Persona Grata

Евразийский юридический журнал

О. В. ГРЕЧКИНА:
PERSONA GRATA
О ПРАВОВЫХ ОРИЕНТИРАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой административного права и процесса Института права и национальной безопасности Юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС при Президенте РФ, Гречкиной Ольгой Владимировной.

Интервью с Гречкиной Ольгой Владимировной

№ 9 (124) 2018г.

O. V. GRECHKINA:

ABOUT LEGAL GUIDELINES OF EURASIAN INTEGRATION

Interview with Ph.D in Law, Professor, Head of Administrative law and process sub-faculty of the RANEPA under the President of the Russian Federation, Grechkina Olga Vladimirovna.

Визитная карточка:

Гречкина Ольга ВладимировнаГречкина О.В. в 1996 г. окончила Южно-Уральский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Трудо­вая деятельность по юридической специальности: заведующий отделом ЗАГС администрации Калининского района г. Челябинска, старший помощник Челябинского транспортного прокурора, заведующий кафедрой конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, профессор, заведующий кафедрой административного права и процесса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 12.00.14 на тему «Административное производство по делам о нарушении таможенных правил» в диссертационном совете, созданном на базе Южно-Уральского государственного универси­тета. В 2011 году защитила докторскую диссертацию на тему «Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование» в диссертационном совете, созданном на базе Российской правовой академии Мини­стерства юстиции Российской Федерации. В 2013 году присвоено ученое звание профессора.

Гречкина О. В. активно занимается научной работой. Она является автором более 130 научных работ, в том числе публи­кации в журналах, входящих в перечень ВАК, и в журналах, индексируемых в признанных международных системах цитирования (Scopus, Chemical Abstracts, Web of Science). Под авторством профессора О. В. Гречкиной вышло 12 монографий, среди которых следу­ет выделить монографии: «Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации», «Правоприменительная деятельность таможенных органов Российской Федерации» (в соавторстве с В. И. Майоровым), «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» (в соавторстве с Е. В. Давыдовой), «Административная юрисдикция в сфере таможенного регулирования: проблемы теории и практики», «Административная юрисдикция таможенных органов России», изданная в 2011 году в Германии и др.

Сферу научных интересов О. В. Гречкиной составляют проблемы административного и таможенного права, при этом наиболее весомый вклад был внесен ей в разработку вопросов, касающихся административно-юрисдикционной деятельности таможенных ор­ганов.

С 2009 года О. В. Гречкина имеет опыт работы в диссертационных советах в качестве ученого секретаря и заместителя пред­седателя диссертационного совета. В настоящее время является членом объединенного диссертационного совета (Нижний Новгород, Санкт-Петербург). Под руководством О. В. Гречкиной успешно защитили кандидатские диссертации 12 соискателей.

Гречкина О. В. имеет патент на объекты интеллектуальной собственности. Патент на промышленный образец № 95366 Схе­ма «Функционально-структурная система видов административной деятельности таможенных органов», 2015 г.

Гречкина О. В. принимает активное участие в законопроектной и экспертно-аналитической работе. В составе рабочей группы Экспертного совета по таможенному регулированию при Комитете Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, принимала участие в заседаниях на тему «Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближен­ных к Государственной границе Российской Федерации» (в 2008—2009 гг.) и круглом столе «Таможенный союз республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации в 2010 году» (2010 г.). В 2015-2016 гг. входила в состав рабочей группы по разработке проекта Кодекса об административной ответственности под руководством Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А. А. Агеева.

Гречкина О. В. является членом редакционных советов и редакционных коллегий в 5 научных журналах. Член-корреспондент Евразийской академии административных наук. Член правления Национальной ассоциации административистов. Член Ассоциации юристов России. Эксперт Российского фонда фундаментальных исследований.

*****************************************************

- Уважаемая Ольга Владимировна, Вы активно разра­батываете современную концепцию административной юрисдикции. Особое место в Ваших работах занимают проблемы административной юрисдикции таможенных органов. Охарактеризуйте, пожалуйста, современные интеграционные процессы на территории постсовет­ского пространства и дайте оценку их влиянию на наци­ональное правовое регулирование.

- Действительно, нельзя отрицать влияние интеграци­онных процессов на правовое регулирование в целом на тер­ритории Евразийского экономического союза, полноправ­ной участницей которых стала Россия.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектно­стью. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. В состав Союза вошли Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Арме­ния. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийско­го экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран- участниц на мировом рынке.

Учреждение ЕАЭС направлено на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведе­ние скоординированной, согласованной или единой полити­ки в отраслях экономики, определенных нормативной базой Союза.

Сформировавшаяся форма экономической интеграции возникла не на пустом месте. Процесс создания Евразийско­го экономического союза имеет давнюю историю. Еще в 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже при­соединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного со­юза. На основе этих договоренностей в 2000 году было созда­но Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании еди­ной таможенной территории и Комиссии Таможенного сою­за в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России начинает функционировать поэтапно: с 1 января 2010 года действует единый таможенный тариф и общий пе­речень запретов и ограничений во внешней торговле; с июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Та­моженного союза; через год отменен таможенный кон­троль на границах между государствами-членами Тамо­женного союза.

Создание ЕАЭС означало переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции. Уровень Евразийского экономического союза предполагает более тесное сближение экономик госу­дарств-членов, использование унифицированных экономи­ческих инструментов.

Макроэкономический эффект от интеграции госу- дарств-участников в ЕАЭС создается за счет: снижения цен на товары, сокращения издержек перевозки сырья или экс­порта готовой продукции; стимулирования конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития; увеличения средней заработной платы посред­ством уменьшения издержек и повышения производитель­ности труда; наращивания производства; увеличения благо­состояния населения государств-членов ЕАЭС; повышения окупаемости новых технологий и товаров в условиях увели­чения объемов рынка.

- Важным проявлением процессов евразийской ин­теграции является формирование нового таможенного законодательства, унифицирующего таможенное регу­лирование в государствах-членах Евразийского эконо­мического союза. С 1 января 2018 года вступил в силу но­вый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Какие его новеллы Вы бы выделили?

-      Таможенный кодекс ЕАЭС несет существенные нова­ции в области таможенного регулирования, которое в боль­шей мере подвержено интеграционному воздействию, по сути выступает его своеобразным критерием.

Таможенный кодекс ЕАЭС - это образец международно­го договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывался совместно всеми заинтересованны­ми сторонами: государственными органами, представителя­ми бизнес-сообщества пяти стран и специалистами Евразий­ской экономической комиссии (ЕЭК). За счет кодификации международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, а также уточнения его отдельных положе­ний, Таможенный кодекс ЕАЭС стал более объемным и дета­лизированным. В его текст вошли положения 16 действую­щих международных договоров.

Следует выделить несколько блоков в Таможенном ко­дексе ЕАЭС, которые отражают новые тенденции правового регулирования на территории формирующего единого эко­номического пространства.

Во-первых, это развитие информационных технологий в таможенном регулировании. ТК ЕАЭС устанавливает при­оритет электронного декларирования. Законодателем пред­усмотрена автоматическая регистрация декларации на това­ры с возможностью автоматического выпуска товаров, то есть выпуска товара без участия должностного лица таможни.

Во-вторых, это развитие тенденций дифференциации подконтрольных лиц. Так, ТК ЕАЭС совершенствует инсти­тут уполномоченного экономического оператора (УЭО). Важной новеллой в отношении данного института является введение трех типов свидетельств для УЭО. Свидетельство определенного типа предоставляет уполномоченному эко­номическому оператору право пользоваться определенной группой специальных упрощений. Впервые в таможенном законодательстве дано определение специальных упроще­ний, предоставляемых УЭО.

В-третьих, существенно упрощаются и ускоряются та­моженные операции. ТК ЕАЭС продолжает тенденцию со­кращения сроков совершения таможенных операций, при­сущую таможенному законодательству (национальному и союзному) последних десятилетий. ТК ЕАЭС содержит по­ложение о том, что документы, необходимые для соверше­ния таможенных операций, могут не представляться тамо­женному органу при их совершении, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, ис­пользуемых таможенными органами, а также из информа­ционных систем государственных органов, организаций госу­дарств-членов в рамках информационного взаимодействия. Это является отражением принципа «единого окна», кото­рый используется при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием.

В качестве примера сокращения сроков совершения та­моженных операций можно привести сокращение срока ре­гистрации или отказа в регистрации поданной таможенной декларации с двух часов до одного часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной деклара­ции. Кроме того, упрощена процедура помещения товаров на временное хранение.

-      Таможенные органы активно участвуют в рефор­ме контрольно-надзорной деятельности, осуществляе­мой в стране. Таможенный контроль является одним из значимых видов государственного контроля и надзора, он приобретает особую актуальность в условия между­народной напряженности, санкционной политики, во­енных конфликтов в современном мире. Как меняется его правовое регулирование в условиях Евразийского экономического союза?

-      Следует отметить, что таможенный контроль как ад­министративно-процедурный институт в Таможенном ко­дексе ЕАЭС получил дальнейшее развитие, в котором можно выделить две основные новации.

Во-первых, таможенный контроль выражается посред­ством двух внешнеорганизационных форм реализации: тра­диционной формы контроля и меры, обеспечивающей его проведение.

Во-вторых, в содержании таможенного контроля можно усмотреть определенный дуализм целевой направ­ленности: таможенный контроль направлен на проверку соблюдения законодательства (первичный и обязатель­ный уровень) и обеспечение его соблюдения (вторичный и факультативный уровень). Качественное усложнение институционально-функционального содержания тамо­женного контроля свидетельствует об оптимизации его административно-правового регулирования, об усилении позитивной, регулирующей составляющей таможенного контроля в современных условиях.

Практика реализации таможенного контроля тамо­женными органами сегодня свидетельствует об углубле­нии тенденции дифференциации подконтрольных лиц в зависимости от уровня представляемой опасности для общественно значимых ценностей. Она соотносится с ад­министративной концепцией выборочности контроля, его достаточности для обеспечения соблюдения законо­дательства, прав и свобод участвующих в контрольном правоотношении лиц.

Другой практической тенденцией осуществления та­моженного контроля сегодня является систематизация его административно-процедурной регламентации на основе развития дифференциации контрольных мероприятий. Так, сегодня таможенные органы РФ эффективно осуществляют контроль за оборотом так называемой санкционной продук­ции посредством таких новых инструментов как мобильные группы.

Кроме того, в правоприменительной практике тамо­женных органов находят воплощение такие современные концептуальные положения теории государственного кон­троля и надзора как снижение административного давле­ния на бизнес, риск-ориентированный метод реализации контроля, внедрение новых и оптимизация существующих критериев оценки контрольного воздействия. Значение по­следних в контексте содействия развитию внешней торговли трудно переоценить. В системе критериев эффективности таможенного контроля на смену количественным показате­лям по выявленных правонарушениям и перечисленным в федеральный бюджет таможенным платежам постепенно приходят качественные показатели в сфере внешней тор­говли, учитывающие предотвращенные угрозы охраняемым законом интересам, уровень защищенности физических и юридических лиц.

-      Ольга Владимировна, каковы, на Ваш взгляд, тен­денции и перспективы правового регулирования в целом, и таможенного в частности, в условиях интегра­ционных процессов и формирования единого экономи­ческого пространства на территории Евразийского эко­номического союза?

-      Право призвано быть регулятором экономических отношений. Поэтому экономическая интеграция, уни­фикация рыночных и конкурентных механизмов должны быть обеспечены в правовом отношении. Отражением влияния евразийской экономической интеграции на пра­вовое регулирование являются процессы гармонизации и унификации различных отраслей законодательства (тамо­женного, миграционного, конкурентного, валютного и др.); усиление роли международных принципов и стандартов в правовой регламентации; расширение сферы наднаци­онального правового регулирования, то есть уровня нор­мативно-правовой базы интеграционного образования. Данный уровень еще только формируется, многие вопро­сы еще не урегулированы, однако интеграционный вектор в правовом регулировании экономических и связанных с ними отношений четко обозначен.

Правовое регулирование в условиях интеграции должно стимулировать процессы единения экономики государств-участников интеграционного образования, способствовать созданию равных условий ведения эконо­мической деятельности на единой территории, развивать здоровую конкуренцию между хозяйствующими субъ­ектами. Только в этом случае можно говорить о полно­ценной регулятивной функции права и достижении его посредством таких базовых целей экономической инте­грации как свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

-      Уважая Ольга Владимировна, что бы Вы пожелали читателям и сотрудникам Евразийского юридического журнала?

-      Авторам, читателям и сотрудникам вашего журнала я хотела бы пожелать активного творческого поиска, здоровья и удачи! Я хотела бы поблагодарить редакторов «Евразий­ского юридического журнала» за интересные вопросы и за возможность принять участие в интервью!

Интервью брали:


Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях