Интервью с З.М. Фаткудиновым, Государственным советником Российской Федерации 2-го класса, доктором юридических наук, профессором, членом Союза писателей СССР и России.
THE ROLE OF RUSSIA IN EURASIAN INTEGRATION
Interview with Z.M. Fatkudinov, State Advisor of the Russian Federation of 2nd class, Doctor of Law, professor, Member of the Writers' Union of the USSR and Writers' Union of the Russian Federation.
Визитная карточка:
Зуфар Максумович Фаткудинов родился в городе Костроме 6 ноября 1940 года. Проходил три года срочную службу в армии на границе (остров Итуруп). После окончания юридического факультета Казанского госуниверситета работал следователем, помощником прокурора г. Костромы.
Окончив заочно Университет марксизма-ленинизма, получил второе высшее (политическое) образование. Затем поступил на очное отделение аспирантуры ВНИИ советского законодательства при Правительстве СССР (ныне Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ). После окончания ВНИИСЗ защитил кандидатскую диссертацию по гражданскому праву (1972 г.), а в 1982 г. - докторскую диссертацию. С 1983 по 2003 г. - профессор МГУ, член Диссертационного совета юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по присуждению ученых степеней.
За фундаментальную книгу «Афоризмы и максимы тысячелетий» провозглашен в 1992 г. Международным биографическим центром интеллектуалов (Кембридж, Англия) и Американским биографическим институтом в номинации «Мыслитель» «Человеком года», о чем писали центральные газеты, а также «Современная политическая» история» (т. 2); «Энциклопедический справочник «Великая Россия. Имена» (3-е изд., М., 2004).
Консультировал крупных политических деятелей СССР и РФ; был также советником руководства Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Участвовал в разработке законопроектов страны, в том числе конституций СССР 1977 г. и РФ 1993 г.
Член редколлегий и редсоветов ВАКовских журналов «Право и экономика», «Евразийский юридический журнал», «Представительная власть» и др.
Автор более 100 научных работ по вопросам права, философии, истории, политологии, в том числе нескольких монографий, а также соавтор комментария к Гражданскому кодексу РСФСР 1982 г.
Член Союза писателей СССР и России. Член редколлегии литературного журнала «Новый мир» (1992-1998). Автор многих приключенческих и детективных романов и повестей, некоторые из них стали бестселлерами и выходили сотнями тысяч экземпляров: «Тайна стоит жизни», «Сквозь страх», «Контрразведчик», «Резидент черная вдова» и др.
Афоризмы и максимы З.М. Фаткудинова издавались отдельными книгами в Ленинграде, Казани, Москве, печатались в журналах «Мужество», «Новый мир» и др., в газетах «Литературная Россия», «Московский комсомолец» и др., включены во многие энциклопедии афоризмов, антологии мудрости и т. д., которые издавались в конце XX века и в XXI веке в России и за рубежом.
О жизни и творчестве З.М. Фаткудинова сняты фильмы (один из них транслировался по Российскому телеканалу), а также написаны книги. А известный американский скульптор Петр Шапиро по собственной инициативе изваял его бронзовый бюст .
******************************************************************
- Многоуважаемый Зуфар Максумович, Евразийский юридический журнал последовательно проводит концептуальную редакционную политику, направленную на развитие евразийской мысли и практики в рамках СНГ. Ровно год назад, 18 ноября 2011 года, Беларусь, Казахстан и Россия подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции - своего рода «дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Начиная с 2012 года ЕЭП реализуется на уровне Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.
«Опыт и ошибки европейских стран должны быть учтены в работе Евразийского экономического союза (Россия-Беларусь-Казахстан), - заявил весной уходящего года В. Путин на встрече с В. Христенко, назначенным Председателем Евразийской экономической комиссии. - Мы видим, что происходит у наших соседей, которые сталкиваются с известными сложностями. Я очень рассчитываю на то, что и Вы, и Ваши коллеги, которые будут работать в этом наднациональном органе, все мы вместе учтем и плюсы, и ошибки наших соседей по Евросоюзу».
Какие проблемы при создании Евразийского экономического союза Вы видите?
- Действительно, Евразийский юридический журнал вносит заметный вклад в укрепление международно-правовых основ хозяйственных и политических связей стран СНГ.
В настоящее время стала заметна и политическая воля руководителей государств, входящих в СНГ, направленная на создание Евразийского экономического союза. Я имею в виду прежде всего президентов России, Казахстана и Белоруссии.
Но следует признать, что именно Россия выступает центром притяжения евразийской интеграции в рамках нашего Содружества. для этого существуют объективные исторические предпосылки. Русское государство сперва объединило вокруг себя многочисленные народы Поволжья и Урала, затем Российская империя сплотила народы Сибири и дальнего Востока, а впоследствии Средней Азии, Кавказа. Согласен, на вышеназванных территориях эти процессы шли по-разному, в том числе и в ходе длительного кровопролитного противостояния. Но, извините, такова логика истории. Уверен в том, что не окажись многие из этих народы в составе сильного Российского государства, они просто могли исчезнуть с исторической арены. Более чем уверен и в том, что СССР также сыграл громадную роль в экономическом и культурном развитии народов его союзных республик (за исключением прибалтийских).
Эти республики были экономически связаны в советские времена, тем более что они выпускали те виды продукции, которые позволяли восполнять дефицит в народном хозяйстве друг друга. Налицо их прогрессивная взаимосвязь и взаимообусловленность, а также стремление к экономическому союзу этих государств, что было объективным требованием сложившихся обстоятельств и времени.
Сегодня в условиях стремительного развития научнотехнического прогресса и международных инновационных процессов одно отдельное государство не в состоянии охватить, освоить все виды современного производства. Поэтому отдельные государства нуждаются в интеграции. И «союз» государств - это более высокая степень интеграции, чем «содружество». «Союз» сближает и политические позиции суверенных государств, обязывает координировать внутреннюю и внешнюю политику.
Создание Евразийского экономического союза на основе свободного волеизъявления вышеуказанных государств потребует несколько иного осмысления истории и политики отношений этих субъектов интеграции, в отличие от истории создания союза советских республик. Прежде всего потребуется большая законотворческая работа, направленная на обеспечение правового опосредования экономических отношений внутри этого союза.
Представляется, эта работа должная пойти по пути разработки и издания (на первом этапе) модельного законодательства, отвечающего интересам государств, входящих в экономический союз. В этом плане можно использовать опыт разработки законодательных актов СССР, например «Основ гражданского законодательства», которые по существу и были модельным актом для союзных республик, и, конечно же, модельные кодексы стран СНГ.
В развитие подобного модельного законодательного акта на втором этапе необходимо разработать национальные нормативные правовые акты, восполняющие пробелы действующего законодательства в сфере экономики каждой страны, входящей в новый мощный интеграционный союз.
- Россия исторически была и остается стержневым государством в СНГ. Как Вы рассматриваете с исторической точки зрения роль России в евразийской интеграции? Какую роль здесь играет Россия сегодня?
- Россия была и будет в ближайшие десятилетия организующим центром евразийской интеграции, поскольку она исторически объединяла многие десятки народов в единое государство (Российская империя, СССР). Наша Россия обладает огромными природными ресурсами, самой большой территорией в мире, внушительной военной мощью, способной защитить себя и своих союзников от возможных внешних угроз, а также политическим влиянием в Европе и Азии. А как член Совета Безопасности ООН Россия влияет на принятие решений по судьбоносным вопросам войны и мира на всех континентах.
- Что сегодня означают для Вас СССР, советские времена?
- Я сожалею, что СССР исчез с политической карты мира. Советские времена у меня ассоциируются с моей молодостью, со срочной службой в армии на границе, с бесплатной учебой в университете и в аспирантуре; с возможностью бесплатного получения медицинской помощи и с достойной заработной платой профессора, на которую можно было прокормить семью и без особого материального напряжения приобрести в Москве кооперативную квартиру из 2-3 комнат. За два года профессор мог реально скопить для этого нужную сумму (от 4-х до 7 тысяч рублей). Вот я и живу в Москве в своей купленной еще тогда кооперативной квартире.
В 1970-е годы я работал заведующим отделом НИИ планирования и нормативов при Госплане СССР и воочию видел издержки командно-административной системы управления экономикой нашего государства. Дело в том, что мне приходилось участвовать в комиссиях по разработке хозяйственных реформ, в которых задавали тон такие крупные экономисты, как Л. Абалкин, С. Шаталин, Я. Уринсон и Е. Ясин. В последующие годы они занимали важные государственные посты советников президента страны и федеральных министров по экономике.
Но СССР тогда всё больше погружался в утопию строительства коммунизма (в которую почти никто не верил), а главное, участвовал в безумной гигантской гонке вооружений, опираясь на свой тоталитарный политический режим. Ну, и подорвал этим свой фундамент экономики. Экономическое, а затем и политическое банкротство были главными причинами распада СССР.
Но вот положительные стороны СССР, о которых я упомянул, было бы целесообразно перенести в современное российское общество. Ибо, например, без существенной государственной поддержки образования, науки и медицины Россия обречена на катастрофическое отставание от передовых стран.
Обнадеживает, что наш президент Владимир Владимирович Путин в октябре 2012 года заверил о поддержке образования и науки в стране. Я убежден: В.В. Путин на протяжении предыдущей президентской деятельности не давал пустых обещаний; он всегда старается выполнять обещанное и выполняет.
- Уважаемый Зуфар Максумович, раз мы в разговоре коснулись советских времен, не осветите ли немного свою личную биографию, которая, несомненно, является для многих примером честного служения своей Родине - России...
- После окончания Казанского государственного университета по распределению был направлен в свой родной город. В Костроме за четыре года прошел путь от следователя до помощника прокурора. Как и прежде, меня тянуло в науку. После работы бежал в библиотеку, затем пробег на лыжах по ближайшей лесопосадке, занимался за письменным столом до трех часов ночи. Прокурор города не хотел подписывать мне положительную характеристику в аспирантуру: просто не хотел отпускать. В аспирантуре вышеназванного института было 46 претендентов на место, я при поступлении получил «отлично» по гражданскому праву, профильному предмету.
Через несколько лет, став кандидатом юридических наук, сидел в Кремле и писал проект Конституции СССР 1977 г., которая вступила в силу в октябре того же года. Представляете, я, молодой человек, чьи родители в начале 20-х годов сбежали от возможных большевистских преследований и от голода из Казани в чисто русский город Кострому и там затерялись, нашли пристанище на всю оставшуюся жизнь...
Привык не отчаиваться, когда что-то не получается. Всегда верил в себя, в свои силы и интеллектуальные возможности. Когда был аспирантом, жить в Москве приходилось в подвалах, коммуналках, работал дворником. Уверен, уже в молодости следует настраиваться на каторжную работу. Человек, привыкший жить только в комфорте, при любой неприятности часто ломается и уже внутренне готов на аморальные тяжкие поступки. В каждом из нас скрыт талант. Просто надо иметь терпение и упорство раскрыть его.
- В постперестроичные времена Вы были приближены к высшей российской власти. Даже играли в большой теннис с Борисом Ельциным в 90-е годы.
- Именно тогда у меня родился афоризм «Лучшая победа в игре с начальством - это поражение в упорной борьбе». Когда приглашали на роль консультанта к руководству страны или субъекта федерации, откровенно говорил, что подстраиваться под начальство не буду - говорить буду реальные вещи. Понятное дело, это мало кому нравилось, и я не мог находиться долго в высших эшелонах власти.
Я с молодости привык задавать начальству неудобные вопросы. Ежились, но уважали за профессионализм. Еще я умел уходить вовремя. Если заходишь к шефу и вместо обычной приветливой улыбки видишь мрачное выражение лица - пора собираться. Из своего богатого личного опыта общения с сильными мирами сего могу судить: абсолютная власть создает абсолютный комфорт и развращает, за редким исключением, даже самого хорошего человека. Со временем любой очень высокопоставленный чиновник не захочет ни от каких советников выслушивать, что же творится за окном кабинета. Когда человек находится на вершине власти, кажется, что жизнь вне ее - жалкое, беззащитное прозябание. Но это не так.
Мало кто знает, что в конце 1993 года некоторые люди из окружения Ельцина подталкивали его ввести войска в Татарстан. Танки уже стояли в так называемых марийских лесах под Казанью. Из Казанского Кремля федералы убрали все, чем можно было защититься от нападения извне. Такой жесткой была реакция Ельцина на результаты референдума о суверенитете Татарстана. Чтобы избежать чеченского варианта, я начал срочно организовывать встречу Шаймиева с российским руководством. Понимали, что может пролиться большая кровь. Но Борис Николаевич не желал принимать Шаймиева. Пришлось немало повозиться, чтобы убедить помощников Ельцина начать переговоры.
В итоге договорились: Шаймиев встречается с доверенным лицом Ельцина, Александром Николаевичем Яковлевым, на «нейтральной» территории в Москве. В особняке на Ракетном бульваре я подвел друг к другу этих двух влиятельных людей, сказав: «Случится трагедия, давайте найдем какое-то согласие. Никто не хочет выйти из состава России». Участники переговоров уединились. Когда вышли и обняли меня перед небольшой публикой, понял, что выполнил свою миссию.
Слава богу, что те времена канули в лето. Дружба русского и татарского народов, двух самых больших по численности в стране государствообразующих наций - это фундамент российской государственности. Я был и остаюсь уверенным в этом безальтернативном многовековом союзе.
- Впоследствии Вы постепенно отошли от большой политики. Выпустили ставшую бестселлером книгу «Афоризмы и максимы тысячелетий», которая была переиздана пять раз. Как власть переносила Ваши афоризмы?
- В 90-е годы в одной из федеральных московских газет вышли мои афоризмы о власти. На другой же день председатель Совета Федерации, где я работал, Е. Строев вызывает меня «на ковер»: «О чем Вы пишете?! Вы же советник в генеральском чине!». Опережаю: «Да, но в таком же чине был небезызвестный Вам Салтыков-Щедрин - вице-губернатор Тверской губернии. Образцом является то, как он писал о чиновниках, причем при трех царях жил и работал. Вы что, жестче, чем царь-батюшка?». Строев осекся. И больше о моем творчестве мы никогда не говорили. В диалоге с властью нужны сильные аргументы. О Е.С. Строеве, тем не менее, у меня остались добрые воспоминания.
- Как Вы думаете, по поводу А. Сердюкова Путину на самом деле нельзя было промахнуться? Кое-кто отставку министра обороны России считает знаковым событием, поскольку, мол, состоялась «внутренняя инаугурация» Владимира Путина на пост президента России...
- В своей книге «Афоризмы и максимы тысячелетий» я писал: «Политика в смутные времена и в нецивилизованных государствах - дело неблагодарное: не потому ли почти каждый политик, дорвавшись до власти, компенсирует это материальным вознаграждением в виде безудержного грабежа государственной казны и беспредела мздоимства». Это выражение вполне подходит и к этой беспрецедентной коррупции.
Рассуждая о днях сегодняшних, нельзя не говорить именно о безудержном, я бы даже сказал, маниакальном, грабеже того, что по праву принадлежит российскому народу. Солдаты болеют от холода из-за несовершенства новой армейской формы, живут кое-где в воинских частях впроголодь, - это тоже результат темных генеральских финансовых афер. Офицеры многие «бомжуют», а эти... «хавают», извините, в три рта. Министерство обороны (!) превратили в свою лавочку. Куда уж дальше терпеть?!
Думаю, наш президент понял окончательно, что безудержное казнокрадство в высших эшелонах власти - гибельный путь для России. Кстати, ослабление российской государственности самым отрицательным образом скажется и на судьбах евразийских народов СНГ. А этого сильные западного мира только и ждут.
- «Великий шахматный комбинатор» Збигнев Бжезинский недавно назвал создание Евразийского союза «натужным позерством», заявив, что к нему якобы «никто не хочет присоединяться, кроме самой России», что вся эта политика Кремля «на самом деле означает бегство от реальных проблем». Да и в российском общественном сознании навязывается мнение о том, что Евразийский союз изначально обречен на провал. Имеются ли какие-то основания для подобного рода инсинуаций?
- Было бы странно, если США и их прямые союзники призывали к созданию сильного Евразийского союза. В их планы не входят крепкая суверенная Россия, сильное новое интеграционное образование в рамках СНГ. США заинтересованы в слабой, зависимой от них России, чтобы она не смогла сплотить евразийские государства Содружества.
Видите ли, образование любого союза соседних государств - это крупное политическое, можно сказать, эпохальное событие, о чем свидетельствует мировая история. И всегда об этих (или предстоящих) событиях высказываются различные мнения, в первую очередь скептические. Думается, наш Евразийский союз обречен стать настоящим крепким экономико-правовым образованием. Это предопределяется не только экономической потребностью, как уже отмечалось выше, географической близостью, вековыми добрососедскими отношениями, история которых не омрачена межэтническими и религиозными столкновениями (войнами), но и внешними угрозами для территориальной целостности государств.
Представляется, эти факторы будут доминирующими в Евразийском союзе, несмотря на возможные личные симпатии или антипатии руководителей этих стран. Поэтому те скептические взгляды на Евразийский экономический союз больше основываются на характере прежних личных отношений глав государств, входящих в СНГ. Именно личные отношения глав государств России и Белоруссии в 90-е годы не являлись порой дружественными. Несомненно, это вносило негативную окраску в весь комплекс отношений этих государств.
Сейчас благодаря трем названным государствам СНГ ситуация является благоприятной для укрепления наших добрососедских связей.
- В.В. Путин, президент Российской Федерации, занимает четкую целенаправленную позицию - дальше развивать и укреплять Таможенный союз, Единое экономическое пространство (ЕЭП), на основе которых к 2015 году может быть создан Евразийский союз. Какие первоочередные цели и задачи Вы, уважаемый профессор, видите в этом направлении?
- Я верю, что со стороны России, её президента В.В. Путина будут последовательно предприняты меры для укрепления Таможенного союза, а в 2015 г. будет создан Евразийский экономический союз.
Для создания подобного Союза, кроме объективных причин, о которых говорилось выше, имеет большое значение и субъективный фактор - твёрдая воля руководителя государства. Таким качеством, на мой взгляд, обладает В.В. Путин. только Владимир Владимирович способен упрочить позицию России на международной арене, чтобы противостоять продвижению войск НАТО непосредственно к нашим границам.
Создание Евразийского союза на первый план выдвигает решение организационно-правовых задач. Кроме тех, что отмечались ранее, потребуется создание структурного подразделения в администрации президента или правительства для координации текущей деятельности Союза. Опыт деятельности Министерства по делам СНГ подсказывает: уровень полномочий в решении союзных вопросов должен быть выше, чем у министерства, ибо в ином случае оно будет дублировать министерства экономики и финансов; и без многочисленных согласований с этими министерства тут не обойтись. А это значит, проблемы, требующие срочного решения, будут вязнуть в бюрократических процедурах. И зачастую надо будет в связи с этим обращаться к председателю правительства или президенту.
Не случайно Министерство по делам СНГ просуществовало недолго и было упразднено.
Любой союз, состоящий из суверенных государств, требует более тонкого и ответственного подхода в решении общих проблем. А это предопределяет участие не второстепенных лиц, а высших представителей власти. В этом смысле не будет исключением и Евразийский экономический союз. Вместе с тем, этот союз потребует создать и общий координирующий орган.
- Как Вы считаете, насколько связана внешнеполитическая ситуация в России с внутриполитическим состоянием в государствах СНГ? Есть ли тут прямая связь?
- России, конечно же, не безразлично, что происходит в странах СНГ. События последних лет, происходившие в странах Содружества, адекватно отражались на внешней политике страны. И непосредственная связь тут ясно просматривается. Только стабильная, уверенная в себе Россия сможет помочь нашим соседям из СНГ стать экономически крепкими государствами в результате тесной евразийской интеграции, направленной на создание Евразийского Союза.
- Наш журнал из номера в номер обсуждает опыт, тенденции и проблемы федеративных отношений в Российской Федерации. Что хорошего и что плохого Вы замечаете в последнее время в этой области?
- Относительно современных федеративных отношений скажу следующее. Представляется, что назрела необходимость расширения полномочий субъектов федераций, особенно муниципальных органов управления в социальной хозяйственной сфере. Права (возможности) муниципальных органов в области финансов весьма ограничены в сравнении с правами муниципальных органов западноевропейских стран. А ведь они призваны непосредственно решать повседневные житейски-бытовые проблемы населения.
Следует подчеркнуть, что вообще провинциальные органы управления в цивилизованных странах (США, Канада, Германия и др.) обладают более широкими полномочиями, чем субъекты Российской Федерации.
Расширение полномочий, увеличение предметов ведения провинций - веление времени. В современном мире это условие социально-экономического и политического выживания федеративных государств. Сверхцентрализация государства обрекает население на трудности, более того, ведет зачастую к социальным катаклизмам. Ведь в числе причин развала СССР, как известно, сверхцентрализация: все социально-политические вопросы решались только в Москве.
Как положительное явление в нынешней России в затронутой сфере отмечу то, что субъекты Федерации пользуются большими правами, нежели бывшие союзные республики СССР, особенно во внешних социально-экономических, культурных и научно-образовательных отношениях. Это радует и позволяет надеяться, что федерализм в стране будет развиваться.
- Как Вы можете высказаться по поводу того, что «новоявленный спаситель» России миллиардер Прохоров главной задачей в своей политической платформе объявил необходимость ликвидации национальных республик в составе Российской Федерации. Политические негодяи, а как тут иначе выразишься, знают, с чего начать развал российского многонационального государства. Добавим, в угоду своим западным покровителям.
- Да, Вы совершенно правы. Об этом убедительно свидетельствует история Югославского федеративного государства, его развал в 90-е годы XX века. А ведь все началось именно с ликвидации президентом Милошевичем Косовской автономии. За этим губительным актом и последовала гражданская война. Милошевич в своей предвыборной кампании, чтобы прийти очередной раз к власти, использовал шовинистические призывы, обещание о ликвидации названной автономии...
Когда в большую политику приходят такие некомпетентные люди, как Прохоров (по существу, с революционным девизом «Разрушим до основания, а затем...»), - это серьезная угроза для страны, для ее народа. Это мы уже проходили. Такие эксперименты над коренными (а не пришлыми) народами, живущими на своей земле тысячелетиями, кроме громадного недовольства народов ничего не порождают. Даже в царской России до 1917 года были (и уживались) в составе империи княжество Финляндское, Хивинское ханство, Бухарский эмират и т. д.
Но ведь и Россия (Русь) населена не только великороссами, т. е. русскими, значит, по логике Прохорова, и ее надо переименовывать. Уверен, на упразднение национальных республик В. Путин не пойдет.
Такая ретивость господина Прохорова, видимо, проистекает из непонимания того, что политика намного сложнее, чем бизнес. Но невежество не освобождает от ответственности.
Некомпетентность в бизнесе - банкротство самого предпринимателя; некомпетентность в политике - это не только удар по жизненному уровню народа, но и банкротство целого государства, вплоть до его исчезновения с лица земли.
На фоне разного рода революционеров и горе-реформаторов, которые то и дело появляются в российской действительности, еще больше понимаешь значимость и необходимость во власти такого многоопытного политика, как Владимир Путин.
- Как говорится, дурной пример заразителен. Некоторые собираются инициировать изменения в названиях чуть ли не всех национальных республик России. Например, новоявленные «спасители», но уже с другой стороны, считают, что субъекты федерации не могут носить названия одного из этносов. Так, например, Кабардино- Балкарию предлагают переименовать в Приэльбрусскую Республику, а Татарстан - в Казанскую, Башкортостан - в Уфимскую Республику. Логика их такова: «Сегодня все республики, в том числе и на Северном Кавказе, полиэтничны. И выделять один этнос, национальность в ее названии неправильно. Народы, которые не являются титульными, находятся в приниженном состоянии. Происходит меж¬национальное неравенство. Например, в Татарстане проживает 53 % казанских татар, при этом 47 % жителей - не татары. Получается, что эти 47 % - второсортные люди, проживающие там на правах гостей». Вы улавливаете логику этих суждений? Как Вы это прокомментируете?
- Эта неразумная инициатива направлена, в конечном счете, на ликвидацию национальных республик как таковых. Многие граждане России ошибочно полагают, что эти субъекты Федерации имеют больше социально-экономических и политических полномочий, чем области и края РФ. К этому ошибочному представлению граждан и апеллируют (опираются) недобросовестные политические деятели и их последователи. Все республики руководствуются теми же федеральными законами, что и области, края. Само по себе название республики никакого неравенства для российских граждан, проживающих там, не несет. Ощущение второсортности проживающих там граждан нетитульной нации проистекает от незнания национального языка, культуры, обычаев, иного вероисповедания, но никак от какого-то ущемления политических прав и свобод. От изменения названия республики коренной этнос не исчезнет. А следовательно, культура, обычаи, традиции, вероисповедание и т. д. национального большинства на конкретной территории будут доминировать.
В России абсолютное большинство населения русские, и это обязывает всех, не только приезжих, но и национальные меньшинства, знать и почитать русский язык, культуру, обычаи, традиции, но сохранив свою национальную культуру, язык, обычаи, в том числе и в рамках давно уже существующих национальных республик и краев. И это правильно, я считаю.
- В последние годы в странах Северной Африки и Ближнего Востока прошли так называемые «оранжевые революции». В результате Россия потерпела громадный геополитический ущерб, включая убытки от расторгнутых контрактов в Ливии в частности. Почему так случилось?
- Отсутствие демократии и реальных выборов, игнорирование волеизъявления народа как источника власти в этих странах позволяет одному и тому же правителю десятилетиями блаженствовать во власти. Естественно, они отрываются от народа, плохо представляют ситуацию в собственной стране и особенно негативные социально-политические тенденции в обществе. Поэтому не могут принять правильные решения. Такие авторитарные правители лишаются поддержки народа. Противники режима, в данном случае ливийской власти, воспользовались этим и свергли полковника Каддафи. Его свержению, как впрочем, и убийству, способствовали, как известно, западные страны.
Что касается наших интересов в Египте, Ливии и потерь, понесенных Россией, то, наверное, этим должны были заниматься профессиональные аналитики, изучающие социально-экономические, политические тенденции в этих и других странах. Они-то и должны предостерегать в своих выводах о нецелесообразности долгосрочных контрактов, иначе говоря, извещать обо всех возможных рисках, в том числе о воздействии внешних негативных факторов. Конечно, это сложная работа, и не всегда она удается. И в советское время были такие упущения как раз в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
- Что надо сделать, чтобы такое не повторилось в странах СНГ, в России?
- Причинами подобных социальных катаклизмов в виде «оранжевых революций», бунтов, массовых беспорядков чаще всего являются резкое ухудшение благосостояния народа; ошибочные политические решения правителей по вопросам войны и мира; ограничение гражданских свобод; политика власти, нарушающая принцип социальной справедливости для того или иного слоя населения, в том числе равенства всех перед законом. Например, неравенство граждан на дорогах России повлекло целое массовое протестное движение «Синие ведёрки». Такую ситуацию в начале XXI века создала сама власть, подобно феодальному государству. Как известно, преимущество в проезде конных экипажей в царской России (до 1917 года) имели чиновники, дворяне, офицеры, толстосумы (купцы I и II гильдии). В наше время в России таким правом обладают сановные чиновники (министры, губернаторы и т. д.), депутаты.
Ни в одной цивилизованной стране такого нет и в помине. Например, во Франции ещё во времена революционных событий XVIII века восставшим народом было выдвинуто требование об отмене неравенства в проезде на дорогах, наряду с другими политическими требованиями: гражданских свобод, равенства всех перед законом и т. д.
Приведенный факт свидетельствует о том, то российская власть ещё не совсем освободилась от рудимента феодализма - высокомерно-барского отношения к людям, как к холопам. При этом, надо полагать, она уповает на сверхтерпимость народа, - он, мол, и это унижение стерпит.
Надо отличать долготерпение народа при общегосударственных бедствиях (войны, трагических, техногенных и природных катаклизмах и т. п.), которое зиждется на его высоком сознании, от терпения народа при трудностях, которые создаются властью вследствие её некомпетентности, презрения к народу, тотальной коррупции и т. п. В этих случаях долготерпение населения - не в силу его высокого сознания, а вследствие его традиционной инертности, лености, политического равнодушия, похмельного синдрома и т. п. Но такое долготерпение людей может закончиться, как говорится, в одночасье от одного лишь негативного социального фактора. И накопившийся отрицательный заряд в обществе может вырваться наружу и взорваться бунтом, массовыми беспорядками, от которых пострадают не только народ, но и сама власть, как в 1917 году.
Сами по себе заклинания некоторых политиков, подобно шаманским кампаниям, что Россия полностью исчерпала дефицит бунтов и революций, не устраняют причин возможных социальных катаклизмов, а лишь опасно камуфлируют их. Ни одно государство мира заранее не застраховано от массовых беспорядков (бунтов), если власть начинает абсолютно не считаться с интересами народа.
С приходом к власти В.В. Путина появилась надежда, что власть не намерена испытывать долготерпение народа. Об этом свидетельствует его предвыборная программа, опубликованная в виде статей. Да и в целом политика В.В. Путина обнадеживает.
Мировая история свидетельствует: власть всегда оказывается «гибельной пилой», кромсающей тело государства и судьбы целых народов, если её «зубьями»-правителями являются фанатичные диктаторы-вожди, вселенские монстры-убийцы, невежественные реформаторы-недоумки, тщеславные паханы-паяцы, идеолого-припадочные сумасброды и авантюристы, оголтелые демагоги или профессиональные лжецы и прочие временщики, проклятые народом и историей. Из всех стран мира, пожалуй, всех больше «зубьев» этой «роковой пилы» прошлось по телу России.
Первый период правления Владимира Владимировича Путина (2000-2008 гг.) показывает: пришел к власти руководитель новой формации, который призван решать важные государственные задачи, притом, что наследие ему досталось от предшественников тяжелое, трудное для исправления.
Есть уверенность: и нынешний период его правления пройдет стабильно, обдуманно и без каких-либо шараханий.
Здравомыслящий правитель, а В.В. Путин является таким, приходя к власти повторно в результате волеизъявления народа, стремится работать на благо своего народа и страны так, чтобы войти в историю своего государства как выдающийся политический деятель, а не как проклятый правитель. Конечно же, деятельность президента В.В. Путина продиктована стремлением войти в историю российского государства положительным героем. Есть реальная надежда: в ближайшие годы нас минуют разрушительные гибельные ураганы бунтов и революций, подобные тем, которые возникли в Северной Африке и на Ближнем Востоке. для такого благоприятного ожидания есть и экономическая основа, наряду с политической волей власти страны.
- Уважаемый профессор, недавно Вы приняли участие в Учредительной конференции нового международного общественного движения - Российской службы мира. Чем она Вас, известного ученого и мыслителя, привлекла?
- Действительно, 30 октября сего года принял участие в учредительной конференции Российской службы мира. Прямо скажу, сначала привлекло само название. В русском языке слова «служение», «служить» имели всегда глубокий патриотический смысл, а «служить миру» имеет, на мой взгляд, и общечеловеческое значение. В тот день, присутствуя на Пречистенке, 20, я воочию увидел и пообщался со многими известными людьми, ветеранами отечественной дипломатической службы, деятелями культуры и науки, которые, несмотря на свою занятость, пришли и поддержали благородные цели и задачи Российской службы мира.
После обсуждения и принятия Концепции деятельности Российской службы мира был утвержден Устав РОСМИРА, так сокращенно решили назвать новое международное общественное движение. В соответствии с ним РСМ является российским общественным объединением, действующим в рамках общественной (публичной) дипломатии в регионах и странах, имеющих важное значение для Российской Федерации. Избраны руководящие органы.
Целями и задачами РСМ являются содействие повышению роли общественной дипломатии в развитии культурного, информационного, гуманитарного и иного конструктивного международного и двустороннего сотрудничества; оказание поддержки деятельности русскоязычных общин, в том числе в их правовой защите, равно как и находящихся за рубежом российских граждан; содействие изучению за рубежом русского языка, культуры народов России, традиций и истории нашей страны; информационное и правовое содействие развитию деловых связей с Россией, продвижению российских передовых технологий.
Я согласен также с тем, что в условиях резкого обострения глобальной борьбы за территории влияния, сырьевые и природные ресурсы, ведущейся в крайне опасных формах, особое значение приобретает способность России обеспечить свои национальные интересы и укрепить свои международные позиции в ключевых регионах и странах мира, а также обеспечить необходимую защиту находящихся за рубежом граждан РФ и русскоязычных общин. Масштабность и острота проблемы не позволяют адекватно решать данные задачи исключительно с позиций государственных структур.
Мне лично импонируют ветеран нашей дипломатической службы Станислав Александрович Шуванов, а также Геннадий Витальевич Кухтин, которые возглавили Российскую службу мира. Им удалось собрать вокруг себя достойных людей, которые и составили костяк Российской службы мира. Честь и хвала всем им, конкретных успехов на новом поприще!
- Многоуважаемый Зуфар Максумович, в заключение хотелось бы задать Вам наши традиционные вопросы. Что хотели бы Вы пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала, являющегося ведущим общим русскоязычным юридическим журналом в евразийском правовом пространстве?
- Мои самые добрые пожелания всем вам, сильному сплоченному коллективу ЕврАзЮж. Поскольку на сайте вашего журнала есть специальная страница «О нас говорят» и там можно найти множество традиционных ответов на эти вопросы, то позвольте говорить неказенным языком.
Все знают, я человек некомплиментарный, но не могу не выразить свое восхищение: не было бы такого главного редактора - не было бы такого журнала, полюбившегося многим и многим нашим коллегам на необъятных российских и других евразийских просторах. Журнала нужного, прежде всего, России, являющейся, как подчеркивалось выше, центром евразийской интеграции.
Именно в России издается уже пять лет, из них практически четыре года в ежемесячном режиме, «маленькой могучей кучкой» подвижников без привлечения бюджетных средств не имеющий прецедентов научный правовой и политико-правовой журнал. Это может отрицать только несведущий человек или патологический злопыхатель, работающий на чей-то заказ. Сегодня подвижничество - явление крайне редкое, почти все гонятся за деньгами. А между прочим в дореволюционной России подвижничество было популярно и считалось правилом хорошего тона.
Еще лет пять назад я был приглашен в члены Редсовета Евразийского юридического журнала. В самом названии я почувствовал интернациональный дух, какую-то естественную силу, сближающую наши евразийские народы, поэтому сразу дал свое согласие. И не ошибся!
Как ученого и писателя меня всегда привлекают люди Вашего характера. Вы - сын благородных татарских кровей, хорошо зная татарскую культуру и язык, не уподобились тем, кто возводит в абсолют эти благородные, но все же недостаточные слагаемые, для того чтобы стать большим ученым и организатором, каковым Вы стали в Москве. Вы положили начало большой интернациональной семье, в которой внуки с рождения говорят на русском языке.
Человек, прочитавший однажды Ваш послужной список, будет просто поражен тем, через какие сложнейшие испытания Вам довелось пройти. Вы воскресли не единожды, собрав свою железную волю воедино. И при этом не озлобились, как говорится, на все и вся.
Искренне желаю Вам, Инсур Забирович, и впредь быть таким же стойким и мудрым в это сложное и трудное для России и нашего Содружества время. Ибо от этого зависит жизнь полюбившегося популярного периодического издания - Евразийского юридического журнала, призванного способствовать сплочению евразийской правой теории и практики и, в конечном итоге, формированию Евразийского Союза.
- Спасибо!