Persona Grata

Евразийский юридический журнал

Persona Grata
Международный союз юристов: восстановление связей эпох
Интервью с Председателем Международного союза юристов, кандидатом юридических наук, заслуженным юристом Российской Федерации Требковым Андреем Адамовичем

Интервью с Председателем Международного союза юристов, кандидатом юридических наук, заслуженным юристом Российской Федерации Требковым Андреем Адамовичем

Визитная карточка
Требков Андрей Адамович родился в 1937 году в Омской области.

№ 1 (32) 2011г.

    1954–1956 – слесарь на заводе им. К.Е.Ворошилова, г. Омск; 1956–1959 – служба в Военно-морском флоте.

    В 1965 году окончил Свердловский юридический институт, в 1969 году – Новосибирскую Высшую партийную школу, в 1976 году – аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС (кафедра «Теория государства и права») и там же защитил кандидатскую диссертацию.

     В 1961–1982 работал в Тюменской области народным судьёй, председателем районного народного суда, заведующим отделом районного комитета КПСС, секретарём городского комитета КПСС, заведующим отделом областного комитета КПСС. С 1982 года работал в Москве начальником отдела, членом коллегии Министерства юстиции СССР, консультантом государственно-правового отдела ЦК КПСС.

     В 1987 году присвоено звание заслуженный юрист РСФСР.

     В 1989 году на Учредительном съезде Союза юристов СССР на альтернативной основе тайным голосованием избран Председателем Союза юристов СССР.

      В 1992 году в связи с обретением Союзом юристов СССР нового правового статуса и нового названия – Международный союз юристов – избран Председателем обновлённого Союза и возглавляет его до настоящего времени.

        Автор 56 научных работ, большая часть которых посвящена проблемам формирования правовой культуры, теории и практики правового воспитания граждан, формирования общего правового пространства СНГ, единства юридического сообщества.

***************************

     – Уважаемый Андрей Адамович, Вы являетесь одним из инициаторов создания и бессменным руководителем Союза юристов СССР и его правопреемника – Международного союза юристов, деятельность которых известна не только в России, но и в евразийском пространстве и за его пределами. Расскажите, пожалуйста, об истории их создания, о том, как всё начиналось?

       – Стремление юристов к единству, к созданию своей профессионально-общественной организации впервые было практически реализовано в России во время судебной реформы 1864 года. Именно в тот период, в феврале 1877 года, создаётся самое известное в России юридическое общество. Оно было учреждено при Императорском Санкт-Петербургском университете. Его первым председателем стал крупный судебный деятель, товарищ Министерства юстиции, председатель комиссии по составлению проекта гражданского уложения Стояновский Николай Иванович, который возглавлял это общество 18 лет. После него общество возглавил один из его учредителей, выдающийся российский юрист, известный государственный и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони.

       Всего же в эти годы в стране возникло 24 юридических общества.

      Появление новой формы организационного единства юристов, юридических обществ, – это, безусловно, ответ на потребности жизни, потребности практики. Тогда в стране шло обновление всех сфер общественной жизни. Менялась государственная машина и социальная структура российского общества, поэтому особенно актуальной стала проблема совершенствования законотворчества, научной критики существовавшего законодательства, распространения и, как тогда говорили, объяснения юридических знаний. Реформированные государственные учреждения нуждались в качественно новых кадрах: стране были нужны люди, творчески мыслящие, способные к принятию самостоятельных решений и к активным действиям. Официальной правовой науке требовались свежие научные и организационные идеи.

        В этой масштабной и столь важной тогда работе роль юридических обществ была исключительно велика. В то же время через общества предоставлялась уникальная возможность для самореализации, самоутверждения, публичного заявления о себе целой плеяде выдающихся юристов той поры.

      Октябрьская революция 1917 года прервала деятельность юридических обществ, все они прекратили своё существование. Пауза затянулась на 70 с лишним лет. Восстановление связи эпох началось в середине 80-х годов XX века, когда тема создания организации, объединяющей всех юристов страны, вышла на страницы печати, стала обсуждаться юридическим сообществом.

       И так же как в 60-е годы XIX столетия, когда ответом на потребности практики стало появление юридических обществ, в 80-х годах XX столетия, и особенно в 1988 году, потребности назревших перемен в обществе, потребности проведения взятого руководством страны курса на экономические и политические преобразования ускорили процесс создания  организации, объединяющей всех юристов страны.

       С созданием своей профессионально-общественной организации юристы связывали надежды на то, что через эту организацию юридическое сообщество сможет более активно и профессионально влиять на процесс демократических преобразований. В то же время они совершенно справедливо считали, что именно в своём общественном объединении возможно более объективное выявление общественного лица правоведов и более активное использование их потенциала как общественных деятелей.

       К началу 1989 года мнение юридической общественности окончательно склонилось в пользу создания Всесоюзной общественной организации юристов, а 22 апреля того же года был создан организационный комитет по подготовке к учредительному съезду Союза юристов СССР. Оргкомитет возглавил авторитетный и весьма уважаемый представитель юридического сообщества – министр юстиции СССР, герой Советского Союза Борис Васильевич Кравцов. По всей стране в условиях открытости и широкой гласности прошли собрания юристов (в районах и городах), конференции (в областях, краях и автономных республиках), съезды (в союзных республиках) на которых тайным голосованием были избраны делегаты на Всесоюзный учредительный съезд юристов.

       22 июня 1989 года в Москве, в историческом Колонном зале Дома союзов собрались делегаты Учредительного съезда Союза юристов СССР, прибывшие со всех концов необъятной страны, охватывавшей 10 часовых поясов – от Калининграда на западе до Чукотки на востоке и от Ямала на севере до Таджикистана на юге. На съезд было избрано 1047 делегатов из всех союзных республик страны. Присутствовало 905 делегатов. В их числе 140 представителей судебной системы, 133 юриста, занятых в народном хозяйстве, 94 преподавателя правовых дисциплин высших учебных заведений и сотрудника юридических научно-исследовательских учреждений, 78 работников прокуратуры, 82 работника милиции, 90  адвокатов.

      Съезд решил главный вопрос. Он учредил Союз юристов СССР – профессионально-общественную организацию, объединяющую все категории юристов независимо от их специальности и ведомственной принадлежности. Объединение юристов огромной страны состоялось. Произошло восстановление связи эпох, возрождение на новой основе демократической традиции, заложенной первыми юридическими обществами. Значение этого шага на пути консолидации юридического сообщества трудно переоценить.

     Особо следует сказать об атмосфере, в которой готовился и проводился съезд. Эту атмосферу можно определить одним словом – праздник.

     Создание Союза юристов СССР дало мощный стимул объединительному движению в союзных и автономных республиках, краях и областях СССР. Там прошли учредительные съезды и конференции по созданию членских организаций Союза юристов СССР. К исходу 1991 года работа по формированию структуры Союза юристов СССР была в основном завершена, тем самым на деле было обеспечено организационное единство юристов в масштабах всей страны.

      Сегодня, по прошествии двадцати с лишним лет, вспоминая тот съезд и сравнивая его со съездами других объединений юристов, в том числе и Международного союза юристов, могу совершенно определённо сказать, что по уровню демократизма, глубине обсуждаемых проблем, юридической скрупулёзности при отработке документов, прежде всего Устава Союза, накалу страстей тот съезд – учредительный – равных себе не имеет.

    – Учредительный съезд поставил перед Союзом юристов СССР первоочередные и перспективные задачи. Какие из них Вы выделили бы особо, может быть, они не потеряли своей актуальности и сегодня?

    – Учредительный съезд принял, как известно, два итоговых документа: Резолюцию «Об учреждении Союза юристов СССР» и Устав Союза юристов СССР. Эти основополагающие документы на многие годы определили стратегию деятельности Союза.

     В рамках этой стратегии обозначены задачи и основные направления деятельности Союза. В их числе есть те, которые мы у себя называем «сквозными», т. е. те, которые были актуальны тогда и не потеряли актуальности сегодня (разумеется, с поправкой на время и условия).

     Таких задач и основных направлений я бы назвал пять:
– всемерное содействие осуществлению курса на проведение глубоких демократических преобразований, продвижению реформ в экономике;
– участие в законотворческой деятельности государства, демократизации этой деятельности, в дальнейшем расширении её гласности;
– активное содействие претворению в жизнь судебно-правовой реформы, утверждению роли закона как акта суверенной воли народа, совершенствованию и укреплению конституционного порядка в стране;
– содействие совершенствованию юридического образования, повышению качества подготовки юридических кадров, преодолению правового нигилизма;
– повышение престижа и статуса юридических профессий, строгое соблюдение норм профессиональной этики.
Я полагаю, что по ходу нашей беседы мы ещё вернёмся к этой теме и посмотрим на упомянутые задачи в контексте их реализации.

     – Что получили юристы, прежде всего члены Союза юристов СССР, в результате создания своей организации?

     – Создав свой Союз, юристы впервые получили через него доступ к законотворчеству. Союз, как известно, обладал в то время правом законодательной инициативы.

     Через Союз юристы страны впервые в истории получили возможность участия в формировании Высшего законодательного органа страны. Впервые в Верховном Совете СССР представительство юристов было столь весомым.

      Благодаря Союзу юристы не вышли, а просто ворвались во внешний мир. Они стали участвовать в крупнейших международных форумах, напрямую общаться с зарубежными коллегами. Только в 1990 году Союз направил за рубеж 7 делегаций: в Великобританию, Германию, США, КНР, Испанию, Францию, Японию общей численностью 105 юристов – членов Союза.

     И, наконец, благодаря Союзу юристы получили невиданную ранее возможность для неформального общения, когда, как говорил с трибуны Учредительного съезда Председатель Верховного Суда Латвии Зимбира, собираясь вместе в своём Союзе, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, учёные могут, наконец, на какое-то время забыть о своих должностях, погонах, судейских и адвокатских мантиях, учёных степенях и званиях и побыть просто юристами – людьми одной замечательной профессии.

     – Известно, что Союзу юристов СССР история отвела предельно короткий срок – менее 3-х лет. Известно, однако, и другое, что именно в эти неполные три года Союз добился известности и признания как у себя в стране, так и вне её. Что из осуществлённого Союзом в то время Вы могли бы выделить особо и порекомендовать нынешним неправительственным организациям юристов? Благодаря чему это было достигнуто?

      – Опыт нашего Союза убеждает в правильности утверждения, что в жизни любой организации, как и в жизни человека, важен первый шаг. Таким первым сильным шагом Союза юристов СССР стал его выход во внешний мир, проведение крупномасштабной советско-американской конференции «Право и экономическое сотрудничество».

      Выбор темы конференции не был случайным. То было время, когда в стране был взят курс на проведение экономических реформ. Поэтому мы в Союзе юристов видели свою задачу в том, чтобы максимально содействовать, как того требовал учредительный съезд, экономическим преобразованиям. А потому считали необходимым обратиться к опыту стран с развитой правовой базой рыночной экономики.

     Надо ли говорить, какая ответственность легла в то время на только что созданный Союз юристов. Сейчас даже трудно представить, но это факт, что первое мероприятие общественной организации юристов получило официальную поддержку Политбюро ЦК КПСС – всесильного тогда органа высшего политического руководства Советского Союза. Невероятным сейчас кажется и то, что идею Союза юристов о проведении конференции осветили и поддержали лидеры двух сверхдержав.

     На наше приглашение тогда откликнулось и прибыло в Москву почти 5 тысяч юристов, представителей других профессий, государственных и политических деятелей. География участников не ограничивалась только Советским Союзом и США. В Москву прибыли представители из 36 стран Америки, Европы, Ближнего и Среднего Востока, Азии. Наибольшее число участников конференции прибыло из США. По данным нашей регистрации, из этой страны прибыло 1286 человек, в том числе 970 юристов. Только Кремлёвский Дворец съездов мог вместить такое количество участников.

      Московская конференция явилась, по сути, первой международной акцией после затяжной «холодной войны», в которой участвовали представители ещё вчера враждовавших стран. Она отвечала объективным потребностям государств, общественных институтов, научных и деловых кругов в налаживании нормальных цивилизованных отношений. В этом её успех, её непреходящее международное значение.

     Конференция имела и сугубо практическое значение. Мы опробовали на ней международные стандарты проведения такого рода форумов применительно к тогдашней советской действительности. Приобретённый тогда опыт находится на вооружении нашего Союза и поныне.

      Я сознательно взял для примера самую масштабную, самую сложную во всех отношениях конференцию – советско-американскую, чтобы показать, что может на деле неправительственная организация, какова может быть её роль в осуществлении даже такого грандиозного проекта, каким был советско-американский форум.

     На этом примере наглядно видно, какими могут и должны быть взаимоотношения неправительственных организаций и высшего политического руководства страны.

     Но это было только начало. До разрушения СССР оставалось ещё 13 месяцев. За это время наш Союз успевает провести ещё три крупные международные акции: Первый советско-германский семинар по актуальным проблемам современного правосудия (март 1991 года); международную научно-практическую конференцию «Проблемы совершенствования сельскохозяйственного законодательства в СССР и странах Восточной Европы в условиях регулируемого рынка» (апрель 1991 года); крупномасштабную международную конференцию «Право и европейское сотрудничество» (октябрь 1991 года). В это же время Союз юристов сполна использует представленную ему возможность участия в формировании Высшего законодательного органа страны; направляет делегации Союза в КНР, Великобританию и Японию; оказывает финансовую поддержку проекту создания памятника выдающемуся русскому юристу Анатолию Фёдоровичу Кони; активно содействует выходу в свет «пилотного» номера юридической газеты – издания Союза юристов СССР.
Вы спрашивали меня, что из опыта Союза юристов СССР могли бы взять нынешние неправительственные организации юристов, отвечаю: всё или почти всё.

     – После разрушения СССР в одночасье прекратили существование практически все общесоюзные общественные организации. Как в этой ситуации удалось сохранить Союз, как удалось, наконец, просто выжить?

      – Вы затронули вопрос, отвечать на который даже сейчас, по прошествии почти двадцати лет, эмоционально очень тяжело.

    Разрушение СССР это не только общенациональная трагедия, это и личная трагедия миллионов людей ещё вчера единой страны, в одночасье превратившихся в иностранцев.

      Произошёл разрыв экономических, культурных, да и просто человеческих связей, произошёл исход сотен тысяч людей из мест, которые ещё вчера они называли своей Родиной. Таков далеко не окончательный итог той вселенской драмы, которая называется распад СССР.

      В этой обстановке в январе 1992 года собрался внеочередной чрезвычайный пленум Союза юристов СССР. Предстояло оценить последствия этой трагедии для Союза юристов СССР и решить его дальнейшую судьбу.

    Выбор у Пленума был невелик: либо Союз юристов повторяет трагическую судьбу СССР и прекращает своё существование – это был самый простой и лёгкий путь, по которому пошли по существу все общесоюзные общественные объединения, либо мы решительно идём на преодоление разрушительных тенденций и изоляционизма, сохраняем Союз, изменив его правовой статус, организационную структуру, формы и методы деятельности, и в этом новом качестве уже обновлённый Союз выступает собирателем и объединителем представителей юридической профессии и их общественных объединений на постсоветском пространстве.

       Был выбран второй, в тех условиях наиболее трудный путь – путь сохранения Союза юристов. За него единогласно проголосовали все члены Центрального Совета, а также председатели или лица, их замещавшие, всех 12 Союзов юристов бывших республик СССР, ставших независимыми государствами.

        Для принятия такого решения от членов Центрального Совета, руководителей союзов юристов бывших союзных республик требовались принципиальность и, если хотите, мужество. В то время, как помнят многие, идея «ненавистного центра» буквально витала в воздухе. И вдруг предлагается вновь всех объединить в организацию, штаб-квартира которой в Москве, в том самом «ненавистном центре».

      И вот в такой обстановке, вопреки различным влияния и давлениям, было принято поистине историческое для юридической общественности решение: Союз юристов сохранить, изменив его правовой статус, организационную структуру и название. Мы помним всех, кто принимал это решение, и будем помнить их, пока будет жить Союз.

     В результате принятого решения юридическое сообщество получило обновлённый Союз. И так как в его состав вошли союзы юристов независимых государств, то он обрёл статус международного неправительственного объединения. Обновлённый Союз стал правопреемником Союза юристов СССР.
С января 1992 года наш Союз становится Союзом союзов и ассоциаций юристов. Полное его название

      – Международный союз общественных объединений юристов. Его сокращённое название – Международный союз юристов.


      Принципиальное значение имеет и то, что, войдя в состав Международного союза юристов, союзы юристов независимых государств передали ему часть своих полномочий. В Уставе Международного союза юристов чётко определены права вошедших в него союзов и ассоциаций юристов, их обязанности и ответственность за невыполнение Устава и принимаемых руководящими органами Союза решений.

      Сегодня Союз объединяет 45 неправительственных юридических организаций 12 стран. В свою очередь представители нашего Союза входят в состав руководства 7 международных неправительственных организаций юристов на уровне президентов, вице-президентов, членов правлений, исполкомов и советов.

      – Сохранение Союза и его востребованность – это две стороны одной медали. Одно не существует без другого. О тех усилиях, которые были предприняты по сохранению Союза и которые увенчались успехом, Вы сказали. А как обстояло и обстоит дело с его востребованностью? И что вообще значит быть востребованным применительно к вашему Союзу?

    – Скажу откровенно: добиться востребованности Союза оказалось куда сложнее, чем его сохранения. И это при том, что обновлённый Союз вместе с правопреемством получил неплохой задел в виде великолепного старта, который Союзом юристов СССР был взят буквально с первых дней своего существования, опыта проведения крупномасштабных международных форумов и того авторитета, который Союз юристов СССР уже обрёл к январю 1992 года во всех регионах Советского Союза и в мире.

      Конечно, приобретённый опыт и завоёванный авторитет можно было в два счёта растерять, если бы мы пошли туда, куда нас приглашали политические зазывалы. Но наш Союз и тогда, и в последующие годы оставался, прежде всего, профессиональной общественной организацией. Мы никогда не принимали участие в политических играх, разного рода разборках и сомнительных шоу, избирательных кампаниях на стороне определённых политических сил. Для нас единственным критерием оценки любых действий, поступков служит только закон.

      И если мы не только не растеряли полученные с правопреемством достижения, опыт и авторитет, а где-то преумножили их, то я бы назвал это первым и необходимым условием востребованности Союза.

      Второе. Свою востребованность Союз должен подтверждать делами, каждым днём своего существования. И не всегда эти дела в масштабах организации могут быть сколько-нибудь заметными, значительными и важными. Но для отдельного, конкретного юриста, обратившегося к нам, такие дела всегда значимы и важны: будь это оказание содействия и помощи в устройстве на работу или определении на учёбу, лечении, размещении в гостинице и множество других каждодневно возникающих вопросов. А разве не о востребованности Союза свидетельствует потребность юристов звонить или бывать в нём, советоваться или просто общаться с коллегами. Обстоятельства сложились так, что с самых первых дней существования нашего Союза в нём на постоянной основе стали работать люди, беззаветно преданные его идеалам, обладающие умением, а лучше сказать, даром привлекать к себе других людей. Благодаря усилиям этих сотрудников и их общественных помощников Союз для многих юристов стал поистине родным домом.

       Третье. Быть востребованным – это значит быть нужным и полезным обществу и людям. Но для того чтобы добиться этого, надо чётко улавливать проблемы, с которыми общество сталкивается сегодня или может столкнуться завтра, и предлагать возможные пути их решения. Но в этом случае, как Вы понимаете, речь уже идёт о другом уровне востребованности Союза.

     Приведу некоторые примеры на этот счёт.

      Возьмите проблемы коренных малочисленных народов. Кто не знает, насколько по-прежнему тяжёлым продолжает оставаться социально-экономическое и политическое положение этих народов. Учитывая это, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1993 год Годом коренных народов мира. Требовалось проведение крупной международной акции для привлечения внимания широких кругов мировой общественности к проблемам этих народов. Наш Союз решил такую акцию провести. В итоге мы оказались единственной международной организацией, которая обратилась к правовым аспектам свободного развития коренных малочисленных народов на уровне крупномасштабной международной конференции.

       В работе конференции участвовали представители 46 государств. Высокую оценку конференции дала 48-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Текст обращения нашей конференции «К парламентам и правительствам стран мира» был распространён среди участников Ассамблеи в качестве официального документа. Было также поддержано предложение нашей конференции об объявлении Десятилетия коренных малочисленных народов (1993–2003 гг.).

      Возьмём другой пример. Наш Союз провёл в 2003 году крупнейший международный юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век».

     Почему мы обратились к этой теме? Наш предварительный анализ этой проблематики показал: несмотря на то, что по вопросам глобализации на тот период уже было сказано и опубликовано немало, тем не менее, в числе наиболее дискуссионных всё ещё оставались вопросы о том, что есть глобализация, в каком соотношении она находится с другими мировыми процессами, каковы её краткосрочные и стратегические последствия.

     Но особенно нас интересовали правовые аспекты глобализационных процессов.

      Выяснилось, что это вообще нетронутый пласт. Стало ясно, что если мы проведём Московский международный юридический форум, то на нём по существу впервые будут обсуждены юридические проблемы эпохи глобализма.

     Мы организовали этот форум. В его работе приняли участие представители 22 стран, 7 международных организаций, 15 национальных неправительственных организаций. Последующие события показали, насколько своевременным был этот форум и сколь полезны оказались его рекомендации.

      Я мог бы назвать и другие международные акции, организатором которых был Союз. Всего за 21 год существования Союза их проведено 32. Понятно, что это не могло бы быть сделано, если бы Союз не был востребован.

      О востребованности Союза свидетельствуют и его многолетняя работа по правовому обучению различных категорий граждан, изучению нового законодательства, прежде всего регулирующего сферу предпринимательства.

      – С тех пор как Союз юристов обрёл новый правовой статус и стал Международным союзом общественных объединений юристов, прошло уже 19 лет. Насколько изменились задачи, основные направления, формы и методы его деятельности?

      – Я уже называл пять задач и основных направлений деятельности Союза, которые были актуальны в 1989 году и не потеряли своей актуальности сегодня. Это, конечно, не значит, что за эти годы они не претерпели изменений. И поскольку Вы спрашиваете, насколько они изменились, то я хотел бы показать эти изменения на примере трёх задач Союза: в сфере законотворчества, правосудия и юридического образования.

     Деятельность Союза по осуществлению этих трёх, как и всех остальных, задач делится на два периода: советский (1989–1992 гг.) и постсоветский (с 1992 г. по настоящее время).

     Возьмём сферу законодательной деятельности. Какие вопросы решал здесь Союз юристов в советский период? Прежде всего, Союз и его представители участвовали в подготовке законопроектов. В частности, Союзом был подготовлен проект Закона СССР «Об общественных объединениях» (от 09.10.1990 г. № 1708-1). Союз активно участвовал в формировании высшего законодательного органа страны, правовом информировании депутатского корпуса.

       С прекращением существования СССР и образованием на его пространстве новых независимых государств Союз юристов, став уже международным, не мог решать эти вопросы как прежде. Иначе пришлось бы вторгаться в сферу деятельности ассоциаций и союзов юристов новых государств.

      Спрашивается, что же тогда осталось за Международным союзом юристов, какие вопросы на этом направлении он решает? За ним, прежде всего, оказание практической помощи союзам и ассоциациям юристов в осуществлении законотворческой деятельности, главным образом, её научное обеспечение. Возможностей привлечения для этого научного потенциала у Международного союза юристов несравненно больше, чем у какой-либо другой организации на постсоветском пространстве. Здесь Международный союз юристов опробовал и использует весь арсенал форм: конференции, семинары, круглые столы, консультации, обсуждение законопроектов, проведение общественных экспертиз законопроектов и многое другое.

    Можно привести два примера на этот счёт.

      Пример первый. В связи с подготовкой к вступлению Азербайджана в Совет Европы наш Союз подготовил заключение на предмет соответствия законодательства этой страны европейским правовым стандартам, нормам международного права. В ноябре 2000 года это заключение было передано Председателем Международного союза юристов Президенту Азербайджанской Республики Гейдару Алиеву.

      Пример второй. В последнее время в странах СНГ проводится значительная работа по совершенствованию гражданского законодательства. В связи с этим в сентябре 2009 года в Ереване, Республика Армения, проведена научно-практическая конференция по проблемам совершенствования гражданского законодательства в странах СНГ. Организаторами конференции выступили Международный союз юристов и Союз юристов Республики Армения. С основными докладами на конференции выступили учёные, государственные деятели Армении, Беларуси, Казахстана, России.

       О чём говорят эти примеры? Они, во-первых, характеризуют содержание и формы деятельности Союза в постсоветский период и, во-вторых, показывают: то, что сделал Международный союз и в первом, и во втором случае, союзу юристов отдельного государства было бы сделать весьма затруднительно.

      Обратимся к сфере правосудия. Совершенствование правосудия, осуществление судебной реформы в стране учредительный съезд определил как одно из важнейших, стратегических направлений деятельности Союза юристов СССР.

      Во исполнение этого решения съезда уже через месяц, в июле 1989 года, в Союзе юристов была создана рабочая группа из числа членов нашего Союза по разработке проекта концепции судебной реформы в СССР. Руководителем группы был утверждён член Центрального совета Союза юристов СССР, председатель Верховного Суда  Казахской ССР Тамас Калмухамбетович Айтмухамбетов.

      Подготовленный рабочей группой проект концепции было решено обсудить на первом Советско-Германском семинаре по актуальным проблемам современного правосудия, который состоялся в марте 1991 года.

       Организаторами семинара выступили Союз юристов СССР и Союз судей Федерального Верховного суда Германии. Семинар, который шел пять дней, всецело был посвящен обсуждению концепции судебной реформы в Советском Союзе. Это была своего рода советско-германская экспертиза важнейшего для правосудия в СССР документа. Наряду с советскими докладчиками выступили 11 судей Федерального Верховного суда Германии.

        По общему признанию разработчиков концепции, Советско-Германский семинар оказал им существенную помощь.

        В постсоветский период Международный союз юристов сосредоточился, прежде всего, на научном обеспечении проводимых в СНГ судебных реформ, ознакомлении судебных органов, союзов юристов с опытом реформирования судебных систем и осуществления правосудия в других странах. Основной формой работы Международного союза юристов планировалось сделать уже упоминавшийся мною Советско-Германский семинар по актуальным проблемам современного правосудия. Однако к тому времени его судьба ещё не была решена.

         Учитывая, что Советско-Германский семинар уже на стадии его подготовки рассматривался как прорывная акция в развитии широких деловых связей и сотрудничества юристов двух стран, Международный союз юристов и Союз судей Федерального Верховного суда Германии принимают совместное решение: «Семинар по проблемам правосудия продолжать, придать ему статус международного и считать его постоянно действующим».

       В результате на сегодняшний день проведено 17 семинаров и одна конференция: 7 семинаров состоялось в России, 5 – в Германии, 2 – в Армении, по одному семинару в Белоруссии, Казахстане, Люксембурге, конференция проведена в Украине.

       17-й международный семинар по проблемам правосудия проведен с 23 по 28 сентября 2010 года в г. Делижане, Республика Армения. 18-й семинар планируется провести в сентябре 2011 года в столице Азербайджанской Республики г. Баку.

     По общему признанию международный семинар по актуальным проблемам правосудия является одной из наиболее эффективных форм обмена опытом в сфере правосудия стран СНГ, Германии, Европейского суда по правам человека, Международного уголовного суда.

       Если самостоятельная судебная власть на пространстве СНГ в основном состоялась, то есть в этом определенная заслуга и семинара. Наша работа в сфере правосудия, как в рамках семинара, так и вне его, способствовала и способствует европейской интеграции, она приблизила нас к пониманию единого европейского правового пространства как политико-правовой реальности наших дней.

      Третья задача, поставленная перед Союзом юристов Учредительным съездом, – содействие совершенствованию юридического образования, повышению качества юридических кадров.

      Хочу напомнить читателям журнала, что наш Союз в соответствии с решением Учредительного съезда ровно через месяц после своего создания на уже упоминавшемся Пленуме Центрального совета в июле 1989 года принял решение о подготовке проекта «Концепции развития юридического образования в СССР на 1990–2000 годы». Была создана рабочая группа во главе с заместителем председателя Союза юристов СССР, деканом юрфака МГУ им. М.В.Ломоносова М.Н.Марченко. Эта работа велась совместно с Минвузом СССР.

      В декабре 1989 года второй пленум Центрального Совета Союза юристов СССР проект концепции в основном одобрил, и дальнейшая его доработка с участием представителей Союза юристов проходила в Минвузе СССР. К моменту разрушения СССР работа над концепцией была завершена, но по известным причинам реализация её проходила уже в новых независимых государствах, и здесь та работа, которую выполнял на этом направлении Союз юристов СССР, связанная с подготовкой концепции, нормативных актов по её реализации, перешла к союзам и ассоциациям юристов этих государств.

      Что касается Международного союза юристов, то он не устранился от работы в сфере юридического образования. Им были определены новые направления деятельности, соответствующие его новому правовому статусу, а также формы и методы своего участия в совершенствовании юридического образования.

      На первое место выходит оказание союзам и ассоциациям юристов научно-методической, консультационной помощи, обобщение и организация обмена опытом работы в сфере высшего юридического образования.

       В этом плане первой крупной акцией стало проведение Международным союзом юристов в июне 2000 года в Санкт-Петербурге международного семинара по проблемам юридического образования на постсоветском пространстве.

      Интерес к семинару был исключительно велик. В Санкт-Петербург съехались председатели всех союзов и ассоциаций юристов, ректоры государственных юридических институтов, деканы юридических факультетов стран Содружества и субъектов Российской Федерации. На семинаре впервые после образования СНГ подводились итоги реализации идей и положений концепции в странах Содружества, состоялся широкий обмен опытом подготовки юридических кадров.

     Второй международный семинар по проблемам Высшей юридической школы состоялся в конце июня – начале июля 2008 года в г. Харькове. Его проводил Международный союз юристов совместно с Харьковской областной организацией Союза юристов Украины, Президиумом Академии правовых наук Украины и Национальной юридической академией Украины им. Ярослава Мудрого. Центральным на семинаре был вопрос, касающийся присоединения ряда стран СНГ к Болонскому процессу, перехода на двухуровневую систему юридического образования. Изменения на данном направлении деятельности Союза, может быть, более наглядно видны, чем на других направлениях.

       Если в 1989 году самым острым вопросом на учредительном съезде  был вопрос нехватки юристов, то сейчас все громче говорят об их переизбытке. Хотя на самом деле высококвалифицированные юристы и сейчас в большом дефиците. Отсюда качество подготовки юридических кадров. Этим озабочены государственные органы, общественные объединения юристов стран Содружества. Заслуживает одобрения и поддержки та работа по повышению качества юридического образования, которую проводит, например, Ассоциация юристов России.

       В поддержку инициативы этой Ассоциации по вопросу повышения качества юридического образования Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» от 26 мая 2009 года.

       Наш союз будет оказывать всемерную помощь и поддержку своим членским организациям, высшим юридическим учебным заведениям в совершенствовании системы юридического образования, повышении качества подготовки специалистов.

       Возвращаясь к существу Вашего вопроса относительно изменений в содержании задач и основных направлений деятельности Союза, я хотел бы ещё раз заметить, что всякий раз, когда такие изменения происходили, Союзу приходилось обновлять либо находить новые формы и методы своей деятельности, чтобы наилучшим образом эти изменившиеся задачи выполнить. При этом наиболее кардинальные изменения, как мы видели на примере трех задач, произошли при переходе от советского к постсоветскому периоду деятельности Союза.

      Именно в этот переходный период происходят основные изменения во взаимоотношениях Международного союза и его членских организаций, прежде всего, союзов и ассоциаций юристов новых независимых государств.

      После того как наш Союз стал фактически Союзом союзов и ассоциаций, очень важно было выявить специфику деятельности нового общественного образования. Это было тогда и остается сейчас одной из принципиальных задач, поскольку в состав Союза входят ассоциации и союзы, полностью независимые во всех вопросах своей деятельности. Наш Союз не может, например, принять обязывающее решение в отношении любого союза, входящего в его состав, принимаются только те решения, с которыми согласны все. Я думаю, что именно в этом, и,  может быть, прежде всего в этом, заложен самый глубокий корень демократизма нашей организации на деле.

       В практическом плане выстраивание отношений с ассоциациями и союзами, входящими в Международный союз юристов, – это самое важное и самое сложное в деятельности тех, кто стоит у руководства Союза и его членских организаций. На это не надо жалеть ни времени, ни сил.

       За прошедшие годы общими усилиями нам удалось выстроить гармоничные отношения с входящими в Международный союз ассоциациями и союзами. В основе этих отношений взаимное уважение, учёт взаимных интересов, взаимопомощь и поддержка.

       Второе, без чего трудно рассчитывать на выстраивание гармоничных отношений между Международным союзом юристов и его членскими организациями, это умелый, тщательно продуманный подбор вопросов, проблем для рассмотрения на проводимых Союзом мероприятиях. Это должны быть такие вопросы и такие проблемы, чтобы в их обсуждении и принятии по ним решений были заинтересованы все или большинство союзов и ассоциаций. Тогда будет интересно, а главное, будет польза от таких обсуждений и решений.

     Самый наглядный в этом отношении пример – те задачи и основные направления, о которых мы только что говорили. Потому-то они актуальны и востребованы все годы, что в них заинтересованы все ассоциации и союзы.

      – В документах и материалах вашего Союза, особенно последнего времени, чётко прослеживается линия на усиление внимания к проблемам СНГ. Если взять основные направления деятельности Союза на предстоящие пять лет, принятые V съездом в июне 2009 года, то там в 5 пунктах из 13 речь идёт именно об этом. Как бы Вы могли это прокомментировать? Чем вызвано это повышенное внимание к столь проблемной организации, которую не очень-то жалуют печатные и электронные СМИ?

      – Судя по вопросам, Вы основательно поработали с документами и материалами нашего Союза, и я благодарен Вам за это. Не скрою, мне приятно слышать содержащуюся в Вашем вопросе положительную оценку проявляемого Международным союзом юристов внимания к СНГ и его проблемам. Не соглашусь с Вами только в том, что Союз, как Вы говорите, усилил внимание к проблемам СНГ «особенно в последнее время».

      В действительности дело обстоит так, что все годы после образования СНГ отношение Международного союза юристов к Содружеству было стабильно ровным, если быть более точным, то постоянно пристальным. Наш Союз неизменно проводит курс на оказание всемерного содействия интеграции, сотрудничеству и дружбе народов стран Содружества Независимых Государств. Мы рассматриваем это как один из важнейших приоритетов своей деятельности.

     Вы спрашиваете, чем вызвано повышенное внимание Международного союза юристов к столь проблемной, как Вы говорите, организации, какой является СНГ, которую якобы не очень-то жалуют печатные и электронные СМИ?

      Начнем с последней части вопроса. Если печатные и электронные СМИ не очень жалуют СНГ, то это уже проблема этих СМИ, а не СНГ.

       Относительно «проблемности СНГ». СНГ как региональная международная организация, по моему мнению, проблемна настолько, насколько проблемными были условия её создания и насколько проблемными являются условия её двадцатилетнего функционирования.

        Что касается существа вопроса – повышенного, как Вы говорите, внимания Международного союза к СНГ и его проблемам, то на самом деле так и есть, и определятся это, прежде всего, тем, что Содружество Независимых Государств не абстракция. За ним миллионы людей, судьбы которых для каждого честного человека, для каждой ответственной организации, где бы они ни находились и чем бы они ни занимались на пространстве бывшего СССР, не могут быть безразличными. Зайдите в Интернет, почитайте и послушайте, что говорят те, кому сегодня ещё не исполнилось 18. Там конкретно моему поколению предъявляется счёт за потерянную страну, за разрушенную великую державу.

        Что может быть платой по этому счету? Такой платой, хотя и не совсем равноценной потерям, является Содружество Независимых Государств. И кто бы как ни оценивал его СНГ сегодня, это геополитическая реальность современного мира. Но Содружество может и должно стать геоэкономической реальностью, одним из самых мощных экономических союзов современной истории. Таким, каким оно виделось нам в 1992 году. Достаточных оснований для этого у Содружества больше, например, чем у того же Евросоюза.

       Содружество объединяет 2/5 территории Евро-Азиатского континента, 279 млн. человек, 1/4 всех мировых природных ресурсов. Еще не до конца утрачено и такое преимущество, как сложившаяся в советское время специализация и тесная кооперация национальных экономик бывших республик СССР, общность исторического развития этих стран, наличие общего языка межнационального общения, а также наличие такого основания, о котором меньше всего говорят и пишут, как общее культурно-психологическое единство народов бывшего СССР, которое еще не утрачено до конца. Известно, что в ЕС идея «Единой Европы» оказалась труднодостижимой, что и привело к провалу процесса ратификации Конституции Европы.

       Сегодня все большее число людей приходит к осознанию того, что через экономическую интеграцию в рамках Содружества возможно реальное улучшение их благосостояния.

     По данным авторитетных исследований российских экономистов, в случае укрепления экономических связей в СНГ темпы экономического роста, например, в России будут значительно выше, чем при ориентации на другие страны.

      В этом смысле трудно переоценить значение  созданного год назад Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и создание в его рамках в декабре 2010 года Единого экономического пространства, которое полноценно начнет функционировать с 1 января 2012 года. Что в результате этого мы получили? Мы получили, по сути дела, одну страну в 170 миллионов человек. Мы получили свободное движение товаров, капиталов, услуг, людей, отсутствие таможен. Но главное – это «политическая интеграция, безопасность, защита друг друга, которые начинаются с экономики и базируются на ней».

      Это лишь некоторые аргументы в пользу неизменно проводимой нами линии на всемерное содействие сохранению и дальнейшему укреплению СНГ.

   – Могли бы Вы провести конкретные примеры содействия Союза развитию и совершенствованию СНГ?

     – Получилось так, что наш Союз оказался первой неправительственной организацией, поддержавшей Содружество. Произошло это менее чем через месяц после подписания соглашения о создании СНГ.


       Эта поддержка была выражена публично, на Пленуме Центрального совета Союза юристов, на заседании которого кроме членов Центрального совета присутствовали представители юридической общественности 14-ти бывших республик Советского Союза.

      Центральный Совет на обсуждение Пленума вынес вопрос «Об участии Союза юристов в создании надлежащей правовой базы СНГ».

     Мы исходили из того, что без эффективной правовой базы невозможно ни экономическое, ни валютно-финансовое, ни информационно-образовательное, ни гуманитарное пространство. По большому счёту, без надлежащей правовой базы не может быть решён ни один вопрос.

      По обсуждавшемуся вопросу Пленум принял развернутое постановление, в котором определил меру участия Союза в создании правовой базы Содружества и формировании единого правового пространства СНГ.

     Готовность Союза юристов оказать содействие Содружеству Независимых Государств на одном из ключевых направлений его деятельности имела, по оценке тогдашнего руководства СНГ, особое значение – это была больше чем поддержка.

       Сегодня, в год 20-летия Содружества в числе его бесспорных достижений можно назвать созданный, юридический оформленный и реально действующий правовой фундамент СНГ. Именно этот правовой фундамент «скрепляет», если можно так выразиться, суверенные государства в Содружество.

       В качестве примера содействия Международного союза юристов Содружеству в правовой сфере можно назвать и ту конкретную аналитическую работу Союза, которую он проводит по определённому перечню компонентов и проблем общего права СНГ. Это, в частности, вопросы правовой природы и правового статуса СНГ; вопросы, относящиеся к соглашениям по созданию СНГ; Устав СНГ в контексте его совершенствования; межгосударственные договоры и соглашения в рамках СНГ; модельное законодательство; вопросы соответствия внутреннего национального законодательства государств Содружества международно-правовым актам и актам самого Содружества; вопросы исполнения принимаемых органами Содружества решений.

      Позиция Международного союза юристов по всему перечню названных компонентов и проблем изложена в докладе председателя Международного союза юристов на международной научно-практической конференции по вопросам дальнейшего развития СНГ, состоявшейся в Минске 5–6 октября 2006 года.

      Особое место в том, что касается содействия Международного союза юристов развитию СНГ, занимает многоплановая и продолжительная по времени работа Союза по подготовке предложений к проекту дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. В общей сложности работа продолжалась больше года. Дважды проект предложений рассматривался на заседаниях Координационного совета. И только 14 марта 2007 года Координационный совет уже на своем третьем заседании одобрил предложения к проекту концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и направил их в Исполком СНГ.

       В процессе работы над предложениями к концепции Союз совместно с заинтересованными организациями подготовил и издал в 2006 году книгу «СНГ, Россия и Европа», в которой представлены новые концептуальные подходы к сохранению и развитию СНГ. Выводы и положения, содержащиеся в этой книге, были учтены и максимально использованы на завершающей стадии работы над предложениями к концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств.

       В связи с 20-летием Содружества Независимых Государств Совет глав правительств Содружества на своем заседании 21 мая 2010 года в г. Санкт-Петербурге одобрил план мероприятий, посвящённых этой дате. Международный союз юристов примет непосредственное участие в ряде мероприятий этого плана: в частности, в «неделях СНГ», которые будут проведены в государствах – участниках Содружества; международной научно-практической конференции «20 лет Содружества Независимых Государств»; в форуме лидеров бизнеса государств – участников СНГ и Бакинском инвестиционном форуме государств – участников СНГ.

– Завершился 2010 год. Какие мероприятия ушедшего года были для вашего Союза наиболее значимыми?

       – 2010 год был годом юбилеев. Три страны СНГ: Азербайджан, Армения и Казахстан – отметили 15-летие принятия основных законов – конституций своих государств.

       Наш Союз и его членские организации 15 лет назад активно участвовали в составе комиссии, рабочих групп в подготовке проектов конституций, в том числе и тех стран, которые я назвал. Поэтому мы в Союзе с благодарностью приняли приглашение разделить с друзьями и коллегами радость торжества по случаю юбилеев и воспользовались этими приглашениями. Юбилейные мероприятия в этих странах сопровождались проведением весьма интересных и содержательных международных юридических форумов и научно-практических конференций по проблемам конституционного строительства. На всех этих мероприятиях был представлен доклад Международного союза юристов.

       Особо хотел бы выделить событие, которое произошло на международном юридическом форуме в Астане – столице Республики Казахстан. На открытии форума в присутствии всех участников и гостей состоялось вручение Президенту Республики Казахстан Н.А.Назарбаеву Высшей юридической премии «Фемида» 2010 года. Этой престижной премии Нурсултан Абишевич Назарбаев удостоен Попечительским Советом Высшей юридической премии «Фемида» по представлению Международного союза юристов «за особый личный вклад и развитие институтов правового государства».

       В 2010 году 20-летние юбилеи отметили две весьма авторитетные творчески работающие все эти годы членские организации Международного союза юристов: Белорусский Республиканский союз юристов  и Союз юристов Самарской области.

      Прошедший год – это год двух очень важных визитов делегаций Международного союза юристов: визит делегации в Республику Сербскую по приглашению Президента этой Республики, Президента Ассоциации юристов страны, академика, профессора, доктора юридических наук Райко Кузмановича и визит в Китайскую Народную Республику по приглашению Китайского юридического общества в год 20-летия установления отношений между нашими двумя организациями.

        Знаковым событием прошедшего года стал 2-й Международный форум судейского сообщества, состоявшийся в Минске и организованный членской организацией Международного союза юристов – Белорусским Республиканским союзом юристов. Форум был посвящён обсуждению судебной защиты прав в современных экономических условиях. В его работе участвовали руководители судов и судьи высших экономических арбитражных, хозяйственных и верховных судов, судов Европы, Азии, Латинской Америки, а также представители 7 международных и национальных государственных и неправительственных организаций. С докладом на форуме выступил председатель Международного союза юристов.

       И хотя я уже называл 17-й международный семинар по актуальным проблемам современного правосудия, который состоялся в г. Делижане Республики Армения, упомяну его ещё раз. Это был уже второй семинар в таком формате и такого уровня, проведённый в Армении. И в первом, и во втором случае его организаторы порадовали не только содержательными докладами и выступлениями, интересной дискуссией, но и как всегда впечатляющей культурной программой. Участники семинара побывали на чудо-озере «Севан», посетили духовный центр Армян Эчмиадзинский Монастырь, встретились с главой Армянской Апостольской церкви Каталикосом всех армян Гарегином вторым.

       В последнее время наш Союз ежегодно проводит крупные международные мероприятия в правовой столице Украины городе Харькове. Прошедший год не стал в этом отношении исключением. Там мы провели международную конференцию по весьма актуальной сегодня теме «Права человека: Международное и национальное правовое измерение».

      Как и всегда харьковчане порадовали весьма познавательным и интересным послеконференционным туром, на этот раз по Полтавской области. Участники конференции посетили родовое имение Н.В.Гоголя, Государственный большой историко-культурный заповедник «Поле Полтавской битвы», побывали на «Хуторе близ Диканьки».

     – Уважаемый Андрей Адамович, какие пожелания Вы хотели бы высказать в адрес читателей и авторов нашего Евразийского юридического журнала?

     – Хотелось бы выразить искреннюю благодарность редакционному совету и редакционной коллегии ежемесячного научного и научно-практического журнала за внимание, проявленное к Международному союзу юристов, и предоставленную возможность на страницах журнала рассказать о Союзе, его истории, его делах и проблемах. Надеемся на взаимно полезное творческое сотрудничество с Евразийским юридическим журналом.

Искренне желаю успехов вашему журналу в консолидации юридического сообщества, повышении его роли в формировании общего правового пространства СНГ, развитии сотрудничества и дружбы народов.

– Большое спасибо.

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях