СМИРНЫХ Сергей Евгеньевич
кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права
В обзоре рассмотрены международно-правовые аспекты опыта Совета Европы в обеспечении качества образования в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19, рассмотрены уголовно-правовые и виктимологические аспекты защиты женщин и детей от домашнего насилия, а также правосудия, дружественного к детям.
Ключевые слова: Совет Европы, образование, пандемия COVID-19, защита женщин и детей от домашнего насилия, правосудие, дружественное к детям.
SMIRNYKH Sergey Evgenjevich
Ph.D. in Law, General Secretary of the Russian Association of International Law
REVIEW OF THE MEETING OF THE COMMISSION ON THE LEGAL STATUS OF THE FAMILY OF THE INTERNATIONAL UNION OF LAWYERS TOGETHER WITH THE INSTITUTE OF STATE AND LAW OF RAS, RUSSIAN ASSOCIATION OF INTERNATIONAL LAW AND THE UNION OF LAWYERS OF MOSCOW
The review examines international legal aspects of the Council of Europe’s experience in ensuring the quality of education in conditions of restrictions caused by the COVID-19 pandemic, examines the criminal and victimological aspects of protecting women and children from domestic violence, as well as child-friendly justice.
Keywords: Council of Europe, education, COVID-19 pandemic, protection of women and children from domestic violence, child- friendly justice.
23 апреля 2021 г. в конференц-зале Института государства и права РАН состоялось заседание Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Институтом государства и права РАН, Российской Ассоциацией международного права и Союзом юристов Москвы в гибридном формате.
В заседании приняли участие сотрудники Института государства и права Российской академии наук, Российской Ассоциации международного права, Международного союза юристов, МИД России, Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Верховного Суда Российской Федерации, Дипломатической академии МИД России, Российской таможенной академии, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Международного агентства общественной безопасности, Южного федерального университета, Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, Московского международного университета, Российского государственного университета правосудия, Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.
Открыл заседание председатель Комиссии по правовому положению семьи к.ю.н. С.Е. Смирных и огласил приветствие первого заместителя председателя Союза юристов Москвы М.В. Вильховского.
В частности, в этом приветствии отмечается, что на протяжении многих лет Комиссию по правовому положению семьи, женщин и детей Союза юристов Москвы возглавляла ученый секретарь Российской Ассоциации международного права, ответственный секретарь Российского Ежегодника международного права Л.В. Корбут. В трудные годы эпохи коренных перемен в нашей стране Людмила Васильевна вместе с руководством, а ныне Почетным председателем Союза юристов Москвы, профессором, Заслуженным юристом России М.М. Казьминой обращалась к тем, чьи права и свободы, уходили на дальний план, к социально не защищённым категориям граждан.
За 25 лет работы комиссии при содействии Людмилы Васильевны и Майи Михайловны были решены сотни значимых вопросов - от самых глобальных до самых личных и важных для рядовых граждан нашей страны. Регулярно проводя различные конференции, круглые столы и иные мероприятия, им удавалось отстаивать интересы социально не защищенных граждан как на уровне руководства города Москвы, так и на уровне руководства страны.
Сегодня дело её жизни не забыто и достойные продолжатели проводят каждодневную тяжелую работу по защите прав семьи, женщин и детей, отстаивания принципы правового государства и гражданского общества.
Затем председатель Комиссии по правовому положению семьи к.ю.н. С.Е. Смирных обратил внимание на то, что в условиях пандемии коронавируса международное сообщество признает особую роль семьи и необходимость предоставления ей защиты как на национальном, так и на международном уровнях. Организация Объединенных Наций, ее главные, вспомогательные органы вовлечены в процесс регулирования института семьи. Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические сферы жизни. В Послании Федеральному Собранию 21 апреля с.г. Президент Российской Федерации отметил, что в настоящее время на первый план вышла семья. Государство должно защищать права ребенка и предоставлять помощь семьям с детьми. Согласно Конституции Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство должно создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.
Доклад проректора Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, члена Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств, адвоката, экс-председателя Комитета по ликвидации расовой дискриминации Организации Объединенных Наций, д.ю.н., профессора А.С. Автономова был посвящен опыту Совета Европы в обеспечении качества образования в условиях ограничений, вызванных пандемией COVID-19.
Он отметил, что пандемия распространяется, несмотря на границы и отношения между государствами. Однако общая беда не смягчила экономическую конкуренцию и политическую борьбу между государствами.
Организация Объединенных Наций включилась в решение проблемы пандемии коронавируса не так активно, как этого можно было ожидать. Детский фонд Организации Объединенных Наций обратил внимание на пандемию коронавируса и создал специальный портал в Интернете, связанный с правами детей и образованием в условиях пандемии коронавируса. Организация экономического сотрудничества и развития создала центр по благосостоянию, инклюзии и устойчивости и равным возможностям.
Смирных Сергей Евгеньевич, к.ю.н., Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права
Совет Европы принял политическую Декларацию 29 октября 2020 г. «Образовательный ответ кризису COVID-19», подготовленную министрами образования стран-членов Совета Европы. Эта Декларация нацеливает все государства на сотрудничество перед лицом пандемии. Основные моменты, на которые обращает внимание Декларация: усиление демократии через образование; инновационные пути решения проблемы; оценка и признание квалификации участников образовательного процесса; обеспечение образования ученикам из уязвимых групп населения.
В декабре 2020 г. была принята Дорожная карта по действиям Совета Европы в связи с Декларацией от 29 октября 2020 г. «Образовательный ответ кризису COVID-19» под заголовком «Претворим право на образование в реальность во времена COVID-19». Эту Дорожную карту также принимало неформальное собрание министров образования стран-членов Совета Европы, которые обменялись мнениями.
Пандемия коронавируса ведет к тому, что усиливается власть исполнительных органов, которые вводят карантин, закрывают школы, что может повлиять на представление детей о демократии.
Инновационные пути решения проблем заключаются в удаленном образовании, медицине. В некоторых государствах детям бесплатно раздавались планшеты. В связи с этим стал актуальным вопрос о развитии Интернета. Удаленный режим позволяет использовать видео ролики в образовательных целях. В условиях пандемии актуальной стала проблема обеспечения образования учеников из социально уязвимых групп населения.
Постоянный Комитет по правам ребенка, который во многом формирует политику Совета Европы, обратил внимание на ситуацию в связи с пандемией и рекомендовал государствам обратить внимание на доступность технических средств и благосостояние учащихся, что неизбежно отражается на обучении детей.
В докладе заведующей кафедрой уголовного права и процесса Московского международного университета, докторанта Всероссийского государственного университета юстиции, к.ю.н., доцента И.Р. Шикулы были рассмотрены уголовно-правовые и виктимологические аспекты защиты женщин и детей от домашнего насилия.
Смирных Сергей Евгеньевич, к.ю.н., Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права; Автономов Алексей Станиславович, проректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, член Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств, адвокат, экс-председатель Комитета по ликвидации расовой дискриминации Организации Объединенных Наций, д.ю.н., профессор
Участники заседания Комиссии по правовому положению семьи
Докладчица начала свой доклад со слов Л.Н. Толстого о том, что мир движется вперед благодаря тем, кто страдает. Каждому хочется верить в то, что в своей семье мы можем надежно укрыться от стрессов и перегрузок современного беспокойного мира, найти поддержку среди тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения.
В настоящее время источником угрозы часто являются наши близкие. Криминализация семьи генерирует преступность и деформирует процесс социализации, укрепления и развития общественных связей.
Участники заседания Комиссии по правовому положению семьи
Причины домашнего насилия представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов. Домашнее насилие обладает самодетерминацией. Агрессия в отношении женщин и несовершеннолетних детей приводит к тому, что впоследствии сами дети становятся агрессивными.
Домашнее насилие порождает вымещение агрессии и злости на ближних, что стало особенно актуально во время пандемии. Женщины и дети были вынуждены жить под одной крышей с агрессорами. Произошел всплеск семейно-бытового насилия, который носит латентный характер. Подлинное количество преступлений в сфере семейно-бытового насилия остается неизвестным в связи с тем, что более чем о половине таких преступлений сами потерпевшие женщины не заявляют.
Семья - это индикатор состояния общества. До тех пор, пока в семье будут происходить преступные деяния, говорить о благополучии общества в целом и об успешной борьбе с преступностью не имеет смысла. Вымещение агрессии и злости на ближних, особенно на беременных женщинах является особенно опасным для общества.
Около 14 000 женщин погибает ежегодно от рук своих мужей и чаще всего их гибели предшествует систематическое избиение. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2019 г. было зарегистрировано 12 516 насильственных преступлений против женщин. Из них тяжких и особо тяжких 3 260 в семейно-бытовых отношениях. При этом 25 процентов женщин не хотят обращаться в правоохранительные органы.
Семейно-бытовое насилие включает сексуальные домогательства, экономический контроль, насилие, которое выражается в различных формах унижения, оскорбления и плохого отношения.
Получил также свое распространение стокгольмский синдром, выражающийся в том, что женщина вырабатывает зависимость от своего насильника. Она фактически ощущает себя целиком беспомощной и зависимой. Дети видят эту модель поведения и в своей семье начинают вести себя также. В Соединенных Штатах Америки существует охранный ордер, когда виновный должен прекратить преследование жертвы. Работа проводится с самим агрессором.
В настоящее время в России декриминализированы побои согласно ст. 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако количество случаев семейно-бытового насилия возросло в связи со снижением ответственности. Эти дела частного обвинения в мировом суде, когда женщины должны собирать доказательства вины насильников. В результате дела о домашнем насилии, как правило, заканчиваются примирением сторон.
Российская Федерация не признает важность семейно-бытового насилия и вмешательство в семейные дела ограничено Федеральным законом «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
В 2019 г. был опубликован проект Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», в котором семейно-бытовое насилие сводится к моральному порицанию поступка, что не соответствует доктринальному пониманию этого термина.
В связи с этим целесообразно перевести дела о преступлениях в семейно-бытовой сфере из категории дел частного в категорию дел частно-публичного обвинения. Необходимо создать свой национальный государственный фонд по возмещению вреда жертвам семейно-бытового насилия для того, чтобы потерпевший не оставался наедине со своими проблемами.
В России нет единого правильного понимания виктимоло- гической политики. Для сотрудников органов внутренних дел необходимо ввести курсы повышения квалификации в области семейно-бытового насилия. Нет ни инструкций, ни программ действий сотрудников органов внутренних дел при рассмотрении дел о семейно-бытовом насилии.
В настоящее время необходимо подготовить проект Федерального закона «О противодействии семейно-бытовому насилию» и обратить внимание на европейский опыт по профилактике данного преступления. В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации необходимо вносить изменения, направленные на совершенствование процедуры рассмотрения дел о семейно-бытовом насилии. Для решения проблемы семейно-бытового насилия необходимо сотрудничество социальных служб, общественных организаций, школ, трудовых коллективов.
Доклад доцента кафедры международного права Российского государственного университета правосудия, координатора программы Совета Европы HELP в России к.ю.н. В.О. Нешатае- вой был посвящен вопросам правосудия, дружественного к детям.
Правосудие, дружественное к детям является очень важным в современном мире. Концепция правосудия, дружественного к детям особенно актуальна в свете 25-летнего юбилея присоединения России к Совету Европы.
Несмотря на то, что Европейская Конвенция по правам человека содержит лишь несколько прямых ссылок, касающихся детей в настоящее время Европейский Суд по правам человека разработал обширную судебную практику в отношении прав ребенка, в основе которой идея о защите наилучших прав ребенка.
Европейский Суд по правам человека рассматривает детей как выгодоприобретателей прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека, а также как субъекта особенного регулирования.
Вызывает Рекомендация Совета Министров Совета Европы, посвященная непосредственно правосудию, дружественного к детям 2010 г., которая является обширным документом, закрепляющего определение правосудия, дружественного к детям.
В частности, под правосудием, дружественном к детям понимается система правосудия, гарантирующая уважение и эффективное обеспечение прав ребенка с учетом прав ребенка и степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
Вторым элементом является защита частной и семейной жизни ребенка, право на которую закреплено в ст. 8 Конвенции о правах человека. Третий элемент - это вопросы безопасности.
В сфере права ребенка на частную жизнь представляется возможным выделить несколько выработанных элементов. Так, государство должно обеспечить доступ детей ко всем необходимым документам, поощрять средства массовой информации к принятию мер по контролю осуществления правосудия, дружественного к детям.
Необходимо проводить систематические проверки учреждений, осуществляющих правосудие, дружественное к детям, ограничение публичности. К специальным мерам относятся проведение опросов, жертва насилия и опрашивающий должны быть одного пола, использование телекоммуникационных средств связи.
Вице-президент Российской Ассоциации международного права д.ю.н., профессор Е.Г. Ляхов в своем выступлении остановился на вопросе о влиянии космоса на развитие неродившегося ребенка.
Старший научный сотрудник сектора прав человека Института государства и права РАН, к.ю.н. Н.А. Воронина выступила с докладом на тему «О проблемах детей мигрантов в России». Она отметила, что вопрос обучения детей мигрантов приобретает все большую актуальность в современной России. Президент России отметил, что эта проблема требует самого пристального внимания.
Необходимы меры, которые предусматривали бы разработку и включение моделей превентивного подхода, организации управленческих процессов. Многие вопросы получения гражданства, доступа к медицине и образованию детей мигрантов остаются не в полной мере решенными. С апреля с.г. действуют новые правила приема в школы детей мигрантов, которые по мнению экспертов осложняют жизнь. В настоящее время необходимо доказывать легальность статуса детей мигрантов для получения ими образования. Необходимы преподаватели русского языка как иностранного.
Необходимо внести изменения в основополагающие документы миграционного законодательства. Например, в Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. о детях мигрантов ничего не сказано. В связи с этим на практике происходит регулярное умаление прав детей мигрантов. При этом по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации на 1 января 2021 г. в России находится более 800 000 детей мигрантов.
Дети мигрантов испытывают различные формы психического, эмоционального насилия. Дети часто подвергаются эксплуатации в рамках семейного бизнеса. Для большинства детей мигрантов характерно общее социальное неблагополучие.
В последние годы особую актуальность приобрел вопрос медицинского обслуживания детей и семей мигрантов. Доступ детей мигрантов к медицинской помощи зависит в первую очередь от правового статуса их родителей на территории России и наличия гражданства. Многие дети годами живут без свидетельств о рождении. Для того, чтобы встать на миграционный учет нужно иметь миграционную карту. В ряде случаев детям мигрантов отказывают в получении гражданства. Несмотря на то, что в новой Концепции миграционной политики, утвержденной Указом «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»[2] упоминается гражданство, вопрос легализации не урегулирован. Существует множество других проблем. Необходимо решить множество проблем в области прав детей мигрантов.
Будущие заседания Комиссии по правовому положению семьи было предложено посвятить следующим тематикам:
- развитие и лучшие практики дружественного по отношению к детям правосудия, учитывая опыт внедрения в России программы Организации Объединенных Наций, а также региональных программ, в частности в рамках Совета Европы. В частности, в этом отношении Ростовская область еще с 2001 г. внедрила дружественное по отношению к детям правосудие в рамках программы Организации Объединенных Наций и несмотря на окончание программы, технологии специализированного правосудия в российских судах развиваются. Дружественное по отношению к детям правосудие необходимо и с появлением в системе общих судов - судов концентрированной юрисдикции по Гаагским Конвенциям в области международного семейного права;
- проблемы защиты прав детей-мигрантов. Данная тематика представляет интерес в связи с поправками в Конституцию Российской Федерации, перспективами Евразийской интеграции и новой Концепцией развития Содружества Независимых Государств до 2030 года, а также расширенными обязательствам Российской Федерации в связи с вступлением в Международную организацию по миграции.
Состоялась активная и заинтересованная дискуссия. В своем заключительном слове председатель Комиссии по правовому положению семьи С.Е. Смирных подвел итоги дискуссии и наметил планы дальнейшей работы Комиссии. Все участники заседания Комиссии дали высокую оценку научному и организационному уровню проведения данного мероприятия.