традициями евразийских государств.
Государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и позиций в общечеловеческие обязательные ценности.
Проблемы реализации прав и исполнения обязанностей гражданина и государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического социального государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения рационального использования и охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей природной среды.
Однако повсеместно гарантировать выполнение стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Часть территории Беларуси, Украины, России, пострадавшая от чернобыльской катастрофы, может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо зоной экологического бедствия. Даже когда немногочисленные иски граждан и общественных объединений об ограничении, о приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они часто не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и материальных средств.
— XXI век считается информационным. Эффективность деятельности в сфере экологической безопасности, экологического благополучия в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое приобретает соответствующий вес и может влиять на экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.
В области реализации экологических прав действуют общие, вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне, и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования. Что делается во имя информационной открытости в сфере экологии?
- В ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, в том числе гражданские, административные, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут быть учтены при осуществлении экологической деятельности органов власти и реализации права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Например, в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ст. 6 «Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» предусматривается, что информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством; органы государственной и муниципальной власти, организации, предприятия обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о способах и приемах защиты от них. Как известно, это требование не соблюдалось ни в городе Крымске Краснодарского края, ни на Дальнем Востоке при разливе Амура.
Требования об экологической информации предусматриваются в Законе РФ «О защите прав потребителей», федеральных законах «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления», «Об охране озера Байкал», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О гидрометеорологической службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об использовании атомной энергии».
В законодательстве Беларуси, Казахстана, Украины уделяется повышенное внимание мерам защиты от ионизирующих облучений. В Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» указывается, что граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
— Выходит, граждане не знают и не используют своих возможностей?
- И не знают, и не используют — пока «дремлют». Судебная практика рассмотрения споров, связанных с информационной деятельностью, в связи с уровнем правовой и экологической культуры небогата, а успехи в отстаивании требований закона — еще более редкое явление. Так, в Советском районном суде города Уфы рассматривалось дело по иску гражданина к федеральному государственному унитарному предприятию «Гидравлика», Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, информация о которой была недостаточна, а шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный стандартом. Лишь после многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивления должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен с решением о предоставлении другой квартиры и возмещении морального вреда.
Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии РБ с просьбой представить для населению информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник управления в представлении информации письменно отказал, ссылаясь на приказ Госкомэкологии, согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций. Был получен отказ и от Госкомэкологии. После этого в защиту общественных интересов Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура внесла протест на указанный приказ, мотивировав это нарушением статей 29 и 33 Конституции, статей 3, 11 и 12 Закона «Об охране окружающей среды». При этом учитывалось, что к числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды Положение о нем относит деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично и передавать в СМИ материалы, имеющие отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт приказа как ограничивающий доступ граждан к экологической информации был отменен.
Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредставление информации должностными лицами органов исполнительной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы.
— «Должны», «обязаны»... Призывы об использовании информационных пространств для реализации экологических прав остаются во многом не реализованными даже при наличии соответствующих законодательных требований. И что же делать? Кто виноват?
- Как говорил В. С. Черномырдин, надо вести воспитательную работу... Выполнение конституционных требований о праве на экологическую информацию осуществляется с трудом из-за рассредоточения экологической информации по министерствам, службам, агентствам, иным органам, из-за неурегулированности юридической (административной, уголовной) ответственности за ее сокрытие, неполноту, невыдачу.
Государственные органы и их должностные лица не принимают активных мер к своевременному оглашению полных и достоверных сведений о состоянии земель, иных природных ресурсов и об окружающей среде, о мерах по предотвращению и ликвидации загрязнения природных ресурсов, неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, порой пытаются брать плату за ознакомление с экологической информацией, хотя ее представление должно быть обязанностью государства, отвечающего за соблюдение и защиту экологических прав человека и гражданина.
— Известно о неподписании Россией Орхусской конвенции 1998 г. о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в то время как, например, в Казахстане ее реализация идет полным ходом. Каково Ваше отношение к ней и в чем особенности информационного сопровождения природопользования?
- Конвенция открыта для подписания, но на территории РФ пока не действует ввиду неготовности к этому российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении (см. распоряжение Правительства РФ от 22 июня 1998 г. № 833-р). Не будучи для нашей страны обязательной, эта Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.
За последнее десятилетие создается разветвленная нормативно-правовая база информационного обеспечения экологических общественных отношений. Согласно федеральному законодательству об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в частности, документы, содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
В настоящее время, изучив опыт государств, подписавших Конвенцию, общественность, Министерство природных ресурсов и экологии РФ проводят инвентаризацию возможностей включиться в выполнение Конвенции, обсуждают вопрос о присоединении к ней России. Подписать — дело не хитрое: но это накладывает немалые обязательства на судебно-правовую систему, исполнительные органы государственной и муниципальной власти по доступу к информации, обеспечению законности и экологического правопорядка.
— Как выполняется Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро), в принципе 10 которой провозглашено, что экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективно при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне; на национальном уровне каждый человек имеет доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая находится в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессе принятия решений?
- Предполагается право как отдельных индивидов, так и объединений граждан, в том числе территориальных объединений, а также коренных малочисленных народов на доступ к значимой для них полной и объективной информации о состоянии окружающей среды. Причем право каждого владеть полной и объективной информацией о состоянии окружающей среды распространяется не только на уже функционирующие объекты, но и на проектируемые.
Одной из гарантий его реализации является надлежащее закрепление способа производства такой информации, ее поиска, получения, распространения. Источником экологической информации является государственная или общественная экологическая экспертиза, предметом которой является оценка соответствия проектной документации, среди прочего, экологическим требованиям. В настоящее время проводится единая государственная экспертиза проектной документация и результатов инженерных изысканий в соответствии с ГрК РФ.
Перечень мероприятий по охране окружающей среды как раздел проектной документации при проведении экспертизы проверяется на предмет соответствия требованиям технических регламентов, которые принимаются в целях, в частности, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Должны обеспечиваться равновесие, сбалансированность таких конституционно защищаемых ценностей, как потребность в экономическом развитии, с одной стороны, и экологическая безопасность и удовлетворение потребностей будущих поколений — с другой.
— О правах граждан говорится много. Какова роль общества, государства?
- В большинстве евразийских исследований социальная задача и сущность государства включает решение природоохранных целей. «Заиграла» часть преамбулы Конституции РФ об ответственности перед нынешним и будущими поколениями — эта родившаяся в XIX в. формула применялась обычно к природе. Статьи 71 и 72 Конституции РФ насыщены перечислением природоохранных предметов ведения. Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена правом граждан на защищенность, например, от радиационного излучения, связанного с использованием расщепляющихся материалов и ядерной энергетики, объекты которой относятся к федеральной собственности.
Необходимость сочетания экологических прав и обязанностей граждан повышает роль и ответственность государства, его должностных лиц за выполнение координирующих, контрольно-надзорных и иных социальных, экологических задач.
— Как можно оценить ход реализации экологических положений Конституции? Не становится ли она мифическим горизонтом, по мере приближения к которому его линия все отступает и отступает?
- Любой закон по прошествии ряда лет можно исправлять и писать заново, особенно с учетом новых обстоятельств и вкусов лиц, пришедших к власти, но стабильность и непререкаемость закона, тем более основного, являются факторами преемственности и стабильности общества.
Экологический потенциал нынешней Конституции далеко не исчерпан, а тронуть, изменить ее в одном или немногих местах — значит подвергнуть ее ревизии целиком, что чревато потерей многих положительных конституционных требований.
Для России и других постсоветских государств всегда важен вопрос не столько о принятии новых актов, сколько об их соблюдении. В связи с Конституцией эта проблема давно актуализируется еще и тем, какова ее роль: является ли она набором целей, задач, принципов, и тогда ее можно считать скорее фикцией, либо же фактическим регулятором общественных отношений — в этом случае Основной закон «управляет», участвует в реальности.
Хотя на протяжении всего XX в. власти заявляли о Конституции как итоге, а не как о декларации о намерениях, основные законы в основном становились маяками, направлениями будущей деятельности, но не всегда регуляторами осуществляемой жизни. В средствах массовой информации подвергается сомнению выполнение положений Конституции о правовом демократическом социальном государстве с республиканской формой правления, о равенстве всех перед законом, о праве каждого на благоприятную окружающую среду.
С этих позиций трогать экологические положения Конституции не имеет большого смысла, если не пересматривать ее целиком. Надо сосредотачивать внимание и силы на соблюдении, использовании, применении конституционных норм, имеющих наивысшую силу и прямое действие.
— Порой вносятся предложения о дополнении Конституции РФ обязанностями государства, его органов, их должностных лиц обеспечивать экологические права граждан и благоприятную для них среду. Встречается также мнение о необходимости провозглашения нашей страны экологическим государством наряду с демократическим, правовым, федеративным, социальным. Функция защиты государством рационального природопользования, экологических прав граждан определяется в конституциях Беларуси, Казахстана, Украины, ряда других государств, в Конституционном акте Европы. Как относиться к таким инициативам?
- Пока провозглашать Россию экологическим государством представляется преждевременным в силу нескольких причин. Во-первых, в Конституции РФ уже предусмотрены обязанности государства и его органов, должностных лиц применительно ко всем без исключения правам и свободам человека и гражданина. Детализация государственных обязанностей применительно к экологическим правам предполагала бы возможность такой же конкретизации и относительно других прав и свобод, что вряд ли будет уместно.
Во-вторых, экологические полномочия и, следовательно, обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются не только в ч. 2 ст. 41, п. «е» ст. 71, п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции, но и в законах и подзаконных актах. В настоящее время вопрос стоит не столько о расширении этих полномочий, функций и обязанностей в нормативных правовых актах, сколько об их неуклонном соблюдении, применении, выполнении. В определении Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. № 14-О указывалось, что именно Правительство РФ согласно Конституции осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая животный мир (п. «г» ч. 1 ст. 114), и обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (п. «в» ч. 1 ст. 114).
В-третьих, понятие экологического государства, его показатели, критерии, а также способы обеспечения и гарантирования экологических прав и обязанностей надо предусматривать заранее, прежде чем заносить в обязательства общества и государства в сфере использования и охраны природных ресурсов. Разумеется, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать и ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, что и сделано в Конституции, земельном и ином экологическом законодательстве, хотя порой расплывчато, декларативно.
Некоторые территории нуждаются в дополнительной экономической, правовой и иной помощи государства; неблагополучные территории вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом для ликвидации экологических бедствий: государство, допустившее, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.
— Сергей Александрович, вызывает почтение Ваш послужной список, перечень работ. Когда Вы успеваете везде бывать и как Вам удается столько делать?
- Нас хорошо учили на юридическом факультете МГУ, и потом были достойные наставники, которые уже ушли, но которых я все время помню, как и их призывы: добросовестно трудись, будь профессионален, вежлив; многие из них были участниками войны и имели девизы «не поддаваться панике», «не покидать окоп и не высовываться без приказа», «занять круговую оборону», «прорвемся»; они и в мирной жизни были такими.
С юности нравилась фраза: «Если не можешь делать то, что тебе нравится, то пусть тебе нравится то, что ты делаешь». Действительно, мне посчастливилось увлечься работой, которая составила мое хобби. Научными руководителями по кандидатской диссертации в области теории права стали незаурядные А. В. Мицкевич и А.С. Пиголкин, привившие вкус к творчеству. В экологию попал случайно — был секретарем рабочей группы по разработке проекта Земельного кодекса РСФСР, там познакомился и сблизился с авторитетными учеными — О. С. Колбасовым, И. Ф. Панкратовым, Ю. Г. Жариковым, М. И. Козырем, Н. А. Сыродоевым, А. Е. Ереновым.
Жизнь, сотрудничество, соавторство сблизили меня с профессором Башкирского государственного университета Ф. М. Раяновым и с ректором Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (ныне — заместителем министра обороны Республики Казахстан) Б. Ж. Абдраимовым (довелось быть у них членом ученых советов), директором Института государства и права им. В. М. Корецкого Национальной академии наук Украины Ю. С. Шемшученко и директором Института законодательства Республики Беларусь Н. В. Сторожевым. Вокруг меня и со мной — достойные коллеги, которым я нужен и которыми востребован.
— Что связывает Вас с Евразией и «Евразийским юридическим журналом»?
- Родившись и прожив большую часть жизни в великом евразийском государстве — Советском Союзе, ощущаю инерционную потребность в процветании этого уникального цивилизационного пространства, боль по разрубленным связям. Сотрудничаю с коллегами из бывших союзных республик, выступаю и публикуюсь там. Нахожу удовлетворение от укрепления общего эколого-правового пространства, пишу об охране общих природных ценностей, совместных подходах к их рациональному использованию, различиях в формах владения и распоряжения.
Это же привлекает меня и в «Евразийском юридическом журнале» — международном научно-практическом издании, состоявшемся и авторитетном месте обмена мнениями по теории и практике права в Российской Федерации, странах Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Издание характеризуют поиск форм евразийской интеграции, главных объединяющих ценностей, вектора дальнейшего устойчивого развития, интернационализм и традиции, общие цели и ответственность, уважение к оппонентам и различающимся точкам зрения, а также подвижничество и высокая работоспособность сотрудников.
Обсуждение реальных и предполагаемых слабостей современного состояния Евразийского эколого-правового пространства, оптимистический и/или пессимистический настрой авторов и рецензентов по самой разнообразной палитре вопросов, динамизм быстротекущей юридической жизни и откликов на нее безусловно повышают интерес читателей к Журналу и увеличивают приток его подписчиков.
Таможенный Союз, Шанхайская организация сотрудничества, ЕврАзЭС, ОДКБ, Союз России и Беларуси, иные евразийские объединения с участием России нуждаются в деловой, квалифицированной правовой и моральной поддержке. От повторения слова «халва» во рту слаще не будет: нужна планомерная целеустремленная работа по выявлению общего и особенного в развитии, узнаванию друг друга, взаимной поддержке, обмену опытом. Поэтому сотрудничество с Журналом способствует процессам поиска, расширению кругозора, вселяет оптимизм. Так держать!
Беседу вел
И. З. Фархутдинов, доктор юридических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала