№ 4 (83) 2015г.
G.M. Velyaminov: ABOUT TIME AND ABOUT HIMSELF
Interview with Dr of Law, professor, chief researcher of the Institute of State and Law of the RAS Velyaminov George Mikhailovich
Визитная карточка:
Георгий Михайлович Вельяминов — доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук.
Родился 5 марта 1925 г. Участвовал в Великой Отечественной войне, в битве за Днепр и в Корсунь-Шевченковской операции. Был дважды ранен, награжден орденом Отечественной войны I ст., медалью «За отвагу» и шестнадцатью другими государственными медалями (включая две украинские); Почетным знаком и Дипломом Торгово-промышленной палаты РФ, медалью Ассоциации международного права памяти Г. И. Тункина. В июне 2014 г. удостоен благодарности Президента РФ В. В. Путина за многолетний труд на благо России в гуманитарной сфере.
В 1949 г. окончил с отличием Институт внешней торговли Минвнешторга СССР в Москве. В 1949-1952 и 1957-1960 гг. работал старшим юрисконсультом, затем специальным корреспондентом от Научно-исследовательского конъюнктурного института при Торгпредстве СССР в Швеции. Служил в Договорно-правовом управлении, в Главном таможенном управлении, в Управлении западными странами Минвнешторга. С 1963 по 1988 г. — эксперт в Секретариате Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Службу в государственных учреждениях и в международной организации (СЭВ) постоянно сочетал с научной работой, публикуя многочисленные научные статьи, а также защитив диссертации по международному праву: кандидатскую на тему «Конференция ООН по торговле и развитию и правовое урегулирование международной торговли» (1970 г.) в Институте государства и права АН СССР и докторскую на тему «Правовое регулирование социалистической экономической интеграции» (1981 г.) в Московском государственном институте международных отношений. С 1980-х гг. читал лекции в этом же институте, а также в других вузах. В 1989 г. решением Государственного комитета СССР по народному образованию присвоено ученое звание профессора по кафедре международного права.
Г. М. Вельяминову принадлежит свыше 150 научных публикаций (ок. 350 п.л.), в том числе на английском, болгарском, венгерском, казахском, немецком и французском языках, включая и монографии: «Сборник нормативных документов для таможенных учреждений СССР», т. I и II (1957 г.); L'Afrique et le March 6 Commun (1963 г.); «Правовое урегулирование международной торговли» (1972 г.); «Социалистическая интеграция и международное право» (1982 г.); «Основы международного экономического права» (1994 г.); «Записки» (2002 г.); «Международное экономическое право и процесс» (2004 г.); «Тысяча лет на службе России» (2013 г.); «Международное право: опыты» (2015 г.). Ему принадлежат главы в учебниках «Международное право» (Дипакадемия, МГИМО, Институт государства и права, 1994, 1998, 2003, 2013 гг.); многочисленные научные статьи в ведущих юридических научных отечественных журналах, а также в зарубежных журналах Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Казахстана. В Интернете полностью опубликована и общедоступна книга Г. М. Вельяминова «Международное экономическое право и процесс».
Г. М. Вельяминов является первооснователем (с 1960 гг.) нового направления в отечественной науке — международного экономического права и процесса. Лидирующий исследователь и специалист в этой области. Ввел в научный оборот понятия рекомендательной нормы международного права, международной параорганизации, экстравертной и интравертной либерализации и т.д. Ему принадлежат научные разработки проблем международной правосубъектности, самоопределения народов, соотношения международного права и международного частного права, значения для России процесса глобализации и ее участия в ВТО и т.д.
Г. М. Вельяминову свойственен творческий поиск и обоснование органичных, в том числе концептуального характера, решений многих сложных теоретических правовых проблем, выходящих далеко за рамки российской науки. Он подвергает критике и до сего времени разделяемую многими правоведами в отечественной науке концепцию воли (волеизъявления) в качестве философско-социологической основы права. Непосредственным источником права Г. М. Вельяминов, со своей стороны, полагает «властную силу», а источник любых вообще имеющих социальное значение действий видит в так называемом интересе.
Круг научных исследований Г. М. Вельяминова весьма широк и включает общеисторические, социальные явления, такие как глобализация, религиозный фундаментализм, концепция экономического неолиберализма, многополярность мира (включая право), историческое значение российской государственности, и многие другие актуальные научные проблемы.
Г. М. Вельяминов последовательно и живо откликается на все перипетии международной жизни, в частности, остро реагировал рядом статей в прессе России и за рубежом, обосновывая полную правомерность предпринятых Россией действий в ответ на агрессию в 2008 г. Грузии. В 2014 г. он выступает с правовыми обоснованиями воссоединения Крыма с Россией.
Г. М. Вельяминов наряду с основным его профессиональным интересом — международным правом — является также высококвалифицированным цивилистом. В течение десятилетий состоит арбитром Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, а также участвует в Арбитраже при Московской ТПП; в Стокгольмском арбитражном институте.
Участвовал в многочисленных заседаниях высших органов СЭВ, органов ООН — ЮНКТАД, в международных научных конференциях.
Области основных научных интересов Г. М. Вельяминова: теория государства и права; международное право, включая международное экономическое право и процесс, а также международное инвестиционное право; международное частное право; международная торговоэкономическая политика; русская и европейская история и культура.
***********************************************************
— Уважаемый Георгий Михайлович, Вы, участник Великой Отечественной в ойны, сегодня, в канун 70-летия Победы советского народа над фашизмом, как оцениваете роль СССР в разгроме гитлеровской Германии? Какие чувства лично Вы, ветеран Войны, испытываете в преддверии 9 мая?
— Роль СССР в разгроме гитлеровской Германии, несомненно, была решающей. Это вынужден был признавать и такой заклятый «друг» СССР, как Уинстон Черчилль, который писал в 1945 г., что именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины и сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника (и это уже много позже открытия так называемого второго фронта в Нормандии).
Конечно, как патриот, я испытываю чувство сопричастности и радости от Победы. Но при этом в душу мою солдата-окоп- ника глубоко запали слова моего соратника по войне, крупного отечественного ученого-правоведа Сергея Сергеевича Алексеева о том, что существует некий ореол победы, а на самом деле война - это огромное потрясение, большое горе для всей страны, несчастье, нечеловеческие условия, в которых находились все наши войска. Советский Союз потерял в этой войне около 30 млн человек, больше, чем потеряли все государства, воюющие с обеих сторон, вместе взятые, включая и жертвы от так называемого холокоста!
Свои личные воспоминания о войне — «Солдатские мемуары», я оставил в своей книге «Тысяча лет на службе России» (Москва, «Старая Басманная», 2013 г.), а также и в Интернете на сайте http://iremember.ru/memoirs/pulemetchiki/velyaminov- georgiy-mikhaylovich.
— Вы, ученый и человек, проведший большую часть своей жизни в Советском Союзе, как оцениваете роль и значение советского периода в истории нашей страны?
— Советский период в жизни страны, по большому счету, я оцениваю со знаком «минус». История, как говорят, не терпит сослагательного наклонения, но все же полагаю, что страна достигла бы гораздо больших успехов и благосостояния, если бы многие годы и силы советской власти не были растрачены на химеры топорного построения «светлого коммунистического будущего» и не было в нашей истории ни окончившихся полным крахом насильственных социальных экспериментов; ни тотального подавления всякого «инакомыслия»; ни массовых репрессий — целенаправленного террора собственного народа; ни практики фактически «социального геноцида».
Я имею в виду, прежде всего, свирепую ликвидацию крестьянства «как класса» (между прочим, основного класса того времени в стране). Это так называемая «коллективизация», сопровождающаяся «раскулачиваниями», «расказачиваниями», «гладомором», массовыми ссылками на Север, в Сибирь целыми семьями ограбленных властью людей, «виновных» разве только в том, что могли производить товарный хлеб и не хотели отдавать его задаром! (Есть пронзительная повесть Василя Быкова «Облава» на эту тему). В результате крестьяне обращены были по сути в состояние полукрепостных батраков, без права самовольно покидать свои деревни... В стране же наступила эра постоянного продовольственного дефицита.
Масштабы социальной трагедии, людских потерь и страданий в ходе одной лишь кампании коллективизации сравнимы с холокостом. Последствия ликвидации крестьянства «как класса» ощутимы и до сих пор. Пахотные земли на просторах России наглядно зарастают сорняками и дачными поселками, а продовольствие везется из-за рубежа. Земля никак не обретет себе нового рачительного хозяина. Один лишь горький опыт рукотворной деградации нашего сельского хозяйства уже может служить грозным предупреждением против любых попыток идеализации достижений советского строя (между прочим, по существу никакой «советской» власти реально вообще не осуществлялось. Фактически за этой вывеской скрывались партократия и личная диктатура «вождя»).
— Как Вы тогда объясните наблюдаемую в обществе ностальгию по великой советской державе, по «твердой» руке?
— Текущие наши экономические и внешнеполитические осложнения и трудности (это особая тема) закономерно становятся благодатной почвой для всплеска неосталинизма: «Какая была великая держава! Какая Победа! Какие успехи в космосе!» и т.п. Но при этом умалчивается (а для многих, не переживших советскую эпоху, просто неведомо), какой ценой доставались все эти успехи, под каким чудовищным политическим и идеологическим прессом мы жили, рискуя в любой момент оказаться на каторге, на Колыме, всего лишь за неосторожно оброненное слово с критикой власти, за политический анекдот, просто по ложному доносу и т.д.
Умалчивается, что почти всю советскую эпоху, за исключением, разве, немногих лет НЭПа, были перманентные нехватки продовольствия. Мясо, колбаса, фрукты и т.п. даже в мирные времена были обычным дефицитом и чуть ли не роскошью. Городское население почти поголовно обитало в «коммуналках», а сельское — лишено было элементарных современных удобств. И мы все время по уровню благосостояния населения наглядно отставали от «гнилого» Запада!
У нас давно бытует шуточное «кредо»: «Лишь бы не было войны!» Добавлю: «И лишь бы не вернулась советская власть!»
— Но ведь имела место руководящая роль Сталина в Великой Отечественной войне?
— Наши огромные, несопоставимые с другими воюющими странами людские потери в войне (в том числе миллионы пленных!) коренились в вопиющей, преступно-халатной неподготовленности страны к явственно надвигавшейся войне; во внешнеполитической близорукости и самоизоляции страны; в преступной ориентации на сговор с нацистской Германией, включая прямое сотрудничество в 1939-1941 годах.
Победил в войне отнюдь не Сталин и не так называемый советский строй (как нам иногда все еще пытаются «втемяшить»), а сам народ — ценой чудовищных жертв и страданий, понесенных во многом как раз по вине некомпетентного руководства страной. Разумеется, и позитивно-организационные, и принудительно-карательные функции нашей власти (не в последнюю очередь, думается, и в интересах ее самосохранения) были задействованы в ходе войны. Но это — обычные функции любой власти во время войны, а не нечто неизменно героически- гениальное, творимое под «мудрым руководством» вождя.
— Прошло почти четверть века как после распада СССР было учреждено СНГ. Путь, пройденный СНГ, был чрезвычайно сложным и противоречивым, а временами и драматичным. Как Вы считаете, насколько эффективной оказалась его деятельность?
— СНГ изначально оказалось несостоятельным политическим проектом, ориентированным сперва лишь на сотрудничество трех стран (Россия, Белоруссия, Украина). Остальные постсоветские республики как бы «стихийно» подсоединились к СНГ лишь «на ходу». Участие же Украины в СНГ сразу оказалось по сути фиктивным и деструктивным. Верховная Рада Украины при ратификации учредительного Соглашения об СНГ «высыпала» оговорки (не принятые другими странами) чуть ли не к каждой статье Соглашения, а Устав СНГ Украина вообще так и не подписала.
Сотрудничество в рамках СНГ по многим причинам (это особая тема) не оказалось эффективным. Достаточно сказать: если бы оно было эффективным, зачем было бы создавать «вдогонку» ЕврАзЭС, ЕАЭС?
— В общемировом историческом контексте экономическая интеграция в евразийском пространстве происходит как закономерный процесс. Евразийская интеграция — стратегический выбор России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали ядром евразийской интеграции. По Вашему мнению, каков опыт, проблемы и тенденции евразийской интеграции?
— Так называемая евразийская интеграция ведет отсчет с 1995 года, с Соглашения о Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России, за чем последовали и иные многочисленные, но, к сожалению, не столь многозначимые и строго обязывающие соглашения, в т.ч. о создании ЕврАзЭС, ЕАЭС.
Если сравнивать соответствующие наши двадцатилетние интеграционные достижения с подобными же достижениями в рамках Западно-европейской интеграции за ее изначальный двадцатилетний период, начиная с 1956 года, то сравнение успешности опыта будет явно не в нашу пользу. Думаю, серьезной проблемой является всесторонняя диспропорция между странами-участницами нашей интеграции и связанная с этой диспропорцией недостаточная единая политическая воля стран-участниц в построении действительно общей экономики этих стран. В Евросоюзе тоже существуют соответствующие диспропорции. Но были найдены политические и правовые эффективные рычаги и способы обеспечения реальной взаимной выгоды от участия в интеграции и более крупных, и менее крупных государств. У нас такого механизма (имеется в виду, в частности, не консенсуальный, а обязывающий метод принятия текущих решений) не было выработано.
Перспективными представляются интеграционные усилия в рамках ШОС
— Международная экономическая интеграция — веление времени. В условиях глубокого кризиса мировой финансово-экономической системы интеграционные процессы приобретают еще большую значимость. Существует точка зрения, что в XXI веке центр региональной интеграции смещается к Востоку, в Азию, в том числе и на территорию стран Евразийского экономического союза. Так ли это?
— В развитие предыдущего тезиса о перспективах ШОС, думается, будущее за региональной азиатской интеграцией с участием ведущих азиатских стран, а также, естественно, и стран ЕАЭС. Наглядно центры тяжести развития мировой экономики постепенно смещаются в Азиатский регион и отчасти в Южную Америку.
— Договор о ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015 г. Он был подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 г. в Астане. Как Вы оцениваете роль Договора о ЕАЭС с точки зрения права международных договоров, являющегося отраслью международного публичного права?
— Договор о ЕАЭС, разумеется, являет собой полнозначный международный договор. Но, полагаю, дело не столько в юридическом качестве или в названии ЕврАзЭС или ЕАЭС и т.п., а в конкретных интересах и их обеспечении во взаимных обязательствах, налагаемых на страны-участницы. Проблема диспропорции их экономического, политического и т.п. веса и соответствующих эффективных методов принятия оперативных решений, очевидно, остается.
— Ни один интеграционный проект не встречает такого противодействия Запада как ЕАЭС. Согласны ли Вы таким утверждением?
— У меня нет понимания какого-либо особого противодействия проекту ЕАЭС со стороны Запада. Не думаю, что именно этот проект в его реальности сильно волнует Запад. Другое дело, если бы в ЕАЭС оказалась Украина. Именно эта геополитически знаковая перспектива и всколыхнула т.н. Запад, подвигла его, по сути, на ревитализацию «холодной войны».
— Уважаемый Георгий Михайлович, Вы — общепризнанный специалист в сфере международного экономического права (МЭП), Ваш Академический курс (Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс — М.: Волтерс Клувер, 2004) является у нас, юри- стов-международников, настольной книгой. Какую роль играет МЭП в регулировании международных экономических отношений на современном этапе?
— Международное экономическое право в современном мире играет, безусловно, первостепенную роль. Я совершенно согласен с мнением ведущего американского правоведа в этой области Джона Джексона: «...в широком смысле почти всё международное право можно было бы назвать международным экономическим правом, поскольку почти любой аспект международных отношений затрагивает, так или иначе, экономику».
К сожалению, в настоящее время еще нет в нашей отечественной доктрине четкого разграничения между, с одной стороны, международным экономическим правом (которое изначально мною всегда понималось и понимается как отрасль международного публичного права) и, с другой стороны, — международным частным правом, которое, в свою очередь, трактуется мною (кстати, как и в правоведении по всему свету) в качестве, в основе своей, отрасли (института) внутригосударственного (национального) права того или иного государства. А основной предмет регулирования такого международного частного права — разрешение международных юрисдикционных коллизий. Это понимание, между прочим, строго формально закреплено и в VI разделе Гражданского кодекса РФ, который и называется «Международное частное право».
В нашей же отечественной доктрине, однако, и по сей день в качестве рудимента советской правовой школы еще, по сути, торжествует понимание «международного частного права» как неопределенного, аморфного набора любых правовых норм, которые могут быть задействованы для регулирования каких-либо правоотношений с так называемым «иностранным элементом». По сути, такое «международное частное право» в его как бы «широком» понимании не имеет (что абсолютно присуще для любой действительно правовой системы) своего собственного четко очерченного «corpus juridicum», т.е. собственного специфического нормативного состава.
— В чем Вы видите корни такого особого понимания международного частного права в нашей доктрине?
— Корень этого «реликтного» понимания «расширенного» международного частного права гнездится в известном (и на время военного коммунизма справедливом) положении В. И. Ленина о том, что у нас в хозяйстве все публично-правовое, а не частное. И чтобы, с одной стороны, не входить в противоречие с В. И. Лениным, а с другой стороны, создать правовые условия для применения фактически частноправового характера норм к жизненно необходимым торговым сделкам советских предприятий с иностранными, и была в 1930 годы использована доктрина (И. С. Перетерский, С. Б. Крылов), но не просто о частном, а о международном частном праве, поскольку о таковом В. И. Ленин ничего «отменительного» не говорил.
И вот, до сих пор в наши учебники по «международному частному праву», кроме действительно изложения этого права, как оно обозначено в нашем действующем Гражданском кодексе, включается изложение регулирования всех самых разнообразных правоотношений с так называемым «иностранным элементом». Но ведь это по сути, могут быть отношения, подпадающие чуть ли не под все статьи Гражданского кодекса, Семейного кодекса и т.д. до бесконечности. И учебники так называемого «международного частного права» разбухают и превращаются практически во внесистемное изложение неких измышленных национальных или транснациональных (?) так называемых транспортных, коммерческих банковских, страховых, деликтных, валютных, трудовых и т.п. «международных прав». (Например, учебник «Международное частное право» под ред. Г. В. Петровой, 2011 г.).
Регулирование всех разнообразных деловых и т. п. международных частноправовых отношений действительно нужно и изучать, и излагать в образовательном процессе. Но совершенно неверно делать это под «шапкой» некого «международного частного права». Уместно же это было бы делать в специальной учебной дисциплине — отрасли правоведения (о чем писал еще Л. А. Лунц), которою правильнее обозначить как науку о транснациональных частноправовых отношениях. Эту идею я уже много лет и в печати, и в выступлениях пытаюсь продвигать. Но груз инерции и традиции слишком тяжел, чтобы легко вернуть его в свое советское прошлое.
— Признаете ли Вы выделение в системе международного экономического права «права международной экономической интеграции»?
— Думаю, нет оснований вообще говорить о «праве международной экономической интеграции» как о единой правовой системе, ибо нет единого нормативного состава (corpus juridicum) такого права, но каждая интеграционная система (ЕАЭС, ЕС, НАФТА и т.д.) — нормативно самодостаточна, и нет признанных общих интеграционных норм и принципов.
Но в учебном, прагматическом плане можно выделять особую учебную дисциплину: «Организационно-правовые основы интеграционных объединений государств».
— Как Вы полагаете, было ли правомерным введение экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине?
— Не видно ни в Уставе ООН, ни в рамках ВТО, ни в иных общих правовых актах и т.п. каких-либо юридических оснований для введения дискриминационных коллективных экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине. Но что говорить о неправомерности экономических санкций, если США и их союзники самовольно и безнаказанно подвергают авиационным бомбардировкам мирное население на территориях суверенных государств (Ливия, Ирак, Сирия, Йемен и т.д.)!
— Извне угроза для евразийской интеграции исходит, прежде всего, от США и их прямых европейских союзников. Мощный военно-политический инструмент США, имеющийся в Европе, — НАТО дает Вашингтону возможность оказывать политическое и военное давление на страны, расположенные в самой Европе, а также и в Евразии. Как Вы думаете, насильственное свержение законного правительства Януковича в феврале прошлого года могло произойти без помощи и поддержки США и их прямых европейских союзников?
— Свержение законного президента и правительства Украины совершенно наглядно происходило в феврале 2014 г. при активной помощи, поддержке (и даже при прямом участии в т.н. майдане) со стороны США и их европейских сателлитов по НАТО. Без этой мощной и всесторонней инициируемой Западом поддержки ни о каком свержении законной власти на Украине не могло бы идти и речи.
Мною на тему, в частности, воссоединения Крыма с Россией и связанных с этим правовых реалий опубликована специальная статья в журнале «Государство и право» № 9, 2014 г. (а также в книге «Международное право: опыты», Москва, «Статут», 2014 г.).
— И в заключение наш традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать читателям, авторам и сотрудникам Евразийского юридического журнала?
— Пользуясь случаем, хочу пожелать:
— авторам, публикующимся в Евразийском юридическом журнале, — самой актуальной аналитики и при необходимости острой правовой критики в сфере текущей экономической и политической проблематики;
— читателям — соответственно, обогащаться знаниями и получать удовольствие от этих публикаций и от критики;
— сотрудникам журнала — дальнейшего его процветания.
Журнал Ваш за истекшие годы нарастил солидные «мускулы» и проходит в первые ряды отечественной юридической периодики.
Позволю себе и некоторые собственные конструктивные пожелания в этой связи. На страницах Вашего журнала довольно употребителен термин «евразийское правовое пространство». Хотя и есть на этот счет известные мнения проф. У. Э. Батлера и др. авторов, хотелось бы увидеть в журнале и более развернутые нормативно-теоретические обоснования этого далеко не бесспорного понимания. Вряд ли такое пространство уже создано в рамках ЕАЭС. Тем более это относится к Евразии в целом. Ведь в общем правовом пространстве должны действовать некие общие, специфические для него правовые нормы, принципы. Но в чем, к примеру, у России больше пространственного правового единения с азиатским Ираном, нежели, скажем, с африканским Египтом? Более того, и сама концепция «евразийства», ее соотношение с глобализацией, нуждаются в идейном, геополитическом, социологическом и, конечно, правовом обоснованиях. Хорошо бы, может быть, привлечь для этого и авторов-специалистов - историков, политологов, философов?
Практически, по-видимому, преобладает в журнале, надо отдать должное, полезное освещение в основном правовой проблематики отдельных стран (естественно, прежде всего, Российской Федерации — по месту издания). Интересны же были бы также и историко-правовые аспекты анализа евразийской идеи. Кажется, геополитическая попытка осуществления такой идеи была, хотя и далеко не полностью, реально предпринята лишь в рамках империи Чингисхана, а затем, с большим перерывом и очень ненадолго, как бы в социалистическом блоке государств от Шанхая до Праги. А какие видятся перспективы? Ведь даже и ЕАЭС, и ШОС - это еще далеко не вся Евразия. И где бы, как ни в Вашем журнале, поговорить об этом в научном ракурсе?
Но, подчеркну, все это отнюдь не критика, а благие пожелания дальнейшего всестороннего процветания ЕврАзЮЖу.
Беседовал: