ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Шумилов В.М.
Право ВТО и законодательство России
В статье содержится взгляд на право ВТО как системный международно-правовой феномен, дается характеристика данного правового комплекса, выявляются его особенности. Внимание автора сконцентрировано также на специфических принципах, заложенных в праве ВТО : недискриминации, наибольшего благоприятствования, национального режима, преференций для развивающихся стран. Рассматривается соотношение права ВТО и обязательств России в связи с членством в ВТО , с одной стороны, и законодательства России, с другой стороны; связь между правом ВТО , внутренним правом России и правом Евразийского экономического союза России, Беларуси и Казахстана.
Ключевые слова: право ВТО, внутреннее право, принцип наибольшего благоприятствования, принцип недискриминации в торговле, принцип предоставления национального режима, преференциальный режим, законодательство России, интеграция, Евразийский экономический союз.
Пристатейный библиографический список
1. Внешнеторговая энциклопедия / Под ред. С.И. Долгова. – М.:«Экономика», 2011.
2. Галичий С.А. Соотношение международно-правового и внутригосударственного регулирования антидемпингового процесса в Российской Федерации и государствах-членах ВТО . Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М.: ВАВТ, 2008
3. Комендантов С.В. Проблемы имплементации в Российской Федерации нормативных положений правовой системы Всемирной торговой организации. – Воронеж: ВГУ, 2006.
4. Лисовский В.И. Международное торговое и финансовое право. – М.: «Высшая школа», 1974.
5. Пуртов А.С. Принцип взаимной выгоды в международном экономическом праве. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. – М., 2010.
6. Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. – М.: МАИК Наука/Интерпериодика,2002.
7. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударственных отношениях. – М., 1995.
8. Шабан И.С. Принципы равноправия и взаимной выгоды в международных экономических отношениях государств. – М., 1981.
9. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. – М.: «Дело», 2002.
10. Шумилов В.М. Международное право. – М.: «Международные отношения», 2012.
11. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебник. 5-е издание. – М.: «Юрайт», 2011. – С. 294.
12. Шумилов В.М. Право ВТО . Учебник. – М.: «Юрайт», 2013.
13. Bartels L., Ortini F. Regional Trade Agreements and the WTO Legal System. – Oxford University Press, 2006.
14. Bhagwati J. Termites in Trading System : How Preferential Agreements Undermine Free Trade. – Oxford University Press, 2008.
15. Dordi C. The Absence of Direct Effect of WTO in the EC and in Other Countries. – Milano, 2010.
16. Sauvignon E. La clause de la nation la plus favorisee. – Presses universitaires de Grenoble, 1972.
17. Qureshi A.H. The World Trade Organisation: implementing international trade norms. – N.Y., 1996.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев
Российская Федерация в авангарде борьбы с ННН промыслом живых морских ресурсов
В данной статье рассматривается понятие и противоправность ННН промысла; основные
положения универсальных и региональных конвенций в этой области; деятельность универсальных и региональных организаций специальной и общей компетенции; сотрудничество РФ с другими государствами по борьбе с ННН промыслом.
Ключевые слова: нелегальный, нерегулируемый и неотчетный промысел, международные договоры и организации, национальные планы по борьбе с ННН промыслом.
Пристатейный библиографический список
1. Бекяшев К.А. Россия должна быть участником «Соглашения ФАО о флаге» // Рыбное хозяйство. – 2009. – № 5. – С. 27.
2. Бекяшев К.А., Крайний А.А. Понятие, принципы и противоправность ННН промысла // Рыбное хозяйство. – 2011. – № 5. – С. 30–36.
3. Доклад Генерального секретаря ОО Н «Мировой океан и морское право». – Генеральная Ассамблея ОО Н. Шестьдесят шестая сессия. – А/66/70. 22 марта 2011 г. – С. 14–15.
4. Дронова Н.А., Спиридонов В.А. Незаконный, неучтенный и нерегулируемый вылов тихоокеанских лососей на Камчатке. – М.: WWF России, 2008/ TRAFFIC Europe. – 52 с.
5. Йосетер Х. Нелегальный, нерегулируемый и незаявленный промысел: каковы его последствия? (http://helion-ltd.ru/n-n-n/).
6. Капитан заплатит больше миллиона (www. fishres.ru. 27.03.2012).
7. Крайний А.А., Бекяшев К.А. Международные проблемы борьбы с ННН промыслом: политика и право. – М.: «ВНИРО», 2012. – 360 с.
8. Погоня за «подфлажником» завершилась стрельбой (www.fishres.ru) 29.01.2013.
9. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры. – ФАО. Рим, 2010. – 246 c.
10. Суда с завешенными названиями в Японском море. – 02.09.2011(www.fishres.ru).
11. Agnew D. The Illegal and Unregulated Fishery for Toothfish in the Southern Ocean, and the CCAMLR catch Documentation Scheme //Marine policy. – 2000. – № 2. – Vol. 24. – P. 361–374.
12. Kuruc M. 2010. Monitoring, Control and Surveillance Tools to Detect IUU Fishing and Related Activities. In: Law, Technology and Science for Ocean in Globalization / Ed. by D. Vidas. – Leiden-Boston. – P. 101–108.
13. Lobach T. Combating IUU Fishing: Interaction of Global and Regional Initiatives // Law, Technology and Science for Oceans in Globalization. Ed. By D. Vidas. – Leiden-Boston, 2010. – P. 109–129.
14. Miller D. Occupying the High Ground Technology and the war on IUU Fishing. In: Law, Technology and Science for Oceans in Globalization. Ed. By D. Vidas. – Leiden-Boston, 2010. – P. 77–99.
15. Model plan for Pacific Island Country. National plan of action to prevent, deter and eliminate illegal, unreported and unregulated fishing. –FAO. Rome, 2005. – 56 p.
16. Palma M., Tsameny M., Edeson W. The International Legal and Policy Framework to Combat Illegal, Unreported and Unregulated Fishing.– Leiden-Boston, 2010. – P. 34–54.
17. Vidas D. IUU Fishing or IUU Operation? Some Observations on Diagnosis and Current Treatment. Bringing New Law to Ocean Waters //Ed. by Caron D. and Scheiber H. – Leiden-Boston, 2004. – P. 125–144.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Тузмухамедов Б.Р.
Источники и понятия международного гуманитарного права в официальной практике Российской Федерации
В статье рассматриваются содержание понятия «международное гуманитарное право», вкладываемое в него отечественной официальной лексикой, позиция России в отношении применимости норм МГ П к событиям на собственной территории и таких понятий, как «вооруженный конфликт» и «вооруженный конфликт немеждународного характера» для описания неких процессов внутри государства. Предложены представления о некоторых сферах регулирования, в которых наблюдается устаревание норм, либо их недостаток или отсутствие.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Клишас А.А., Киселева Е.В.
Глобальный форум по миграции и развитию (Порт-Луи, Маврикий, 19-22 ноября 2012 г.)
За последние двадцать лет миграция стала предметом активного межгосударственного диалога. Первый подобный диалог на высоком уровне состоялся в 2006 году, а второй за-
планирован на октябрь 2013 года. Между ними и в неразрывной связи с ними ежегодно, начиная с 2007 г., проводятся встречи в рамках Глобального форума по миграции и развитию. Последняя встреча состоялась в ноябре 2012 года в Порт-Луи, Маврикий. В настоящей статье дан обзор проделанной на форуме работы, предваряемый общей информацией о месте и значении неформальных встреч такого рода.
Ключевые слова: миграция, международное право, Диалог высокого уровня по вопросам миграции и развития, консультативные процессы, Глобальный форум по миграции и развитию.
Пристатейный библиографический список
1. Абашидзе А.Х. Концепция «права на развитие» – основа для прогрессивного развития международного права // Правовые культуры. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 марта 2011 г. М.: РУДН, 2012. С. 52–61.
2. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. М.: Экономика, 2009.
3. Ивахнюк И.В. Международная миграция как ресурс развития (замечания в связи с глобальной дискуссией) // Век глобализации. 2011. № 1. С. 67–79.
4. Киселева Е., Абашидзе А. Международной право и безвизовый режим между Россией и ЕС. Монография. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010.
5. Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции: учебное пособие. М.: РУДН, 2012.
6. Киселева Е.В. Суверенитет государств и вопросы въезда лиц на территорию государства // Россия и Чехия в зеркале двусторонних, региональных и глобальных проблем: Материалы международной студенческой конференции (круглого стола). Москва: РУДН, 16 сентября 2008 г. / Под ред. Е.В.Киселевой. М., 2008. С. 49–53.
7. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран: международно-правовые вопросы. М., 2000.
8. Копылов М.Н., Солнцев А.М. Вклад Большой восьмерки в устойчивое развитие // Международное право – International Law. 2009. № 3. С. 102–110.
9. Копылов М.Н., Туманцев А.С. Иностранные инвестиции в устойчивое развитие будущих поколений // Евразийский юридический журнал. 2011. № 2. С. 10–12.
10. Куклина И.Н. Международный диалог по проблемам миграции: тенденции и перспективы // Перспективы: ИМЭМО РАН, 2010.URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=51335.
11. Резюме диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии. А/61/515.
12. Троицкая О. Международный миграционный режим? //Международные процесс. Май-август 2012. Т. 10, № 2(29). URL: http://www.intertrends.ru/twenty-ninth/15.htm.
13. Global Perspectives on Migration and Development: GFMD Puerto Vallarta and Beyond / Ed. by Omelaniuk I. Springer, 2012. Global Migration Issues Series. Vol. 1.
14. Hansen R. An assessment of principal regional consultative processes on migration. International Organization for Migration, 2010. IOM Migration Series, No. 38.
15. Klekowski von Koppenfels A. The role of regional consultative processes in managing international migration. International Organization for Migration, 2001. IOM Migration Series, No. 3.
16. Sixth Meeting of the Global Forum on Migration and Development (GFMD). GFMD 2012 Summit Meeting. Port Louis, Mauritius. 19–22 November 2012. Report of the proceedings.
17. Usher E. The Millennium Development Goals and Migration. IOM Migration Research Series. No. 20. 2005.
ПРАВО СТРАН СНГ
Салиева Р.Н.
Принципы правового регулирования отношений недропользования в государствах-участниках Содружества Независимых Государств
В статье анализируются принципы правового регулирования отношений недропользования и использования энергоресурсов по законодательству стран-участниц СНГ , отмечаются тенденции развития законодательства и формирования общих принципов регулирования и подчеркивается, что в силу сложившихся экономических связей в сфере недропользования, использования энергоресурсов необходимы гармонизация, унификация, координация законодательства стран-участниц, их сближение с нормами международного права. Этому процессу могут поспособствовать общие принципы правового регулирования отношений недропользования, закрепленные в специальном законодательстве о недрах и недропользовании.
Ключевые слова: недра, недропользование, принципы правового регулирования, государства-участники СНГ .
ПРАВО СТРАН СНГ
Мороз С.П.
О совершенствовании инвестиционного законодательства Республики Казахстан
В настоящее время инвестиционное законодательство Республики Казахстан является достаточно развитым, но определенные сложности в правовом обеспечении интересов инвесторов все еще существуют. В частности, сегодня на первое место выходит проблема создания надлежащих условий для осуществления инвестиционной деятельности в условиях ухудшения правового положения инвестора в связи с коренной модернизацией инвестиционного законодательства. В таких условиях необходимо дальнейшее совершенствование норм специального законодательства с целью приведения их в соответствие со сложившейся международно-правовой практикой регулирования инвестиционных отношений.
Пристатейный библиографический список
1. Закон РК «Об инвестициях» от 08.01.2003 г. № 373-II. // Казахстанская правда. – 2003, 11 января. – № 9–11 (23948-23950).
2. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – С. 282.
3. Право и иностранные инвестиции в Республике Казахстан. /Отв. ред. М.К. Сулейменов. – Алматы: Жетi Жарғы, 1997. – С. 235.
4. Закон РК «Об акционерных обществах» от 13.05.2003 г. № 415-II. //Казахстанская правда. – 2003. – № 141-142 (24081-24082).
5. Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 02.07.2003 г. № 461-II. //Казахстанская правда. – 2003. – № 199-200 (24139-24140).
6. Закон РК «О концессиях» от 07.07.2006 г. № 168-III. // Казахстанская правда. – 2006, 19 июля. – № 177 (25148).
7. Пункт 1 ст. 13 Закона РК «Об инвестициях» от 8.1.2003 г. № 373-II //Казахстанская правда. – 2003. – 11 января.
8. Казахстанская правда. – 26.01.2012 г. – № 29 (26848).
9. Казахстанская правда . – 03.03. 2012 г. – № 63 (26882).
10. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения:Курс лекций. – Т. 1. – М.: Юрист, 1994.– С. 51.
11. Самарходжаев Б.Б. Проблемы правового регулирования отношений по инвестициям в Республике Узбекистан (международный частноправовой аспект): автореф. дис. … докт. юрид. наук: 12.00.03. –Ташкент, 2003. – С. 7.
12. Артюшенко А.А. Основные гарантии и страхование инвестиций в международном частном праве. // Субъективное гражданское право и средства его обеспечения: сб. материалов международной научно-практической конференции. / Отв. ред. М.К. Сулейменов. – Алматы: НИИ частного права КазГЮУ, 2005. – С. 128–132.
13. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. –№ 62. – Ст. 62. 2/780.
ПРАВО СТРАН СНГ
Уварова Н.В.
Реформа государственной службы в Республике Казахстан
В статье анализируются основные этапы становления и развития института государственной службы в Казахстане, раскрывается новая модель государственной службы в свете Стратегии развития республики на период до 2050 г. Целью административной реформы является формирование кадрового потенциала, адаптированного к новым экономическим условиям, способного на качественно новом уровне обеспечить реализацию внутренней и внешней политики государства; введение открытых и гласных процедур отбора и продвижения государственных служащих в соответствии с их деловыми качествами; переход к карьерной модели государственной службы с тем, чтобы создать условия для профессионального роста, стабильности кадрового состава и его социально-правовой защищенности. Ожидаемыми результатами реформы являются: достижение авторитета государственной службы среди населения, эффективная работа государственных органов, обеспечение стабильного кадрового состава государственных органов в численном и профессиональном отношении, устранение коррупционных и иных криминальных проявлений в среде государственных служащих.
Ключевые слова: государственная служба, административная реформа, государственное управление, кадровая политика, политические государственные служащие, административные государственные служащие, государственно-служебные отношения, конкурс, аттестация, карьерный рост.
Пристатейный библиографический список
1. Закон РК от 2 июля 1998 г. № 267 «О борьбе с коррупцией» //Юридическая газета. – 1998. – 15 июля.
2. Закон РК от 23 июля 1999 г. № 453 «О государственной службе» // Ведомости Парламента РК. – 1999 г. – № 21. – Ст. 773.
3. Указ Президента РК от 26 декабря 1995 г. № 2730 «О государственной службе» // Казахстанская правда. – 1996. – 5 января.
4. Указ Президента РК от 11 октября 2004 г. № 1457 «Об утверждении Правил переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан» // САПП РК. – 2004 г. –№ 37. – Ст. 483.
5. Указ Президента РК от 14 апреля 2005 г. № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка деятельности государственных органов и должностных лиц» // САПП РК. – 2005. – № 15. – Ст. 169.
6. Указ Президента РК от 31 мая 2005 г. № 1583 «О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных органов Республики Казахстан» // САПП РК. – 2005. – № 21. – Ст. 248.
7. Указ Президента РК от 8 июля 2005 г. № 1611 «Об утверждении Положения об Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан» // САПП РК. – 2005. – № 29. – Ст. 362.
8. Указ Президента РК от 21 июля 2011 г. № 119 «О Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан» //САПП РК. – 2011. – № 46. – Ст. 612.
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2000 г. № 1706 «О Концепции обучения государственных служащих» // САПП РК. – 2000. – № 47–48. – Ст. 561.
10. Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан-2030» // Казахстанская правда. – 1997. – 11 октября.
ПРАВО СТРАН СНГ
Клименко О.М.
О проблеме правовой квалификации жилых строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, в аспекте регистрации места жительства
Статья посвящена существующей в Украине проблеме правовой квалификации жилых
строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, в контексте регистрации места жительства. Многоаспектность проблемы раскрывается в недостаточности юридического оформления перехода от института прописки к механизму регистрации места жительства; правовой неопределенности в части выбора модели регистрации: в разрешительном порядке либо на уведомительных началах; привязке к регистрации места жительства административных механизмов относительно обеспечения со стороны государства условий для реализации и гарантий ряда основных прав человека; отсутствии юридических оснований для квалификации жилых объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного строительства, как жилья; сужении объема права собственности относительно таких объектов в части легализации места жительства. Освещаются общие подходы и практика правового регулирования в этой области в некоторых государствах ЕС и СНГ , в частности, анализируются подходы к решению таких вопросов в Российской Федерации. Очерчен круг общих вопросов, разрешение которых является определяющим для проекции выбора перспектив конструктивного решение данной проблемы в Украине.
Ключевые слова: жилье, свобода выбора места жительства, регистрация места жительства, институт прописки, право собственности.
ПРАВО СТРАН СНГ
Стрильчук В.А.
Признаки сроков в конституционном праве Украины
В статье автор анализирует признаки, присущие срокам в конституционном праве Украины. Обосновывается их важность при определении понятия конституционно-правового срока. Предложено дифференцировать признаки, присущие конституционно-правовым срокам, на общие и собственно юридические.
Ключевые слова: признаки сроков, конституционно-правовой срок, конституционная гарантия, одномерность, необратимость, однонаправленность.
Пристатейный библиографический список
1. Оборотов І.Г. Темпоральні грані права: Монографія. –Миколаїв: Іліон, 2009.
2. Пушняк О .В. Категорія «час» у правовому вимірі: Дис.… канд. юрид. наук. – Харків, 2005.
3. Цалін С.Д. Словник термінів з логіки. – 3 -е вид., випр. І доп. – Харків: Основа, 2004.
4. Шемшученко Ю.С. На перехресті століть. Вибрані праці. – Київ: Юридична думка, 2010.
5. Время: Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. –2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
6. Данильян О .Г., Т араненко В.М. Философия: Учебник. –М.: Эксмо, 2005.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред.Н. Ю. Шведовой. – 14-е изд. – М.: Рус. яз., 1982.
8. Вишновецька С. В. Поняття строку як юридичного факту у трудовому праві // Науковий вісник Чернівецького університету. – Правознавство. – 1996. – № 4-5.
9. Луць В.В. Строки в цивільних правовідносинах: Конспекти лекцій з спецкурсу. – Львів, 1992.
10. Грибанов В.П. Сроки в гражданском праве. – М.: Знание, 1967.
11. Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве. –М.: Юстицинформ, 1998.
12. Тенилова Т .Л. Время в праве: Дис. … канд. юрид. наук. –Нижний Новгород, 1999.
13. Карташов А.А. Сроки в конституционном праве Российской Федерации: Дис. …канд. юрид. наук. – М., 2008.
14. Конституція України. Науково-практичний коментар / Голова ред. кол. В.Я. Т ацій. – 2-ге вид., перероб. і допов. –Харків: Право, 2011.
15. Конституции государств Европы: В 3-х т. – Т. 3 / Подобщей ред. Л.А. О кунькова. – М.: Норма, 2001.
ПРАВО СТРАН СНГ
Коваленко Т.А.
Юридические дефекты земельных правоотношений в Украине
В статье исследованы юридические дефекты земельных правоотношений в Украине, раскрыты особенности юридических дефектов правового положения субъектов указанных
отношений, правового режима их объектов, правового обеспечения прав и обязанностей
субъектов отношений в сфере использования и охраны земель, обоснован вывод о негативном воздействии указанных дефектов на механизм земельно-правового регулирования.
Ключевые слова: земельное право Украины, земельное законодательство Украины, юридические дефекты, дефекты земельных правоотношений.
Пристатейный библиографический список
1. Бій за 60 сантиметрів землі [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://ye.ua/news/news_5941.html.
2. Бондар О.Г. Земля як об’єкт права власності за земельним законодавством України: Автореф. дис. ... канд. юрид. – К., 2005.
3. Вівчаренко О.А. Земля є об’єктом права власності Українського народу. // Проблеми розвитку аграрного та земельного права України:Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (м. Київ,25 травня 2011 р.). – К., 2011.
4. Ковальчук Т.Г., Коваленко Т.О., Мірошниченко А.М. Проблеми ефективності правового забезпечення приватизації земель в Україні //Юридична Україна. – 2009. – № 2.
5. Кулинич П.Ф. Правові проблеми охорони і використання земель сільськогосподарського призначення в Україні: Автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. – К., 2012.
6. Лист Міністерства юстиції України «Щодо надання роз'яснення»від 9 червня 2009 р. № С-14667-23 // Мала енциклопедія нотаріуса. –2009. – № 5.
7. Методичні рекомендації щодо застосування нотаріусами деяких положень цивільного та земельного законодавства при посвідченні правочинів, предметом яких є нерухоме майно, затверджені Консультативно-методичною радою з питань нотаріату при Департаменті нотаріату, фінансового моніторингу юридичних послуг та реєстрації адвокатських об'єднань від 26 листопада 2010 р. // Бюллетень Міністерства юстиції України. – 2011. – № 1.
8. Мунтян В.Л. Деякі проблеми права власності на землю в Україні // Антологія української юридичної думки: В 10 т. – К., 2002–2005. – Т. 10 : Юридична думка незалежної України / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Ф. Погорілко. – 2005.
9. Мунтян В.Л. Правова охорона природи УРСР. – Вид. 2-ге, доп. –К., 1982.
10. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. – М., 1960.
11. Носік В.В. Право власності на землю Українського народу:Монографія. – К., 2006.
12. Постанова Пленуму Вищого господарського суду України «Про деякі питання практики розгляду справ у спорах, що виникають із земельних відносин» від 17 травня 2011 р. № 6 // Вісник господарського судочинства. – 2011. – № 3. – Ст. 6.
13. Рішення Ялтинського міського суду Автономної Республіки Крим від 12 вересня 2008 р. у Справі № 2-2486/2008 р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://resher.info.
14. Ус М. Сутність колізії суб’єктивних цивільних прав // Вісник Академії правових наук України. – 2010. – № 3 (62).
ПРАВО СТРАН СНГ
Рахимбердин К.Х., Гета М.Р.
Тенденции развития уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан: проблемы и перспективы
В статье обосновывается необходимость принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, который должен основывается на гуманистических началах, что позволит провести модернизацию уголовно-исполнительной политики суверенного государства.
Ключевые слова: кодекс, уголовно-исполнительная система, закон, Казахстан, осужденный, реформа, наказание, права человека, гуманизация.
ПРАВО СТРАН СНГ
Азиз Канатбек
О правотворческой деятельности президента Кыргызской Республики: конституционный замысел и практика реализации
В статье дается оценка действующего в России механизма ограничения свободы слова и принятия в июне 2010 года Конституции Кыргызской Республики президент страны был лишён референдумного права и права законодательной инициативы. Это означало, что глава кыргызского государства не имел права представлять в парламент проекты законов,
кодексов и иных актов. Однако, как показывает практика, новоизбранный глава государства А.Ш. Атамбаев объявляет о проведении конституционных реформ, создавая при этом экспертные группы по написанию новых проектов нормативно-правовых актов, с дальнейшим их представлением в высший законодательный орган страны с целью их принятия. Всё это и побудило автора провести исследование по вышеуказанной тематике.
Ключевые слова: президент, глава государства, конституционно-правовая реформа, президентские полномочия, право законодательной инициативы, указы и распоряжения, право вынесения вопросов на референдум.
Пристатейный библиографический список
1. Распоряжение Президента Кыргызской Республики от 11 марта 2013 года РП №35 // газета «Эркинтоо». – 2013. – № 35. – 12 марта.
2. Статья 79 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года. Принята референдумом (всенародным голосованием 27 июня 2010 года) // газета «Эркинтоо». – 2010. – 28 июня.
3. Пункт 1 часть 2 статьи 64 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. // газета «Эркинтоо». – 2010. – 28 июня.
4. Статья 65 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. // газета «Эркинтоо». – 2010. – 28 июня.
5. Указ Президента Кыргызской Республики «О назначении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 9 августа 2010 года № 93 // газета «Эркинтоо». – 2010. – 10 августа.
6. Указ Президента Кыргызской Республики «О назначении выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики» от 24 сентября 2012 года УП № 2о4 // газета «Эркинтоо». – 2012 г. – 25 сентября.
7. Указ Президента Кыргызской Республики «О награждении государственными наградами Кыргызской Республики строителей республики» от 4 августа 2010 года УП № 88// газета «Эркинтоо». –2010. – 7 августа.
8. Распоряжение Президента Кыргызской Республики «О Касымбекове Б.К.» / Официальный сайт Президента Кыргызской Республики (http://www.presi dent.kg/ru/news/rasporjazhenija/1625_naznachen_zamestitel_predsedatelya_natsionalnogo_statisticheskogo_komiteta); Распоряжение Президента Кыргызской Республики «О Сабаеве З.Ш.» / Официальный сайт Президента Кыргызской Республики (http://www. president.kg/ru/news/rasporjazhenija/1467_naznachen_ nachalnik_9-y_slujbyi_gknb_kr).
9. Распоряжение руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики «О создании экспертных групп по разработке ряда кодексов и законов страны» от 1 февраля 2013 года / Официальный сайт Президента Кыргызской Республики (http://www. president.
kg/ru/news/rasporjazheni.ja/1538_sozdanyi_ekspertnyie_gruppyi_po_razrabotke_ryada_kodeksov_i_zakonov_stranyi).
10. О куньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // «Законодательство». – 2000. – №12.
12. Коркунов Н.М. Указъ и законъ. – СПб, 1894. – С. 27.
13. Гессен В.М. Основы конституционного права. – Пг., 1918. – С. 53.
14. О куньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // «Законодательство». – 2000. – №12.
15. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М.,1998. – С. 100.
16. Olson William J., Woll A. Executive Orders and National Emergencies (www.cato.org/ pubs/pas/pa-358es.html).
ИНТЕРЭКОПРАВО
Копылов М.Н., Нгуен К.Т.
Современные подходы к экосистемному управлению
В статье рассматривается история зарождения и становления в международном экологическом праве концепции экосистемного управления. На основе анализа основных международных документов раскрывается юридическое содержание принципов, лежащих в основе экосистемного подхода. Делается вывод о том, что экосистемный подход является основой перехода человечества на рельсы устойчивого развития.
Ключевые слова: экосистемный подход, экосистемное управление, экосистема, биологическое разнообразие, экосистемные услуги, децентрализация, окружающая среда, устойчивое развитие.
Пристатейный библиографический список
1. Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экономика и экосистемные услуги // На пути к устойчивому развитию России, 2009. – № 50. – С. 66.
2. Большаков В.Н., Лущекина А.А., Неронов В.М. Сохранение биологического разнообразия: от экосистемы к экосистемному подходу // Экология. – 2009. – № 2.
3. Бринчук М.М. Вселенная – универсальная естественная экосистема: эколого-правовой контекст // Актуальные проблемы государства и права: Труды Института государства и права РАН. – 2010. –№ 3. – С. 72-99.
27 См.: Madrid Action Plan. – Madrid, Spain, 4-9 February 2008 (http://www.unesco.org/mab/madrid/doc/E_MAP220408. pdf.).
28 См.: Итоговый документ Конференции ОО Н по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим». Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г. (http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/N1147612.pdf?OpenElement).
29 Подробнее см.: Копылов М.Н., Копылов С.М., Мохаммад С.А. Программа региональных морей ЮНЕП // Международное право – International Law, 2010. - № 3 (43). – С. 46-52.
30 См.: Подпрограмма 3 Экосистемного управления (http://www.unepcom.ru/unep/program2011/ecosystem.html).
4. Бринчук М.М. Правовой механизм сохранения (восстановления) экологических систем // Экологическое право. – 2008. – № 2.
5. Бринчук М.М. Экосистемный подход в праве // Экологическое право. – 2008. – №1. – С. 6-14.
6. Васильева М.И. О возможностях правого регулирования пользования экосистемными услугами // Стратегия России, 2008. – № 10 (http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1225438354&archive=1226044849&start_from=&ucat=14&).
7. Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами: Теория и документы. – М.: Экономика, 2000.
8. Голицын В.В. Международно-правовой режим Антарктики. Афтореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 1990.
9. Копылов М.Н., Басырова Е.Р. Механизм чистого развития в системе гибких механизмов Киотского протокола 1997 года // Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 7 (38). – С. 28-30.
10. Копылов М.Н., Емельянова Н.Н. Борьба с изменением климата – вклад в поддержание глобальной безопасности // Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 9 (40). – С. 32-40.
11. Копылов М.Н., Копылов С.М., Мохаммад С.А. Программа региональных морей ЮНЕП // Международное право – International Law, 2010. – № 3 (43). – С. 46–52.
12. Копылов М.Н., Якушева Е.А. Гибкие механизмы Киотского протокола 1997 года // Московский журнал международного права, 2007. – № 4 (68). – С. 63-81.
13. Копылов С.М. Международно-правовые аспекты предупреждения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности в Антарктике. Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2011.
14. Копылов С.М. Права животных в Антарктике (к 30-летию Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.) //Международное право – International Law. – 2010. – № 2 (42). – С. 63–67.
15. Нгуен К.Т. Конвенция АСЕАН 1985 г. как хронологически второй пример экосистемного управления // Международное право –International Law. – 2011. – № 1-2 (45-46). – С. 108-112.
16. Общая биология / под ред. Н.Д. Лисова. – Мн.: Беларусь, 2002.
17. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975.
18. Рябинина З.Н., Исабаев Б.М., Рябухина М.В. Экосистемный подход как основной принцип при оценке экологических проблем регионального и глобального уровней // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2011. – № 30-1.
19. Сукачев В.Н. О соотношении понятий «географический ландшафт» и «биогеоценоз» // Вопросы географии, 1949. – № 16. – С. 45–60.
20. Agree J.K., Johnson D.R. Ecosystem management for parks and wilderness. – Seattle: University of Washington Press, 1988.
21. Alcamo J., Ash N.J., Butler C.D. Ecosystems and human wellbeing:a framework for assessment. – Washington, D.C.: Island Press,2005. – P. 54–55.
22. Daily G.C. Introduction: What are ecosystems services // Nature’s Services: Societal Dependence on Natural Ecosystems / G.C.Daily (ed.). –Washington, D.C.: Island Press, 1997. – P. 1–10.
23. Ecosystem Management. Introduction (http://www.unep.org/ecosystemmanagement/Introduction/tabid/293/language/enUS/Default.aspx).
24. Grumbine R.E. What is ecosystem management? // Conservation Biology. – 1994. – Vol. 8. – № 1. – P. 27–38.
25. Huỳnh T. M., Nguyễn N. L., Lê V. H. Chi trả dịch vụ môi trường liên quan đến đa dạng sinh học – Tiềm năng áp dụng tại Việt Nam //Tạp chí môi trường, 2012. – № 1 (http://vea.gov.vn/vn/truyenthong/tapchimt/nctd42009/Pages/Chi-tr%E1%BA%A3-d%E1%BB%8Bchv% E 1 % B B % A 5 - m % C 3 % B 4 i - t r % C 6 % B 0 % E 1 % B B % 9 D n g - l i e n -q u a n - % C 4 % 9 1 % E 1 % B A % B F n - % C 4 % 9 1 a - d % E 1 % B A % A 1 n g -sinh-h%E1%BB%8Dc-Ti%E1%BB%81m-n%C4%83ng-%C3%A1pd%E1%BB%A5ng-t%E1%BA%A1i-Vi%E1%BB%87t-Nam.aspx).
ИНТЕРЭКОПРАВО
Высторобец Е.А.
Мифы ЭДИТ БРАУН ВАЙС как источники понимания Интерэкоправа: 1–3
(НА ЧАЛО )
Вышедшая в Ричмонде статья профессора Эдит Браун Вайс («Понимание соблюдения интерэкоправовых соглашений: чертова дюжина мифов», 1999), представляет собой нагляднейший пример того, насколько интерэкоправо многомерно и нуждается в оценке соотношения своих средств и своей действенности. Вопрос об источниках понимания интерэкоправа ставится сегодня практически на повестку дня в целом ряде научных школ. Поэтому разбор, с одной стороны, оснований отрицания линейности, и, с другой стороны, действенных подходов по достижению цели является необходимым. В этой связи автор решил сравнить наблюдения Э.Б. Вайс, во-первых – с накопившейся со времени опубликования статьи практикой, во-вторых – с взглядами евразийских ученых. Статья вносит в отечественный научный оборот примечательные мысли Э.Б. Вайс в контексте мнений квалифицированных юристов и способствует выявлению идеальных источников интерэкоправа.
Ключевые слова: Эдит Браун Вайс, интерэкоправо, соблюдение, имплементация, принуждение к исполнению, действенность, «мягкое право», 13 мифов.
ИНТЕРЭКОПРАВО
Мукашева А.А., Шарапатова Г.С.
Проблемы использования возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан (в рамках ЕХРО 2017)
В статье рассматривается осуществляемая государственая политика в сфере использования возобновляемых источников энергии и связанные с ней международные договоры и инициативы Республики Казахстан. Раскрываются концептуальные положения действующего законодательства и предлагаются пути совершенствования развития возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан.
Ключевые слова: использование и развитие источников энергии, возобновляемые источники энергии, ветроэнергетика, гидроэнергетика, поддержка использования возобновляемых источников энергии.
Пристатейный библиографический список
1. Почему «Энергия будущего». (http://expo2017astana.com/books/book_2/index.html).
2. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан –Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года (http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050).
3. Закон Республики Казахстан от 04.07.2009 №165-IV ЗРК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», ред.10.07.2012 // Казахстанская правда. – 2009. – № 171 (25915). (http://adilet.zan.kz/rus/docs/P080001292_).
4. Бухарбаев К. С. Возобновляемые источники энергии в Республике Казахстан (http://www.interelectro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=117%3Akazahstan1&catid=72%3Avozobn&Itemid=81&lang=ru).
5. Официальный сайт ТОО Energy Ecology Engineering. (http://www.3e.kz/).
6. Закон Республики Казахстан от 13.01.2012 № 541-IV «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», ред. 10.07.2012 //Казахстанская правда. – 2012. – № 29 (26848) (http://shygys.kz/acts/energosberejenie.php).
7. Есимханов Е., Махметова Л. Законодательство Республики Казахстан в сфере использования возобновляемых источников энергии(http://www.gratanet.com/ru/publications/414).
8. Назарбаев Н.А. Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития в XXI веке. – Москва: Экономика, 2011. – 194 с.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Шугрина Е.С.
Общая характеристика ответственности органов публичной власти и их должностных лиц
В статье дается общая характеристика юридической ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Называются различия отраслевой юридической ответственности. Автором выделяются и исследуются на конкретных примерах особенности юридической ответственности органов публичной власти и их должностных лиц, которые проявляются во всех элементах состава правонарушения.
Ключевые слова: юридическая ответственность, орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, позитивная ответственность, негативная ответственность, правонарушение, административная ответственность, уголовная ответственность, муниципальная ответственность.
Пристатейный библиографический список
1. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность:проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. –М., 2001.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. – М., 2010. – Т. 1.
3. Братусь С.И. Юридическая ответственность и законность. Очерк теории. – М., 1976.
4. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. –М., 2010.
5. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. – М., 2005.
6. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: науч.-практ. пособие. – М., 2011.
7. Заболотских Е.М. Муниципально-правовая ответственность как часть института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Местное право. – 2010. – № 4.
8. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. – Воронеж, 1980.
9. Кашо В.С. О критериях выделения муниципально-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. – 2011. –№ 2.
10. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2005. – № 6.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. –М., 2007.
12. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства в Российской Федерации. – М., 2000.
13. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в РФ. – М., 2006.
14. Кондрашев А.А. Теория конституционно-правовой ответственности. – М., 2011.
15. Липинский Д.А. Позитивная юридическая ответственность: за и против (часть 1) // Право и политика. – 2005. – № 11.
16. Муниципальное право России / Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. – М., 2005.
17. Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. – 1971. – № 3.
18. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение (теоретико-правовое и конституционно-правовое исследование). – Ростов-на-Дону, 2005.
19. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2001. – № 3.
20. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. – М., 1971.
21. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1998.
22. Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. – М., 2007.
23. Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень. – М., 2007.
24. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. – 4-е изд. – М., 2012.
25. Шугрина Е.С. Понятие и элементы конституционно-правовой ответственности в работах академика О.Е. Кутафина // Сборник статей, посвященных 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина / Отв. ред. В.И. Фадеев. – М., 2012.
26. Шугрина Е.С. Совет Европы рекомендует отменить институт удаления глав муниципальных образований в отставку // Муниципальная служба. – 2011. – № 1.
27. Шугрина Е.С. Почему механизм удаления глав муниципальных образований в отставку приводит к существенным нарушениям прав на местное самоуправление // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 5.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Баранов А.А.
Методология кодификации информационного законодательства
В статье обоснована необходимость проведения кодификации информационного законодательства, раскрыта ее методология и роль в развитии законодательства. Работа выполнена в порядке постановки и решения проблем системного реформирования информационного законодательства.
Ключевые слова: информационное право, кодификация, принципы, законодательство.
Пристатейный библиографический список
1. Антоненко В.О. Кодифікація як самостійна форма систематизації правових джерел // Форум права, 2009. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nbuv.gov.ua/ejournals/FP/2009-3/09avocpd.pdf.
2. Баранов А.А. Информационный суверенитет или информационная безопасность // Національна безпека і оборона. – 2001. – № 1.
3. Баранов О. А. Інформаційне право України: стан, проблеми, перспективи – К., 2005.
4. Баранов О.А. Основи класифікації інформаційного законодавства // Правова інформатика. – 2006 – № 4.
5. Баранов О.А. Система принципів інформаційного права //Правова інформатика. – 2006. – № 2.
6. Баранов О.А. Українське інформаційне право на початку ХХ І століття // Інформатизація та відкритість влади як засоби демократизації суспільства: Матеріали «круглого столу». – К., 2003.
7. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. – М., 2010 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/kodifikatsiya-rossiiskogo-zakonodatelstva-o-sotsialnom-obespecheniiteoreticheskie-i-praktic.
8. Гаращенко Л.П. Кодифікація трудового законодавства України:цілі та принципи //Юридична наука. – 2011. – № 1.
9. Гетьман Є.А. Кодифікація законодавства України: поняття, особливості, види: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Х., 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://mydisser.com/ru/catalog/view/6/343/7255.html.
10. Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М., 2005 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://vse-uchebniki.com/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/kodifikatsiya-zakonodatelstva.html.
11. Гурковський В.І. Організаційно-правові питання взаємодії органів державної влади у сфері національної інформаційної безпеки:Автореф. дис. ... канд. наук з держ. упр. – К., 2004 [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: http://mydisser.com/ru/catalog/view/7312.html.
12. Журбелюк Г.В. До проблеми кодифікацій українського права (короткий аналітичний огляд історії) // Наукові записки НаУКМА. –К., 2005. – Т. 38. Юридичні науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://aleph.ukma.kiev.ua/e-lib/NZ/NZV38_2005_law/07_zhyrbelyuk_gv.pdf.
13. Зорькин В.Д. Концептуальные основы кодификации российского законодательства // Международные правовые чтения им. М.М. Сперанского «Кодификация российского законодательства» (Санкт-Петербург, 1 октября 2010 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1535891.
14. Исаев И.А. История государства и права России. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://all-books.biz/istoriya-prava-uchebnik/32kodifikatsiya-russkogoprava-pervoy-polovine.html.
15. Кабрияк Р. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. – М., 2007.
16. Казакова О.В. Проблемы кодификации законодательства //Международная научно-практическая конференция «Современная юриспруденция: проблемы и решения». – Новосибирск, 20 июня 2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/194-2011-04-25-19-00-02.
17. Калюжний Р. Питання концепції реформування інформаційного законодавства України // Правове, нормативне та метрологічне забезпечення системи захисту інформації в Україні. – К., 2000.
18. Кленова Т.В. Основы теории кодификации уголовно-правовых норм: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. – М., 2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/osnovy-teorii-kodifikatsii-ugolovno-pravovykh-norm.
19. Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002.
20. Костенников М.В. Теоретические проблемы кодификации административного права России: Дис. ... докт. юрид. наук. – М., 2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-problemy-kodifikatsii-administrativnogoprava-rossii.
21. Науково-практичний коментар Господарського кодексу України / За заг. ред. В.К. Мамутова. – К., 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://apelyacia.org.ua/content/gospodarskiykodeks-u-sistemi-pravovogo-regulyuvannya ekonomiki-ukrayiniperedmova-do.
22. Основні положення проекту Виборчого кодексу України. Доповідь робочої групи, 20 вересня 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://electioninfo.org.ua/index.php?i=168.
23. Панова І.В. Актуальні питання реформування інформаційного законодавства // Право і Безпека. – 2010. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pib/2010_5/PB-5/PB-5_21.pdf.
24. Рыбаков А. Ю. Теоретические проблемы кодификации в трудовом праве России: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.disserr.com/contents/281658.html.
25. Спасибо-Фатєєва І.В. Актуальні питання форми правочинів (теоретико-практичний аспект) // Підприємництво, господарство і право. – 2002. – № 8.
26. Спасибо-Фатєєва І.В. Методологічні витоки кодифікацій: потреби, обґрунтованість, кон’юнктурність // Право України. – 2009. – № 8.
27. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. –М.:Городец, 2003.
28. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.bibliotekar.ru/teoriagosudarstva-i-prava-1/index.htm.
29. Теорія держави і права. Академічний курс: Підручник / За ред. О.В. Зайчука, Н.М. Оніщенко. – К., 2008 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://www.ebk.net.ua/Book/law/zaychuk_tdp/part3/1805.htm.
30. Швець M.Я. Основи інформаційного права та концепція формування системи інформаційного законодавства України //Наукові записки. НаУКМА. Збірник наукових праць. – К., 2001. – Т. 19:Спеціальний випуск: у двох частинах. – Ч. 1.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Видашев И.И.
К вопросу о создании административных судов в Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Об этом написано в статье 4 и статье 26 ФКЗ «О судебной системе», где сказано, что кроме уже существующих судебных органов могут быть сформированы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, учреждаемые федеральным конституционным законом. Но на данный момент административное производство не осуществляется каким-либо единым органом, хотя в юридической литературе обоснованы весьма веские причины ее формирования. В данной работе рассматриваются различные модели административной юстиции в странах мира, анализирует опыт нашей страны и в конце формирует принципы создания административных судов на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: административная юстиция, административные суды, административное судопроизводство, судебные округа, публичные правоотношения.
Пристатейный библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. Собрание законодательства РФ, 26.01.2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в редакции от 23.04.2012 № 35-ФЗ, от 14.06.2012 N 76-ФЗ) (http://www.consultant.ru/ popular /gpkrf/8_1.html#p41).
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (http://base.garant.ru/10135300/).
4. Конституция (Основной закон) Союза советских социалистических республик от 07.10.1977 (http:// www.consultant.ru/popular/conscccr/62_1.html).
5. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 4 октября 1922 года (http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_ 1404. htm).
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года» О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» (http://base.
consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=ESU;n=1656).
7. Закон СССР от 02 Ноября 1989 г. № 719-1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» (http://www.mnogozakonov.ru /catalog/date/1989/11/2/1014/).
8. Проект федерального конституционного закона № 7886-3 «О федеральных административных судах в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в 1 чтении 22.11.2000, http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc; base=PRJ;n=7085).
9. Конституция Австрийской Республики (http://worldconstitutions.ru/archives/159/8).
10. Приженникова А.Н. Создание административных судов – насущная необходимость российской судебной системы
Электронный ресурс 2010 (http://www.juristlib.ru/book_8144.html).
11. Славин М.М. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. – М ., 2001 г.
12. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2003.
13 Bundesverwaltungsgeright (Федеративный административный суд) (http://www.bverwg.de/).
14. Конституция Турецкой Республики (http://www.turtsia.ru/Constitution-Republic-Turkey.htm).
15. Высший административный суд Украины, официальный сайт (http://www.vasu.gov.ua/ua/system _administrative_judges.html).
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Никольский Д.С.
Понятие и правовая природа отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд
В статье проанализированы основные понятия, связанные с контрактами на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Исследована правовая природа данных отношений и выявлены их сущностные признаки.
Ключевые слова: контракт, договор, поставка, государственные нужды, муниципальные нужды.
Пристатейный библиографический список
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2001.
2. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. – М., 2011.
3. Брэбан Г. Французское административное право. – М.,1988.
4. Веленто И.И. О гармонизации законодательства, регулирующего отношения собственности (теоретический аспект) // Гражданское право. – 2012. – № 2.
5. Демин А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Хозяйство и право. – 1997. – № 8.
6. Клейн Н.И. Поставка продукции для государственных нужд // Закон. – 1995. – № 6.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. – Т. 1 / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. –6-е изд. – М., 2011.
8. Нарышкина Р.Л. США: государство и частный сектор. Гражданско-правовые отношения. – М., 1976.
9. Нестерович Н.В., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд / Под ред.А.Г. Свинаренко. – М., 2000.
10. Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение. – 1969. – № 3.
11. Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. – 1994. – № 5.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Накохова М.И.
Субъекты гражданских правоотношений по гражданскому кодексу 1922 года
В статье рассматривается классификация субъектов гражданских правоотношений согласно Гражданскому кодексу 1922 года. Анализируются различные точки зрения на субъектный состав гражданских правоотношений в светском праве, правоспособность субъектов. Выделяется ещё один отдельный субъект – Советское государство. Решается вопрос о том, что Советское государство выступает самостоятельным третьим субъектов гражданских правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами. Подтверждается привилегированный характер государства в системе гражданских правоотношений.
Ключевые слова: гражданские правоотношения, Гражданский кодекс 1922 года, субъекты гражданских правоотношений, классификация субъектов, Советское государство, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, иностранец, лицо без гражданства.
Пристатейный библиографический список
1. Александров Н.Г. Законность и правоотношение в советском обществе. – М., 1955.
2. Вольфсон Ф. Хозяйственное право первого десятилетия//Советское право. – 1927. – № 6.
3. Гойхбарг А.Г. Ленин и советское право // Советское право. –1924. – № 2.
4. Гойхбарг А.Г. Основы частного имущественного права. – М., 1924.
5. Гойхбарг А.Г. Хозяйственное право РСФСР. – Т. 1. М.-Пг., 1923.
6. Гражданский кодекс РСФСР 1922// Собрание узаконений РСФСР. – 1922. – № 71.
7. Гражданский кодекс с постатейно-систематическими материалами /Под редакцией С. Александровского. – М., 1925.
8. Карева М.П., Кечекьян С.Ф., Федовеев А.С., Федькин Г.И. Теория государства и права. – М., 1954.
9. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. – М., 1962.
10. Перетёрский И.В. Советские гражданские кодексы // Советское право. – 1927. – № 6.
11. Уманский Я.Н. Советское государственное право. – М., 1970.
ИННОВАЦИОННОЕ ПРАВО
Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л.
Правовой статус технологических платформ как субъектов инновационной деятельности в России
В статье проанализированы особенности правового статуса технологических платформ,
которые являются субъектами инновационного развития Российской Федерации. Автор рассматривает основные документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие создание и функционирование технологических платформ. Также дается понятие технологической платформы и выделяются основные черты, характеризирующие ее правовой статус. Кроме того, автор рассматривает технологическую платформу как механизм реализации государственночастного партнерства. Особое внимание уделено ряду проблем правового характера, связанных с деятельностью технологических платформ, в частности касающихся определения и нормативного закрепления их организационно-правовой формы.
Ключевые слова: технологическая платформа, инновационное развитие, государственно-частное партнерство, организационно-правовая форма, некоммерческие организации, объединения юридических лиц, некоммерческое партнерство.
ИННОВАЦИОННОЕ ПРАВО
Шамрин М.Ю.
Реформирование системы административно-правового регулирования защиты прав ребенка в Российской Федерации
В статье исследуется статистика усыновленных (удочеренных) гражданами Соединенных
Штатов Америки детей-сирот из России, Китая, Эфиопии, Швеции, Норвегии, Финляндии за последние 13 лет. Делается вывод о необходимости реформирования системы административно-правового регулирования защиты прав ребенка. Предлагаются поправки в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».
Ключевые слова: ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российский Федерации», ФЗ «Об опеке и попечительстве», Уполномоченный по правам ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка, административно-правовое регулирование защиты прав ребенка, федеральная целевая программа «Россия без сирот».
Пристатейный библиографический список
1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. Трудов к 10-летию принятия Конвенции о правах ребенка и создания НИИ детства РДФ. Вып. VI / Под общ. ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинско-
го. – М., 1999.
2. Астахов П. Американцы будут отчитываться о состоянии усыновленных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/04/01/astahov-anons.html.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1 . – С. 42.
4. Зверева Г. Отложите нам того мальчика, пожалуйста // Российская газета. – 2012. – № 298 (5971).
5. Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ОО Н) // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Вып. XLVI.
6. Макарычев М., Дунаевский И. Хуже собаки // Российская газета, – 2012. – № 293 (5966).
7. Независимый доклад Российского Детского Фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации «Дети России на пороге XXI века»// Дитя человеческое. –2000. – № 4–5–6 (19–20–21).
8. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Принят в г. Нью-Йорке 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ОО Н) // СПС Консультант Плюс, 2013.
9. Федеральная целевая программа «Россия без сирот» на 2013– 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://xn-----blcqkcf5bhlieags2r.xn--p1ai/files/RbS-part1.pdf.
10. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. –2008. – 28 апреля. – № 17. – Ст. 1755.
11. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – 31 декабря. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7597.
12. Report on Intercountry Adoption January 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://adoption.state.gov/content/pdf/fy2012_annual_report.pdf.
13. Statistics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://adoption.state.gov/about_us/statistics.php.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Курцер К.М.
Особенности финансового контроля доходов, не связанных с государственной собственностью
В статье рассматриваются особенности правового регулирования государственного финансового контроля неналоговых доходов бюджета, не связанных с государственной собственностью. Особое внимание уделяется контролю за таможенными платежами и экологическими сборами.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, доходы бюджета, неналоговые доходы, таможенные платежи, экологические сборы
Пристатейный библиографический список
1. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005.
2. Бандорин Л.Е. Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 4.
3. Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б. От культа таможни к таможенной культуре. М., 2000.
4. Верстова М.Е. К вопросу понятия таможенных платежей как источника доходов бюджета // Внешнеторговое право. 2007. № 2.
5. Комаров Н.И., Пашенцев Д.А., Пашенцева С.В. Очерки истории права Российской империи (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). М.: Статут, 2006.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Долгов А.П., Долгов К.А., Скрыпников А.В.
О некоторых правовых аспектах современных образовательных инициатив
Статья посвящена некоторым современным образовательным инициативам: концептуальным основам нового «Закона об образовании в Российской Федерации» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; особенностям «Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» и анализу отдельных положений этих инициатив. Авторы сопоставляют нормативные правовые акты последних лет, посвященные системе образования, обращают внимание на противоречия в них.
Ключевые слова: закон, образовательный стандарт, нормативный образец, федеральный государственный образовательный стандарт, базисный (примерный) учебный план, примерные программы учебных курсов, основная общеобразовательная программа.
Пристатейный библиографический список
Документы, опубликованные на сайтах Правительства России(http://правительство.рф/) и Минобрнауки России (http://mon.gov.ru).
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Норма, 2000.
2. Долгов А.П., Долгов К.А., Скрыпников А.В. Об отдельных аспектах правового регулирования образовательного процесса //Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 2. (45). – С. 90–92.
3. Долгов А.П., Долгов К.А., Скрыпников А.В. Концепция новой школы в современном правовом поле // Евразийский юридический журнал. – № 8 (51). – 2012. – С. 95–99.
4. Долгов А.П., Долгов К.А., Скрыпников А.В. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: перспективы. «Педагогическое образование: вызовы ХХ I века». Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога Виталия Александровича Сластенина. Курск 20–21 сентября 2012 г. В 2-х ч. – Часть I. – С. 111–128.
5. Казьмин И.Ф., Поленина С.В. Закон о законах: проблемы издания и содержания // Советское государство и право. – 1989. – № 12.
6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права:Учебник. – М., 1998.
7. Михальцова Л.Ф. Современные тенденции развития профессионального образования: Коллективная монография /А.Д. Копытов, М.П. Пальянов, С.М. Редлих, Л.Ф. Михальцова и др. – Томск: Томский ЦНТИ, 2009.
8. Надеев Р.К. Законотворческие ошибки // Российская юстиция. – 2001. – № 5.
9. Пашенцев Д.А. Модернизация и право в современной России // Евразийский юридический журнал. – 2010. – № 11.
10. Сенякин И.Н. Проблемы специализации и унификации российского законодательства // Государство и право. – 1993. – № 5.
11. Тихомиров Ю.А., Пиголкин А.С, Рахманина Т.Н. Как готовить законы: Науч.-практич. пособ. – М., 1993.
12. Терентьева А. И. Образовательный процесс современного вуза как ресурс развития политической культуры студентов: Монография.–СПб.: Лема, 2010.
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Умеренко Ю.А.
Институт права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками: состояние и проблемы
В статье рассматривается вопрос, касающийся института земельного права – права постоянного (бессрочного) пользования, в том числе дается характеристика его современному состоянию, а также раскрываются и анализируются некоторые проблемы правоприменительной практики, связанные с данным правовым институтом.
Ключевые слова: право постоянного (бессрочного) пользования, земельный участок, проблемы правового регулирования, вещные права на землю, правовой институт.
Пристатейный библиографический список
1. Галиновская Е.А. Земельное законодательство: особенности формирования и развития // Журнал российского права. – 2009. – № 11.
2. Дробачев Д.В. Основания и процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. – 2006. – № 4.
3. Зайков Д.Е., Звягинцев М.Г. Настольная книга гражданина по защите земельных прав. – М., 2008.
4. Иванов А.А. О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Вестник ВАС РФ. – 2009. – № 4.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2010.
6. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2011.
7. Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд. – М., 2009.
8. Сидорова Е.Л. Баланс публичных и частных интересов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. – 2010. – № 4.
КРИМИНОЛОГИЯ
Поляков М.М.
Коррупция и наркотики в Российской Федерации
В статье исследовано влияние коррупции на незаконный оборот наркотических средств
и психотропных веществ в Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, наркотики, психотропные вещества, государственное управление.