№ 9 (64) 2013г.
Stanislav A. Shuvamov Russian public and new international challenges
Interview with Shuvanov Stanislav Alexandrovich, Chairman of the International public movement«Russian service of peace» (ROSMIR), a veteran of the diplomatic service
Автобиографические этюды:
С.А. Шуванов
Увидел свет в 1937 году в Средней Азии. Встретил войну в Белоруссии. Свет сошёлся с тьмой в июне 1941 г. Эшелон разбомбили, пассажиров расстреляли парашютисты. Семья уцелела чудом. Добралась до Сталинграда. Стал очевидцем Великой битвы. Довелось увидеть объединённую Европу: пленных немцев, итальянцев, румын, мадьяр.
Отец костромской. Круглый сирота. Воспитывался железнодорожным рабочим. Окончил институт. Создавал молочную промышленность в Киргизии. Мать с Хопра. Дочь сапожника.
Свел их институт.
Жена сталинградка. Дочь талантливого рабочего-аристократа из донских казаков. Её тоже расстреливали в 1942-м, совсем маленькую. В заволжских степях. На бреющем полёте. И с улыбкой. Уцелела чудом. Натура цельная, одарённая и самоотверженная. За рубежом плодотворно служила Родине на общественных началах. Самостоятельно овладела португальским языком. На Высших языковых курсах Минвнешторга готовила кадры для работы в бывших колониях.
Шуванов С.А. окончил Институт стали. Начинал сменным мастером кузнечного цеха сталинградского завода «Баррикады». В школе заговорил по-немецки, в институте увлекся испанским и эсперанто. Проникся испано-американской историей и культурой. Что и стало судьбой.
Как инженер и испанист-самоучка, получил приглашение принять участие в создании системы профтехобразования на Кубе. С неё и начал свою международную деятельность. Работал в Латинской Америке по линии ГКЭС, Внешторга и Госкино. Был призван в МИД. Освоил португальский и английский языки.
Проработал в системе международного обеспечения национальных интересов СССР и России 40 лет. Трудился в латиноамериканских государствах с различным политическим и социально-экономическим строем.
Этот опыт пригодился в Анголе, где развернулась ожесточённая схватка с европейским колониализмом, американским империализмом, белым расизмом и международным наёмничеством. Здесь одновременно решался весь спектр основных вопросов утверждения национальной и социальной справедливости, отражения внешней агрессии, государственного строительства, развития экономики и социальной сферы. С позиций советника Посольства оказывал содействие высшему руководству страны в решении некоторых из этих задач. За вклад в решение сложнейшего регионального конфликта на Юге Африки, в который были вовлечены СССР, Куба, США, ЮАР, Китай и ряд других стран, награждён Орденом «Дружбы народов».
В разной степени специализировался по проблематике глобальной и региональной безопасности; кризисным ситуациям, региональным и локальным конфликтам; транснациональным угрозам; региональным интеграционным процессам.
Отмечен особым Дипломом за «неоценимый вклад в дело обеспечения безопасности и защиты национальных интересов России».
После выхода на пенсию участвовал в деятельности следующих организаций:
— Международный фонд Евроазиатской солидарности и сотрудничества - ЕврАзис (вице-президент);
— Организация солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки - ОССНАА (советник);
— Союз ветеранов Анголы (Сопредседатель - Координатор международных связей, руководитель Гражданской секции);
Политическая партия «Евразийский Союз» (заместитель председателя Исполнительного комитета; вице-президент Научноэкспертного совета).
Профессор российской общественной Академии геополитических проблем. Руководитель Центра стратегических исследований. Выступал с докладами на международных форумах, в том числе за рубежом, по вопросам геополитический теории и практики, евроазиатской интеграции, глобальной и региональной безопасности.
Инициатор создания, соучредитель и Председатель Международного общественного движения «Российская служба мира» (РОСМИР).
************************************************
- Многоуважаемый Станислав Александрович, совсем недавно, в сентябре текущего года, Вы приняли участие в Общественных слушаниях по ситуации вокруг Сирии в Общественной палате при Президенте Российской Федерации.
- Тема моего выступления: «Сирийская драма и российская общественность» отражает подход РОСМИРА к этому крайне опасному международному конфликту. Нас беспокоит, что наша общественность не только практически никак не проявила себя в ходе наглого разгрома Ливии, но и была слишком пассивна в отношении агрессии против Сирии. И если в первом случае это хоть как-то можно списать на скоротечность событий, двусмысленную и явно ошибочную позицию тогдашнего российского Президента, то вакханалия вмешательства в Сирию длится уже не один год. Она носит системный характер и несёт в себе реальную угрозу для России, Ближневосточного региона и мира в целом.
Налицо явная недооценка ситуации и её последствий для России. Поэтому необходимо объединить интеллектуальные и организационные усилия всех, кто понимает грозящую России, региону и миру опасность.
Это должен быть системный ответ, соответствующий уровню вызова. С учётом специфики вызова, ответ должен опираться на базовые цивилизационные ценности. При таком подходе мы везде найдём единомышленников и сторонников. В том числе среди деятелей стран - зачинщиков международного разбоя. Этим самоотверженным бойцам нужно помочь обрести международную трибуну.
Позиция, неоднократно озвученная Российской службой мира на различных форумах, сводится к следующему:
создать постоянно действующий общественный центр по отслеживанию ситуации вокруг Сирии, других подвергающихся агрессии государств, и по организации общественного международного противодействия реализуемой политике международного государственного терроризма со стороны США и их союзников;
— в порядке ситуационного реагирования на сирийскую драму развернуть активную разъяснительную работу среди общественных деятелей Запада, способных конструктивно воздействовать на свои правительства;
— приступить к формированию широкого международного общественного движения за мир и против всех форм внешней агрессии. В этих целях использовать имеющийся положительный исторический опыт;
— обратиться к заинтересованным структурам России за поддержкой этой жизненно важной для судеб страны деятельности.
Хочу подчеркнуть, что создатели РОСМИРА способствовали привлечению внимания российской общественности к сирийской драме. В этих целях в апреле 2012 года были организованы Международные общественные слушания по теме: «Государственный терроризм США на Ближнем Востоке. Методы противодействия». Форум носил представительный характер, отличался глубиной и остротой обсуждавшихся проблем.
В Слушаниях приняли участие специалисты по США, Ближнему и Среднему Востоку, Азии, Африке и Латинской Америке из Дипломатической Академии МИД России и профильных институтов Российской Академии Наук, политологи, представители общественности, ветераны дипломатической и государственной службы. Присутствовали сотрудники аппаратов профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, ряда департаментов МИД России, а также иностранные представители.
Участники Слушаний выразили решительный протест против нарастающего незаконного силового вмешательства со стороны США и их союзников в дела независимых государств, под каким бы предлогом оно ни осуществлялось.Такие действия следует квалифицировать как международный государственный терроризм. Они ведут к подрыву и утрате суверенитета, развалу государства и экономики, социальному хаосу, провоцируют гуманитарные катастрофы и гражданские войны. Эта политика подтверждена в недавно обнародованной военной доктрине США, которая предусматривает масштабное использование спецопераций и ведение кибервойн — основных инструментов международного государственного терроризма США.
Мы заявили, что осуществление государственно-террористических сценариев по дестабилизации и геополитическому переформатированию арабско-мусульманского мира с использованием младших партнёров НАТО и своих региональных союзников угрожает жизненно важным интересам России.
Форум констатировал, что демонстративный разгром Югославии не стал уроком для российского руководства, о чём свидетельствует его позиция в ливийской трагедии, и потребовал проведения последовательной и твёрдой политики по защите российских интересов в жизненно важных для России странах и регионах, прежде всего, в отношении Сирии, Ирана и Центральной Азии.
По итогам конференции было направлено соответствующее письмо на имя избранного Президента России В.В. Путина, а также письмо протеста в адрес Б. Обамы против незаконного силового вмешательства со стороны США и их союзников в дела независимых государств.
Последнему было заявлено, что такие действия следует квалифицировать как международный государственный терроризм и что за эти действия придётся нести ответственность.
Осуществляемое в последние годы разрушение миропорядка, сложившегося по итогам 2-ой Мировой войны, чревато для США предъявлением отложенных в рамках Ялтинского консенсуса обвинений в чудовищных преступлениях против человечества: уничтожении вместе с мирным населением Дрездена, Хиросимы и Нагасаки, т.е. в крайних проявлениях геноцида и государственного терроризма.
Форум констатировал, что именно США виновны в том, что в последнее время мир погрузился в цивилизационные сумерки, в которых господствует диктат и кулачное «право». Этот примитивный выбор со стороны США не позволил ввести процесс поиска новой модели мироустройства в русло солидарных подходов и подлинного сотрудничества. Логика истории может поставить в практическую плоскость предъявление США счета по этой позиции.
Участники слушаний отметили, что практическая реализация доктринальных установок США на «достижение глобального лидерства» и «доминирование на земле, на море, в космосе и кибер-пространстве» формирует убедительную документальную базу для нового суда истории. Ее дополняет и недавно объявленная обновленная военная доктрина США, которая обосновывает необходимость присутствия американских войск во всех важных районах мира. В доктрине просматривается линия на более масштабное использование спецопераций и ведение кибервойн — основных инструментов международного государственного терроризма
В связи с резким обострением сирийского конфликта в июне этого года было направлено новое письмо протеста в адрес Б. Обамы. Хотелось бы ознакомить с ним читателей журнала, поскольку его направленность и тональность оказались неожиданно продуктивными.
«ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ!
Год назад большая группа российских общественных организаций, представители научной и интеллектуальной элиты направили Вам письмо протеста против силового вмешательства США и их союзников в дела суверенных государств, которое квалифицируется как международный государственный терроризм. Сейчас он применяется против Сирии.
Вы не удостоили нас ответом. Не отреагировали и Ваши дипломаты, столь бдительно стоящие на страже интересов узкой группы прикормленных НКО. Такая избирательность заставляет нас усомниться в искренности Ваших целей в работе с российской общественностью.
Мы действуем с «открытым забралом» и мы готовы к обсуждению волнующих нас проблем. Мы даём Вам шанс подправить свой имидж и привести в соответствие Ваши декларации с Вашими делами.
Мы повторно направляем наше письмо протеста и хотели бы убедиться, что вам есть что сказать. Объяснитесь - ведь наша позиция отражает взгляды большинства граждан России. Заботясь о меньшинстве, уважайте и большинство. Ведь это - азбука демократии. Не так ли?
Мы повторно шлём Вам наше письмо протеста потому, что Ваши действия полностью подтвердили опасения, которые вынудили нас провести Международные Общественные Слушания по теме: «Государственный терроризм США на Ближнем востоке. Методы противодействия» (5 апреля 2012 года) и обратиться к Вам с предупреждением. За прошедший год агрессия против Сирии приобрела вызывающий характер. Она уже привела к гуманитарной катастрофе и чревата окончательной дестабилизацией Ближнего Востока.
Приняв авансом Нобелевскую премию мира, Вы взяли на себя соответствующие обязательства. Выполняйте их или откажитесь от незаслуженного статуса.
Знайте, что в России Ваша политика ещё больше усилила антиамериканские настроения. Её неприятие нашим обществом становится всё более конфронтационным. За это с Вас спросят в самой Америке. Когда она, поистрепавшись в авантюрах, будет вынуждена искать поддержку перед лицом критических для неё вызовов.
Судьба дала Вам, потомку порабощённого народа, уникальный шанс обновить, облагородить Вашу страну. Успехов Вам на этом поприще!».
- Не могли бы Вы рассказать несколько подробнее о целях и задачах Российской службы мира?
- РОСМИР является российским общественным объединением, призванным действовать в рамках публичной народной дипломатии в регионах и странах, имеющих важное для Российской Федерации значение.
Наши основные усилия направлены на:
- содействие повышению роли общественной дипломатии в развитии культурного, информационного, гуманитарного и иного конструктивного международного и двустороннего сотрудничества;
- объединение усилий российской и международной общественности для защиты нравственных, духовных и культурных ценностей человечества, организации пространства конструктивного диалога, содействия налаживанию сотрудничества между представителями основных сфер существования человечества, привнесения в повседневную жизнь духа взаимопонимания;
- содействие с общественных позиций развитию двусторонних и многосторонних отношений с зарубежными странами с участием российских юридических и физических лиц в следующих областях: культура, образование, право, медицина, экология, социально-ориентированная экономика;
- установление и развитие сотрудничества между молодёжными, женскими, ветеранскими организациями и деловыми кругами в интересах гражданского мира, взаимопонимания и сотрудничества;
- оказание поддержки деятельности русскоговорящих общин, в том числе и их правовой защите, равно как и находящимся за рубежом российских граждан;
- содействие изучению за рубежом русского языка, культуры народов России, традиции и истории нашей страны;
- поддержка народного предпринимательства (кооперативы, малые и семейные фирмы) на основе российских технологий, имеющих важную социальную составляющую.
- Как вы считаете, насколько цели и задачи Российской службы мира соотносятся с целями и задачами российской официальной внешней политики?
- РОСМИР объединяет деятелей культуры, образования, науки, медицины, правоведов, ветеранов дипломатической и государственной службы, представителей традиционных конфессий, СМИ, общественные и предпринимательские структуры, заинтересованные в сотрудничестве с зарубежными странами и располагающие необходимыми для этого стартовыми возможностями.
Участники нашего Движения воспринимают мир в его органичном многообразии, исходят из понимания необходимости его более справедливого устройства, культурного и цивилизационного взаимообогащения. Носители таких подходов являются естественной опорой конструктивной официальной внешней политики.
Наши активисты являются национально-ориентированными людьми, понимают необходимость популяризации за рубежом российской культуры и достижений, распространения русского языка. РОСМИР работает над созданием условий для реализации этих подходов.
Наличие, качество и активность такой прослойки во многом определяет жизненность международных устремлений страны. Без такой потенциальной опоры официальная дипломатия лишается многоплановой поддержки, государственная политика становится более затратной, менее эффективной и тяготеет к силовым решениям.
Поэтому РОСМИР, не поступаясь своими подходами и сохраняя свою идентичность, взаимодействует с официальными российскими структурами международного сотрудничества. Прежде всего, с МИД и Федеральным агентством «Россо- трудничество».
- 25 сентября сего года РОСМИР был принят в Российскую ассоциацию международного сотрудничества (РАМС), объединяющую общественные организации, ориентированные на работу за рубежом и курируемой «Россотрудничеством». Как Вы оцениваете данное событие?
- Таким образом, наша Служба признана в качестве инструмента международной общественной деятельности. Это не накладывает на нас дополнительных ограничений, помимо предусмотренных федеральными законами, и открывает возможность для совместной деятельности с сообществом родственных российских структур.
Мы исходим из того, что в условиях резкого обострения глобальной борьбы за территории влияния, сырьевые и природные ресурсы, ведущейся в крайне опасных формах, особое значение приобретает способность России обеспечить свои национальные интересы и укрепить свои международные позиции в ключевых регионах и странах, обеспечить необходимую защиту интересов находящихся за рубежом граждан РФ и русскоязычных общин. Масштабность и острота проблемы не позволяют адекватно решать данные задачи исключительно с позиций государственных структур.
Эффективность массированного использования НПО для достижения внешнеполитических целей наглядно демонстрируют наши геополитические конкуренты, политкорректно именуемые партнёрами. Именно они разработали теоретические основы и практические методы применения т.н. «мягкой силы», в которых всё нацелено на манипулирование зарубежной общественностью и населением в целом. Этот джентельменский набор общественных отмычек является важнейшей частью арсенала западных спецслужб, пропагандистских центров и подразделений информационно-психологической борьбы.
Хотел бы остановиться на самом термине «мягкая сила». Ключевым словом в нём является, безусловно, «сила». Это противоестественное для русской ментальности словосочетание разрушительно по своей сути, цели и форме, кто бы его ни употреблял. Разрушительно ещё до его практического использования, так сказать по факту его озвучивания. Оно венчает набор интеллектуальных «шедевров» глобализаторов от псевдо теории «конца истории» до расистской концепции «золотого миллиарда». Из всех этих смысловых и словестных конструкций торчит нахальная физиономия новоявленного «властелина мира», уже не считающего нужным скрывать свои намерения.
Россия должна и способна предложить миру иные принципы и методы обеспечения национальных интересов, основывающихся не на манипуляциях и обмане, а на поиске солидарных подходов. Именно исходя из этого принципа действует Российская служба мира.
- Если вернуться к советской внешней политике и сравнить её с современной отечественной внешнеполитической доктриной и практикой, что можно в первую очередь выделить...
- Внешняя политика определяется исходя из понимания мироустройства, характера интерпретации национальных интересов, наличия внутренних ресурсов и внешних условий их обеспечения, а также государственной воли.
Принципиальное различие состоит в том, что советская внешняя политика носила проектный характер, была нацелена на переустройство мира на новых основаниях. Выдвижение глобальной альтернативной модели делало её ведущим субъектом международной деятельности, пробуждало мировую творческую энергию, вынуждало форсировать адаптационные процессы внутри основных оппонирующих нам стран.
Ползучий отказ от собственного цивилизационного проекта предопределил крах Советского Союза. Общественнополитическая и социально-экономическая природа мира не терпит пустоты.
Российская внешняя политика функционирует в рамках чужого глобального проекта. В качестве входной платы от страны потребовались принципиально важные внешнеполитические уступки. Их совокупность должна была исключить возможность появления нового альтернативного проекта. В целом эта линия пока воспроизводится, что делает российскую политику вторичной по сути и ситуационной по форме, обречённой на реагирование «в хвост» событий. Однако, постепенно в рамках этих неравноправных отношений «внешнего контура» («пиджак с чужого плеча») стала формироваться основа для проведения собственной внешнеполитической линии («внутренний контур» - «своя рубашка ближе к телу»).
Этому способствовал ряд объективных факторов, открывавших для России определённое поле возможностей. Прежде всего, это относится к общему переходному состоянию процесса переустройства мира, в котором линия на глобальное доминирование сочетается с многовекторностью и многовариантностью.
По мере стабилизации внутренней обстановки в стране, с одной стороны, и исчерпания однополярного проекта, с другой, получили развитие геополитические и геоэкономические наработки, направленные на интеграционное обустройство существенной части постсоветского пространства. Успех в этом деле является не только условием утверждения России в качестве мощной региональной державы, но и восстановления её глобального статуса.
- Уважаемый Станислав Александрович, с Вашего позволения вернемся к событиям вокруг Сирии, учитывая их особую важность для сохранения мира и стабильности во всем мире. Не могли бы дать оценку перспективе развития ситуации на этой многострадальной земле?
- Отказ от прямой агрессии США в обмен на ликвидацию химического оружия действует лишь в период разоруженческого процесса. При этом США продолжают спонсировать международный терроризм и демонстрируют изощренность в изобретении предлогов для прямого вооруженного вмешательства в нарушение Устава ООН и других основных принципов и норм международного права.
Уничтожение химического оружия лишает Сирию арсенала сдерживания в противостоянии с Израилем, серьезно нарушает шаткий военно-политический баланс на Ближнем Востоке. В этих условиях существенно возрастает ответственность всего международного сообщества за разработку комплексных мер по обеспечению мира в регионе.
Особо следует ответить, что значение этого уникального разоруженческого процесса выходит далеко за региональные рамки. Его исход и последствия серьезно повлияют, в ту или иную сторону, на положение дел в решении сложной и острой глобальной проблемы нераспространения оружия массового уничтожения. РОСМИР считает, что этот процесс не должен стать разменной монетой в геополитических раскладках, паузой в наращивании внешнего вмешательства. Его нельзя оценивать как «победу» одной страны над другой. Он явился достоянием человечества. Пока еще должным образом не оцененное, но уже работающее на будущее мира. Задача российской и международной общественности - содействовать такому пониманию этого явления и реализации заключенного в нём потенциала.
- Станислав Александрович, какой Вам видится роль России в евро-азиатском пространстве?
По своим основным параметрам: огромной территории, щедрым природным богатствам, талантливому населению, яркой самобытной и глубокой культуре, исключительной способности к межэтническому и межконфессиональному общежитию Россия представляет собой цельный и уникальный цивилизационный мир.
Он вобрал в себя многие черты Запада и Востока, но выработал базовые представления о мире и своем месте в нем, которые воспроизводятся нашей цивилизационной матрицей и являются нашим весомым вкладом в развитие человечества.
Эта наша специфика с особой полнотой проявляется в евро-азиатском пространстве, где она была подтверждена исторической практикой и где ее универсализм превосходит значительно более узкие этно-национальные и конфессиональные проекты.
Именно это определяет потенциальную возможность для России сыграть в евро-азиатском пространстве роль идеолога и лидера региональной интеграции, выходящей за рамки чисто экономических аспектов и исключающих эгоистический геополитический подтекст.
РОСМИР полностью поддерживает российскую интеграционную активность в евро-азиатском пространстве. Мы отмечаем многообразие ее форм и методов и, что принципиально важно, ее проектный характер.
Считаем, что это эта интеграционная деятельность должна проводиться более последовательно, получать необходимое ресурсное обеспечение, шире опираться на культурные, образовательные и другие гуманитарные достижения, которые и определяют степень привлекательности и эффективности наших усилий.
Российская служба мира вносит посильный вклад в эту деятельность и открыта для конструктивного сотрудничества с российскими и зарубежными неправительственными организациями.
— Уважаемый Станислав Александрович, что Вы хотели бы пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?
— Считаю, что Евразийский юридический журнал с момента создания в 2007 году проводит очень важную работу, направленную на сохранение и укрепление связей между уче- ными-юристами из разных стран Содружества Независимых Государств. Это направление является очень важным для преодоления трудностей на пути евразийской интеграции. Журнал имеет свое лицо, свою концепцию, сильных авторов, что сами по себе свидетельствуют об авторитете вашего ежемесячного научного и научно-практического издания в евразийском юридическом мире.
От своего имени и от имени Российской службы мира желаю всем вам новых творческих и организационных успехов!
Станислав Александрович, большое спасибо за Ваше интереснейшее и исчерпывающее интервью по острым проблемам российской внешней политики!
Беседовали: