Обзоры

Евразийский юридический журнал

Основная задача круглого стола заключалась в продвиже­нии позиции Российской Федерации по поддержке традици­онных ценностей.

Концепция семьи в свете традиционных ценностей и международного права

Круглый стол «Концепция семьи в свете традиционных ценностей и международного права» Москва, 30 октября 2015 г.

№ 10 (89) 2015г.

30 октября 2015 года в Российском университете дружбы народов в рамках второго этапа XIII Международного кон­гресса «Блищенковские чтения» кафедрой международного права был организован круглый стол на тему: «Концепция семьи в свете традиционных ценностей и международного права». Следуя традициям кафедры, в заседании приняли участие ученые, аспиранты, студенты из различных вузов России и зарубежных стран. По традиции участниками кру­глого стола стали не только юристы-международники, но также богословы, психологи, политологи, социологи и иные специалисты.

Целью круглого стола являлось обсуждение актуальных вопросов концепции семьи в свете традиционных ценностей, национального и международного права: концепция семьи, концепция традиционных ценностей, эволюция понятия «гендер» как правовой категории в XXI веке, механизмы меж­дународно-правовой защиты традиционных ценностей в рам­ках ООН и других международных организаций, позиция Рос­сийской Федерации в отношении традиционных ценностей на международном уровне, вопросы, касающиеся неприемлемой практики легализации однополых союзов, усыновление детей однополыми парами в отдельных странах и другие.

Основная задача круглого стола заключалась в продвиже­нии позиции Российской Федерации по поддержке традици­онных ценностей.

    С приветственной речью к участникам круглого стола об­ратился заведующий кафедрой международного права юридического института РУДН, Вице-председатель Комите­та ООН по экономическим, социальным и культурным правам (далее - Комитет), Председатель Комиссии международного права Рос­сийской Ассоциации содей­ствия ООН Аслан Хусейно­вич Абашидзе. Профессор А. Х. Абашидзе коснулся значения понятий «семья», «традиции», «ценности» с позиций международного права, особенно в свете своей работы в договорном органе ООН. В частности, эксперт сказал о работе Комитета над Киселева Е. В. документом о репродуктивном здоровье и сомнительных по­ложениях касательно «сексуального» здоровья и «сексуальных» прав, которые лоббируются для включения в него; напомнил о необходимости не забывать положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о том, что люди не только «рождаются сво­бодными и равными в своем достоинстве и правах», но и «наделе­ны разумом и совестью» и не должны стремиться регулировать правом интимные вопросы частной жизни.

Особым почетным гостем круглого стола стал ректор Мо­сковской духовной академии, председатель Учебного коми­тета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.

Владыка выступил с докладом на тему: «Семья в свете тра­диционных православных ценностей», в рамках которого он, в частности, отметил, что «Россию с полной уверенностью мож­но назвать страной православной культуры. По данным опро­сов, 75% россиян причисляют себя к православным христиа­нам. Но в то же самое время наша страна занимает одно из первых мест в мире по таким параметрам как число разводов, количество абортов, число детей, брошенных родителями, число сирот. Складывается парадоксальная ситуация: страна с самой богатой православной культурой переживает глубо­чайший семейный кризис. Налицо полное несоответствие ре­альных жизненных установок, по которым наши сограждане строят свою семейную жизнь, с нормами той культуры, к ко­торой они себя причисляют...

Русь приняла христианство от Восточной Римской импе­рии - Византии, где была уже сложившаяся культура семьи,


Работа круглого стола

    построенная на христианских началах, но вместе с тем несу­щая на себе отпечатки античной культуры.

Новое отношение к браку в христианстве с самого на­чала дало мощный импульс к преображению института семьи. В первую очередь, это сказалось на роли женщи­ны в семье. Христианство учило смотреть на женщину не как на средство удовлетворения животного инстинкта, а как на сонаследницу благодатной жизни во Христе (1 Пет. 3:7). Перед Богом все равны, ибо во Христе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28). Все это весьма способствова­ло возвышению женщины. Тем не менее, онтологическое равенство мужичины и женщины не порождало полного равенства их в семье и обществе, поскольку христианство не упраздняет семейной и социальной иерархии. Глав­ной ролью женщины всегда считалась роль жены, матери и хранительницы домашнего очага. Участие женщины в общественной жизни было более опосредованным, но от­того не менее значимым.

Христианство немедленно начало бескомпромиссную борьбу против институтов многоженства, сожительства, на­ложничества и других извращений семейной жизни, многие из которых считались нормой в языческой среде. В это трудно поверить сегодня, но сам институт современной семьи, в ос­нове которой лежит союз одного мужа и одной жены, явля­ется одним из величайших завоеваний именно христианской цивилизации. Нравственные обязанности в отношении семьи считались общеобязательными для всех, не исключая импера­торских семей. Случаи нарушения этих правил всегда воспри­нимались народным сознанием тем болезненнее, чем высшее место в социальной иерархии занимало лицо, их совершаю­щее...

    В православной культуре, где главными семейными цен­ностями являются вера, любовь, жертвенность, стремление ко спасению, целомудрие, идеалом является крепкая, дружная семья, все члены которой жертвенно любят друг друга и слу­жат друг другу в любви. В такой семье не может быть и речи о супружеской измене. Высоким идеалам любви противоречит сама идея о возможности убийства зачатого младенца (аборта) или и об уклонении от деторождения в любой форме, исклю­чая случаи, когда родители принимают решение о взаимном воздержании ради подвигов богоугождения. С точки зрения православных ценностей, уклонение от создания семьи в слу­чае, если на него идут не ради высшей цели - служения Богу в безбрачии - является уклонением человека от пути спасения.

Большим препятствием к оздоровлению семейного кли­мата становится массовая культура и влияние средств массо­вой информации, которые пропагандируют установки, совер­шенно противоположные нашим традиционным ценностям. В условиях, когда большинство детей лишены позитивного примера в своих собственных семьях, а в школах отсутствует семейное воспитание, влияние массовой культуры на подрас­тающее поколение становится поистине катастрофическим.

И все же главным кризисом семьи мы считаем кризис мировоззренческий. Современный человек, потерявший веру, полагает смысл своей жизни в наслаждении, в достижении земного счастья. Но даже этого земного счастья в семье человек не может получить, если воспринимает семью как совместный поиск удовольствий, а не как крестоношение и подвиг любви к ближнему. Парадоксально, но счастье в семье возможно толь­ко в том случае, когда каждый из супругов стремится сделать счастливым другого, а не самого себя.

Кризис семьи также является кризисом потери смысла жизни. Если человек не видит смысла в собственном существо­вании, то бессмысленность бытия лишает его тяги к жизни. Человек не хочет стремиться ни к личному бессмертию (дости­гаемому в Боге), ни к бессмертию родовому в своих детях (от­куда нежелание рожать детей), ни - что парадоксально - даже к личному земному благополучию, губя себя алкоголизмом, наркоманией, игроманией, нежеланием трудиться и проч..

Сегодня перед обществом стоит новый вызов, идущий с Запада - отрицание самих основ библейского понимания пола. Уже на законодательном уровне отрицается понимание семьи как союза мужчины и женщины. Новые гендерные тео­рии, широко и с успехом воплощаемые на практике с исполь­зованием новейших технологий, имеют своей целью полное уничтожение семьи как таковой. Только полная мобилизация всех здоровых сил нашего общества может спасти мир от ка­тастрофы.

    Все наше общество сегодня должно направить свои уси­лия на поддержание здоровых семей, на пропаганду традици­онных семейных ценностей вне их отрыва от проповеди Еван­гелия, на создание привлекательного образа семейной жизни. Только здоровая крепкая семья дает нашему народу шанс на выживание в настоящих условиях внешнего и внутреннего дав­ления на наше Отечество»

Доклад нашел живой отклик, выразившейся в многочис­ленных вопросах и оживленной дискуссии, например, о том, меняется ли позиция Церкви по вопросам семьи вслед за вея­ниями времени или нет? Каким образом Церковь относится к межрелигиозным бракам? И многие другие.

Следующий докладчик, которым стал доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихо­новского гуманитарного университета, консультант Синодаль­ного отдела по взаимодействию Церкви и общества, кандидат юридических наук, академик Всемирной академии наук Ком­плексной безопасности, полковник внутренней службы в от­ставке протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, осветил правовые и иные аспекты влияние русофобии на институт семьи в Рос­сии, используя очень информативную презентацию.

Особый интерес и дискуссию вызвал доклад доцента ка­федры международного права юридического института РУДН, кандидата юридических наук, доцента Алисиевич Екатерины Сергеевны на тему: «Трансформация правовых позиций Евро­пейского суда по правам человека при определении понятий «семья» и «семейная жизнь»: эволюция или деградация?». Выступающая рассказала о том, как менялась позиция Суда, например, относительно понятия «уважения» (прав человека со стороны государства): если в начальный период это значи­ло лишь невмешательство, то позднее - позитивные действия. Доцент Е. С. Алисиевич подробно остановилась на том, как трансформировалось понимание Судом частной и семейной жизни: если до рубежа тысячелетий, однополые отношения рассматривались как элемент частной жизни, то позднее ста­ли включаться в концепцию «семейной жизни». Особую роль в рассматриваемом контексте получило толкование «фактиче­ски существующих семейных отношений». Первоначально эта концепция использовалась для защиты детей, рожденных вне брака, но с течением времени стала тем логическим и право­вым средством, которое Суд стал использовать и для защиты «семейных» прав однополых пар. Кроме этого, если долгое время Суд уважал широту усмотрения государств в вопросах семьи и брака, то в дальнейшем он стал весьма ограничитель­но применять ее, например, требуя «очень серьезного обосно­вания» для проведения различий в обращении, в том числе, между гетеро- и гомосексуальными парами. Среди вопросов, заданных докладчику, были, например, такие: насколько пра­вомерно эволютивное толкование Судом отдельных положе­ний, где границы нормального эволюционного толкования и судейского активизма? Насколько правомерно Суду отходить от своей осторожной позиции по вопросам, по которым кон­сенсус между государствами еще не сложился, к активному на­вязыванию позиции меньшинства? Есть ли у Суда критерии для установления баланса между частными и публичными интересами?

    В рамках круглого стола выступили также студенты и аспиранты. Так, аспирант кафедры международного пра­ва юридического института РУДН из Словакии Ондрейчик Михал рассказал об отношении к традиционным семейным ценностям в его стране, о влиянии политики Евросоюза по продвижению нетрадиционных ценностей на общественное мнение, а также о закреплении соответствующих тенденций на правовом уровне. Активное участие в дискуссии принима­ли преподаватели кафедры международного права: доценты Аду Яо Никез, Ф.Р. Ананидзе, В.И. Блищенко и др.

Завершил выступления докладчиков магистрант Москов­ского психолого-педагогического университета Оганесян Ха­чатур с докладом на тему: «Семья Николая II как пример хри­стианского благочестия», пригласив всех участников круглого стола посетить выставку, посвященную данной теме, которая проходит в настоящее время по адресу: ул. Фридриха Энгель­са, д. 38.

В заключение ведущая круглого стола - руководитель гранта РГНФ «Гендерные аспекты международно-правовой защиты традиционных ценностей» (проект №14-33-01040), кандидат юридических наук, доцент кафедры международно­го права Семенова Наталия Сергеевна подарила гостям сбор­ник докладов двух аналогичных круглых столов, проведенных в прошлом году, и подвела итоги круглого стола, пригласив всех участников на очередной V круглый стол по теме гранта, который состоится в апреле 2016 года в рамках XIV Междуна­родного конгресса «Блищенковские чтения».

Кафедра международного права Российского универси­тета дружбы народов благодарит всех, кто принял участие в круглом столе и внес свой посильный вклад в то, чтобы данное мероприятие стало интересным и полезным во всех отноше­ниях.


Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях