№ 12 (103) 2016г.
International law and the Russian science of international law in the context of global challenges
Interview with Ph.D. in Law, professor, Head of international law Department of the Southern Federal University, Honored worker of Higher school of the Russian Federation, Volova Larisa Ivanovna
Визитная карточка:
Волова Лариса Ивановна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права Ростовского государственного университета (ныне Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону), Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации.
Волова Лариса Ивановна окончила с отличием юридический факультет этого университета, затем окончила его аспирантуру по специальности 12.00.10 – международное право, под руководством д.ю.н., профессора, заведующего кафедрой международного и государственного права Минасяна Николая Михайловича защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Плебисцит в международном праве».
После защиты кандидатской диссертации она была принята на работу на эту кафедру в качестве преподавателя. С тех пор она неизменно работает на кафедре международного права: вначале в должности преподавателя, потом старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой.
В течение 3-х лет Волова Л.И. прошла обучение в очной докторантуре Сектора международного права Института государства и права АН СССР (сейчас это Сектор международно-правовых исследований Российской академии наук). Её научным консультантом был выдающийся представитель науки международного права Ушаков Николай Александрович, доктор юридических наук, профессор, который долгое время был членом Комиссии международного права ООН от СССР.
Докторскую диссертацию она защищала в Диссертационном совете Института государства и права АН СССР, где во главе Совета был патриарх науки международного права Тункин Григорий Иванович, а в состав совета входили ведущие советские юристы-международники.
После защиты докторской диссертации Волова Л.И. была избрана на должность заведующей кафедрой юридического факультета Ростовского государственного университета.
За результаты её деятельности Указом Президента РФ ей было присвоено Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», а Приказом Ректора Южного федерального университета Боровской М.А. она была удостоена Медали первой степени «За заслуги перед Южным федеральным университетом».
Волова Л.И. является научным руководителем магистерской программы – «Предпринимательское право. Международное частное право (бизнес-юрист)», обеспечиваемой двумя кафедрами факультета: кафедрой международного права и кафедрой гражданского процессуального и трудового права. На магистерской программе обучаются также и иностранные учащиеся: из Китая, Албании, Ирака, Армении, Украины.
Сфера научных интересов Воловой Л.И.: исследование проблем международного экономического права, международного инвестиционного права, международного финансового права, права региональной экономической интеграции, права Евразийского экономического союза.
За годы научной деятельности ею опубликовано свыше 350 научных работ. Среди опубликованных наиболее значимых индивидуальных монографий можно выделить: «Плебисцит в международном праве»; «Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве»; «Нерушимость границ - новый принцип международного права»; «Противоправность сепаратистских движений с точки зрения международного права»; «Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации»; «Международное инвестиционное право»; «Международные договоры в правовых системах федеративных государств»; «Международное финансовое и международное инвестиционное право в системе общего международного права».
Волова Л.И. участвовала и участвует в престижных международных конференциях. Она регулярно принимает участие в Международных конференциях «Мартеновские чтения» по международному гуманитарному праву, проводимых Международным Комитетом Красного Креста (МККК) и российской Ассоциацией международного права совместно с юридическим факультетом Санкт-петербургского государственного университета. Дважды она участвовала в Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ), организуемым Министерством юстиции Российской Федерации при поддержке Президента Российской Федерации. Волова Л.И. принимала участие и выступала с докладом на имеющей большое значение в связи созданием Евразийского экономического союза международной научно-практической конференции «Правовые аспекты современных интеграционных объединений с участием республики Казахстан», организованной Министерством юстиций Республики Казахстан совместно с Институтом законодательства Республики Казахстан (г. Астана). Волова Л.И. постоянно участвует и выступает с докладами на Ежегодных собраниях Российской Ассоциации международного права.
Под её руководством в аспирантуре при кафедре международного права обучаются аспиранты по специальности 12.00.10 – международное право. На кафедре формируется научная школа по международному экономическому праву, по этой проблематике ряд её аспирантов защитили кандидатские диссертации в Диссертационных советах Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России, Дипломатической академии МИД России и Московском государственном юридическом университете им. Кутафина О.Е. Сейчас они работают в престижных корпорациях города Москвы и за рубежом.
В настоящее время Волова Л.И. является членом двух диссертационных советов. Она регулярно выступает в качестве официального оппонента по кандидатским и докторским диссертациям в различных диссертационных советах (в том числе в Специализированном совете ВАК 001 по юрисдикции при Ереванском государственном университете).
Волова Л.И. регулярно проходила и проходит повышение квалификации в ведущих международных Центрах: в трёх университетах Калифорнии (США), в Правовом обществе Великобритании (Лондон), в двух университетах Китая.
Л.И. Волова в течение долгих лет является членом Исполкома российской Ассоциации международного права.
**********************************************************************************************
Уважаемая Лариса Ивановна! Пожалуйста, расскажите о себе и работе кафедры международного права Южного федерального университета, которую Вы возглавляете. Каковы приоритеты научной деятельности сегодня и планы на будущее? С какими вузами вы сотрудничаете?
В период обучения на юридическом факультете Ростовского государственного университета (ныне Южный федеральный университет), я очень увлекалась международным правом, выступала с докладами на студенческих научных конференциях и уже в этот период опубликовала несколько научных статей в сборниках конференций.
Наш университет является старейшим высшим учебным заведением России, ранее бывшим Варшавским университетом, но в силу исторических событий переведённым в г. Ростов-на-Дону, до сих пор у нас сохранились прекрасные традиции этого известного университета и сейчас мы поддерживаем с ним плодотворные творческие связи.
Знаменательным событием для Ростовского государственного университета было то, что его Ректором в течение долгого времени был известнейший ученый Жданов Юрий Андреевич.
В настоящее время Ректором Южного федерального университета является Боровская Марина Александровна, доктор экономических наук, профессор. Деканом юридического факультета является Зиновьев Игорь Петрович, кандидат юридических наук, доцент.
Мне посчастливилось в течение 3-х лет пройти обучение в очной докторантуре Сектора международного права Института государства и права АН СССР (сейчас это Сектор международно-правовых исследований Российской академии наук). Моим научным консультантом был выдающийся представитель науки международного права Ушаков Николай Александрович, доктор юридических наук, профессор, который долгое время был членом Комиссии международного права ООН от СССР. Это были незабываемые годы для меня, так как в Секторе международного права в этот период трудились известнейшие советские юристы-международники и научное общение с ними, их опыт, советы были для меня незаменимыми. Особую ценность представляло научное консультирование специалиста такого высочайшего уровня как Ушакова Н.А., человека глубочайших знаний теории и практики международного права. Его помощь в написании мною докторской диссертации и её защите была бесценной, за что я выражала и выражаю ему глубочайшую благодарность.
После защиты докторской диссертации я была избрана на должность заведующей кафедрой юридического факультета Ростовского государственного университета, на которой работаю по настоящее время.
В составе кафедры международного права, которую я возглавляю, работает 10 преподавателей. Основными предметами, обеспечиваемыми кафедрой, являются: международное публичное право и международное частное право, кроме того преподавателями читаются ряд актуальных спецкурсов по международно-правовой проблематике.
Приоритетами моей научной деятельности являются исследование проблем: юридической природы Евразийского экономического союза; совершенствования правового обеспечения его деятельности; выявления иерархии источников права в рамках Евразийского экономического союза; определения роль суда Евразийского экономического союза в углублении интеграции.
Кафедра активно сотрудничает со следующими вузами: 1) с кафедрой международного права Российского университета дружбы народов; 2) с кафедрой международного права Московского государственного юридического университета им. Кутафина О.Е.; 3) с кафедрой международного и европейского права Приволжского (Казанского) университета; 4) с кафедрой международного права Московского государственного университета; 5) с кафедрой международного и европейского права Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван); 6) с Институтом законодательства Республики Казахстан (г. Астана).
Я и члены нашей кафедры очень дорожим плодотворным сотрудничеством с вышеназванными кафедрами международного права, которые продолжают славные традиции корифеев науки международного права: Тункина Г.И., Шибаевой Е.А., Фельдмана Д.И., Блищенко И.П. и др.
Заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов доктор юридических наук, профессор Абашидзе Аслан Хусейнович осуществил очень важную идею создания Консорциума университетов России, совместно реализующих магистерскую программу по правам человека, в котором Российский университет дружбы народов занял место ведущей организации. Наша кафедра с удовлетворением поддержала эту идею, и мы намерены плодотворно сотрудничать с другими участниками в рамках данного консорциума.
Я и мои коллеги поддержали также идею создания Центра международного правосудия при Московском государственном университете, тем более, что заведующий кафедрой международного права доцент Исполинов А.С., очень плодотворно работает над научными исследованиями по данному направлению.
Я очень ценю научное сотрудничество с кафедрой международного права Московского государственного юридического университета им. Кутафина О.Е., возглавляемой известным российским юристом-международником, доктором юридических наук, профессором Бекяшевым Камилем Абдуловичем.
Мне также приятно участвовать в подготовке научных кадров для Армении, так как меня не раз включали в состав Специализированного совета ВАК 001 по юрисдикции при Ереванском государственном университете по специальности – международное право и назначали официальным оппонентом.
Именно с моим участием первую в Армении докторскую диссертацию по международному праву защитил заместитель Председателя Конституционного суда Армении Оганесян Владимир Амбарцумович, а ряд выпускников Ереванских университетов защитили кандидатские диссертации.
Кстати, уместно упомянуть, что официальным оппонентом по докторской диссертации вышеупомянутого Оганесяна В.А. был главный редактор Евразийского юридического журнала доктор юридических наук Фархутдинов Инсур Забирович. С ним мы также в одной команде выступали официальными оппонентами по первой в Белоруссии докторской диссертации по международному праву Толочко Ольги Николаевны в Диссертационном совете юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Такое соединение Фархутдиновым И.З. научной работы и публикаторской деятельности очень полезно для развития науки международного права.
Какие проблемы и перспективы в развитии науки международного права Вы считаете наиболее приоритетными? Что Вы можете сказать о сегодняшней роли и потенциале российской доктрины международного права?
В развитии науки международного права в условиях глобальных вызовов и угроз я считаю приоритетными следующие проблемы: обоснование важности международного права (именно международного права, а не «транснационального права», «мирового права» или какого-либо другого) для обеспечения мира и безопасности, для сохранения стабильности международного правопорядка, для управления глобальными процессами; разработку общепризнанного определения «международного терроризма» и выявление эффективных правовых средств противодействия ему; определение места норм права региональных интеграционных объединений в системе международного права; уточнение систематизации норм международного права; совершенствование механизма толкования норм международных договорных источников; обоснование более широкого применения норм «мягкого права»; совершенствование процедуры международного судопроизводства и повышение качества решений международных судов. Для достижения этих целей необходимо добиться, чтобы современные научные труды в области международного права были адекватны реальности состояния международных отношений.
Следует заметить, что противодействие международному терроризму является очень серьёзной проблемой, которую силовыми методами, а тем более с использованием традиционных вооруженных сил, решить невозможно. Поэтому реальными для применения являются только меры предотвращения актов терроризма, сокращения социальной базы для его возникновения, создание условий для реализации прав человека, улучшение экономического положения в наиболее бедных странах и уменьшение социальной дифференциации населения в различных государствах, проведение умелой информационной работы по убеждению граждан недопустимости их участия в террористических группировках террористических актах.
Я полагаю, что доктрина, как и все иные правовые инструменты, должна оперативно реагировать на усиление глобальных вызовов, появление новых вызовов и коренное изменение международной обстановки. В новых условиях учёным недостаточно ограничиваться анализом в основном договорных источников международного права, а необходимо шире использовать в качестве правовой основы обоснования тех или иных процессов международные обычаи и судебную практику. В отношении умения проведения глубокого анализа и дачи оценки решений международных судебных органов в качестве положительного примера в российской доктрине международного права можно выделить научные труды Нешатаевой Т.Н., Исполинова А.С., Соколовой Н.А., Смбатян А.С., восполняющие пробел в этой сфере и вносящие заметный вклад в развитие международного правосудия. Также можно отметить полезную деятельность в этом направлении сотрудников редакций: Евразийского юридического журнала и журнала «Международное правосудие», регулярно публикующих на своих страницах дискуссионные материалы по этой проблематике.
Полагаю, что российская доктрина международного права должна всё в большей степени оказывать полезное воздействие на внешнюю и внутреннюю политику России, способствовать углублению её правового обоснования и усилению аргументации доказательной базы в пользу тех или иных внешнеполитических действий российского руководства. Задача российских ученых состоит в формулировании конкретных позиций, оценок и предложений, как по основным принципиальным проблемам глобальных международных отношений, так и по направлениям реформирования региональных норм и институтов.
В современных, усложнённых глобальными вызовами условиях, роль и назначение российской доктрины международного права возрастает. Её основы были заложены такими отечественными корифеями науки международного права как Тункин Г.И., Лукашук И.И., Колосов Ю.М., Бобров Р.Л., Фельдман Д.И., Малинин С.А., Ушаков Н.А. и др. Значительный вклад в развитие российской доктрины международного права вносила и вносит Российская (в прошлом Советская) Ассоциация международного права, Президентом которой ныне является доктор юридических наук, профессор Капустин Анатолий Яковлевич, много делающий для поднятия её престижа. Она объединяет юристов-международников различных поколений из всех регионов нашей необъятной страны и некоторых из бывших Республик Советского Союза и дает возможность участникам обмениваться опытом друг с другом и непосредственно воспринимать научные достижения известных российских и зарубежных ученых.
Неувядаемым символом Ассоциации является несравненная Корбут Людмила Васильевна, подающая нам пример безграничного служения науке международного права и вдохновляющая молодых ученых на творческие достижения.
Неоценимый вклад в работу Ассоциации вносит доктор юридических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Галенская Людмила Никифоровна, являющаяся главным редактором трёх очень нужных и полезных для развития науки международного публичного и международного частного права изданий: Российского ежегодника международного права, Российского ежегодника международного права (специальный выпуск) и Журнала международного частного права, в которых печатаются не только авторские статьи, но и новейшие международные конвенции и законодательные акты иностранных государств. Эти материалы очень помогают нам в подготовке научных кадров, за что хочется в очередной раз выразить восхищение деятельностью Людмилы Никифоровны и поблагодарить её за огромный труд на благо российской науки международного права.
Я очень дорожу и горжусь многолетним участием в работе Советской (Российской) Ассоциации международного права, вначале в качестве члена, потом Председателя комиссии и уже много лет в качестве члена её Исполкома.
Мне это позволило не только ближе прикоснуться к кладези отечественной научной мысли, но и расширить горизонты научного сотрудничества с российскими и зарубежными юристами-международниками.
Меня очень вдохновляет медаль Григория Ивановича Тункина, которую мне, как и некоторым другим юристам международникам в 2003 г. вручил Президент Ассоциации «За большой вклад в деятельность Ассоциации международного права».
Сегодня очень многие ученые и политики говорят о кризисе международного права вообще, и ООН, в частности. Если это так, то каковы проявления и последствия снижения эффективности ООН для международного мира и безопасности, а также для перспектив развития цивилизации в целом? Каковы перспективы реформирования универсальных норм и институтов?
Я не согласна с квалификацией некоторыми учеными и политиками положения дел с международным правом как его «кризис». Да, действительно, в условиях глобальных вызовов и угроз, активизации действий террористических группировок вплоть до создания квази-государства ИГ, широкомасштабного применения санкций против России возникли некоторые кризисные явления с международным правом, например, трудности с толкованием и особенно с применением некоторых его норм и институтов.
Доктринальными вызовами международному праву являются выдвигаемые некоторыми учеными концепции «централизации международного права», «транснационального права», «мирового права», «мирового правительства» и др.
Сегодня не стоит брать на вооружение эти концепции, поскольку пока существует межгосударственная система, ей соответствует международное право, призванное регулировать самые многообразные отношения в первую очередь между государствами, обладающими государственным суверенитетом.
Нужно учитывать, что развитие международного права напрямую связанно с реализацией постоянной потребности в адаптации его норм и институтов к новым реалиям международной жизни. Полагаю, что можно признать «кризис» не самого международного права, а «кризис» толкования его универсальных норм и институтов, а также их применения. Поэтому требуется усилить внимание к толкованию норм международных договоров, международных обычаев и норм «мягкого права» с учетом прецедентной практики международных судов.
Способом выхода из «кризиса», а, по-моему, из «трудностей» с соблюдением международного права является реформирование и приспособление к новым условиям некоторых его институтов и органов. В интересах обеспечения стабильного мирового правопорядка нужно сохранять ведущую роль международного права, его верховенство, на что неоднократно обращал внимание Президент России Путин Владимир Владимирович, в том числе в ежегодном Послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г.[1]
Россия твердо проводит курс на отстаивание именно такой роли международного права в международных отношениях, исходя из того, что оно является основой мирового правопорядка. Для обеспечения управляемости мировыми процессами в условиях усиления глобальных вызовов и угроз требуется поднять эффективность действия международного права. Думаю, что заговорили о кризисе международного права потому, что США стали продвигать модель одностороннего доминирования в международных отношениях, что усилило давление на международное право. Используя метод нажима на более слабые в экономическом отношении страны, США пытаются оказывать влияние на принятие важных решений в Совете Безопасности ООН, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и в других международных органах.
Такая позиция доминирующего в международных отношениях государства приводит к снижению эффективности ООН в обеспечении мира и безопасности, в борьбе с международным терроризмом. Члены Постоянного представительства США при ООН часто действуют неконструктивно, что ухудшает перспективы будущего развития для ООН и всего мирового сообщества.
На сегодняшний день альтернативы ООН не существует, именно эта универсальная организация призвана играть ведущую роль в сохранении и укреплении мирового правопорядка, учитывая её представительный характер и широкую компетенцию, которой наделили государства-члены её главные органы.
Без сомнения, настало время реформировать договорные органы ООН, при этом нужно сохранить «право вето» постоянных членов в Совете Безопасности ООН. Именно оно сдерживает попытки отдельных стран совершать военные интервенции на территории других государств, в которых у власти находятся нежелательные им политические режимы и разрешать возникшие кризисные ситуации путем прямого силового воздействия.
Сохранение «права вето» в Совете Безопасности ООН дает возможность его членам принимать взвешенные в рамках Устава ООН политические решения на основе консенсуса и не допустить силового варианта решения конфликта, подтверждением чему является единогласное принятие Советом Безопасности ООН резолюции 2118 по Сирии.
Несмотря на то, что реально наблюдается снижение роли ООН, сейчас лишь эта организация представляет подходящий формат для переговоров и консультаций с целью использования мирных средств для урегулирования вооруженных конфликтов, восстановления мира и нахождения консенсуса между враждующими сторонами. Под реформированием СБ ООН следует понимать внедрение новых подходов к формированию состава его членов, увеличение числа постоянных членов (пока рекомендовано до 7, за счет включения Германии и Японии), сохранение «права вето», изменение порядка представительства регионов в Совете Безопасности ООН, совершенствование процедуры взаимодействия Совета Безопасности ООН с Генеральной Ассамблеей ООН и другими главными органами, сохранение его ведущей роли в проведении миротворческих операций ООН по Уставу ООН.
Перспективами поэтапного реформирования ООН являются следующие: 1) повысить роль ООН в осуществлении глобального управления мировыми процессами; 2) активизировать деятельность Генеральной Ассамблеи ООН, расширить её полномочия; 3) усовершенствовать механизм сотрудничества ООН с региональными организациями в соответствии с главой VIII Устава ООН; 4) повысить роль Экономического и Социального Совета ООН как важного органа, координирующего деятельность ООН со специализированными учреждениями ООН.
В указанном контексте не можем не затронуть трагические события вокруг Сирии, учитывая их особую важность для сохранения мира и стабильности во всем мире. Эта проблема, наряду с другими вопросами международной безопасности, очень активно обсуждается на страницах Евразийского юридического журнала. Насколько своевременны, адекватны и эффективны меры, предпринятые в этом направлении СБ ООН?
Действительно, невозможно не затронуть трагические события вокруг Сирии, учитывая их особую важность для восстановления мира и стабильности на Ближнем Востоке и во всём мире, и для достижения успеха в борьбе с международным терроризмом. Следует приветствовать тот факт, что эта острая проблема, напрямую связанная с международной безопасностью, с пользой для практики решения сирийской проблемы активно и результативно дискутируется на страницах Евразийского юридического журнала.
К великому сожалению, Совет Безопасности ООН пока не принял всех возможных, адекватных и эффективных мер в направлении решения сирийского конфликта, поэтому российское руководство, осознавая, что его нужно разрешить как можно скорее, включилось в этот процесс и предприняло ряд хорошо продуманных и вписывающихся в компетенцию органов ООН действий. Усилия российских властей осложняются тем, что Совету Безопасности ООН не удалось путем консенсуса выработать решение, содержащее признание, какие группировки, воюющие в Сирии, являются террористическими, а какие умеренной оппозицией. Принятие такого решения или выработка единой позиции России и США по этому вопросу ускорили бы прекращение военных действий в Сирии, ликвидацию террористического квази-государства ИГ, достижение окончательного перемирия.
Чтобы не допустить эскалации конфликта в Сирии, России как постоянному члену СБ ООН пришлось четыре раза накладывать вето на проекты резолюций по сирийской проблеме, направленных против действий законного руководства страной.
Только благодаря решительной и активной позиции России США не удалось осуществить масштабное вторжение в Сирию в обход решений Совета Безопасности ООН. В качестве предлога могло быть использовано якобы имевшее место применении сирийским руководством химического оружия против умеренной оппозиции.
Россия использовала все дипломатические и международно-правовые средства для мирного урегулирования сирийской проблемы, она принимала активное участие в подготовке и проведении двух международных конференций по Сирии, которые, к сожалению, серьёзных результатов не дали.
Важное значение имело предложение Президента России Путина Владимира Владимировича, сделанное им в 2015 г. на 70-й Юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН[2], создать широкую международную антитеррористическую коалицию, способную, как и антигитлеровская коалиция в период II-й мировой войны сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые бороться с терроризмом.
Этот шаг стал ещё одним доказательством желания России участвовать в коллективных действиях по восстановлению мира в Сирии и разгрому террористических группировок, создавших квази-государство ИГ.
Существуют ли, по Вашему мнению, пути умиротворения сирийского кризиса в реалиях современного международного права и сложившейся системы международных отношений? Какова роль России, а также ведущих акторов мировой политики по данному вопросу? Не могли бы дать развернутую оценку перспектив развития ситуации?
Не взирая на трудности, всё таки существуют пути умиротворения сирийского кризиса в рамках современного международного права, которые поэтапно использует руководство России.
Из-за серьёзной угрозы террористов ИГ южным границам России, соседним государствам и всему миру Россия вынуждена была взять на себя ответственную миссию по борьбе с терроризмом в Сирии.
Сейчас Россия поддерживает масштабную операцию сирийских правительственных войск по освобождению восточных кварталов Алеппо, с её помощью установлены гуманитарные коридоры, по которым мирные жители покидают город. Положительный результат этой операции окажет решающее влияние на полное освобождение Сирии от захвативших многие её районы террористов, создавших квази-государство ИГ. Руководители внешнеполитических ведомств России и США продолжают обсуждение вопросов об окончательном урегулировании обстановки в Сирии, но позиция США не отличается стабильностью и конструктивностью, а недавно Государственный секретарь США Джон Керри отозвал свои предложения по решению данной проблемы.
Перспективы развития ситуации в Сирии, по моему мнению, таковы: 1) окончательно освободить захваченные террористами территории, провести амнистию участвовавших в боевых действиях лиц, сдавших оружие; 2) продолжение переговоров с участниками антитеррористической коалиции, во главе с США, достижение окончательного перемирия и решение вопросов послевоенного урегулирования в Сирии; 3) использование всех возможностей ООН и других международных организаций и финансовых структур для оказания экономической и финансовой помощи сирийскому руководству с целью возрождения городов, воссоздания инфраструктуры. Именно созидательная работа на месте с помощью России и международного сообщества может содействовать быстрому восстановлению Сирии, остановит поток беженцев в европейские страны и будет способствовать возвращению на родину тех, кто уже уехал.
Урегулирование ситуации в Сирии может стать моделью борьбы с терроризмом для государств ближневосточного и других регионов.
Как Вы оцениваете общую глобальную политическую ситуацию в указанном контексте, и какая сегодня самая большая угроза для международного мира и безопасности? Насколько актуальна проблема трансформации системы международных отношений и международной безопасности в условиях глобализации? Каково Ваше мнение по поводу поиска возможных путей решения этих и иных глобальных проблем?
В условиях появления новых вызовов и угроз появляется потребность в проведении серьёзной реформы системы международных отношений, чтобы создавать условия для межгосударственного взаимодействия по решению глобальных проблем, поскольку не решенные глобальные проблемы представляют серьёзную угрозу для всеобщей безопасности.
На сегодняшний день главной глобальной угрозой для стабильности мирового правопорядка является международный терроризм, для эффективного противодействия которому необходимо использовать коллективные меры безопасности по Уставу ООН и создавать антитеррористические коалиции.
В условиях глобализации становится очень актуальной проблема трансформации системы международных отношений и международной безопасности, в том числе в связи с растущей политической и экономической взаимозависимостью государств. Становится более прозрачной внешняя политика государств и уменьшается грань между их внутренней и внешней политикой. Ситуация меняется также и потому, что наряду с традиционными субъектами международных отношений возрастает роль и активность негосударственных акторов в качестве участников международных отношений.
В условиях глобальной политической обстановки учитывать национальные интересы государств при осуществлении ими международных отношений становится всё сложней, поскольку пользу от глобализации получают главным образом те государства, которые в состоянии оказывать влияние на этот процесс.
В этих условиях возрастает потребность в модернизации международных организаций, без которой они уже не в состоянии, как в прошлом, проводить активную и результативную деятельность по обеспечению международной безопасности.
Практика подтвердила важный постулат международного права, что применение военных методов в обход решений Совета Безопасности ООН не решает конфликтных проблем между государствами и внутри государств, а наоборот способствуют возникновению ещё более сложных и трудно разрешимых проблем.
Представляется, что трансформация системы международных отношений и международной безопасности будет проводиться с учётом следующих факторов: 1) относительным уменьшением роли государств и возрастанием роли негосударственных акторов в качестве участников международных отношений; 2) с возрастанием сложности для государств в отношении полномасштабного взаимодействия с негосударственными акторами; 3) с явно проявляющимся превышением роли отдельных международных организаций над ролью государств при решении некоторых важных вопросов международной безопасности (например, НАТО); 4) с навязыванием доминирующими государствами «демократизации» для определенных стран, с использованием различных принудительных механизмов и принудительных мер вплоть до военных.
Полагаю, что необходимо соблюдение главного правила – процесс трансформации системы международных отношений и международной безопасности должен проводиться в полном соответствии с международным правом.
Возможными путями трансформации системы международных отношений будут следующие: 1) усиление роли негосударственных регуляторов международных отношений; 2) изменение сфер международного взаимодействия государств, поскольку в условиях глобализации международных отношений основными сферами взаимодействия государств становятся вопросы внутренней политики государств (права человека, демократические процедуры и т.д.); 3) увеличение числа и роли наднациональных международных организаций и органов; 4) создание государствами единых экономических пространств со свободным перемещением товаров, капиталов, рабочей силы; 5) формирование региональных интеграционных объединений; 6) возрастание оснований для активизации участия физических и юридических лиц в международных отношениях (экономических, миграционных, по защите прав и свобод человека, гуманитарных и т.д.).
Как Вы оцениваете деятельность и перспективы региональных интеграционных объединений в современной глобальной повестке дня? Какую роль играют и должны сыграть евразийские интеграционные процессы в глобальной политике России и других стран СНГ? Каковы проблемы и перспективы ЕврАзЭС?
Полагаю, что в условиях усиления глобальных вызовов определяющей тенденцией развития межгосударственных отношений становится образование региональных интеграционных объединений, способных играть самостоятельную роль в международных экономических отношениях.
Думается, что интеграционные процессы в будущем будут развиваться именно в рамках регионов, поскольку просматривается тенденция включения всё большего числа государств в региональные интеграционные объединения.
На степень успешности развития того или иного интеграционного объединения влияет интенсивность и эффективность функционирования созданных в их рамках органов и качественный уровень их юридической базы в рамках современного международного права.
Идея сближения постсоветских республик была реализована на Евразийском пространстве созданием вначале ЕврАзЭС, а с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, в рамках которого постепенно формируется стратегия проведения единой экономической политики.
Россия играет важную роль в интеграционных процессах, протекающих на евразийском пространстве, так как имеет большой потенциал во внешних связях и накопленный опыт политического, экономического и научно-технического взаимодействия с государствами региона. Все больше государств признают, что создание Евразийского экономического союза можно оценить, как удачный региональный проект развития, нацеленный в будущее, а Россия есть и будет важнейшим звеном евразийской интеграции, её движущей силой.
В настоящее время Россия, являясь одним из активных сторонников и организаторов процесса интенсификации евразийской интеграции, использует для этого все свои возможности.
Развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза идет по наднациональному типу, что доказывается тем, что за отдельными органами Союза закреплены наднациональные полномочия. Например, Евразийская экономическая комиссия принимает обязательные решения для государств-участников, их физических и юридических лиц.
Очень важно, что в рамках Евразийского экономического союза наша страна сотрудничает с другими государствами-участниками на равноправной основе, что не всегда имеет место в других интеграционных объединениях.
Полагаю, что для успешной деятельности Евразийского экономического союза целесообразно предпринять следующие шаги: 1) уточнить юридическую природу Союза, является ли он международной организацией интеграционного типа или региональным интеграционным объединением, и в чем выражается наднациональный характер его органов; 2) усовершенствовать нормативную базу Союза; 3) привести в соответствие друг с другом правовые акты Союза; 4) раскрыть в актах Союза содержание категории «право Союза»; 5) детально прописать в актах Союза порядок взаимодействия Евразийской экономической комиссии с хозяйствующими субъектами; 6) выявить перспективы воздействия Суда Союза на развитие интеграционного процесса, в рамках Союза.
В связи возрастанием роли реализации прав человека в условиях усиления глобальных вызовов, возникает вопрос о значении и перспективах универсальной правозащитной системы ООН. Каков сегодня, на Ваш взгляд, уровень взаимодействия ООН с региональными и внутригосударственными системами в вопросах защиты прав человека?
Данный вопрос мне представляется очень уместным в связи с 50-той годовщиной принятия Пактов о правах человека 1966 г., которые совместно со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. образуют нормативный фундамент универсальной системы защиты прав человека.
В условиях усиления глобальных вызовов и угроз имеется необходимость повышения эффективности деятельности договорных органов, созданных в рамках ООН, активизации диалога государств-участников Пактов с договорными органами по вопросам прав человека.
Но более всего возрастает потребность обеспечения реализации прав человека, исполнимости принимаемых Комитетами решений. Вырисовываются новые перспективы повышения эффективности универсальной правозащитной системы ООН. В условиях глобализации, безусловно, необходимо поднять роль ООН как главного универсального координирующего центра международного механизма защиты прав и свобод человека.
Требуется усилить контроль за реализацией прав и свобод человека, именно на это направлена деятельность Совета ООН по правам человека и Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В плане повышения эффективности деятельности Управления Верховного комиссара по правам человека целесообразно усилить его подотчётность государствам-членам ООН и обеспечить согласование Программы его деятельности с государствами-членами.
Международную систему защиты прав человека в рамках ООН существенно развивают и дополняют региональные системы защиты прав человека, основанные на территориальной общности государств и приближенном уровне политического, экономического и социального развития.
Новой тенденцией является постепенное стирание традиционного разграничения между международным и национальным регулированием процесса поощрения и защиты прав человека. На международном уровне в рамках международных организаций разрабатываются международные стандарты в области прав человека и создаются контрольные органы за их соблюдением, а на национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.
Для внутригосударственной реализации международных стандартов у соответствующих государственных органов имеется определенная свобода действий по их конкретизации и адаптации к национальным особенностям.
В большинстве государств, включая Россию, созданы или находятся в процессе создания специальные государственные институты защиты прав человека, развивается также деятельность общественных правозащитных организаций.
На мой взгляд, уровень взаимодействия ООН с региональными и внутригосударственными системами в вопросах защиты прав человека не достаточен.
В эпоху глобализации существенное значение приобретает проведение реформы правозащитных механизмов системы ООН, поскольку Пакты о правах человека оказались в состоянии конкуренции с региональными системами по защите прав человека и в первую очередь с европейской. Дело в том, что в институциональной структуре региональных систем созданы суды, уполномоченные выносить обязательные решения и присуждать подавшим индивидуальные жалобы лицам компенсацию, что в значительной степени отличает их в лучшую для заявителей сторону от таких органов как Комитеты ООН.
Граждане стран Европы предпочитают обращаться с индивидуальными жалобами не в Комитеты Пактов по правам человека, а в Европейский суд по правам человека, потому что у Пактов имеется недостаточная степень исполнимости государствами как своих обязательств по Пактам, так и решений Комитетов. Вывод таков: решения судов исполняются чаще, чем решения Комитетов в силу различий в обязательности решений и авторитета судебной власти.
Итак, региональные системы защиты прав человека оказались на практике эффективнее, чем универсальная система согласно Пактам о правах человека.
К сожалению, следует заключить, что система договорных органов ООН по правам человека в её современной форме практически исчерпала свой потенциал. Поэтому в ООН были разработаны предложения по созданию единого постоянного договорного органа. В отличие от существующей системы данный орган должен функционировать на постоянной основе, а не от сессии к сессии. При такой ситуации он постоянно будет доступен для лиц, пострадавших от нарушений прав человека, и сможет более оперативно реагировать на поступающие жалобы, рассматривая их в сжатые сроки.
Одной из актуальных задач станет в недалеком будущем разработка Хартии прав человека для XXI века, которая заменит международные Пакты о правах человека и другие важные международные договоры в этой сфере. Принятие Хартии и учреждение единого Комитета создадут реальные условия для эффективного обеспечения прав и свобод человека.
Уважаемая Лариса Ивановна, что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редакции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала в преддверии Нового Года?
От всей души и сердца хочу пожелать всем сотрудникам редакции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала прежде всего мира и стабильности на нашей планете, необходимых для продолжения яркой творческой деятельности, создающих благоприятные условия для наращивания и реализации своего интеллектуального потенциала. Желаю возрастания авторитета журнала в российском, евразийском и мировом юридическом пространстве.
Мне было очень приятно во время моего участия в одном важном мероприятии, посвященном правовым проблемам создания Евразийского экономического союза, проводимом в Казахстане (Астане), убедиться, в том, что Евразийский юридический журнал очень популярен в этой стране и его читают многие представители различных отраслей права и экономики.
Поэтому, имейте в виду, что Вас знают, уважают и ценят за неоценимый вклад в развитие российской правовой науки, в подготовку научных кадров.
В преддверии Нового года желаю здоровья, благополучия, достижения ещё более значимых успехов, счастья и исполнения всех своих желаний!
Интервью брал: кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института Московского городского педагогического университета Бурьянова Сергей Анатольевич.