В рамках международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века» (Кутафинские чтения), проведенной 9 декабря 2009 г. в здании МГЮА им. О.Е.Кутафина, на секции уголовного процесса были представлены доклады по актуальным вопросам уголовного судопроизводства и судоустройства. В работе секции приняли участие более 30 представителей науки уголовного процесса из различных вузов России и зарубежных стран.
№ 3 (22) 2010г.
Секция была открыта заместителем руководителя секции Л.А.Воскобитовой, д-ром юрид. наук, профессором, и.о. заведующего кафедрой уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е.Кутафина. Выступление было посвящено вопросам легитимности судебной власти и критериям ее оценки. Легитимность как один из важнейших аспектов, характеризующих судебную власть, отражает степень доверия к ней со стороны общества, согласие общества на данную власть, готовность к исполнению ее велений. В докладе была обозначена проблема формирования легитимности судебной власти. Непонимание значения такого свойства судебной власти и его недооценка приводят к тому, что само государство, его законодательная и исполнительная власть не проявляют необходимого уважения к судебной власти, не выполняя или игнорируя ее решения. Законодательная власть демонстрирует недоверие к судебной власти, например, изменяя подсудность дел суду присяжных, прежде всего, по делам о преступлениях против государства. Игнорирование решений судебной власти проявляется в том, что законодатель годами не вносит изменений в те статьи УПК, которые признаны неконституционными постановлением Конституционного суда. Например, шесть лет не изменялась ч. 9 ст. 246 УПК РФ. Неуважение к судебной власти демонстрирует и исполнительная власть. Ряд органов этой ветви государственной власти (органы казначейства, социального обеспечения, Министерства обороны, МВД и др.) годами не исполняют решения судебных органов о выплате гражданами различного рода компенсаций и иных выплатах. Многочисленные жалобы россиян в Европейский Суд по правам человека по этому вопросу привели к тому, что в отношении России впервые вынесено «пилотное решение» по делу Бурдов-2, где государству рекомендовано до мая 2010 года принять меры для изменения сложившейся практики неисполнения судебных решений. В контексте проблемы легитимности судебной власти такое поведение органов государства по отношению к судебной власти не способствует становлению и укреплению ее авторитета у населения и в целом тормозит становление в стране подлинно самостоятельной судебной власти.
Е.В.Рябцева, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин ЦФ ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» представила доклад на тему «Дифференциация судебной деятельности в уголовном процессе России». Основное внимание в докладе было уделено вопросам функционирования в России суда с участием присяжных заседателей. Также было подчеркнуто, что сужение предметной компетенции суда присяжных не может не вызывать тревоги. В исторической ретроспективе напрашивается аналогия: относительная слабость репрессии присяжных явилась главным поводом для недовольства новым судом и ограничения его компетенции в XIX веке. По мнению докладчика, анализ отечественной истории свидетельствует о том, что ситуация, в которой суд присяжных как институт проявления демократических начал не согласуется с основными направлениями политики государства, повторяется. По всему видно, что государство считает суд присяжных неспособным обеспечить общественную безопасность, часто препятствует выполнению основной задачи - обеспечить неотвратимость наказания.
На взгляд докладчика, причины такой ситуации носят самый разный характер. Важнейшие из них - юридические: несовершенство законодательства, мешающее нормальному функционированию суда присяжных. Причины психологического характера связаны с правосознанием граждан. Несомненно, существующая в стране обстановка, общественное мнение, напряженная политическая и экономическая ситуация в государстве оказывают существенное влияние на решения присяжных заседателей и могут вызвать у них формирование предубеждений. Однако это не должно служить поводом для впадения в другую крайность - отказываться от этого по самой своей сущности демократического института принципиально нельзя.
Обеспечению конституционных прав граждан в сфере уголовного судопроизводства был посвящен доклад на тему «Эффективность уголовно-процессуальных гарантий» Ю.А.Ляхова, д-ра юрид. наук, профессора, заведующего кафедрой уголовного процесса и криминалистики Южного федерального университета. Отмечена четко прослеживающаяся в законодательстве тенденция к сокращению гарантий прав участников уголовного судопроизводства, в первую очередь подозреваемых и обвиняемых. Упрощение процессуальных форм, стремление к сбережению сил и средств государства при осуществлении уголовного судопроизводства все четче проявляется в «процессуальной экономии», что оборачивается ограничением процессуальных прав обвиняемых и их гарантий. Несоответствие новых форм фундаментальным принципам судопроизводства приводит к аберрации выраженных в них демократических идей.
Между тем установленная законом процедура судопроизводства призвана подобно принципу разделения властей сформировать «систему сдержек и противовесов»: с одной стороны, нужно удержать государство от использования любых способов и средств для раскрытия преступлений, а с другой - создать необходимые и нормальные условия для ведения судопроизводства. Поэтому уровень процессуальных гарантий должен включать как их законодательное закрепление, так и неуклонное исполнение предписаний закона в реальной практике уголовного судопроизводства, в процессуальной деятельности всех должностных лиц, осуществляющих эту деятельность.
Так, например, к обвиняемому для обеспечения его явки могут быть применены разнообразные меры принуждения: от «необременительных», скажем, подписки о невыезде, до самых крайних, радикально ограничивающих его свободу, например, заключения под стражу. Гарантии законности их применения лежат не только в плоскости законодательного регулирования, но и в практике применения, практике обоснованного выбора той или иной меры пресечения должностным лицом. В этом отношении предпринимаемые законодателем шаги к упрощению процессуальных форм должны быть тщательно выверенными, не должно быть какой-либо поспешности. Не менее важно и формирование единообразной практики правильного и обоснованного применения норм УПК.
Д.П.Великий, канд. юрид. наук, доцент Оренбургского института (филиала) МГЮА им. О.Е.Кутафина выступил с докладом «Коллизионные правила разрешения противоречий между УПК РФ и другими федеральными законами». Докладчик еще раз подчеркнул двусмысленность положений уголовно-процессуального законодательства о юридической силе УПК РФ по отношению к другим федеральным законам, неоднозначность этих положений в оценке их конституционно-правового смысла. В соответствии с позицией Конституционного суда РФ требование о приоритете УПК РФ по отношению к другим федеральным законам корреспондирует максимально кодифицированному состоянию уголовного права, обеспечивая наиболее адекватную процессуальную форму его реализации.
Положения закона о том, что суд, прокурор, орган дознания, дознаватель, следователь не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ, вносят дисбаланс в представления о равной юридической силе законов одного уровня, конституционно-правового статуса. Конституционный суд РФ, однако, не стал расценивать приоритетное значение УПК РФ перед другими федеральными законами как безусловное - этот приоритет может быть ограничен как установленной Конституцией РФ иерархией международных договоров, федеральных конституционных законов и федеральных законов, так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Вместе с тем, в такой ситуации мы сталкиваемся, по мнению докладчика, не с единообразием законов, а, наоборот, с их пестрой мозаикой. В каждом случае правоохранительные органы и суд должны выяснить, нет ли закона, устанавливающего специальные правила производства по уголовным делам в отношении данного лица, что способствует затруднению процесса правоприменения.
В контексте завязавшейся дискуссии большой интерес вызвало выступление Сары Атри (Sarah Hatry), профессора университета Бордо им. Ш.-Л.Монтескье (Франция). Докладчик представила сообщение «Уголовная юстиция по делам несовершеннолетних во Франции». Функционирование ювенальных судов, а также дифференциация формы судопроизводства продиктованы стремлением создать повышенный уровень процессуальных гарантий прав и свобод несовершеннолетних обвиняемых. Уголовные дела в отношении несовершеннолетних, обвиняемых в тяжких преступлениях, рассматриваются судом присяжных. Суд состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных заседателей. Судьи заседают совместно, без разделения на самостоятельные коллегии. В совещательной комнате присяжные заседатели обсуждают решение вместе с профессиональными судьями. На практике суд присяжных преобразился в классический вариант шеффенского суда с расширенным составом коллегии заседателей.
Дела об уголовных деликтах и о наиболее серьезных проступках несовершеннолетних рассматриваются также трибуналами. Эти трибуналы состоят из судьи по делам несовершеннолетних и двух заседателей (асессоров). Судья трибунала может рассмотреть дело и единолично, но в этом случае судья вправе применить к несовершеннолетнему лишь меры воспитательного и надзорного характера. Решения судьи и трибунала по делам несовершеннолетних могут быть обжалованы в специальную палату апелляционного суда. Приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат.
По завершении выступлений докладчики отвечали на многочисленные вопросы участников конференции. После этого работа секции была трансформирована в круглый стол, в ходе которого для обсуждения в интерактивной форме был поставлен вопрос о новом уголовнопроцессуальном институте - заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (глава 40.1 УПК РФ). На эту тему было представлено несколько статей и выступлений, интерес и желание принять участие в их обсуждении проявили многие участники.
Работу круглого стола было поручено вести заведующей кафедрой уголовного процесса и криминалистики, канд. юрид. наук, профессору Курского государственного технического университета Т.К.Рябининой. Прежде всего, она обратила внимание участников на весьма неоднозначное, с точки зрения законодательной техники, закрепление нового института в уголовно-процессуальном законе. Глава 40.1 в системе УПК РФ включена в раздел X «Особый порядок судебного разбирательства» части 3 «Судебное производство» УПК РФ. Вместе с тем, анализ рассматриваемого института позволяет утверждать, что процедуры реализации досудебного соглашения о сотрудничестве в первую очередь находятся на стадии предварительного расследования и, безусловно, влекут за собой особенности принятия судебного решения. Целесообразнее закрепить новый институт уголовно-процессуального права в части 4 «Особый порядок уголовного судопроизводства» УПК РФ, что в большей степени отражало бы идею досудебного соглашения о сотрудничестве и позволило бы подробнее регламентировать порядок его заключения, условий исполнения и вынесения решения по итогам. Кроме того, нормы главы 40.1 УПК РФ не согласованы с нормами других глав кодекса, нарушается системность в законодательном регулировании нового института, что не позволяет правоприменителю правильно уяснить идею, заложенную в законе. Например, предполагается, что центральным лицом при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве должен быть прокурор, однако его роль прописана непоследовательно, в ст. 37 УПК РФ изменения, касающиеся заключения соглашения, не внесены. Множество процедурных моментов, связанных с досудебным соглашением о сотрудничестве, требуют если не кардинальных изменений, то, по крайней мере, подробных разъяснений.
А.А.Козявин, канд. юрид. наук, доцент Курского государственного технического университета, обратил внимание на ряд процессуальных неточностей. В ст. 317.1 УПК РФ закреплен порядок заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, где определены роли подозреваемого, обвиняемого, следователя, руководителя следственного органа и прокурора в этой процедуре. Между тем, ни в одной из статей общей части Кодекса, устанавливающих процессуальный статус перечисленных участников уголовного судопроизводства, о праве на заявление подобных ходатайств, обязанностях по их принятию и рассмотрению, гарантиях реализации этих положений ничего не сказано. Упущен один из важных процедурных моментов: при определении условий заключения соглашения подозреваемый (обвиняемый) не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Это не является препятствием, чтобы при несоблюдении соглашения о сотрудничестве со стороны защиты перейти в общий порядок судебного разбирательства и вынесения приговора, однако не дает возможности привлечь лицо к уголовной ответственности за фактически совершенное уголовное преступление. Гарантии исполнения своих обязательств стороной обвинения также фактически не закреплены. Например, если прокурор при утверждении обвинительного заключения решит, что предоставленная обвиняемым информация не имела существенного значения для расследования уголовного дела и условия соглашения о сотрудничестве стороной защиты не выполнены, что может сделать защитник для обеспечения прав подзащитного?
Позицию А.А.Козявина во многом поддержал канд. юрид. наук Д.В.Татьянин, отметив, что законом не предусмотрено обжалование отказа прокурора в вынесении представления об особом порядке проведения судебного заседания, однако это могло бы являться одной из гарантий выполнения своих обязательств стороной обвинения. Кроме того, не ясно, как должен поступать следователь, если предварительно договорившись, все соучастники подают ходатайство о заключении соглашения и дружно обжалуют отказ в удовлетворении ходатайства?
Ю.К.Орлов, д-р юрид. наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е.Кутафина отметил, что новый институт уголовного процесса России действительно похож на «сделку», однако из законодательной регламентации с трудом просматриваются реальные выгоды, обеспеченные обязательствами. Кроме того, нивелируется значение третьей стороны - суда в разрешении уголовного дела в случае заключения подобной «сделки» на стадии предварительного расследования.
О роли суда и специфике предмета судебного разбирательства при заключении соглашения о сотрудничестве говорила в своем выступлении и Л.А.Воскобитова. Предметом судебного разбирательства является фактически представление прокурора, в котором он подтверждает содействие подсудимого следствию, а также разъясняет суду, в чем оно выразилось. При том суд обязан установить доподлинно характер и пределы содействия подсудимого следствию в раскрытии и расследовании преступления, опираясь исключительно на мнение прокурора. Для выполнения такой задачи судья должен изучить материалы не только представленного уголовного дела, но и того дела, расследованию которого содействовал подсудимый. Однако глава 40.1 УПК не дает ответа, каким образом судья при вынесении приговора в особом порядке при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве должен выполнять поставленные перед ним задачи. Может ли он выносить приговоры по таким делам, опираясь исключительно на информацию прокурора о достигнутой между сторонами договоренности и степени ее выполнения подсудимым?
В анализируемой главе полностью отсутствует регулирование места и процессуального положения потерпевшего при вынесении приговора в особом порядке при заключении соглашения о сотрудничестве. Отсылка правоприменителя к ст. 316 УПК требует учета мнения потерпевшего о возможности сокращенного судебного разбирательства, однако это существенно противоречит идее вынесении приговора без проведения судебного разбирательства при наличии соглашения о сотрудничестве.
По мнению д-ра юрид. наук, профессора кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е.Кутафина Л.Н.Масленниковой, потерпевший по делу не имеет никакого отношения к заключению соглашения о сотрудничестве, его права должны быть восстановлены в рамках рассмотрения основного дела, и участие потерпевшего в судебном разбирательстве в особом порядке, предусмотренном гл. 40.1 УПК РФ, не только не обязательно, но и недопустимо, поскольку может поставить под угрозу конфиденциальность данных о личности подсудимого.
В обсуждении вопросов применения главы 40.1 УПК приняли активное участие практически все участники секции, что способствовало уяснению содержания нового процессуального института и проблем правоприменения, с которыми столкнется практика.
Обзор подготовили А.Т. Гольцов, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е.Кутафина и С.А. Роговая, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е.Кутафина