Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
С.А. Шуванов
РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫЗОВЫ
Интервью с Шувановым Станиславом Александровичем, председателем Международного общественного движения «Российская служба мира» (РОСМИР), ветераном дипломатической службы

Интервью с Шувановым Станиславом Александровичем

№ 9 (64) 2013г.

Stanislav A. Shuvamov Russian public and new international challenges

Interview with Shuvanov Stanislav Alexandrovich, Chairman of the International public movement«Russian service of peace» (ROSMIR), a veteran of the diplomatic service

Автобиографические этюды:
С.А. Шуванов

  Увидел свет в 1937 году в Средней Азии. Встретил войну в Белоруссии. Свет сошёлся с тьмой в июне 1941 г. Эшелон разбомбили, пассажиров расстреляли парашютисты. Семья уцелела чудом. Добралась до Сталинграда. Стал очевидцем Великой битвы. Довелось увидеть объединённую Европу: пленных немцев, итальянцев, румын, мадьяр.

Отец костромской. Круглый сирота. Воспитывался железнодорожным рабочим. Окончил институт. Создавал молочную промышленность в Киргизии. Мать с Хопра. Дочь сапожника.

Свел их институт.

Жена сталинградка. Дочь талантливого рабочего-аристократа из донских казаков. Её тоже расстреливали в 1942-м, совсем маленькую. В заволжских степях. На бреющем полёте. И с улыбкой. Уцелела чудом. Натура цельная, одарённая и самоотверженная. За рубежом плодотворно служила Родине на общественных началах. Самостоятельно овладела португальским языком. На Высших языковых курсах Минвнешторга готовила кадры для работы в бывших колониях.

Шуванов С.А. окончил Институт стали. Начинал сменным мастером кузнечного цеха сталинградского завода «Баррикады». В школе заговорил по-немецки, в институте увлекся испанским и эсперанто. Проникся испано-американской историей и культурой. Что и стало судьбой.

Как инженер и испанист-самоучка, получил приглашение принять участие в создании системы профтехобразования на Кубе. С неё и начал свою международную деятельность. Работал в Латинской Америке по линии ГКЭС, Внешторга и Госкино. Был призван в МИД. Освоил португальский и английский языки.

Проработал в системе международного обеспечения национальных интересов СССР и России 40 лет. Трудился в латиноамериканских государствах с различным политическим и социально-экономическим строем.

Этот опыт пригодился в Анголе, где развернулась ожесточённая схватка с европейским колониализмом, американским империализмом, белым расизмом и международным наёмничеством. Здесь одновременно решался весь спектр основных вопросов утверждения национальной и социальной справедливости, отражения внешней агрессии, государственного строительства, развития экономики и социальной сферы. С позиций советника Посольства оказывал содействие высшему руководству страны в решении некоторых из этих задач. За вклад в решение сложнейшего регионального конфликта на Юге Африки, в который были вовлечены СССР, Куба, США, ЮАР, Китай и ряд других стран, награждён Орденом «Дружбы народов».

В разной степени специализировался по проблематике глобальной и региональной безопасности; кризисным ситуациям, региональным и локальным конфликтам; транснациональным угрозам; региональным интеграционным процессам.

Отмечен особым Дипломом за «неоценимый вклад в дело обеспечения безопасности и защиты национальных интересов России».

После выхода на пенсию участвовал в деятельности следующих организаций:

—    Международный фонд Евроазиатской солидарности и сотрудничества - ЕврАзис (вице-президент);

—    Организация солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки - ОССНАА (советник);

—    Союз ветеранов Анголы (Сопредседатель - Координатор международных связей, руководитель Гражданской секции);

Политическая партия «Евразийский Союз» (заместитель председателя Исполнительного комитета; вице-президент Научно­экспертного совета).

Профессор российской общественной Академии геополитических проблем. Руководитель Центра стратегических исследований. Выступал с докладами на международных форумах, в том числе за рубежом, по вопросам геополитический теории и практики, евроазиатской интеграции, глобальной и региональной безопасности.

Инициатор создания, соучредитель и Председатель Международного общественного движения «Российская служба мира» (РОСМИР).
************************************************

С.А. Шуванов-      Многоуважаемый Станислав Александрович, со­всем недавно, в сентябре текущего года, Вы приняли уча­стие в Общественных слушаниях по ситуации вокруг Си­рии в Общественной палате при Президенте Российской Федерации.

-      Тема моего выступления: «Сирийская драма и рос­сийская общественность» отражает подход РОСМИРА к этому крайне опасному международному конфликту. Нас беспокоит, что наша общественность не только практиче­ски никак не проявила себя в ходе наглого разгрома Ливии, но и была слишком пассивна в отношении агрессии про­тив Сирии. И если в первом случае это хоть как-то можно списать на скоротечность событий, двусмысленную и явно ошибочную позицию тогдашнего российского Президен­та, то вакханалия вмешательства в Сирию длится уже не один год. Она носит системный характер и несёт в себе ре­альную угрозу для России, Ближневосточного региона и мира в целом.

Налицо явная недооценка ситуации и её последствий для России. Поэтому необходимо объединить интеллектуальные и организационные усилия всех, кто понимает грозящую Рос­сии, региону и миру опасность.

Это должен быть системный ответ, соответствующий уровню вызова. С учётом специфики вызова, ответ должен опираться на базовые цивилизационные ценности. При таком подходе мы везде найдём единомышленников и сторонников. В том числе среди деятелей стран - зачинщиков международ­ного разбоя. Этим самоотверженным бойцам нужно помочь обрести международную трибуну.

Позиция, неоднократно озвученная Российской службой мира на различных форумах, сводится к следующему:

создать постоянно действующий общественный центр по отслеживанию ситуации вокруг Сирии, других подверга­ющихся агрессии государств, и по организации общественно­го международного противодействия реализуемой политике международного государственного терроризма со стороны США и их союзников;

—     в порядке ситуационного реагирования на сирийскую драму развернуть активную разъяснительную работу среди общественных деятелей Запада, способных конструктивно воз­действовать на свои правительства;

—     приступить к формированию широкого междуна­родного общественного движения за мир и против всех форм внешней агрессии. В этих целях использовать имеющийся по­ложительный исторический опыт;

—     обратиться к заинтересованным структурам России за поддержкой этой жизненно важной для судеб страны деятель­ности.

Хочу подчеркнуть, что создатели РОСМИРА способство­вали привлечению внимания российской общественности к сирийской драме. В этих целях в апреле 2012 года были орга­низованы Международные общественные слушания по теме: «Государственный терроризм США на Ближнем Востоке. Ме­тоды противодействия». Форум носил представительный ха­рактер, отличался глубиной и остротой обсуждавшихся про­блем.

В Слушаниях приняли участие специалисты по США, Ближнему и Среднему Востоку, Азии, Африке и Латинской Америке из Дипломатической Академии МИД России и про­фильных институтов Российской Академии Наук, политоло­ги, представители общественности, ветераны дипломатиче­ской и государственной службы. Присутствовали сотрудники аппаратов профильных комитетов Совета Федерации и Госу­дарственной Думы, ряда департаментов МИД России, а также иностранные представители.

Участники Слушаний выразили решительный протест против нарастающего незаконного силового вмешательства со стороны США и их союзников в дела независимых госу­дарств, под каким бы предлогом оно ни осуществлялось.Такие действия следует квалифицировать как международный госу­дарственный терроризм. Они ведут к подрыву и утрате сувере­нитета, развалу государства и экономики, социальному хаосу, провоцируют гуманитарные катастрофы и гражданские во­йны. Эта политика подтверждена в недавно обнародованной военной доктрине США, которая предусматривает масштаб­ное использование спецопераций и ведение кибервойн — ос­новных инструментов международного государственного тер­роризма США.

Мы заявили, что осуществление государственно-терро­ристических сценариев по дестабилизации и геополитиче­скому переформатированию арабско-мусульманского мира с использованием младших партнёров НАТО и своих регио­нальных союзников угрожает жизненно важным интересам России.

Форум констатировал, что демонстративный разгром Югославии не стал уроком для российского руководства, о чём свидетельствует его позиция в ливийской трагедии, и потре­бовал проведения последовательной и твёрдой политики по защите российских интересов в жизненно важных для России странах и регионах, прежде всего, в отношении Сирии, Ирана и Центральной Азии.

По итогам конференции было направлено соответствую­щее письмо на имя избранного Президента России В.В. Пути­на, а также письмо протеста в адрес Б. Обамы против незакон­ного силового вмешательства со стороны США и их союзников в дела независимых государств.

Последнему было заявлено, что такие действия следует квалифицировать как международный государственный тер­роризм и что за эти действия придётся нести ответственность.

Осуществляемое в последние годы разрушение миропо­рядка, сложившегося по итогам 2-ой Мировой войны, чревато для США предъявлением отложенных в рамках Ялтинского консенсуса обвинений в чудовищных преступлениях против человечества: уничтожении вместе с мирным населением Дрездена, Хиросимы и Нагасаки, т.е. в крайних проявлениях геноцида и государственного терроризма.

Форум констатировал, что именно США виновны в том, что в последнее время мир погрузился в цивилизационные сумерки, в которых господствует диктат и кулачное «право». Этот примитивный выбор со стороны США не позволил вве­сти процесс поиска новой модели мироустройства в русло солидарных подходов и подлинного сотрудничества. Логика истории может поставить в практическую плоскость предъяв­ление США счета по этой позиции.

Участники слушаний отметили, что практическая ре­ализация доктринальных установок США на «достижение глобального лидерства» и «доминирование на земле, на море, в космосе и кибер-пространстве» формирует убеди­тельную документальную базу для нового суда истории. Ее дополняет и недавно объявленная обновленная военная доктрина США, которая обосновывает необходимость при­сутствия американских войск во всех важных районах мира. В доктрине просматривается линия на более масштабное использование спецопераций и ведение кибервойн — ос­новных инструментов международного государственного терроризма

В связи с резким обострением сирийского конфликта в июне этого года было направлено новое письмо протеста в адрес Б. Обамы. Хотелось бы ознакомить с ним читателей жур­нала, поскольку его направленность и тональность оказались неожиданно продуктивными.

«ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ!

Год назад большая группа российских общественных организа­ций, представители научной и интеллектуальной элиты направи­ли Вам письмо протеста против силового вмешательства США и их союзников в дела суверенных государств, которое квалифициру­ется как международный государственный терроризм. Сейчас он применяется против Сирии.

Вы не удостоили нас ответом. Не отреагировали и Ваши ди­пломаты, столь бдительно стоящие на страже интересов узкой группы прикормленных НКО. Такая избирательность заставляет нас усомниться в искренности Ваших целей в работе с российской общественностью.

Мы действуем с «открытым забралом» и мы готовы к об­суждению волнующих нас проблем. Мы даём Вам шанс подправить свой имидж и привести в соответствие Ваши декларации с Ваши­ми делами.

Мы повторно направляем наше письмо протеста и хотели бы убедиться, что вам есть что сказать. Объяснитесь - ведь наша позиция отражает взгляды большинства граждан России. Заботясь о меньшинстве, уважайте и большинство. Ведь это - азбука демо­кратии. Не так ли?

Мы повторно шлём Вам наше письмо протеста потому, что Ваши действия полностью подтвердили опасения, которые выну­дили нас провести Международные Общественные Слушания по теме: «Государственный терроризм США на Ближнем востоке. Методы противодействия» (5 апреля 2012 года) и обратиться к Вам с предупреждением. За прошедший год агрессия против Сирии приобрела вызывающий характер. Она уже привела к гуманитар­ной катастрофе и чревата окончательной дестабилизацией Ближ­него Востока.

Приняв авансом Нобелевскую премию мира, Вы взяли на себя соответствующие обязательства. Выполняйте их или откажи­тесь от незаслуженного статуса.

Знайте, что в России Ваша политика ещё больше усилила антиамериканские настроения. Её неприятие нашим обществом становится всё более конфронтационным. За это с Вас спросят в самой Америке. Когда она, поистрепавшись в авантюрах, будет вынуждена искать поддержку перед лицом критических для неё вызовов.

Судьба дала Вам, потомку порабощённого народа, уникаль­ный шанс обновить, облагородить Вашу страну. Успехов Вам на этом поприще!».

-      Не могли бы Вы рассказать несколько подробнее о целях и задачах Российской службы мира?

-      РОСМИР является российским общественным объеди­нением, призванным действовать в рамках публичной народ­ной дипломатии в регионах и странах, имеющих важное для Российской Федерации значение.

Наши основные усилия направлены на:

-      содействие повышению роли общественной диплома­тии в развитии культурного, информационного, гуманитарно­го и иного конструктивного международного и двустороннего сотрудничества;

-      объединение усилий российской и международной общественности для защиты нравственных, духовных и куль­турных ценностей человечества, организации пространства конструктивного диалога, содействия налаживанию сотруд­ничества между представителями основных сфер существо­вания человечества, привнесения в повседневную жизнь духа взаимопонимания;

-      содействие с общественных позиций развитию двусто­ронних и многосторонних отношений с зарубежными страна­ми с участием российских юридических и физических лиц в следующих областях: культура, образование, право, медици­на, экология, социально-ориентированная экономика;

-      установление и развитие сотрудничества между моло­дёжными, женскими, ветеранскими организациями и деловы­ми кругами в интересах гражданского мира, взаимопонима­ния и сотрудничества;

-      оказание поддержки деятельности русскоговорящих общин, в том числе и их правовой защите, равно как и находя­щимся за рубежом российских граждан;

-      содействие изучению за рубежом русского языка, куль­туры народов России, традиции и истории нашей страны;

-     поддержка народного предпринимательства (коопера­тивы, малые и семейные фирмы) на основе российских техно­логий, имеющих важную социальную составляющую.

-     Как вы считаете, насколько цели и задачи Россий­ской службы мира соотносятся с целями и задачами рос­сийской официальной внешней политики?

-     РОСМИР объединяет деятелей культуры, образования, науки, медицины, правоведов, ветеранов дипломатической и государственной службы, представителей традиционных кон­фессий, СМИ, общественные и предпринимательские струк­туры, заинтересованные в сотрудничестве с зарубежными странами и располагающие необходимыми для этого старто­выми возможностями.

Участники нашего Движения воспринимают мир в его органичном многообразии, исходят из понимания необхо­димости его более справедливого устройства, культурного и цивилизационного взаимообогащения. Носители таких под­ходов являются естественной опорой конструктивной офици­альной внешней политики.

Наши активисты являются национально-ориентирован­ными людьми, понимают необходимость популяризации за рубежом российской культуры и достижений, распростране­ния русского языка. РОСМИР работает над созданием условий для реализации этих подходов.

Наличие, качество и активность такой прослойки во мно­гом определяет жизненность международных устремлений страны. Без такой потенциальной опоры официальная дипло­матия лишается многоплановой поддержки, государственная политика становится более затратной, менее эффективной и тяготеет к силовым решениям.

Поэтому РОСМИР, не поступаясь своими подходами и сохраняя свою идентичность, взаимодействует с официальны­ми российскими структурами международного сотрудниче­ства. Прежде всего, с МИД и Федеральным агентством «Россо- трудничество».

-     25 сентября сего года РОСМИР был принят в Рос­сийскую ассоциацию международного сотрудничества (РАМС), объединяющую общественные организации, ориентированные на работу за рубежом и курируемой «Россотрудничеством». Как Вы оцениваете данное собы­тие?

-     Таким образом, наша Служба признана в качестве ин­струмента международной общественной деятельности. Это не накладывает на нас дополнительных ограничений, помимо предусмотренных федеральными законами, и открывает воз­можность для совместной деятельности с сообществом род­ственных российских структур.

Мы исходим из того, что в условиях резкого обостре­ния глобальной борьбы за территории влияния, сырьевые и природные ресурсы, ведущейся в крайне опасных фор­мах, особое значение приобретает способность России обеспечить свои национальные интересы и укрепить свои международные позиции в ключевых регионах и странах, обеспечить необходимую защиту интересов находящихся за рубежом граждан РФ и русскоязычных общин. Масштаб­ность и острота проблемы не позволяют адекватно решать данные задачи исключительно с позиций государственных структур.

Эффективность массированного использования НПО для достижения внешнеполитических целей наглядно демонстри­руют наши геополитические конкуренты, политкорректно именуемые партнёрами. Именно они разработали теоретиче­ские основы и практические методы применения т.н. «мягкой силы», в которых всё нацелено на манипулирование зарубеж­ной общественностью и населением в целом. Этот джентель­менский набор общественных отмычек является важнейшей частью арсенала западных спецслужб, пропагандистских центров и подразделений информационно-психологической борьбы.

Хотел бы остановиться на самом термине «мягкая сила». Ключевым словом в нём является, безусловно, «сила». Это противоестественное для русской ментальности словосочета­ние разрушительно по своей сути, цели и форме, кто бы его ни употреблял. Разрушительно ещё до его практического исполь­зования, так сказать по факту его озвучивания. Оно венчает на­бор интеллектуальных «шедевров» глобализаторов от псевдо теории «конца истории» до расистской концепции «золотого миллиарда». Из всех этих смысловых и словестных конструк­ций торчит нахальная физиономия новоявленного «властели­на мира», уже не считающего нужным скрывать свои намере­ния.

Россия должна и способна предложить миру иные прин­ципы и методы обеспечения национальных интересов, ос­новывающихся не на манипуляциях и обмане, а на поиске солидарных подходов. Именно исходя из этого принципа дей­ствует Российская служба мира.

-     Если вернуться к советской внешней политике и сравнить её с современной отечественной внешнеполи­тической доктриной и практикой, что можно в первую очередь выделить...

-     Внешняя политика определяется исходя из понимания мироустройства, характера интерпретации национальных ин­тересов, наличия внутренних ресурсов и внешних условий их обеспечения, а также государственной воли.

Принципиальное различие состоит в том, что советская внешняя политика носила проектный характер, была наце­лена на переустройство мира на новых основаниях. Выдви­жение глобальной альтернативной модели делало её веду­щим субъектом международной деятельности, пробуждало мировую творческую энергию, вынуждало форсировать адаптационные процессы внутри основных оппонирующих нам стран.

Ползучий отказ от собственного цивилизационного про­екта предопределил крах Советского Союза. Общественно­политическая и социально-экономическая природа мира не терпит пустоты.

Российская внешняя политика функционирует в рамках чужого глобального проекта. В качестве входной платы от страны потребовались принципиально важные внешнеполи­тические уступки. Их совокупность должна была исключить возможность появления нового альтернативного проекта. В целом эта линия пока воспроизводится, что делает россий­скую политику вторичной по сути и ситуационной по фор­ме, обречённой на реагирование «в хвост» событий. Однако, постепенно в рамках этих неравноправных отношений «внеш­него контура» («пиджак с чужого плеча») стала формировать­ся основа для проведения собственной внешнеполитической линии («внутренний контур» - «своя рубашка ближе к телу»).

Этому способствовал ряд объективных факторов, откры­вавших для России определённое поле возможностей. Прежде всего, это относится к общему переходному состоянию про­цесса переустройства мира, в котором линия на глобальное доминирование сочетается с многовекторностью и многовари­антностью.

По мере стабилизации внутренней обстановки в стране, с одной стороны, и исчерпания однополярного проекта, с дру­гой, получили развитие геополитические и геоэкономические наработки, направленные на интеграционное обустройство существенной части постсоветского пространства. Успех в этом деле является не только условием утверждения России в качестве мощной региональной державы, но и восстановления её глобального статуса.

-    Уважаемый Станислав Александрович, с Вашего по­зволения вернемся к событиям вокруг Сирии, учитывая их особую важность для сохранения мира и стабильности во всем мире. Не могли бы дать оценку перспективе раз­вития ситуации на этой многострадальной земле?

-    Отказ от прямой агрессии США в обмен на ликвидацию химического оружия действует лишь в период разоруженче­ского процесса. При этом США продолжают спонсировать международный терроризм и демонстрируют изощренность в изобретении предлогов для прямого вооруженного вмеша­тельства в нарушение Устава ООН и других основных прин­ципов и норм международного права.

Уничтожение химического оружия лишает Сирию ар­сенала сдерживания в противостоянии с Израилем, серьезно нарушает шаткий военно-политический баланс на Ближнем Востоке. В этих условиях существенно возрастает ответствен­ность всего международного сообщества за разработку ком­плексных мер по обеспечению мира в регионе.

Особо следует ответить, что значение этого уникального разоруженческого процесса выходит далеко за региональные рамки. Его исход и последствия серьезно повлияют, в ту или иную сторону, на положение дел в решении сложной и острой глобальной проблемы нераспространения оружия массового уничтожения. РОСМИР считает, что этот процесс не должен стать разменной монетой в геополитических раскладках, па­узой в наращивании внешнего вмешательства. Его нельзя оценивать как «победу» одной страны над другой. Он явился достоянием человечества. Пока еще должным образом не оце­ненное, но уже работающее на будущее мира. Задача россий­ской и международной общественности - содействовать тако­му пониманию этого явления и реализации заключенного в нём потенциала.

-    Станислав Александрович, какой Вам видится роль России в евро-азиатском пространстве?

По своим основным параметрам: огромной территории, щедрым природным богатствам, талантливому населению, яркой самобытной и глубокой культуре, исключительной спо­собности к межэтническому и межконфессиональному обще­житию Россия представляет собой цельный и уникальный цивилизационный мир.

Он вобрал в себя многие черты Запада и Востока, но вы­работал базовые представления о мире и своем месте в нем, которые воспроизводятся нашей цивилизационной матри­цей и являются нашим весомым вкладом в развитие челове­чества.

Эта наша специфика с особой полнотой проявляется в евро-азиатском пространстве, где она была подтверждена исторической практикой и где ее универсализм превосходит значительно более узкие этно-национальные и конфессио­нальные проекты.

Именно это определяет потенциальную возможность для России сыграть в евро-азиатском пространстве роль идеолога и лидера региональной интеграции, выходящей за рамки чи­сто экономических аспектов и исключающих эгоистический геополитический подтекст.

РОСМИР полностью поддерживает российскую инте­грационную активность в евро-азиатском пространстве. Мы отмечаем многообразие ее форм и методов и, что принципи­ально важно, ее проектный характер.

Считаем, что это эта интеграционная деятельность долж­на проводиться более последовательно, получать необходи­мое ресурсное обеспечение, шире опираться на культурные, образовательные и другие гуманитарные достижения, кото­рые и определяют степень привлекательности и эффективно­сти наших усилий.

Российская служба мира вносит посильный вклад в эту деятельность и открыта для конструктивного сотрудничества с российскими и зарубежными неправительственными орга­низациями.

—    Уважаемый Станислав Александрович, что Вы хо­тели бы пожелать сотрудникам редакции, авторам и чи­тателям Евразийского юридического журнала?

—    Считаю, что Евразийский юридический журнал с мо­мента создания в 2007 году проводит очень важную работу, на­правленную на сохранение и укрепление связей между уче- ными-юристами из разных стран Содружества Независимых Государств. Это направление является очень важным для пре­одоления трудностей на пути евразийской интеграции. Жур­нал имеет свое лицо, свою концепцию, сильных авторов, что сами по себе свидетельствуют об авторитете вашего ежемесяч­ного научного и научно-практического издания в евразийском юридическом мире.

От своего имени и от имени Российской службы мира же­лаю всем вам новых творческих и организационных успехов!

Станислав Александрович, большое спасибо за Ваше интерес­нейшее и исчерпывающее интервью по острым проблемам россий­ской внешней политики!

Беседовали:


Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях