Обзоры

Евразийский юридический журнал

Обзор заседания комиссии по правовому положению семьи международного союза юристов совместно с Институтом государства и права РАН, Российской ассоциацией международного права и Союзом юристов Москвы

СМИРНЫХ Сергей Евгеньевич
кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права

В обзоре рассмотрены международно-правовые аспекты опыта Совета Европы в обеспечении качества образования в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19, рассмотрены уголовно-правовые и виктимологические аспекты защиты женщин и детей от домашнего насилия, а также правосудия, дружественного к детям.

Ключевые слова: Совет Европы, образование, пандемия COVID-19, защита женщин и детей от домашнего насилия, правосудие, дружественное к детям.

SMIRNYKH Sergey Evgenjevich
Ph.D. in Law, General Secretary of the Russian Association of International Law

REVIEW OF THE MEETING OF THE COMMISSION ON THE LEGAL STATUS OF THE FAMILY OF THE INTERNATIONAL UNION OF LAWYERS TOGETHER WITH THE INSTITUTE OF STATE AND LAW OF RAS, RUSSIAN ASSOCIATION OF INTERNATIONAL LAW AND THE UNION OF LAWYERS OF MOSCOW

The review examines international legal aspects of the Council of Europe’s experience in ensuring the quality of education in conditions of restrictions caused by the COVID-19 pandemic, examines the criminal and victimological aspects of protecting women and children from domestic violence, as well as child-friendly justice.

Keywords: Council of Europe, education, COVID-19 pandemic, protection of women and children from domestic violence, child- friendly justice.

23 апреля 2021 г. в конференц-зале Института государства и права РАН состоялось заседание Комиссии по правовому по­ложению семьи Международного союза юристов совместно с Институтом государства и права РАН, Российской Ассоциаци­ей международного права и Союзом юристов Москвы в гибрид­ном формате.

В заседании приняли участие сотрудники Института госу­дарства и права Российской академии наук, Российской Ассоци­ации международного права, Международного союза юристов, МИД России, Московского государственного института между­народных отношений (Университета) МИД России, Верховно­го Суда Российской Федерации, Дипломатической академии МИД России, Российской таможенной академии, Института за­конодательства и сравнительного правоведения при Правитель­стве Российской Федерации, Международного агентства обще­ственной безопасности, Южного федерального университета, Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, Московского международного университета, Рос­сийского государственного университета правосудия, Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.

Открыл заседание председатель Комиссии по правовому положению семьи к.ю.н. С.Е. Смирных и огласил приветствие первого заместителя председателя Союза юристов Москвы М.В. Вильховского.

В частности, в этом приветствии отмечается, что на протя­жении многих лет Комиссию по правовому положению семьи, женщин и детей Союза юристов Москвы возглавляла ученый се­кретарь Российской Ассоциации международного права, ответ­ственный секретарь Российского Ежегодника международного права Л.В. Корбут. В трудные годы эпохи коренных перемен в нашей стране Людмила Васильевна вместе с руководством, а ныне Почетным председателем Союза юристов Москвы, про­фессором, Заслуженным юристом России М.М. Казьминой об­ращалась к тем, чьи права и свободы, уходили на дальний план, к социально не защищённым категориям граждан.

За 25 лет работы комиссии при содействии Людмилы Ва­сильевны и Майи Михайловны были решены сотни значимых вопросов - от самых глобальных до самых личных и важных для рядовых граждан нашей страны. Регулярно проводя различные конференции, круглые столы и иные мероприятия, им удава­лось отстаивать интересы социально не защищенных граждан как на уровне руководства города Москвы, так и на уровне руко­водства страны.

Сегодня дело её жизни не забыто и достойные продолжа­тели проводят каждодневную тяжелую работу по защите прав семьи, женщин и детей, отстаивания принципы правового госу­дарства и гражданского общества.

Затем председатель Комиссии по правовому положению семьи к.ю.н. С.Е. Смирных обратил внимание на то, что в усло­виях пандемии коронавируса международное сообщество при­знает особую роль семьи и необходимость предоставления ей защиты как на национальном, так и на международном уров­нях. Организация Объединенных Наций, ее главные, вспомога­тельные органы вовлечены в процесс регулирования института семьи. Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психо­логические сферы жизни. В Послании Федеральному Собранию 21 апреля с.г. Президент Российской Федерации отметил, что в настоящее время на первый план вышла семья. Государство должно защищать права ребенка и предоставлять помощь се­мьям с детьми. Согласно Конституции Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом государственной по­литики России. Государство должно создавать условия, способ­ствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллек­туальному и физическому развитию детей.

Доклад проректора Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, члена Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы по защите на­циональных меньшинств, адвоката, экс-председателя Комитета по ликвидации расовой дискриминации Организации Объеди­ненных Наций, д.ю.н., профессора А.С. Автономова был посвя­щен опыту Совета Европы в обеспечении качества образования в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19.

Он отметил, что пандемия распространяется, несмотря на границы и отношения между государствами. Однако общая беда не смягчила экономическую конкуренцию и политиче­скую борьбу между государствами.

Организация Объединенных Наций включилась в реше­ние проблемы пандемии коронавируса не так активно, как это­го можно было ожидать. Детский фонд Организации Объединенных Наций обратил внимание на пандемию коронавируса и создал специальный портал в Интернете, связанный с правами детей и образованием в условиях пандемии коронавируса. Ор­ганизация экономического сотрудничества и развития создала центр по благосостоянию, инклюзии и устойчивости и равным возможностям.


Смирных Сергей Евгеньевич, к.ю.н., Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права

Совет Европы принял политическую Декларацию 29 ок­тября 2020 г. «Образовательный ответ кризису COVID-19», под­готовленную министрами образования стран-членов Совета Европы. Эта Декларация нацеливает все государства на сотруд­ничество перед лицом пандемии. Основные моменты, на ко­торые обращает внимание Декларация: усиление демократии через образование; инновационные пути решения проблемы; оценка и признание квалификации участников образователь­ного процесса; обеспечение образования ученикам из уязвимых групп населения.

В декабре 2020 г. была принята Дорожная карта по дей­ствиям Совета Европы в связи с Декларацией от 29 октября 2020 г. «Образовательный ответ кризису COVID-19» под заголовком «Претворим право на образование в реальность во времена COVID-19». Эту Дорожную карту также принимало нефор­мальное собрание министров образования стран-членов Совета Европы, которые обменялись мнениями.

Пандемия коронавируса ведет к тому, что усиливается власть исполнительных органов, которые вводят карантин, за­крывают школы, что может повлиять на представление детей о демократии.

Инновационные пути решения проблем заключаются в удаленном образовании, медицине. В некоторых государствах детям бесплатно раздавались планшеты. В связи с этим стал актуальным вопрос о развитии Интернета. Удаленный режим позволяет использовать видео ролики в образовательных целях. В условиях пандемии актуальной стала проблема обеспечения образования учеников из социально уязвимых групп населения.

Постоянный Комитет по правам ребенка, который во мно­гом формирует политику Совета Европы, обратил внимание на ситуацию в связи с пандемией и рекомендовал государствам обратить внимание на доступность технических средств и бла­госостояние учащихся, что неизбежно отражается на обучении детей.

В докладе заведующей кафедрой уголовного права и про­цесса Московского международного университета, докторанта Всероссийского государственного университета юстиции, к.ю.н., доцента И.Р. Шикулы были рассмотрены уголовно-правовые и виктимологические аспекты защиты женщин и детей от домаш­него насилия.


Смирных Сергей Евгеньевич, к.ю.н., Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права; Автономов Алексей Станиславович, проректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, член Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств, адвокат, экс-председатель Комитета по ликвидации расовой дискриминации Организации Объединенных Наций, д.ю.н., профессор


Участники заседания Комиссии по правовому положению семьи

Докладчица начала свой доклад со слов Л.Н. Толстого о том, что мир движется вперед благодаря тем, кто страдает. Каж­дому хочется верить в то, что в своей семье мы можем надежно укрыться от стрессов и перегрузок современного беспокойного мира, найти поддержку среди тех, с кем мы поддерживаем са­мые близкие отношения.

В настоящее время источником угрозы часто являются наши близкие. Криминализация семьи генерирует преступность и деформирует процесс социализации, укрепления и раз­вития общественных связей.


Участники заседания Комиссии по правовому положению семьи

Причины домашнего насилия представляет собой сово­купность объективных и субъективных факторов. Домашнее насилие обладает самодетерминацией. Агрессия в отношении женщин и несовершеннолетних детей приводит к тому, что впо­следствии сами дети становятся агрессивными.

Домашнее насилие порождает вымещение агрессии и злости на ближних, что стало особенно актуально во время пандемии. Женщины и дети были вынуждены жить под одной крышей с агрессорами. Произошел всплеск семейно-бытового насилия, который носит латентный характер. Подлинное коли­чество преступлений в сфере семейно-бытового насилия остает­ся неизвестным в связи с тем, что более чем о половине таких преступлений сами потерпевшие женщины не заявляют.

Семья - это индикатор состояния общества. До тех пор, пока в семье будут происходить преступные деяния, говорить о благополучии общества в целом и об успешной борьбе с пре­ступностью не имеет смысла. Вымещение агрессии и злости на ближних, особенно на беременных женщинах является особен­но опасным для общества.

Около 14 000 женщин погибает ежегодно от рук своих му­жей и чаще всего их гибели предшествует систематическое из­биение. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2019 г. было зарегистрировано 12 516 насильствен­ных преступлений против женщин. Из них тяжких и особо тяж­ких 3 260 в семейно-бытовых отношениях. При этом 25 процен­тов женщин не хотят обращаться в правоохранительные органы.

Семейно-бытовое насилие включает сексуальные домога­тельства, экономический контроль, насилие, которое выражает­ся в различных формах унижения, оскорбления и плохого от­ношения.

Получил также свое распространение стокгольмский син­дром, выражающийся в том, что женщина вырабатывает зави­симость от своего насильника. Она фактически ощущает себя целиком беспомощной и зависимой. Дети видят эту модель поведения и в своей семье начинают вести себя также. В Соеди­ненных Штатах Америки существует охранный ордер, когда ви­новный должен прекратить преследование жертвы. Работа про­водится с самим агрессором.

В настоящее время в России декриминализированы побои согласно ст. 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако количество случаев семейно-бытового насилия возросло в связи со снижением ответственности. Эти дела частного обви­нения в мировом суде, когда женщины должны собирать дока­зательства вины насильников. В результате дела о домашнем на­силии, как правило, заканчиваются примирением сторон.

Российская Федерация не признает важность семейно-бы­тового насилия и вмешательство в семейные дела ограничено Федеральным законом «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

В 2019 г. был опубликован проект Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», в котором семейно-бытовое насилие сводится к моральному порицанию поступка, что не соответствует доктри­нальному пониманию этого термина.

В связи с этим целесообразно перевести дела о преступле­ниях в семейно-бытовой сфере из категории дел частного в кате­горию дел частно-публичного обвинения. Необходимо создать свой национальный государственный фонд по возмещению вре­да жертвам семейно-бытового насилия для того, чтобы потер­певший не оставался наедине со своими проблемами.

В России нет единого правильного понимания виктимоло- гической политики. Для сотрудников органов внутренних дел необходимо ввести курсы повышения квалификации в области семейно-бытового насилия. Нет ни инструкций, ни программ действий сотрудников органов внутренних дел при рассмотре­нии дел о семейно-бытовом насилии.

В настоящее время необходимо подготовить проект Фе­дерального закона «О противодействии семейно-бытовому насилию» и обратить внимание на европейский опыт по про­филактике данного преступления. В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации необходимо вносить изменения, направленные на совершенствование процедуры рассмотре­ния дел о семейно-бытовом насилии. Для решения проблемы семейно-бытового насилия необходимо сотрудничество со­циальных служб, общественных организаций, школ, трудовых коллективов.

Доклад доцента кафедры международного права Россий­ского государственного университета правосудия, координатора программы Совета Европы HELP в России к.ю.н. В.О. Нешатае- вой был посвящен вопросам правосудия, дружественного к де­тям.

Правосудие, дружественное к детям является очень важ­ным в современном мире. Концепция правосудия, дружествен­ного к детям особенно актуальна в свете 25-летнего юбилея при­соединения России к Совету Европы.

Несмотря на то, что Европейская Конвенция по правам че­ловека содержит лишь несколько прямых ссылок, касающихся детей в настоящее время Европейский Суд по правам человека разработал обширную судебную практику в отношении прав ребенка, в основе которой идея о защите наилучших прав ре­бенка.

Европейский Суд по правам человека рассматривает детей как выгодоприобретателей прав, гарантированных Европей­ской Конвенцией по правам человека, а также как субъекта осо­бенного регулирования.

Вызывает Рекомендация Совета Министров Совета Евро­пы, посвященная непосредственно правосудию, дружествен­ного к детям 2010 г., которая является обширным документом, закрепляющего определение правосудия, дружественного к де­тям.

В частности, под правосудием, дружественном к детям по­нимается система правосудия, гарантирующая уважение и эф­фективное обеспечение прав ребенка с учетом прав ребенка и степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Вторым элементом является защита частной и семейной жизни ребенка, право на которую закреплено в ст. 8 Конвенции о правах человека. Третий элемент - это вопросы безопасности.

В сфере права ребенка на частную жизнь представляется возможным выделить несколько выработанных элементов. Так, государство должно обеспечить доступ детей ко всем необходи­мым документам, поощрять средства массовой информации к принятию мер по контролю осуществления правосудия, друже­ственного к детям.

Необходимо проводить систематические проверки учреж­дений, осуществляющих правосудие, дружественное к детям, ограничение публичности. К специальным мерам относятся проведение опросов, жертва насилия и опрашивающий долж­ны быть одного пола, использование телекоммуникационных средств связи.

Вице-президент Российской Ассоциации международного права д.ю.н., профессор Е.Г. Ляхов в своем выступлении остано­вился на вопросе о влиянии космоса на развитие неродившегося ребенка.

Старший научный сотрудник сектора прав человека Ин­ститута государства и права РАН, к.ю.н. Н.А. Воронина вы­ступила с докладом на тему «О проблемах детей мигрантов в России». Она отметила, что вопрос обучения детей мигрантов приобретает все большую актуальность в современной России. Президент России отметил, что эта проблема требует самого пристального внимания.

Необходимы меры, которые предусматривали бы разра­ботку и включение моделей превентивного подхода, органи­зации управленческих процессов. Многие вопросы получения гражданства, доступа к медицине и образованию детей ми­грантов остаются не в полной мере решенными. С апреля с.г. действуют новые правила приема в школы детей мигрантов, которые по мнению экспертов осложняют жизнь. В настоящее время необходимо доказывать легальность статуса детей ми­грантов для получения ими образования. Необходимы препо­даватели русского языка как иностранного.

Необходимо внести изменения в основополагающие доку­менты миграционного законодательства. Например, в Концеп­ции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. о детях мигрантов ничего не сказано. В связи с этим на практике происходит регулярное умаление прав детей мигрантов. При этом по данным Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации на 1 января 2021 г. в России находится более 800 000 де­тей мигрантов.

Дети мигрантов испытывают различные формы психиче­ского, эмоционального насилия. Дети часто подвергаются экс­плуатации в рамках семейного бизнеса. Для большинства детей мигрантов характерно общее социальное неблагополучие.

В последние годы особую актуальность приобрел вопрос медицинского обслуживания детей и семей мигрантов. Доступ детей мигрантов к медицинской помощи зависит в первую оче­редь от правового статуса их родителей на территории России и наличия гражданства. Многие дети годами живут без свиде­тельств о рождении. Для того, чтобы встать на миграционный учет нужно иметь миграционную карту. В ряде случаев детям мигрантов отказывают в получении гражданства. Несмотря на то, что в новой Концепции миграционной политики, утверж­денной Указом «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»[2] упомина­ется гражданство, вопрос легализации не урегулирован. Суще­ствует множество других проблем. Необходимо решить множе­ство проблем в области прав детей мигрантов.

Будущие заседания Комиссии по правовому положению семьи было предложено посвятить следующим тематикам:

-     развитие и лучшие практики дружественного по отно­шению к детям правосудия, учитывая опыт внедрения в Рос­сии программы Организации Объединенных Наций, а также региональных программ, в частности в рамках Совета Европы. В частности, в этом отношении Ростовская область еще с 2001 г. внедрила дружественное по отношению к детям правосудие в рамках программы Организации Объединенных Наций и несмотря на окончание программы, технологии специализи­рованного правосудия в российских судах развиваются. Дру­жественное по отношению к детям правосудие необходимо и с появлением в системе общих судов - судов концентрированной юрисдикции по Гаагским Конвенциям в области международ­ного семейного права;

-     проблемы защиты прав детей-мигрантов. Данная темати­ка представляет интерес в связи с поправками в Конституцию Российской Федерации, перспективами Евразийской интегра­ции и новой Концепцией развития Содружества Независимых Государств до 2030 года, а также расширенными обязательствам Российской Федерации в связи с вступлением в Международ­ную организацию по миграции.

Состоялась активная и заинтересованная дискуссия. В сво­ем заключительном слове председатель Комиссии по правово­му положению семьи С.Е. Смирных подвел итоги дискуссии и наметил планы дальнейшей работы Комиссии. Все участники заседания Комиссии дали высокую оценку научному и органи­зационному уровню проведения данного мероприятия.

Пример HTML-страницы
Tags:


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

13 декабря 2013 г. на кафедре международного права юридического факультета РУДН состоялся круглый стол

Права человека

Круглый ...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях