Обзор круглого стола «Международное гуманитарное право и уголовное законодательство Российской Федерации» (г. Москва, 14 ноября 2012 г.)
№ 5 (60) 2013г.
14 ноября 2012 г. Региональная делегация Международного комитета Красного Креста в Российской Федерации, Беларуси, Молдове и Украине (МККК) и Факультет международного права Дипломатической академии МИД России на основании Меморандума о сотрудничестве между Дипломатической академией МИД России и МККК от 14 декабря 2011 г. совместно с Российской ассоциацией международного права и Международно-правовым клубом провели заседание круглого стола, посвященного 35-летию принятия Дополнительных протоколов 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. на тему «Международное гуманитарное право и уголовное законодательство Российской Федерации».
В мероприятии приняли участие заместитель Главы Региональной делегации МККК К. Потронофф, сотрудники делегации МККК, судья Апелляционной камеры Международных уголовных трибуналов по Бывшей Югославии и Руанде Б.Р. Тузмухамедов (основной доклад), участник разработки Дополнительных протоколов 1977 г. Чрезвычайный и Полномочный Посол О.Н. Хлестов, президент Российской Ассоциации международного права А.Я. Капустин, консул Канады в Москве К. Каг- нер, советник Администрации Президента России И.Н. Глебов,
Уполномоченный по правам человека по Воронежской области Т.Д. Зражевская, заместитель начальника организационного управления Главной военной прокуратуры П.В. Кочетов, заведующая кафедрой уголовного права Самарского государственного университета Т.В. Кленова, заслуженный деятель науки России С.В. Черниченко, делегация из Казанского государственного университета, представители из МИДа и Совета Федерации России, а также ИГПАН, МГУ, МГИМО, ВШЭ, МГПУ и др. Вел заседание заведующий кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, судья Международного уголовного трибунала по Руанде С.А. Егоров.
Обсуждались следующие вопросы: международно-правовое регулирование пресечения серьезных нарушений международного гуманитарного права (МГП); принципы пресечения и наказания за совершение серьезных нарушений МГП (принцип универсальной юрисдикции, неприменимость сроков давности, ответственность начальника за непринятие мер, ответственность за исполнение преступного приказа и т. д.); имплементация МГП в уголовном законодательстве стран СНГ; роль международного уголовного правосудия в развитии системы пресечения серьезных нарушений МГП и др.
Котляр В.С.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ МИД РОССИИ 14 НОЯБРЯ 2012 Г.
Хотел бы начать с того, что я, работая в Секретариате ООН на протяжении ряда лет, имел возможность следить за деятельностью Международного комитета Красного Креста и научился глубоко уважать эту организацию и ее сотрудников, которых можно встретить в самых разных концах земли, выполняющих свою гуманитарную миссию, зачастую с риском для собственной жизни.
Знаю также, что одним из принципов этой организации всегда являлось стремление как бы сохранять «нейтралитет», «объективность», не становиться на ту или другую сторону в тех или иных конфликтах и не вмешиваться в дискуссии политических деятелей и специалистов по международному праву об их природе в связи с опасениями, что иначе МККК может стать объектом критики сильных мира сего, а это может затруднить работу МККК по оказанию гуманитарной помощи. Но сейчас, в начале XXI в., в обстановке, когда все еще продолжают сказываться последствия жестоких войн ХХ в. и вызванные ими страдания мирного населения и когда, в дополнение к этому, в мире разворачиваются один за другим немеждународные вооруженные конфликты и гражданские войны, думается, что МККК надо что-то менять в своей политике, чтобы сохранить уважение к себе.
Так, не слышно голоса МККК во Вьетнаме, где до сих пор 3 из 4,8 млн. жертв химической войны США, отравивших диоксином десятую часть территории страны, имеют тяжкие заболевания, где функционируют десятки интернатов, куда поступают все новые и новые контингенты детей с врожденными уродствами и хромосомными аномалиями. Вашингтон не желает признать, что все это - последствия действия химического оружия, применение которого во Вьетнаме явилось военным преступлением, хотя де-факто Вашингтон признал вину США, поскольку с августа 2012 г. впервые начал финансировать работы по обеззараживанию отравленной диоксином территории Вьетнама на участке вблизи Дананга. Вашингтон также не желает слышать о компенсациях ущерба для здоровья вьетнамцев, и американские суды отвергают их иски к правительству США, хотя 10 тыс. бывших американских солдат в 1984 г. получили (правда, через суд) от правительства 180 млн. долларов компенсации.
Несмотря на то что президент Б. Обама после своего прихода к власти в 2008 г. отверг аргументацию администрации Дж. Буша-младшего о том, что «США находятся в состоянии войны против терроризма», в 2012 г. его собственная администрация пошла по пути администрации Буша. 30 ноября 2012 г. глава юридической службы Пентагона Дж. Джонсон заявил, что «даже несмотря на приближающееся завершение войны в Афганистане США продолжат борьбу с "Аль-Каидой" и ее союзниками, где бы они ни находились, используя все средства, применяемые в ходе вооруженного конфликта». Среди этих средств он упомянул использование беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) «с целью уничтожения лиц, подозреваемых в терроризме, в неконтролируемых районах Пакистана, в Йемене "и в других местах", а также "заключение в тюрьму на неопределенный срок экстремистов, пойманных на поле боя"». Отвергая обвинения «некоторых ученых-юристов» в том, что использование БИЛА «равнозначно убийству без суда и следствия», и их критику в адрес правительства США по поводу бессрочного заключения подозреваемых в тюрьму без официального предъявления обвинения, Джонсон утверждал, что применение этих средств «в нетрадиционном конфликте является законным», поскольку «захват в плен и задержание военными властями - это составная часть войны». Он заявил, что США «применяют силу на поражение, но в соответствии с законами войны, принципами пропорциональности, необходимости и после распознавания», и что «такой подход соответствует Женевским конвенциям, регулирующим конфликты». В военной тюрьме США в Гуантанамо из 779 лиц, арестованных ранее, 167 заключенных все еще содержатся, по положению на середину сентября 2012 г., но «гораздо большее число их или планируется перевести в тюрьмы других стран, или они считаются слишком опасными, чтобы их освободить, даже если не имеется достаточно доказательств для предъявления им обвинения в преступлении.
Не правда ли, это любопытное толкование международного права, включая Женевские конвенции по международному гуманитарному праву и международное уголовное право? Но мир смотрит на это по-иному - в январе 2012 г. Верховный Комиссар ООН по правам человека Нави Ииллэй заявила, что в Гуантанамо США продолжают нарушать международное право, произвольно арестовывая и задерживая на неопределенный срок подозреваемых лиц. Мировые СМИ не раз писали о методах, применяемых при допросах этих лиц с разрешения руководства Пентагона, включая имитацию их утопления, а записи допросов регулярно уничтожаются, и по существу арестованные исчезают в какую-то «черную дыру» из поля зрения всех, кроме ЦРУ и Пентагона, которые тем самым стремятся уйти от ответственности. Эта политика, которую Вашингтон начал проводить при Дж. Буше, продолжается и сейчас, при Б. Обаме, который еще перед выборами 2008 г. критиковал Буша за это и обещал ее прекратить. Было бы интересно узнать точку зрения МККК и по этим вопросам.
Но если операция США и стран НАТО в Афганистане была начата в 2001 г. с благословения Совета Безопасности ООН как акция самообороны после террористических актов «Аль-Каиды» в Нью-йорке и Вашингтоне, то СБ ООН никогда не давал согласия на распространение военных операций США с помощью БИЛА или спецназа на другие государства. Как в Женеве расценивают то обстоятельство, что применение БИЛА США для нанесения ударов по другим странам постоянно приводит к гибели мирного населения, - ведь общее количество мирных граждан и боевиков, убитых с помощью БИЛА за последние десять лет, превысило 10 тыс. человек, - и нарушает сразу целый букет других норм международного права, касающихся суверенитета государств, неприкосновенности их воздушного пространства, отсутствия согласия их властей на применение БИЛА Как известно, правительство Иакистана категорически возражает против налетов американских БИЛА на страну, а они тем не менее наносили удары уже более 300 раз по объектам в Иакистане, указанным ЦРУ, которое между тем планирует увеличить свой флот БИЛА и расширить их операц. Так что, может быть, МККК пора задуматься и над этими вопросами?
А что делать с теми подозреваемыми в терроризме, которые находятся за пределами радиуса действия БИЛА? В Вашингтоне решили эту задачу путем составления т. н. «disposition matrix», или списков на уничтожение. С этой целью еще с 2001 г. была составлена база данных со сведениями о лицах, подозревавшихся Вашингтоном в планировании и проведении операции по уничтожению «башен-близнецов» в Нью-йорке. Но тогда эта база данных была составлена в порядке разового мероприятия, сейчас же она пополняется на регулярной основе уже без всякой связи с терактами 2001 г., причем каждый раз новых кандидатов на убийство утверждает лауреат Нобелевской премии мира президент США Б. Обама. В июне 2012 г. на брифинге в Белом доме разгорелась дискуссия между пресс-секретарем президента США Б. Карни и представителями СМИ о «законности» действий Обамы, но Карни утверждал, что администрация действует «законно и в соответствии с нашими ценностями», хотя трудно себе представить, каким «ценностям США отвечает утвердившаяся практика автоматически зачислять в пособники террористов всех погибших совершеннолетних мужчин в результате каждого удара БИЛА с целью ликвидации фигурантов вышеупомянутого списка, разве что лишь желанию преуменьшить данные о потерях среди мирного населения». Все это лишь подтверждает, что «война Обамы с терроризмом» превратилась в постоянный элемент политики Вашингтона, который, как считают американские обозреватели, в дальнейшем будет навязываться последующим администрациям США.
Но если количество жертв от налетов БИЛА и убийств подозреваемых лиц из «списка на уничтожение» исчисляется сотнями или тысячами, то количество жертв среди мирного населения в результате вооруженных международных конфликтов (как это было в Ливии, где на стороне повстанцев участвовали спецподразделения регулярных военных сил Франции и Великобритании, а также наемники из монархий Иерсидского залива) или вооруженных немеждународных конфликтов, как в Сирии (который, правда, трудно назвать «немеждународным», поскольку те же страны поставляют повстанцам вооружение и наемников), исчисляется уже десятками тысяч. Безусловно, свою долю вины за потери и страдания мирного населения несет правительство Сирии, но в той безудержной информационной войне, которая ведется Западом и испуганными «арабской весной» монархиями Персидского залива даже не против только Сирии, но главным образом против ее союзника, Ирана, всю вину за кровопролитие возлагают на Дамаск.
Однако во внутренних вооруженных конфликтах за страдания мирного населения никогда не бывает виноватой только одна сторона. Мировые СМИ не один раз приводили примеры военных преступлений сирийских и иностранных повстанцев, особенно сторонников «Аль-Каиды» и джихада, которых никогда ранее не было в Сирии, а сейчас их насчитывается от 6000 до 10 000 человек. Среди них особенно выделяется экстремистская группировка «Джабхат аль-Нусра», тесно связанная с «Аль-Каидой». Подобные группировки, благодаря своей лучшей военной подготовке, более совершенному вооружению, включая ПЗРК, и бесперебойному пополнению боеприпасами, наемниками и деньгами из стран Персидского залива, являются наиболее организованной ударной силой повстанцев и играют все более значительную роль в военных операциях. Следовательно, именно они имеют наибольшие шансы диктовать внутреннее политическое устройство Сирии в случае победы, как это произошло в Ливии годом раньше. Именно с прибытием этих групп повстанцев в Сирии начались регулярно проводиться террористические акты с большим количеством жертв среди мирного населения.
Но читать репортажи западных газет об этом, - это все равно, что читать Джорджа Оруэлла. Проведение терактов, которые Запад несколько раз отказывался признать таковыми, используется в западных СМИ лишь как аргумент для немедленного вторжения войск США, Франции и Великобритании, НАТО, или - что наиболее желательно Западу - хотя бы войск турции с целью, разумеется, избавления мирного населения от жертв. Никто даже не желает вспоминать, что именно Запад саботировал выполнение женевских договоренностей «Группы действий» по Сирии от 30 июня 2012 г., весь смысл которых состоял в том, чтобы усадить сирийцев с обеих сторон за стол переговоров с тем, чтобы они сами мирным путем решили судьбу своей страны и прекратили насилие в ней. Никто не хочет думать о том, чем кончилась такая же политика для США в Ливии, а завершилась она убийством ливийскими экстремистами главного сторонника этой политики, посла США в Бенгази в 2012 г. Вместо того, чтобы задуматься над этим, США, Франция и Великобритания практически сами сформировали руководство сирийской оппозиции и постоянно поощряют их продолжать бескомпромиссную линию на свержение режима в Дамаске, пользующегося даже сейчас поддержкой значительной части населения страны. То есть полностью повторяется ливийский сценарий Запада.
Сейчас уже никто не может сказать, какими будут последствия войны в Сирии для самой этой страны и для всего региона, и сколько еще тысяч жертв прибавятся к нынешним 30-35 тысячам. Между тем общеизвестно, что всегда лучше предотвратить конфликт, чем пытаться остановить его или исправлять его последствия. Может быть, МККК следовало бы в будущем прежде всего стремиться содействовать предотвращению вооруженных конфликтов, а не терпеливо дожидаться их начала и после этого проявлять то самопожертвование и мужество, помогая страдающим от конфликтов, которыми заслуженно славится МККК?
Глебов И.Н.
К 35-ЛЕТИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОТОКОЛОВ К ЖЕНЕВСКИМ КОНВЕНЦИЯМ О ЗАЩИТЕ ЖЕРТВ ВОЙНЫ
35-летие Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям о защите жертв войны - хороший повод поразмышлять о том, осталось ли с тех пор место гуманности в современном праве. Не утратили ли гуманитарные стандарты своей актуальности для современных боевых действий, когда государства и коалиции ведут войны не столько со своими внешними противниками, сколько с собственными внутренними врагами? Женевские конвенции 1949 г. возникли как резюмирующий синтез гуманитарного правового опыта человечества, который оно вынесло из суровых испытаний Второй мировой войны. В свою очередь, Дополнительные протоколы 1977 г. стали вехой завершающего этапа холодной войны, в которой человечеству удалось уберечь себя тотального поражения новыми видами оружия массового уничтожения. Эти фундаментальные документы стали самым масштабным в истории сводом норм о законности средств, методов и способов вооруженной борьбы, о защите всех категорий жертв войны, включая больных и раненых лиц из состава вооруженных сил и военнопленных. Цель конвенций и протоколов - способствовать прекращению всех войн, ограничить жестокость и ужасы, которые неизбежны в любых вооруженных конфликтах. Ныне эти цели разделяют все без исключения государства мира. Но тем не менее войны не исчезли. Они продолжают уносить человеческие жизни и разрушать людские судьбы, нести неисчислимые бедствия народам мира.
- Современное состояние гуманитарного права характеризуется крайней неустойчивостью и изменчивостью ориентиров человеколюбия в военной политике и праве практически во всех странах мира. В целом можно сказать, что его понимание и применение глобально характеризует смесь лицемерия с тупым желанием стереть даже память о его существовании. Это проявляется во всем, начиная с крайней политизации международного нормотворчества, когда конвенции и соглашения рассматриваются не иначе как «разменная карта» в азартных играх глобальной олигархии и их политиков, в гонке за ресурсами и тщеславием, в том, что мировая торговля смертью, войнами и террором, новыми видами и способами уничтожения людей совершенно ни в какой мере не связаны с существующими гуманитарными стандартами. Иной раз, глядя на разгул современной военщины всех родов и калибров, просто понимаешь, что в современном мире зверства милитаризма плодятся и развиваются сами по себе, а право гуманности существует отдельно, само по себе, как отжившие сказки былых рыцарей и устаревшие обычаи воинской чести. Человечество с маниакальным упорством наращивает потенциал своего собственного уничтожения. Оно с нарастающим остервенением шпигует себя самой невообразимой отравой в виде кровавых военных замыслов, кампаний, вылазок, происков и всякого рода техническими ухищрениями для убийств и насилия. Сращивание войны с наживой, с прибыльностью военных экономик не оставляет человечеству шанса на выживание без войн. Увы, войны - это естественное состояние человеческого общежития. Мир победившего милитаризма оставляет побежденными только надежды на гуманитарное право.
- Что делать в этой ситуации? Развивать знание и популяризировать международно-правовые основы гуманности и законности, чести и справедливости. По существу, идеалом гуманитарного правового регулирования войн я вижу то состояние, при котором война может быть допустима только в качестве орудия правосудия. Право не может быть чем-то лучшим, чем окружающая его действительность. Законы не бывают хуже или лучше тех людей, которые их написали. Но те, кто пишут законы, должны стремиться к лучшему, к тому, чтобы, раз уж нельзя обойтись без войн, то следует установить такое к ним отношение общества, чтобы войны велись исключительно в рамках правосудия. Война как акт неотвратимой справедливости, с четкими материальными и процессуальными параметрами от начала до конца, во всех возможных их проявлениях и обстоятельствах, - в этом я вижу будущее гуманитарного права.
Гуманитарный закон не должен плестись в хвосте милитаризма. Он призван опережать разработчиков смерти. Еще до того, как на вооружение поступит тот или иной способ или средство уничтожения, закон должен сказать свое слово об этом. Он должен заблаговременно давать свое отношение к любому новому военному явлению, еще на дальних подступах к нему. Необходима упреждающая правовая оценка соотнесения каждого нового предмета войны к высшему гуманистическому императиву - относиться к врагу так же, как себе самому. Если нормотворчество во всех своих проявлениях усвоит этот императив, то у нас есть шанс на успех, который состоит не в том, чтобы всегда быть сильнейшим, а в том, чтобы одержать победу, поставив себя на место побежденного. Законы о войнах должны писаться от лица жертв войны, а не наоборот - от тех бравых ребят, которые в погоне за чинами, не нюхав пороха, всегда готовы победить всех и каждого. Ныне нужно напомнить всем о том, в чем состоит существо идеологии гуманитарного права. По-моему, оно заключается как раз в том, чтобы везде, где это возможно, утверждать сверхкатегориальный императив гуманности - не причинять другим того, что не хотел бы себе.
Гуманисты находятся в несколько лучшем положении, чем милитаристы. Мы имеем возможность работать с возвышенными качествами личности, воздействовать на лучшие проявления доброты и справедливости в людях. Милитаристы, напротив, не способны стать выше рефлекса драки: «увидел врага - уничтожь». Поэтому надо работать с общественным сознанием, постоянно напоминая ему, что к чужим жертвам надо относиться так же, как и к своим собственным.
- Нормотворчество в гуманитарном праве нужно из фрагментарности и эпизодов переводить в жанр фундаментальной кодификации. Конечно, стоит приветствовать то, что разработка новых соглашений идет от конкретных явлений.
Например, появилось лазерное оружие - вот протокол, появились новые виды взрывчатки - еще протокол и т. д. Это, конечно, здорово, реагировать на инновации в военном деле. Но, во-первых, нельзя угнаться за всеми инновациями, а во- вторых, нельзя упускать из виду главное - то, что право должно давать общий инструментарий для любых частных случаев. Общим является императив гуманности. Но этот императив не будет работать, если его загромоздить военно-техническими регламентами для частных случаев. Фрагментация договоров и соглашений по признаку появления какой-нибудь новой ракеты или пули - это тупиковый путь. И, к сожалению, гуманитарное нормотворчество увязло на этих путях.
Принимая частные соглашения по сугубо техническим вопросам, гуманитарное право все больше погружается в политиканские игры военных промышленников, которые подчас навязывают дипломатам ненужную фрагментацию единой правовой материи или конъюнктурные, ангажированные решения, когда те, кто имеет новое оружие, диктует его запрет для тех, кто его еще не имеет. Например, одни имеют технологию химической маркировки взрывчатых веществ, а другие не имеют. Поэтому первые навязывают остальным соглашения об уничтожении немаркированной взрывчатки. Печально, что иногда это делается из чисто коммерческих соображений, в частности, чтобы заставить вероятного противника уничтожить свою немаркированную взрывчатку, а потом вынудить его покупать точно такую же, но чужую и маркированную. В точности такая же ситуация возникает с системами сертификации обычных и необычных вооружений, ракетных и других систем. В этом нет ничего гуманного, ничего правового. Это просто коммерческое шулерство, прикрывающееся гуманитарностью. И в этом, на мой взгляд, полностью увязло все современное нормотворчество.
Выход видится в том, чтобы конструировать новые правовые акты не от очарования новизной каких-то технических объектов, а от неотвратимости применения принципа гуманизма к любым инновациям. Древний принцип должен быть имплементирован в каждой новой вещи, а не наоборот.
Вспомним, с чего начиналось гуманитарное право: с регламентации оснований для начала войны, этапов наступления состояния войны. Теперь все это как бы осталось в прошлом. Никого уже не волнует casus belli, все увлеклись частностями, тем, как первым выстрелить и убить врага. Разве не существует сейчас необходимости урегулировать процедуру принятия решения - «иду на вы»? Существующие инфо- коммуникационные возможности позволяют теперь не пользоваться архаичными обычаями метания ритуальных копей в сторону врага. Уже сейчас человечество способно выработать новый универсальный регламент начала войны, когда решение о нанесении удара будет приниматься гласно, законно, с математической точностью вынесения судебного вердикта и исключать любой волюнтаризм и авантюризм. Однако совсем не слышно, чтобы хоть кто-то теперь интересовался процессуальной стороной начала войны. На мой взгляд, разработка материальных оснований для начала войны и процессуальных гарантий ее предотвращения, ведения и прекращения на тех идеях, которые уже есть в гуманитарном праве Женевы, представляется в высшей степени актуальной.
Несомненной заслугой Дополнительных протоколов является то, что в них впервые в истории гуманитарного права вооруженные конфликты классифицированы на международные и внутренние. Но в современных условиях этого уже недостаточно. Для эффективной защиты жертв войны нужно применять и другие критерии классификации конфликтов. Например, по степени их интенсивности, чтобы отличать спорадические акты насилия уголовных банд от внутреннего конфликта. Иначе как можно разделить понимание террористического акта от акта гражданской войны, в которой законным комбатантом является восставшее население. В этой связи следует и более четко определиться с критериями категории «комбатант», применительно как к международным, так и внутригосударственным конфликтам.
Не менее важно разрабатывать новые процедуры предотвращения войны. По мере удаления от того периода, когда объединенные нации создали процедуры Совета Безопасности ООН, понимаешь, что это было величайшее гуманистическое достижение. Был создан уникальный правовой политический инструмент коллективного решения глобальных вопросов войны и мира. Но ведь мы свидетели того, как этого верного солдата мира пытаются списать в отставку, в том числе и под предлогом реформы ООН. За минувшее двадцатилетие не только США, но и другие страны изящно игнорировали этот инструмент, развязывая новые войны. Все чаще войны вспыхивают без учета мнения СБ ООН, и никакие международные гарантии не действуют как процедуры превентивного урегулирования. И это тоже сфера заботы гуманитарного права.
Конечно, наложить правовой запрет на войну в обозримом будущем не удастся. Такова уж испорченная природа человечества, которое не способно существовать без войн и конфликтов. Но тем не менее долг гуманитариев - исправлять эти изъяны глобальной человеческой натуры. Лечить их можно только одним интеллектом, неустанным воздействием на общественное сознание императивами гуманности. Наш меч - это слово, которое воспитывает, предостерегает и укрощает. Слово гуманизма должно быть искусным, ведь «заболтать» проблему легко. Легко допустить состояние, когда в какофонии и шуме многословия никто никого не будет слышать. Поэтому нужна стратегия и мозговой центр гуманитарного права. Нужен его генеральный штаб, нужны всеобъемлющие образовательные программы.
- Гуманитарное правое образование находится теперь в дичайшем упадке. С величайшим чувством восхищения и благодарности приходится вспоминать 80-е гг. прошлого века, когда стараниями МККК института А. Дюнана по всему миру были организованы прекраснейшие тренинги, семинары и конференции, которые, в конечном счете, дали великолепный результат. Во всех ведущих армиях мира появились конкретные уставы и наставления о праве вооруженных конфликтов. Возникли научные школы и исследовательские центры международного гуманитарного права.
Но что мы имеем сейчас? Кажется, что с ликвидацией советской военной мощи все это безвозвратно исчезло. У нас в России больше не существует национальной школы международного гуманитарного права. Все утрачено, разрушены все военно-учебные заведения, в которых имелись специалисты по этому направлению. Мы дошли до того, что стране вообще не нужны юристы, владеющие этой проблематикой. Они не нужны никаким военным руководителям, ни к каким обсуждениям военных законов, а тем более к принятию военно-политических решений они не допущены и их мнение никого не интересует. Гуманитарии «нерентабельны», поэтому в рыночной военной экономике они оказались лишними.
- Резюмируя сказанное, я вижу наш долг в том, чтобы попытаться возродить или создать новую школу гуманитарного права в России. Начать я предлагаю с простого и вполне очевидного. Нужно учредить специальный журнал, допустим, с рабочим названием «гуманитарное право». И попытаться наполнить этот журнал свежими идеями и мудрыми мемуарами, злободневным анализом реалий современных вооруженных конфликтов. Думаю, всем нам сделать эту работу вполне по силам. Тем более что это совсем не сложно с помощью сети интернет. Нужно просто взять и сделать электронный юридический журнал международного гуманитарного права. Разумеется - это как задача минимум, а в более масштабном смысле нужно думать о создании исследовательского центра гуманитарного права, кафедры или института.
К участию в реализации этой идеи приглашаю всех. Выражаю также наивысшую признательность учредителям нашей встречи.
Кленова Т.В.
О ЗАКОННОСТИ КАК ОБЩЕМ ПРИНЦИПЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА
В истории государств много примеров применения уголовно-правовой репрессии, мотивированного опасностью личности. Такая практика противоречит принципу законности - фундаментальному принципу внутригосударственного уголовного права.
В соответствии с принципом законности: 1) преступность деяния, а также его наказуемость определяются только уголовным законом (nullum crimen, nullum poena sine lege); 2) основанием уголовной ответственности признается совершение деяния с признаками состава преступления, указанными в уголовном законе (corpus delicti). Таким образом, законодательной форме норм уголовного права придается атрибутивное значение. Государство создает закон и признает этот закон официальным источником уголовно-правовых запретов. Преступлением, нарушающим установленный в законе запрет, но не опасным состоянием личности должна обосновываться уголовная ответственность.
В Конституции Российской Федерации идея законности выражена как универсальный принцип, обусловленный суверенитетом государства. В ст. 4 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1); «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ч. 2); «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3).
В сфере уголовно-правовых отношений содержание принципа законности не ограничивается указанием на верховенство закона в связи с верховенством государственной власти в пределах территории государства. Основной уголовно-правовой характеристикой принципа законности является идея установления преступности деяния и наказания за него в соответствии с законом. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) принцип законности абсолютизирован: запрещено применение уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ), соответственно, не дозволяется расширительное толкование уголовного закона в правоприменительной практике, и судебные прецеденты не признаются источником уголовно-правовых норм.
Однако реалии правоприменительной практики иные. Следует признать, что суды и другие правоприменительные органы пользуются широкими возможностями усмотрения при установлении в деянии человека наличным или отсутствующим состава преступления. Это особенно заметно на этапе принятия решений о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении уголовных дел. Ирактика принятия необоснованных соответствующих решений имеет массовый характер. Ю.Я. Чайка, Генеральный прокурор Российской Федерации, утверждает, что прокурорами выявляются многочисленные нарушения, допущенные при регистрации и учете сообщений и заявлений о преступлениях. Растут показатели отмененных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с последующим его возбуждением. Например, в 2011 г. прокурорами установлено 2 921 344 нарушения законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Выявлено и поставлено на учет 138 696 уголовно наказуемых деяний, ранее необоснованно неучтенных, в том числе 294 убийства, 2 118 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, из них 99 - со смертельным исходом.
Ссылаясь на отдельные факты правоприменительной практики, научные деятели обосновывают вывод о том, что противоречия аналогии и законности нельзя избежать. Так, Л.Л. Кругликов и О.Ю. Климцева приводят примеры применения аналогии при восполнении пробелов закона и предлагают легализовать институт аналогии (чтобы он не использовался нелегально), «установив исключение из принципа законности применительно к ситуации, когда совершенное лицом деяние признается Кодексом преступным, но не урегулированы отдельные вопросы, необходимые для решения дела по существу».
О целесообразности изменения отношения к судебному прецеденту пишет А.В. Наумов. Ио мнению этого автора, и решения Верховного Суда РФ по конкретным делам, и разъяснения, даваемые Иленумом на основании обобщения судебной практики и судебной статистики в постановлениях по делам той или иной категории, с полным основанием претендуют на то, чтобы служить судебным прецедентом при рассмотрении уголовных дел. А.В. Наумов считает, что пора предоставить всем судам право официально ссылаться на решения Верховного Суда РФ, без этого перспектива становления судебной власти остается весьма призрачной.
Изменение вектора правоприменительной практики, с переориентированием на принцип целесообразности, трактуется как усиление судебной власти в России и, по вполне понятным причинам, поддерживается председателями высших судебных органов. Так, в Санкт-Иетербурге на третьих Сенатских чтениях Иредседатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов выступил с «Речью о прецеденте», которую завершил словами: «Нам нужно двигаться к тому, чтобы все высшие суды исходили из единых принципов влияния их правовых позиций на социальные отношения, то есть придерживались идеи прецедентного права». Следует отметить, что А.А. Иванов считает возможным распространение сферы воздействия судебных актов на социальные отношения, которые не были предметом судебного разбирательства, то есть допускает расширительное толкование закона, вместе с тем он категорично утверждает, что сам прецедент расширительному толкованию не подлежит.
Однако несоответствие актов правоприменительной практики, особенно судебной, закону и законодательно гарантированным принципам, не может оцениваться как правовая позиция (по существу) и не является достаточной причиной для радикального изменения правовой системы.
Разными государствами допускаются многовариантные изменения режима законности с учетом потребностей правоприменения. Российская правовая система продолжает оставаться в рамках континентально-европейской (романогерманской) семьи правовых систем, где закон первичен по отношению к судебной практике. О необходимости сохранения этого курса и угрозах преобразования судебной правоприменительной деятельности в правотворческую писал В.С. Нерсе- сянц: «Суд не творит право, он отправляет правосудие, т. е. судит и решает по праву, применяет его»; «судейское правотворчество ad hoc, весьма опасный и по сути своей антиправо- вой симбиоз законодателя и судьи в одном лице»; «одобрительно изображаемая вольница судейского правотворчества, которую не могли себе позволить даже ревтрибуналы, - скорее плод концептуально-искаженного видения судебной практики, нежели ее действительное правовое содержание». Мнение В.С. Нерсесянца представляет особую ценность, поскольку он известен как автор теории различения и соотношения права и закона и концепции либертарно-юридического правопо- нимания, а сторонники судебного права, как правило, к ней апеллируют.
Если в процессе правоприменения преступность деяния определяется не строго по закону, а по усмотрению представителей государственной власти, это неизбежно ведет к нарушению верховенства закона и избирательному правоприменению, а значит, создаются предпосылки для репрессий на основании субъективно понимаемой опасности личности.
Нельзя не вспомнить как отрицательный пример, что ослабление законодательных требований к обоснованию уголовной ответственности в период правления И.В. Сталина стало условием массовых судебных репрессий, когда приговоры судов обосновывались либо совершением преступлений, либо опасным состоянием личности. В ст. 7 УК РСФСР в редакции 1926 г. была закреплена множественность оснований уголовной ответственности: «В отношении лиц, совершивших общественно-опасные действия или представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности, применяются меры социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера». В ст. 16 того же Кодекса предусматривалась возможность аналогии: «Если то или иное общественно-опасное действие прямо не предусмотрено настоящим Кодексом, то основание и пределы ответственности за него определяются применительно к тем статьям Кодекса, которые предусматривают наиболее сходные по роду преступления». Авторы концепции названных норм рассматривали уголовное право как социально-политическое явление и имели в виду, прежде всего, разбюрократизацию суда, правосудие не формальноюридическое, а существенное, справедливое. Так, по словам Н.В. Крыленко, когда целый ряд преступлений постоянно видоизменяется, трудно уловить все разновидности новых преступных деяний, и именно для этого суду предоставлялось право в случае, если придется в жизни столкнуться с преступлениями, в законах не предусмотренными, действовать по аналогии. В свете сказанного нельзя признать случайной трагическую судьбу Н.В. Крыленко, признавшего в 1937 г. ошибочность своих взглядов относительно принципов и основания уголовной ответственности. В 1938 г. он был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР. В 1956 г. реабилитирован за отсутствием состава преступления. В связи с реабилитацией до сведения общественности было доведено, что Н.В. Крыленко «в обстановке массовых репрессий и грубейших извращений социалистической законности пал жертвой произвола, порожденного культом личности Сталина».
Законодатели привели систему уголовно-правовых норм в соответствие с принципом законности в 1958-1960 гг. в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и на их базе - в Уголовных кодексах союзных республик. Опасное состояние личности более не признавалось основанием для уголовно-правового преследования, применение аналогии при определении преступления и наказания не дозволялось.
Совершенно недопустимо, чтобы в современном демократическом правовом государстве, признавшем в Конституции высокую ценность принципа законности, а также принципа равенства прав и свобод человека и гражданина и других общеправовых принципов, взаимосвязанных с законностью, поощрялось отступление от этих принципов.
В связи с очевидным значением принципа законности для гарантирования прав человека и гражданина и значимостью этого принципа для обеспечения суверенитета государств, он не только включается во внутригосударственное право, но важен и для применения международного права.
В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г., принцип законности не назван, но предусмотрена взаимосвязанная с законностью идея добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом. Этот принцип разъяснен в следующих положениях: «Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В том случае, когда обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу». Можно заключить, что в названной Декларации центральным источником законности в международном сообществе признан Устав Организации Объединенных Наций.
Принцип законности в значении принципа ответственности (nullum crimen, nullum poena sine lege) не относится к универсальным (общепризнанным) принципам международного права, но составляет одну из основных, исходных идей для его отдельных направлений - международного гуманитарного и международного уголовного права. В уголовно-правовом значении идея законности востребована в международных отношениях, когда решаются вопросы о нормативном обеспечении уголовной ответственности за серьезные нарушения международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов), другие международные преступления и преступления международного характера, а также в связи с экстрадицией.
Достойно сожаления, что в современной учебной литературе по международному гуманитарному праву и международному уголовному праву, как правило, законность самостоятельным принципом не называется. Только отдельные авторы включают в число принципов законность, подтверждая неразрывную связь принципов регулирования на государственном и международном уровнях в сфере борьбы с преступностью, а также сходство предмета и методов регулирования внутригосударственного и международного уголовного права.
В то же время международно-правовое значение принципа законности как принципа ответственности подтверждено в актах международного гуманитарного права, например, в Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. В подпункте «с» п. 4 ст. 75 «Основные гарантии» Протокола I от 8 июня 1977 г. установлено: «Ни одно лицо не может быть обвинено в совершении уголовного правонарушения или осуждено за него на основании любого действия или упущения, которые не представляли собой уголовное правонарушение в соответствии с нормами национального законодательства или международного права, действие которых распространялось на это лицо во время совершения такого действия или упущения; равным образом не может налагаться более суровое наказание, чем то, которое было применено в то время, когда было совершено данное уголовное правонарушение; если, после совершения правонарушения, законом устанавливается более легкое наказание, то действие этого закона распространяется и на данного правонарушителя». Аналогичное правило предусмотрено в подпункте «с» п. 2 ст. 6 «Уголовное преследование» Протокола II от 8 июня 1977 г.
Показательно, что принцип законности, казалось бы, безусловно признаваемый во внутригосударственном уголовном праве, именно на международном уровне имеет больше гарантий реализации в отношении преступлений, связанных с вооруженными конфликтами. Составы соответствующих преступлений описаны в актах международного права, а российский уголовный закон в этой части пробельный. В соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ «уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». Однако и российское уголовное законодательство военного времени до сих пор не сформировано, и глава 33 «Преступления против военной службы» УК РФ не была дополнена составами деяний, совершенных в условиях военных конфликтов.
Российская Федерация в Концепции внешней политики, утвержденной 12 июля 2008 г., в п. 2 «Верховенство права в международных отношениях» раздела III «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем» заявила, что поддержание и укрепление международной законности - одно из приоритетных направлений ее деятельности на международной арене, и что Россия намерена содействовать кодификации и прогрессивному развитию международного права, прежде всего осуществляемому под эгидой ООН, достижению универсального участия в международных договорах ООН, их единообразному толкованию и применению, в целом - бережному отношению к этим уникальным правовым инструментам и созданным ими режимам. Таким образом, в Концепции внешней политики Российской Федерации сказано о законности не как о принципе, обусловленном суверенитетом государства, а в более широком понимании - как «международной законности». Названный подход предполагает, как представляется, применение международного права с учетом общепризнанных и установленных государствами принципов и норм, а также, как закреплено в Концепции внешней политики Российской Федерации, кодификацию международного права.
С позиции теории права кодификация - это правотворческий процесс, направленный на системное и полное изложение правовых норм с общими характеристиками предмета и метода регулирования в одном нормативном акте. Системность выражения норм в кодификационном акте означает как внутреннюю, так и внешнюю систематизацию правовых норм, соответственно одной из задач кодификации международного права по направлениям международного гуманитарного права и международного уголовного права должна быть признана его систематизация с внутригосударственным уголовным правом.
В настоящее время принципы и нормы международного права и уголовного законодательства государств рассогласованы, и не предусмотрен порядок разрешения коллизий. Выработка общей позиции по коллизионным ситуациям возможна, если признать необходимым условием результативного уголовно-правового регулирования не альтернативность, а взаимодополняемость права на государственном и международном уровнях. Принципом кодификации внутригосударственного уголовного права уже стал принцип соответствия уголовного закона общепризнанным принципам и нормам международного права. Представляется правильным предусмотреть симметричный принцип и для кодификации международного права.
Оба направления уголовно-правового регулирования могут развиваться нормально во взаимодействии. Не подменяя уголовное право государств - участников международных соглашений, международное право определяет пределы и возможности международного сотрудничества в сфере противодействия преступности, в его источниках устанавливается совокупность преступлений, уголовное преследование за которые обязуются обеспечить договаривающиеся стороны. При этом в международном праве обычно отсутствуют уголовно-правовые санкции, и не имеется системно определенных условий привлечения лиц к уголовной ответственности. В отличие от международного права, в источниках внутригосударственного уголовного права системным методом определяются общие и специальные условия уголовной ответственности, составы преступлений, правила наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Решение вопроса о взаимосвязи и взаимодействии внутригосударственного уголовного права и международного права, их принципов осложняется в условиях глобализации, экономической, политической, правовой. Усиление процессов глобализации может привести к развитию событий, при котором будет исключено согласование воли разных государств, а значит, снизится значение международного права.
По оценке А.Г. Кибальника, относительно места и роли международного уголовного права уже существуют научно и политически обоснованные противоположные позиции, он называет их «глобалистская» и «антиглобалистская». В соответствии с первой точкой зрения выделяется стратегия движения от международного уголовного права к глобальному уголовному законодательству правового государства во всемирном масштабе. Суть второй позиции - в признании преимуществ национальной уголовно-правовой системы и отрицании положительного значения международного права. Выделенные варианты развития уголовно-правового регулирования в условиях глобализации преступности соответствуют космополитической и шовинистической стратегиям в отношениях различных культур. Об этих стратегиях на VIII Международных Лихачевских научных чтениях говорил А.А. Гусейнов, называя их противоположными и деструктивными: «Первая игнорирует различия культур, вторая абсолютизирует их. ... Эти опасные тенденции, однако, в одном отношении полезны: они обозначают края пропасти, уходя от которых только и можно достичь желанной золотой середины».
Уход от крайностей применительно к уголовно-правовому регулированию означает равно уважительное отношение как к национальным уголовно-правовым системам, так и к международному праву. Эффективная совместная деятельность государств по противодействию серьезным нарушениям международного гуманитарного права, другим международным преступлениям и преступлениям международного характера возможна только при наличии базового соглашения, что принципы и нормы международного права осуществляются в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств, а также нормами внутреннего законодательства государств - участников международного соглашения.
Нормы международного права не предназначаются для применения вместо национальных кодифицированных уголовных законов и не должны быть результатом навязывания воли одного или нескольких государств, или даже большинства государств. Унификация уголовно-правовых норм возможна лишь в той части, в которой договорятся представители государств, пользуясь правом свободного волеизъявления. Только путем диалога носители национальных правовых культур могут определить уравновешенную позицию по уголовно-правовым вопросам.
Например, при обсуждении проблемы выдачи лиц, совершивших преступления, иностранному государству или международному органу особенно наглядной становится необходимость комплексного применения внутригосударственных и международно-правовых норм. Экстрадиция возможна, если совместимы нормы международного и внутригосударственного права, определяющие основания, условия, цели и порядок выдачи лица в связи с совершением преступления иностранному государству.
Ири установлении основания выдачи, под которым понимается совершение деяния, содержащего признаки состава преступления, если обнаружена коллизия норм международного и внутригосударственного уголовного права, она становится препятствием для выдачи лица. Другое препятствие - правовая неопределенность основания ответственности. Так, вряд ли могут быть удовлетворены требования об экстрадиции, если они обоснованы не совершением конкретного вида преступления террористической направленности, а обвинением общего характера - в осуществлении терроризма или в связи с признанием лица террористом.
Иоскольку экстрадиция - это одна из форм правового взаимодействия государств в интересах безопасности и правосудия, необходимо единство позиции государств в оценке содеянного как преступления. Учет единой позиции обеспечивается при соблюдении правила «двойной противоправности», в соответствии с которым юридическими критериями преступности деяния признаются и уголовное законодательство государств, участвующих в отношениях выдачи, и международные нормы или договоренности по взаимности (ст. 460, 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; пп. 1, 5 и 7 постановления № 11 Иленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания»).
Ири решении вопросов уголовной ответственности государствам целесообразно договориться об изменении общего подхода: с политико-дипломатического, предполагающего многозначность и расширительность определения оснований ответственности, на формально-юридический, при котором в соответствии с принципом законности представители судебной власти смогли бы единообразно устанавливать преступность деяния.
Законность уже официально признана принципом российского уголовного права (ст. 3 УК РФ) и международного гуманитарного права (в Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.: подпункт «с» п. 4 ст. 75 Ирото- кола I от 8 июня 1977 г.; подпункт «с» п. 2 ст. 6 Иротокола II от 8 июня 1977 г.). В значении принципа ответственности только за деяние, признанное преступлением в соответствии с нормами внутригосударственного (национального) законодательства и международного права, идея законности актуальна и для международного уголовного права.
Табаков О.М.
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В МОДЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СНГ
Женевским конвенциям 1949 г. уже более шестидесяти лет. Именно это обстоятельство дает основание некоторым авторам говорить о том, что они утратили актуальность, ибо в последнее время боевых действий, при которых воюют регулярные армии, в мире практически не наблюдается, а большинство войн ведется в пределах самих государств, а не между ними.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что и сами эти Конвенции, и Дополнительные протоколы к ним продолжают являться наиболее действенной правовой базой защиты гражданских лиц и лиц, прекративших принимать участие в боевых действиях, включая больных и раненых лиц из состава вооруженных сил и военнопленных.
Ио сути дела, Женевские конвенции являются самым важным компонентом международного гуманитарного права (МГИ), их цель - пусть и не прекратить войну, но ограничить проявления жестокости при вооруженном конфликте.
Иодписав эти Конвенции и Иротоколы, присоединившиеся государства тем самым взяли на себя обязательства принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец, а также осуществлять уголовное преследование лиц, виновных в «серьезных нарушениях», определенных как военные преступления.
Для предотвращения нарушений норм МГИ немало делается на международном уровне. С этой целью создана Международная комиссия по установлению фактов, услугами которой могут воспользоваться все государства. В компетенцию Комиссии входит:
1) расследование любых фактов, которые представляют собой серьезное нарушение с точки зрения Конвенций и Иро- токолов;
2) содействие восстановлению уважительного отношения к Конвенции и к Дополнительным протоколам;
3) расследование конкретного факта по просьбе стороны, находящейся в конфликте и т. п.
Однако главную ответственность за обеспечение эффективного выполнения международного гуманитарного права продолжают нести сами государства, которые должны принимать соответствующие меры, в первую очередь на национальном уровне.
Сегодня уголовное законодательство многих цивилизованных стран соответствует указанной обязанности, вытекающей из обязательств стран - участниц договоров по международному гуманитарному праву соблюдать и требовать соблюдения этих международных актов.
Для реализации данных обязательств могут быть задействованы любые способы и органы:
- исполнительной и законодательной власти;
- профессиональные объединения;
- учебные заведения;
- добровольные общества и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца и другие учреждения;
- судебные органы;
- вооруженные силы и др.
Международное гуманитарное право и, в частности, Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним определяют целый ряд мер, которые должны приниматься в целях обеспечения их выполнения:
1) подготовка переводов текстов Конвенций и Протоколов на национальные языки;
2) широкое распространение текстов Конвенций и Протоколов и ознакомление с ними как военнослужащих, так и всего населения в целом;
3) пресечение любых нарушений Конвенций и Протоколов и, в частности, ввод в действие уголовного законодательства, необходимого для наказания за военные преступления;
4) обеспечение мер по опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов;
5) предотвращение неправомерного использования эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца, а также других эмблем и знаков, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами;
6) обеспечение во время вооруженных конфликтов основных судебных гарантий;
7) набор и подготовка персонала, специализирующегося в области МГП, включая юридических советников в вооруженных силах;
8) создание и/или регулирование деятельности:
- национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
- организаций гражданской обороны;
- национальных информационных бюро;
9) размещение военных объектов, разработка и применение оружия, а также методов и средств ведения войны с учетом требования МГП;
10) создание в случае необходимости санитарных зон, нейтрализованных зон, зон безопасности и демилитаризованных зон.
Одни из этих мер требуют принятия соответствующих законов и других нормативных правовых актов, другие предполагают разработку и осуществление учебных программ, набор и/или обучение персонала, подготовку удостоверений личности и других документов и материалов, создание специальных структур и подразделений, планирование и ввод соответствующих административных процедур.
Вопросы реализации норм международного гуманитарного права являются весьма актуальными и для стран СНГ. Одним из главных органов СНГ, занимающихся имплементацией положений МГП, является Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. Исходя из положений Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним, Межпарламентская Ассамблея 16 октября 1999 г. приняла Рекомендации по имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время военных конфликтов, в национальных законодательствах государств - участников СНГ.
В этом документе акцентирована необходимость парламентам и правительствам государств - участников СНГ:
- признать необходимым принятие эффективных мер по осуществлению всех процедур, обеспечивающих полное включение в национальное законодательство положений четырех Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. с законодательным закреплением необходимости распространения знаний о международном гуманитарном праве в вооруженных силах и силах безопасности, а также его преподавания в школах и высших учебных заведениях;
- предусмотреть в национальном законодательстве возможность уголовной ответственности за все нарушения норм международного гуманитарного права, независимо от того, совершены ли они во время международного или внутреннего вооруженного конфликта, учитывая при этом, что государство обладает полным правом предусмотреть ответственность за иные нарушения международного гуманитарного права, которые не квалифицируются в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах в качестве серьезных;
- признать необходимым принятие в рамках национального законодательства мер по предотвращению, преследованию и пресечению возможных нарушений использования наименования и эмблемы Красного Креста или Красного Полумесяца, определение государственного органа, призванного осуществлять надзор за правомерным использованием эмблемы и выявлять возможные нарушения;
- изучить вопрос о создании межнационального органа по имплементации международного гуманитарного права с целью координации усилий по приведению национального законодательства в соответствие с договорными обязательствами государства и осуществления взаимодействия с Международным комитетом Красного Креста.
Тем самым Межпарламентская Ассамблея подчеркнула, что имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне позволит более полно обеспечить соблюдение прав жертв любого конфликта, станет важной мерой, способствующей укреплению взаимного доверия в международных отношениях.
В развитие этой деятельности в СНГ приняты:
- Рекомендательный законодательный акт «О защите гражданских лиц и прав военнопленных» от 13 мая 1995 г.;
- Модельный закон «Об использовании и защите эмблем Красного Креста или Красного Полумесяца, наименований "Красный Крест" и "Красный Полумесяц", отличительных сигналов, служащих для опознавания медицинских формирований и санитарно-транспортных средств» от 16 октября 1999 г.;
- Модельный Уголовный кодекс 1996 г. (в части, включающей положения о пресечении военных преступлений).