Обзор заседания комиссии по правовому положению семьи на тему: «О праве на семью в замечаниях общего порядка комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка».
№ 3 (106) 2017г.
3 марта 2017 г. в Институте государства и права РАН состоялось заседание Комиссии по правовому положению семьи Международного союза юристов совместно с Российской Ассоциацией международного права.
В заседании приняли участие представители Международного союза юристов, Института государства и права РАН, Российской Ассоциации международного права, Ассоциации юристов России, Союза юристов Москвы, Военной Академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Владикавказского института управления.
Открыла и вела заседание председатель Комиссии по правовому положению семьи Л.В. Корбут.
Доктор юридических наук, профессор член Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации, главный редактор журнала «Государство и право» А.С. Автономов выступил с докладом на тему: «О праве на семью в замечаниях общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка».
Он отметил, что право детей на семью нуждаются в особой защите, поскольку дети не могут выжить без семей. Находящиеся в государственных учреждениях дети мечтают жить с родителями.
Согласно ст. 9 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства обязаны принимать все возможные меры для того, чтобы обеспечить право каждого ребенка на семейное окружение за исключением тех случаев, когда разлучение детей с родителями необходимо в связи с судебными решениями. Такие судебные решения могут оказаться необходимыми в тех случаях, например, когда родители жестоко обращаются с детьми или не заботятся о них или когда родители проживают раздельно.
Далее докладчик разъяснил, что государства должны уважать право детей, которые разлучаются с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам детей.
Затем докладчик отметил, что замечания общего порядка Комитетов Организации Объединенных Наций играют большую роль, поскольку они толкуют, развивают и разъясняют положения многих международных конвенций и пактов.
Договорные органы Организации Объединенных Наций публикуют толкования положений договоров по правам человека в виде «замечаний общего порядка» или «общих рекомендаций».
Они распространяют свое действие на широкий круг тем, от всеобъемлющего толкования содержательных положений, таких как право на жизнь или право на достаточное питание, и до общего руководства касательно информации, которую необходимо представить в докладе государствам по определенным статьям договоров.
Члены Комитетов Организации Объединенных Наций в своей работе сравнивают внутреннее законодательство и международное право, отслеживают действия государств в рамках конвенций, и дают толкование конвенций.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка постепенно стал все больше внимания уделять родителям. Положения о правах родителей все больше расширяются от одного замечания общего порядка к другому.
Так, в замечании общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 1 2001 г. «Цели образования» упоминается о необходимости воспитания уважения к родителям, но роль родителей выявлена не очень четко.
Образование, на которое имеют право дети, должно обеспечивать их необходимыми для жизни навыками, расширять возможности пользования правами человека, содействовать развитию культуры. Цель образования должна заключаться в развитии потенциала детей при помощи развития навыков, способностей к познанию, самоуважения и уверенности в себе.
Замечание общего порядка №6 2005 г. Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка «Обращение с несопровождаемыми разлученными детьми за пределами страны их происхождения» закрепляет положения о том, что разлученные с родителями дети подвергаются следующим рискам: сексуальной эксплуатации и надругательству, призыву в ряды вооруженных сил, детского труда, в том числе на свои приемные семьи, и заключения под стражу.
Разлученные с родителями дети нередко подвергаются дискриминации и не имеют доступа к продуктам питания, крову, обеспечению жильем, медицинским услугам и образованию. Несопровождаемые и разлученные девочки подвергаются особому риску насилия по признаку пола, в том числе насилия в семье. В некоторых ситуациях такие дети не имеют возможности для точного и надлежащего установления личности, регистрации, оценки возраста, получения документов, поиска родственников, а также доступа к системам опекунства или юридическим консультациям. Во многих странах несопровождаемые и разлученные со своими родителями дети регулярно сталкиваются с отказом во въезде в страну или подвергаются задержанию пограничными или иммиграционными службами.
Вызывают интерес актуальные вопросы вредной практики в отношении детей. Так, замечание общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 18 2014 г. «Права детей и вредная практика» закрепляет положение о негативном отношении к ситуации в некоторых государствах, где существуют практики, связанные с калечением детей, принудительными детскими браками, полигамией.
Следует отметить, что замечание общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций № 20 2016 г. «Об осуществлении прав детей в подростковом возрасте» предусматривает положение о том, что значительное число подростков заботится о своих семьях либо потому, что они сами являются родителями, либо из-за того, что их родители умерли, пропали без вести или отсутствуют.
Подросткам, которые являются родителями и опекунами, должны быть предоставлены базовые знания о здоровье детей, питании и грудном вскармливании и обеспечена соответствующая поддержка, с тем, чтобы помочь им в выполнении своих обязанностей по отношению к детям, за которых они несут ответственность, и, в случае необходимости, оказана материальная помощь в обеспечении питанием, одеждой и жильем. Подросткам-опекунам, необходима дополнительная поддержка, с тем чтобы они могли осуществлять свои права на образование, исполнение своих ролей и участия. Так, государствам следует ввести меры социальной защиты на ключевых этапах жизненного цикла и обеспечить удовлетворение конкретных потребностей подростков-опекунов.
В замечании общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 7 2001 г. «Осуществление прав ребенка в раннем детстве» отмечается, что при определении характерных черт раннего детства Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка обращает внимание на раннее детство как на весьма важный период реализации прав детей, поскольку у детей младшего возраста формируется устойчивая эмоциональная привязанность к своим родителям и другим заботящимся о них людям, у которых они ищут и от которых ожидают заботы.
При этом родители или законные опекуны несут основную ответственность за развитие и благополучие детей, причем наилучшие интересы ребенка должны являться предметом их основной заботы.
Государствам-участникам следует уважать главенствующую роль родителей, матерей и отцов. Это включает в себя обязанность не разлучать детей с их родителями, за исключением случаев, когда это отвечает наилучшим интересам детей.
Следует иметь в виду, что дети младшего возраста особенно страдают от неблагоприятных последствий разлучения с родителями в силу своей физической зависимости от родителей или лиц, предоставляющих основные услуги по уходу за ними, и эмоциональной привязанности к ним. Дети также не способны понять обстоятельства любой разлуки.
Ситуации, которые чаще всего могут негативно повлиять на детей младшего возраста, - это оставление без присмотра и лишение надлежащей родительской заботы; воспитание в условиях острой материальной нужды или психологического стресса, или неполноценного психического здоровья родителей; воспитание в изоляции от общества; неадекватные отношения родителей, приводящие к конфликтам между ними или жестокому обращению с детьми; а также ситуации, когда отношения детей с родителями резко прерываются или когда они не получают качественного ухода в детских учреждениях.
Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка призывает государства: принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы родители могли нести основную ответственность за своих детей; оказывать помощь родителям в выполнении ими своих обязанностей, в том числе путем устранения пагубных для детей лишений, разрывов и перекосов в уходе за ними; предпринимать действия в случаях возникновения угрозы для благополучия детей. Общей целью государств должно являться сокращение числа брошенных малолетних детей или сирот, а также детей, нуждающихся в институциональной или иной форме долговременной помощи, за исключением случаев, когда это отвечает наилучшим интересам детей.
Необходимо отметить, что во многих странах и регионах проблемам раннего детства уделяется мало внимания с точки зрения развития системы качественных услуг. Эти службы носят зачастую фрагментарный характер и нередко находятся в ведении нескольких правительственных подразделений на центральном и местном уровнях, а их планирование редко когда является целостным и скоординированным.
В связи с этим государствам предлагается разработать скоординированные стратегии, основанные на правозащитном подходе, следя за тем, чтобы наилучшие интересы детей всегда являлись отправной точкой в деле планирования и предоставления услуг. Эти стратегии должны основываться на системном и комплексном подходе к разработке законодательства и политики для всех возрастных групп детей до восьми лет. Услуги и соответствующие учреждения по уходу за детьми в раннем возрасте должны иметь под собой широкую основу, опирающуюся на системы информации и мониторинга.
Предоставление комплексных услуг должно увязываться с оказанием помощи родителям с полным учетом их обязанностей, а также их жизненных обстоятельств и требований.
При этом Комитет Организации Объединенных Нация по правам ребенка подчеркивает, что любая всеобъемлющая стратегия по вопросам раннего детства должна учитывать уровень зрелости детей и их индивидуальность и, в частности, принимать во внимание изменяющиеся приоритеты в процессе развития конкретной возрастной группы. Государства должны обеспечивать, чтобы структуры, службы и учреждения, занимающиеся проблемами детей раннего возраста, соответствовали стандартам качества, особенно в области охраны здоровья и безопасности детей, а также качественным и численным стандартам психосоциального характера, включая наличие и профессиональную подготовку соответствующего персонала. Предоставление услуг, учитывающих условия жизни, возраст и индивидуальность детей младшего возраста, требует, чтобы весь персонал был специально подготовлен для работы именно с этой возрастной группой. Работа с детьми младшего возраста должна иметь социально значимый характер и должным образом вознаграждаться, с тем, чтобы привлекать высококвалифицированные кадры, включая как мужчин, так и женщин. Чрезвычайно важно, чтобы сотрудники имели четкие и современные представления о теоретических и практических аспектах прав детей и их развития; чтобы они владели отвечающими интересам детей методами ухода, навыками обучения и воспитания; и чтобы они имели доступ к специальным профессиональным ресурсам и помощи, включая руководство и надзор за осуществлением программ и работой государственных и частных учреждений и служб.
Замечание общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 11 2009 г. «Дети из числа коренных народов» закрепляет положение о том, что государства обязаны защищать детей из числа коренных народов от всех форм дискриминации и активно бороться с расизмом. Для эффективного выполнения этой обязанности государствам следует обеспечить, чтобы учебные программы, учебные материалы и учебники по истории давали справедливое, точное и информативно насыщенное изображение общества и культуры коренных народов. В школах следует избегать дискриминационных видов практики, таких как ограничения на ношение присущей соответствующему культурному укладу и традиционной одежды.
Вызывают интерес некоторые положения Конвенции N 103 Международной организации труда «Относительно охраны материнства», заключенной в г. Женеве в 1952 г. с изменениями от 15 июня 2000 г.[1]
Так, женщины, кормящие детей, должны иметь для этой цели право на один или несколько перерывов в работе, продолжительность которых должна быть установлена национальными законами или правилами.
Перерывы в работе для кормления детей должны засчитываться как рабочее время и оплачиваться как таковое в тех случаях, когда этот вопрос решается национальными законами или правилами или в соответствии с ними. В случаях, когда этот вопрос решается коллективными договорами, оплата должна устанавливаться согласно существующему коллективному договору.
Если женщины находятся в отпуске в связи с материнством, со стороны предпринимателей является незаконным уведомлять их об увольнении во время отпуска или в такое время, что срок, указанный в уведомлении, истекал бы во время отпуска.
Замечание общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка N 9 2006 г. «Права де- тей-инвалидов» требует от государств обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, пользовались своими правами без какой-либо дискриминации. Это обязывает государства принимать надлежащие меры для предупреждения всех форм дискриминации, в том числе по признаку инвалидности.
Во многих случаях формы множественной дискриминации, т.е. дискриминации одновременно по нескольким признакам, например в отношении девочек-инвалидов из числа коренных народов, детей-инвалидов, проживающих в сельских районах, повышают уязвимость некоторых групп.
Дискриминация часто проявляется в различных сферах жизни и развития детей-инвалидов. Например, социальная дискриминация и стигматизация приводят к их маргинализации и социальной изоляции и даже могут угрожать их жизни и развитию, когда они доходят до физического и психологического насилия в отношении детей-инвалидов. Дискриминация в сфере услуг лишает детей доступа к образованию и возможности получить качественные медицинские и социальные услуги.
Отсутствие надлежащего образования и профессионально-технической подготовки становится дискриминирующим фактором, лишая детей возможности трудоустройства в будущем. Социальная стигматизация, страхи, чрезмерная изоляция, враждебное отношение, ложные представления и устойчивые предрассудки в отношении детей-инвалидов по- прежнему господствуют во многих обществах и приводят к маргинализации и социальному отчуждению детей-инвали- дов.
Замечание общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 20 2016 г. «Об осуществлении прав ребенка в подростковом возрасте» закрепляет положение о том, что подростковый возраст представляет собой этап жизни, который характеризуется растущими возможностями, способностями, устремлениями, энергией и творчеством и значительной уязвимостью. Подростки являются движущей силой перемен и одним из ключевых факторов и ресурсов, способных внести позитивный вклад в их семьи, общины и страны.
При этом государства должны обеспечивать, чтобы подростки участвовали в разработке, осуществлении и контроле за исполнением всех законодательных актов, политики, услуг и программ, затрагивающих их жизнь, обучение в школах и на общинном, местном, национальном и международном уровнях.
Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, член Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка О.А. Хазова в своем выступлении отметила, что в настоящее время является актуальным вопрос о месте проживания детей.
В России сложилась практика, в рамках которой маленькие дети остаются с матерями. При этом суды ссылаются на Декларацию Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г.[2]
В частности, Декларация Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г. предусматривает принцип 6, в силу которого дети для полного и гармоничного развития их личности нуждаются в любви и понимании. Они должны расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетние дети не должны, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемы со своими матерями.
На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Затем О. А. Хазова рассмотрела вопросы применения принципа 6 Декларации Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г. в российской и зарубежной судебной практике, связанной с разрешением трансграничных споров о возвращении детей.
Необходимо иметь в виду, что Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка занимает позицию, согласно которой дети должны иметь право на общение с обоими родителями.
Затем состоялась активная и заинтересованная дискуссия участников заседания по актуальным вопросам права на семью как на международном, так и на национальном уровнях.
После этого Л. В. Корбут обратила внимание на то, что, как правило, замечания общего порядка, которые эксперты Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка делают в связи с рассмотрением отчетов, которые каждые четыре года Россия посылает в Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка, не всегда с достаточным вниманием рассматриваются специалистами, занимающимися осуществлением и контролем за соблюдением прав детей.
В своем заключительном слове Л. В. Корбут, которая в течение 12 лет возглавляет Комиссию по правовому положению семьи, подвела итоги дискуссии, наметив планы дальнейшей работы. В частности, она отметила, что многие актуальные теоретические и практические вопросы прав детей и их осуществления остаются нерешенными и требуют внимательного изучения и разрешения.
[1] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 302-309.
[2] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.