Обзоры

Евразийский юридический журнал

Обзор материалов международной конференции Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях

Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях

Обзор материалов международной конференции «Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях» (г. Уфа, 7–8 октября 2009 г.)

№ 10 (17) 2009г.

7–8 октября в столице Республики Башкортостан Российской Федерации  Уфе в рамках празднования юбилея – 60-летия юридического образования республики – прошла Международная конференция «Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях».

   Общеизвестно, что юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы. Это и понятно, так как право призвано сыграть особую роль в условиях строительства правового государства и гражданского общества.

   Не является открытием и то, что современное общество предъявляет к юридической профессии весьма высокие требования. В новых условиях высококвалифицированные юристы способны позитивно повлиять на развитие общества в целом и экономику в частности.

   Несмотря на то, что в нашей стране образование и наука переживают нелегкие времена, фактически существуя в жестких условиях выживания, следует признать: многими поколениями россиян создан достаточно сильный потенциал высшего юридического образования в стране. И не случайно выпускники юридических факультетов таких престижных вузов, как МГУ, Санкт-Петербургский университет, Казанский университет, Уральская государственная юридическая академия и Московская государственная юридическая академия, возглавляют государственные, правоохранительные и судебные органы как федерального, так и региональных уровней. Многие из них активно участвуют в реформировании экономической и политической систем общества, кто-то выбрал путь к большой науке и вносит значительный вклад в развитие юриспруденции и юридического образования в разных регионах нашего федеративного государства.

   Размышляя о состоянии юридического образования в России, мы с гордостью можем констатировать, что в Башкортостане вот уже полвека динамично развиваются юридическое образование и наука, ведь еще 60 лет назад Советом Министров СССР было принято решение об организации в Уфе филиала Всесоюзного заочного юридического института.

   В настоящее время юридический факультет является флагманом подготовки профессиональных юристов в Республике Башкортостан, имеет хорошую репутацию среди юридических вузов России.
Ниже вниманию читателей предлагается краткий обзор наиболее значимых выступлений и научных сообщений конференции.


Faizullin G.G.

   On October, 7-8th in Ufa – capital of Republic Bashkortostan of the Russian Federation - within the limits of celebrating of the anniversary devoted to the 60 anniversary of the juridical education of republic, there has passed the International conference «Pressing questions of development of jurisprudence and practice in modern conditions»

  Well-known, the juridical education takes a priority place in higher school system. It and is clear, since the right in our life, especially in the conditions of building of a lawful state and a civil society, urged to play a special role.

   Is not opening and that the modern society makes rather high demands to a legal trade. In new conditions highly skilled lawyers are capable to affect positively as a whole development of all society, in particular on economy.

   In spite of the fact that in our country science and education hard times have, actually exist in self-survival severe constraints, nevertheless should recognise: many generations of Russia create strong enough potential of the higher juridical education in the country. And it is not casual graduates of such prestigious faculties of law as the Moscow State University, the St.-Petersburg, Kazan universities, the Ural state legal academy and the Moscow state legal academy head the state, law-enforcement and judicial bodies both federal, and regional levels. Many of them actively participate in reforming of economic and political systems of a society. Separate from them have irrevocably chosen a way to the big science and bring the considerable contribution to jurisprudence and juridical education development to different regions of our federative state.

  Reflecting on a juridical education condition in Russia, we with pride can ascertain that in Bashkortostan here already half a century the juridical education and a science dynamically develop, after all still 60 years ago Ministerial council of the USSR the decision on the organisation in Ufa of branch of All-Union correspondence legal institute was accepted.

  Now the faculty of law is a leader on preparation of professional lawyers in Republic Bashkortostan, has good reputation among legal high schools of Russia.
 
  More low the short review of the socially most-significant performances and scientific messages at this conference is offered to attention of readers.

   Первый день работы конференции прошел в здании  Института права БашГУ. Открыл мероприятие заместитель председателя оргкомитета, проректор Башкирского государственного университета, доктор химических наук, профессор Р.Ф.Талипов. Он огласил приветствие ректора в адрес участников высокого научного форума, где содержались такие слова: «Нам очень приятно, что в работе конференции участвуют наши коллеги из различных вузов Российской Федерации: Южно-Уральского госуниверситета (г. Челябинск), Юридического института Московского государственного университета путей и сообщения, Саратовской академии права, Казанского государственного университета им В.И.Ленина, Волгоградской академии МВД России, Уфимского юридического института МВД РФ, Оренбургского госуниверситета, Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина, Самарского государственного университета, Кубанского государственного аграрного университета, Санкт-Петербургского университета МВД России, Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан».

   Кульминационной частью научного форума по всеобщему признанию стало пленарное заседание, которое состоялось 8 октября в Большом зале Дома Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. В нем приняли участие ученые из многих регионов России и стран СНГ, представители всех трех ветвей государственной власти, а также муниципальные служащие Республики Башкортостан. Участие в работе международной конференции члена-корреспондента Российской академии наук, заслуженного юриста Российской Федерации, советника Президента РФ, доктора юридических наук, профессора Вениамина Федоровича Яковлева придало научному собранию особый статус.

   Участие В.Ф.Яковлева в работе научного форума воспринято как хорошая оценка со стороны федерального центра деятельности образовательных  учреждений Башкортостана. Высокий гость в своем выступлении отметил рост престижа юриста на современном этапе развития российского государства, озвучив решимость президента Российской Федерации в условиях мирового финансово-экономического кризиса продолжить курс, определяемый  Конституцией, на создание конкурентоспособной России с демократическими институтами и рыночной экономикой в современном многополярном мире. Оценивая деятельность законодательных органов федерального и регионального уровней через призму сегодняшних требований, оратор заявил о необходимости совершенствования законодательства в соответствии с современными концепциями. По мнению докладчика, в настоящее время Институт права Башгосуниверситета становится одним из перспективных центров по подготовке юристов в регионах страны.

   Выступающий поблагодарил оргкомитет от имени участников конференции за приглашение, выразил свою удовлетворённость работой высокого международного  форума, проходящего на гостеприимной земле многонационального Башкортостана, и пожелал всем плодотворной работы.

    Приветствие Президента РБ М.Г.Рахимова участникам Международной конференции огласил Председатель Государственного Собрания – Курултая, д-р юрид. наук, профессор К.Б.Толкачев. В обращении Президент, в частности, отметил, что «поступательное развитие РБ как демократического правового государства в значительной степени зависит от состояния правовой культуры общества», и выразил надежду на то, что профессорско-преподавательский коллектив Института права внесет весомый вклад в подготовку юристов, пополнит поистине золотой фонд интеллигенции Республики».

    В своем концептуальном докладе «Российская государственность и проблемы развития гражданского общества» Председатель Госсобрания – Курултая РБ, д-р юрид. наук, профессор К.Б.Толкачев рассказал о роли законодательной деятельности  одного из крупных субъектов Российской Федерации – Башкортостана – в реализации общегосударственных задач российского государства на современном этапе.

    В своем выступлении ректор БашГУ профессор М.Х.Харрасов  отметил, что в органах законодательной, исполнительной, судебной власти  работает много выпускников Института права Башгосуниверситета, которых с полной уверенностью можно назвать профессионалами. 

   Весьма интересными с точки зрения теории и практики были доклады начальника Юридического института МВД РФ, д-ра юрид. наук, профессора Ф.Б.Мухаметшина  (г. Уфа); профессора Саратовской государственной академии права Н.А.Баринова; д-ра юрид. наук, профессора Московской юридической академии им. О.Е.Кутафина В.В.Долинской; В.П.Камышлинской (Кубань); Председателя Арбитражного суда РБ И.Г.Арсенова (Уфа).

   Во вступительной части своей речи директор Института права БашГУ, д-р юрид. наук, профессор И.А.Макаренко акцентировала внимание участников научного форума на том, что конференция проходит в то время, когда Президент России Д.А.Медведев провозгласил: «Средняя и высшая школы подготовят достаточное количество специалистов для перспективных отраслей. Научные учреждения сосредоточат основные усилия на реализации прорывных проектов. Законодатели примут все решения для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий».

    Как известно, подготовка юристов высшей квалификации в республике началась в январе 1950 г. с момента открытия в Уфе филиала  Всероссийского юридического заочного института в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 9 октября 1949 года. В 1972 году факультет вошел в состав Башгосуниверситета. Докладчик также выразила особую благодарность Президенту Республики Башкортостан, руководителям Госсобрания РБ и Кабинета Министров РБ за помощь в укреплении материально-технической базы юридического образования в республике.

   Развитию факультета существенно способствовало Постановление Совета Министров РФ от 07.02.91 г. «Вопросы перестройки юридического образования в Российской Федерации», признавшее необходимость значительного увеличения числа юристов с высшим и средним специальным образованием в целях обеспечения потребностей органов государственной власти и управления, правоохранительной системы и всех отраслей народного хозяйства. Перевод экономики на рыночные отношения, намеченные в стране реформы, информатизация общества потребовали полноценного правового обеспечения всех этих процессов. Это резко повысило социальную значимость юриспруденции, обусловившую, в свою очередь, необходимость подготовки юристов нового типа, юристов, способных решать стоящие перед ними задачи на новых принципах и в новых социально-экономических условиях.

   К началу конференции силами оргкомитета были выпущены 6 научных сборников тезисов докладов участников. В тезисах рассматриваются актуальные вопросы теории государства и права, конституционного и муниципального права, проблемы, связанные с защитой прав человека, охраной окружающей среды и развитием аграрного сектора национальной экономики, цивилистики и юридической практики в свете Концепции развития гражданского законодательства; с усилением борьбы с коррупцией, криминалом и другими негативными явлениями в обществе.

   Выступления ученых из регионов Российской Федерации  представляют теоретический и практический интерес для науки. Они будут  полезны для законодателя, исполнительной власти, работников судов общей юрисдикции и арбитражных судов, практикующих юристов.


  Кузбагаров А.Н.,
 д-р юрид. наук, профессор, г. Санкт-Петербург
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ: МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

    Защита интеллектуальных прав сегодня – важная сторона общественной жизни, во многом отвечающая за нормальное естественное развитие отношений по созданию и использованию результатов творческой деятельности (произведения науки, литературы, искусства и др.), успешность выполнения Россией международных обязательств в данной сфере отношений, а также вступление РФ во Всемирную торговую организацию и, как следствие, ведение экономической деятельности на условиях, соответствующих мировым стандартам. Представляется безусловным, что решение данной проблемы необходимо рассматривать как с материально-правовой, так и с процессуально-правовой стороны.
    Сегодня имеется четкая тенденция развития АРС, что подтверждается и Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы». Согласно данной Программе целью развития правосудия в РФ служит внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, что будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.


    Бобылев А.И.,
 д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой теории и истории права и государства Юридического института МИИТ, г. Москва
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

   Рассматривая государственность как категорию теории права и государства, следует обратить внимание на её принципы – основные идеи, исходные положения, на основе которых функционирует юридически оформленная совокупность институтов государства, представляющая определённую форму и способ организации государства.
   Теоретические исследования проблем российской государственности ведутся крайне недостаточно, поэтому не обобщены и принципы её функционирования. В этой связи возможно обратиться к принципам права, часть из которых вполне применима и к российской государственности. Так, к общеправовым принципам в литературе относят: а) принцип обеспечения равенства всех форм собственности и свободы предпринимательства; б) принцип справедливости; в) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; г) принцип народовластия; д) принцип законности; е) принцип приоритета международного права над внутригосударственным; ж) принцип обеспечения правопорядка в обществе; з) принцип правосудия.
   К принципам российской государственности можно отнести следующие: а) демократизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; в) функционирование российской государственности на основе принципа разделения властей; г) единство российской государственности; д) обеспечение национальной безопасности и правопорядка; е) принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности и свободы экономической деятельности; ж) политическое многообразие и многопартийность.


   Комиссаров В.И.,
д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой методологии и криминалистики Саратовской Академии права
Славгородская О.А.,
 канд. юрид. наук, доцент, г. Саратов
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ

    Два года, как в структуре Генеральной прокуратуры РФ создано специальное подразделение – управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, аналогичные структуры работают и в субъектах Федерации. За год выявлено больше 200 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции в области государственной и муниципальной службы. В органах местного самоуправления и властных структурах субъектов более 10 тысяч нормативных актов содержали коррупциогенные факторы. Выявлено более 40 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.5
В качестве одной из мер по противодействию коррупции и обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, следует выделить возвращение института конфискации в уголовное законодательство. В соответствии с законодательством подлежащие конфискации средства, полученные в результате совершения преступлений, предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, в первую очередь должны обеспечивать возмещение ущерба, причиненного законному владельцу.


Еникеев З.И.,
д-р юрид. наук, зав. кафедрой государственного права Института права БашГУ, г. Уфа
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 
Анализ Конституции Республики Башкортостан и ее законодательства свидетельствуют о разнонаправленности президентских полномочий. По существу власть Президента как главы республики развертывается во всех направлениях организации и осуществления государственной власти.
Таким образом, хотя президентская власть в Республике Башкортостан и отнесена (с декабря 2002 года) к исполнительной ветви власти, но в то же время Президент наделен обширными разнохарактерными полномочиями, что не может не вызвать немало споров о роли Президента в Республике Башкортостан и о природе президентской власти в системе разделения властей.


Фархутдинов И.З.,
д-р юрид. наук, ведущий научный сотрудник сектора международно-правовых исследований Института государства и права РАН, г. Москва  
ГОСУДАРСТВО И ЗАРУБЕЖНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ
(КАК СОЧЕТАТЬ ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ?)

В условиях глобализации одной из важнейших задач становится предотвращение опасных столкновений интересов международного и внутригосударственного права, что требует своевременной договорно-правовой регламентации отношений между различными субъектами международного права. Такого рода конфронтация чревата нарастающими конфликтами по вопросам юрисдикции государств. Это особенно касается системы международно-арбитражного механизма урегулирования инвестиционных споров.
Важнейшим условием гармоничного развития международного права, кстати, усилиями самих государств, в условиях мощного трансграничного движения капиталов является его тесное соприкосновение и взаимодействие с национальным правом, взаимопроникновение и взаимообусловленность публично-правовых и частноправовых  начал. Причем этот юридический процесс носит характер не одностороннего, а двустороннего движения. Меры разумного государственного вмешательства – понятие новое и малоисследованное в отечественной правовой теории и практике.
Сначала международная доктрина признала разумные меры государственного вмешательства в инвестиционный проект правомерными. Вскоре международные  арбитражные суды начали выносить решения по признанию или непризнанию мер разумного вмешательства государства при рассмотрении конкретных международно-арбитражных дел.  
В соответствии с международным инвестиционным правом вмешательство в осуществление прав иностранного инвестора должно быть соразмерным преследуемой законной цели. Принцип соразмерности является весьма гибким и требует, чтобы в каждом конкретном случае учитывались фактические обстоятельства, а правовое регулирование было адекватным, сбалансированным, не превращалось в свою противоположность.
При этом главное, чтобы государство взяло на себя бремя доказывания, что то или иное право должно быть ограничено в соответствующих обстоятельствах в интересах достижения законной указанной цели.


Мухортов В.В.,
канд. филос. наук, доцент кафедры международного права и международных отношений  Института права БашГУ
ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРОЦЕССАХ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

Общество многомерно, многогранно, разносущностно и «многоцветно». В нём не может не быть разных слоёв и групп – социальных, профессиональных, региональных, этнических и других.  Для каждого социального слоя характерны собственные интересы, воли, свои цели.  Каждый из них в определённой степени влияет на общественные процессы.
Тот или иной этнос, имеющий возможность воздействовать на  сущность государства и формирование его права, выражает в нём свой интерес, и в зависимости от этого характера интереса творимое данным государством право будет обладать либо собственно этнической сущностью, ставя во главу угла интересы соответствующего этноса, либо проявляться в других обличиях, выпячивая религиозный, расовый, корпоративный, общесоциальный и общечеловеческие интересы, формируя соответствующие сущности государства и права.
Россия – светское государство, однако это не мешает использовать положительные элементы мусульманского права (или хотя бы его влияния) для преодоления многих социальных болезней. Так, например, Ислам отрицательно относится к пьянству. Особенно оно опасно в сельской местности, где сегодня народ целыми сёлами вымирает от алкоголизма и некачественного спиртного. Государственная власть и право (милиция) не в состоянии справиться с этим недугом. Для этого было бы полезно использовать энергию религиозного права. Это особенно актуально в условиях активного становления местного обычного права, связанного с национальным возрождением и реставрацией религиозных ценностей на постсоветском временном пространстве.


Тужилова-Орданская Е.М.,
д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права БашГУ, г.Уфа
МОЖЕТ ЛИ ВОЗНИКНУТЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
У ДОБРОСОВЕСТНОГО ПРИОБРЕТАТЕЛЯ НЕДВИЖИМОСТИ?

В арбитражной практике имеются случаи, когда суды вместе с признанием сделки недействительной прекращают право собственности ответчика. Например, Арбитражный суд Саратовской области своим решением, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, применил последствия недействительной сделки, прекратив право собственности ЗАО на нежилое здание. ФАС Поволжского округа отменил указанные акты, отметив, что норма закона, на основании которой допускается применение последствий недействительной сделки в виде прекращения права собственности, судом не указана и вывод суда о возможности таких действий противоречит ст. 235 ГК РФ. Данное решение представляется обоснованным, поскольку признание сделки недействительной предполагает, что право собственности у ответчика не возникло.
Применение п. 2 ст. 223 ГК РФ в его современной редакции весьма проблематично, на это обращает внимание и Концепция развития законодательства о вещном праве: «В статье 223 ГК РФ, – отмечается в п. 2.2.3 Концепции, – явно выбивается из контекста содержащееся в ней нормативное положение о возникновении права собственности у добросовестного приобретателя недвижимого имущества, включенное Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 217-ФЗ, поскольку данная статья определяет момент возникновения права собственности у приобретателя по договору».
В связи с этим предлагается видоизменить названную статью, указав, что «добросовестный приобретатель признается собственником приобретенного им по сделке недвижимого имущества с момента государственной регистрации его права собственности, пока не доказано обратное. При наличии судебного спора право собственности у такого добросовестного приобретателя возникает в случае отказа судом собственнику в иске об истребовании имущества из владения добросовестного приобретателя и считается возникшим с момента его государственной регистрации» (п. 3.7 Концепции).


Рыбаков В.А.,
д-р юрид. наук, профессор,  г. Рязань
О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Существование воспитательной функции гражданского права бесспорно. Одна из основных его задач, определяющая его устойчивую жизненность, заключается в том, чтобы «показать участникам общественных отношений, как надо действовать. Эта задача достигается воспитанием надлежащего поведения, становящегося незыблемым. Такое воспитание не может быть чуждо гражданскому праву, регулирующему, как правило, активное поведение, а не только воздержание от правонарушений».1 В целом анализ воспитательной функции позволяет выяснить механизм превращения гражданско-правовых норм в правомерное и социально-активное поведение граждан.
Итак, право не действует на сознание людей самим фактом своего существования. В целом нормативным актам не свойственна роль пропаганды. Такова концептуальная позиция В.А.Тархова, справедливо и обоснованно отмечающего, что основная задача права заключается в обеспечении определенного поведения людей. Что касается его воспитательной роли, то она осуществляется путем регулирования общественных отношений.8 На данное обстоятельство обращают внимание и другие авторы. Однако трудно согласиться с теми, кто считает воспитательную функцию права шире и объемней функции регулирования общественных отношений.


Хайруллин В.И.,
д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой делового иностранного языка и перевода Института права БашГУ, г. Уфа
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И СТРАНОВЕДЕНИЕ В ИНСТИТУТЕ ПРАВА

В настоящее время исключительную значимость приобретает проблема подготовки высококвалифицированных юридических кадров, которые наряду с профессиональными знаниями и умениями обладали бы качествами всесторонне образованного специалиста.
К числу таких качеств относится владение иностранным языком, большая потребность в знании которого особенно ощущается в современной России, поскольку в эти годы значительно возросло число международных контактов и постоянных торговых, экономических, финансовых, политических и юридических связей. Например, Республика Башкортостан имеет договорные отношения с более чем 100 странами мира.  
Кафедра делового иностранного языка и перевода отчетливо осознает свою роль в деле подготовки специалистов XXI века. В этом ей оказывают большую помощь и поддержку руководство университета, дирекция Института права, а также другие специализированные кафедры.
Все это представляется необходимым в современных условиях, поскольку наряду с дипломом юриста выпускник получает квалификацию и сертификат переводчика, что помогает ему быть еще более востребованным: такой специалист способен работать с законодательными актами и юридическими документами других стран и при необходимости вести переговоры с зарубежными партнерами на их языке.

   
Савельев С.А.,
 начальник юридического отдела ВСК «Центр», г. Москва
ОБ ОСНОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ  НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ДОГОВОРУ

Недра являются основой нашего национального богатства и в решающей степени обеспечивают развитие экономики. В последние годы в правоведении интенсивно обсуждаются вопросы правовой природы правоотношений в связи с использованием недр, возможность перейти от системы лицензирования к договорной форме взаимоотношений, в том числе предлагаемые изменения в Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»,1 Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции».2
Нам представляется, что «проблема публичности» договоров в недропользовании  исчерпывается следующими аспектами.
Во-первых, необходим контроль обоснованности и разумности предоставления недр, находящихся в собственности  государства, в пользование. Этот вопрос вообще лежит за пределами права.
Во-вторых, «публичность», выраженная в административном характере решения о предоставлении недр в пользование, не мешает  включению такого акта в систему оснований возникновения гражданско-правовых отношений.
В-третьих, о «публичности» говорят для обеспечения «защиты экологических интересов», «сочетания достижения общественно значимых целей и удовлетворения частных интересов» и т. п.
Момент заключения концессионного договора одновременно означает и отказ государства от суверенитета, оно становится равнозначным партнером. Именно поэтому государство должно подчиняться строгим и «неудобным» для него нормам гражданско-правового регулирования, включая правила об изменении и прекращении договора (ст. 450–453 ГК РФ). При этом мы не исключаем, что базовые условия универсальной модели договора недропользования могут включать в себя преференции в пользу не только пользователя, но и государства.  
Поэтому вопрос о квалификации универсального договора о недропользовании следует отграничить от вопросов, связанных с иными отношениями при его реализации.
Показателен в этом отношении и опыт Европейского Союза, акты которого о концессионных отношениях исходят из общих правовых принципов этого объединения (включая принцип равенства в обращении, транспарентности, прозрачности) при формировании системы отношений с участием публичной власти.6
В России ни доктрина, ни законодатель не приняли идею модели вещных прав при недропользовании. Полагаем, в рамках реализации отстаиваемой универсальной модели договора недропользования нам это предстоит сделать. Или иначе: правоотношения по добыче недр должны признаваться порожденными именно совокупностью юридических фактов, включая и разрешение на использование недр, и договор.11


Сайфуллин Р.И.,
начальник административно-правового управления ОАО АКБ «Башкомснаббанк», г. Уфа
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА ТРЕТЬИХ ЛИЦ К БАНКОВСКОМУ СЧЕТУ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В 90-е годы прошлого века на страну буквально обрушилась лавина преступлений, связанных с хищением денег с банковских счетов организаций по подложным платежным документам. Это послужило для кредитных организаций стимулом к тщательной проверке поступивших от клиента документов.1
Несанкционированное приобретение полномочий на распоряжение денежными средствами на банковском счете становится возможным:
– во-первых, в результате принятия банком подложных документов, удостоверяющих право распоряжения денежными средствами на счете;
– во-вторых, в результате принятия банком в качестве подтверждения полномочий документов, которые не имеют юридической силы.
Установление полномочий должно включать в себя не только истребование, но и обязательную проверку законности документов о наделении полномочиями.


Салимзянов Б.И.,
аспирант кафедры  гражданского и предпринимательского права юридического факультета КГУ, г. Казань
ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДОГОВОРА ЗАДАТКОМ

В соответствии со ст. 429 ГК РФ исполнение предварительного соглашения направлено на возникновение в будущем основного договора. Практика в целом единодушно исходит из того, что обязательство заключить договор в будущем можно обеспечить посредством задатка. Задатком в соответствии с п. 1 ст. 380 ГК РФ признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
В отличие от современного регулирования предварительного договора, обязанное по запродажной записи лицо нельзя было принудить к совершению купчей крепости или к передаче имущества. У него было лишь право требовать убытки или неустойку, если таковая была предусмотрена договором.
В современной отечественной доктрине по вопросу задатка существует несколько тезисов:
– тезис о трех функциях задатка, сформулированных доктриной, из которого выводится правило о том, что задаток должен непременно реализовывать в договоре доказательственную, платежную и обеспечительную функции;
– тезис о необходимости соблюдения принципа акцессорности обязательств;
– тезис о том, что задатком могут обеспечиваться исключительно денежные обязательства, которые в предварительном договоре отсутствуют.
Задатком обеспечивается не само основное обязательство, а обязательство сторон заключить основной договор, которое не является денежным.
Три функции задатка фактически распределяются между двумя взаимосвязанными договорами: предварительным и основным. Переход суммы задатка из одного обязательства (предварительного договора) в другое (основной договор) можно рассматривать как зачет по умолчанию, в связи с чем автор предлагает дополнить статью 429 ГК РФ нормой о возможности обеспечения предварительного договора задатком.


Гловюк И.В.,
 канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры уголовного процесса Одесской национальной юридической академии, г. Одесса, Украина
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСУДЕБНОМ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В настоящее время ни в украинской, ни в российской юридической литературе нет устоявшегося представления о правовой природе судебной деятельности в досудебном производстве, то есть о деятельности по даче судебных разрешений на производство процессуальных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения, судебному контролю, и о ее функциональной направленности.
Судебная деятельность в досудебном производстве не представляет собой какую-то одну, единую функцию суда (судьи). Она проявляется в нескольких уголовно-процессуальных функциях, а именно: разрешительной функции, функции применения мер уголовно-процессуального принуждения, судебном контроле. Необходимость выделения именно трех уголовно-процессуальных функций суда (судьи) в досудебном производстве исходит из различной правовой природы этих направлений судебной деятельности.
Что касается функции судебного контроля, то она состоит в рассмотрении и разрешении судом (судьей) жалоб на решения, действия, бездеятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора; также к этой функции можно отнести проверку следственных действий, которые были проведены без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК Российской Федерации). О контрольном характере этой деятельности свидетельствует то, что уже имеются те действия, решения, бездеятельность, которые проверяет суд (судья), то есть судебная деятельность имеет последующий характер.


Кузнецова О.А.,
д-р юрид. наук, профессор, г. Пермь
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ практики арбитражных судов показывает, что российские суды в некоторых случаях опираются на международные договоры РФ, но ссылки на общепризнанные принципы и нормы международного права в судебных решениях просто отсутствуют. Отдельные суды, в том числе Конституционный суд РФ, при мотивировке решения упоминают общепризнанные нормы международного права, но без их конкретного названия, что, на наш взгляд, не вполне правильно.1
Несмотря на важность общепризнанных принципов и норм международного права как элементов правовой системы России, доктринальной и правоприменительной базы для их использования судами, на наш взгляд, практически нет. Противоречивость научных оценок этой правовой категории при непроясненной позиции по этому вопросу высших судебных инстанций делает объективно невозможным широкое применение общепризнанных принципов и норм международного права российскими судами.


Кулаков В.В.,
канд. юрид. наук, доцент,  заместитель заведующего кафедрой гражданского права Российской академии  правосудия, г. Москва
ДИСКУССИИ О НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

Представляется, что «неимущественные обязательства» не имеют правового характера. Если в структуре относительного правоотношения нет никакого имущества в качестве объекта, а в качестве такового выступает только нематериальное благо или несколько таких благ, назвать это отношение обязательственным нельзя.12 В связи с этим следует критически оценить новеллу об акционерном соглашении, введенную в закон об АО (ст. 32.1).13 Судя по его легальной характеристике (это договор, по которому акционеры обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав), никакого обязательства, предполагающего переход имущества от одного лица к другому, из него не возникает. Более того, здесь можно усмотреть соглашение об установлении ограничения правоспособности, что является незаконным.  


Либанова С.Э.,
канд. юрид. наук, докторант Уральской государственной юридической академии
АДВОКАТУРА – КОНТРОЛЕР, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

Четкая работа механизма гарантий конституционной законности, одним из элементов которого является адвокатура как публичный институт, обеспечивающий действие системы сдержек и противовесов, должна побудить органы государственной власти соблюдать ст. 2 Конституции РФ. Достижение реализации этих ценностей в деятельности чиновников всех ветвей власти возможно путем признания адвокатуры, в силу ее особого правозащитного статуса, официальным конституционным контролером, осуществляющим функцию общественного надзора за соблюдением ими  конституционных  прав и свобод. Публичность сферы оправления правосудия и экономическая независимость позволяют адвокату привлекать внимание к проблемам и изъянам в правовой системе  государства, выявленным в процессе формирования и отстаивания правовой позиции доверителя. Принципиально новым элементом статуса адвокатуры следует признать осознание необходимости ее существования и развития государством, сохраняющим ее независимость от правоохранительных органов и чиновников. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и именно поэтому она способна надлежаще осуществлять функцию общественного надзора за всеми ветвями государственной власти в части соблюдения ими правовых норм  и конституционных прав и свобод граждан.


Медведев В.Н.,
канд. юрид. наук, доцент, ст. научный сотрудник Института государства и права РАН,  г. Москва
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Каждый орган исполнительной власти должен иметь свой четкий правовой статус, зависящий от характера и объема выполняемых функций и полномочий, только тогда можно говорить об обоснованных реорганизациях, минимизации или сокращениях в системе государственного управления. Именно поэтому и в целях повышения эффективности всей системы государственного управления в РФ необходимо законодательно закрепить строгую классификацию органов и учреждений исполнительной власти. Прежде всего, представляется необходимым внесение изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ». Отдельные нормы этого закона должны закрепить стабильную и четкую структуру федеральных органов исполнительной власти в РФ, а также как можно более конкретно обозначить структуру организации единой системы исполнительной власти.
Еще одной проблемой, которая зачастую препятствует созданию единой системы исполнительной власти в РФ, является проблема взаимоотношений исполнительной власти с другими ветвями государственной власти, а также с местным самоуправлением.
В этом аспекте необходимо рассматривать и возможность пересмотра некоторых акцентов взаимоотношений Президента РФ и Правительства РФ. Согласно Конституции РФ Президент РФ, формально не являясь главой исполнительной власти в России, имеет широкие полномочия в сфере государственного управления и активно участвует в осуществлении исполнительной власти. Таким образом, нужно согласиться с теми специалистами, которые считают, что в России сложилась «двойственность» исполнительной власти, которая связана в первую очередь с отсутствием концепции президентской власти в РФ.
Рассматривая вопрос взаимоотношений Президента РФ и Правительства России, необходимо остановиться на проблеме более четкого законодательного определения статуса самого Президента РФ, а также Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента России в федеральных округах, Совета безопасности РФ и взаимодействия данных структур с органами исполнительной власти.


Комиссарова Е.Г.,
д-р юрид. наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД РФ
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Появление альтернативных типов правопонимания – это новый теоретический пласт познания для цивилистики, не всегда стремящейся к учету «трудозатрат» представителей науки общей теории права, а потому пока не преуспевшей в поиске новых научных подходов к изучению принципов гражданского права в этом разрезе. В то же время это является той отправной точкой, благодаря которой можно увидеть объективно-формализованнные критерии, которые могли бы объяснить как перечневый «разнобой» принципов гражданского права (выраженные в норме права и существующие в правосознании), так и сущностную сторону каждого из вычленяемых принципов (одни исследователи связывают принципы с должным, другие – вплоть до смешения с правами и свободами человека – с сущим). Тем самым вероятно появление возможности избежать ложных рассогласований относительно связи принципов гражданского права с его нормами,  а также обеспечить адекватный подход к проблеме функциональности принципов в праве в целом. Угрозы целостности теории принципов гражданского права это не несет, так как каждый тип правопонимания, а соответственно и принципы, ему сопутствующие, имеют разные ценностные ориентиры и не всегда совпадающих адресатов.
В конечном итоге роль методологии не только в обозначении того учения, в рамках которого осуществляется научный поиск, но и в обеспечении должной научной корректности, позволяющей исключить необоснованные разноречивые следствия благодаря известности того методологического фундамента, который положен  в основу рассуждений. Этот самый фундамент по отношению к теории принципов гражданского права способен выполнить функцию «решета Эратосфена», пройдя через которое, весь неотдифференцированный массив принципов гражданского права (с точки зрения формального аппарата их вычленения) предстанет  перед исследователем очищенным от посторонних «примесей» и, следовательно, пригодным для непосредственного познания и описания в его гносеологическом, аксиологическом и, что немаловажно, в функциональном ракурсе.


Концевой А.В.,
 научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, г. Москва
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ

Участие прокуроров в гражданском судопроизводстве по делам, возникающим из публичных правоотношений при разрешении споров о признании нормативных правовых актов недействительными, обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов граждан.1
Статистика указывает на стабильно высокое число обращений прокуроров в суды общей юрисдикции с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части: в 2003 г. прокурорами в суды общей юрисдикции предъявлено 6169 заявлений данной категории, в 2004 – 6087, в 2005 – 6161, в 2006 – 9327. В соответствии с данными статистики, в 2008 г. в суды общей юрисдикции прокурорами подано 8406 заявлений о признании нормативных правовых актов недействующими, из них судами рассмотрено 7637, удовлетворено 5008 заявлений, производство прекращено по 1973 делам ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. Таким образом, в 2008 году количество удовлетворенных заявлений о признании нормативных правовых актов недействующими составило 65,6 %.2
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что результативность прокурорских заявлений еще недостаточно высока.


Искужин Т.С.,
 канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права Института права БашГУ, г. Уфа
ФЕДЕРАЛИЗМ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Проблема федеративного устройства для России сейчас крайне актуальна, важно прежде всего то, в каком правовом поле она найдет решение и какие философско-правовые предпосылки станут основной для конституирования нового федерализма. Идея федерализма, как и идеи «государственности», «разделения власти» и другие, является важным условием формирования демократического и правового государства. Федерация является целесообразной и даже необходимой формой устройства государства в определенных конкретно-исторических условиях, и в особенности в условиях демократизации общества.
Строительство федеративного российского государства, прерванное большевиками в 20-е годы, было возобновлено в 90-е годы XX века. Бывшие автономные республики РСФСР принимают декларации о государственном суверенитете.20 31 марта 1992 года в Москве полномочные представители Российской Федерации и республик в составе России подписывают Федеративный Договор.
Полномочные представители Республики Башкортостан на основе решения Верховного Совета Республики Башкортостан от 28 марта 1992 годам подписывают «Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан» Основное содержание данного документа созвучно Соглашению 1919 года. Подтверждается, что Башкортостан является самостоятельным субъектом Российской Федерации.
Создание федеративного государства и реализация принципов федерализма не самоцель, а средство формирования демократического правового государства. Федерализм в условиях российской действительности выступает как правовая форма, позволяющая сохранить исторически сложившееся многообразие и своеобразие традиции, обычаев, культуры различных наций и этнических общностей. Мы должны стремиться к созданию российской модели федерализма. Альтернативы федеративному развитию страны просто не существует, оно будет способствовать дальнейшему развитию демократии, строительству правового государства и гражданского общества.


Файзуллин Г.Г.,
канд. юрид. наук, доцент Института права БашГУ,
Юсупов Т.Д.,
аспирант Института права БашГУ, стажер в Шотландии
О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Если говорить о развитии юридической науки в Республике Башкортостан, следует вспомнить, что начало высшему юридическому образованию в республике было положено после подписания тогдашним Председателем Совета Министров СССР И.Сталиным распоряжения от 9 ноября 1949 года № 15877р о разрешении Министерству высшего образования СССР организовать с 1 января 1950 года в Уфе филиал Всероссийского заочного юридического института.
В настоящее время с учетом потребности Приволжского и Уральского федеральных округов в юридических кадрах по специальностям 12.00.06 и 12.00.02 при поддержке руководства республики предпринимаются усилия по открытию  диссертационного совета в нашей республике, для чего готовится официальное обращение в адрес Министерства образования РФ, а также руководства ВАК РФ с просьбой оказать содействие. На наш взгляд, положительное решение данной проблемы стало бы важным фактором реализации федеральных программ по подготовке юридических кадров, имеющих ученую степень по юриспруденции.
Мощный импульс для подготовки ученых юристов дает юридический журнал «Правовое государство: теория и практика», имеющий статус ВАК РФ (главный редактор – депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан, канд. юрид. наук О.В.Полстовалов). Существование такого научного издания позволяет многим преподавателям, аспирантам и соискателям активно включаться в научную работу и готовить необходимый базис для последующей защиты кандидатских и докторских диссертаций.
Реализуя Концепцию развития общественных приемных Ассоциации юристов России и учитывая наличие в обществе малоимущих, инвалидов войны и труда, успешно работает «Юридическая клиника Института права БашГУ» по оказанию  бесплатных юридических услуг под руководством ст. преподавателя Р.А.Шагаповой.
Говоря о развитии науки, нельзя не отметить значение научных  публикаций. Только за последние годы профессорско-преподавательским составом института выпущено свыше 20 монографий, более 30 научных сборников, десятки учебников, несколько сотен научных статей, проведено более 20 научно-практических конференций.
Период вхождения в XXI век примечателен и тем, что все более растет престиж профессии юриста. Это закономерно, ведь строительство правового государства и гражданского общества объективно создает острую потребность в квалифицированных специалистах. Наблюдается также процесс трансформации юридических кадров в политический истеблишмент государственной власти республики. В этом Башкортостан является новатором. На высшие государственные посты избирается и назначается все больше людей с юридическим образованием.
Проблемы получения высшего образования в условиях перехода к другой политической и экономической системе вышли за рамки лишь одного государства. Первоопределяющим фактором этого процесса является то, что сегодня наиболее развитые страны мира идут к информационному обществу, их объединяют общечеловеческие ценности и новые технологии.
Все это объективно создает необходимость развития научных связей между студентами, учеными разных стран, интеллектуального взаимообогащения. Необходимо, чтобы уровень профессионализма российских юристов соответствовал требованиям современности. В этом отношении Институт права БашГУ является прогрессивным учебным заведением. Многие его преподаватели, выпускники, аспиранты и студенты получают последипломное образование, проходят стажировки в ведущих университетах мира.

Актуальные проблемы в своих выступлениях затронули также д-р юрид. наук, профессор Института права З.Д.Еникеев; д-р юрид. наук, профессор Института права Ф.М.Раянов; д-р юрид. наук, профессор Института права Р.Х.Габитов; д-р юрид. наук, профессор Института права Р.С.Хисматуллин; д-р полит. наук М.М.Утяшев; Председатель Арбитражного суда РБ И.Г.Арсенев; начальник ГОУ ВПО Уфимский юридический институт МВД РФ, д-р юрид. наук, профессор Ф.Б.Мухаметшин; проректор ГОУ ВПО Уфимский юридический институт МВД РФ д-р юрид. наук, профессор Р.В.Нигматуллин, зав кафедрой криминалистики ГОУ ВПО Уфимский юридический институт МВД РФ, канд. юрид. наук, доцент Ф.Г.Аминев; канд. юрид. наук, доцент О.Р.Гимадрисламова; канд. юрид. наук, доцент И.Г.Галекеева; канд. юрид. наук, доцент Ф.Х.Галеев; канд. юрид. наук, доцент М.Р.Габитов; канд. юрид. наук, доцент Е.Г.Васильева; канд. юрид. наук, доцент А.Ф.Сахипова; канд. юрид. наук, доцент М.К.Нуркаева; канд. юрид. наук, доцент Р.Д.Сабиров; проректор БАГСУ, канд. юрид. наук Х.А.Валеев, декан юридического факультета БАГСУ, канд. юрид. наук, профессор Т.С.Касимов; д-р юрид наук В.В.Кванина (ЮУрГУ, г. Челябинск); Е.А.Зайцева (Волгоградская академия МВД России); В.П.Камышанская (Кубанский государственный аграрный университет); канд. юрид наук, профессор СамГУ В.Д.Рузанова (г. Самара); д-р юрид. наук, профессор УрГЮА С.Л.Дегтярев, зав. кафедрой гражданского и предпринимательского права КГУ, доцент, канд. юрид. наук М.Ю.Челышев (г. Казань); декан юридического факультета Оренбургского госуниверситета, доцент, канд. юрид. наук Е.В.Мищенко; доцент Российской академии правосудия, канд. юрид. наук С.Ю.Филиппова (г. Москва). Участники выразили мнение, что проблемы, поднятые в ходе работы форума, будут учтены всеми ветвями государственной власти, как регионального, так и федерального уровней, с целью коррекции их деятельности.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях