Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
«Гренада» – посол мира в евразийском пространстве
Интервью с Т.Л. Владимирской, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института Латинской Америки РАН, художественным руководителем ансамбля «Гренада», членом Совета Российской службы мира

Интервью с Т.Л. Владимирской

№ 2 (57) 2013г.

Grenada as an ambassador of peace


Interview with T.L. Vladimirskaja, doctor of History (candidate), senior researcher of the Latin America Institute of the Russian Academy of Sciences, the artistic chief of national ensemble Grenada, member of the Counsel for the Russian Peace service.

Визитная карточка:

Владимирская Татьяна Львовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки Российской Академии наук. В данном академической научном учреждении РАН работает с 1971 г., стаж научной работы – 42 года. Окончила аспирантуру Института Латинской Америки (ИЛА) РАН, в диссертации рассматривала особенности формирования электоральных позиций различных слоёв населения Чили в преддверии победы Сальвадора Альенде на президентских выборах 1970 года. Учёная степень присуждена решением Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР в 1980 г. Имеет более 100 публикаций, в том числе научные и научно-популярные работы. Т.Л. Владимирской опубликовано пять книг, две из них – в соавторстве с С.Н. Владимирским. Является автором многочисленных статей и разделов в изданиях справочного характера, в энциклопедиях издательств «Наука», «Экономика» и др. Сфера научных интересов весьма широка – исследования социально-политических проблем, массовые социальные движения, национальные отношения в Латинской Америке, опыт латиноамериканских стран в решении и предотвращении межнациональных конфликтов, русские диаспоры в Южной Америке, социальная роль искусства и др. Т.Л. Владимирская имеет знаки отличия за вклад в становление и развитие отечественной латиноамериканистики.

    Стаж педагогической работы Т.Л. Владимирской в образовательных учреждениях высшего профессионального образования – 20 лет. Опубликованы научно-методические работы, создана оригинальная авторская методика обучения испанскому языку. В 1998 г. Т.Л. Владимирской был создан клуб «Открытие мира», в котором за прошедшие годы сотни студентов московских ВУЗов познакомились с политической жизнью, историей и культурой народов мира.

   В 1973 году Т.Л. Владимирской в Институте Латинской Америки АН СССР создан музыкальный ансамбль. Сегодня «Гренада» – коллектив, получивший широкое международное признание, Народный ансамбль России, с честью представляющий Родину в разных странах и на разных континентах – в Канаде, Германии, США, Греции, Малайзии… Участники «Гренады» удостоились чести выступать на престижнейших площадках мира – в Королевском Альберт-Холле в Лондоне, театре «Тереса Карреньо» в Каракасе, Дворце «Финляндия» в Хельсинки, театре «Пресиденте Альвеар» в Буэнос-Айресе. В 2012 г. «Гренада» стала первым русским ансамблем на крупнейшем фольклорном фестивале в Аргентине, участвовала в фестивалях в Италии, Шотландии, Бельгии, завоевала любовь зрителей многотысячных залов Международного фольклорного фестиваля в Китае. За свою деятельность в области укрепления дружественных связей между народами «Гренада» удостоена многих премий и наград, а руководитель ансамбля Т.Л. Владимирская награждена, в частности, высшей наградой Республики Чили – Орденом «Бернардо О’Хиггинс» и высшей наградой Республики Венесуэла – Орденом «Ф. де Миранда» (в 2008 и 2009 гг. соответственно).
**********************************************************

 Владимирская Татьяна Львовна   – Многоуважаемая Татьяна Львовна, Вы в были прошлом году избраны в Совет Российской службы мира, нового международного общественного движения, что можно рассматривать как признание Ваших очень больших заслуг в отечественной народной дипломатии. Тем более, если вспомнить, что именно Вы фактически открыли для новой России двери Парагвая, который почти полвека не был доступен ни одному человеку c cоветским паспортом…


   – Российская служба мира – большой проект, наглядно демонстрирующий, как назрело в нашем социуме стремление к решению многих международных проблем силами самого общества. В русском языке слова «служение», «служить» имели всегда глубокий патриотический смысл, а «служить миру» имеет, на мой взгляд, и общечеловеческое значение.

    Люди понимают, что сегодня под угрозой оказались самые, казалось бы, незыблемые ценности. Как всегда, необходимо, чтобы нашлись энтузиасты, не жалеющие сил и времени, чтобы реализовать то, что необходимо всем. В данном случае такие энтузиасты нашлись. И я с удовольствием поддерживаю это, как мне кажется, очень благородное начинание. Я действительно считаю народную дипломатию очень действенным механизмом. Людям даже в нынешнем глобализированном мире необходимо общаться, причём общаться в прямом, веками сложившемся смысле слова. А, как мне кажется, именно в этом, таком насыщенном информацией, опутанном социальными сетями мире, как раз человеческое общение и становится огромным дефицитом. Народная дипломатия по переписке – не уверена, что такое возможно, хотя не буду отвергать и такой вариант. Многочисленные зарубежные поездки, вообще весь мой жизненный опыт доказывает, как велико значение общения лицом к лицу.

    Фактически, народная дипломатия призвана не больше, не меньше, как формировать общественное мнение. Эти слова выделены особо, потому что любой политтехнолог знает, как это важно. И как порой это трудно – особенно, если надо сформировать хорошее мнение. Плохое – куда проще, и сидеть в головах оно будет дольше. Помните, как в Евангелии: «Может ли быть что-нибудь доброе из Назарета»? Вот и пожалуйста – общественное мнение. И чтобы переубедить общество потребовались огромные усилия, и не на человеческом, а на Божественном уровне… Нам сейчас на мировой арене надо не убеждать, а переубеждать, добрые чувства к России к сожалению, во многих местах утрачены. Вот вам и поле для деятельности Российской службы мира – именно людей, не «по работе» несущих добрую весть о России, а делающих это от сердца. Насколько я знаю организаторов Службы мира – это именно такие люди.

   Сегодня о необходимости возродить симпатии к нашей стране говорится уже на всех уровнях, но потерять-то легко, а вот вернуть… для этого понадобится очень большая работа. Понимание того, что спасти ситуацию может, в частности, культура, теперь уже пришло и на самый верх. Но вот вопрос – а что делается? Если продолжать поддерживать ориентир только на то, что наша культура уже прямо-таки «почти как на Западе» – несомненно, результаты будут плачевны. У нас свои, замечательные ориентиры, восхищающая весь мир культура – так почему мы должны с этой дороги сворачивать? Не подумайте, что это и так всем понятно – отнюдь нет!

   Я вообще не сталкивалась нигде в мире с ситуацией, чтобы люди стеснялись своей истории, своих традиций – невероятно, чтобы шотландцы стеснялись своей волынки, индийцы – ситара. А теперь поинтересуйтесь – как у нас относятся к балалайке, а на домре в музыкальной школе обучают зачастую тех, кто «не прошёл» на другие инструменты. Что можно ожидать при такой ситуации? Не приходилось ли вам слышать: «Ты что тут свои бандуры наставил?», – а между тем бандура – изумительный музыкальный инструмент, самый что ни на есть исторически родной для значительной части живущих в России. Мы разучились гордиться своей историей, молодёжь не ценит свою культуру – а как же тогда увлечь жителей зарубежных стран?

   Я думаю, с помощью новой организации удастся наладить тот самый диалог культур, о котором немало говорится организаторами Российской службы мира во главе с ветераном отечественной службы Станиславом Александровичем Шувановым – и посодействовать тому, чтобы Россия была в этом диалоге на высоте. Для этого немало нужно сделать в самой России – нужно будет смелее, активнее включаться в процесс воспитания нашей молодёжи, да и в руководящих структурах необходимо проводить разъяснительную работу, как ни странно об этом говорить.

   Необходимо также пропагандировать наши истинные ценности за рубежом – работы непочатый край. Например, уже долгие годы отечественная литература почти не фигурирует на международных выставках, например, в такой читающей стране, как Аргентина, где ежегодные книжные выставки – просто национальный праздник, тщетно искать переводы русской классики, поэтические сборники. Таким образом, аргентинцы лет сорока и моложе знают о русских писателях только по рассказам старшего поколения… Кто будет этим обеспокоен? А если кто-то наконец и займётся переводом работ русских писателей, то кто знает – каков будет выбор произведений? Даже страшно представить себе. Вот – поле деятельности для Российской службы мира, которую сокращенно мы называем РОСМИР. В работе этой организации, например, можно будет больше задействовать зарубежных выпускников наших ВУЗов – я знаю, что это большая общественная сила. Часто находятся те, кто сетует – мол, сколько средств тратили, чтобы обучать иностранцев – мне просто смешно слушать подобные неквалифицированные оценки. Благодаря этим «растратам» мы на многие годы обзавелись сторонниками на всех континентах – а это практически бесценно.

   Много лет назад на международном фестивале в Берлине мы – тогда, наверное, впервые – почувствовали, какова мера ответственности за то, что делаешь и говоришь, общаясь с иностранцем. На прощальном празднике к нам подошли музыканты из Мозамбика, поблагодарили за наши подарки, вручили свои сувениры и радостно сообщили: теперь мы всем нашим друзьям посоветуем поехать в Россию. Во-первых, у вас, оказывается, есть лето, а, во-вторых, русский язык так похож на португальский, мы вас прекрасно понимали! Мы, честно признаюсь, опешили – похож на португальский??? Такое мы о русском языке впервые услышали. И только потом поняли – ведь мы говорили с ними на испанском, которым все участники «Гренады» владеют свободно. Понимаете – наверное, до сей поры где-то в Мозамбике живёт немало людей, рассказывающих своим близким, что все русские говорят на языке, понятном в их стране. Да, неправильные выводы сделали наши африканские друзья, но других русских они не знали. В самолёте увидят трёх дебоширов – значит, с русскими лучше не связываться. Познакомятся с интересными, доброжелательными людьми – все русские душевные, хорошие люди. Значит, всё, что мы на этом международном фестивале делали, буквально каждый наш шаг становился материалом для выводов о том, каковы русские люди, какой у них язык, насколько они доброжелательны… Надеюсь, Россию мы не подвели никогда, и за всю историю ансамбля «Гренада» мы не забыли этого урока. И юным участникам коллектива мы всегда напоминаем – они не только музыканты, не просто любознательные туристы, они – посланцы своей Родины, послы мира.

    Конечно, этого звания не дают, как награду, ты сам должен его себе присвоить, ты должен понять, что посол мира – звание исключительно ответственное. Ты лицом к лицу встречаешься с людьми, которые через знакомство с тобой, может быть, на всю жизнь составят представление о твоей стране. Ещё и своим родственникам и друзьям расскажут – «а русские-то, оказывается…» – а далее либо восторги, либо возмущение, либо пренебрежение, либо глубокое уважение – в зависимости от того, с кем повезёт встретиться. Хорошо бы – с энтузиастами из Российской службы мира.

   – Вы защитили кандидатскую диссертацию по теме, связанной с анализом настроений населения Чили в канун победы на выборах Сальвадора Альенде. Вы – специалист по Латинской Америке, знаете латиноамериканский континент, как говорится, не понаслышке. Как Вы считаете, какую роль играет Латинская Америка в современных международных отношениях и современной геополитике России?

   – Латинская Америка сегодня очень важный игрок на мировом «поле». Недооценивать это можно лишь в том случае, если слепо следовать подсказкам, навязываемым вовсе не случайно – «мол, там только и умеют, что танцевать и в футбол играть»…Да полно, присмотритесь к успехам многих латиноамериканских стран в последние годы, годы глобального кризиса, задумайтесь об экологически чистых просторах Латинской Америки, о её неисчерпаемых природных богатствах! А великолепные запасы питьевой воды, к которым уже хищно приглядываются авторы уничижительных мифов об этих «примитивных» латиноамериканцах! Как же у нас любят повторять подобные эпитеты! К счастью, мы не слышим того, что латиноамериканцам внушают о русских…

   На мой взгляд, Латинская Америка – в достаточной степени важный регион-партнёр нашей страны в обозримой перспективе. Сейчас уже многие поняли, что мы умудрились за последние десятилетия растерять практически всех друзей, так вот Латинская Америка, наряду с другими странами, стремящимися к независимой позиции в современном мире, вполне могла бы стать соратником России. Да, Латинская Америка далеко, но ведь мир стал таким компактным – или наоборот – таким глобализированным (кто как предпочитает видеть) – так что значат в этой ситуации расстояния? В последние годы Латинская Америка весьма неплохо выглядит на экономической «карте мира», кое в чём опережает Россию, а с точки зрения менталитета жителей южного континента нам трудно найти более близких друзей. У нас с ними много общих плюсов и общих минусов – так что договориться будет легче, чем даже с соседями немцами, англичанами, ну, и так далее. У нас, к сожалению, много штампов – зачем нам та страна? Зачем эта? Зато наши уважаемые противники не пренебрегают ничем и никем.

    Я нередко слышала высказываемые пожелания изменения взгляда России на Латинскую Америку от очень серьёзных латиноамериканских политиков, даже тех, кто очень скептически относится к сегодняшнему дню нашей страны. И когда я задала вопрос: «Тогда зачем же вы стремитесь к сближению с Россией, коль скоро считаете её ослабленной, “потерявшей очки” на мировой арене»? – услышала в ответ: «Если речь идёт о спасении мира от всеобщего хаоса – надежда только на Россию».

   – Какие страны Латинской Америки, на Ваш взгляд, являются наиболее важными во внешней политике России?

     – Я не специалист во внешнеполитических вопросах, но выскажу свою мечту – чтобы все страны Латинской Америки оказались в сфере интересов нашей России. Посмотрите, как рачительно, страну за страной включают «в коллекцию» своих геополитических интересов …ну, скажем так – другие влиятельные государства. Вот и мне кажется, что России необходимо упрочить свои позиции в Южной Америке вообще – предпосылки для этого, поверьте, имеются… Естественно, наиболее привлекательны в этом отношении экономически развитые страны – Аргентина, Бразилия, Чили, Венесуэла, Мексика. Некоторые другие тоже сейчас стремятся выбраться из вековой зависимости. Но и сопротивление своему развитию встречают сильнейшее… Есть страны, которые ещё лет пять назад были на взлёте, а сейчас буквально подкошены внезапно, будто по чьему-то сценарию обрушившимися «эпидемиями» преступности или наркомании. Но разве только Латинская Америка это испытывает? Зато на примере опыта этих стран можно многому научиться – нужно только приглядеться, а не отмахиваться высокомерно – мол, это там, у них, у нас-то всё по-иному… Как жаль, что в своё время не присмотрелись к опыту Чили – это воистину мировая лаборатория по «обкатке» различных политтехнологий. Чили – «моя» страна, я изучаю её много лет с одной целью – чтобы сделать выводы для России, чтобы нам «не наступать на грабли», да куда там – это наше излюбленное занятие!

  – Дорогая Татьяна Львовна, наших читателей не могут не заинтересовать Ваши рассказы о встречах со многими известными политическим и общественными деятелями, высокопоставленными дипломатами из различных стран…В их числе можно назвать, например, президента Венесуэлы Уго Чавеса.

    – Мне очень повезло – судьба не раз сводила меня с интереснейшими людьми – и моими соотечественниками, и представителями других стран – в различных частях света. В первую очередь я благодарна за эту привилегию ансамблю «Гренада». Среди поклонников «Гренады» и простые люди, и руководители государств, и даже королевские особы. Иногда предпосылкой для знакомства с высокопоставленными персонами оказывались замечательные песни нашей Родины – «Подмосковные вечера» с «Гренадой» пели китайские министры, «Катюшу» – аргентинские губернаторы, русские народные песни открыли двери дворца принца Малайзии (кстати, к нашему изумлению, он в ходе встречи спросил, не сможем ли мы исполнить для него его любимые латиноамериканские песни – к счастью, мы тоже любим те же песни и, конечно же, поём их, так что принц остался очень доволен). Но особенно важными для общения с интересными людьми за рубежом являются следующие обстоятельства: свободное владение почти всеми участниками коллектива иностранными языками; глубокие знания в области музыки определенного народа; владение музыкальными инструментами определенного народа. Всё это вместе – кратчайший путь к сердцам зарубежных слушателей. Ну, путь-то к сердцам краткий, да пройти его нелегко. Не буду объяснять, как сложно овладеть языками на уровне свободного общения, это уже всем понятно, а вот познакомиться с «чужой» музыкальной культурой – дело очень и очень сложное…Даже больше скажу – суперсложное.

   Но нам посчастливилось – наш музыкальный руководитель, можно сказать, вдохновитель наших побед, Сергей Владимирский был уникальным знатоком музыки народов мира, выдающимся музыкантом, и, к тому же, гениальным педагогом – к знаниям о мировой музыкальной культуре он за свою до обидного короткую жизнь успел приобщить юных участников студии ансамбля – теперь это мощный состав уже «взрослого» коллектива. Следует добавить, что участники ансамбля получили в наследство от Учителя его потрясающую коллекцию – почти 900 музыкальных инструментов со всего света, в том числе изготовленных лучшими мастерами мира специально для Сергея!

   И так вот – благодаря, например, венесуэльскому инструменту куатро, «Гренада» подружилась с Уго Чавесом, президентом Венесуэлы. Потом мы не раз выступали вместе – команданте любит петь, причём подразумевалось, что мы знаем те песни, которые он сейчас исполнит – при полной импровизации! Ну, назовите такой ансамбль, который не растеряется в подобной ситуации! Но «Гренада», само собой, всегда «в седле»! Стоит ли удивляться, что именно наш ансамбль был приглашён Президентом Чавесом на гастроли в сказочно красивую Венесуэлу! Российские бизнесмены, побывавшие на нашем концерте в Каракасе, констатировали неожиданное – «концерт, конечно, классный, но, ребята, ничего себе: кто сидел на концерте в первом ряду!!! Это же весь кабинет министров, все, кто нам нужен, все, к кому мы три месяца никак не можем прорваться!!!».

    Действительно, почти все лидеры страны стали в течение этих гастролей нашими друзьями, ансамбль получил от Министра культуры и от Министра иностранных дел Венесуэлы два уникальных музыкальных инструмента – продолжение коллекции Сергея Владимирского. Кстати, мы выступали в венесуэльском МИДе, и меня поразил памятник в холле этой организации, посвящённый президенту Чили Сальвадору Альенде. Это очень особый памятник – он выполнен в форме разбитых очков Альенде. Когда голова погибшего Президента упала на стол, очки разбились…Как человечно, как щемящее выглядит этот необычный мемориал… Вообще с зарубежными гастролями у нас связано огромное количество незабываемых встреч, всегда всё складывается более чем успешно. А, кроме того, мы и в Москве всегда окружены вниманием иностранных зрителей – особенно дипломатов. Одно из самых интересных приключений «Гренады» произошло в Парагвае – но об этом позже.

   А с Президентом Чили Мишель Бачелет знакомство тоже состоялось необычно – решением правительства Чили в 2008 году эта элегантная женщина-президент должна была вручить мне в Москве высший орден Чили. Можете себе представить, каково было моё волнение! И вдруг новость, поразившая меня в самое сердце – церемония должна будет состояться в день кончины моего мужа Сергея Владимирского! У нас по традиции в этот день проходит огромный концерт – своего рода отчёт ансамбля перед Учителем… Я не могла и не хотела внести изменения в заведённый порядок и – конечно, с извинениями, – отказалась прибыть на церемонию в посольство. Была уверена – это вызовет обиду. Каково же было моё удивление, когда Мишель Бачелет сочла возможным позвонить мне и выразить полнейшее понимание и даже уважение по поводу моего решения. Наша незабываемая для меня встреча состоялась на следующий день …

   Ну, а наш русский инструмент – балалайка – в руках Сергея Владимирского выглядел всегда так привлекательно, что желающие получить экспресс-консультацию от маэстро после концерта приводили к нам за кулисы, например, Государственного секретаря США и «городского главу» Лондона…

   – Ваша замечательная «Гренада» награждена Высшим Орденом Республики Куба. Можно выразить уверенность том, что наиболее интересным для наших читателей окажется Ваш рассказ о Кубе, как раньше говорили – «Острове Свободы»…

   – От кубинцев «Гренада» получила множество знаков признательности, ну, очень много, но орденов мы не получали. Медалью «Дружба» награждён Сергей Владимирский – посмертно… Я тоже награждена этой очень почетной для кубинцев медалью. Но вообще-то от Кубы мы получили куда большее, то, что нельзя измерить – ведь мы познакомились с Сергеем благодаря Всемирному фестивалю молодёжи и студентов на Кубе! С тех пор мы множество раз побывали на Кубе, у нас там масса друзей. Видели всякое – и счастье кубинцев, и их беды. Поразительно, что кубинцы по сей день сохранили к нашей стране очень тёплые чувства. Я стараюсь учиться у кубинцев, с моей точки зрения, у них множество качеств, которые делают их более стойкими в часы самых сложных испытаний. Вообще латиноамериканцы, по-моему, владеют секретом человеческого счастья. Ведь живут несопоставимо хуже нас, а сколько веселья, радости, умения пренебречь второстепенным (то есть материальными проблемами – как хорошо, когда они не выдвигаются на первый план!). Значит – живут лучше! Вот ведь парадокс!

   И ещё почерпнула (у венесуэльцев) поговорку – на каждое одиннадцатое придёт своё тринадцатое! Речь идёт о том, что в результате попытки государственного переворота 11 апреля 2002 года Чавес был отстранён от власти и арестован. Но народ вышел на улицы, и 13 апреля Чавеса буквально на руках внесли в президентский дворец. Теперь, когда мне плохо, я думаю – нет, на каждое одиннадцатое найдётся своё тринадцатое! И находится!

   – Однажды о «Гренаде» парагвайский журналист написал: «Музыка – их оружие, мир – их идеология». По-моему, лучше не скажешь. И можно ли получить лучшую оценку своей работы? Предлагаем более подробно рассказать о Вашем всемирно известном ансамбле – «Гренаде». Начнем с истории его создания….

   – Это обширная тема …Как-то раз я решила начать писать историю «Гренады». Когда исписала толстую тетрадь (на это ушло немало времени), выяснилось, что описала только этап с февраля по ноябрь 1973 года – первые десять месяцев! Тогда начала ежемесячно проводить четырёхчасовые встречи с рассказами о «Гренаде» – с ведением аудио- и видеозаписи. Провела с упорством 42 встречи – пока добрались до середины 1996 года – в общем-то, неплохо!

   «Гренада» – ансамбль с удивительной историей и завидной судьбой. Мы прошли через столько исторических периодов, испытаний – и всё это без каких-либо влиятельных «рук», не присоединившись ни на день к «шоу-бизнесу»! Когда спрашивают – а кто же вам помогает? Ответ может быть только один – Бог! Ведь как ещё можно объяснить и появление, и долгий счастливый путь ансамбля? Даже когда случилось непоправимое – ушёл в иной мир наш лидер, «мотор» коллектива, солист, гениальный музыкант Сергей Владимирский – всё равно «Гренада» не сдалась и тем самым продолжила жизнь своего Учителя…

   Мы с первых шагов выбрали просветительскую стезю – рассказать с помощью музыки о жизни разных народов, об их традициях, стараясь «заразить» зрителей нашим уважением, любовью к творчеству людей, живущих в других странах. У всех участников ансамбля твёрдая уверенность, что знания, интерес, любовь могут творить чудеса. А злоба, узкий кругозор заводят человека в тупик. Ну, а когда злоба охватывает целое сообщество людей, то тут уже появляется угроза потери самого понятия «человек». Так что мы выполняем очень ответственную работу. В частности, осуществляем миссию, которая иногда зовётся «народной дипломатией». Иногда это понятие используется в переносном смысле, но для «Гренады» это безусловная реальность! Нас очень часто называют послами – да не обидятся карьерные дипломаты! Хотя на что, собственно, обижаться – ведь мы всеми силами помогаем работе наших дипломатических представительств!

    Наиболее яркое проявление волшебной силы искусства случилось для нас в Парагвае в 1980 году. В то время у наших двух стран отсутствовали дипломатические отношения. Более того, вообще человеку с советским паспортом въезд в Парагвай был закрыт. Мы оказались в полном смысле слова первыми ласточками – даже по телевидению наши визы демонстрировали…Добились нашего въезда в страну «русские парагвайцы» – представители русской диаспоры, люди весьма влиятельные в Парагвае, но в нашей стране тогда неизвестные.

   Цель их на тот момент была не более чем послушать песни далёкой матушки-Родины, а оказалось, что «Гренада» растопила их сердца с куда большим эффектом. «Последней каплей» стало мастерское исполнение Сергеем Владимирским волшебного произведения, любимого всеми без исключения парагвайцами (и русскими парагвайцами в том числе), – «Птица-колокол» на народном парагвайском инструменте – а это не больше ни меньше – арфа! Играл Сергей без подготовки, ему просто в прямом эфире телепрограммы преподнесли арфу с предложением «на спор» попробовать сыграть. Естественно, Сергей сыграл! Да как – умопомрачительно! Мы-то уже к тому времени не удивлялись – Сергей на любом инструменте любой эпохи и любой географической точки мира играл «с ходу» – так, как будто всю жизнь только этому и обучался! Будь то турецкий саз, арабский уд, лаосский кхен, китайский хулудзы… как реагировали на его этот необычайный талант, представить невозможно! В Парагвае, например, тут же последовало приглашение в резиденцию президента, долгие задушевные беседы – Сергей немедленно овладевал не только местными инструментами, но и начинал объясняться на местных языках, в данном случае разговор зашёл об особенностях языка гуарани… Короче говоря, мы уезжали из Парагвая не только с подаренной Сергею арфой, но и с письмом в наш МИД – с этого началось восстановление прерванных на десятилетия дипломатических отношений между нашими странами.

   – Уважаемая Татьяна Львовна, в евразийской политике России большую роль играют страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай. И в странах этого евразийского пространства возглавляемый Вами ансамбль «Гренада» неоднократно выступал в качестве посла мира. Не могли бы об этом несколько рассказать?

   – «Гренада» с большим почтением и интересом относится к культуре стран этого региона, вообще народов азиатского континента. Эта такое богатство! Но и овладение даже азами этого океана знаний, честно говоря, требует колоссального труда. Как всегда, дорогу к вратам этого мира прокладывал нам Сергей Владимирский. Он завораживающе играл на ситаре, очень любил восточную поэзию, интересовался философскими трудами Востока. К нему обращались с интересными предложениями – например, Сергей написал музыку для телевизионного фильма «Поклонение матери Ганге». Творчество Рериха вдохновило Сергея Владимирского на создание нескольких музыкальных композиций. Мы были нередкими гостями на праздниках в посольстве Индии в РФ. А несколько лет назад специально для молодых участников «Гренады» были проведены курсы в Культурном центре имени Джавахарлала Неру – девушек обучали танцам, в нашем ансамбле зазвучали индийские барабаны табла…

   С особой радостью встретили участники ансамбля приглашение выступить в посольстве КНР. Мы словно оказались в другом мире – здание посольства произвело на нас впечатление богатейшего музея! Наши китайские друзья водили нас по залам, потом мы осмотрели парк – это просто сказка! Ну, а впоследствии, когда мы уже оказались в Китае, топоняли, что в этой стране просто культ красоты.

   «Гренаде» очень важно, чтобы после общения с ансамблем, его участниками у России за рубежом стало больше друзей…Кажется – прописные истины, но разве все мы учитываем это в своём поведении? Китайцев на концертах Гренады всегда было – «до горизонта». Мы знали, что китайская публика очень тепло вспоминает наши старые, советского времени песни – и заранее включили в свой репертуар несколько наиболее любимых, которые в залах могли бы подхватить – и были вознаграждены: люди улыбались, пели с нами. Чувствовалось, что направляясь на концерт российского коллектива, они хотели бы услышать свои любимые русские песни. А когда понимали, что какие-то из них исполняются на китайском языке – принимали этот жест дружбы с благодарностью. Но особые восторги, как правило, вызывал китайский танец, исполнявшийся нашей солисткой, и великолепная мелодия, его сопровождавшая. Зрители своим глазам поверить не могли – русская девушка играла на весьма непростом народном инструменте Китая! Да ещё как виртуозно! К культуре Китая нас приобщил, конечно же, Сергей Владимирский. В его коллекции китайские музыкальные инструменты занимают особое положение – так бережно относился к ним наш руководитель. И это уважение к своей культуре зрители всегда чувствуют.

   Никогда не забудем мы прощальный аккорд огромного, престижнейшего Международного фольклорного фестиваля в городе Наньнинь – торжественное шествие всех участников музыкальных коллективов по широким, прекрасным проспектам многомиллионного города. Такого количества зрителей, выстроившихся вдоль всей многокилометровой трассы, мы не ожидали! Море людей, приветливые, радостные лица! Флаги, фонарики, а посмотришь вверх – голова кругом! – из всех окон на любой высоте – опять множество дружественных улыбок, плакаты, флаги, флаги…Как мы прошли по этим жарким, просто раскалённым проспектам, да ещё не прекращая петь (воздух, как расплавленный металл, врывался в лёгкие), а также играть, а как продержался наш знаменосец – с поднятым выше всех российским флагом? Если сейчас об этом подумаешь – объяснения не найдёшь, кроме одного – мы были просто опьянены этим приёмом! Все просили: «“Катюшу”! “Катюшу”!». И мы пели снова и снова, и все были счастливы.

   На фестивале у нас не обошлось без приключений – начнём с того, что на этом форуме рабочим языком оказался китайский. Единственный участник нашего творческого коллектива, владевший китайским языком, остался в Пекине, а мы поняли, что нам видимо, нужно побыстрее выучить китайский, и тогда уже выяснить такие немаловажные вопросы, как расписание наших выступлений, название гостиницы, где мы с великолепными удобствами проживали, а также название улицы, на которой располагалась эта самая гостиница. Однако судьба сжалилась над нами и преподнесла подарок в виде симпатичной китаянки, которая знала несколько слов по-русски! Мы были счастливы. И тотчас к нам присоединились участники других ансамблей, как выяснилось, тоже участвовавшие в этом фестивале – то были посланцы Узбекистана и Таджикистана. Мы все были просто счастливы оказаться вместе, да ещё с «переводчицей»! У остальных таких привилегий не было, и, например, ансамбль аргентинского танго только с нашей помощью в виде перевода кое-как выяснил свои «наболевшие вопросы». Поскольку выступлений у наших коллег из Средней Азии было немного, мы предложили им… присоединиться к России (что они с удовольствием сделали)! Вы не представляете себе, как нам самим и нашим китайским зрителям понравился этот внезапно созданный союз! Нас принимали просто «на ура»! Общение продолжилась и после фестиваля – мы обрели замечательных друзей. Что касается аргентинского сюжета, упоминавшегося в этом рассказе, то и эта история тоже получила продолжение – совсем недавно в раскалённой от зноя аргентинской провинции Ла Риоха мы обедали в университетском кафе, где профессора, нас сопровождавшие, с гордостью представили местного виртуоза – шеф-повара китайца. Нет необходимости упоминать, что с этим представителем славной Китайской Народной Республики здесь удалось поговорить по-испански (юноша учится в Университете Ла Риоха, и заодно радует местное студенчество и преподавателей китайской кухней). Но приветливый китаец оказался специалистом не только в гастрономии – узнав, откуда мы, он тотчас запел «Подмосковные вечера» на русском! Все были в шоке! А «Гренада», выждав паузу, ответила тем же – спела эту же песню на китайском! Получился просто фестиваль дружбы! На следующий день на Совете ректоров, представляя наш ансамбль, доктор Коэн, приехавший с нами из Кордобы, сказал: «Я уже привык к тому, что эти русские не только прекрасно поют свои песни, но и замечательно исполняют нашу музыку. Но чтобы так петь по-китайски!».

   – Страны СНГ не являются незнакомой частью света для Вашего ансамбля.

   Тем более что во времена Советского Союза «Гренада» была одним из популярнейших музыкальных ансамблей в нашей необъятной многонациональной стране. Что утеряно, а что сохранилось, на Ваш взгляд, на постсоветском пространстве?

   – Ну, популярность любого ансамбля в последние годы обеспечивается только одним способом, а тратиться на рекламу мы не считаем нужным, на телеэкранах и на радио не появляемся – и это при полной взаимности – для сегодняшних СМИ мы – «не в формате», совершенно не интересны, и у нас тоже нет никакого интереса завоёвывать это медийное пространство. Это вообще-то отдельный разговор, у «Гренады» насчёт этого своя философия. Ответить на Ваш вопрос мне очень трудно – в странах, которые я по сей день не могу считать «зарубежьем», «Гренада» теперь почти не бывает. Мне, честно говоря, очень жаль. Особенно жалко, что гренадская молодёжь лишается таким образом такого общения со сверстниками из бывших союзных республик. Мы-то это получали в полной мере на разных фестивалях, при подготовке праздничных концертов и т.д. – ведь тогда дружба была не показная, она просто доставляла наслаждение – мы встречались то в Азербайджане, то в Белоруссии, наши казахские друзья везли нас на Медео, молдаване – на свой праздник Каса Маре, нам аплодировали во Львове, Таллине, в Риге мы собирались, чтобы вместе обсудить то, как лучше провести международный фестиваль памяти чилийского певца Виктора Хара в городе Тольятти… Сейчас в это уже даже с трудом вертися. Я прекрасно понимаю, что кого-то новая ситуация радует, кого-то огорчает. Я отношусь ко вторым. Однако надеюсь, что тенденции к сближению, хотя бы на человеческом уровне, не утрачены, и понимание всей бессмыслицы разобщения возобладает.

   – Дорогая Татьяна Львовна, что бы Вы хотели пожелать авторам и читателям нашего журнала в заключение интервью?

   – И авторы, и читатели журнала – люди чрезвычайно серьёзные, как и положено тем, на плечах которых – судьбы людей, судьбы народов. Поэтому я желаю всем вам с успехом и любовью к нашей стране выполнять свою работу, гордиться той ответственностью, которая вам выпала в жизни, и не позволять себе сетовать на то, как трудна эта роль. Большому кораблю – большое плаванье… Дальнейших успехов Евразийскому юридическому журналу не только в содействии евразийской интеграции, но и в сохранении дружбы между народами стран нашего Содружества. Оставайтесь также послом мира в своей благородной деятельности.

   Спасибо за Ваши искренние ответы, дорогая Татьяна Львовна. От имени читателей Евразийского юридического журнала поздравляем с 40-летием всемирно известно ансамбль «Гренада»!

   Новых творческих успехов «Гренаде» – послу мира во всем мире!




Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях