Обзоры

Евразийский юридический журнал

Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности

Аграрная политика государства

Обзор материалов круглого стола «Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности: экономико-правовой аспект» (Казань, 18-21 мая 2016 г.)

№ 2 (105) 2017г.

18 - 21 мая 2016 года в Казани при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан состоялся IX Меж­дународный экономический саммит «Россия - Исламский мир: KazanSummit 2016». На это время Казань превратилась в центр экономического взаимодействия Российской Феде­рации и стран исламского мира. Более 1556 представителей международных организаций, органов государственной вла­сти, финансовых институтов, посольств 14 государств, депута­тов парламентов, инвесторы и бизнесмены из 51 страны мира, а также 182 представителя СМИ обсуждали возможность при­влечения исламских инвестиций в контексте международных экономических отношений[1].

Продвигаемая Республикой Татарстан в рамках Саммита инициатива Президента РФ В.В. Путина об экспорте сельхоз­продукции и внедрению передовых агротехнологий[2] является хорошей основой для выстраивания взаимовыгодных отноше­ний с точки зрения международного взаимодействия, актив­ного использования человеческого и ресурсного потенциала, роста благосостояния наших граждан. Такая деятельность, по мнению участников, особенно востребована сегодня, ког­да межгосударственное общение обеспечивает стабильность, баланс сил в мире, в котором наблюдается появление новых экономических и политических центров международного влияния.

Авторитетный и представительный формат Саммита стал площадкой для острых дискуссий по наиболее важным внутренним экономическим и правовым вопросам. О пер­спективном развитии импортозамещения и обеспечения про­довольственной безопасности говорили участники круглого стола: «Аграрная политика государства в сфере импор­тозамещения и обеспечения продовольственной безопас­ности: экономико-правовой аспект», настроенные на бу- Нигматуллина Э. Ф. дущее практическое вопло­щение теоретической повестки дня.

Важной частью работы круглого стола стало укрепление взаимодействия между сельхозпроизводителем, как флагма­ном российского бизнеса, и Правительством РФ в контексте реализации продовольственной доктрины Российской Феде­рации.

Участники отметили, что конструктивный диалог по линии Саммита будет и далее способствовать совершенство­ванию обмена информацией в аграрной отрасли, форми­рованию новых маршрутов экспорта сельхозпродукции и устранению искусственных препятствий на их пути, путем вы­работки рекомендаций, предназначенных для всех субъектов правоотношений по реализации Доктрины продовольствен­ной безопасности России на новом этапе.

Плодотворный диалог по самым животрепещущим про­блемам, состоявшийся в рамках Саммита, не просто формали­зует отношения в аграрной сфере. В рекомендациях, которые были одобрены и приняты, есть целый ряд направлений, ко­торые намечают большие и важные перспективы на будущее в интересах страны и задач, поставленных Президентом России В.В.Путиным. В условиях формирования новой полицентрич- ной архитектуры международных отношений проведение по­добных мероприятий помогает поддерживать и углублять от­кровенный профессиональный диалог со странами Ближнего Востока, Северной Африки, прогнозировать будущее разви­тие отношений по экономическому, сельскохозяйственному и валютно-финансовому сотрудничеству.

Сейчас партнеры крайне заинтересованы в инклюзивном подходе, который определяется, прежде всего, уважением интересов народа, а не продвижением геополитических за­мыслов. Поэтому оптимальным ключом к решению стоящих перед Россией проблем является развитие частно-государ­ственного партнерства в аграрном секторе экономики, кото­рое в большинстве случаев демонстрирует ответственность за то, чтобы наших граждан не дискриминировали на междуна­родных продовольственных рынках.

Традиционные инициативы, которые отражают принци­пиальные подходы России по формированию общего эконо­мического и гуманитарного пространства путем создания ин­теграционных объединений на недискриминационной основе при соблюдении универсальных правил мировой торговли, призваны обеспечить устойчивое развитие и экономический рост для всех участников.

Участники круглого стола неизменно отмечали в своих выступлениях поддержку инициативы нашего государства по комплексному управлению в формировании внутреннего рынка нашим сельхозпроизводителям и наращиванию торго­во-инвестиционного взаимодействия между деловыми круга­ми в рамках хорошо зарекомендовавшего себя Петербургско­го международного экономического форума и Саммита.

На площадке круглого стола собрался авторитетный со­став участников, что создало условия для конструктивного об­суждения проблем, связанных с поддержкой отечественных товаропроизводителей, эффективным вовлечением земель­ных ресурсов в хозяйственную деятельность, восстановлени­ем российских сел, попавших в депрессию из-за допущенных ошибок и просчетов на первом этапе преобразований в пост­советской России. В рамках программы круглого стола вы­ступили известные эксперты - консультанты по выработке федеральных и региональных целевых программ и прогнозов: Сергей Боголюбов - заслуженный юрист РФ, доктор юридиче­ских наук, профессор, заведующий сектором экологического права Института законодательства и сравнительного право­ведения при Правительстве РФ; Григорий Быстров - доктор юридических наук, профессор, президент Национальной ас­социации аграрного права, природоресурсного и экологиче­ского права, вице-президент Европейского комитета аграрно­го права, академик РАЕН и многие другие.

В выступлениях участников круглого стола затрагивались важнейшие теоретические и практические проблемы по обе­спечению стабильного экономического развития регионов, со­вершенствованию аграрной политики России, регулированию оплаты труда работников аграрного сектора экономики, обе­спечению защиты прав национальных меньшинств, гендер­ных прав, выработке конкретных шагов в борьбе с расизмом, агрессивным национализмом и т.п. Единение представителей научного сообщества и практиков ради поступательного дви­жения нашей страны, ради прогрессивного будущего является одновременно и огромным вкладом в дело предотвращения межконфессиональных разломов.

Всего в работе Круглого стола приняли участие более 80 ученых и практиков, из них 35 участников со статусом заочно­го участия, работы которых также были учтены при разработ­ке и принятии рекомендаций, содержащих 22 пункта.

По мнению Гаяза Файзуллина, модератора круглого сто­ла, принятые рекомендации станут важным подспорьем в деле углубления разнопланового сотрудничества между сель­хозпроизводителями с одной стороны, и Минсельхозом, «Рос­сельхозбанком», «Росагролизингом» с другой стороны, внесут полезный вклад в общую работу по эффективному решению масштабных задач, связанных с продовольственным обеспече­нием населения нашей страны[3].

В итоговом документе - Рекомендациях - представлены основные достижения российской и иностранной мысли об обновлениях в аграрной политике. Мы признательны всем участникам за одобрение резолюции и приглашаем всех же­лающих присоединиться к этой инициативе. Считаем, что это могло бы стать дополнительным позитивным фактором для выработки новой аграрной политики государства, выражен­ной в Дорожной карте.

Мы также убеждены, что позитивный потенциал взаимо­действия в аграрной сфере будет отвечать интересам народов и являться важным фактором поддержания экономической и политической стабильности в стране, сохранению и приумно­жению опыта накопленного за долгие годы.

Нас искренне радует, что по-прежнему юридический журнал «Аграрное и земельное право», созданный нашими замечательными учителями, выдающимися учеными юри­стами России Михаилом Ивановичем Козырем и Анатолием Ивановичем Бобылевым, выразил согласие на размещение Рекомендаций круглого стола в очередном номере журнала в целях развития контактов с общественностью, поддержания и углубления равноправного диалога.

По итогам проведенного круглого стола в 2017 году при финансовой поддержке Агентства инвестиционного разви­тия Республики Татарстан выйдет в свет научный сборник «Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности: экономико­правовой аспект» в количестве 1000 экземпляров, направить которые планируется в Продовольственную и сельскохозяй­ственную организацию Объединенных Наций (ФАО), феде­ральным органам государственной власти, научно - исследо­вательским учреждениям, субъектам Российской Федерации в целях использования их в законотворческой деятельности, научных исследованиях, затрагивающих одну из глобальных проблем мировой и отечественной экономики - обеспечение продовольственной безопасности (п. 21 Рекомендаций).

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проведение подоб­ных мероприятий помогает поддерживать откровенный про­фессиональный диалог по продовольственной проблематике и лучше понять происходящие в стране и регионах процессы для более точных прогнозов относительно перспектив разви­тия.

Приложение

Выдержка из Рекомендаций №1 от 20 мая 2016 г.

  1. Разработать и принять Государственную программу «О чрезвычайных мерах по восстановлению российских сел и целевому использованию земель сельскохозяйственного на­значения, как основного средства производства жизнеобеспе­чения граждан, проживающих на сельских территориях».
  2. Министерству юстиции РФ и Министерству сельского хозяйства РФ рекомендовать в условиях рыночной экономики принять меры по развитию договорных отношений в сельском хозяйстве.

Для формирования системы земельной ипотеки целесоо­бразно привлечь созданный с участием государства и успешно функционирующий Российский Сельскохозяйственный банк, который мог бы учредить специализированный Российский Земельный банк.

  1. Разработать и принять Федеральный закон «О коопера­ции в Российской Федерации». Выделить гранты в 2017 году на финансирование законопроектной работы по подготовке про­екта единого общего закона о кооперативах, который должен решить острые социально-экономические проблемы борьбы с бедностью, занятости населения, повышения производитель­ности труда.
  2. Расширить положительную практику Министерства труда и социальной защиты РФ в части финансирования ма­лоимущих граждан по социальному контракту на развитие хозяйств населения, организацию индивидуальной предпри­нимательской деятельности с целью повышения уровня заня­тости и доходов сельского населения.
  3. Предоставить приоритетное право на отпуск продо­вольственных товаров по продуктовым карточкам магазинам, принадлежащим сельскохозяйственным товаропроизводи­телям при реализации проекта государственной продоволь­ственной помощи малоимущим сельским гражданам.
  4. В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства и регулировании агропродовольственного рынка» предлага­ется закрепить следующие принципы социального развития села:

а)    создание достойных условий жизни сельского населе­ния;

б)    социальная ответственность бизнеса;

в)     государственная поддержка социального развития села;

г)    доступность выделенных по ФЦП и региональным про­граммам бюджетных средств для сельского хозяйства всем хо­зяйствующим субъектам, в том числе и сельхозпредприятиям религиозных объединений в целях скорейшего восстановле­ния российских сел.

  1. Внести в Федеральные законы (ГК РФ, УК РФ, ЗК РФ, НК РФ, БК РФ, ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон о развитии сельского хозяйства и др.) положения предусматривающие обязанность субъектов правоотношений в сфере сельхоз­производства и землепользования ежегодно отчитываться о финансово-хозяйственной деятельности, эффективном ис­пользовании земель сельскохозяйственного назначения, целе­вом использовании, о расходовании выделяемых бюджетных средств по ФЦП и региональным программам перед депута­тами местных органов самоуправления, а также нести граж­данско-правовую ответственность за виновные действия.
  2. Для упорядочения правовых отношений в сфере земле­пользования считаем целесообразным:

-      оперативно получать информацию из ЕГРП; и объеди­нить ее с системой кадастр-онлайн со всеми идентификацион­ными данными на земельные участки;

-      ввести государственный контроль над межеванием зе­мель и постановкой на кадастровый учет. Ошибки в межева­нии и кадастровом учете компенсировать за счет физических или юридических лиц, виновных в допущенных ошибках;

-      закрепить на законодательном уровне обязательную регистрацию сделок с земельными участками сельскохозяй­ственного назначения, позволяющую получить информацию из ЕГРП в режиме реального времени.

  1. С учётом провозглашенного Президентом России «Но­вого курса» по максимальному использованию внутренних ре­зервов вносим предложение в рамках бюджетного федерализ­ма расширить бюджетные полномочия субъектов РФ в целях эффективного осуществления антисанкционных программ, принятых Правительством РФ.

Депутатам Государственной Думы РФ внести предложе­ния о корректировке налоговой политики государства в целях плавного перехода к децентрализованной модели бюджетно­го федерализма, как более эффективной в условиях рыночной экономики.

В целях создания мотивации у всех субъектов РФ на эф­фективную работу внести в БК РФ и НК РФ соответствующие изменения, узаконивающие налоговые перечисления в фе­деральный бюджет в размере не выше 50% от прибыли, что позволит профинансировать заявленные Правительством РФ проекты по импортозамещению.

  1. Ходатайствовать перед Министерством образования и науки РФ о возобновлении подготовки бакалавров, маги­стров и аспирантов по направлению «Аграрная экономика», выделении дополнительных бюджетных мест для сельскохо­зяйственных вузов по приему бакалавров и магистров по ука­занному направлению; внести изменения в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального обра­зования по специальности «Юриспруденция», в соответствии с которым в юридических вузах России должно быть введено обязательное преподавание учебной дисциплины «Аграрное право».
  2. Координационному совету в области образования «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», научно­методическому совету по экономической подготовке специа­листов сельского хозяйства совместно с Минсельхозом России, отраслевыми союзами (ассоциациями) активизировать рабо­ту по подготовке «Профессионального стандарта» специаль­ностей агропромышленного комплекса.
  3. Научно-исследовательским институтам экономиче­ского профиля совместно с высшими аграрными учебными заведениями страны принять все необходимые меры по под­готовке учебных пособий для бакалавров и магистров в со­ответствии с учебными планами по таким экономическим направлениям, как аграрная политика, экономика и органи­зация сельскохозяйственного производства, рынки сельскохо­зяйственной продукции, сырья и продовольствия.
  4. Использовать новые информационные технологии, методы математического моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов в аграрной сфере эко­номики, идти на более широкую интеграцию и совместное сотрудничество ученых экономистов-аграрников и юристов нашей страны и СНГ, особенно государств-участников Евра­зийского экономического союза, по исследованию приоритет­ных экономических и правовых проблем развития АПК и раз­работки упреждающих мер по разного рода форс-мажорным обстоятельствам.
  5. Одобрить инициативу Временной творческой группы (ВТГ) из числа ученых, экспертов-консультантов федерально­го центра и отдельных регионов при Российском центре ис­ламской экономики и финансов РИИ по проведению в городе Болгар - Республика Татарстан (Россия) - Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы аграрной политики государства в сфере производства продукции по стандартам ВТО и «Эко-Халяль»: экономико­правовой аспект», посвященной памяти депутата Государ­ственной Думы Российской Империи Садри Максуди.

[1]      Режим доступа: http://kazansummit.ru/

[2]      Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2016/12/01/poslanie-stenogramma.html.

[3]      Выступление Файзуллина Г.Г. на круглом столе: «Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности: экономико-правовой аспект». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazansummit.ru/


Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях