Работа секции международного публичного права на V Международной научно-практической конференции «Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы» (Кутафинские чтения).
№ 12 (67) 2013г.
27-го ноября 2013 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА) состоялась V Международная научно-практическая конференция «Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы» (Кутафинские чтения). Секция международного права работала с 10-ти до 17-ти часов в зале заседаний Диссертационного совета МГЮА имени О.Е.Кутафина. Работу секции открыл К.А. Бекяшев - заведующий кафедрой международного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Он выступил с приветственным словом, в котором пожелал успешной работы всем участникам секции, в числе которых были видные юристы-международники из России, Болгарии, Швейцарии.
Вниманию собравшихся были представлены печатные издания, подготовленные авторским коллективом кафедры международного права МГЮА в 2013 г.: новый пилотный учебник для бакалавров по международному праву, подготовленный в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция»; сборник статей по актуальным проблемам международного права «Верховенство международного права» (Liber amicorum) в честь 70-летия К.А.Бекяшева; сборник статей «Международное право и международные отношения» в честь 80-летнего юбилея доцента кафедры международного права МГЮА М.Е.Волосова; монографии доцента кафедры международного права МГЮА Л.И.Захаровой «О спорт, ты - мир!», «Роль международного права, lex sports и lex olympica в регулировании международных спортивных отношений».
Первым свой доклад на тему «Конституционно-правовая модель межгосударственных отношений Российской Федерации» представил доктор юридических наук, профессор, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, президент Российской ассоциации международного права А.Я.Капустин. Он выделил четыре основные модели конституционного устройства государств и их ключевые особенности. Исторически первой моделью явилась конституция США 1787-го г., которая признавала единым субъектом международного права федерацию и провозглашала ряд присущих ей прав. Бесспорную актуальность в этой модели сохраняют положения о соотношении международного и внутригосударственного права. Вторая конституционно-правовая модель представлена конституциями, принятыми после окончания Второй мировой войны под влиянием Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека 1948 г. - таковы, например, конституции
Италии, Франции, Японии. Третья модель воплотилась в конституциях социалистических государств, в которых обычно не освещался вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права, но весьма подробно раскрывались принципы и цели внешней политики государства, определялось его место в современном мире. Четвертая модель объединяет конституции государств Центральной и Восточной Европы, в т.ч. и Конституцию РФ 1993-го г., которая, по мнению докладчика, отражает многие позитивные тенденции конституционно-правового регулирования межгосударственных отношений на современном этапе. Однако анализ конституционных положений России и государств, образующих Таможенный союз и Единое экономическое пространство, свидетельствует о незавершенном характере конституционного регулирования региональной межгосударственной интеграции (см. ст.79 Конституции РФ). Автор призвал заложить основы будущей евразийской интеграции и подчеркнул ее долгосрочный стратегический характер.
Советник по правовым вопросам Международного комитета Красного Креста Лоран Жизель (Женева, Швейцария) в рамках своего доклада «Киберпространство и международное гуманитарное право (МГП)» обозначил острые проблемы, возникающие на современном этапе в области международного права вооруженных конфликтов вследствие неправомерного использования достижений научно-технической революции. В их числе - проблема анонимности в киберпространстве; проблема отсутствия границ; проблемы применимости к кибератаке принципов соразмерности, пропорциональности, различения целей, предосторожности, нейтральности и др. В 2013 г. МККК участвовал в разработке «Таллиннского руководства по международному праву, применимому к кибервойне», который был разработан экспертами НАТО, и в России был воспринят отрицательно - как документ, узаконивающий кибервойну. РФ подготовила и представила в ООН несколько собственных проектов документов в этой сфере. Докладчик призвал как минимум признать применимость норм МГП в условиях кибервойны.
Доктор юридических наук В.С.Котляр выступил с докладом «Война в Сирии в свете норм международного права о применении государствами силы в международных отношениях». Устав ООН допускает применение государствами силы лишь в порядке самообороны (ст.51) и по решению Совета Безопасности ООН (СБ ООН) для устранения угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.39-42). После распада СССР США и другие страны НАТО стали предпринимать попытки освободиться от этих ограничений и сформулировали концепцию т.н. «гуманитарной интервенции». Чтобы положить конец попыткам ее узаконить, в «Итоговом документе Всемирного саммита» 2005-го г. была одобрена концепция «Ответственность по защите». Россия ее поддержала. Однако в 2011-ом г. в Ливии концепция потерпела фиаско. До сентября 2013-го г. США, Франция, Великобритания и арабские монархии Персидского залива стремились реализовать «ливийскую модель» и в Сирии, отдавая предпочтение не политическим переговорам, а смене режима Б.Асада военным путём. По оценке докладчика, из ста тыс. повстанцев экстремисты контролируют около 70% отрядов и их вооружений. Западные государства стали опасаться непредсказуемого развития событий в случае их прихода к власти. Докладчик призвал не демонизировать фигуру Обамы, который не спешил с реализацией силового решения сирийской проблемы и отказался от него после сентябрьской инициативы России. Договорённость Лавров-Керри и принятая на ее основе резолюция СБ ООН 2118 повысили политический авторитет России на Ближнем Востоке и во всем мире. Свое выступление докладчик завершил призывом умело использовать полученные преимущества, продолжать укрепление экономики и военного потенциала России и готовиться к конференции «Женева-2», проведение которой ожидается в январе 2014-го г.
Доктор юридических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ Е.Г.Ляхов посвятил свое выступление такой теме, как «Субъекты обеспечения безопасности мирового сообщества (международно-правовой аспект)». Под этим собирательным термином докладчик понимает субъектов международного права и иные «элементы международного сообщества», нацеленные на обеспечение безопасности. В своей деятельности они должны руководствоваться формулой обеспечения безопасности социальных объектов, которая стала предметом внимательного рассмотрения на недавней конференции по этой проблематике, состоявшейся в Дипломатической академии МИД РФ.
В преддверии 20-летия принятия Конституции РФ доктор юридических наук, декан факультета международного права Дипломатической академии МИД РФ А.А.Моисеев обратился к теме «Актуальные вопросы международного права и российской конституции». Докладчик заявил: «Государственный суверенитет является ключевым понятием для любого государства, включая Российскую Федерацию, и исходной точкой построения всей современной международно-правовой системы». Суверенное государство не подчиняется власти других государств, однако в силу норм международного права его правоспособность ограничена: как минимум, государство обязано уважать суверенитет других государств. А.А.Моисеев сформулировал вывод об «абсолютном и неделимом» характере суверенитета государства. На современном этапе он заключается в свободе государства в любой момент времени реализовывать полномочия, имеющиеся в национальной сфере или в области международного сотрудничества, либо отказаться от их осуществления.
Доктор юридических наук, профессор кафедры международного права МГИМО (У) МИД Рф Ю.Н.Малеев в своем выступлении «Новое в международном управлении» подчеркнул, что п.4 ст.2 Устава ООН следует понимать как принцип воздержания от применения силы, а не как запрет применения силы. Кроме того, докладчик не согласился с традиционной интерпретацией ст.51 Устава ООН как закрепляющей право государства на самооборону. Он указал на жизненную необходимость превентивного (упреждающего) удара для обеспечения безопасности государства и на функции по «принуждению к безопасности», которые объективно обрели региональные военно-политические союзы, в первую очередь НАТО, после того, как, по мнению докладчика, ООН утратила свои полномочия по обеспечению международного мира и безопасности.
Дискуссию вызвало выступление заведующего кафедрой международного права МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидата юридических наук, доцента А.С. Исполинова, который представил вниманию собравшихся свой доклад на тему «Переосмысливая доктрину норм jus cogens». В 1969-ом г. термин «jus cogens» появился в Венской конвенции о праве международных договоров, но ни четких критериев отнесения международно-правовых норм к этой категории, ни их перечня конвенция не предложила. Ныне заметную роль в развитии доктрины jus cogens играют международные и национальные суды. Докладчик сослался на целый ряд судебных решений, в которых та или иная норма провозглашалась нормой, имеющей характер jus cogens (например, решение Международного Суда ООН по делу Никарагуа против США 1986-го г., где запрет применения силы был назван нормой jus cogens; решение ЕСПЧ по делу Al-Adsani в 2001 г., в котором запрет пыток был признан нормой jus cogens). Вопросы вызывает возможность применения судами норм jus cogens для лишения государства иммунитета от судебного преследования судом другого государства в случае серьезных нарушений прав человека, как свидетельствует решение Международного Суда ООН 2012-го г. по спору между Германией и Италией о юрисдикционных иммунитетах). Как отметил докладчик, основной угрозой доктрине jus cogens является стремление судей «видеть эти нормы везде, где только можно, без должного изучения того, насколько это мнение разделяется международным сообществом».
Гостья из Болгарии, декан юридико-исторического факультета Юго-Западного университета имени Н.Рильского (Благоевград) Габриэлла Белова-Ганева поздравила К.А.Бекяшева с его 70-летием и вручила ему памятный знак юридико-исторического факультета. Она выступила с докладом «Некоторые решения суда ЕС, связанные с гражданством Союза», который сопровождался электронной презентацией. Большинство вопросов, связанных с гражданством, решаются в рамках национального права. Однако некоторые аспекты регулируются международным правом (например, правовой статус иностранцев, апатридов, беженцев, а также особенности гражданства ЕС, установленные Лиссабонским договором 2007 г.). Подвергнутые анализу решения Суда ЕС в Люксембурге, связанные с гражданством Союза, затрагивали право на въезд в государство-член ЕС, право гражданина третьей страны на проживание и на труд в государстве-члене ЕС, устанавливали запрет ограничений свободы передвижения граждан ЕС.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета А.И.Абдуллин представил доклад «О некоторых вопросах фрагментации международного права». Он отметил, что председатель Международного Суда ООН Ж.Гийом еще в 2000-ом г. привлек внимание Генеральной Ассамблеи ООН к проблеме пролиферации международных судов, ведущей к противоречивой судебной практике. В 2006-ом г. Комиссия международного права ООН представила свой доклад «Фрагментация международного права». В международном праве образуются подсистемы, не всегда скоординированные между собой (например, право ВТО и международное экологическое право). Однако, по мнению докладчика, международное право не исчезает: в нем создаются новые материальные нормы и механизмы разрешения споров. Международное право остается централизованным правопорядком, который продолжает развиваться.
Доктор юридических наук, профессор кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета Р.М.Валеев посвятил выступление проблематике прав человека, назвав свой доклад «Международная и внутригосударственная защита прав человека на свободу совести и религии (к 20-й годовщине Всемирной конференции по правам человека)». В Казанском (Приволжском) федеральном университете недавно состоялась конференция «Религия и права человека», в которой приняли участие ученые и представители традиционных конфессий. Р.М.Валеев указал на необходимость продолжения межконфессиональ- ного диалога в духе Декларации ЮНЕСКО о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25-го ноября 1981 г.
Профессор Дипломатической академии МИД РФ Б.М.Ашавский в своём докладе «Актуальные проблемы международного права» обозначил ряд теоретических вопросов, которые необходимо осмыслить юристам-международникам. В их числе - понятие доктрины международного права, правовая природа международного экономического права и права ВТО, концепции «Ответственность по защите», декларативной и конститутивной теорий признания, а также права на самооборону, которое является естественным, по мнению докладчика.
Профессор кафедры международного права РУДН, доктор юридических наук Г.С.Стародубцев представил доклад на тему «Международно-правовое обозрение Курской битвы». Этому знаменательному историческому событию летом 2013-го г. исполнилось 70 лет. Подписанный Гитлером Оперативный приказ № 6 о проведении операции «Цитадель» от 15-го апреля 1943 г. чётко сформулировал цель операции
- посредством массированного, беспощадного и быстро проведённого удара окружить находящиеся в районе Курска силы Советской армии. После их разгрома Германия планировала направить свои войска на Северо-восток с целью занятия Москвы и окончательного завершения военных действий. Приказ ориентировал немецкие войска на несоблюдение важнейшего принципа МГП - принципа гуманности. Между тем положения Гаагской конвенции о законах и обычаях войны 1907-го г. указывали на то, что поведение враждующих держав должно служить делу человеколюбия и согласовываться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации. Было отмечено, что события Курской битвы выходят за пределы обозначенных докладчиком хронологических рамок. В этой связи были упомянуты такие важнейшие мероприятия, как Московская и Тегеранская конференции 1943-го г., где были сделаны важные шаги к созданию ООН.
Заведующий кафедрой международного права Санкт- Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор В.С. Иваненко в своём докладе затронул вопрос о месте Конституции РФ и международных договоров РФ в правовой системе страны. Нормы Конституции стоят на вершине пирамиды норм российского права. Однако обладает ли Конституция верховенством в правовой системе России? После анализа положений самой Конституции и ряда нормативно-правовых актов (в частности, ФЗ «О международных договорах РФ»), докладчик дал на этот вопрос отрицательный ответ, пояснив, что Конституция закрепила своё верховенство лишь в системе российского права. Она не распространяет своё юридическое верховенство на нормы международного права, допущенные в правовую систему России в установленном порядке. Являясь высшим законом государства, Конституция не может распространять своё верховенство на международно-правовые нормы, разработанные иными субъектами, в ином порядке и в разные исторические эпохи. В.С.Иваненко заметил, что противоречия между конституционными и международно-правовыми нормами могут возникать лишь в области правоприменения. Он обратился к Венской конвенции о праве международных договоров 1969-го г., ст.27 которой гласит, что «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора...». По мнению докладчика, формулировка «положения внутреннего права» охватывает и конституционные нормы. Следовательно, в случае противоречия норм Конституции и международно-правовых норм должны применяться последние.
Доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат юридических наук О.В.Кадышева выступила с докладом на тему «Юридическая сила решений Органа по разрешению споров ВТО». Большинство исследователей сводят проблему юридической силы решений Органа по разрешению споров ВТО (ОРС ВТО) только к прецедентному характеру, который не бесспорен. Парадокс заключается в том, что решений как таковых нет - есть лишь доклады, содержащие рекомендации. Правомерно ли распространение позиции, изложенной в докладе, на последующие дела? Проанализировав нормативный материал и практику ОРС, О.В.Кадышева пришла к выводу, что с формальной точки зрения решения ОРС не являются обязательными. Только решение по конкретному спору можно признать содержащим обязательные для участников спора правила. Но существуют и общие вопросы, представляющие интерес для всех государств, в рамках которых возможно придание решениям прецедентного характера.
С докладом о контрольных процедурах в международном трудовом праве выступил доцент кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук Р.Ш.Давлетгильдеев. На региональном уровне всё большее распространение получают судебные процедуры, в результате чего сложилась обширная судебная практика, подчас диаметрально противоположная. В некоторых решениях Суда ЕС 2007-2008 гг. был подтверждён приоритет экономических свобод по отношению к социальным правам и конкретно - к праву на объединение. В этот же период в рамках ЕСПЧ сложилась иная практика: в деле Байкара ЕСПЧ указал, что в рамках Конвенции 1950-го г. иногда необходимо отклоняться от предыдущей практики, что и было сделано. В частности, в решении указано положение о том, что ст.11 Конвенции закрепляет не только право на объединение (право на вступление в профсоюз и членство в нём), но и право на ведение коллективных переговоров. Этот подход может свидетельствовать о фрагментации, поскольку ЕСПЧ сформулировал позицию, отличную от моделей, сложившихся, в частности, на уровне Суда ЕС. Одновременно в упомянутом решении ЕСПЧ проявилась и консолидирующая позиция Суда, поскольку им была проанализирована вся имеющаяся нормативная база и практика.
Далее выступил профессор кафедры международного права МГЮА имени О.Е.Кутафина, доктор юридических наук Е.Г.Моисеев, представивший доклад на тему «Международноправовые основы формирования Евразийского экономического союза». В связи с тем, что на 28-ое ноября была запланирована встреча в Вильнюсе Президента Украины В.Ф.Януковича и руководства Европейского Союза, в ходе которой должно было состояться подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, Е.Г.Моисеев выразил искреннюю обеспокоенность относительно судьбы Украины. Если Соглашение будет подписано, Украина станет ничем иным, как «задней площадкой» ЕС, ведь этот многостраничный документ и 40 приложений к нему так и не были внимательно изучены перед процедурой парафирования, состоявшейся весной 2013 г. По мнению докладчика, премьер-министр Украины Н.Я.Азаров понимает всю трагедию украинской экономики, если страна вступит в ассоциацию с ЕС.
С докладом по теме «Общность предмета международного экологического и международного экономического права» выступила доцент кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли МЭР РФ, кандидат юридических наук Д.С.Боклан. Она отметила, что практически любые международные экономические отношения (МЭО) влекут риск причинения ущерба окружающей среде, причём величина ущерба может быть столь велика, что выгода от экономических отношений фактически нивелируется, а сам ущерб зачастую носит необратимый характер. Самый яркий пример подобного рода из новейшей истории - авария на нефтяной платформе ВР в Мексиканском заливе. Д.С.Боклан продемонстрировала общность предмета этих отраслей на примере оборота опасных отходов. Объектом МЭО в данном случае выступают опасные отходы, технологии по их утилизации или услуги по захоронению. Вместе с тем по поводу указанных объектов возникают и международные экологические отношения, связанные с охраной окружающей среды. Также было отмечено, что большая часть международных экологических договоров содержит меры торгового ограничения и ограничения инвестиционной деятельности. В связи с этим было констатировано, что экологические стандарты становятся одной из характеристик современного экономического правопорядка.
Доцент кафедры международного права РУДН, кандидат юридических наук. В.И.Блищенко представила доклад на тему «Попытка формирования механизма глобального контроля над добывающими отраслями промышленности (международно-правовые аспекты)». Обратив внимание на усиление тенденции использования международно-правовых институтов для решения конкретных экономических и политических задач отдельных государств, докладчица в качестве примера привела разработку и функционирование Инициативы по прозрачности в добывающих отраслях экономики (ИПДО), которая приобрела глобальный характер. Участием в ИПДО заинтересовалась и Россия, в связи с чем необходима оценка возможных последствий такого участия. Это обусловлено постулированием такой цели ИПДО, как необходимость перехода от процесса выполнения отдельных требований к процессу более качественного общего управления добывающим сектором в каждой из стран-участниц. По мнению докладчицы, ИПДО представляет собой прообраз сырьевого МВФ, претендуя на роль «мирового управляющего» добычей сырья. Кроме того, создатели ИПДО преследуют ещё одну цель - использовать Инициативу в качестве инструмента глобальной конкурентной борьбы за ресурсы.
С докладом на тему «Понятие непосредственного участия в боевых действиях» выступил профессор кафедры международного права МГЮА имени О.Е.Кутафина, кандидат юридических наук В.А.Батырь. По его мнению, под непосредственным участием в боевых действиях следует понимать осознанные поведенческие акты, совершаемые комбатантами либо гражданскими лицами, утратившими право на защиту, в период вооружённого конфликта (как международного, так и внутригосударственного), направленные на осуществление насилия в отношении противоборствующей стороны, сопряжённые с прямым либо косвенным причинением вреда лицам и объектам противника. Непосредственное участие должно регулироваться во времени, пространстве и по кругу лиц. Во времени - с первого выстрела либо включения в состав вооружённых сил; пространственная сфера определяется как «театр военных действий в условиях вооружённого конфликта»; относительно круга лиц - речь должна идти о комбатантах, либо о гражданских лицах, утративших право на защиту. Здесь представляет интерес Приложение к ФЗ «О ветеранах», следуя логике которого можно выделить четыре категории лиц: участники войны, участники международных вооружённых конфликтов, участники внутригосударственных вооружённых конфликтов и участники военных операций.
С докладом о предосторожности как принципе права охраны окружающей среды ЕС выступила доцент кафедры международного права МГУ, кандидат юридических наук М.А. Рылова. Возникнув в практике Суда, указанный принцип получил нормативное закрепление в Маастрихтском договоре о ЕС 1992-го г. В дальнейшем право ЕС развивалось по следующим направлениям: 1) признание того, что принцип предосторожности действует не только в сфере охраны окружающей среды; 2) раскрытие содержания и условий применения принципа. Рассматривая первое направление, М.А.Рылова сослалась на решение Суда ЕС 1996-го г. по делу о коровьем бешенстве, где было указано, что принцип предосторожности применяется, в частности, в сфере безопасности продуктов питания. В результате в 2002-ом г. был принят Регламент по безопасности пищевых продуктов, отразивший этот принцип. Второе направление связано с рядом мероприятий, осуществлявшихся ЕС в отношении других стран. Так, запрет импорта продуктов, в которых использовались гормоны роста, привёл к инициированию разбирательства в рамках ВТО, после чего Комиссией было принято Руководство, где предусмотрены условия применения принципа: установление возможности наступления негативных последствий, оценка доступных научных данных и наличие ситуации неопределённости.
Доцент кафедры международного права ВАВТ МЭР РФ, кандидат юридических наук И.М.Лифшиц выступил с докладом на тему «Международно-правовые средства преодоления последствий финансовых кризисов». Неспособность урегулирования финансовых кризисов может быть отнесена к глобальным проблемам человечества - международному сообществу пока не удалось выработать меры преодоления последствий и предотвращения новых кризисов. Что касается существующих международно-правовых средств, то к ним, прежде всего, следует отнести заключение международных договоров и принятие актов межправительственных организаций. Так, рекомендации самой авторитетной организации в сфере банковского права - Базельского комитета финансового надзора
- имплементируются большинством государств. Докладчик указал на необходимость регулирования деятельности кредитно-рейтинговых агентств, которые были объявлены одними из виновников финансового кризиса. В качестве примера был приведён опыт ЕС, где компетенция по их регулированию выведена из полномочий государств.
Далее взял слово проректор по международным связям Российско-Таджикского (славянского) университета У.А.Мансуров, представивший доклад на тему «Международно-правовая позиция малых государств по реформе СБ ООН (на примере Республики Таджикистан)». Докладчик убеждён, что назрела необходимость принятия срочных мер для восстановления авторитета ООН. Ключевым вопросом является реформирование СБ. Таджикистан выступает за усиление эффективности и представительности СБ за счёт включения в него не только Германии и Японии, но и развивающихся стран на ротационной основе. Однако все предложения относительно изменения состава и компетенции СБ отвергаются, прежде всего, его постоянными членами. Великим державам следует брать пример соблюдения международно-правовых норм с малых государств, важными аспектами внешней политики которых являются сохранение мира, предотвращение и устранение вооружённых конфликтов. В качестве примера был приведён Таджикистан, вооружённый конфликт на территории которого удалось урегулировать с помощью международно-правовых средств.
Доцент кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук М.В.Кешнер представила доклад на тему «Юридическая техника резолюций Совета Безопасности ООН о введении и реализации режимов международных санкций». Докладчица остановилась на вопросе о легитимности их введения. Ею были сформулированы пять критериев легитимности: 1.серьёзность угрозы (введение санкций допустимо лишь в ситуации, которую СБ квалифицировал как угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии - здесь важнейшим является вопрос о наличии доказательств реальности угрозы); 2. правильная цель (недопустимость введения санкций с целью свержения законных властей, а также для решения несвязанных с международными правонарушениями разногласий); 3. крайние средства (введению санкций должно предшествовать использование всех существующих средств мирного разрешения споров); 4. соразмерность средств (санкции должны быть сопоставимы с характером и последствиями международного правонарушения); 5. сбалансированный учёт последствий (резолюции СБ должны содержать оценку последствий введения санкций).
Далее возможность выступить с докладом на тему «Оговорка Газпрома в 3-м Энергопакете Европейского союза: правда и вымысел» была предоставлена аспирантке кафедры международного права МГУ Т.И.Двенадцатовой. Третий Энергопакет предусматривает ряд нововведений, среди которых - разработка унифицированных правил трансграничной транспортировки газа и электроэнергии, предоставление потребителю возможности менять поставщика, внедрение конкуренции в производственно-сбытовой сектор. Это нашло отклики и за пределами ЕС - речь идёт об оговорке о третьих странах. Опасаясь, что с введением 3-го Энергопакета Газпром начнёт скупать сетевые европейские компании, ЕС поставил условие, что любое приобретение иностранной компанией европейских компаний требует согласия Комиссии на сделку.
Предпринятые шаги дают России возможность включиться в конкурентную борьбу за европейского потребителя на конечном рынке.
С докладом о мониторинге исполнения государствами- членами Таможенного союза и Единого экономического пространства решений органов ТС и ЕЭП выступила ассистент кафедры международного права МГУ Е.В.Машкова. Правовые акты, регулирующие деятельность по проведению мониторинга, приняты только в России и Казахстане, но они не предусматривают мониторинг исполнения положений международных договоров, составляющих базу ТС и ЕЭП, а также мониторинг исполнения решений Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии. В связи с принятием Договора о Евразийском экономическом союзе предлагается разработать Протокол о проведении мониторинга исполнения государствами-членами Союза его правовых актов. Важно обратить внимание на практику ЕС, где термин «мониторинг» не применяется в отношении деятельности по оценке исполнения актов ЕС. Такая деятельность осуществляется в рамках процедур ОРВ (оценка регулирующего воздействия), проводимых как в отношении проектов актов ЕС, так и в отношении действующих актов.
Отрадно, что год от года число желающих принять участие в работе секции увеличивается. Вот и на этот раз заявок было так много, что временные рамки не позволили выступить всем участникам. Завершая работу секции, её руководители поблагодарили участников, отметив, что прозвучало много оригинальных мыслей и предложений. В преддверии 65-летия кафедры международного права Университета им. О.Е.Кутафина К.А.Бекяшев пригласил всех принять участие в конференции, запланированной к этой славной дате.