Круглый стол «Концепция семьи в свете традиционных ценностей и международного права» Москва, 30 октября 2015 г.
№ 10 (89) 2015г.
30 октября 2015 года в Российском университете дружбы народов в рамках второго этапа XIII Международного конгресса «Блищенковские чтения» кафедрой международного права был организован круглый стол на тему: «Концепция семьи в свете традиционных ценностей и международного права». Следуя традициям кафедры, в заседании приняли участие ученые, аспиранты, студенты из различных вузов России и зарубежных стран. По традиции участниками круглого стола стали не только юристы-международники, но также богословы, психологи, политологи, социологи и иные специалисты.
Целью круглого стола являлось обсуждение актуальных вопросов концепции семьи в свете традиционных ценностей, национального и международного права: концепция семьи, концепция традиционных ценностей, эволюция понятия «гендер» как правовой категории в XXI веке, механизмы международно-правовой защиты традиционных ценностей в рамках ООН и других международных организаций, позиция Российской Федерации в отношении традиционных ценностей на международном уровне, вопросы, касающиеся неприемлемой практики легализации однополых союзов, усыновление детей однополыми парами в отдельных странах и другие.
Основная задача круглого стола заключалась в продвижении позиции Российской Федерации по поддержке традиционных ценностей.
С приветственной речью к участникам круглого стола обратился заведующий кафедрой международного права юридического института РУДН, Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (далее - Комитет), Председатель Комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН Аслан Хусейнович Абашидзе. Профессор А. Х. Абашидзе коснулся значения понятий «семья», «традиции», «ценности» с позиций международного права, особенно в свете своей работы в договорном органе ООН. В частности, эксперт сказал о работе Комитета над Киселева Е. В. документом о репродуктивном здоровье и сомнительных положениях касательно «сексуального» здоровья и «сексуальных» прав, которые лоббируются для включения в него; напомнил о необходимости не забывать положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о том, что люди не только «рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», но и «наделены разумом и совестью» и не должны стремиться регулировать правом интимные вопросы частной жизни.
Особым почетным гостем круглого стола стал ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.
Владыка выступил с докладом на тему: «Семья в свете традиционных православных ценностей», в рамках которого он, в частности, отметил, что «Россию с полной уверенностью можно назвать страной православной культуры. По данным опросов, 75% россиян причисляют себя к православным христианам. Но в то же самое время наша страна занимает одно из первых мест в мире по таким параметрам как число разводов, количество абортов, число детей, брошенных родителями, число сирот. Складывается парадоксальная ситуация: страна с самой богатой православной культурой переживает глубочайший семейный кризис. Налицо полное несоответствие реальных жизненных установок, по которым наши сограждане строят свою семейную жизнь, с нормами той культуры, к которой они себя причисляют...
Русь приняла христианство от Восточной Римской империи - Византии, где была уже сложившаяся культура семьи,
Работа круглого стола
построенная на христианских началах, но вместе с тем несущая на себе отпечатки античной культуры.
Новое отношение к браку в христианстве с самого начала дало мощный импульс к преображению института семьи. В первую очередь, это сказалось на роли женщины в семье. Христианство учило смотреть на женщину не как на средство удовлетворения животного инстинкта, а как на сонаследницу благодатной жизни во Христе (1 Пет. 3:7). Перед Богом все равны, ибо во Христе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28). Все это весьма способствовало возвышению женщины. Тем не менее, онтологическое равенство мужичины и женщины не порождало полного равенства их в семье и обществе, поскольку христианство не упраздняет семейной и социальной иерархии. Главной ролью женщины всегда считалась роль жены, матери и хранительницы домашнего очага. Участие женщины в общественной жизни было более опосредованным, но оттого не менее значимым.
Христианство немедленно начало бескомпромиссную борьбу против институтов многоженства, сожительства, наложничества и других извращений семейной жизни, многие из которых считались нормой в языческой среде. В это трудно поверить сегодня, но сам институт современной семьи, в основе которой лежит союз одного мужа и одной жены, является одним из величайших завоеваний именно христианской цивилизации. Нравственные обязанности в отношении семьи считались общеобязательными для всех, не исключая императорских семей. Случаи нарушения этих правил всегда воспринимались народным сознанием тем болезненнее, чем высшее место в социальной иерархии занимало лицо, их совершающее...
В православной культуре, где главными семейными ценностями являются вера, любовь, жертвенность, стремление ко спасению, целомудрие, идеалом является крепкая, дружная семья, все члены которой жертвенно любят друг друга и служат друг другу в любви. В такой семье не может быть и речи о супружеской измене. Высоким идеалам любви противоречит сама идея о возможности убийства зачатого младенца (аборта) или и об уклонении от деторождения в любой форме, исключая случаи, когда родители принимают решение о взаимном воздержании ради подвигов богоугождения. С точки зрения православных ценностей, уклонение от создания семьи в случае, если на него идут не ради высшей цели - служения Богу в безбрачии - является уклонением человека от пути спасения.
Большим препятствием к оздоровлению семейного климата становится массовая культура и влияние средств массовой информации, которые пропагандируют установки, совершенно противоположные нашим традиционным ценностям. В условиях, когда большинство детей лишены позитивного примера в своих собственных семьях, а в школах отсутствует семейное воспитание, влияние массовой культуры на подрастающее поколение становится поистине катастрофическим.
И все же главным кризисом семьи мы считаем кризис мировоззренческий. Современный человек, потерявший веру, полагает смысл своей жизни в наслаждении, в достижении земного счастья. Но даже этого земного счастья в семье человек не может получить, если воспринимает семью как совместный поиск удовольствий, а не как крестоношение и подвиг любви к ближнему. Парадоксально, но счастье в семье возможно только в том случае, когда каждый из супругов стремится сделать счастливым другого, а не самого себя.
Кризис семьи также является кризисом потери смысла жизни. Если человек не видит смысла в собственном существовании, то бессмысленность бытия лишает его тяги к жизни. Человек не хочет стремиться ни к личному бессмертию (достигаемому в Боге), ни к бессмертию родовому в своих детях (откуда нежелание рожать детей), ни - что парадоксально - даже к личному земному благополучию, губя себя алкоголизмом, наркоманией, игроманией, нежеланием трудиться и проч..
Сегодня перед обществом стоит новый вызов, идущий с Запада - отрицание самих основ библейского понимания пола. Уже на законодательном уровне отрицается понимание семьи как союза мужчины и женщины. Новые гендерные теории, широко и с успехом воплощаемые на практике с использованием новейших технологий, имеют своей целью полное уничтожение семьи как таковой. Только полная мобилизация всех здоровых сил нашего общества может спасти мир от катастрофы.
Все наше общество сегодня должно направить свои усилия на поддержание здоровых семей, на пропаганду традиционных семейных ценностей вне их отрыва от проповеди Евангелия, на создание привлекательного образа семейной жизни. Только здоровая крепкая семья дает нашему народу шанс на выживание в настоящих условиях внешнего и внутреннего давления на наше Отечество»
Доклад нашел живой отклик, выразившейся в многочисленных вопросах и оживленной дискуссии, например, о том, меняется ли позиция Церкви по вопросам семьи вслед за веяниями времени или нет? Каким образом Церковь относится к межрелигиозным бракам? И многие другие.
Следующий докладчик, которым стал доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, консультант Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, кандидат юридических наук, академик Всемирной академии наук Комплексной безопасности, полковник внутренней службы в отставке протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, осветил правовые и иные аспекты влияние русофобии на институт семьи в России, используя очень информативную презентацию.
Особый интерес и дискуссию вызвал доклад доцента кафедры международного права юридического института РУДН, кандидата юридических наук, доцента Алисиевич Екатерины Сергеевны на тему: «Трансформация правовых позиций Европейского суда по правам человека при определении понятий «семья» и «семейная жизнь»: эволюция или деградация?». Выступающая рассказала о том, как менялась позиция Суда, например, относительно понятия «уважения» (прав человека со стороны государства): если в начальный период это значило лишь невмешательство, то позднее - позитивные действия. Доцент Е. С. Алисиевич подробно остановилась на том, как трансформировалось понимание Судом частной и семейной жизни: если до рубежа тысячелетий, однополые отношения рассматривались как элемент частной жизни, то позднее стали включаться в концепцию «семейной жизни». Особую роль в рассматриваемом контексте получило толкование «фактически существующих семейных отношений». Первоначально эта концепция использовалась для защиты детей, рожденных вне брака, но с течением времени стала тем логическим и правовым средством, которое Суд стал использовать и для защиты «семейных» прав однополых пар. Кроме этого, если долгое время Суд уважал широту усмотрения государств в вопросах семьи и брака, то в дальнейшем он стал весьма ограничительно применять ее, например, требуя «очень серьезного обоснования» для проведения различий в обращении, в том числе, между гетеро- и гомосексуальными парами. Среди вопросов, заданных докладчику, были, например, такие: насколько правомерно эволютивное толкование Судом отдельных положений, где границы нормального эволюционного толкования и судейского активизма? Насколько правомерно Суду отходить от своей осторожной позиции по вопросам, по которым консенсус между государствами еще не сложился, к активному навязыванию позиции меньшинства? Есть ли у Суда критерии для установления баланса между частными и публичными интересами?
В рамках круглого стола выступили также студенты и аспиранты. Так, аспирант кафедры международного права юридического института РУДН из Словакии Ондрейчик Михал рассказал об отношении к традиционным семейным ценностям в его стране, о влиянии политики Евросоюза по продвижению нетрадиционных ценностей на общественное мнение, а также о закреплении соответствующих тенденций на правовом уровне. Активное участие в дискуссии принимали преподаватели кафедры международного права: доценты Аду Яо Никез, Ф.Р. Ананидзе, В.И. Блищенко и др.
Завершил выступления докладчиков магистрант Московского психолого-педагогического университета Оганесян Хачатур с докладом на тему: «Семья Николая II как пример христианского благочестия», пригласив всех участников круглого стола посетить выставку, посвященную данной теме, которая проходит в настоящее время по адресу: ул. Фридриха Энгельса, д. 38.
В заключение ведущая круглого стола - руководитель гранта РГНФ «Гендерные аспекты международно-правовой защиты традиционных ценностей» (проект №14-33-01040), кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Семенова Наталия Сергеевна подарила гостям сборник докладов двух аналогичных круглых столов, проведенных в прошлом году, и подвела итоги круглого стола, пригласив всех участников на очередной V круглый стол по теме гранта, который состоится в апреле 2016 года в рамках XIV Международного конгресса «Блищенковские чтения».
Кафедра международного права Российского университета дружбы народов благодарит всех, кто принял участие в круглом столе и внес свой посильный вклад в то, чтобы данное мероприятие стало интересным и полезным во всех отношениях.