Обзоры

Евразийский юридический журнал

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право и уголовное законодательство Российской Федерации

Обзор «круглого стола» «Международное гуманитарное право и уголовное законодательство Российской Федерации» (г. Москва, 14 ноября 2012 г .)

№ 4 (59) 2013г.

14-го ноября 2012 года Региональная делегация Международного Комитета Красного Креста в Российской Федерации, Беларуси, Молдове и Украине (МККК) и Факультет международного права Дипломатической Академии МИД России на основании Меморандума о сотрудничестве между Дипломатической академией МИД России и МККК от 14-го декабря 2011 года, совместно с Российской ассоциацией международного права и Международно-правовым клубом провели заседание «круглого стола», посвященного 35-летию принятия Дополнительных протоколов 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года на тему «Международное гуманитарное право и уголовное законодательство Российской Федерации».

  В мероприятии приняли участие заместитель Главы Региональной делегации МККК К. Потронофф, сотрудники делегации МККК, судья Апелляционной камеры Международных уголовных трибуналов по Бывшей Югославии и Руанде Б.Р. Тузмухамедов (основной доклад), участник разработки Дополнительных протоколов 1977 года, Чрезвычайный Полномочный посол О.Н.Хлестов, Президент Российской Ассоциации международного права А.Я.Капустин, консул Канады в Москве К. Кагнер, советник Администрации Президента России И.Н. Глебов, Уполномоченный по правам человека по Воронежской области Т.Д. Зражевская, заместитель начальника организационного управления Главной военной прокуратуры П.В. Кочетов, заведующая кафедрой уголовного права Самарского государственного университета Т.В. Кленова, Заслуженный деятель науки России С.В. Черниченко, делегация из Казанского государственного университета, представители из МИДа и Совета Федерации России, а также ИГПАН, МГУ, МГИМО, ВШЭ, МГПУ и др. Вел заседание заведующий кафедрой международного права Дипломатической Академии МИД России, судья Международного уголовного трибунала по Руанде С.А. Егоров.

  Обсуждались следующие вопросы: международно-правовое регулирование пресечения серьезных нарушений международного гуманитарного права (МГП); принципы пресечения и наказания за совершение серьезных нарушений МГП (принцип универсальной юрисдикции, неприменимость сроков давности, ответственность начальника за непринятие мер, ответственность за исполнение преступного приказа и т.д.); имплементация МГП в уголовном законодательстве стран СНГ; роль международного уголовного правосудия в развитии системы пресечения серьезных нарушений МГП и др.




Катрин Патронофф, заместитель главы Региональной делегации
Международного Комитета Красного Креста в Российской Федерации, Беларуси, Молдове и Украине


ПРИВЕТСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К УЧАСТНИКАМ КРУГЛОГО СТОЛА «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

  Уважаемый председатель,
  Уважаемые дамы и господа,
  Дорогие друзья,
  Позвольте от имени Международного комитета Красного Креста поприветствовать Вас на этом круглом столе, который посвящен принятию Дополнительных протоколов 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны.

  Нам особенно приятно, что сегодняшнее мероприятие проводится совместно и в стенах Дипломатической Академии МИД РФ, с которой у нас в прошлом году было подписано Соглашение о сотрудничестве и установились крепкие дружественные отношения. И, пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить за это руководство Академии, факультета международного права и кафедры международного права.

  Дорогие друзья,
  Тема сегодняшней дискуссии крайне важна, так как пресечение нарушений МГП и имплементация соответствующих норм в национальное законодательство – это один из ключевых факторов, направленных на обеспечение соблюдения норм МГП.

  Договоры по МГП охватывают широкий спектр проблем – от защиты раненых и больных военнослужащих, военнопленных и гражданских лиц и до запрещения таких видов оружия, как противопехотные мины, химическое и биологическое оружие, а также ограничение использования других видов оружия.

   Для того чтобы договоры МГП приобрели универсально признанный характер, они должны быть официально приняты всеми государствами посредством ратификации или присоединения.

  Ратификация этих договоров является, однако, лишь первым шагом.

  Большинство договоров МГП создают обязательства, которые требуют, чтобы государства осуществили определенные действия по соблюдению этих договоров, включая законодательные, нормативные и административные меры.

  Должна и далее укрепляться ответственность за нарушение МГП. Важно подчеркнуть, что, содействуя внутригосударственному преследованию военных преступлений и, что еще более важно, создав такие международные органы, как специальные международные уголовные трибуналы и Международный уголовный суд, с начала 90-ых годов прошлого века международное сообщество направило значительные усилия на преследование серьезных нарушений МГП.

  В этом отношении законодательные и судебные органы государств должны обеспечить признание национальным законодательством уголовной ответственности за нарушение МГП и практическое применение такого законодательства.

  МККК играет важную роль в процессе национальной имплементации и обеспечения применения МГП. Его Консультативная служба (создание которой одобрено на 26-ой Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца в 1995 году) оказывает помощь государствам в принятии национального законодательства, предоставляя техническую поддержку, а также различные материалы, в том числе публикации, ратификационные пакеты и типовые законы.

  Мы работаем в тесном сотрудничестве с представителями многих органов государственной власти стран, а также с международными и региональными организациями. Так, например, мы тесно сотрудничаем с Межпарламентской Ассамблеей СНГ, которая еще в 1999 приняла Рекомендации по имплементации МГП в странах СНГ, один из пунктов которых касается именно вопросов пресечения серьезных нарушений МГП.

  Кроме того, совсем недавно, 21-го сентября 2012 года в Минске состоялось Заседание Совета министров юстиции стран СНГ, на котором также было принято решение по вопросам имплементации МГП в государствах-участниках СНГ, в частности, в отношении принятия мер по приведению уголовных законодательство государств-участников СНГ в соответствие с современными тенденциями развития международного права.

  Мы очень надеемся, что сегодняшняя встреча внесет свой вклад в совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации с учетом положений МГП и послужит толчком для принятия конкретных мер в этой области.

  Желаю всем нам плодотворной работы и интересной дискуссии. Спасибо за внимание.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях