Обзор секции Международного публичного права Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)»
№ 2 (21) 2010г.
В рамках освещения первых Кутафинских чтений, проводимых в стенах Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина 9 декабря 2009 г., ЕврАзЮж продолжает знакомить своих читателей с отдельными аспектами глобальных вызовов XXI века через призму их рассмотрения на секционных заседаниях международной научно-практической конференции.
На сей раз на страницах ЕврАзЮж вашему вниманию представляется обзор наиболее интересных и запомнившихся научных докладов и выступлений секции международного публичного права, организованной под эгидой одной из старейших кафедр МГЮА им. О.Е.Кутафина - кафедры международного права, возглавляемой талантливым ученым, д-ром юрид. наук, профессором Камилем Абдуловичем Бекяшевым.
В работе секции приняли участие представители ведущих российских и зарубежных вузов, известные ученые, сотрудники Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также приглашенные гости из стран Западной, Юго-Восточной и Центральной Европы.
Секция была открыта ее руководителем, зав. кафедрой международного права МГЮА им. О.Е.Кутафина, д-ром юрид. наук, проф. К.А.Бекяшевым.
Камиль Абдулович приветствовал коллег - ученых юристов-международников в стенах Академии.
В порядке информационного сообщения собравшимся был представлен краткий экскурс в структуру Академии, которая на сегодняшний день состоит из 12 институтов, расположенных в Москве. Еще один институт, который создается ныне, будет именоваться институтом энергетического права. В общей сложности в стенах Академии проходят обучение порядка 32 тыс. студентов. К.А.Бекяшев отметил, кроме того, межинститутский характер кафедры международного права, в штат которой зачислено 12 преподавателей. В 2009 г. в честь празднования 60-летия кафедры был выпущен сборник статей, куда вошли труды сотрудников кафедры, касающиеся различных вопросов международного права.
Руководством кафедры на ближайшую перспективу поставлены две задачи. Прежде всего, как полагает проф. К.А.Бекяшев, в скором времени планируется открытие и функционирование дискуссионного «Клуба юристов- международников» с периодичностью заседания раз в месяц.
Заседания клуба будут посвящены обсуждению актуальных проблем международного права и международных отношений с участием видных ученых, известных дипломатов, студентов и аспирантов высших учебных заведений. Не менее актуальным, как считает Камиль Абдулович, является издание периодического научного журнала «Записки кафедры международного права», основной задачей которого должен стать анализ реальных международных ситуаций с точки зрения норм международного права, а также выработка неких прогнозных моделей развития данных ситуаций, явлений.
По заверению проф. К.А.Бекяшева, «изюминкой» альманаха будет размещение «сногсшибательных» научных статей, поражающих красочностью изложения и глубиной научных изысканий.
Предваряя выступления докладчиков, проф. К.А.Бе- кяшев выразил надежду на оживленную дискуссию и плодотворную работу секции.
Почетное право выступить первым руководитель секции предоставил зав. кафедрой международного права Дальневосточного государственного университета, д-ру юрид. наук, проф. В.В.Гаврилову. Тема доклада - «Основные направления и способы взаимодействия международной и национальной правовых систем».
В своем докладе проф. В.В.Гаврилов затронул важные проблемы теории международного права. В основу его выступления был положен критический подход как к российской, так и к зарубежной доктрине международного права. Были выявлены и освещены некоторые проблемные моменты, существующие в российской науке международного права.
Прежде всего, при всех несомненных заслугах советской и российской школы международного права имеются определенные существенные недостатки, мешающие ей развиваться дальше. Во-первых, российские ученые юристы- международники вслед за своими западными коллегами, пытаясь решить очень важные практические задачи современности, найти механизмы их урегулирования, дробят проблематику до бесконечности, зачастую напрочь забывая о важных теоретических постулатах, некогда составлявших гордость советской науки международного права.
«То главное, что должно стать становым хребтом того или иного практического исследования, - теория - беззаветно теряется», - полагает проф. В.В.Гаврилов. В качестве примера докладчик приводит факты пренебрежения к таким важным теоретическим вещам, как вопросы о предмете международного и внутреннего права; объекте регулирования, источниках международного права - в части отнесения национального закона к источникам международного права или, например, когда акты, издаваемые Международной организацией труда, признаются некоторыми исследователями в качестве источников трудового права России.
При таком подходе теряется единство, та самая теоретическая платформа, в соответствии с которой российская школа международного права должна идти стройными рядами и заниматься единым делом.
Во-вторых, именно западные ученые, как считает автор, сейчас начинают активно заниматься теоретическими аспектами международного права, и в этом смысле отечественная школа им уступает. Ученый приводит слова известного профессора международного права Флорентийского Университета (Италия) Антонио Касезе, который понимает обычай как устоявшуюся практику ведущих развитых государств мира, пренебрегающих при этом интересами других стран - развивающихся. В такой интерпретации разработанная отечественным исследователем Г.И.Тункиным концепция международного права как права согласительного теряет всякий смысл. Отечественные юристы, к глубокому сожалению докладчика, до сих пор не выработали какой-либо позиции в противовес данной точке зрения. Отстаивание своих взглядов, выработка обоснованных и оправданных с теоретической и практической точек зрения концепций уходит в прошлое. Получается, что нам нечего предложить не только самим себе, но и зарубежным разработчикам, которые вместе с практиками представляют очень тесную команду.
В-третьих, немаловажной проблемой является господство в российском образовательном процессе подхода к изучению международного права в «чистом виде», в отрыве от окружающей действительности. Недостаткам такого изучения сопутствуют разработка и принятие «мертворожденных» правовых норм, не приспособленных к исполнению в конкретном обществе. Выход из сложившейся ситуации видится ученому в подходе, при котором право подлежит осмыслению в связи с правоприменительной практикой того или иного государства, учитывая господство и влияние определенных правовых концепций, доктрин, идеологий, т. е. следует уделять более пристальное внимание всей правовой системе государства.
«Право не костяк, а живой организм», - заявляет проф. В.В.Гаврилов.
Отвечая на вопрос д-ра юрид. наук, проф. В.Л.Толстых о проблеме, касающейся излишней политизацией некоторых аспектов международного права, проф. В.В.Гаврилов затронул проблему эффективного востребования теоретических результатов при решении конкретных практических задач в России. Как справедливо было отмечено, соот- носимость теоретических разработок и, соответственно, их применимость на практике в западных странах несравненно выше, чем в России. И это очень печальная тенденция. Разрыв между теорией, учеными разработками и практической применимостью у нас, к сожалению, громаднейший. Наука должна в значительной мере «служить» практике, российским государственным и частным интересам. В целом, по заверению последующих докладчиков, выступление проф. В.В.Гаврилова задало хороший тон, направило предстоящую дискуссию в определенное русло.
Разрешению не только теоретических, но и важнейших практических проблем был посвящен доклад на тему «Проблемы международно-правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий». Его автором выступила зав. кафедрой международного публичного права и права ЕС Российского государственного университета им. И.Канта, канд. юрид. наук, доц. В.Н.Русинова.
Свою задачу докладчик обозначила как освещение различных сторон проекта Конвенции о правовом регулировании и контроле за деятельностью частных военных и охранных предприятий (далее - Проект), разработанного в конце 2009 г. под эгидой Верховного суда по правам человека.
Озабоченность мирового сообщества урегулированием правового статуса и деятельности частных военных и охранных предприятий (далее - ЧВОП) была обусловлена серий трагических событий 2007 г., участниками которых были сотрудники одной частной американской охранной фирмы Blackwater («Черная вода»). Данная компания поставляла свой персонал американским вооруженным силам, а также силам коалиции в Ирак, Афганистан, Пакистан, ряд других государств для выполнения различных функций, в том числе участия в вооруженных конфликтах.
Необходимость определения четких правовых рамок данного феномена объясняется, по мнению докладчика, наличием ряда «пустот», пробелов в действующем международном праве.
Во-первых, до сих пор не урегулирован правовой статус сотрудников таких ЧВОП; то, кем они являются с точки зрения международного права (наемники, комбатанты, лица, следующие за вооруженными силами, гражданские лица или «незаконные комбатанты»).
Кроме того, как считает докладчик, на конвенционном уровне не разрешен вопрос о правомерности делегирования части официальных государственных полномочий по ведению боевых действий сотрудникам ЧВОП.
Во-вторых, отсутствует норма об ответственности государств за действия сотрудников ЧВОП, а именно: государства, которое заключило договор на привлечение сотрудников ЧВОП; государства, на территории которого действуют соответствующие структуры; государства, где зарегистрирована охранная компания; и, наконец, государства, гражданами которого являются сотрудники ЧВОП.
Нельзя сказать, полагает В.Н.Русинова, что международное гуманитарное право совсем не регулирует деятельность ЧВОП. В подтверждение этих слов ею приводится так называемый «Документ Монтрё» 2008 г., представляющий собой свод наиболее передовых практик регулирования деятельности ЧВОП.
Но все же современное международное право не дает четких и однозначных ответов на поставленные вопросы. Так, например, исследуя вопрос о правовом статусе сотрудников ЧВОП, ученый приходит к выводу, что в зависимости от квалификации того или иного конфликта сотрудники ЧВОП могут иметь различный правовой статус, начиная от наемников - лиц, завербованных для участия в вооруженных конфликтах за определенное денежное вознаграждение, и заканчивая гражданскими лицами, осуществляющими непосредственно охранные функции.
Тем не менее, ответы на некоторые поставленные вопросы, по мнению докладчика, нашли свое отражение в Проекте, что говорит о сильных сторонах данного документа.
В частности, в Проекте получила свое закрепление норма по определению перечня непередаваемых, «священных» государственных функций сотрудникам ЧВОП. К ним относятся: ведение войны, захват военнопленных, произведение арестов, осуществление допросов, разведка информации. И второе, в Проекте большое внимание уделено вопросу установления ответственности и принципов юрисдикции государств за совершение соответствующих нарушений. Проще говоря, государство несет ответственность за деятельность сотрудников ЧВОП, если их участие в военных действиях направлено на свержение органов власти, подрыв конституционного строя, насильственное изгнание населения с территории государства, совершение актов терроризма.
К слабым сторонам Проекта докладчик относит исключение из сферы его применения всех тех лиц, которые подпадают под определение наемников и, соответственно, являются объектом регулирования Международной Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., а также использование составителями Проекта ограничительного толкования тех военных действий, в которых не могут участвовать представители ЧВОП.
Далее в соответствии с программой работы секции выступила представитель правового Департамента МИД России Мария Рязанова. В ее докладе была затронута узко профильная проблема международного морского права - проблема осуществления юрисдикции Российской Федерации в Азовском море в части преследования за незаконный вылов водных биологических ресурсов.
Основная проблема, по мнению докладчика, состоит в том, что до сих пор, начиная с момента распада СССР, остается неурегулированным вопрос о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива.
Противоборствующими сторонами в этом процессе выступают Россия и Украина.
В соответствии с российско-украинскими двусторонними международными договорами Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами России и Украины. Относительно действия законодательства России в акватории Азовского моря закреплено, что Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с Соглашением между сторонами. Однако такое Соглашение вплоть до настоящего времени не заключено, и граница не установлена.
Переговорный процесс с Украиной начался с 1996 г. и продолжается в настоящее время.
В основе российского подхода к решению данной проблемы изначально, как полагает докладчик, заложены принцип сохранения Азово-Керченской акватории в качестве целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого совместно в интересах двух государств, и неприемлемость раздела, ведущего к открытию этой акватории в международно-правовом отношении для беспрепятственного доступа третьих стран, в том числе для захода военных кораблей.
Украинская же сторона, напротив, выступает за полномасштабную делимитацию всей акватории, что, по ее мнению, никоим образом не противоречит статусу внутренних вод. Реальная позиция сводится к рассечению Азовского моря диагональной границей, а Керченского пролива - по линии бывшего административно-территориального деления между Украинской ССР и РСФСР.
Подобное разграничение, по мнению докладчика, приводит к тому, что Россия может оказаться отрезанной от основных судоходных фарватеров, прежде всего, в Керченском проливе.
В настоящий момент вопрос определения государственной границы рассматривается Украиной в одностороннем порядке, что, как считает представитель МИД России, прямо противоречит положениям Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г., в соответствии с которым все вопросы, касающиеся этой акватории, должны решаться по согласованию двух сторон.
Согласно положениям указанного выше договора, на воды Азовского моря распространяется суверенитет обоих государств, и эти акватории находятся в их общем владении и пользовании для целей судоходства, рыболовства. Режим всех видов деятельности должен определяться соглашениями прибрежных государств. Что касается режима рыболовства в Азовском море, то он определен Межправительственным соглашением о сотрудничестве в области рыбного хозяйства 1992 г. и Межведомственным соглашением по рыбному хозяйству и рыбной промышленности в Азовском море 1993 г.
В этой связи дело об украинском рыболовецком судне «Ялта», задержанном береговой охраной ФСБ России в феврале 2009 г., послужило ярким примером существующей непростой международной ситуации.
По мнению докладчика, юрисдикция России в Азовском море носит ограниченный характер, поскольку обе стороны переговоров обладают в Азове равным объемом прав и обязательств, в том числе и в части осуществления своей уголовной и административной юрисдикции для противодействия незаконным выловам водных биоресурсов.
Разрешение непростой ситуации видится автору доклада в разработке и согласовании проекта Соглашения о сотрудничестве в области использования, охраны и управления водными биологическими ресурсами Азовского моря и Керченского пролива, которое в настоящее время проходит необходимые стадии проработки. Проектом предусмотрена совместная разработка сторонами единых мер по регулированию рыболовства, а также порядка осуществления контроля за изъятием водных биологических ресурсов в этой акватории.
В развитие постулата о важности теоретических разработок в современном международном праве был представлен доклад президента Российской ассоциации международного права, декана юридического факультета РУДН, зав. кафедрой международного права, д-ра юрид. наук, проф. А.Я.Капустина. Тема доклада - «Концепция глобального гражданского общества и международное право».
Появление концепции глобального гражданского общества обусловлено целым рядом современных явлений, таких как усиление роли международных организаций, набирание оборотов глобализации, а также выход на мировую арену в качестве автономных участников политических процессов большого количества негосударственных действующих лиц, условно именуемых «негосударственными акторами».
Концепция является результатом геополитических изменений, произошедших на международной арене и в международном праве в конце прошлого столетия и вызванных распадом СССР и всей мировой социалистической системы.
Ученый задается вопросом: «Какое отношение данная концепция имеет к международному праву?».
Возникшая в лоне западной политической науки концепция, по замыслу западных юристов, направлена на то, чтобы обеспечить участие глобального гражданского общества в международных правотворческих процессах, т. е. в разработке и принятии международно-правовых норм. Юридическую основу этого общества составляют понятия и определения международной неправительственной организации, которые в настоящий момент развиваются.
Международные неправительственные организации являются типичным примером «негосударственных акторов». Наличие статуса актора позволяет быть услышанным и определенным образом влиять на международную жизнь.
В этой связи докладчик приводит несколько точек зрения по вопросу о количестве «негосударственных акторов».
Одни авторы считают, что хорошо было бы ограничиться признанием тех «негосударственных акторов», которые уже имеют статус международных неправительственных организаций, они должны активно участвовать в международной жизни, в том числе в деятельности ООН.
Другие авторы (неолибералы) считают, что пора расширить количество акторов за счет организаций, которые формально претендуют на статус неправительственных, но на самом деле, по сути своей, являются чисто коммерческими, ставящими основной целью своей деятельности извлечение прибыли. К ним относятся «многонациональные предприятия» (ТНК, ТНБ), их ассоциации и пр.
Есть также ряд авторов с радикальным (фундаменталистским) подходом, призывающих к легализации статуса не только обычных неправительственных гражданских ассоциаций (правозащитных, «зеленых», профсоюзных), но и тех организаций, чья деятельность находится на грани дозволенного. Речь идет об экстремистских, радикальных и прочих религиозно-политических организациях.
В целом, подводя итоги, автор предлагает в качестве возможных путей регламентации деятельности акторов в международной жизни и определения правового статуса неправительственных международных организаций выработать единый международно-правовой акт.
В порядке дискуссии докладчику были заданы два вопроса. В частности, канд. юрид. наук, доц. В.Н.Русинова поинтересовалась авторской оценкой вклада неправительственных организаций в деятельность Совета ООН по правам человека. Проф. Л.П.Ануфриева предложила сделать некую прогнозную модель влияния Концепции на разрешение вопроса, связанного с правосубъектностью неправительственных организаций в международном праве.
Отвечая на первый вопрос, проф. А.Я.Капустин посчитал необходимых учитывать мнения неправительственных правозащитных организаций при решении тех или иных проблем в Совете ООН по правам человека. Касаясь ответа на второй вопрос, докладчик фактически констатировал признание правосубъектности неправительственных организаций на национальном и региональном уровне. В то же время говорить о легализации статуса данных организаций на универсальном уровне в настоящее время не приходится. Проиллюстрированная докладчиком Концепция имеет промежуточный характер и в перспективе направлена на закрепление четкого международно-правового статуса неправительственных организаций. Это дело будущего.
Заслушав выступления приглашенных гостей, президиум секции поочередно предоставил право выступить с докладами сотрудникам кафедры международного права МГЮА им. О.Е.Кутафина. Первый доклад был посвящен вопросам правового регулирования международных отношений. Его автор - Чрезвычайный и Полномочный Посол в отставке, канд. юрид. наук, проф. кафедры международного права Э.Л.Кузьмин.
В своем весьма интересном выступлении ученый затронул ряд важных аспектов правового регулирования международных отношений. Концептуальная идея доклада - констатация и анализ актуальных проблем международного права.
Первая проблема-парадокс, по мнению докладчика, заключается в непропорциональном развитии международного права. Это означает, что пик развития международного публичного права падает именно на тот период времени, когда в мире существовала конфронтация, противостояние двух систем. По сути, большинство главных отраслей были кодифицированы именно в тот хронологический период - морское, воздушное право, право внешних сношений и т. д. Сейчас, как считает докладчик, наблюдается обратная тенденция. Международное право уже не стремится быть всеобъемлющим, а подвержено фрагментации, «расщеплению»на отдельные части, нося во многом партикулярный, региональный характер. Кроме того, современное международное право в своих нормах практически не учитывает государственные интересы отдельных групп стран.
Вторая проблема заключается в том, что большинство договоров в сфере международной безопасности, принятых до момента распада СССР, на сегодняшний день «зависло» в воздухе и практически не действует. В качестве примера приводится Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г., а также Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г.
Особенно остро, с точки зрения ученого, сегодня стоит вопрос о реализации права наций и народов на самоопределение в его высшей, крайней форме - путем создания суверенного и независимого государства, а также об отсутствии кодифицированного международно-правого акта, посвященного вопросу признания вновь возникшего государства в качестве субъекта международного права.
Тот факт, что данное право наций и народов на самоопределение во многом было связано с эпохой деколонизации, не означает, однако, неактуальность вопроса о его содержании, полагает проф. Э.Л.Кузьмин. Сегодня мировое сообщество столкнулось с реальной проблемой по разрешению вопросов о самоопределении национальноэтнических меньшинств в отдельно взятых республиках на примере Косово, Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, существует правовая неопределенность в вопросе о соотношении права на самоопределение и принципа территориальной целостности государств в учебной и научной литературе. Разные авторы по-разному разрешают эту ситуацию на страницах своих учебников, считает докладчик.
Существующая доктринальная трактовка понятия и сути международно-правового признания не дает ответа на вопрос об объективных критериях при признании того или иного государства. Те базовые принципы - население, территория, власть, возможность осуществлять внешние связи, которые заложены в Конвенции Монтевидео 1933 г., безнадежно устарели и являются неприменимыми к государствам с федеративным устройством. Этот вопрос, как считает ученый, ждет своего решения.
Закончил свое выступление ЭЛ.Кузьмин цитатой из О.Е.Кутафина.
Великий ученый, говоря о дефектах российского законодательства, предельно откровенно указывал в качестве возможных источников их происхождения как на невежество законодателя, так и на намеренное искажение сути понятий или институтов с определенной политической целью или даже для обеспечения определенных персональных интересов.
«По понятной причине, - вторит ему проф. ЭЛ.Кузьмин, - искажение сути понятий или институтов в международном праве возникает чаще всего именно в политических целях, поскольку в регулировании международных отношений решающая роль принадлежит политическим, моральным, а не правовым рычагам, как бы нам ни хотелось обратного».
В конце доклада проф. К.А.Бекяшев попросил докладчика высказать личное мнение по вопросу о том, что же все-таки выступает первичным: право наций и народов на самоопределение или принцип территориальной целостности государств. ЭЛ.Кузьмин высказался решительно против попыток противопоставления этих двух категорий.
Проблемы теории международного права также были затронуты в выступлении зав. кафедрой международного публичного права правового факультета университета Крагуевац (Республика Сербия), д-ра юрид. наук Ивана Чукаловича. Тема доклада - «Российская доктрина международного права».
Говоря о неоценимом вкладе русских ученых- правоведов в развитие классического международного права, сербский коллега продемонстрировал пример того, как отдельные положения международного права могут послужить в качестве средства давления на внутреннюю политику того или иного государства.
Становление российской доктрины международного права, по мнению докладчика, в качестве основательной и фундаментальной начало происходить примерно двадцать лет тому назад. В этой связи велико значение работы проф. Мартенса «Международное право цивилизованных народов», а также проф. Г.И.Тункина, разработавшего концепцию международного права как права согласительного. Учение Мартенса получило мировое признание, его идеи были положены в основу двух Гаагских конференций мира. Работы Г.И.Тункина во многом касались современных задач российской доктрины международного права.
В частности, в отношениях между западными странами, с одной стороны, и Россией, с другой стороны, зачастую в качестве инструмента политического давления развитые страны используют аргумент об угрозе нарушений прав человека в России, что, в свою очередь, далеко не всегда находит реальное подтверждение.
Более того, в самих западных странах существуют ограничения прав человека. Появляются новые идеи в отношении конфессиональных народов. Сербский коллега приводит слова известного британского юриста проф. Дж.Шварценбергера, который призывает к культурной, экономической и политической экспансии западных ценностей в Россию, Китай, Иран, Сербию и др. «В мире есть такие народы, которые думают о своей ценности на основе ценности своей истории. Таких народов надо научить забыть свою историю и взять новые ценности», - цитирует Иван Чукалович слова западного ученого.
В этой связи, как считает выступающий, одной из важнейших задач российской доктрины будет поиск аргументированных ответов на вопросы о правах человека.
Подводя итог, докладчик выразил большую признательность проф. Ю.М.Колосову за оказанную помощь в подготовке сербской стороной Меморандума МИД против стран НАТО в 1999 г., а также призвал традиционалистские народы, к которым он отнес Россию и Сербию, объединяться по всем направлениям, с тем чтобы выступить вместе против развитых стран и новыми аргументами ответить давлению Запада в деле борьбы за сохранение независимости своих ценностей.
Весьма интересным не только с юридической, но и с экономической точки зрения оказалось выступление д-ра юрид. наук, проф. кафедры международного права МГЮА им. О.Е.Кутафина Л.П.Ануфриевой. Тема доклада - «Правовые аспекты современного мирового финансовоэкономического кризиса».
Как считает проф. Л.П.Ануфриева, международноправовое регулирование, доктрина и практика позволяют четко выделить два направления возникновения и развития разразившегося мирового финансово-экономического кризиса: проблемы договорных отношений, или договорного механизма, и проблемы институционного механизма.
Говоря о проблемах договорного механизма, не отрицая устои учредительных документов таких международных финансовых институтов, как МВФ, МБРР, докладчик указала на заметное влияние норм «рамочного», «мягкого» права. Не менее существенное значение в международном праве имеют и договоренности в рамках «большой двадцатки», стран БРИК и т. д.
Что касается второй проблемы - институционной, то здесь, по мнению Л.П.Ануфриевой, возрастает влияние неправительственных, а также «параорганизаций».
Особо докладчик выделила явление наднациональности, а также наднационального правового регулирования в современных международных отношениях. Несмотря на то, что многим финансовым институтам, интеграционным объединениям присущ характер наднациональности, данный факт все же не вносит ясности в теоретическое и понятийное прояснение сути проблемы. Ввиду того, что данным понятием нередко оперируют лидеры стран, а также, что явление наднациональности вызывает зачастую полярные взгляды и мнения, юристам-международникам необходимо разобраться с этим феноменом.
На просьбу проф. А.Я.Капустина дать прояснение аудитории, что же все-таки явилось основной правовой причиной разразившегося кризиса, как то пробел в праве, правонарушение отдельных лиц, международное преступление, проф. Л.П.Ануфриева указала на взаимозависимость и взаимообусловленность всех элементов международной системы, а также на невозможность выделить, «вычленить» какую-то единичную причину этого кризиса. Кризис, по ее мнению, возникший как явление международной экономической системы, представляет собой порождение системности. Внешним толчком, послужившим всеобщей дестабилизации системы, явилось обрушение ипотечных компаний, банков, а внутренний мотив лежит в экономических причинах, получивших отражение как в нормативных документах, так и в практических связях отдельных элементов сообщества.
Д-р юрид. наук, проф. кафедры международного права МГЮА им. О.Е.Кутафина Е.П.Моисеев посвятил свой доклад международно-правовым основам дальнейшего развития Содружества Независимых Государств.
В своем выступлении ученый констатировал наметившуюся тенденцию по фактическому обособлению права СНГ со своими принципами, источниками, отраслевыми направлениями сотрудничества, которое наблюдается в последнее время.
Богатую пищу для такого рода размышлений дают, по его мнению, два недавно принятых документа. Первый документ - Концепция дальнейшего развития СНГ от 5 октября 2007 г., принятая Советом глав государств и состоящая из пяти разделов. В данном документе отражено, по каким направлениям следует развиваться СНГ, в какой форме будет происходить сотрудничество государств, какие приоритеты и направления ставятся. «Это базовый документ, на который мы должны обратить самое пристальное внимание и всячески пропагандировать и развивать его», - отметил проф. Е.П.Моисеев.
Второй документ - это Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г.
Обособление комплекса международно-правовых норм, посвященных статусу и регулированию деятельности СНГ, а также ООН нашло свое отражение в пятом издании учебника по международному праву, ответственным редактором которого выступил проф. К.А.Бекяшев. В разделе, посвященном ООН и СНГ, вместо заголовка, состоящего из простого обозначения этих международных организаций, появилось, как отмечает докладчик, дополнительное слово вначале - право ООН и право СНГ. «Это не просто слова, а целая Концепция», - заявил проф. Е.П.Моисеев.
На вопрос И.А.Володина, в качестве кого зарегистрировано СНГ при ООН, докладчик ответил, что СНГ зарегистрировано в качестве наблюдателя со статусом региональной международной организации.
Некоторым аспектам международного судопроизводства был посвящен доклад канд. юрид. наук, доцента кафедры международного права МГЮА им. О.Е.Кутафина Я.С.Кожеурова. Тема доклада - «Проблемы международной ответственности иностранного государства за деятельность фактических органов власти (по материалам практики международных судебных учреждений)».
В выступлении на примере конкретных международных дел докладчиком была проанализирована практика международных судебных учреждений по проблеме присвоения государству поведения лиц или группы лиц, не являющихся органами государства, если эти лица фактически действуют по указаниям, под руководством или контролем государства.
Актуальность данной темы исследования обусловлена поданным Грузией против России исковым заявлением в Международный Суд ООН, в котором она обвиняет нашу страну в нарушении Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Россия, по мнению истца, действуя через югоосетинские и абхазские сепаратистские силы, находящиеся под ее управлением и контролем, осуществляла, поощряла и поддерживала расовую дискриминацию путем нападения на Грузию и изгнания этнических грузин с территории двух, на то момент «самопровозглашенных», республик.
По мнению Грузии, Россия осуществляла контроль и руководство над фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии и на основании этого должна нести за действия этих органов власти международную ответственность.
В Проекте статей об «ответственности государств за международно-противоправные деяния», подготовленном Комиссией международного права ООН в 2001 г., выделяется такой элемент международно-противоправного деяния, как присвоение поведения государству.
По общему правилу государство отвечает за все свои органы и только за свои органы. Но при этом Комиссия сформулировала ряд специальных, особых правил присвоения поведения государству и иным лицам и образованиям. Одним из таких особых правил является норма права, согласно которому государству присваивается поведение лиц или группы лиц, не являющихся органами государства, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям, под руководством или контролем государства.
Понятно, что вышеприведенная формулировка достаточно расплывчата, и поэтому докладчиком была приведена судебная практика по данному вопросу. Не перечисляя бесконечное множество судебных споров, отметим известное решение Международного Суда ООН, вынесенное им в 1986 г. по делу «Никарагуа против США».
Суть дела сводилась к тому, что во время гражданской войны силы «контрас», активно поддерживаемые оружием, финансами, а также снабжаемые разведывательный информацией со стороны США, вели боевые действия против правительства Никарагуа.
Естественно, что такие формы вмешательства во внутренний конфликт со стороны США Суд признал нарушением принципа невмешательства во внутренние дела. Но требование Никарагуа о том, чтобы признать США ответственными за все поведение сил «контрас» ввиду нахождения последних под контролем и руководством со стороны США, Международным Судом удовлетворено не было.
Для возникновения же подобной юридической ответственности США за действия повстанцев необходимо было, по мнению Суда, доказать наличие эффективного контроля за военными и полувоенными операциями, в ходе которого были совершены заявленные нарушения. Иными словами, повстанческие силы «контрас» должны были подчиняться непосредственным указаниям со стороны США, действовать по его инструкции, а должностные лица и органы США принимать непосредственное и прямое участие в планировании и проведении конкретных военных операций.
Справедливости ради стоит отметить, что такой подход разделяли далеко не все судебные учреждения, но Международный Суд ООН в своих решениях в целом придерживался Концепции эффективного контроля.
Согласно регламенту работы секции следующим докладчиком выступила канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права МГИМО (У) МИД России
А.В.Кукушкина. Ее выступление было посвящено вопросу защиты прав коренных народов.
13 сентября 2007 года на 61-й сессии ГА ООН резолюцией 61/295 была принята Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принятие этого документа, как считает докладчик, стало подтверждением того, что мировое сообщество привержено защите индивидуальных и коллективных прав коренных народов.
Декларация - очень емкий по содержанию документ и состоит из преамбулы и 46 статей, которые охватывают широкий круг прав человека и основных свобод, касающихся коренных народов, включая право на сохранение и развитие своего культурного своеобразия и особой идентичности; право на владение и пользование традиционными земными и природными ресурсами; право на защиту от геноцида; право на самоопределение; а также право на духовную, культурную и языковую самобытность коренных народов.
Изложенные в Декларации права представляют собой минимальные стандарты для обеспечения и защиты прав и благосостояния коренных народов в масштабах всего мира.
Период с 1995 по 2004 г. был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетием коренных народов под лозунгом: «Коренные народы: партнерство в действии».
Несмотря на огромное количество международноправовых актов, посвященных защите прав коренных народов, а также на столь пристальное внимание мировой общественности и ООН к их проблемам, коренные народы, особенно молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, подвержены различным социально-экономическим факторам внешней среды и нередко нуждаются в особой поддержке с целью сохранения своего культурного наследия для потомков.
В этой связи в России принят ряд актов, способствующих урегулированию ряда прав и законных интересов коренных народов. В Конституции Российской Федерации гарантиям прав коренных народов посвящена ст. 69. Данная норма призвана гарантировать отсутствие разрыва между правами коренных малочисленных народов и правами других проживающих на территории России народов.
Сегодня законодательство о коренных малочисленных народах составляет три базовых федеральных закона; специальные правовые нормы содержатся в Лесном, Земельном, Налоговом кодексах Российской Федерации, в ряде других актов, регулирующих вопросы культуры, языка, животного мира, недр, особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, положение коренных народов медленными темпами, но все же улучшается.
В выступлении Светланы Котовой из университета им. И.Канта были затронуты проблемы иммунитета высших должностных лиц, включая главы государств, и их ответственности за международные преступления.
4 марта 2009 г. Палата досудебного производства Международного уголовного суда выдала ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира. Этот ордер содержал обвинение в совершении как военных преступлений, так и преступлений против человечности.
По мнению докладчика, возникает интересный вопрос: будут ли нормы об иммунитетах должностных лиц, которые, согласно нормам международного права, распространяются на глав государств, глав правительств и некоторых министров, препятствовать в привлечении к ответственности в данном случае президента Судана.
И если иммунитет не будет действовать, то президент Судана может стать первым в истории действующим президентом, привлеченным к ответственности, поскольку случаи привлечения к суду бывших глав государств уже имеются (например, дело Милошевича).
Существует два вида иммунитета: персональный и функциональный. Персональный предоставляется высшим должностным лицам в порядке защиты их личности, а функциональный иммунитет присущ лицу в отношениях выполняемых им функций, компетенции официальных актов.
Юридическими последствиями действия об иммунитете является то, что должностное лицо будет пользоваться вышеуказанными иммунитетами до той поры, пока оно выполняет свои обязанности. После сложения с себя официальных полномочий лицо может быть субъектом преследования в другом государстве лишь за частные действия. Вплоть до середины 90-х гг. прошлого столетия считалось, что в отношении функциональных иммунитетов такой нормы нет, т. е. они продолжают действовать.
Однако в деле А.Пиночета Палата Лордов Великобритании постановила, что у последнего отсутствует не только персональный иммунитет (поскольку он, покинув страну, оставил пост главы государства), но и функциональный, потому что он касается серьезных международных преступлений. Здесь речь шла о пытках, сговоре в отношении их применения, имевших место во время правления Пиночета.
В обоснование решения по делу была привлечена позиция о приоритете императивных норм (jus cogens) над принципом иммунитета.
«Международное право не может содержать нормы о пресечении преступлений, имеющих характер jus cogens, и, в то же самое время, обеспечивать иммунитет, который сосуществует вместе с обязательствами, которые оно налагает», - цитирует докладчик выдержки из решения Палаты Лордов.
Ученый задается вопросом: говорит ли данное решение об образовании в международном праве нормы обычного права, которая затрагивает принцип отсутствия иммунитета от иностранной уголовной юрисдикции в отношении международных преступлений?
Вопрос на сегодняшний день остается открытым.
Последним докладчиком выступил д-р юрид. наук, проф. кафедры международного права Российской академии правосудия В.Л.Толстых. Свое выступление он посвятил методологии изучения международного права.
При изучении теории международного права следует понимать, что изучать и как изучать.
По поводу того, что изучать, ученый констатирует наличие «пустых» тем в российской науке международного права, а также перебор в исследовании права международных организаций, придание большого значения принципам международного права - в отличие от западной науки международного права.
По поводу того, как изучать, следует, как считает докладчик, определенное внимание уделять трудам зарубежных ученых. Несмотря на достойное место российского учения международного права среди зарубежных доктрин, процент цитируемости российских ученых за границей остается весьма незначительным. В этом смысле для преодоления вышеуказанных негативных моментов необходимо работать более усердно и эффективно.
Подводя итоги работы секции, проф. К.А.Бекяшев отметил, что первая конференция, посвященная академику О.Е.Кутафину, удалась. Президиум секции выразил всем участникам огромную благодарность за их блестящие выступления и актуальные доклады. Надежда оргкомитета на публикацию основных тезисов докладов выступавших нашла свое непосредственное подтверждение на страницах нашего журнала,
Следующая аналогичная конференция состоится в начале декабря и будет посвящена перспективам развития международного морского права в XXI веке. Заявки на участие следует направлять на кафедру международного права МГЮА.
С надеждой на дальнейшее плодотворное сотрудничество в освещении актуальных научно-практических конференций, проводимых под эгидой МГЮА им. О.Е.Кутафина, - ЕврАзЮж.