P. I. SMIRNOV:
CHANGING THE VALUE BASES OF INTERNATIONAL LAW: NEED AND OPPORTUNITY
Interview with Ph.D. in Philosophy, Professor Smirnov Petr Ivanovich.
Визитная карточка:
Смирнов Петр Иванович - доктор философских наук, профессор.
Родился в 1942 году в деревне Кривошеево Пеновского района Великолукской (ныне Тверской) области.
1959-1972 гг. - работа на разных должностях и учеба на Философском факультете Ленинградского государственного университета (перерыв в 1964-1967 гг. в связи со службой в Советской Армии).
1973-1995 гг. - младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований ЛГУ (СПбГУ). С 1988 года сочетал исследовательскую деятельность в институте с преподаванием на факультете социологии ЛГУ.
В 1988 году защитил диссертацию на ученую степень кандидата философских наук по теме «Неформальные нормы как регулятор деятельности специалиста с высшим образованием».
В 1995 году защитил диссертацию на ученую степень доктора философских наук по теме «Ценностные основания общества: концепция исследования».
После защиты докторской диссертации перешел на преподавательскую деятельность, читая курсы по общей социологии, социологии личности, моделированию социальной эволюции, социологии российского общества и другим дисциплинам в Санкт-Петербургском государственном университете и других вузах Санкт-Петербурга. Одновременно занимался исследованиями в сфере теоретической социологии по проблемам гносеологических основ познания общества, теории взаимодействия личности и общества, эволюции общества, эволюции российской цивилизации.
1995-1997 гг. - доцент, профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
С 2001 г. - профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
П. И. Смирнов - член Международной Социологической Ассоциации (ISA), член Российского общества социологов и других социологических ассоциаций, член Российского философского общества, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Опубликовал более двухсот научных работ, в том числе, монографии, учебники и учебные пособия.
Важнейшие публикации:
- Россия и русские: характер народа и судьбы страны. 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургская панорама», 2001. Соавтор - А. О. Бороноев.
- Слово о России: Беседы о российской цивилизации. - СПб.: Химиздат, 2004. - 324 с.
- Социология личности. Учебное пособие. Изд. 2-е. - СПб.: СПбГИПСР, 2007. - 472 с.
- Социология. Введение в проблемы познания общества. Учебное пособие для системы образования взрослых / под ред. П.И. Смирнова.
- Управление эволюцией общества: необходимость, средства, ориентир. - Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 364 с.
- Возможно ли возрождение и обновление позитивизма в теоретической социологии // Социологические исследования. - 2017. - № 3.
- Самопознание общества. Метод, средства, результаты. - Москва: ЛитРес: Самиздат, 2018. - 246 с./ selfpub.ru
************************************************************
- Уважаемый Петр Иванович, главный разговор в интервью пойдет об изменении ценностных основ международного права, на чем Вы настаиваете в ряде публикаций и выступлений перед научной общественностью. Но прежде хотелось бы уточнить, как сложился Ваш интерес к аксиологии, а также самые общие принципы Вашей научной позиции. Вы - известный исследователь в сфере аксиологии, но некоторые Ваши взгляды кажутся чрезмерно радикальными и могут вызвать обоснованное сомнение или недоумение.
Так, Вы предлагаете строить теоретические модели общественных явлений, используя только понятие «ценность», не обращая внимания на понятие «потребность». Как Вы «дошли до жизни такой»? Неужели при исследовании общества можно обойтись без этой ключевой категории в учениях всех экономистов? Почему Вы придаете понятию «ценность» столь важную роль в теоретической социологии?
- Сразу подчеркну, что в рамках подхода, условно названного «деятельностно-ценностным», общество (как человек и биосфера) являются системами субъектного типа, т.е. несамодостаточными, не способными существовать без потребления окружающего мира. Поэтому без категории «потребность» целостное и адекватное описание общественных явлений и процессов невозможно. Однако существует возможность описывать их достаточно адекватным (пусть грубым) образом, опираясь на понятие «ценность», ради простоты получаемых теоретических моделей. Как реализовать эту возможность, я скажу чуть позже, но прежде несколько слов о формировании моих представлений о ценности как фундаментальной категории социологии.
Российские обществоведы старшего поколения помнят имена В. П. Тугаринова, О. Г Дробницкого, В. А Ядова и др., возрождавших аксиологическую проблематику в отечественном обществоведении. На меня лично произвела в свое время сильное впечатление книга В. П. Тугаринова «Теория ценностей в марксизме» (Л., 1968 г.). Не потому, что я принял его концепцию ценностей, но потому, что в книге я обнаружил новое для меня тогда понятие «ценность» и скорее интуитивно почувствовал его познавательную мощь. После длительного господства в наших общественных науках сугубо марксистской категории «потребность» (до революции аксиологическая проблематика в России успешно разрабатывалась) для меня книга Тугаринова послужила толчком к изменению мировоззренческих позиций.
Мой интерес к понятию «ценность» стимулировала также работа в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В институте была лаборатория, руководимая Е. Э Смирновой, где изучалась деятельность специалистов с высшим образованием с целью последующего моделирования этой деятельности. Получаемые модели предназначались (и использовались) для прогнозирования и переориентации учебного процесса в вузе в нужном направлении. В коллективе лаборатории разрабатывались конкретные методики для выявления ценностей специалистов, которые строились на основе методологии эмпирических исследований ценностей В.А. Ядова (методологии американского аксиолога М. Рокича, адаптированной для изучения ценностей советского общества).
Помимо непосредственного эмпирического изучения ценностей специалистов, интерес к понятию «ценность» стимулировался еще рядом обстоятельств.
В лаборатории я занимался изучением неформальных норм как регуляторов деятельности, и мне потребовалось сформировать общее представление о норме как устойчивом, императивном и субъективном образце поведения. Понятие «ценность», наряду с понятиями «алгоритм» и «санкция» оказалось одним из элементов понятия «норма». Ценности, являясь целями норм, данными раз и навсегда, придают им устойчивость.
Кроме того, понятие «ценность» потребовалось для осмысления тогдашней марксисткой трактовки личности как социальной сущности (социального начала) человека. Непонятно было, из чего складывается эта сущность? Сделать шаг в конкретизации представлений об упомянутом социальном начале мне помогла популярная в то время книга И.С. Кона «Социология личности», в которой личность трактовалась как совокупность или единство социальных ролей. Сама же роль могла быть истолкована как специализированный вид деятельности (врача, отца, гражданина и пр.). Естественно, возникал вопрос (поставленный в свое время А. Инкельсом) о группе стандартных понятий, пригодных для описания роли. В их число вошло, наряду с понятиями «мастерство» и «полномочия», понятие «ценность». При этом ценности оказались «стержнями», наиболее устойчивыми компонентами социальных ролей, из которых складывается ценностное ядро личности. Личность же, в социологической трактовке, оказывалась деятелем, носителем особого комплекса специализированных видов деятельности.
Существенным обстоятельством оказалось также то, что, занимаясь анализом многочисленных определений понятия «ценность», я встретил фундаментальное для теоретической социологии положение о том, что ценности лежат в основе социальных систем. Это положение (условно говоря, линия Аристотеля - Парсонса), противоречило привычному для меня тезису, что в основе общества лежат потребности (условно говоря, линия Платона - Маркса). Это открывало для меня новые перспективы в познании общества.
Поначалу мысль о ценностях как основе общества была воспринята мной некритически. Я даже попытался провести ее в своей докторской диссертации о ценностных основаниях общества. Опираясь на утверждение о социальной значимости как основной ценности личности, в ней я теоретически построил типологию фундаментальных ценностей общества. Далее эту типологию я использовал для описания эволюции общества, учета специфики российского общества по сравнению с европейским и т.д.
Сейчас я придерживаюсь несколько иной, уточненной, позиции. Суть ее в том, что обе категории - потребность и ценность - необходимо (можно и нужно) использовать для теоретического описания общества. Общество не может существовать без удовлетворения потребностей. Однако и ценности являются важнейшими стимулами человеческого поведения (деятельности), придавая ему (ей) субъективно заданный смысл, свободно задаваемый человеком самому себе. Учитывая всевозрастающую мощь человеческой деятельности, основа которой научно-технический прогресс, человечество обретает способность тратить все большую долю этой мощи не на удовлетворение потребностей, а на достижение ценностей. Причем сам процесс удовлетворения потребностей может стать для человека ценностью. Известно, римляне опорожняли свои желудки, чтобы снова возлечь к трапезе (видимо, для получения новых вкусовых впечатлений и продолжения общения). Ныне аналогичной ценностью стал пресловутый шопинг - покупка, в общем-то, ненужных вещей. Но в теоретическом отношении интереснее то, что увеличение упомянутой доли позволяет строить пусть грубые, но, в целом, достаточно адекватные и простые теоретические описания (модели) социальных систем, используя понятие «ценность», временно забывая понятие «потребность. Простота же модели крайне важна, чтобы понять главные тенденции в эволюции общества, его проблемы и т.п.
Теперь несколько слов об определении понятия «ценность». Каждый, кто интересовался проблемой определения понятий в общественных науках, сталкивался с неопределенно большим количеством определений любого из них. Понятие «ценность» не представляет в этом смысле исключения. Главный недостаток практически всех определений тот, что обычно пытаются дать некое универсальное определение пригодное на все случаи жизни.
Представляется более правильным давать определение любого понятия в рамках некой концепции и в комплексе с другими понятиями. В рамках подхода деятельностноценностного (авторы А. О. Бороноев, Ю. М. Письмак, П. И. Смирнов) ценность понимается как один из регуляторов деятельности, точнее, как ее стимул (вторым классом стимулов выступают потребности). Соответственно, ценностью считается любое материальное или идеальное явление, ради которого (обладания, сохранения, создания) человек предпринимает усилия. Главное отличие от потребностей то, что ценности выбираются человеком относительно свободно. Кроме того, ценности способны придавать человеку смысл существования, поэтому они долговременные стимулы, в отличие от потребностей (удовлетворение потребности на время снимает ее стимулирующую силу). По-видимому, подобное понимание ценности соответствует ее общему пониманию в обыденной речи, да и в научных текстах (иначе тексты были бы вообще непонятны).
Два дополнительных замечания относительно данного определения понятия «ценность».
Во-первых, оно соответствует толкованию понятия «благо», которое дал Аристотель. По его мнению, благом является то, для чего все делается, в частности, для военачалия это победа, для врачевания - здоровье, для строительства - дом и т.д. Аристотель ввел также представление о двух классах благ: благах совершенных, конечных, и благах-средствах. Сейчас мы назвали бы эти классы благ терминальными и инструментальными ценностями (но словесные оболочки нас не должны смущать).
Во-вторых, просто удивительно (и печально), до чего нелепые определения ценностей можно встретить у нынешних «классиков» социологии. В частности, Н. Смелзер, известный американский социолог, определяет ценности как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек». Нелепо это определение по трем причинам, две из которых очевидны: 1) нелепо, что ценности должны быть общеприняты, 2) а раз они не общеприняты, то и человек не обязан к ним стремиться: он свободен в выборе ценностей. Третья причина состоит в том, что Смелзер влечет читателя по пути «аксиологического солипсизма» (видимо, у англосаксов стремление к солипсизму в крови, если вспомнить епископа Беркли, которого в свое время критиковал В. И. Ленин). Ведь если ценности суть убеждения, т.е. продукты человеческого сознания, то ценностные ориентации замыкаются на них и не могут выйти во внешний мир. Следовательно, нет внешних по отношению к человеку ценностей, к которым он может стремиться. Печально же то, что в ряде наших учебников и учебных пособий воспроизводится это нелепое утверждение. Впрочем, некритическое восприятие и трансдукция западных текстов ныне нормальное явление в нашем обществоведении. Неужели все, что написано на Западе - истина в последней инстанции?
- Петр Иванович, Ваша общая позиция относительно ценностей более или менее ясна. Но наш журнал носит подзаголовок «юридический». Как Вы соотносите аксиологическую проблематику с проблемами права?
- Оба класса проблем связаны самым тесным образом, обычно люди их соотносят интуитивно, но можно дополнительно уточнить и прояснить их взаимосвязь ссылкой на эмпирическое наблюдение и рядом теоретических доводов.
Эмпирически эта связь подтверждается тем, что в фундаментальных правовых документах достаточно явно указываются ценности, на защиту которых направлена правовая система, формируемая тем или иным документом.
В системе международного права основополагающим документом является Устав ООН, и в его Преамбуле перечислены ценности, защищать которые обязуются государства-члены Организации. К их числу относятся мир, права человека, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и малых наций, справедливость, социальный прогресс и т.п. Нельзя сказать, что перечисленный в Уставе набор ценностей хорошо продуман и представляет собой стройную систему, но очевидно стремление тогдашних правоведов (и государственных деятелей) обосновать ссылкой на них принятые государствами принципы и нормы международного права.
Аналогичная позиция видна и в нынешней Конституции Российской Федерации, во второй статье которой высшей ценностью объявлены человек, его права и свободы. Именно их обязано защищать государство. Для национального государства эта статья является, мягко говоря, неудачной, но очевидно также стремление ее составителей обосновать ссылкой на ценности всю последующую систему правовых норм.
Что касается теоретических аргументов, то в качестве их основы может выступить трехкомпонентная концепция социальной роли, кратко изложенная выше. Три ее компонента - ценности, мастерство и полномочия - вошли в нее не случайно. В них отражены важнейшие явления нашего мира, а их наличие у носителя роли позволяет выполнить ее на приемлемом уровне.
Через ценности осуществляется нравственная связь человека и общества. Совокупность всех ролевых ценностей всех деятелей образует основу общественной морали, с одной стороны, а с другой, социальные роли, носителем которых является данный деятель, формируют ценностное ядро личности. Наша интуитивная нравственная оценка соответствия поведения человека той социальной роли, носителем которой он является, может быть выражена эпитетом «настоящий» (настоящий солдат, ученый, врач и т.п.). В то же время, поскольку ценности разных ролей различны, у человека появляется возможность свободного нравственного выбора, который носит нередко драматичный и даже трагедийный характер. Большинство трагедий (реальных и театральных) построено на том, что человеку приходится выбирать между несовместимыми ценностями, жизненно важными для него.
Мастерство как компонент роли слагается из двух составляющих - природных способностей и знаний, умений и навыков, передающихся социально, через обучение. Природные задатки можно не рассматривать в этом компоненте, ограничившись утверждением, что любой человек со средними способностями может выполнять любую социальную роль на приемлемом уровне. Но вот в знаниях, умениях и навыках отражен окружающий человека мир. На их основе строятся «технологии» выполнения социальной роли. Опираясь на них, можно оценить эффективность действий носителя социальной роли, а также его самого («профессионал», «халтурщик»).
Полномочия (юристы трактуют их как совокупность прав и обязанностей) имеют своим источником общество. Через них оно направляет деятельность человека в нужном направлении для создания или сохранения ценностей, нужных обществу. Важные социальные роли сопровождаются принятием торжественной клятвы (присяги), в которых также обозначены ролевые ценности. В присяге Президента России указаны пресловутые права и свободы человека, Конституция Российской Федерации, суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, народ. Любопытно, что в тексте присяги Президента США в качестве ценности указана лишь Конституция США. Ни о каком человеке и гражданине, их правах и свободах, речи нет.
В целом же можно сказать, что ценностная проблематика самым тесным образом связана с проблемами права, ибо ценности общества оказываются в основе его правовой системы, ролевые ценности - в основе ролевых полномочий.
- Можно согласиться: между ценностями и правом существует тесная взаимосвязь. Но в Ваших высказываниях звучит явный скепсис по поводу ценностных основ правовой системы Российской Федерации и даже системы международного права. Вы можете пояснить, чем он обусловлен? Скепсис в науке может иметь место, но нужны веские основания, чтобы проявлять его по поводу устоявшихся представлений. Каковы они?
- Свой скепсис относительно ценностной основы системы права в Российской Федерации я высказал в моей статье о формировании общероссийской идентичности, помещенной в Вашем журнале (2018. № 3. С. 247-251).
Главные критические замечания состоят в следующем. Во- первых, объявление в Конституции национального государства человека с его правами высшей ценностью подрывает правовой суверенитет государства. Поскольку абсолютное соблюдение прав и свобод человека невозможно в любом государстве, государства-соперники, спекулируя на этих правах, всегда найдут повод для вмешательства во внутренние дела, информационной войны и пр. для достижения нужных им целей. Во-вторых, это признание, без уточнения основных структур его природы, подрывает основы общественной морали, ибо влечет вседозволенность (но об этом будет сказано подробнее при рассмотрении ценностных основ международного права).
В полиэтническом национальном государстве, каковым является Российская Федерация, высшей ценностью должен быть признан его гражданин как природное, социальное и духовное существо (и весь народ России). Государство должно создавать условия для оптимального развития этих сторон каждого гражданина России и всей полиэтнической российской нации в целом. Создание этих условий можно считать основным национальным интересом Российской Федерации, а воплощение его в жизни должно способствовать укреплению общероссийской национальной (гражданской) идентичности. Общий интерес - мощный фактор укрепления идентичности любой группы.
- Петр Иванович, Ваши критические замечания и предложения относительно ценностной основы правовой системы Российской Федерации заслуживают внимания хотя бы как серьезный повод для научной дискуссии. Но почему ценности, указанные в Преамбуле к Уставу ООН, Вы также подвергаете критике? Разве для их сохранения не требуются забота, внимание и усилия со стороны всех государств?
- Бесспорно, как целевые (мир, человек с его правами, большие и малые нации с равенством их прав и др.), так и инструментальные (справедливость, социальный прогресс, терпимость в конфликтных ситуациях и др.) являются нужными, важными ценностями, требующими усилий для их сохранения. Их закрепление в Уставе вполне понятно в историческом контексте создания ООН. Человечеству, пережившему за четверть века две страшные мировые войны, узнавшему об ужасах нацистских концлагерей, страстно хотелось навсегда избавиться от подобных бедствий. Следует отнестись с глубоким уважением к тогдашним государственным деятелям, попытавшимся выразить и закрепить стремление человечества к миру и безопасности. Однако есть ряд обстоятельств, ставящих под сомнение адекватность этих ценностей как основы международного права в современном мире. Важнейшие из них следующие.
Во-первых, перечисленные ценности были приняты по соображениям здравого смысла без должной научной и логической проработки.
Во-вторых, большинство перечисленных ценностей являются инструментальными: права человека, равноправие наций, справедливость в отношениях между государствами и прочие - это лишь некоторые свойства, условия или принципы взаимоотношений различных субъектов права (человека, нации, государства).
В-третьих, и это главное, человек с его правами был объявлен высшей ценностью в идеологии западных стран. Причем правам человека отводилась роль основы международного правопорядка, навязываемого США и их союзниками. Под лозунгом их защиты устраивались «цветные» и «цветочные» революции, осуществлялись агрессивные действия против отдельных стран, а также попытки их изоляции в международных отношениях и создания негативного образа в мировом общественном мнении и т.д. Реально же защита пресловутых прав была идеологическим прикрытием корыстных геополитических интересов ведущих кругов Запада.
Возведение западными идеологами и политиками человека в качестве высшей ценности (выражение права человека - не вполне точное ее отражение) подготовлено длительным духовным развитием западного общества. С эпохи Возрождения в его философии, литературе, праве эта ценность исподволь утверждалась в качестве высшей. Решающий перелом в социальном устройстве европейских стран на основе этой ценности произошел после Великой Французской революции.
Суть ее состояла не в том, что после нее ведущей политической силой стала буржуазии, сменив дворянство, не в кровавом якобинском терроре и не в агрессивных войнах Бонапарта. Суть революции в том, что, по мысли Тютчева, человеческое «я» было возведено в политическое и общественное право и стремилось в силу этого права, овладеть обществом. Выражаясь языком аксиологии, ценность «личность» (человек) стала доминировать над ценностью «общество».
В западных странах, в результате, сложилась крайне опасная ситуация, когда часть оказалась выше целого. Это ситуация раковой опухоли, в которой составляющие ее клетки самопроизвольно размножаются, выйдя из-под контроля организма.
- То, что Вы сейчас сказали, звучит правдоподобно, но несколько абстрактно. Не могли ли бы Вы привести более конкретные аргументы, чтобы обосновать необходимость замены ценности «человек» как основы международного права другой ценностью? Какой?
- Два обстоятельства нужно учитывать при обосновании необходимости этой замены.
Во-первых, уточню понимание социальной значимости как основной ценности личности. Социальная значимость означает способность человека оказывать воздействие на ход событий в обществе. Люди стремятся к ней, избегая социального ничтожества. Но стремятся они не к абстрактной значимости, а к ценностям, в которых она воплощается (ее модусам), и доступным им на уровне обыденного сознания. Основные модусы - власть, богатство, слава, святость, мастерство, хозяйство, знание. Есть и другие, но о них можно пока забыть. Имеется еще ценность «удовольствие», которое свойственно человеку как животному, его тоже надо учитывать.
Во-вторых, нужно помнить, что человек - сложное существо, микрокосм. Его отдельные стороны (природная, социальная и духовная) не обязательно находятся в гармонии между собой. А в современном западном обществе явно возобладали природная и социальная стороны этой природы. Их господство над стороной духовной (с учетом всевозрастающей мощи человеческой деятельности) явилось глубинной причиной глобальных проблем, нерешенность которых угрожает существованию человечества.
Так, доминирование природной стороны, теснейшим образом связанной с чувственным удовольствием, привело к сексуальной революции, распространению наркотиков, снижению уровня массовой культуры и т.д. Стремление к удовольствию сказывается и на демографической ситуации в западных странах. Культ удовольствия в немалой степени стимулируется и главной целью производства в обществе рыночного типа - получением прибыли.
Доминирование социальной стороны влечет экологическую проблему. В западном обществе наиболее привлекательными ценностями, через которые люди утверждают себя в обществе, являются богатство и хозяйство, которые для своего воплощения требуют материальных ресурсов. Если же число людей, стремящихся к ним, постоянно растет, а минимально приемлемый уровень богатства постоянно повышается, то обществу для длительного существования нужны неограниченные ресурсы, что невозможно. Борьба за ресурсы влечет гонку вооружений, рост напряженности и пр.
В целом же, в западном обществе человек фактически трактуется как потребляющее и сладострастное животное. Подобное понимание человека обязательно приводит общество к духовно-нравственному кризису, чему в истории уже были примеры (Рим). Процесс глобализации, ныне идущий на основах западной цивилизации, грозит человечеству самоуничтожением.
- Хорошо. Допустим ценность «человек» не может быть высшей ценностью в основе международного права. Какую же ценность Вы можете предложить в качестве таковой? Ведь нужна ценность в качестве основы общества, способного длительно и устойчиво существовать, и которую можно положить в основу международного права?
- Такой ценностью мог бы стать мыслящий дух (высший цвет материи, по выражению Энгельса), или, выражаясь иначе, разумная жизнь, носителем которой является человечество. Последняя формулировка предпочтительнее, поскольку отвергает «трансгуманизм» как крайне опасное направление мысли в современном мировоззрении. Отделение сознания человека от его тела и «пересадка» его в новую материальную оболочку, что теоретически возможно, вкупе с общественным движением, направленным на воплощение этого замысла в жизнь, справедливо рассматривается рядом авторов как новая цивилизационная угроза человечеству. Расщепление сложной, но единой природы человека на ее составляющее и перенос его высшей стороны в новое «тело» означает гибель человечества.
Признание мыслящего духа в качестве наивысшей ценности могло бы стать основой процесса конвергенции, о котором много рассуждали в прошлом веке без должной научной проработки ее основ. Ведь главный принцип предполагавшейся конвергенции (взять все лучшее от капитализма и социализма и привнести его в оптимальное социальное устройство) напоминает рассуждение Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» и т.д. Конвергенция возможна только в том случае, если совместимы признаки этих общественных устройств. Однако в понятиях «капитализм» и «социализм» признаки, которыми они различаются, отражены недостаточно отчетливо. Более четко эти признаки можно выявить, используя понятия «рыночная и служебно-домашняя цивилизации».
Основная ценность служебно-домашней цивилизации - общество, ведущая разновидность деятельности, на основе которой существует общество - служебная (деятельность для другого). Приоритетные модусы значимости в ней - святость, власть, священное или идеологическое знание, слава. Главные инструментальные ценности, связанные со служебной деятельностью - дисциплина и долг. Общество с чертами этой цивилизации существует на основе домашнего хозяйства, цель которого - непосредственное удовлетворение потребностей самих производителей. Такое общество развивается медленно, но в отсутствие конкуренции с другими обществами может существовать неопределенно долго (Египет эпохи фараонов).
Основная ценность рыночной цивилизации - личность, ее ведущая разновидность деятельности - эгодеятельность (деятельность для самого деятеля), приоритетные модусы - богатство, хозяйство, мастерство в материальной сфере. Главные инструментальные ценности, связанные с эгодеятельностью - свобода и право. Общество с чертами рыночной цивилизации существует на основе рыночного хозяйства, цель которого получение прибыли. Оно развивается быстро, но длительное существование его сомнительно (причина - нехватка ресурсов, о чем сказано выше). Прошло немногим более двухсот лет после Французской революции, идеологически закрепившей основы рыночной цивилизации. Неизвестно, просуществует ли эта цивилизация еще столько же. Жажда ресурсов делает это общество крайне агрессивным.
Очевидно, что признаки двух названных типов социальных устройств несовместимы сами по себе. Конвергенция возможна, если перейти к управляемой эволюции общества, наметив общий ориентир движения всего глобализирующегося общества. Таким ориентиром мог бы стать идеальный тип духовно-игровой цивилизации, главной ценностью которой стала бы разумная жизнь, а ее носителем - человечество (о других признаках этой цивилизации здесь говорить не будем). Движение к ней позволило бы решать основные проблемы человечества - самореализации человека без вреда для окружающей среды и свободного времени. Признание же разумной жизни в качестве высшей ценности послужило бы основой формирования общечеловеческой идентичности (все мы - «братья по разуму», выражаясь словами Ефремова). Эта ценность должна бы быть признана в качестве наивысшей и положена в основу международного права в переработанном Уставе ООН. В Преамбуле к нему нужно было бы закрепить и другие ценности, в качестве высших (но не наивысших) - человечество, общество, личность, природу. Эти ценности могли бы рассматриваться как инструментальные по отношению к разумной жизни.
- Петр Иванович, сказанное Вами звучит привлекательно, даже убедительно, но крайне абстрактно. Насколько реально воплощение в жизнь Ваших предложений?
- К сожалению, оптимальный путь к управляемой эволюции общества маловероятен. Намного вероятнее в ближайшей перспективе сползание человечества в постцивилизационное варварство (оно и сейчас идет полным ходом), когда в отношениях между странами, народами, религиозными группами все большую роль будет играть неупорядоченное и чрезмерное насилие. Нет нужды приводить факты в подтверждение сказанного. Достаточно вспомнить поведение США и их союзников на международной арене в последние двадцать - тридцать лет, террористические акции фундаментальных исламистов и пр.
Причины сползания в варварство две - жажда ресурсов, свойственная современному обществу, и отсутствие у человечества общепризнанной системы ценностей. Идея о разумной жизни как высшей ценности пока широко не представлена ни в массовом сознании, ни даже в идеологических элитах. В ближайшее время ее едва ли поддержат идеологи западных стран, все еще переживающие эйфорию от падения СССР, религиозные фундаменталисты, экстремисты (националисты и либералы). Остается надежда на то, что применение силы не перейдет некие границы, а также на то, что люди быстро учатся в трудных ситуациях. И пора покончить с иллюзией, что научно-технический прогресс обеспечит людям светлое будущее. Его тоже нужно брать под контроль.
Глобальному обществу, сложившемуся к настоящему времени, требуется новая система ценностей в качестве основы международного права. В ряде публикаций мной был предложен проект Преамбулы к Уставу ООН, содержащий перечень и иерархию таких ценностей. Они могут быть отвергнуты, изменены, заменены другими. Но лишь принятие здоровой системы ценностей в качестве нравственной основы международного права может создать условия для длительного и безопасного существования человечества.
- Уважаемый Петр Иванович, в заключение Вашего интервью наш традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать авторам, читателям и сотрудникам «Евразийского юридического журнала»?
Я хотел бы, прежде всего, выразить искреннюю признательность редакции уважаемого журнала за возможность откровенно высказаться о проблемах, волнующих меня как человека и социолога. Кроме того, я уверен, материалы журнала способствуют формированию адекватного и прочного правосознания российских граждан. Поэтому надеюсь, что многогранная творческая деятельность сотрудников журнала и его авторов, высокий интерес, проявляемый к нему читательской аудиторией, будут вносить все больший вклад в становление правового суверенитета России, а также в осмысление проблем современного международного права.
- Многоуважаемый Петр Иванович, благодарим за столь содержательную беседу!
Надеемся, что затронутые в ней вопросы и предложенные решения будут интересны для читателей нашего журнала!
Интервью брали:
МОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕТДОМОВСКОЕ ДЕТСТВО
(из воспоминаний П. И.Смирнова за рамками интервью)
В Пеновский детский дом я попал после смерти родителей в возрасте четырех лет и пребывал в нем с 1946 до 1956 гг.
Мой отец, Смирнов Иван Андреевич, прошел Финскую войну, с первых дней Великой Отечественной войны был призван на фронт, участвовал в освобождении Западной Украины и Белоруссии. Во время сражения под Вязьмой он был контужен и тяжело ранен. По семейному преданию, умер 9-го мая 1945 года, в День Победы, честно послужив защите Отечества.
Моя мать, Смирнова (Косман) Амалия Петровна, происходила из семьи эстонских крестьян, переселившихся до революции в Тверскую губернию. Окончив гимназию, она преподавала в сельской школе русский и немецкий языки. После смерти мужа у нее осталось трое детей на руках: старший брат Валентин - 6 лет, я, и младшая сестра Тамара - 2 года. Сердце матери не выдержало нагрузки, и она умерла в конце 1945 года.
Осознание себя. Проблески самосознания случались у меня и до детдома. Я смутно помню детские игры с деревенскими ребятами, «преступление» брата, съевшего со мной весь семейный паек хлеба (за что он был наказан, как старший), тягостное пребывание где-то в чужом доме после смерти матери, езда на санях ночью в лесу перед отдачей нас в детский дом (почему-то мы боялись волков). Но непрерывная память о себе самом, твердое осознание своего «я» пришли ко мне после того, как я оказался в детдоме.
Нехватка материнского тепла и ощущение общей беды. Думаю, большинству из нас не хватало не столько еды (тогда везде вокруг было голодно), сколько материнской ласки, любви и заботы.
Помню, мне было лет пять, во время одного из праздников (новогодней елки?) меня взяла на колени, обняла и погладила по голове наша завуч. Вообще-то, она была женщина резкая, вспыльчивая (мы звали ее Белая Горячка). Я сидел в блаженстве, замерев от счастья, боясь пошевелиться, забыв обо всем вокруг.
При общей нехватке материнской заботы мы не чувствовали себя брошенными родными людьми (хотя песня «Позабыт-позабро- шен» и была чем-то вроде гимна всех детских домов). Долгое время после войны мы рисовали, как наши танки и самолеты уничтожают фашистские.
Моим любимым развлечением, даже страстью, было чтение. Я читал все подряд. Прочел все книжки в библиотеке детдома. Наверное, единственный из детдома записался в районную библиотеку и был ее усердным посетителем. Помню, как впервые прочитал «Конь- ка-Горбунка», едва выучившись читать (чтение я освоил быстро) при тусклом свете керосиновой лампы, лежа в постели. Совершенно потрясающее впечатление испытал от «Алых парусов» Грина (бог весть, как эта книжка оказалась в детдомовской библиотеке, тогда Грин был едва ли не под запретом). Сейчас я думаю, что одной из причин моего увлечения книгами было желание уйти от суровой прозы жизни в иной, духовный, мир. За страсть к чтению и за знание, почерпнутые из книг, я получил прозвище «профессор», коим и оказался в реальной жизни. Правда, когда меня хотели обидеть, меня называли «профессор кислых щей». До сих пор не знаю, откуда взялось это выражение.
Чувства стыда и ужаса. Когда мы стали взрослее, а в детдоме появились новые малыши, мы относились к ним мягче, постоянных издевательств над ними не было. Но ранее полученные и неотомщенные обиды требовали, видимо, выхода. Поэтому случалось, что кому- то из маленьких доставалось от нас. Вот и я пару раз отлупил младшего мальчика, Вовку Г., симпатичного, веселого, всеобщего любимца (мне он тоже нравился). Я не помню точно, за что я побил его. Наверное, он «заедался» (было тогда такое выражение, позже в подобных случаях в Ленинграде говорили «возникал»), но главная причина, как я думаю сейчас, в накопившейся во мне злобе. Тогда же я раскаялся в содеянном, и это одно из самых сильных переживаний чувства стыда, хотя позже мне приходилось стыдиться за многие мои грехи.
Наши воспитатели. Их немало прошло через детдом за время моего детства. Все это были хорошие русские женщины, пытавшиеся как-то согреть нас своим вниманием. Я особенно запомнил двух из них.
Первая из них, Татьяна Михайловна, рассказывала по вечерам нам, еще малышам, прочитанные книжки. Мы сидим в темноте, топиться печка, потрескивают дрова, отблески огня пробегают по стенам комнаты, а Татьяна Михайловна, пересказывает нам «Овода», только что вышедшую книжку про войну «И один в поле воин» или еще что-нибудь.
Вторая, Серафима Михайловна Шатрова, стала, может быть, главной женщиной, определившей мою судьбу. Ее, жену летчика, каким-то чудом для меня (может, неудачным поворотом судьбы для нее) занесло в наш детский дом. Мало того, что она была потрясающе красива: великолепные каштановые волосы (не от нее ли я почерпнул это слово, в просторечии их назвали бы «рыжие»), глаза темносиние (аж фиолетовые!), правильные черты лица, осанка светской дамы: в каждом ее движении и слове чувствовалось внутреннее достоинство. Для меня оказалось намного важнее, что эта молодая, красивая (мне было тогда тринадцать лет, и я начинал ценить женскую красоту), умная и образованная женщина, выделила меня из остальных подростков. Не раз мы беседовали с Серафимой Михайловной о прочитанных книгах, о смысле жизни, о проблемах добра и зла. И она относилась ко мне почти как равному ей духовному существу! Ее внимание и уважение (а мотив «позабыт-позаброшен» в моей душе звучал тогда хоть глухо, но постоянно) были благодатны для моего самоуважения, и, говоря современным языком, «повысили мою самооценку». Я стал больше уважать себя и верить в себя. Всю жизнь при воспоминании о ней «от нежности мои влажнели веки». Жаль, что мое общение с Серафимой Михайловной длилось недолго. Вскоре меня перевели в Опочецкий детский дом вслед за старшим братом. Не из-за знакомства ли с ней мне потом оказался так созвучен рассказ Распутина «Уроки французского»?
Духовные (мировоззренческие) потрясения. Не знаю, у всех ли детей слова взрослых, сказанные мимоходом, меняют детский образ мира, складывающийся стихийно. Я пережил, из-за небрежно брошенных слов, два глубоких духовных кризиса, неравных по силе, но в корне изменивших мое восприятие мира.
Мне очень сложно говорить о первом, поскольку речь о внутренних мистических представлениях, связанных с верой в Бога и утратой веры в него. Представления эти трудно передать словами, но когда я начал осознавать себя, я существовал как бы в двух мирах.
Первый - природный, внешний мир, он цветной, полон красоты и прелести. В нем ты бегаешь, играешь, ешь и пьешь, наслаждаешься игрой жизненных сил.
Второй - внутренний мир, как бы лишенный красок, серый, как пепел, но теплый, некий туман, в котором мелькают и исчезают зеленые искорки, как крохотные звездочки. И в этом внутреннем мире есть еще нечто, самое главное, как бы внутреннее солнышко, одновременно похожее на большое око, взирающее на тебя и согревающее тебя. Это солнышко или око и есть Бог. Благодаря ему, и внешний мир полон тепла и жизни, доброй силы, ласково принимающей тебя. Этому Богу и в этого Бога я верил, и, несмотря на все неприятности детдомовской жизни, внутренне мне было хорошо, я чувствовал себя под защитой доброй силы.
Но однажды, мне было тогда лет шесть, директор детдома (кажется, его звали Трофим Ломакин), мимоходом сказал, что Бога нет. И я поверил ему! Внутреннее солнышко во мне погасло, а мир вокруг стал холодным и враждебным. Поблекли краски цветов, а свежая зелень листвы стала казаться окаймленной (или наполненной внутри) чем-то черным и холодным. Я надолго, может быть, навсегда, утратил способность радоваться при пробуждении каждому новому дню.
Постепенно я справился с жизнью без внутренней согревающей меня силы, с жизнью без защиты, но возражая Есенину и вторя ему, не «стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь».
Второй кризис связан с человеческим миром, в котором роль защитника для меня играла фигура Сталина. Пресловутый «культ личности» был в самом расцвете, когда мне было одиннадцать лет. Я, как и большинство детей и воспитателей детдома, с тревогой слушал новости по радио о состоянии здоровья Сталина во время его предсмертной болезни. И по окончании одной из таких передач я был потрясен словами другого нашего директора (по-моему, Владимира Парфенова): «Ну, этот уже не жилец!». Как можно так говорить о Сталине?! И как мы будем жить без него?! Оказалось, можно.