Обзор материалов круглого стола «Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности: экономико-правовой аспект» (Казань, 18-21 мая 2016 г.)
18 - 21 мая 2016 года в Казани при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан состоялся IX Международный экономический саммит «Россия - Исламский мир: KazanSummit 2016». На это время Казань превратилась в центр экономического взаимодействия Российской Федерации и стран исламского мира. Более 1556 представителей международных организаций, органов государственной власти, финансовых институтов, посольств 14 государств, депутатов парламентов, инвесторы и бизнесмены из 51 страны мира, а также 182 представителя СМИ обсуждали возможность привлечения исламских инвестиций в контексте международных экономических отношений[1].
Продвигаемая Республикой Татарстан в рамках Саммита инициатива Президента РФ В.В. Путина об экспорте сельхозпродукции и внедрению передовых агротехнологий[2] является хорошей основой для выстраивания взаимовыгодных отношений с точки зрения международного взаимодействия, активного использования человеческого и ресурсного потенциала, роста благосостояния наших граждан. Такая деятельность, по мнению участников, особенно востребована сегодня, когда межгосударственное общение обеспечивает стабильность, баланс сил в мире, в котором наблюдается появление новых экономических и политических центров международного влияния.
Авторитетный и представительный формат Саммита стал площадкой для острых дискуссий по наиболее важным внутренним экономическим и правовым вопросам. О перспективном развитии импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности говорили участники круглого стола: «Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности: экономико-правовой аспект», настроенные на бу- Нигматуллина Э. Ф. дущее практическое воплощение теоретической повестки дня.
Важной частью работы круглого стола стало укрепление взаимодействия между сельхозпроизводителем, как флагманом российского бизнеса, и Правительством РФ в контексте реализации продовольственной доктрины Российской Федерации.
Участники отметили, что конструктивный диалог по линии Саммита будет и далее способствовать совершенствованию обмена информацией в аграрной отрасли, формированию новых маршрутов экспорта сельхозпродукции и устранению искусственных препятствий на их пути, путем выработки рекомендаций, предназначенных для всех субъектов правоотношений по реализации Доктрины продовольственной безопасности России на новом этапе.
Плодотворный диалог по самым животрепещущим проблемам, состоявшийся в рамках Саммита, не просто формализует отношения в аграрной сфере. В рекомендациях, которые были одобрены и приняты, есть целый ряд направлений, которые намечают большие и важные перспективы на будущее в интересах страны и задач, поставленных Президентом России В.В.Путиным. В условиях формирования новой полицентрич- ной архитектуры международных отношений проведение подобных мероприятий помогает поддерживать и углублять откровенный профессиональный диалог со странами Ближнего Востока, Северной Африки, прогнозировать будущее развитие отношений по экономическому, сельскохозяйственному и валютно-финансовому сотрудничеству.
Сейчас партнеры крайне заинтересованы в инклюзивном подходе, который определяется, прежде всего, уважением интересов народа, а не продвижением геополитических замыслов. Поэтому оптимальным ключом к решению стоящих перед Россией проблем является развитие частно-государственного партнерства в аграрном секторе экономики, которое в большинстве случаев демонстрирует ответственность за то, чтобы наших граждан не дискриминировали на международных продовольственных рынках.
Традиционные инициативы, которые отражают принципиальные подходы России по формированию общего экономического и гуманитарного пространства путем создания интеграционных объединений на недискриминационной основе при соблюдении универсальных правил мировой торговли, призваны обеспечить устойчивое развитие и экономический рост для всех участников.
Участники круглого стола неизменно отмечали в своих выступлениях поддержку инициативы нашего государства по комплексному управлению в формировании внутреннего рынка нашим сельхозпроизводителям и наращиванию торгово-инвестиционного взаимодействия между деловыми кругами в рамках хорошо зарекомендовавшего себя Петербургского международного экономического форума и Саммита.
На площадке круглого стола собрался авторитетный состав участников, что создало условия для конструктивного обсуждения проблем, связанных с поддержкой отечественных товаропроизводителей, эффективным вовлечением земельных ресурсов в хозяйственную деятельность, восстановлением российских сел, попавших в депрессию из-за допущенных ошибок и просчетов на первом этапе преобразований в постсоветской России. В рамках программы круглого стола выступили известные эксперты - консультанты по выработке федеральных и региональных целевых программ и прогнозов: Сергей Боголюбов - заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором экологического права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Григорий Быстров - доктор юридических наук, профессор, президент Национальной ассоциации аграрного права, природоресурсного и экологического права, вице-президент Европейского комитета аграрного права, академик РАЕН и многие другие.
В выступлениях участников круглого стола затрагивались важнейшие теоретические и практические проблемы по обеспечению стабильного экономического развития регионов, совершенствованию аграрной политики России, регулированию оплаты труда работников аграрного сектора экономики, обеспечению защиты прав национальных меньшинств, гендерных прав, выработке конкретных шагов в борьбе с расизмом, агрессивным национализмом и т.п. Единение представителей научного сообщества и практиков ради поступательного движения нашей страны, ради прогрессивного будущего является одновременно и огромным вкладом в дело предотвращения межконфессиональных разломов.
Всего в работе Круглого стола приняли участие более 80 ученых и практиков, из них 35 участников со статусом заочного участия, работы которых также были учтены при разработке и принятии рекомендаций, содержащих 22 пункта.
По мнению Гаяза Файзуллина, модератора круглого стола, принятые рекомендации станут важным подспорьем в деле углубления разнопланового сотрудничества между сельхозпроизводителями с одной стороны, и Минсельхозом, «Россельхозбанком», «Росагролизингом» с другой стороны, внесут полезный вклад в общую работу по эффективному решению масштабных задач, связанных с продовольственным обеспечением населения нашей страны[3].
В итоговом документе - Рекомендациях - представлены основные достижения российской и иностранной мысли об обновлениях в аграрной политике. Мы признательны всем участникам за одобрение резолюции и приглашаем всех желающих присоединиться к этой инициативе. Считаем, что это могло бы стать дополнительным позитивным фактором для выработки новой аграрной политики государства, выраженной в Дорожной карте.
Мы также убеждены, что позитивный потенциал взаимодействия в аграрной сфере будет отвечать интересам народов и являться важным фактором поддержания экономической и политической стабильности в стране, сохранению и приумножению опыта накопленного за долгие годы.
Нас искренне радует, что по-прежнему юридический журнал «Аграрное и земельное право», созданный нашими замечательными учителями, выдающимися учеными юристами России Михаилом Ивановичем Козырем и Анатолием Ивановичем Бобылевым, выразил согласие на размещение Рекомендаций круглого стола в очередном номере журнала в целях развития контактов с общественностью, поддержания и углубления равноправного диалога.
По итогам проведенного круглого стола в 2017 году при финансовой поддержке Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан выйдет в свет научный сборник «Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности: экономикоправовой аспект» в количестве 1000 экземпляров, направить которые планируется в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО), федеральным органам государственной власти, научно - исследовательским учреждениям, субъектам Российской Федерации в целях использования их в законотворческой деятельности, научных исследованиях, затрагивающих одну из глобальных проблем мировой и отечественной экономики - обеспечение продовольственной безопасности (п. 21 Рекомендаций).
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проведение подобных мероприятий помогает поддерживать откровенный профессиональный диалог по продовольственной проблематике и лучше понять происходящие в стране и регионах процессы для более точных прогнозов относительно перспектив развития.
Приложение
Выдержка из Рекомендаций №1 от 20 мая 2016 г.
- Разработать и принять Государственную программу «О чрезвычайных мерах по восстановлению российских сел и целевому использованию земель сельскохозяйственного назначения, как основного средства производства жизнеобеспечения граждан, проживающих на сельских территориях».
- Министерству юстиции РФ и Министерству сельского хозяйства РФ рекомендовать в условиях рыночной экономики принять меры по развитию договорных отношений в сельском хозяйстве.
Для формирования системы земельной ипотеки целесообразно привлечь созданный с участием государства и успешно функционирующий Российский Сельскохозяйственный банк, который мог бы учредить специализированный Российский Земельный банк.
- Разработать и принять Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации». Выделить гранты в 2017 году на финансирование законопроектной работы по подготовке проекта единого общего закона о кооперативах, который должен решить острые социально-экономические проблемы борьбы с бедностью, занятости населения, повышения производительности труда.
- Расширить положительную практику Министерства труда и социальной защиты РФ в части финансирования малоимущих граждан по социальному контракту на развитие хозяйств населения, организацию индивидуальной предпринимательской деятельности с целью повышения уровня занятости и доходов сельского населения.
- Предоставить приоритетное право на отпуск продовольственных товаров по продуктовым карточкам магазинам, принадлежащим сельскохозяйственным товаропроизводителям при реализации проекта государственной продовольственной помощи малоимущим сельским гражданам.
- В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства и регулировании агропродовольственного рынка» предлагается закрепить следующие принципы социального развития села:
а) создание достойных условий жизни сельского населения;
б) социальная ответственность бизнеса;
в) государственная поддержка социального развития села;
г) доступность выделенных по ФЦП и региональным программам бюджетных средств для сельского хозяйства всем хозяйствующим субъектам, в том числе и сельхозпредприятиям религиозных объединений в целях скорейшего восстановления российских сел.
- Внести в Федеральные законы (ГК РФ, УК РФ, ЗК РФ, НК РФ, БК РФ, ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон о развитии сельского хозяйства и др.) положения предусматривающие обязанность субъектов правоотношений в сфере сельхозпроизводства и землепользования ежегодно отчитываться о финансово-хозяйственной деятельности, эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения, целевом использовании, о расходовании выделяемых бюджетных средств по ФЦП и региональным программам перед депутатами местных органов самоуправления, а также нести гражданско-правовую ответственность за виновные действия.
- Для упорядочения правовых отношений в сфере землепользования считаем целесообразным:
- оперативно получать информацию из ЕГРП; и объединить ее с системой кадастр-онлайн со всеми идентификационными данными на земельные участки;
- ввести государственный контроль над межеванием земель и постановкой на кадастровый учет. Ошибки в межевании и кадастровом учете компенсировать за счет физических или юридических лиц, виновных в допущенных ошибках;
- закрепить на законодательном уровне обязательную регистрацию сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения, позволяющую получить информацию из ЕГРП в режиме реального времени.
- С учётом провозглашенного Президентом России «Нового курса» по максимальному использованию внутренних резервов вносим предложение в рамках бюджетного федерализма расширить бюджетные полномочия субъектов РФ в целях эффективного осуществления антисанкционных программ, принятых Правительством РФ.
Депутатам Государственной Думы РФ внести предложения о корректировке налоговой политики государства в целях плавного перехода к децентрализованной модели бюджетного федерализма, как более эффективной в условиях рыночной экономики.
В целях создания мотивации у всех субъектов РФ на эффективную работу внести в БК РФ и НК РФ соответствующие изменения, узаконивающие налоговые перечисления в федеральный бюджет в размере не выше 50% от прибыли, что позволит профинансировать заявленные Правительством РФ проекты по импортозамещению.
- Ходатайствовать перед Министерством образования и науки РФ о возобновлении подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлению «Аграрная экономика», выделении дополнительных бюджетных мест для сельскохозяйственных вузов по приему бакалавров и магистров по указанному направлению; внести изменения в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», в соответствии с которым в юридических вузах России должно быть введено обязательное преподавание учебной дисциплины «Аграрное право».
- Координационному совету в области образования «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», научнометодическому совету по экономической подготовке специалистов сельского хозяйства совместно с Минсельхозом России, отраслевыми союзами (ассоциациями) активизировать работу по подготовке «Профессионального стандарта» специальностей агропромышленного комплекса.
- Научно-исследовательским институтам экономического профиля совместно с высшими аграрными учебными заведениями страны принять все необходимые меры по подготовке учебных пособий для бакалавров и магистров в соответствии с учебными планами по таким экономическим направлениям, как аграрная политика, экономика и организация сельскохозяйственного производства, рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
- Использовать новые информационные технологии, методы математического моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов в аграрной сфере экономики, идти на более широкую интеграцию и совместное сотрудничество ученых экономистов-аграрников и юристов нашей страны и СНГ, особенно государств-участников Евразийского экономического союза, по исследованию приоритетных экономических и правовых проблем развития АПК и разработки упреждающих мер по разного рода форс-мажорным обстоятельствам.
- Одобрить инициативу Временной творческой группы (ВТГ) из числа ученых, экспертов-консультантов федерального центра и отдельных регионов при Российском центре исламской экономики и финансов РИИ по проведению в городе Болгар - Республика Татарстан (Россия) - Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы аграрной политики государства в сфере производства продукции по стандартам ВТО и «Эко-Халяль»: экономикоправовой аспект», посвященной памяти депутата Государственной Думы Российской Империи Садри Максуди.
[1] Режим доступа: http://kazansummit.ru/
[2] Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2016/12/01/poslanie-stenogramma.html.
[3] Выступление Файзуллина Г.Г. на круглом столе: «Аграрная политика государства в сфере импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности: экономико-правовой аспект». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazansummit.ru/