Обзор первых Кутафинских чтений –международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века» (пленарное заседание) (г. Москва, 9 декабря 2009 г.)
№ 12 (19) 2009г.
9 декабря 2009 г. в стенах Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина состоялись первые Кутафинские чтения - международная научно-практическая конференция «Государство и право: вызовы XXI века», посвященная памяти выдающегося ученого, академика Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора, президента МГЮА Олега Емельяновича Кутафина.
На конференции в той или иной форме были представлены практически все регионы России - от Калининграда до Владивостока. В ее работе приняли участие также и зарубежные ученые из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Украины, Эстонии, Германии, Италии, Франции, Польши, Сербии, Черногории и др.
Торжественная церемония открытия первых Кутафинских чтений была осуществлена ректором МГЮА имени О.Е. Кутафина, заслуженным юристом России, проф. В.В.Блажеевым.
Открывая пленарное заседание, проф. В.В.Блажеев приветствовал собравшихся в стенах МГЮА представителей различных регионов России, делегатов ближнего и дальнего зарубежья. Он отметил, что конференция посвящена памяти выдающегося ученого Олега Емельяновича Кутафина, который скоропостижно скончался 4 декабря 2008 года. Коллектив МГЮА планирует ежегодно проводить такого рода Кутафинские чтения с привлечением специалистов-юристов со всех уголков нашей необъятной страны, а также из-за рубежа.
Как справедливо отметил ректор В.В.Блажеев, в стенах Московской государственной юридической академии происходит возрождение традиции. По его мнению, основатель Академии Олег Емельянович Кутафин заложил базовые принципы научной работы, которые являются образцом для любого ученого, серьезно занимающегося научными исследованиями. Профессор О.Е.Кутафин руководствовался принципом, который хорошо знали его коллеги по кафедре, а также все сотрудники Академии, а именно: ни дня без страницы, он всегда писал, находился в творческом поиске, и именно благодаря столь завидному трудолюбию Олегу Емельяновичу удалось издать огромное количество научных работ (более 300), в том числе свыше 20 монографий, более 20 учебников и учебных пособий, фундаментальных исследований по проблемам теории конституционного и муниципального права, общественного строя, федерализма, конституционализма России. Перу О.Е.Кутафина принадлежат такие работы, как «Предмет конституционного права», «Источники конституционного права Российской Федерации», «Высшие органы государственной власти страны (1988-1997)», «Российское гражданство», «Российская автономия», «Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица» и многие другие. На протяжении шести лет ежегодно выходили фундаментальные монографии, которые были посвящены различным аспектам конституционного, муниципального права, проблемам смежных отраслей права и т. д.
Выразив надежду на плодотворную, насыщенную работу в рамках секционных заседаний, проф. В.В.Блажеев пожелал всем участникам Первых Ку- тафинских чтений оживленных дискуссий и удачной работы.
С вступительным словом, рассказывающим о жизненном пути и научном наследии академика О.Е.Кутафина, выступил зам. зав. кафедрой конституционного и муниципального права России МГЮА имени О.Е.Кутафина, д-р юрид. наук, проф. В.И.Фадеев.
Проф. В.И.Фадеев поведал собравшимся о биографии, творческом пути, а также об общественнополитической работе О.Е.Кутафина.
О.Е.Кутафин родился 26 июня 1937 г. в г. Одессе в семье государственных служащих.
Он прожил удивительно яркую жизнь, оставив заметный след во всех сферах, где нашла применение его непреодолимая сила и творческая энергия. Он рано сформировался как личность, интуитивно осознавая свои возможности и ставя перед собой высокие цели - служение своему народу и государству.
В одном из своих интервью он сказал, что с детства интересовался политикой, особенно внешней, и считал, что ему больше всего подойдет стать юристом или дипломатом. Юридическую стезю, по его словам, он выбрал уже в четвертом-пятом классе. С детства читал очень много литературы, связанной с юриспруденцией, искал и изучал старую литературу.
Окончив школу с серебряной медалью, Олег Емельянович в 1954 г. поступает на юридический факультет МГУ им. М.ВЛомоносова и сразу же включается в общественную жизнь факультета, университета, добиваясь успехов во всех своих начинаниях.
Получив в 1959 г. диплом с отличием об окончании университета, он поступает в аспирантуру юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, где его научным руководителем становится один из начинателей науки советского государственного права, старейший профессор юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова С.С.Кравчук. О.Е.Кутафин стал признанным лидером студенческой молодежи. В 1956-1961 гг. он возглавлял комитет ВЛКСМ МГУ, избирался членом бюро Ленинского РК ВЛКСМ г. Москвы, МГК ВЛКСМ, членом президиума студенческого совета СССР, членом Комитета молодежных организаций СССР. О.Е.Кутафин был вынужден прервать свое обучение в аспирантуре и полностью отдаться общественной работе. Работа в комсомоле, по его словам, была большой школой организаторской деятельности. По его мнению, главным недостатком сегодняшнего дня является отсутствие у молодых людей навыков организаторской и аналитической работы.
В 1965 г. О.Е.Кутафин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР», а в 1979 г. - докторскую диссертацию на тему «Плановая деятельность советского государства: государственно-правовой аспект». Именно в стенах МГУ им. М.В.Ломоносова и МГЮА происходило становление О.Е.Кутафина как ученого, общественного деятеля, руководителя. На формирование его научных, жизненных взглядов существенное влияние оказывал дух научной, творческой свободы, который свойствен МГУ им. М.В.Ломоносова. Его научными учителями, а в дальнейшем близкими друзьями и единомышленниками были коллеги с кафедры государственного права МГУ им. М.В.Ломоносова, уникальной по своему составу. В коллективе кафедры среди выдающихся ученых-конституционалистов, профессоров Г.В.Барабашева, Л.Д.Воеводина, Д.Л.Златопольского, Н.Я.Куприна, А.А.Мишина, К.Ф.Шеремета Олег Емельянович сформировался как талантливый, неординарный ученый. Это была школа высочайшего теоретического и профессионального уровня. Она помогла ему максимально полно раскрыть свой научный и творческий потенциал уже в новых условиях, когда он участвовал в разработке проектов новой Конституции, внутренних документов Российской академии наук, членом Президиума которой состоял, а также Высшей аттестационной комиссии России, в состав Президиума которой он также входил. В течение долгого времени, начиная с 1997 г., он возглавлял Комиссию по вопросам гражданства при Президенте России, являлся членом совещательных, консультативных и иных органов при Президенте России, а также других государственных и общественных структур.
Он умел добиваться взаимодействия с представителями думских фракций различной политической ориентации и идеологической направленности.
Ярким примером такого эффективного взаимодействия послужил процесс прохождения в Государственной Думе проекта нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», разработанного под руководством О.Е.Кутафина.
По настоянию О.Е.Кутафина в Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» были внесены дополнительные гарантии, которые обеспечивают право палаты осуществлять общественную экспертизу проектов законов, вносимых в Государственную Думу.
Блестящие организаторские способности О.Е.Кутафина, его юридическая дальновидность и государственная мудрость пригодились ему в работе на посту сопредседателя Ассоциации юристов России, которая была создана во многом благодаря его инициативе.
Он видел стратегическую задачу этой организации в том, чтобы работа юриста была более респектабельной, а интерес к юриспруденции неизменно высоким. При этом Ассоциация, по его мнению, должна бороться с негативными процессами в сфере юридического образования.
«Наша задача - поддержать законность в стране, и мы будем приветствовать любые действия, если они направлены на пользу стране», - говорил он.
О.Е.Кутафин работал во многих государственных и общественных структурах, но делом всей его жизни была работа в МГЮА. Именно здесь раскрылся его талант руководителя, организатора, создателя вуза нового типа, нового поколения. С 1964 г. О.Е.Кутафин - на педагогической работе во Всесоюзном юридическом заочном институте (ВЮЗИ), а с 1971 г. - в МГУ. В 1973-1982 гг. он заместитель декана по учебной работе юридического факультета МГУ, а затем - по научной работе. В 1970 г. - доцент, а с 1981 г. - профессор.
В МГУ О.Е.Кутафин сумел завоевать авторитет коллектива, возглавив его партийную организацию.
Но прошло время, и в 1987 г. он вернулся в ВЮЗИ, став его ректором и поставив задачу превратить ВЮЗИ в ведущий юридический вуз страны.
Уже в 1988 г. в ВЮЗИ открывается дневной факультет, два года спустя ВЮЗИ был преобразован в Московский юридический институт (МЮИ). А в 1993 г. институт получает статус Московской государственной юридической академии (МГЮА). Учебное заведение благодаря его усилиям стало крупнейшим юридическим вузом страны, который теперь занимает одно из ведущих мест среди европейских юридических вузов. Поэтому естественным является тот факт, что нынешняя МГЮА носит имя О.Е.Кутафина.
О.Е.Кутафин был человеком государственного мышления, он прекрасно понимал значение и ценность для развития нашего государства и общества исторических, национальных, научных традиций. Его беспокоило, в каких условиях находятся сегодня высшая школа и наука. «Уничтожить научные школы легко - а вот чтобы их создать, требуются сотни лет», - отмечал О.Е.Кутафин. В своих интервью он всегда подчеркивал, что Россия веками стояла не на нефти и не на газе, а на науке, и без нее никаких движений в поступательном развитии государства практически невозможно.
Ему не чужда была идеология консерватизма, выступающая за сохранение традиционных, базовых ценностей, за эволюционное развитие общества. Он считал, что юридическое образование, как и профессия юриста - дело консервативное. И нет ничего лучше, чем юрист, подготовленный в старых традициях. «Право старо как мир, и в этом смысле хороший консерватизм - это ценность», - отмечал О.Е.Кутафин. Поэтому, обращаясь к реформе в сфере образования, он выступал за сохранение традиций. И вместе с тем, обладая стратегическим мышлением, он прекрасно понимал, что современная Россия нуждается в модернизации.
Он подчеркивал, что развитие российского конституционализма напрямую связано с решением задач модернизации и европеизации страны, однако решение задач должно осуществляться, по его мнению, не формально, а творчески, путем сохранения и развития существенных черт, присущих конституционализму, с учетом особенностей российской действительности, с использованием зарубежного опыта.
В своей последней монографии «Российский конституционализм» он указывает на опасность развития у нас мнимого конституционализма, на его девальвацию, которая уже происходит вследствие допущенных ошибок.
Преемственность в науке О.Е.Кутафин рассматривал в качестве необходимого условия, принципа развития и последовательно придерживался этого подхода в своих научных исследованиях.
Так, признавая необходимость появления новых предметов в учебном плане Академии, обусловленных переходом к новым социально-экономическим и политическим отношениям, он полагал, что не следует отказываться от принципов построения современной российской системы права.
Он считал, что идти по пути образования новых отраслей права, которые не имеют отличия ни по предмету, ни по методу правового регулирования, нельзя, поскольку их будет бесконечное количество. Иными словами, он выступал против фрагментации, «расщепления» правовой науки в целом.
Он критически подходил к разного рода тенденциям считать акты, принимаемые Конституционным Судом России, в качестве источников права, не умаляя значение судебной практики для совершенствования законодательства. Смысл конституционного положения он видел в том, чтобы обеспечивать порядок, при котором все, что у нас делается, подчинялось бы Конституции, и ни один суд, включая Конституционный Суд, не смог бы создавать новые нормы права.
Также О.Е.Кутафин критически относился к попыткам признания в России судебного прецедента в качестве источника права. По его мнению, при нашем уровне правосознания и правовой культуры вводить прецедент очень опасно, хотя бы потому, что мы даже не можем разобраться с законом, научившись его строго соблюдать.
«Не дай Бог в России отойти от закона, и будут такие прецеденты, что мы не будем знать, куда от них деваться вообще», - отмечал О.Е.Кутафин.
Научные работы О.Е.Кутафина имеют широкое юридическое значение и представляют интерес для специалистов не только конституционного и муниципального права, но и иных учебных дисциплин. Среди таких многогранных работ можно отметить «Российский конституционализм», «Источники конституционного права», «Неприкосновенность в конституционном праве» и многие другие.
Учебник «Конституционное право Российской Федерации», соавтором которого вместе с Е.И.Козловой являлся О.Е.Кутафин, удостоен премии Президента России в области образования.
Учебник «Муниципальное право Российской Федерации» был первым в истории России учебником по этой дисциплине. Научные труды проф. О.Е.Кутафина переведены на иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, арабский, чешский, болгарский, венгерский, вьетнамский, греческий и др.) и хорошо известны за рубежом.
Блестящие лекции О.Е.Кутафина слушали студенты Карлова университета в Праге, Будапештского, Боннского и других зарубежных университетов.
О.Е.Кутафин всегда считал, что юридическое образование должно давать не только сугубо профессиональные знания и навыки. Юрист, по его мнению, должен быть всесторонне образованным человеком с четким культурным горизонтом.
На вопрос о том, почему в учебных планах МГЮА много времени уделяется изучению таких дисциплин, как «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История политических и правовых учений», «Логика», О.Е.Кутафин отвечал, что все эти дисциплины создают фундамент, основу для будущей профессиональной культуры юриста-специалиста.
О.Е.Кутафин внес большой вклад в разработку действующей Конституции Российской Федерации. Он являлся членом Научно-консультативного совета при Конституционном Суде России и общественного экспертного Совета по конституционному законодательству при Правовом управлении Государственной Думы.
Его многогранная деятельность была высоко оценена Российским государством.
О.Е.Кутафин удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени и медалями, в том числе медалью имени А.Ф.Кони Министерства юстиции России, нагрудными знаками «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры», «Почетный адвокат», почетным знаком «Общественное признание».
О.Е.Кутафин был не только выдающимся ученым и организатором науки, но и блестяще образованным, высоко интеллигентным, удивительно жизнелюбивым, с превосходным чувством юмора, отзывчивым и чутким человеком.
По завершению экскурса в жизненную и научную биографию академика О.Е.Кутафина участникам конференции был представлен доклад «Миграционное право и мировой социально-экономической кризис». Автором доклада выступила член-корреспондент РАН, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, д-р юрид. наук, проф. Т.Я.Хабриева.
В своем докладе проф. Т.Я.Хабриева дала характеристику новой, возникшей относительно недавно и продолжающей сегодня свое динамичное развитие комплексной отрасли законодательства, посвященной правовому регулированию миграционных отношений. Автором было предложено доктринальное определение комплекса правовых норм, регулирующих процессы миграции, были выявлены характерные тенденции развития данной правовой материи, освещены основные этапы ее формирования, показано влияние мирового экономического кризиса на миграционные потоки в России и в других странах, проанализирован отечественный и зарубежный опыт по решению текущей проблемы, а также выработана некоторая совокупность теоретических и практических рекомендаций по проблемам совершенствования законодательного регулирования миграционной сферы общественных отношений.
В самом начале выступления докладчиком было выделено несколько периодов развития отечественного законодательства, посвященного вопросам регулирования миграционных отношений.
Первый период хронологически зафиксирован в эпоху существования СССР и связан со спонтанным регулированием миграции, которая носила в большей части управляемый характер. Миграционное законодательство имело ярко выраженный административный характер и в основном касалось регулирования внутренней трудовой миграции, отдельных категорий граждан, а именно вынужденных переселенцев.
Второй этап развития миграционного законодательства пришелся на постсоветский период развития нашей страны и был вызван, в частности, изменениями экономической конъюнктуры в благоприятную сторону на территории СНГ и, в том числе, России. В связи с этим произошло расширение, в основном добровольное, трудовой миграции в Россию, и отечественное законодательство развернулось в сторону перевода миграции из нелегального русла в легальное.
Третий период следует отсчитывать с наступления нового тысячелетия вплоть до настоящего времени. Он характеризуется обострением глобальных вызовов человечеству - таких как терроризм, пандемия, наркоторговля, что, в свою очередь, активизировало проблему обеспечения безопасности страны, населения и отразилось в том, что в миграционном законодательстве появились специальные подинституты, такие как миграционный учет, а также подотрасли совершенствования законодательства об иностранных гражданах.
«В результате этого возник некий правовой массив, который в специальной юридической литературе официально признан отраслью законодательства, ввиду того, что большая часть нормативных правовых актов, как законов, так и подзаконных актов, на сегодняшний день приняты», - сообщила далее Т.Я.Хабриева. Третий этап характерен для современного периода развития миграционного законодательства.
Применительно к нему существуют две особенности. Первую особенность ученый видит в том, что федеральные законы лишь устанавливают, очерчивают общие рамки правового регулирования, а вся дальнейшая процедура по реализации правовых норм содержится в подзаконных актах. В этой связи объем подзаконных актов в сфере миграционного законодательства достаточно огромен. Другая особенность состоит в том, что миграционное законодательство действует не структурно, многие нормы миграционного законодательства, регулирующие сходные группы отношений, содержатся в отдельных актах различных отраслей права. То есть нормы, например, регулирующие права мигрантов, в основной массе являются составной частью других отраслей права: конституционного, административного, административно-деликтного, финансового, уголовного, права социального обеспечения, международного права. Иными словами, сформировался, по мнению Талии Ярулловны, некий межотраслевой комплекс в системе права, о чем свидетельствует предмет миграционного права.
Однако миграционное право, по мнению докладчика, не обладает своеобразным методом правового регулирования, достаточным для формирования его в самостоятельную отрасль права; отсутствует специфический механизм правового регулирования.
Поэтому, опираясь на классическую методологию права, автор предлагает рассматривать миграционное право в качестве комплексного межотраслевого института, который составляет каркас современной модели миграционно-правового регулирования в России. В условиях кризиса он существенно корректируется.
Выделив периоды развития миграционного законодательства, проф. Т.А.Хабриева охарактеризовала несколько моделей регулирования труда мигрантов в современном мире.
Первая модель связана с ужесточением правил приема трудящихся мигрантов (Испания, Франция, Великобритания). Вторая, наоборот, связана с либерализацией миграционной политики (Швеция). Третья модель характеризуется тем, что продолжается линия по привлечению необходимого потока мигрантов, но при этом существенно ужесточаются правила контроля за ними (США, Россия).
По мнению докладчика, российская модель регулирования труда мигрантов, с одной стороны, нацелена на то, чтобы обеспечить права российских граждан на трудоустройство на вакантные высвобождающиеся рабочие места, а с другой стороны, внедряется принцип, согласно которому приоритет при привлечении иностранной рабочей силы отдается более высокоэффективному работнику.
Как отмечает проф. Т.А.Хабриева, в условиях кризиса нужно задать новый вектор развития миграционного законодательства. Прежде всего необходимо решать демографическую проблему, а также содействовать внутренней трудовой миграции. Касаясь первой проблемы, докладчик констатировала общеизвестную тенденцию о катастрофическом сокращении трудоспособного населения в России, его старении, вызванном воздействием различных факторов окружающей действительности. Кроме того, по ее мнению, налицо проблема привлечения русскоговорящих мигрантов, наших соотечественников, обратно на родину. Соответствующая нормативно-правовая база подготовлена, однако проводимая правительством России программа по поддержке переселения соотечественников, проживающих за рубежом, сегодня дает сбои, особенно в регионах, где остро стоит вопрос с жилищным обустройством, медицинским страхованием и многими другими вещами, от решения которых зависит приток русскоязычных мигрантов в Россию.
Кроме того, есть вопросы с приемом другой категории мигрантов, в частности выходцев из среднеазиатских республик, и проблемы их ассимиляции и легализации. Талия Ярулловна обратила внимание участников первых Кутафинских чтений на опыт развитых стран, которые не в состоянии справиться с возросшим потоком нелегальной миграции, проблемой ассимиляции и адаптации вновь прибывающих мигрантов из стран третьего мира. Над этой проблемой стоит задуматься и России.
Касаясь вопроса переориентации российского миграционного права и законодательства на содействие внутренней трудовой миграции, проф. Т.А.Хабриева предложила эффективно использовать мобильность внутренних трудовых ресурсов. В этой связи, по ее мнению, совершенно очевидной является необходимость включения миграционного законодательства в единую концепцию развития рынка труда, которая предусмотрена Концепцией 2020, где основной упор должен быть сделан именно на эффективное использование мобильности внутренних трудовых ресурсов. Также целесообразным будет использование метода целевого ориентирования при регулировании процессов миграции.
В своем докладе проф. Т.А.Хабриева указала на некоторые проблемы, которые имеются в миграционном законодательстве России, а именно на отставание законодателя от современных тенденций социально-экономического развития страны, стабильность и противоречивость правовых норм. В качестве решения данной проблемы было предложено принять специальный Федеральный закон «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы», который послужил бы неплохим дополнением к базовому Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в России», многие положения которого на сегодняшний день остаются фикцией. Кроме того, существуют законодательные инициативы, посвященные включению в Трудовой кодекс России специальной главы об использовании труда иностранных работников.
В заключение докладчик обрисовала некую прогнозную модель развития миграционного законодательства на ближайшую перспективу.
Во-первых, в будущем продолжится наполнение миграционного права новыми нормами, касающимися правового статуса мигрантов, которые сегодня разбросаны по отдельным актам различной отраслевой принадлежности, а ряд прав вообще не регламентируется. К ним относятся: право на получение временно пребывающим иностранным гражданином пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, беременности, родам, право на получение медицинского обслуживания. Во-вторых, имплементация и инкорпорация международно-правовых норм в отечественное миграционное право, а также развитие норм, касающихся реадмиссии. В-третьих, совершенствование отношений миграционного учета, контроля и противодействия незаконной миграции. В этой связи логичным выглядит возможное принятие Федерального закона «Об иммиграции», который придаст системный характер всему миграционному законодательству, касающемуся регулирования внешней трудовой миграции. И, в-четвертых, - повышение уровня правового регулирования.
Выход из всех сложившихся проблем проф. Т.А.Хабриева видит в создании и реализации на практике Концепции развития российского миграционного права и законодательства, в которой будет закреплена модель рационального использования потока миграции на территории России.
Следующий доклад на пленарном заседании Кутафинских чтений был посвящен проблемам юридического образования в контексте вызовов XXI века. Он был представлен деканом юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, д-ром юрид. наук, проф. А.К.Голиченковым.
В своем докладе ученый осветил основные вызовы, с которым сталкивается юридическое образование в XXI веке, выявил причины, их породившие, а также предложил пути повышения качества юридического образования.
Прежде всего, проф. А.К.Голиченков выделил два вызова юридическому образованию. Первый из них связан с уточнением цели системы юридического образования. Докладчик отметил, что современное общество склонно видеть под юридическим образованием лишь процесс передачи накопленных знаний от преподавателя к студентам, не замечая при этом саму суть процесса образования, заключающуюся не только в механической передаче системы определенной информации, но и в приобретении учащимися суммы навыков, воспитании их в определенных позициях уважения к закону, государству, правам граждан и целом ряде других моментов, которые должны целиком составлять характеристику процесса образования.
Второй вызов связан с качеством подготовки юристов-профессионалов, качеством всей системы юридического образования.
Составляющими элементами процесса качественного высшего образования, по мнению Александра Константиновича, являются: достойный уровень профессорско-преподавательского состава; надлежащее учебно-методическое, а также материальнотехническое обеспечение; единство науки и преподавания, науки и практики; интеграция в мировое образовательное пространство.
Условно «разбив» вышеуказанные элементы на несколько составных частей, А.К.Голиченков предпринял попытку их глубокого анализа.
Касаясь качества преподавания по юридическим специальностям, докладчик отметил тот факт, что огромное количество вузов (порядка 1400), которые существуют на сегодняшний день, не могут дать качественного юридического образования ввиду отсутствия необходимого количества членов профессорско-преподавательского состава. В свою очередь, многие педагогические кадры, оказавшиеся загнанными государством в жесткие социально-экономические рамки переходного этапа развития нашей страны, были вынуждены искать дополнительные заработки, работать на двух и более работах, что не могло не сказаться на качестве преподавания юридических дисциплин, научной и воспитательной работы со студентами. От разрешения данной проблемы зависит достижение или недостижение тех целей юридического образования, которые ставит перед собой великое общество, великая страна.
Негативным моментом в современной системе юридического образования является также, по мнению докладчика, введение в стране общеобязательного единого государственного экзамена, вернее сказать, его отдельные отрицательные последствия, выразившиеся в том, что нынешние абитуриенты, планируя свое поступление на юридические факультеты классических вузов, одновременно подают документы во множество других учебных заведений, сфера профессионального обучения которых зачастую не имеет ни малейшего отношения к юриспруденции (так называемые непрофильные учебные заведения).
Мотивируют абитуриенты, как считает проф. А.К.Голиченков, данное обстоятельство тем, что им все равно куда идти. Данный факт, по мнению ученого, не может не настораживать российское общество.
Еще одна не совсем хорошая тенденция Александру Константиновичу видится в отсутствии необходимого жизненного опыта, определенной позиции, идеологии у большинства студентов вузов младших курсов. Юрист, считает автор доклада, должен обладать определенным багажом жизненного опыта, чтобы сформироваться как личность и профессионал. В этой связи наделение молодых людей теорией и практикой применения закона, процедурой его исполнения без должной воспитательной подготовки, без воспитания в них тех черт, которые позволили бы применять знание закона во благо, а не во вред, несет в себе колоссальную угрозу для общества. В подтверждение своих слов докладчик ссылается на слова известного русского философа и юриста И.А.Ильина, который в своих работах писал, что образование без надлежащего воспитания дело ложное, опасное, оно воспитывает волка.
Очень важная проблема-вызов видится в отсутствии системы взаимодействия между университетом и работодателем. Она состоит в том, что подавляющее большинство современных работодателей не хочет участвовать в подготовке юристов-специалистов, так сказать в их «заточке», а намеревается получать готовых специалистов на выходе из учебных заведений. Вместе с тем, очевидно, что значительное большинство молодых специалистов не могут в полной мере удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к ним работодателями. Выходом из сложившейся ситуации может быть налаживание эффективной системы контактов между представителями работодателей и администрацией учебных заведений, в том числе путем дополнительного образования, с целью повышения конкурентоспособности российских выпускников на рынке труда.
И последний вызов состоит в том, что для наиболее эффективной проверки и контроля полученной студентами за период обучения в высших учебных заведения системы знаний по юридическим дисциплинам необходимо пересмотреть итоговую систему государственного экзамена, разделив его на две составные формы контроля: на первом этапе студент сдает выпускной экзамен в стенах вуза, в котором он обучался, экзаменационной комиссии, состоящей из членов профессорско-преподавательского состава данного вуза, а вторая часть этапа и будет называться собственно государственным экзаменом, принимать который будут не преподаватели и профессора, обучавшие студента, а представители органов государственной власти, бизнес-структур, общественных организаций, а также юридических фирм и крупных корпораций.
Таким образом, докладчик вкратце охарактеризовал современные вызовы юридическому образованию.
В соответствии с программой пленарного заседания Кутафинских чтений следующим докладчиком выступил д-р юрид. наук, проф., судья Конституционного Суда Российской Федерации Н.С.Бондарь. Тема доклада - «Конституционное право - фундаментальная ценность Российской Федерации как демократического правового государства (по мотивам трудов академика О.Е.Кутафина)».
В своем выступлении докладчик рассуждал, можно ли говорить о ценностном значении конституционного права как науки. Проанализировав выступление, можно дать утвердительный ответ, исходя из следующих положений.
Во-первых, конституционное право, соприкасаясь с теорией права, философией права, выступает методологической основой для всей современной юриспруденции. Концентрированным воплощением научно-теоретического потенциала конституционного права является система конституционализма в его доктринальном, нормативно-правовом и мировоззренческом проявлении. И именно посредством идей конституционализма конституционное право распространяет свое ценностное значение как отрасль науки на всю систему юриспруденции, на все отраслевые юридические науки. В подтверждение своих слов проф. Н.С.Бондарь приводит последнюю монографию О.Е.Кутафина «Российской конституционализм», изданную в 2008 г., в которой ценностные мотивы конституционного права отчетливо закреплены.
И в этом плане конституционное право как наука представляет ценность во всех своих проявлениях, а не только как отдельные идеи, которые предлагаются конституционно-правовой наукой.
Во-вторых, важным аспектом ценностного подхода к конституционному праву, по мнению докладчика, является его аксиологическая оценка как учебной дисциплины, сферой проявления которой является юридическое образование. Конституционное право, как считает ученый, должно играть решающую роль в формировании профессиональной модели юриста. Иными словами, профессиональная модель юриста во всех ее составляющих, независимо от специализации, должна иметь конституционное обоснование, которое связано с четким пониманием конституционных целей, перспектив, задач будущего юриста. Ответы на эти вопросы можно найти в системе конституционных ценностей, таких как уважение к закону, понимание и реализация на практике принципа верховенства конституции, защита прав граждан и т. д.
Недооценка ценностного значения конституционного права как учебной дисциплины с точки зрения формирования профессиональной модели юриста может привести и иногда приводит к деформации этой профессиональной модели. Новейшей истории России хорошо известен период кризиса государственно-правовой специализации и конституционной модели профессионального юриста (например, середина 90-х гг. XX в.).
И, наконец, в-третьих, ценностное значение конституционного права определяется также и характеристикой конституционного права в качестве ведущей отрасли правовой системы России.
И здесь докладчик ссылается на одну из работ, в частности монографию О.Е.Кутафина «Предмет конституционного права», в которой Олег Емельянович абсолютно справедливо обосновывает природу конституционного права как публично-частного права. Актуальной является идея о недопустимости противопоставления частного и публичного в правовом регулировании, смешения понятия публичности с государственным централизмом, с авторитарным началом.
«Предмет конституционного права - это сущность во свободе», - цитирует Н.С.Бондарь слова О.Е.Кутафина. Всей своей научно-теоретической и практической деятельностью О.Е.Кутафин утверждал, что конституционное право - это фундаментальная ценность новой российской государственности.
В завершение докладчик выразил надежду на то, что конституционный пророк в лице О.Е.Кутафина имеет быть честь в нашем Отечестве.
Последний доклад, представленный участникам пленарного заседания, был посвящен воспоминаниям ученика О.Е.Кутафина, канд. юрид. наук, вице-президента Международного союза (содружества) адвокатов П.Д.Баренбойма.
Как справедливо отметил П.Д.Баренбойм, О.Е.Кутафин представлял собой цельную, сильную личность, был талантливым учителем и руководителем в стенах МГУ, а затем и в МГЮА. Все эти качества сочетались в нем с абсолютной демократичностью в отношениях со студентами при проведении лекционных и семинарских занятий. К нему можно было подойти по любому учебному вопросу. Вместо того чтобы долгие недели и месяцы искать необходимый учебнонаучный материал по определенной теме, достаточно было забежать на пять минут на консультацию к Олегу Емельяновичу, чтобы получить вектор в исследовании, а также список необходимых к изучению по данной тематике работ, - вспоминает докладчик.
Олег Емельянович полагал, что наука должна обновляться свежими идеями, что право, помимо консерватизма, должно быть связано с реальной жизнью, влиять на нее и, в том числе, на экономику. По инициативе Олега Емельяновича впервые в 2006 г. Российская академия наук ввела новое научное направление «Конституционная экономика» в качестве специальности, по которой проводятся выборы в члены-корреспонденты РАН.
Поэтому, считает П.Д.Баренбойм, последняя газетная публикация О.Е.Кутафина от 21 июля 2008 года - «Российский рубль и московский центр» - была посвящена проблеме создания в Москве Международного финансового центра (МФЦ). В свойственной ему манере изложения он писал, что приближается кризис и нужно укреплять российскую финансовую систему. Проанализировав позицию
Минэкономразвития России, которое в ответ на президентскую инициативу о создании МФЦ предложило улучшить транспортную ситуацию в столице, Олег Емельянович отметил, что теперь создание МФЦ передано в надежные руки инспекторов ГИБДД.
Олег Емельянович считал, что необходимо привлекать наших соседей по СНГ, позиционировать Россию и Москву в качестве финансово-экономического центра СНГ, проводить унификацию законодательства стран СНГ, с тем чтобы избежать последствий приближающего кризиса.
Концепция Единого правового пространства Европы и СНГ была выдвинута им в начале 2000-х гг. Она была одобрена в качестве резолюций различных международных форумов, принята на одной из сессий ЕврАзЭС.
О.Е.Кутафин, выдвигая конкретные идеи о связи права и экономики, думал не только о юридическом образовании, но и о возрождении России, о ее Ренессансе. Не случайно он предложил идею создания в Москве Флорентийского общества, которое продвигало бы в российскую жизнь идеи итальянского Ренессанса, с тем, чтобы они дали достойный пример для возникновения у нас в стране такого необходимого ей Возрождения.
Как полагает П.Д.Баренбойм, Олег Емельянович Кутафин оставил яркий след в нашей истории, и Академия, названная в его честь, должна всегда соответствовать великому имени ее основателя.
Подводя итоги работы пленарного заседания первых Кутафинских чтений, от имени редакции ЕврАзЮж хочется отметить, что конференция удалась на славу, выступления всех без исключения докладчиков поразили глубиной научных изысканий, красочностью изложения, а тот факт, что первая международная научно-практическая конференция «Государство и право: вызовы XXI века» была проведена в память о выдающемся ученом, общественнополитическом деятеле О.Е.Кутафине, свидетельствует о великой роли его личности в новейшей истории российского государства.
По окончанию пленарного заседания состоялось торжественное открытие музея академика О.Е.Кутафина.
Обзор секционных заседаний первых Кутафин- ских чтений будет опубликован в следующем номере ЕврАзЮж.
Обзор подготовил В.И. Камышевский