Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
Фарида Мамад:
О праве человека–взгляд Комиссара по правам человека Республики Мозамбик
О праве человека рассказывает Комиссар по правам человека Республики Мозамбик Фарида Мамад

О праве человека рассказывает Фарида Мамад

№ 7 (110) 2017г.

FARIDA MAMAD
: HUMAN RIGHTS LAW - PERSPECTIVE FROM THE NATIONAL HU­MAN RIGHTS COMMISSIONER OF MOZAMBIQUE

An interview about Human Rights Law with Farida Mamad, National Human Rights Commissioner of Mozambique.                                                                                                                                                                                          

Визитная карточка:

Фарида Мамад - национальный Комиссар по правам человека Республики Мозамбик, юри­сконсульт Верховного Суда Республики Мозамбик (г. Мапуту, Республика Мозамбик), преподава­тель кафедры международного права Университета города Претории (г. Претория, Южная Африка), докторант (PhD) юридического фа­культета Университета города Хасселт (г. Хасселт, Бельгия). Окончила бакалавриат юридического факультета Университета имени Эдуарда Монлейна (г. Мапуту, Республика Мозамбик). Окончила магистратуру юридического факультета Университета города Пре­тории (г. Претория, Южная Африка). Член профессионального сообщества юристов в защиту социальной справедливости южной части Сахары (Африка). Член юридического центра по правам человека Университета города Претории (г. Претория, Южная Африка). Член профессиональной ассоциации выпускников юридического факультета Университета города Претории (г. Претория, Южная Африка). Является одним из организаторов ежегодной региональной конференции в области права социальной защиты и защиты прав чело­века (г. Мапуту, Республика Мозамбик). Является автором научных публикаций в области защиты прав человека и права социальной защиты, в том числе, защиты прав женщин. Владеет португальским, английским и шона языками.

**************************************************************************************

Фарида Мамад—     Мадам Комиссар, благодарим Вас за Ваше желание принять участие в интервью для «Евразийского юридиче­ского журнала». Расскажите, пожалуйста, какие жизнен­ные события повлияли на выбор вашего профессиональ­ного пути? Почему именно права человека?

—     На самом деле это не я выбирала. Это право выбрало меня. В моей стране профессию не выбирают. Профессиональ­ный выбор во многом предопределен способностями человека, его академическими успехами. Во многом школьные достиже­ния определяют дальнейший профессиональный путь каждого. В мое время (2000 год) Университет имени Эдуарда Монлейна был единственным Университетом в стране и основным критери­ем для определения школьников в Университет были школьные оценки. Меня, например, направили изучать юриспруденцию.

Почему именно права человека? Меня всегда интересовали вопросы социальной справедливости. Мое детство прошло в стра­не, которая находилась в состоянии войны. Война - это грубейшее нарушение прав человека. Можно сказать, что с рождения у меня развивались обостренные чувства к социальной несправедливо­сти, к нарушениям в области прав женщин. Я всегда обращала внимание на разницу в отношениях к мужчинам и женщинам. Я родилась и живу в стране, где до сих пор сильны уклады патриар­хального общества, «ценность» женщины и мужчины, неодинако­ва. Как женщина, я считаю, что профессионально могу работать, как минимум, наравне с мужчинами. А в патриархальном обще­стве женщины часто несут ответственность лишь за домашнюю работу. Для себя я бы хотела большего в жизни.

Во время учебы в Университете я узнала о том, что такое «со­циальная справедливость». Дальнейший свой выбор я сделала уже вполне осознанно - я решила посветить свою жизнь защите социальной справедливости. В дальнейшем во многом благодаря этому моему решению я с благодарностью приняла назначение на должность национального комиссара по правам человека.

—     Мадам Комиссар, читателям будет интересно узнать о комиссии по правам человека Республики Мозамбик? Как она создавалась? Какими полномочиями обладает?

—     Комиссия - это государственный орган, контролиру­ющий другие государственные институты - правительство, парламент, судебную власть на предмет соблюдения прав че­ловека. У комиссии довольно обширный мандат - контроль за соблюдением прав человека в стране. Например, в рамках мандата Комиссия готовит отчеты в международные органи­зации, занимающиеся охраной прав человека на междуна­родном уровне (например, в международную организацию защиты прав ребенка). Комиссия готовит ежегодный отчет о соблюдении прав человека для членов парламента. Комиссия получает и рассматривает жалобы на нарушения прав чело­века в стране. Часто такие жалобы касаются нарушения прав человека в местах заключения, в тюрьмах, жалобы на пытки. Большинство жалоб, поступающих в Комиссию, приходит именно из мест лишения свободы. Члены комиссии исследу­ют поступающие обращения, о выявленных фактах наруше­ний информируют прокурора. В соотвтествии с положения­ми национального права у прокурора есть пять дней, для того чтобы отреагировать на факты, изложенные в обращении на­циональной комиссии по правам человека.

Комиссар по правам человека Республики Мозамбик Фарида Мамад на официальной встрече у Президента Республики Филипа Джосинто Нуси. 2016



Комиссар по правам человека Фарида Мамад на официальной встрече с Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном. 2013

Комиссия была создана в 2012 году. В ее состоаве 11 членов (4 избираются населением, 3 - представители правительства, 3 - пред­ставители парламента и один член комиссии - это представитель коллегии адвокатов). Решения комисси принимаются путем голо­сования. До сих пор всего лишь 3 женщины были избраны на долж­ность национальных комиссаров по правам человека, в том числе и я. В 2012 году за мое назначение проголосовало население страны. Так я стала национальным комиссаром. С тех пор я активно защи­щаю права человека в Республике (в рамках мандата Комиссии).

—     В настоящее время Вы работаете над диссертаци­онным исследованием. Рабочее название исследования «Гендерные вопросы в области правового регулирования социальной защиты в Республике Мозамбик». Чем обу­словлен выбор именно этой темы?

-        Мое исследование направлено на изучение того, каким образом национальное право обеспечивает права женщин на со­циальную защиту. Национальным правом «социальная защита» определена как универсальное право каждого, кто имеет трудо­вой договор, а также право людей, лишенных доходов, или право нуждающихся людей. Важно быть защищенным тогда, когда че­ловек находится в группе риска жизненного цикла (например, доступ к медицинскому обслуживанию, поддержка при нехват­ке продовольствия, и т. д.). Я изучаю, а какие трудности могут испытывать женщины при реализации своего права на социаль­ную защиту? Как, с точки зрения юриста, можно эти трудности разрешить? В своем исследовании я опираюсь на феминистский подход. В рамках подхода считается, что в обществе есть структу­ра власти, в этой структуре женщины могут быть ограничены в реализации своих прав. Так, например, когда-то право на соци­альную защиту определялось лишь как право «зарабатывающе­го на хлеб». Женщины не допускались на рынок труда. Конечно, в настоящее время многое изменилось, и право уже признает равенство женщин, женщины могут работать. Однако женщины и мужчины испытывают разные трудности в ходе жизненных ци­клов. Право, закон должны учитывать эти различия.

Я выбрала именно эту тему исходя из своего профессионально­го опыта. Работая в национальной комиссии по правам человека, я часто сталкиваюсь с тем, как права человека воспринимаются лишь как исключительно гражданские или политические права. В мень­шей степени мы обращаем внимание на взаимосвязь гражданских, политических, культурных и других прав человека. Я обратила вни­мание, что за нарушением гражданских прав человека практически всегда есть нарушение его экономических прав. Например, если кто - то обращается ко мне с жалобой на пытки в местах лишения сво­боды, я спрашиваю, а как он оказался в заключении? В ответ я часто слышу о бедности: просто нет средств к существованию. Поэтому я выбрала именно такую тему для своего диссертационного исследо­вания. Я хочу принять участие в научной дискусии о неделимости прав человека (права человека - кумулятивные, это политические, социальные, культурные и др. права).

Я надеюсь, что результаты моего исследования будут спо­собствовать развитию права социальной защиты. Оно должно служить инструментом для прекращения бедности и социаль­ной несправедливости в моей стране.

—    Мадам Комиссар, на Ваш взгляд права человека это универсальная ценность? Ведь существует точка зрения, что это западные ценности, что такие ценности чужды для Африки?

—     На мой взгляд, права человека по определению (ст. 1 и 2 «Всеобщей декларации прав человека» - «[...] все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и пра­вах») универсальны. Нет разницы в достоинстве человека. До­стоинство есть достоинство. Нет разницы - в США, в Африке или в России. Уважай каждого. Достоинство есть у каждого. Без исключений. Откуда ты родом не должно иметь значения. Рассовая принадлежность не должна иметь значения. Половая принадлежность не должна иметь значение.

Конечно, я знаю о такой точке зрения, что ценность прав человека чужда для Африки, что права человека - это не «аф­риканские права». Отчасти я понимаю эти утверждения - права человека во многом ставят под сомнения наш «status qua», наш привычный африканский стиль, наш способ вынесения судеб­ных решений. Права человека изменяют привычную парадигму уклада африканского образа жизни. Они ставят под сомнения наш социальный уклад. Но лишь в тот момент, когда общество осознает разницу - вот тогда начинают происходить перемены. Например, когда в обществе женщины приравнены в правах к детям и права женщин не признаются наравне с правами муж­чин, право прав человека может внести ясность - женщины и мужчины равны. Конечно, общество сопротивляется, оно не го­тово принять новую концепцию, что женщины равны с мужчи­нами. Вот тогда то и появляются теории, которые говорят о том, что концепция, которая подвергает привычный уклад сомнени­ям - западная (со всем уважением ко всем иным аргументам по этому поводу, например, о том, что представители Африки не участвовали в разработке прав человека)...

—     А какие ученые, по Вашему мнению, оказали зна­чительное влияние на развитие права человека в Африке?

—     На мой взгляд, Франц Вильюн (Frans Viljoen), конечно же. Его труды оказали значительное влияние на африканскую

Фарида Мамад, Комиссар по правам человека Республики Мозамбик на встрече с гражданским населением по вопросам охраны прав детей.

Город Билен, Республика Мозамбик. Ноябрь, 2016

систему прав человека. В частности, он написал книгу о раз­нице в подходах к правам человека в международном праве и национальном праве. Совместно с коллегами он впервые орга­низовали учебный судебный процесс в Африке (African Moot Court Competition). Сейчас подобные учебные судебные про­цессы проходят ежегодно и все университеты в Африке прини­мают в них участие. В прошлом году темой учебных судебных процессов была выбрана тема «Права женщин». Я принимала участие в качестве судьи одного из финальных этапов.

—     А какие основные тенденции в развитии междуна­родного права прав человека Вы видите? На Ваш взгляд, почему они важны?

—     Я считаю, что в настоящее время международное право прав человека активно развивается. Сейчас, например, идет дис­куссия о взаимосвязи и неделимости прав человека. До недавнего времени под правом человека понимались в основном лишь граж­данские и политические права человека, о чем я уже упоминала в интервью. Но сегодня система значительно изменилась. Если мы посмотрим на такие документы, как, например, Декларация Тыся­челетия, Цели Устойчивого Развития и на не имеющие обязатель­ной силы документы, устанавливающие минимальный уровень социальной защиты в Республике Мозамбик, можно отметить, что все они рассматривают бедность как многомерную проблему. Это говорит о том, что складывается более целостный подход к правам человека. Сейчас нарушение одного права человека уже не считается автоматически нарушением лишь одного, это мо­жет быть нарушением трех, четырех и даже пяти прав человека. Говоря о бедности, сегодня мы можем посмотреть на проблему с разных позиций - гендерной принадлежности человека, его физи­ческой (не)способности и др. Например, в рамках международно­го процесса международной конвенции по гражданским и поли­тическим делам, когда мы говорим о праве на равенство, мы уже не рассматриваем исключительно вопросы дискриминации. Мы также рассматриваем вопросы, связанные с причинами наруше­ния прав человека. Такие причины могут быть и социальными, и экономическими... теперь все эти вопросы могут рассматриваться в рамках международного процесса международной конвенции по гражданским и политическим делам, хотя раньше, эти вопро­сы подпадали бы под юрисдикцию международной конвенции по экономическим, социальным и культурным правам.

На современном этапе международное право прав чело­века определенно активно развивается. Право на достоинство личности становится универсальным правом. Неделимым. Достоинство есть достоинство.

—     Мадам Комиссар, а какова на Ваш взгляд роль Рос­сийской Федерации в международных процессах связан­ных с правами человека?

—     Несмотря на международно-правовой принцип равен­ства стран, согласно которому государства равны в правах и обя­занностях, есть определенная доля дифференциации в реализа­ции государствами права прав человека. Российская Федерация, несомненно, имеет ключевое значение на международной арене в материализации прав человека. Россия имеет ключевое значе­ние не только по отношению к гражданам Российской Федера­ции, но и для реализации прав человека в отношении граждан других государств. Простой пример, в процессе преподавания курса международного права в Университете имени Эдуарда Монлейна (г. Мапуту, Республика Мозамбик) мы опираемся на доктрины российских ученых-юристов, например, профессора доктора юридических наук Григория Тункина.

—     Мадам Комиссар, а каковы современные тенденции развития права прав человека в Республики Мозамбик?

—     Система права Республики Мозамбик основана на основных принципах права прав человека. Такие принципы закреплены в Билле о Правах в Конституции Республики Мо­замбик. Страна ратифицировала основные международные конвенции в области прав человека (например, международ­ный пакт о гражданских и политических правах (ICCPR), кон­венцию о ликвидации всех форм дискриминации в отноше­нии женщин (CEDAW), конвенцию по правам ребенка (CRC), конвенцию о статусе беженцев (the Refugee Convention), кон­венцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (the Torture Convention) и соответствующие протоколы и др.). Есть африканские правовые инструменты - Африканская хартия (African Charter), Протокол о правах женщин, Декларация о правах ребенка, и др.

На мой взгляд, система права прав человека в Республике довольно развита. Страна активно отчитывается в форме ре­цензируемых докладов о соблюдении прав человека в соответ­ствующие органы ООН и на региональном уровне. Республика Мозамбик считается активной страной в этой области права. Но, как и во многих других странах, еще есть определенные сложности, например, связанные с защитой прав женщин.

—     Мадам Комиссар, благодарим Вас за интервью для «Евразийского юридического журнала». Желаем Вам дальнейших профессиональных успехов!

—     В свою очередь я благодарю редакторов Евразийского юридического журнала за предоставленную возможность свя­заться посредством интервью с евразийскими коллегами, уче­ными - юристами.

В процессе работы над диссертационным исследовани­ем, я поняла, что в области прав человека еще очень много нерешенных вопросов. Я призываю читателей журнала при­соединиться к обсуждению важных вопросов в рамках права прав человека.

Интервью брала:

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях