THE BIALOWIEZA AGREEMENTS OF 1991 AND THE CONSEQUENCES OF THIS EVENT FOR THE PRESENT AND FUTURE OF EURASIA
Визитная карточка
Кебич Вячеслав Францевич - советский и белорусский партийный, государственный и политический деятель. В 1973-1978 гг. - главный инженер, директор Минского станкостроительного завода им. С.М. Кирова; в 1978-1980 - генеральный директор Минского ПО по выпуску протяжных и отрезных станков им. С.М. Кирова; в 1980-1985гг. - второй секретарь Минского городского комитета КПБ, заведующий отделом ЦК КПБ, второй секретарь Минского обкома КПБ; 1985-1990 гг. - заместитель Председателя Совета Министров БССР - Председатель Госплана БССР; 19891991 - народный депутат СССР; в 1990-1994 гг. - Председатель Совета Министров БССР и независимой Белоруссии. В соответствии с занимаемой должностью 8 декабря 1991 года поставил свою подпись после Станислава Шушкевича под Беловежским соглашением. Участвовал в президентских выборах 1994 года, однако уступил во втором туре Александру Лукашенко. В 1996-2004 - депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Был одним из тех политиков, которые признали результаты референдумов 1995 и 1996 годов. С 1994 года по настоящее время - председатель Белорусского торгово-финансового союза.
- Каким образом, уважаемый Вячеслав Францевич, в историческом аспекте Вы можете провести параллель между такими событиями как подписание Беловежских соглашений 1991 года и настоящего состояния процесса интеграции на постсоветском пространстве? Сколь перспективны усилия, направляемые руководителями государств, на упрочение Союзного государства Беларуси и России, на поддержание мира на Западных рубежах нашего государства?
- Прежде всего, позвольте поблагодарить Редакцию Евразийского юридического журнала за возможность нашей встречи. Что ж, начнем со столь глобальных взаимосвязей государств великой Евразии. Действительно, мне довелось в силу предшествующих последовательных должностных продвижений не только в Беларуси, но и СССР в целом стать одним из участников Беловежских соглашений. Следует указать, что это событие, действительно, оказалось точкой отсчета глобального масштаба. В истории XX века, да и ранее, врагами России не раз предпринимались попытки ослабить или уничтожить такое мощное государство. Вот и в конце прошлого - ХХ века - наступило такое время. Ослабление государственной власти это, к сожалению, почти закономерный процесс, следуя логике цикличности общественного развития. Трудно государственным органам и лицам, представляющих их, учитывать все политико-экономические вызовы, которые зреют как в самом государстве, так и непременно воздействуют извне, предпринимая все средства для нарушения равновесного состояния общества. Очевидно, такое время и наступило в 80-е годы прошлого века. Не могу сказать, что система социализма была не пригодна для управления огромной страной. Наоборот, социальная защищенность людей была на высоком уровне, безопасность государства и его граждан была также соблюдена, но небольшие изменения, реформирование требовались. Мир держался именно на той связующей системе общественных отношений и, в первую очередь, правовой системе, которая была обусловлена ст.6 Конституции СССР 1977 года. Разрушили систему идеологии, тем самым перечеркнули всю систему права, в том числе пострадала и международная ее составляющая. Но, как говорят, ломать - не строить. Вот от именно упомянутых вами событий в белорусских Вискулях и начался отсчет «нового времени», когда каждая республика бывшего СССР оказалась в одиночестве, без исторически обусловленного центра в Москве, перед необходимостью самостоятельно, путем проб и ошибок строить свою государственность и систему права. Сейчас, практически все, сожалеют об этом. Но время не вернуть, остается только анализировать и вспоминать, в надежде, что это прошлое будет учтено в будущем. Но спустя почти 30 лет выстраивается жесточайшим путем новая система взаимоотношений между государствами бывшего СССР. Созданы и действуют такие, закрепляющие эти отношения, международные организации, как СНГ, Союзное государство Беларуси и России, а также ЕАЭС. Особую роль имеет содружество силовых структур наших стран, оно неизбежно, и служит делу мира и поддержания правопорядка. Москва и Минск остаются по-прежнему в едином территориальном пространстве - это очевидно. Интересы двух народов совпадают, политические лидеры настроены оптимистично. Значит, есть все шансы для утверждения - Россия и Беларусь сумеют выстоять в условиях политических вызовов врагов интеграции. А Беловежские соглашения останутся в памяти потомков как историческая дата, которая имела место, но должна быть учтена также и с позиций «Повести Временных лет», где упомянута печальная битва славян на Немиге. Брат против Брата - это откат в феодальное прошлое, наши народы не должны допустить подобное в истории будущего.
- Вот Вы упомянули битву на реке Немига 1067 года. Это, действительно, печальное событие в истории славянских народов, это свидетельство разобщенности и неумения предвидеть будущие вызовы, связанные с заинтересованностью врагов в подобном ослаблении Руси. А каким образом, по Вашему мнению, можно проецировать эти феодальные войны спустя десять веков на современные отношения XXI века ставших уже независимыми государств СНГ?
- Мне понятно проведение параллелей в этих событиях. Но есть и существенные пояснения. Во-первых, следует указать, что аналогия с настоящим временем может быть проведена. Противостояние политических сил в славянском государстве, в частности, в Украине может стать катализатором больших потрясений. Современная Украина в настоящее время находится в весьма критической ситуации. Противостояние двух частей некогда единой республики - это печальное напоминание об ослаблении государственной власти в целом, об опасности превалирования у ее руководителей частных интересов. Государственный человек, высокое должностное лицо не живет частной жизнью. Все его силы, все его жизненные интересы и опыт служат одной цели - государству. В Украине, пусть и ставшей на путь суверенитета, мы наблюдали иные сценарии: частная собственность, ранее принадлежащая государству, оказывалась в постоянном разделе между как чиновниками - «слугами государства», так и лицами, представляющими иностранный капитал и интересы «не этого» государства. Здесь не оставалось места для заботы о большем, об основополагающем - о построении стабильной системы власти, о создании системы социальной защиты народа Украины. Во- вторых: следует отметить, что даже мой личный опыт должностного лица, находящегося среди подписантов Беловежских соглашений, подтвердил правильность вывода: уже в начале 90х годов украинские политические лидеры тяготели к полному отрыву от Москвы, как центра. Политическая несостоятельность этого нашла свою реализацию в выходе из СНГ, что напрямую противоречит даже самим Беловежским соглашениям. Нарастающее игнорирование норм права СНГ со стороны основных подписантов самого этого соглашения, его Устава - это слишком показательный пример профанации закона. Что в подобном случае остается народу, который видит столь вопиющие нарушения? Только бунтовать или следовать примеру своих господ: жить, не почитая правопорядок, который уже давал сбои, что и вылилось в Майдан.
- Какое будущее Вы видите в Украине? Россия с большой озабоченностью относится к решению проблемы урегулирования вооруженного конфликта. Как известно роль Минска в решении проблемы в рамках нормандской четверки неопровержима. Беларусь, как это очевидно, в этом случае многое делает для недопущения разрыва связей с Украиной.
- Будущее Украины зависит от ее народа, который традиционно будет прав. Древние говорили: глас народа - это глас божий! Божественная власть, или власть высшая, которая и есть судья - это демократия. Но мы забываем и другое значение этого слова: демократия, это и демон, т.е. то, что дает эффект разрушения, освобождения тех сил, которые могут смести все на своем пути. Но это следует назвать тревожным сигналом. Полагаю, что Украина, сумеет найти способы решить свои проблемы. Верю в будущее этого талантливого и трудолюбивого народа, которому дарована территория полная довольства. Недостает только нормальной системы и той личности, которая сумеет соответствовать требованиям настоящего времени, которое не ждет. Необходимо международное участие в урегулировании вооруженного противостояния в Донбассе. Но следует помнить, что в истории граждане всегда верили лишь национальным лидерам, связанным с землей, соответствующим представлениям простого человека о справедливости. Верю, что таких личностей, молодых и ответственных, в столь богатой Украине будет больше. Минск, со своей стороны, всегда готов стать той площадкой, на которой можно безопасно обсудить трудные вопросы и подписать способствующее делу миру соглашение. Опыт подобного рода белорусы уже накапливают.
- Как Вы оцениваете идеи по укреплению интеграции Беларуси и России? Реалистично ли, с Вашей точки зрения большого хозяйственника в прошлом, создание единого Налогового кодекса или введение единой валюты двух государств?
- Вопрос о введении единой валюты на постсоветском пространстве - это идея, возникшая одновременно с созданием СНГ. Неоднократно мною отмечалась необходимость этого шага для новых независимых государств. Но в те далекие годы, когда «демократии бралось, сколько хотелось» голоса политических лидеров стран СНГ звучали диссонансом, а Украина сразу же дистанцировалась от подобного проекта. Но настоящее положение в политике и экономике таково, что дезинтеграция - это слишком дорогостоящее дело. История с Брэкзитом в Великобритании показывает это. Россия и Беларусь не стояли столь далеко друг от друга, как Европа и Великобритания, ни в политическом, ни в географическом аспекте. Мы, как отметил В.В. Путин на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июле этого года - единый народ. И мы - Россия и Беларусь - не отошли столь далеко в действующих у нас системах права. Поэтому я вижу перспективу введения единого рубля. Безусловно, придется много работать над этим. Но молодые кадры наши столь патриотичны и хорошо подготовлены, что они придут к соглашению, последовательно реализуя все предшествующие этому событию задачи.
Единый Налоговый кодекс России и Беларуси - не менее тонкое дело. Поступление денежных средств в «единый кошелек» - это уже объявление единой семьи, которая, по сути, и не распадалась. Будем ждать добрых результатов этой работы от специалистов двух стран ради благосостояния наших граждан. У нас нет альтернативы, только интеграция. Бережный и последовательный подход к этому процессу - это залог реализации. Национальные парламенты в этом должны быть той платформой, где будут и дискуссии, и политические баталии. Но все они должны привести народы к бесконфликтному и на благо всех решению вопросов.
- Как известно, 20лет назад, а именно 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства. Руководство наших стран приступило к практической реализации идеи интеграции. Но, как это очевидно, далеко не все граждане Беларуси в настоящее время позитивно относятся к форсированию интеграции с Россией. Недавние протесты на улицах Минска против активизации ускоренного объединения с Россией показали достаточно критичное отношение многих белорусов к этому процессу.
- Могу с уверенностью сказать, что народ - это как лакмусовая бумага. Его трудно ввести в заблуждение, особенно в Беларуси, где власть всегда действует предельно искренне в отношении своих граждан. Конечно, время для нормального продвижения интеграции России и Беларуси в рамках права потеряно: 20 лет для размышлений и даже при наличии «молочных» и «газовых» войн - это слишком много. Средства массовой информации в Беларуси действуют максимально открыто, предоставляя возможность ознакомления со всеми событиями в мире. Буду и я предельно откровенен: безусловно, проблемы в мире с Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и Крымом как территориями деликатно именуемыми «с непризнанным суверенитетом» существенны. Эти «шахматные игры в чужих интересах» - есть ни что иное, как «робкие» попытки испытать в очередной раз Россию на прочность. Полагаю, что столь великое государство выдержит и устоит и в очередной раз. Но Беларусь - это совсем другое дело. Мы - состоявшееся государство, оберегающее Россию по ее Западным рубежам как от коварных планов НАТО, так и от расширения Евросоюза в его не совсем добросовестных целях. Сейчас должны быть учтены новые объективные обстоятельства. Но верю в разумность нашего руководства, убежден в способности политиков и юристов найти правильный выход. Мир будет сохранен, вера народов в справедливость не должна быть подорвана. А имеющий место всплеск эмоций на улицах Минска молодых белорусов по поводу нежелания активизации интеграции - это нормальная реакция, это знак, который подает все тот же глас народа, как глас Божий: очиститесь, россияне, от недопустимой в развитом государстве коррупции, исправьте положение в социальной сфере, проявите больше заботы о собственном народе! Не действуйте с помощью диктата в отношении Беларуси! Мы доказали на протяжении 20 лет свою преданность России в гораздо большей степени, нежели другие республики бывшего СССР. Когда эти претензии будут искренне учтены нашими российскими братьями, вы увидите на улицах Минска множество людей с транспарантами, на которых будут слова, приветствующие единение России и Беларуси. Только тогда братский народ Беларуси воспримет с должным уважением идею объединения, проявит всегдашнюю готовность встать рядом с русским народом в общем деле построения государственного устройства ради будущего их детей и внуков.
- Вячеслав Францевич, Вы являетесь для молодого поколения примером последовательного продвижения, прохождения по служебной лестнице человека из народа. В Вашем послужном списке такие должности как: зам. Председателя Совета Министров, председатель Госплана БССР (1985-1990); с 1994 года Вы являетесь председателем Белорусского торгово-финансового союза. В 1989-91 гг. избирались народным депутатом СССР, депутатом Верховного Совета БССР (1985-1991 гг.) и Республики Беларусь (1991-1996 гг.), палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь (1996-2004 гг.). Являлись членом ЦК КПБ в 1986-91 гг., ЦК КПСС в 1990-91 гг. Награждены многими орденами и медалями, имеете ученую степень. Ваш жизненный опыт Вы доносите будущему поколению государственников в своих книгах, которые имеют даже мемуарный характер, так как отражают Ваш большой жизненный путь, огромную практическую деятельность на благо не только Беларуси, но и всего некогда могучего государства. Из наиболее известных книг последнего десятилетия следует назвать: «Искушение властью: из жизни премьер-министра» (2008); «Беловежский гамбит» (2013); «Любим ли мы Россию?» (2015). В Беларуси Ваши книги стали, своего рода, учебниками для молодых управленцев. Что в книгах наиболее ценного Вы хотели донести до российского читателя?
- Как известно, книга - это не только источник знаний, но это и сильнейшее оружие. Знаний у меня, прошедшего столь большой жизненный путь, будучи облеченным большими и ответственными должностями, накопилось достаточно. Пора относится к ним ответственно, что подразумевает и передачу такого ценного груза. Когда-то в детстве мои родители, несмотря на все трудности военной и послевоенной поры, а также трудный быт белорусской приграничной деревни, дали мне все возможности для окончания средней школы. В дальнейшем в нашей семье альтернативы моего будущего не было: меня благословили на поступление в вуз в столицу. Дорога к светлому будущему человека из села - это нормальный путь каждого общества, которое заинтересовано, чтобы люди, в наибольшей степени связанные с землей и ее народом, шли не только трудиться в поля и на стройки, но и продвигались в органы власти. В Беларуси и сейчас сохранена эта система. Надеюсь, что наши молодые управленцы славно будут трудиться на благо не только родной Беларуси, но и России, на благо укрепления экономики, правопорядка и мира на земле. В настоящее время, мои книги присутствуют и в фондах Российской Государственной библиотеки в Москве. Есть эти книги и в Интернете. Полагаю, что подобная литература может служить источником не только информации о том, как нужно действовать молодым в целях продвижения по службе, но и станет способом воспитания последовательности в реализации личных планов, примером служения Родине. Много пришлось пройти. Но великая цель всегда стояла у меня в мыслях. Главное -это благополучие людей, мир на границах нашего государства, и убежденность в правильности выбранного дела.
- Каким образом Ваша настоящая деятельность связана с реализацией перспектив укрепления ЕАЭС?
- Белорусский торгово-финансовый союз, который я в настоящее время возглавляю, делает большую работу по укреплению экономики, наши связи распространяются на многие страны. Территория государств Евразийского экономического пространства - это также сфера наших интересов. Мы приглашаем всех к сотрудничеству, к решению целевых проблем сообща. Могу сказать, что мои большие не только служебные обязанности в экономической и финансовой сфере, но и личные симпатии связаны с рядом республик Центральной Азии. Мне много доводилось работать в этом направлении. Хорошо помню трудные годы, когда нужно было вести дискуссии в Верховном Совете СССР по вопросам планирования экономики, поставок продукции в среднеазиатские республики. Это очень существенное дело не только для стран Азии, но и для России. Беларусь в настоящее время является надежным экономическим партнером Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Недавняя поездка президента Беларуси А.Г. Лукашенко в Туркменистан также завершилась подписанием ценных для экономики соглашений. Как в двустороннем, так и в многостороннем - в рамках ЕАЭС - сотрудничестве Беларусь является надежным гарантом в деле продвижения интересов как России, так и всех заинтересованных сторон. Что же касается личных эмоций, то именно Нурсултан Абишевич Назарбаев, встречи в служебном и личном порядке с которым я вспоминаю, является для территории Евразии примером преданности и последовательности проведения политики интеграции. Полагаю, что Евразийский союз станет той отравной точкой, за которой последует осознание политиками неизбежности объединения наших главных капиталов: ими является наш стойкий и терпеливый народ, живущий на двух континентах - Европы и Азии.
- Уважаемый Вячеслав Францевич, в диалоге с Вами просматривается бесценный кладезь политической и народной мудрости. Ваш жизненный и государственный опыт важен для последующего поколения. Мы благодарны Вам за встречу на страницах Евразийского юридического журнала. Надеемся на дальнейшее Ваше присутствие в наших научных рядах: ждем Ваших новых книг и научных работ, в которых будет содержаться не только опыт прошлого государственного строительства, но и рекомендации последующим управленцам. Всего Вам самого доброго! Долгих лет жизни!
Интервью брали: