Обзоры

Евразийский юридический журнал

Обзор заседания комиссии по правовому положению семьи

О праве на семью в замечаниях общего порядка комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка

Обзор заседания комиссии по правовому положению семьи на тему: «О праве на семью в замечаниях общего порядка комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка».

№ 3 (106) 2017г.

3 марта 2017 г. в Институте государства и права РАН со­стоялось заседание Комиссии по правовому положению се­мьи Международного союза юристов совместно с Российской Ассоциацией международного права.

В заседании приняли участие представители Междуна­родного союза юристов, Института государства и права РАН, Российской Ассоциации международного права, Ассоциации юристов России, Союза юристов Москвы, Военной Академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Вели­кого, Федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации», Владикав­казского института управления.

Открыла и вела заседание председатель Комиссии по правовому положению семьи Л.В. Корбут.

Доктор юридических наук, профессор член Комитета Ор­ганизации Объединенных Наций по ликвидации расовой дис­криминации, главный редактор журнала «Государство и пра­во» А.С. Автономов выступил с докладом на тему: «О праве на семью в замечаниях общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка».

Он отметил, что право детей на семью нуждаются в осо­бой защите, поскольку дети не могут выжить без семей. Нахо­дящиеся в государственных учреждениях дети мечтают жить с родителями.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государ­ства обязаны принимать все возможные меры для того, чтобы обеспечить право каждого ребенка на семейное окружение за исключением тех случаев, когда разлучение детей с родителя­ми необходимо в связи с судебными решениями. Такие судеб­ные решения могут оказаться необходимыми в тех случаях, например, когда родители жестоко обращаются с детьми или не заботятся о них или когда родители проживают раздельно.

Далее докладчик разъяснил, что государства должны ува­жать право детей, которые разлучаются с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные от­ношения и прямые контакты с обоими родителями, за исклю­чением случаев, когда это противоречит наилучшим интере­сам детей.

Затем докладчик отметил, что замечания общего порядка Комитетов Организации Объединенных Наций играют боль­шую роль, поскольку они толкуют, развивают и разъясняют положения многих международных конвенций и пактов.

Договорные органы Организации Объединенных Наций публикуют толкования положений договоров по правам че­ловека в виде «замечаний общего порядка» или «общих реко­мендаций».

Они распространяют свое действие на широкий круг тем, от всеобъемлющего толкования содержательных положений, таких как право на жизнь или право на достаточное питание, и до общего руководства касательно информации, которую не­обходимо представить в докладе государствам по определен­ным статьям договоров.

Члены Комитетов Организации Объединенных Наций в своей работе сравнивают внутреннее законодательство и меж­дународное право, отслеживают действия государств в рамках конвенций, и дают толкование конвенций.

Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка постепенно стал все больше внимания уделять роди­телям. Положения о правах родителей все больше расширя­ются от одного замечания общего порядка к другому.

Так, в замечании общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 1 2001 г. «Цели образования» упоминается о необходимости воспитания ува­жения к родителям, но роль родителей выявлена не очень чет­ко.

Образование, на которое имеют право дети, должно обе­спечивать их необходимыми для жизни навыками, расширять возможности пользования правами человека, содействовать развитию культуры. Цель образования должна заключаться в развитии потенциала детей при помощи развития навыков, способностей к познанию, самоуважения и уверенности в себе.

Замечание общего порядка №6 2005 г. Комитета Органи­зации Объединенных Наций по правам ребенка «Обращение с несопровождаемыми разлученными детьми за пределами страны их происхождения» закрепляет положения о том, что разлученные с родителями дети подвергаются следующим рискам: сексуальной эксплуатации и надругательству, при­зыву в ряды вооруженных сил, детского труда, в том числе на свои приемные семьи, и заключения под стражу.

Разлученные с родителями дети нередко подвергаются дискриминации и не имеют доступа к продуктам питания, крову, обеспечению жильем, медицинским услугам и образо­ванию. Несопровождаемые и разлученные девочки подверга­ются особому риску насилия по признаку пола, в том числе насилия в семье. В некоторых ситуациях такие дети не имеют возможности для точного и надлежащего установления лич­ности, регистрации, оценки возраста, получения документов, поиска родственников, а также доступа к системам опекунства или юридическим консультациям. Во многих странах несо­провождаемые и разлученные со своими родителями дети регулярно сталкиваются с отказом во въезде в страну или под­вергаются задержанию пограничными или иммиграционны­ми службами.

Вызывают интерес актуальные вопросы вредной практи­ки в отношении детей. Так, замечание общего порядка Коми­тета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 18 2014 г. «Права детей и вредная практика» закрепляет по­ложение о негативном отношении к ситуации в некоторых го­сударствах, где существуют практики, связанные с калечением детей, принудительными детскими браками, полигамией.

Следует отметить, что замечание общего порядка Коми­тета Организации Объединенных Наций № 20 2016 г. «Об осу­ществлении прав детей в подростковом возрасте» предусма­тривает положение о том, что значительное число подростков заботится о своих семьях либо потому, что они сами являются родителями, либо из-за того, что их родители умерли, пропа­ли без вести или отсутствуют.

Подросткам, которые являются родителями и опекуна­ми, должны быть предоставлены базовые знания о здоровье детей, питании и грудном вскармливании и обеспечена соот­ветствующая поддержка, с тем, чтобы помочь им в выполне­нии своих обязанностей по отношению к детям, за которых они несут ответственность, и, в случае необходимости, оказана материальная помощь в обеспечении питанием, одеждой и жильем. Подросткам-опекунам, необходима дополнительная поддержка, с тем чтобы они могли осуществлять свои права на образование, исполнение своих ролей и участия. Так, государ­ствам следует ввести меры социальной защиты на ключевых этапах жизненного цикла и обеспечить удовлетворение кон­кретных потребностей подростков-опекунов.

В замечании общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка № 7 2001 г. «Осу­ществление прав ребенка в раннем детстве» отмечается, что при определении характерных черт раннего детства Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка об­ращает внимание на раннее детство как на весьма важный период реализации прав детей, поскольку у детей младшего возраста формируется устойчивая эмоциональная привязан­ность к своим родителям и другим заботящимся о них людям, у которых они ищут и от которых ожидают заботы.

При этом родители или законные опекуны несут основ­ную ответственность за развитие и благополучие детей, при­чем наилучшие интересы ребенка должны являться предме­том их основной заботы.

Государствам-участникам следует уважать главенствую­щую роль родителей, матерей и отцов. Это включает в себя обязанность не разлучать детей с их родителями, за исключе­нием случаев, когда это отвечает наилучшим интересам детей.

Следует иметь в виду, что дети младшего возраста осо­бенно страдают от неблагоприятных последствий разлучения с родителями в силу своей физической зависимости от роди­телей или лиц, предоставляющих основные услуги по уходу за ними, и эмоциональной привязанности к ним. Дети также не способны понять обстоятельства любой разлуки.

Ситуации, которые чаще всего могут негативно повлиять на детей младшего возраста, - это оставление без присмотра и лишение надлежащей родительской заботы; воспитание в условиях острой материальной нужды или психологического стресса, или неполноценного психического здоровья родите­лей; воспитание в изоляции от общества; неадекватные отно­шения родителей, приводящие к конфликтам между ними или жестокому обращению с детьми; а также ситуации, когда отношения детей с родителями резко прерываются или когда они не получают качественного ухода в детских учреждениях.

Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка призывает государства: принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы родители могли нести ос­новную ответственность за своих детей; оказывать помощь ро­дителям в выполнении ими своих обязанностей, в том числе путем устранения пагубных для детей лишений, разрывов и перекосов в уходе за ними; предпринимать действия в случаях возникновения угрозы для благополучия детей. Общей целью государств должно являться сокращение числа брошенных малолетних детей или сирот, а также детей, нуждающихся в институциональной или иной форме долговременной помо­щи, за исключением случаев, когда это отвечает наилучшим интересам детей.

Необходимо отметить, что во многих странах и регионах проблемам раннего детства уделяется мало внимания с точ­ки зрения развития системы качественных услуг. Эти службы носят зачастую фрагментарный характер и нередко находят­ся в ведении нескольких правительственных подразделений на центральном и местном уровнях, а их планирование редко когда является целостным и скоординированным.

В связи с этим государствам предлагается разработать скоординированные стратегии, основанные на правозащит­ном подходе, следя за тем, чтобы наилучшие интересы детей всегда являлись отправной точкой в деле планирования и пре­доставления услуг. Эти стратегии должны основываться на си­стемном и комплексном подходе к разработке законодатель­ства и политики для всех возрастных групп детей до восьми лет. Услуги и соответствующие учреждения по уходу за деть­ми в раннем возрасте должны иметь под собой широкую ос­нову, опирающуюся на системы информации и мониторинга.

Предоставление комплексных услуг должно увязываться с оказанием помощи родителям с полным учетом их обязан­ностей, а также их жизненных обстоятельств и требований.

При этом Комитет Организации Объединенных Нация по правам ребенка подчеркивает, что любая всеобъемлющая стратегия по вопросам раннего детства должна учитывать уровень зрелости детей и их индивидуальность и, в частности, принимать во внимание изменяющиеся приоритеты в про­цессе развития конкретной возрастной группы. Государства должны обеспечивать, чтобы структуры, службы и учрежде­ния, занимающиеся проблемами детей раннего возраста, со­ответствовали стандартам качества, особенно в области охра­ны здоровья и безопасности детей, а также качественным и численным стандартам психосоциального характера, включая наличие и профессиональную подготовку соответствующе­го персонала. Предоставление услуг, учитывающих условия жизни, возраст и индивидуальность детей младшего возраста, требует, чтобы весь персонал был специально подготовлен для работы именно с этой возрастной группой. Работа с детьми младшего возраста должна иметь социально значимый харак­тер и должным образом вознаграждаться, с тем, чтобы при­влекать высококвалифицированные кадры, включая как муж­чин, так и женщин. Чрезвычайно важно, чтобы сотрудники имели четкие и современные представления о теоретических и практических аспектах прав детей и их развития; чтобы они владели отвечающими интересам детей методами ухода, на­выками обучения и воспитания; и чтобы они имели доступ к специальным профессиональным ресурсам и помощи, вклю­чая руководство и надзор за осуществлением программ и ра­ботой государственных и частных учреждений и служб.

Замечание общего порядка Комитета Организации Объ­единенных Наций по правам ребенка № 11 2009 г. «Дети из числа коренных народов» закрепляет положение о том, что государства обязаны защищать детей из числа коренных на­родов от всех форм дискриминации и активно бороться с ра­сизмом. Для эффективного выполнения этой обязанности государствам следует обеспечить, чтобы учебные программы, учебные материалы и учебники по истории давали справедли­вое, точное и информативно насыщенное изображение обще­ства и культуры коренных народов. В школах следует избегать дискриминационных видов практики, таких как ограничения на ношение присущей соответствующему культурному укла­ду и традиционной одежды.

Вызывают интерес некоторые положения Конвенции N 103 Международной организации труда «Относительно охра­ны материнства», заключенной в г. Женеве в 1952 г. с изменени­ями от 15 июня 2000 г.[1]

Так, женщины, кормящие детей, должны иметь для этой цели право на один или несколько перерывов в работе, про­должительность которых должна быть установлена нацио­нальными законами или правилами.

Перерывы в работе для кормления детей должны засчи­тываться как рабочее время и оплачиваться как таковое в тех случаях, когда этот вопрос решается национальными закона­ми или правилами или в соответствии с ними. В случаях, ког­да этот вопрос решается коллективными договорами, оплата должна устанавливаться согласно существующему коллектив­ному договору.

Если женщины находятся в отпуске в связи с материн­ством, со стороны предпринимателей является незаконным уведомлять их об увольнении во время отпуска или в такое время, что срок, указанный в уведомлении, истекал бы во вре­мя отпуска.

Замечание общего порядка Комитета Организации Объ­единенных Наций по правам ребенка N 9 2006 г. «Права де- тей-инвалидов» требует от государств обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, пользовались своими правами без какой-либо дискриминации. Это обя­зывает государства принимать надлежащие меры для пред­упреждения всех форм дискриминации, в том числе по при­знаку инвалидности.

Во многих случаях формы множественной дискримина­ции, т.е. дискриминации одновременно по нескольким при­знакам, например в отношении девочек-инвалидов из числа коренных народов, детей-инвалидов, проживающих в сель­ских районах, повышают уязвимость некоторых групп.

Дискриминация часто проявляется в различных сферах жизни и развития детей-инвалидов. Например, социальная дискриминация и стигматизация приводят к их маргинализа­ции и социальной изоляции и даже могут угрожать их жизни и развитию, когда они доходят до физического и психологи­ческого насилия в отношении детей-инвалидов. Дискримина­ция в сфере услуг лишает детей доступа к образованию и воз­можности получить качественные медицинские и социальные услуги.

Отсутствие надлежащего образования и профессиональ­но-технической подготовки становится дискриминирующим фактором, лишая детей возможности трудоустройства в бу­дущем. Социальная стигматизация, страхи, чрезмерная изо­ляция, враждебное отношение, ложные представления и устойчивые предрассудки в отношении детей-инвалидов по- прежнему господствуют во многих обществах и приводят к маргинализации и социальному отчуждению детей-инвали- дов.

Замечание общего порядка Комитета Организации Объ­единенных Наций по правам ребенка № 20 2016 г. «Об осу­ществлении прав ребенка в подростковом возрасте» закрепля­ет положение о том, что подростковый возраст представляет собой этап жизни, который характеризуется растущими воз­можностями, способностями, устремлениями, энергией и творчеством и значительной уязвимостью. Подростки являют­ся движущей силой перемен и одним из ключевых факторов и ресурсов, способных внести позитивный вклад в их семьи, общины и страны.

При этом государства должны обеспечивать, чтобы под­ростки участвовали в разработке, осуществлении и контроле за исполнением всех законодательных актов, политики, услуг и программ, затрагивающих их жизнь, обучение в школах и на общинном, местном, национальном и международном уров­нях.

Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, член Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка О.А. Хазова в своем выступлении отметила, что в настоящее время является актуальным вопрос о месте проживания детей.

В России сложилась практика, в рамках которой малень­кие дети остаются с матерями. При этом суды ссылаются на Декларацию Организации Объединенных Наций о правах ре­бенка 1959 г.[2]

В частности, Декларация Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г. предусматривает принцип 6, в силу которого дети для полного и гармоничного развития их личности нуждаются в любви и понимании. Они должны ра­сти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и матери­альной обеспеченности. Малолетние дети не должны, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаемы со своими матерями.

На обществе и на органах публичной власти должна ле­жать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на со­держание детей.

Затем О. А. Хазова рассмотрела вопросы применения принципа 6 Декларации Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1959 г. в российской и зарубежной судебной практике, связанной с разрешением трансграничных споров о возвращении детей.

Необходимо иметь в виду, что Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка занимает позицию, согласно которой дети должны иметь право на общение с обо­ими родителями.

Затем состоялась активная и заинтересованная дискуссия участников заседания по актуальным вопросам права на се­мью как на международном, так и на национальном уровнях.

После этого Л. В. Корбут обратила внимание на то, что, как правило, замечания общего порядка, которые эксперты Комитета Организации Объединенных Наций по правам ре­бенка делают в связи с рассмотрением отчетов, которые каж­дые четыре года Россия посылает в Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка, не всегда с доста­точным вниманием рассматриваются специалистами, занима­ющимися осуществлением и контролем за соблюдением прав детей.

В своем заключительном слове Л. В. Корбут, которая в те­чение 12 лет возглавляет Комиссию по правовому положению семьи, подвела итоги дискуссии, наметив планы дальнейшей работы. В частности, она отметила, что многие актуальные теоретические и практические вопросы прав детей и их осу­ществления остаются нерешенными и требуют внимательного изучения и разрешения.


[1] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 302-309.

[2] Международная защита прав и свобод человека. Сборник доку­ментов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

13 декабря 2013 г. на кафедре международного права юридического факультета РУДН состоялся круглый стол

Права человека

Круглый ...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях